120 закон

Содержание

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 62-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 октября 2009 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2005 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 2001 г. N 1-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

24 июня 1999 года N 120-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года
Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

Статья 6. Основания проведения индивидуальной профилактической работы

Статья 7. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы

Статья 8. Права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

Статья 8.1. Применение мер взыскания в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 9. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона

Статья 10. Контроль и надзор за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Глава II. Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Статья 12. Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания

Статья 13. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

Статья 14. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность

Статья 15. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа

Статья 16. Органы опеки и попечительства

Статья 17. Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи

Статья 18. Органы управления здравоохранением и медицинские организации

Статья 19. Органы службы занятости

Статья 20. Органы внутренних дел

Статья 21. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

Статья 22. Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел

Статья 23. Иные подразделения органов внутренних дел

Статья 23.1. Учреждения уголовно-исполнительной системы

Статья 23.2. Утратила силу

Статья 24. Другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 25. Финансовое обеспечение органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 25.1. Порядок осуществления деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций

Глава III. Производство по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

Статья 26. Основания и порядок подготовки материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

Статья 27. Порядок направления в суд материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

Статья 28. Порядок рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

Статья 29. Порядок направления копий постановления судьи и иных материалов

Статья 30. Порядок принесения жалобы, представления на постановление судьи и порядок рассмотрения жалобы, представления на постановление судьи

Статья 31. Органы и учреждения, исполняющие постановление судьи

Глава III.1. Рассмотрение материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел

Статья 31.1. Порядок подготовки материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел

Статья 31.2. Порядок и сроки рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел

Статья 31.3. Принесение жалобы, представления на постановление судьи и исполнение постановления судьи

Глава IV. Заключительные положения

Статья 32. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Статья 33. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Бесплатная консультация юриста по телефону:

ФЗ-120 описывает основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основная задача законодательного акта — защита прав и интересов лиц, не достигших совершеннолетия. Основной принцип Федерального закона — демократия.

Описание закона

120 закон о профилактике безнадзорности был принят 21 мая 1999 года Госдумой РФ. Совет Федерации одобрил ФЗ-120 9 июня того же года. Вступил в силу закон 24 июня 1999 года. Последние поправки в закон были внесены 7 июня 2017 года.

Законодательным актом регламентируются общие положения относительно системы профилактики безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия.

Федеральный закон 120 регламентирует задачи по профилактической деятельности в отношении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

  • выявление и устранение мотивов, побуждающих к появлению безнадзорности;
  • предоставление несовершеннолетним защиту прав и интересов на законных основаниях;
  • помощь в реабилитации социально-нестабильным детям, не достигшим совершеннолетнего возраста;
  • предотвращение суицидальных действий несовершеннолетними;
  • пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в преступные действия.

Законодательством предусмотрены принципы работы с лицами, не достигшими совершеннолетия:

  • законность;
  • демократичность;
  • гуманное обращение;
  • содействие в сохранении семьи и общение с ней;
  • гарантия конфиденциальности полученной информации от несовершеннолетнего;
  • индивидуальный подход к трудным детям;
  • привлечение к ответственности лиц, нарушивших права и свободу несовершеннолетних.

ФЗ-120 основывается на принципах:

  • Конституции РФ;
  • Международного права, принятого во всем мире;
  • Федеральных законов РФ;
  • правовых актов субъектов России.

Законом предусмотрено проведение в индивидуальном порядке профилактических работ с трудными детьми.

Основания для проведения профилактических действий:

  • на основании постановления суда, приговора;
  • заявление от лица родителей или представителя ребенка, не достигшего совершеннолетия. В заявлении должна быть указана просьба в оказании помощи в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Скачать

ФЗ-120 включает в себя 4 главы и 33 статьи. В каждой из глав закона рассматривается определенный аспект положений об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Законом предусмотрены центры специального размещения для лиц, не достигших совершеннолетия и нарушения которых не подлежат уголовной ответственности.

Чтобы ознакомится с последней редакцией ФЗ-120 скачайте его по ссылке.

Последние изменения, внесенные в Федеральный закон №120

Последние поправки в законодательный акт были внесены 7 июня 2017 года. В статью 2 ФЗ-120 были добавлены слова «суицидальные действия».

Из статьи 4 пункта 1 ФЗ-120 была убрана информация об органах, контролирующих оборот веществ наркотического и психотропного характера.

В статью 9 пункт 5 ФЗ-120 были добавлены изменения в описание деятельности органов внутренних дел. После последней редакции закона, в обязанности органов внутренних дел входит выявление родителей или иных лиц, склоняющих несовершеннолетних к суицидальным действиям.

Статья 5

В статье 5 ФЗ-120 перечисляются категории детей, с которыми необходимо проводить профилактические работы.

Несовершеннолетние, в отношении которых проводят работы в индивидуальном порядке:

  • беспризорные и безнадзорные;
  • ведущие бродячий образ жизни и занимающиеся попрошайничеством;
  • находящиеся в центрах по социальной реабилитации, приютах, центрах помощи сиротам;
  • находящиеся в алкогольной или наркотической зависимости;
  • нарушившие закон, что повлекло за собой применение административных мер;
  • нарушившие закон до достижения возраста привлечения к административной ответственности;
  • выполнивших действие, подвергшее опасности окружающих;
  • подозреваемых и обвиняемых в совершении преступных действий;
  • осужденных условно;
  • отбывающих в колонии наказание за совершенное преступление.

Профилактические работы для вышеперечисленных категорий несовершеннолетних граждан проводятся для предотвращения нарушений закона или для реабилитации, к примеру, после смерти родителей.

Статья 14

Статья 14 ФЗ-120 регламентирует действия контролирующих органов в сфере образования:

  • контроль за соблюдением законодательства РФ в сфере образования детей;
  • реализация мер по развитию специальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства мамы и папы;
  • образование учреждений, оказывающих медицинскую и психологическую помощь сиротам;
  • организация летнего досуга, отдыха и занятий для детей;
  • ведение учета не посещаемости ребенком занятий по уважительной и неуважительной причине;
  • внедрений мероприятий по предотвращению ранней наркотической и алкогольной зависимости.

После последний редакции ФЗ-120 изменения в статью 14 не вносились.

Статья 21

Статья 21 ФЗ-120 регламентирует действия подразделений относительно несовершеннолетних.

В обязанности подразделений входит:

  • проводить профилактическую работу с детьми и их родителями;
  • поиск лиц, находящихся в розыске;
  • рассмотрение жалоб и заявлений о нарушениях закона, совершенные лицами, не достигшими совершеннолетия;
  • информировать о всех правонарушениях.

Статья 21 пункт 1 ФЗ-120 был дополнен информацией относительно действий, склоняющих несовершеннолетних к суициду. Пункт 2 ФЗ-120 был дополнен сведениями о категории детей, которых следует доставлять в отделы органов внутренних дел. В их число входят: безнадзорные и беспризорные.

Статья 22

Статья 22 ФЗ-120 регламентирует обязанности центров временного размещения.

Основанием для помещения ребенка в центр временного размещения является приговор или постановление судьи. На основании решения несовершеннолетний помещается в центр сроком, не более 48 часов.

После последней редакции закона в пункт 4 статьи 22 ФЗ-120 было добавлено слово «перечень».

Бесплатная консультация юриста по телефону:

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 декабря 2016 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 21 декабря 2016 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из положений Конституции и норм международно-правовых актов в области защиты прав несовершеннолетних.

1. Конституцией установлено, что Республика Беларусь обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21); ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23); государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности; ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом (часть первая статьи 25); государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

В соответствии со статьей 32 Конституции детство находится под защитой государства (часть первая); родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении (часть третья).

Принцип приоритета интересов ребенка закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года (вступила в силу для Республики Беларусь 31 октября 1990 г.), согласно которой во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка; государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры (пункты 1 и 2 статьи 3).

Минимальными стандартными правилами Организации Объединенных Наций, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятыми 29 ноября 1985 года Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН, установлено, что государства-члены должны стремиться к созданию условий, позволяющих обеспечить содержательную жизнь подростка в обществе, которая, в тот период жизни, когда она или он наиболее склонны к неправильному поведению, будет благоприятствовать процессу развития личности и получения образования, в максимальной степени свободному от возможности совершения преступлений и правонарушений (правило 1.2).

В Руководящих принципах Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), принятых 14 декабря 1990 года Резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи ООН, отмечено, что предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе; участвуя в законной, социально полезной деятельности и вырабатывая гуманистический взгляд на общество и жизнь, молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность (пункт 1); для того чтобы предупреждение преступности среди несовершеннолетних было эффективным, необходимы усилия всего общества в целом в целях обеспечения гармоничного развития подростков при уважении к их личности и поощрении ее развития с раннего детства (пункт 2).

2. Законом предусматривается корректировка перечня категорий несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа. С этой целью вносятся соответствующие изменения и дополнения в статью 5 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Статьей 1 Закона данный перечень расширяется за счет отнесения к указанным лицам подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений независимо от применения к ним мер пресечения, за исключением избрания меры пресечения в виде заключения под стражу; несовершеннолетних, в отношении которых приняты решения о прекращении проверки по уголовным делам частного обвинения; лиц, не только содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, но и вернувшихся из них (пункты 3 и 5).

Указанному законодательному регулированию корреспондируют также дополнения, вносимые в нормы Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», регламентирующие компетенцию органов управления образованием, учреждений образования (статья 13) и инспекций по делам несовершеннолетних (статья 21), в части возложения на них дополнительных полномочий по проведению индивидуальной профилактической работы с названными категориями лиц (пункты 9 и 13 статьи 1 Закона).

Согласно Закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-психолого-педагогической реабилитации или предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений (абзац седьмой статьи 1).

Из содержания данного определения следует, что индивидуальная профилактическая работа имеет важное значение для предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, поскольку позволяет на ранней стадии выявлять лиц, склонных к антиобщественному поведению, а также оказывать целевое воспитательное воздействие на подростков, у которых сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни.

По мнению Конституционного Суда, расширение законодателем перечня категорий несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, призвано обеспечить более полный охват лиц, нуждающихся в проведении коррекционной работы с целью восстановления нарушенных социальных ориентиров, что направлено на реализацию приведенных выше положений Конституции и международно-правовых актов в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних.

3. Положениями Закона излагается в новой редакции статья 7 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», устанавливающая сроки проведения и основания прекращения индивидуальной профилактической работы.

Вносимыми пунктом 5 статьи 1 Закона изменениями предусматривается, в частности, что индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних начинается со дня получения органом, учреждением или иной организацией, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, документа, являющегося основанием для проведения индивидуальной профилактической работы; проводится по месту их жительства (месту пребывания) и (или) учебы; прекращается по решению руководителя органа, учреждения или иной организации, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. При этом сроки проведения индивидуальной профилактической работы устанавливаются в зависимости от категории несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа.

Конституционный Суд отмечает более полное и детальное, по сравнению с действующим, правовое регулирование как времени проведения, так и оснований для начала и прекращения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними. Указанные изменения расширяют возможности органов, учреждений и организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводить более действенную работу по устранению причин и условий, способствующих негативным социальным явлениям в молодежной среде.

Кроме того, предусматриваемая корректировка законодательных положений характеризуется более высокой степенью конкретизации профилактической деятельности правоприменительных органов, что направлено на ограничение пределов их самостоятельного усмотрения относительно сроков ее проведения и прекращения. Такой подход законодателя, по мнению Конституционного Суда, соответствует принципу правовой определенности, который призван обеспечить единообразную практику правореализации, что отвечает конституционным положениям о верховенстве права и гарантиях соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан.

4. Законодателем вводится термин «комплексная реабилитация несовершеннолетнего», который определяется как система мероприятий по оказанию социально-педагогической, психологической помощи, проведению медицинской профилактики и медицинской реабилитации в отношении несовершеннолетнего, потребление которым наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством, направленных на восстановление здоровья несовершеннолетнего, формирование у него умений и навыков оценивать, контролировать и конструктивно разрешать проблемные ситуации, формирование ценностных ориентаций и культуры здорового образа жизни (пункт 1 статьи 1 Закона).

Кроме того, устанавливается, что специальные лечебно-воспитательные учреждения являются профильными лечебно-воспитательными учреждениями, обеспечивающими комплексную реабилитацию несовершеннолетних; порядок комплексной реабилитации несовершеннолетних определяется Правительством Республики Беларусь (пункт 10 статьи 1 Закона).

Конституционный Суд считает, что вносимые Законом изменения и дополнения направлены на реализацию более эффективной государственной политики по устранению в молодежной среде негативных последствий зависимости от употребления психоактивных веществ, по возвращению несовершеннолетнего в общество в качестве полноценного члена, свободного от пагубных привычек и имеющего устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и правомерное поведение.

Устанавливаемое правовое регулирование основывается на конституционной гарантии права граждан Республики Беларусь на охрану здоровья (часть первая статьи 45 Конституции) и согласуется с конституционной обязанностью государственных органов, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая статьи 59 Конституции).

Данный законодательный подход отвечает также международно-правовым актам в области прав человека, в соответствии с которыми государства-участники обязаны принимать все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, как они определены в соответствующих международных договорах, и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (статья 33 Конвенции о правах ребенка); уделять особое внимание всеобъемлющей политике и стратегиям, направленным на предотвращение того, чтобы молодые люди злоупотребляли алкоголем, наркотиками и другими веществами; обеспечить широкий круг услуг и мер помощи для преодоления трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди в период взросления; такие услуги должны включать программы специального лечения молодых наркоманов, в которых основное внимание должно уделяться уходу, консультированию и терапевтической помощи (пункты 25 и 35 Эр-Риядских руководящих принципов).

5. Пунктом 10 статьи 1 Закона статья 14 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» излагается в новой редакции, согласно которой пребывание воспитанника в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении в случаях, если он совершил из указанных учреждений самовольный уход, и (или) не возвратился в данное учреждение из отпуска, и (или) не освоил содержание программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, может быть продлено судом в пределах срока, указанного в части восьмой данной статьи, то есть до двух лет, но не более чем до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет.

Одновременно на законодательном уровне закрепляется положение о том, что в период пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении воспитанник обязан осваивать содержание образовательных программ и программу воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, надлежаще исполнять обязанности, возложенные на него законодательством, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.

Оценивая конституционность приведенных положений, Конституционный Суд отмечает, что продление времени пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях не превышает предельных сроков, установленных действующим законодательством. При этом оно применяется по решению суда исключительно к лицам, нарушающим общие требования нормативных правовых актов учреждений образования, в том числе правил внутреннего распорядка специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений, и (или) уклоняющимся от образовательного процесса, организованного для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания.

Конституционный Суд также считает, что такие правоограничения не противоречат предписаниям статьи 23 Конституции, а устанавливаемый Законом судебный порядок продления сроков пребывания несовершеннолетнего в указанных специальных учреждениях, исключающий аналогичные полномочия других государственных органов и должностных лиц, является дополнительной гарантией защиты прав и свобод каждого, предусмотренной статьей 60 Конституции, и соответствует международно-правовым стандартам в области отправления правосудия (статьи 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, статья 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод), при соблюдении которых обеспечиваются демократическая практика и законность.

6. Закон определяет правовые основания и общие требования к проведению личного досмотра и досмотра вещей воспитанников, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно-воспитательных учреждениях, несовершеннолетних, содержащихся в приемниках-распределителях, а также несовершеннолетних, доставляемых в органы внутренних дел, приемники-распределители для несовершеннолетних, государственные организации здравоохранения, социально-педагогические учреждения, специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения (пункты 10, 12 и 14 статьи 1 и др.).

Данные положения Закона ограничивают права и свободы несовершеннолетних на неприкосновенность и достоинство личности, неприкосновенность собственности (часть первая статьи 25, часть вторая статьи 44 Конституции), на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от посягательства на честь и достоинство (статья 28 Конституции).

Однако Конституционный Суд отмечает, что указанные ограничения обусловлены режимом нахождения в названных учреждениях, направлены на предупреждение возможных правонарушений, посягающих на порядок в этих учреждениях, защиту жизни и здоровья, иных прав и свобод, обеспечение безопасности лиц, содержащихся в них, поэтому отвечают требованиям части первой статьи 23 Конституции, соразмерны защищаемым конституционным интересам, не предполагают чрезмерного ущемления достоинства личности и других основных прав и свобод и тем самым не искажают их конституционной сущности.

Такое законодательное регулирование согласуется также с Рекомендацией Комитета министров Совета Европы от 5 ноября 2008 года CM/Rec(2008)11 «О Европейских правилах для несовершеннолетних правонарушителей, подвергаемых наказанию и мерам воздействия», предусматривающей, что должны быть приняты подробные процедуры, касающиеся проведения обыска несовершеннолетних лиц; ситуации, когда проведение таких обысков является необходимым, и их характер должны определяться национальным законодательством (пункт 89.1).

Вместе с тем, исходя из того, что порядок проведения личного досмотра воспитанников, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно-воспитательных учреждениях, и досмотра их вещей, а также порядок досмотра получаемых указанными лицами бандеролей, мелких пакетов, посылок и т.п. устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь (пункт 10 статьи 1 Закона), Конституционный Суд полагает необходимым отметить, что данный государственный орган не вправе выходить за пределы реализации делегированных ему нормотворческих полномочий, соблюдая законодательные требования к содержанию регулируемого порядка проведения досмотров.

Наряду с этим, с учетом особой важности соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, а также особенностей их интеллектуального, духовно-нравственного и психофизиологического развития, обостренного чувства независимости и восприятия любой несправедливости, Конституционный Суд обращает внимание на необходимость при реализации положений Закона, предусматривающих возможность проведения личного досмотра и досмотра вещей названных лиц, в каждом конкретном случае придерживаться определяемой законодателем цели таких досмотров, а именно выявления и изъятия предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию в указанных учреждениях, в том числе способных причинить вред здоровью, а также соблюдения лицами, проводящими досмотры, конституционных гарантий обеспечения достоинства личности и недопущения унижающего его достоинство обращения, а также защиты от посягательства на достоинство (части первая и третья статьи 25, статья 28 Конституции).

7. Абзац девятый статьи 21 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», закрепляющей компетенцию инспекций по делам несовершеннолетних, излагается в новой редакции, предусматривающей, что данные инспекции в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Республики Беларусь, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних (пункт 13 статьи 1 Закона). Данному положению корреспондирует излагаемая в новой редакции часть шестая статьи 7 указанного Закона, в соответствии с которой прекращение проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних является основанием для прекращения индивидуальной профилактической работы в отношении их родителей (пункт 5 статьи 1 Закона).

Конституционный Суд отмечает, что своевременное выявление неблагополучных семей позволяет государственным органам и должностным лицам принять надлежащие меры в целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а предусматриваемое Законом проведение индивидуальной профилактической работы в отношении родителей, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних, призвано оказывать положительное воздействие на поведение указанных взрослых лиц, способствовать повышению их ответственности за судьбу детей, а также минимизировать влияние на несовершеннолетних неблагоприятных факторов семейного окружения.

Такой законодательный подход согласуется с положениями статьи 32 Конституции, в соответствии с которыми детство находится под защитой государства; родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении.

Данное законодательное регулирование отвечает также международно-правовым стандартам в области правосудия в отношении несовершеннолетних, согласно которым государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей в воспитании и развитии ребенка; родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка; наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы (пункт 1 статьи 18 Конвенции о правах ребенка); правительствам следует вырабатывать политику, способствующую воспитанию детей в условиях стабильной и благополучной семьи (пункт 13 Эр-Риядских руководящих принципов).

Оценивая в целом содержание Закона, Конституционный Суд констатирует, что предусматриваемое им правовое регулирование направлено на дальнейшее совершенствование деятельности по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности несовершеннолетних и совершению ими правонарушений, стимулированию данных лиц к законопослушному поведению, а устанавливаемый законодателем порядок осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, основывается на нормах Конституции и соответствует международно-правовым стандартам в сфере ювенальной юстиции.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года

Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет; (Абзац введен — Федеральный закон от 07.07.2003 № 111-ФЗ)

безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц; (В редакции Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ)

беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; (В редакции Федерального закона от 07.07.2003 № 111-ФЗ)

антиобщественные действия — действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц; (Абзац введен — Федеральный закон от 07.07.2003 № 111-ФЗ; в редакции федеральных законов от 22.04.2005 № 39-ФЗ; от 29.06.2015 № 179-ФЗ)

семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; (В редакции Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ)

индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

(Абзац введен — Федеральный закон от 22.04.2005 № 39-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 29.06.2015 № 179-ФЗ)

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям. (В редакции Федерального закона от 07.06.2017 № 109-ФЗ)

2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. (В редакции Федерального закона от 07.07.2003 № 111-ФЗ)

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее — органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции). (В редакции федеральных законов от 30.12.2012 № 297-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ; от 28.12.2013 № 435-ФЗ; от 03.07.2016 № 305-ФЗ)

2. В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 03.12.2011 № 378-ФЗ)

Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; (В редакции федеральных законов от 22.04.2005 № 39-ФЗ; от 29.06.2015 № 179-ФЗ)

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение мер административной ответственности; (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 170-ФЗ)

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством; (В редакции Федерального закона от 07.07.2003 № 111-ФЗ)

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 435-ФЗ)

91) отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; (Подпункт введен — Федеральный закон от 28.12.2013 № 435-ФЗ)

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 435-ФЗ)

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, за исключением следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и воспитательных колоний, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. (В редакции федеральных законов от 01.12.2004 № 150-ФЗ; от 28.12.2013 № 435-ФЗ)

3. Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Статья 6. Основания проведения индивидуальной профилактической работы

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона, если они зафиксированы в следующих документах: (В редакции Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ)

1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; (В редакции Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ)

2) приговор, определение или постановление суда;

3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел; (В редакции Федерального закона от 23.11.2015 № 313-ФЗ)

4) документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Статья 7. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ)

Статья 8. Права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

1. Несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ)

2. Несовершеннолетние, находящиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пользуются правами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, а также в установленном порядке имеют право на: (В редакции Федерального закона от 07.07.2003 № 111-ФЗ)

уведомление родителей или иных законных представителей о помещении несовершеннолетнего в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. При наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей или иных законных представителей информация о помещении несовершеннолетнего в указанное учреждение должна быть направлена им в течение 12 часов с момента его помещения, а при отсутствии сведений о родителях или иных законных представителях указанное уведомление в течение трех суток с момента помещения несовершеннолетнего направляется в орган опеки и попечительства по его последнему месту жительства; (В редакции федеральных законов от 07.07.2003 № 111-ФЗ; от 01.12.2004 № 150-ФЗ)

получение информации о целях своего пребывания в учреждении системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, правах и об обязанностях, основных правилах, регулирующих внутренний распорядок в данном учреждении; (Абзац введен — Федеральный закон от 07.07.2003 № 111-ФЗ)

обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в вышестоящие органы указанной системы, органы прокуратуры и суд; (В редакции Федерального закона от 07.07.2003 № 111-ФЗ)

гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;

поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества;

получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества;

обеспечение бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем по установленным нормам. Нормы и порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем несовершеннолетних и лиц, достигших возраста восемнадцати лет, находящихся в федеральных учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Нормы и порядок обеспечения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем несовершеннолетних и лиц, достигших возраста восемнадцати лет, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утверждаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 359-ФЗ; от 27.06.2018 № 170-ФЗ)

обеспечение бесплатной юридической помощью с участием адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи в соответствии с законом. (Абзац введен — Федеральный закон от 07.07.2003 № 111-ФЗ)

3. Права несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, а также организация работы по их исправлению регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами. (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 435-ФЗ)

4. Перечисление прав, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, не должно толковаться как отрицание или умаление других прав несовершеннолетних.

Статья 81. Применение мер взыскания в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. За нарушения установленного порядка содержания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа и центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел к несовершеннолетним могут применяться следующие меры взыскания: (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

предупреждение;

выговор;

строгий выговор.

2. К несовершеннолетним, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, могут также применяться следующие меры взыскания: (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

сообщение родителям или иным законным представителям; (В редакции Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ)

отчисление из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа на основании постановления комиссии по делам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *