13 процентов от зарплаты куда уходят

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС / Scanpix / LETA

Российские власти начали всерьез обсуждать предстоящую налоговую реформу. Если верить заявлениям Минфина, в 2018 году (то есть после президентских выборов) Россия вполне может перейти на прогрессивную шкалу подоходного налога или просто повысить его ставку. «Медуза» отвечает на стыдные вопросы о том, какие налоги платят россияне и как эта система может измениться.

Сколько я плачу налогов? 13 процентов?

Да, сбор, с которым чаще всего сталкивается любой россиянин — это 13 процентов налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Именно эта доля составляет разницу между зарплатой, записанной в трудовом договоре, и тем, что работник получает на руки.

Но НДФЛ — не единственный платеж, который получает государство за каждого наемного работника. Компания также обязана отправить взносы в Пенсионный фонд (22 процента от зарплаты по договору), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (5,1 процента) и Фонд социального страхования (2,9 процента). Если зарплата работника больше 66 тысяч рублей в месяц, то за все, что выше этой суммы, взнос в ПФР отчисляют по ставке 10 процентов. Для взносов ФСС ставка обнуляется после 60 тысяч рублей в месяц.

В результате государство получает около 33 процентов (точный процент зависит от суммы зарплаты) от всех расходов работодателя на зарплату конкретного сотрудника. Эту цифру можно условно считать реальным прямым налогом, который платит каждый работающий россиянин.

Помимо прямых налогов есть еще и косвенные. Все компании, производящие какие-то товары или оказывающие услуги, платят налог на добавленную стоимость. Эти сборы автоматически заложены в цену для конечного потребителя. По данным Росстата за 2015 год, НДС и другие виды налогов составляли до семи процентов цены продовольственных товаров и до девяти процентов для непродовольственных. Для водки доля налогов и акцизов в цене достигает 50 процентов, для бензина — более четверти.

Нельзя забывать также про транспортный, земельный и имущественный налоги. Все они оплачиваются раз в год, для этого ФНС рассылает уведомления по почте.

Но все равно мы платим меньше, чем в других странах?

Если смотреть только на ставку НДФЛ, то, действительно, 13 процентов — весьма низкий налог по сравнению с другими странами. Это отчасти связано с тем, что во многих странах действует прогрессивная шкала с высоким максимальным процентом, по которому и оценивают налоговую систему.

Чтобы сравнить страны по реальным прямым и косвенным налогам, которые платит каждый гражданин, проводятся сложные исследования. В 2016 году PricewaterhouseCoopers вычислила, что в средний россиянин отдает государству 47,4 процента заработанного. Это близко к оценке декана экономического факультета МГУ Александра Аузана, который говорит о 48 процентах.

За счет дополнительных сборов на социальную сферу и НДС Россия выходит в лидеры по реальной налоговой ставке. В мире средний показатель, по оценкам PWC, составляет всего 40,6 процента, а в Центральной и Восточной Европе и того меньше — 34,2 процента.

Прогрессивный налог означает, что я буду платить больше?

Прогрессивная шкала придумана, чтобы несильно обременять налогами людей с низкими доходами, а с богатых, наоборот, брать больше. Удобнее всего пояснить принцип работы такого налога на примере шкалы, которая действовала в России в 2000 году, после чего ее окончательно заменили единой ставкой.

Тогда те, кто получали до 4 тысяч рублей в месяц (72 тысячи в пересчете по средней зарплате на сегодняшний день), платили налог 12 процентов, это было первой ступенью шкалы. Вторая ступень — до 12,5 тысячи рублей (217 тысяч на сегодняшние деньги): первые 4 тысячи оплачивались по 12 процентов, а все, что больше, — по 20 процентов. Третья ступень: первые 4 тысячи рублей — ставка 12 процентов, потом 8,5 тысячи — 20 процентов, а превышение — 30 процентов.

Пока сложно сказать, придется платить больше налогов или меньше, ведь правительство еще не рассказало, какую именно прогрессивную шкалу оно будет вводить и будет ли вообще. Единственная фигурировавшая в обсуждениях цифра — это нулевой налог для людей с низким доходом, о котором рассказала вице-премьер Ольга Голодец. Но до какого уровня зарплат россиян вообще освободят от налогов, она не уточнила.

Если у правительства конкретных предложений пока нет, то у депутатов уже появилось несколько (весьма радикальных) идей. В августе члены ЛДПР подготовили свой проект поправок в Налоговый кодекс. Там прописала нулевая ставка для зарплат до 15 тысяч рублей в месяц. Действующие 13 процентов оставят для заработка до 200 тысяч рублей в месяц. Дальше будет действовать ставка 30 процентов, вплоть до зарплат 8,3 миллиона рублей в месяц. Те, кто получают больше, будут платить за превышение по ставке 70 процентов. Но такая шкала популистская, правительство вряд ли будет на нее ориентироваться.

Если прогрессивную шкалу одобрят, зарплаты снова будут платить «в конвертах»?

Такое опасение высказывают многие критики прогрессивной шкалы, да и вообще любого повышения налогов. Министр финансов Антон Силуанов призывает повременить с реформой до 2018 года именно из-за нестабильной экономической ситуации, которая может заставить людей вернуться к «серым» зарплатам — когда по договору работник получает одну сумму (с нее и платится налог), а на руки получает больше.

Плоскую шкалу ввели с 2001 года именно для того, чтобы вывести доходы из тени. И это сработало. В 2000 году уплаченный НДФЛ составил только 2,4 процента ВВП страны, а в 2015-м — уже 3,8 процента. В абсолютных цифрах сумма уплаченного налога за это время выросла в 40 раз.

А что если обнулить НДФЛ? Ведь бюджет все равно зависит исключительно от нефти и газа!

Это сильное преувеличение. В 2015 году доходы от добычи и экспорта нефти и газа составили около 6 триллионов рублей. В это входит налог на добычу полезных ископаемых нефти, газа и газового конденсата, а также вывозные пошли на нефть, газ и нефтепродукты.

Для сравнения, в виде НДФЛ и отчислений в Пенсионный фонд граждане и работодатели заплатили 6,5 триллиона. Еще чуть более триллиона рублей получил Фонд обязательного медицинского страхования. Через НДС бюджет получил 2,8 триллиона. Таким образом прямые и косвенные налоги приносят в бюджеты всех уровней приблизительно вдвое больше денег, чем добыча и продажа углеводородов.

На что идут мои налоги?

Подоходный налог (13 процентов) полностью остается в том регионе, где человек работает (по месту регистрации работодателя). Причем 85 процентов собранного НДФЛ получают в свое распоряжение региональные власти, а остальное распределяется на местном уровне. На эти деньги в регионе строят и ремонтируют дороги, поддерживают в нормальном состоянии объекты ЖКХ и решают другие проблемы.

Взносы в Пенсионный фонд собираются в общий котел со всей страны, а затем распределяются для выплаты пенсий. По такому же принципу организованы фонды медицинского и социального страхования.

Налог на добавленную стоимость, который граждане оплачивают косвенно через покупки товаров и услуг, целиком уходит в федеральный бюджет. Эти деньги распределяет правительство. Из федерального бюджета оплачивается содержание полиции и армии, а также наука, образование и другие направления, затрагивающие интересы всей страны.

×

Правила поведения пользователей на сайте

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

— адрес проживания заявителя;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

— сведения о своей должности и периоде работы;

— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

— пояснения к сложившейся ситуации;

— фотоматериалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

В условиях нынешней неблагоприятной экономической ситуации многие работодатели оказались не в состоянии не только своевременно выплачивать заработную плату своим работникам, но и своевременно уплачивать налог с доходов и взносы в социальные фонды, которые начисляются на заработную плату и удерживаются из нее. В рамках данной статьи рассмотрим, какая ответственность предусмотрена за несвоевременную уплату налога с доходов и социальных взносов.

Екатерина СКРИПКИНА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Документы статьи

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон № 1533

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон № 2240

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III.

Закон № 1105

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

Инструкция № 36 —

Инструкция о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденная постановлением правления Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 12.07.2007 г. № 36.

Инструкция № 21-1

— Инструкция о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 19.12.2003 г. № 21-1.

Инструкция № 16

— Инструкция о порядке поступления, учета и расходования средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденная постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 26.06.2001 г. № 16.

Инструкция № 339 —

Инструкция о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденная приказом Минтруда от 18.12.2000 г. № 339.

Порядок № 123

— Порядок исправления ошибок прошлых отчетных периодов в отчетности страхователей по средствам общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, утвержденный постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 25.12.2003 г. № 123.

Затруднительное финансовое положение предприятий сказывается на том, что все чаще имеют место задержки выплаты заработной платы, а также несвоевременно уплачиваются налог с доходов и взносы в фонды социального страхования.

Напомним, что в случае задержки выплаты заработной платы на один и более календарных месяцев работодатели обязаны начислить и выплатить работникам компенсацию потери части заработной платы (

ст. 34 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР и ст. 1 Закона Украины «О компенсации гражданам потери части доходов в связи с нарушением сроков их выплаты» от 19.10.2000 г. № 2050-III). Наличие у предприятия задолженности перед работниками по заработной плате является основанием для привлечения должностных лиц такого предприятия к дисциплинарной, материальной, административной и даже уголовной ответственности.

Однако в данной статье наша задача — выяснить, какая ответственность предусмотрена действующим законодательством для предприятия и его должностных лиц в случае, когда налог с доходов и социальные взносы были начислены и удержаны, но перечислены не вовремя.

Отметим, что несвоевременной считается уплата налогов и взносов позже сроков, предусмотренных действующим законодательством. Сроки уплаты налога с доходов и взносов в социальные фонды при

выплате заработной платы за первую и за вторую половину месяца приведены в статье «Взносы в социальные фонды. Ставки взносов в социальные фонды» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 15.

Несвоевременно перечислили налог с доходов: что грозит?

В случае

выплаты заработной платы налог с доходов подлежит уплате одновременно с получением денежных средств на выплату заработной платы в банке (одновременно с предоставлением платежного поручения о перечислении денежных средств на картсчет работника) (п.п. 8.1.2 Закона № 889), а в случае выплаты заработной платы в натуральной форме или из кассы предприятия (т. е. из выручки) — в течение банковского дня, следующего за днем такой выплаты (п.п. 8.1.4 Закона № 889).

Согласно

п.п. «а» п. 20.2 Закона № 889 при нарушении правил начисления, удержания и уплаты в бюджет налога с доходов плательщика налога, которые осуществляются лицами, определенными налоговыми агентами, финансово ответственными являются такие лица.

Размер штрафных (финансовых) санкций за нарушение норм

Закона № 889 и основания для их применения определяются законом, регулирующим такие вопросы, если иное не установлено нормами этого Закона (п. 20.1 Закона № 889).

В соответствии с

п.п. 17.1.9 Закона № 2181 в случае, когда налогоплательщик осуществляет денежные выплаты без предварительного начисления и уплаты налога, если в соответствии с законодательством такие начисление и уплата являются обязательной предпосылкой такой выплаты, налогоплательщик уплачивает штраф в двойном размере от суммы обязательства по такому налогу.

Однако в случае несвоевременной уплаты налога с доходов при выплате заработной платы штраф, предусмотренный

п.п. 17.1.9 Закона № 2181, не применяется. Предприятие должно уплатить такой штраф только в случае, если при проверке выявлено, что выплата заработной платы была произведена без предварительного начисления или неполного начисления налога с доходов. С этим согласны и налоговики (см. консультацию в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 6, с. 47). В то же время в указанной консультации, а также в письме ГНАУ от 10.06.2008 г. № 11856/7/17-0717 налоговики упоминают о том, что в случае несвоевременного перечисления в бюджет налога с доходов налоговый орган начисляет налоговому агенту пеню на основании п.п. 16.1.2 Закона № 2181. По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации речь о начислении пени на основании этого подпункта Закона № 2181 идти не может, поскольку она начисляется только при несвоевременной уплате согласованного налогового обязательства. В данном случае согласованного обязательства нет по той причине, что Налоговый расчет по форме № 1ДФ не является налоговой декларацией.

В соответствии со

ст. 1634 КоАП за неперечисление налога с доходов при выплате доходов должностные лица предприятия несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 2 до 3 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — ннмдг) (от 34 до 51 грн.), а в случае повторного нарушения в течение года — от 3 до 5 ннмдг (от 51 до 85 грн.).

Протокол об установлении административного нарушения составляется должностными лицами налоговой службы во время документальной проверки предприятия и передается в суд для принятия соответствующего решения. Административный штраф может быть наложен только по решению суда.

В соответствии с

ч. 2 ст. 38 КоАП если дела об административных правонарушениях подведомственны суду, взыскание может быть наложено не позднее чем через три месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее чем через три месяца со дня его выявления.

Таким образом, если на момент проверки налоговым органом налог с доходов, удержанный с выплаченной заработной платы, будет перечислен в бюджет, то административное взыскание может быть наложено, если прошло не более трех месяцев со дня фактической уплаты налога с доходов. Если же до проверки налог с доходов не будет перечислен в бюджет, административный штраф может быть наложен на должностных лиц предприятия не позднее чем через три месяца со дня составления протокола об установлении административного правонарушения.

Если

заработная плата начислена, но не выплачена, налог с доходов подлежит уплате в течение 30 календарных дней, следующих за последним днем месяца, за который начислена, но не выплачена заработная плата (п.п. 8.1.2 Закона № 889).

При нарушении указанного срока уплаты налога с доходов штраф, предусмотренный

п.п. 17.1.9 Закона № 2181, по нашему мнению, к предприятию применяться не должен, поскольку отсутствовал факт выплаты дохода.

Что касается административного взыскания, то в соответствии со

ст. 163-4 КоАП оно налагается за неперечисление налога с доходов при выплате. Поскольку заработная плата не выплачивалась, административный штраф в данном случае применяться также не должен.

Если не вовремя уплатили взносы в Пенсионный фонд

Взносы в Пенсионный фонд в части начислений подлежат уплате одновременно с получением (перечислением) денежных средств на оплату труда, в том числе в безналичной форме или с выручки от реализации (

абзац восьмой ч. 6 ст. 20 Закона № 1058, абзац первый п.п. 5.1.5, абзац первый п.п. 5.1.6 Инструкции № 21-1).

Что касается взносов в Пенсионный фонд в части удержаний, то они уплачиваются не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором выплачивается заработная плата (

п.п. 5.2.2, абзац первый п.п. 5.1.4 Инструкции № 21-1), а для горных предприятий — не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного месяца (п.п. 5.2.2, абзац второй п.п. 5.1.4 Инструкции № 21-1).

В случае если заработная плата начислена, но не выплачена, взносы в Пенсионный фонд должны быть уплачены не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, за который начислена, но не выплачена заработная плата (

абзац четвертый п.п. 5.1.6, п.п. 5.2.2, абзац первый п.п. 5.1.4 Инструкции № 21-1), а для горных предприятий — не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного месяца (абзац пятый п.п. 5.1.6, п.п. 5.2.2, абзац второй п.п. 5.1.4 Инструкции № 21-1).

Согласно

ч. 12 ст. 20 Закона № 1058 страховые взносы подлежат уплате независимо от финансового состояния предприятия-плательщика.

Что же грозит предприятию, если оно нарушило сроки уплаты пенсионных взносов, установленные действующим законодательством?

В соответствии с

п. 2 ч. 9 ст. 106 Закона № 1058 за несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) органы Пенсионного фонда налагают на предприятие штраф в зависимости от срока задержки платежа*:

до 30 календарных дней включительно — 10 % суммы недоплаты;

до 90 календарных дней включительно — 20 % суммы недоплаты;

свыше 90 календарных дней — 50 % суммы недоплаты.

* 5 марта 2009 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно погашения задолженности перед Пенсионным фондом Украины и усиления ответственности за нарушение законодательства в сфере общеобязательного государственного пенсионного страхования», нормы которого изменяют меру ответственности за нарушения пенсионного законодательства. На момент подготовки материала Закон не подписан Президентом Украины. В случае его подписания (о чем мы обязательно сообщим на страницах нашей газеты) штраф за несвоевременную уплату страховых взносов будет налагаться в размере 10 % своевременно не уплаченных взносов.

Основанием для принятия решения о наложении штрафа являются данные карточки лицевого счета страхователя.

Кроме того, согласно

п.п. 10.1 Инструкции № 21-1 на суммы просроченной задолженности по уплате страховых взносов (недоимки) и своевременно не уплаченных штрафных санкций начисляется пеня в размере 0,1 % суммы недоплаты за каждый день просрочки платежа. При этом под просроченной задолженностью понимается сумма неначисленных и/или неуплаченных страховых взносов в установленные сроки (ч. 2 ст. 106 Закона № 1058).

Количество дней просрочки рассчитывается с первого календарного дня, следующего за днем наступления срока соответствующего платежа, до дня его фактической уплаты страхователем включительно.

Обращаем внимание, что пеня на пеню не начисляется (

п.п. 10.4 Инструкции № 21-1).

За несвоевременное перечисление или несвоевременное зачисление на банковские счета органов Пенсионного фонда сумм страховых взносов и финансовых санкций по вине банков, пеня начисляется таким банкам в размере 0,1 % указанных сумм за каждый день просрочки их перечисления (зачисления).

Отметим, что на практике и сумма штрафа, и сумма пени рассчитываются органами Пенсионного фонда.

В соответствии с

п. 7 ч. 9 ст. 106 Закона № 1058 за неуплату или неполную уплату авансовых платежей на страхователя налагается штраф в размере 50 % суммы неуплаченных или несвоевременно уплаченных авансовых платежей. При этом под авансовыми платежами понимаются страховые взносы, которые перечисляются Пенсионному фонду при выплате доходов в течение базового отчетного периода, за который они начислены (ч. 6 ст. 20 Закона № 1058). Так, в случае неперечисления авансовых платежей в Пенсионный фонд при выплате отпускных, вознаграждений по гражданско-правовым договорам и т. п. предприятию грозит штраф в размере 50 % суммы неуплаченных авансовых платежей. Основанием для принятия решения о наложении такого штрафа является акт документальной проверки органами Пенсионного фонда.

Отметим, что финансовые санкции грозят предприятию независимо от того, будут ли несвоевременно уплаченные страховые взносы уплачены самостоятельно страхователем до начала проверки или же их обнаружат контролирующие органы Пенсионного фонда во время документальной проверки.

Кроме наложения штрафа на страхователя должностные лица предприятия, виновные в совершении правонарушения (в нашем случае — в несвоевременном перечислении пенсионных взносов), привлекаются к административной ответственности.

В соответствии с

п. 2 ч. 16 ст. 106 Закона № 1058 за нарушение установленного порядка начисления и сроков уплаты страховых взносов на должностных лиц предприятия налагается штраф в размере от 8 до 15 ннмдг (от 136 до 255 грн.). При повторном совершении такого правонарушения в течение года размер штрафа составит от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.)*. Административное взыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня выявления правонарушения (ч. 1 ст. 38 КоАП).

* В случае подписания Президентом Украины Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно погашения задолженности перед Пенсионным фондом Украины и усиления ответственности за нарушение законодательства в сфере общеобязательного государственного пенсионного страхования» размер административного штрафа за несвоевременную уплату страховых взносов, в том числе авансовых платежей будет составлять: от 25 до 50 ннмдг (от 425 до 850 грн.), если размер неуплаченной суммы не превышает 300 ннмдг (5100 грн.) или от 50 до 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.), если размер неуплаченной суммы больше 300 ннмдг (5100 грн.).

От имени органов Пенсионного фонда рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право директор исполнительной дирекции Пенсионного фонда Украины, его заместители, начальники главных управлений Пенсионного фонда Украины в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе и их заместители, начальники управлений Пенсионного фонда Украины в районах, городах, районах в городах и их заместители на основании документов, свидетельствующих о совершении правонарушения

(ч. 17 ст. 106 Закона № 1058).

Несвоевременная уплата взносов в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности

Взносы в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности подлежат уплате одновременно с получением средств на оплату труда в учреждениях банков (

п. 4.4 Инструкции № 16), в день перечисления заработной платы на текущие счета работников в учреждениях банков (абзац первый п. 4.6 Инструкции № 16).

В случае выплаты заработной платы за первую половину или другую часть месяца начисленные страховые взносы должны быть перечислены в Фонд не позднее дня, установленного для выплаты заработной платы за вторую половину месяца.

Если заработная плата выплачивается из выручки от реализации или в натуральной форме, страховые взносы подлежат уплате не позднее дня, следующего за днем выплаты заработной платы (

абзац второй п. 4.6 Инструкции № 16).

При несвоевременной выплате заработной платы взносы в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности уплачиваются при фактической выплате заработной платы в соответствующие для формы выплаты сроки (

п. 4.4 Инструкции № 16).

В соответствии с

абзацем третьим ч. 1 ст. 30 Закона № 2240 за несвоевременную уплату взносов в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности при проверке органами Фонда на предприятие налагается штраф в размере 50 % сумм, подлежащих уплате страховых взносов за весь период, прошедший со дня, когда страхователь был взят на учет. Однако, как отмечается в письме Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 20.04.2006 г. № 05-31-850, на практике штраф применяется в размере 50 % суммы подлежащих уплате страховых взносов, а не от суммы взносов за весь период с момента взятия на учет.

Кроме штрафов, за нарушение срока уплаты страховых взносов предусмотрено взыскание пени.

Пеня рассчитывается исходя из

120 % учетной ставки НБУ, которая действовала на момент уплаты, начисленной на всю сумму недоимки (без учета штрафов) за весь ее срок (п. 5 Порядка № 123, абзац третий п. 5.2 Инструкции № 16). При этом моментом уплаты считается день возникновения недоимки, т. е. при расчете пени следует применять ставку НБУ, действующую на день возникновения недоимки.

Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за днем получения заработной платы (со дня возникновения недоимки), и заканчивается в день приема банком платежного поручения на уплату взносов в Фонд. При этом недоимкой считается неуплаченная в установленные сроки разница между начисленными страховыми взносами и расходами, связанными с предоставлением материального обеспечения и социальных услуг (пособие по беременности и родам, пособие по временной нетрудоспособности, пособие на погребение и др.).

Пеня на сумму недоимки

не начисляется только в том случае, если существовала задолженность Фонда перед страхователем, и сумма такой задолженности превышала сумму выявленной недоимки на момент выявления ошибки (п. 6 Порядка № 123). Излишне перечисленная сумма пени должна быть возвращена страхователю по его письменному заявлению.

Если взносы уплачены несвоевременно по вине банковского учреждения (произошло несвоевременное списание со счета и зачисление в Фонд), пеню должно уплатить такое банковское учреждение. При этом предприятие-страхователь освобождается от ответственности за несвоевременное зачисление суммы страховых взносов в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, включая начисленную пеню и штрафные санкции (

п.п. 5.7 Инструкции № 16).

В соответствии со

ст. 1655 КоАП за несвоевременное перечисление взносов в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности должностные лица предприятия привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере от 8 до 15 ннмдг (от 136 до 255 грн.), а в случае повторного такого нарушения в течение года — от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.). Административное взыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня выявления правонарушения (ч. 1 ст. 38 КоАП).

Отметим, что рассматривать дела об административных нарушениях и налагать административные взыскания имеют право руководитель исполнительной дирекции Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, его заместители, руководители исполнительных дирекций отделений Фонда в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе и их заместители (

ч. 2 ст. 24411 КоАП).

Обращаем внимание, что в случае если предприятие самостоятельно

перечисляет подлежащие уплате суммы страховых взносов и пеню в полном объеме, а также уведомляет рабочий орган Фонда о факте выявления ошибки и перечислении начисленных страховых взносов и пени до начала проверки органом Фонда, штрафы не применяются (п. 8 Порядка № 123).

Несвоевременно уплатили взносы в Фонд социального страхования на случай безработицы

Взносы в Фонд социального страхования на случай безработицы подлежат уплате одновременно с получением (перечислением) средств на оплату труда, в том числе в безналичной или натуральной форме, или выручки от реализации товаров (услуг) (

абзац первый ч. 3 ст. 17 Закона № 1533).

В соответствии с

абзацем вторым ч. 1 ст. 38 Закона 1533 в случае несвоевременной уплаты страховых взносов или неполной их уплаты страхователи должны уплатить сумму доначисленных контролирующим органом страховых взносов (недоимки), штраф и пеню. Штраф налагается в размере сокрытой суммы выплат, на которые насчитываются страховые взносы, а в случае повторного нарушения — в трехкратном размере такой суммы.

Однако согласно разъяснениям Фонда социального страхования на случай безработицы (см.

письмо от 08.01.2003 г. № ДЦ-09-43) штраф применяется к предприятию-страхователю только в том случае, если во время проверки выявлено, что сумма заработной платы, на которую начисляются взносы, не отражена в расчетной ведомости о начислении и перечислении страховых взносов в Фонд социального страхования на случай безработицы. Если же в расчетной ведомости отражена сумма средств, на которую должны быть начислены страховые взносы, но на нее взносы не начислены или начислены, но уплачены несвоевременно, начисляется только пеня.

Пеня исчисляется исходя из 120 % учетной ставки НБУ, которая действовала на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки (без учета штрафов) за весь ее срок. В соответствии с разъяснениями, предоставленными в

письме Государственного центра занятости от 23.03.2001 г. № ДЦ-05-901, ставка НБУ принимается на момент уплаты, а именно: на день получения заработной платы, установленный в банковском учреждении, т. е. на день, когда должны быть уплачены страховые взносы.

В соответствии с

п. 9.4 Инструкции № 339 начисление пени производится начиная со следующего дня после наступления срока уплаты страховых взносов до дня уплаты включительно. Если срок уплаты совпадает с выходным (праздничным) днем, то пеня начисляется начиная со следующего рабочего дня после выходного (праздничного) дня. В случае несвоевременного зачисления на счет фонда страховых взносов пеню уплачивает банковское учреждение, при этом пеня со страхователя не взыскивается.

Согласно

ст. 1653 КоАП за несвоевременную или неполную уплату страховых взносов на должностных лиц предприятия налагается штраф в размере от 8 до 15 ннмдг (от 136 до 255 грн.), а за повторное аналогичное нарушение в течение года — от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.). В соответствии с ч. 1 ст. 38 КоАП административное взыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня выявления правонарушения. От имени Фонда рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право руководитель исполнительной дирекции Фонда, его заместители, руководители рабочих органов исполнительной дирекции Фонда в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе и их заместители (ч. 2 ст. 2449 КоАП).

В случае если работодатель самостоятельно до начала проверки выявил ошибки, правильно доначислил страховые взносы, рассчитал пеню и перечислил в Фонд социального страхования на случай безработицы соответствующие суммы, к такому страхователю и его должностным лицам штрафные санкции не применяются (см.

письмо Государственного центра занятости от 17.05.2006 г. № ДЦ-09-2529/0/6-06).

Таким образом, если до начала проверки предприятие уплатило сумму взносов, которые не были перечислены в установленный срок, оно должно только рассчитать и уплатить пеню.

Если несвоевременно перечислили взносы в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве

Взносы в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве (далее — ФССНС) подлежат уплате одновременно с получением денежных средств в банке на выплату заработной платы, в день перечисления заработной платы на текущие счета работников (

абзац второй п. 4.12 Инструкции № 36).

Если заработная плата выплачивается из выручки или в натуральной форме, взносы в ФССНС подлежат уплате не позднее следующего дня после выплаты заработной платы (

абзац четвертый п. 4.12 Инструкции № 36).

За несвоевременную уплату страховых взносов со страхователей взыскивается пеня (

ч. 2 ст. 52 Закона № 1105). Наложение штрафных санкций на предприятие действующим законодательством не предусмотрено.

Пеня начисляется исходя из 120 % годовых учетной ставки НБУ, действовавшей на момент уплаты недоимки, начисленной на полную сумму недоимки (без учета штрафов) за весь срок (

п. 5.1 Инструкции № 36). Пеня начисляется начиная со следующего дня после получения заработной платы до дня уплаты недоимки включительно. Пеня на пеню не насчитывается.

В случае если взносы были перечислены несвоевременно по вине банковского учреждения, пеня уплачивается таким банковским учреждением за каждый день просрочки их перечисления (зачисления). При этом с предприятия-страхователя пеня за эти дни не взыскивается.

В соответствии со

ст. 1654 КоАП за несвоевременную уплату страховых взносов должностные лица предприятия привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере от 8 до 15 ннмдг (от 136 до 255 грн.), а при повторном нарушении сроков уплаты страховых взносов — от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.). Административное взыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня выявления правонарушения (ч. 1 ст. 38 КоАП). От имени ФССНС рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право руководитель исполнительной дирекции Фонда, его заместители, руководители рабочих органов исполнительной дирекции Фонда в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе и их заместители, руководители районных и городских отделений исполнительной дирекции Фонда.

Для удобства все виды ответственности, предусмотренные действующим законодательством за несвоевременную уплату налога с доходов и взносов в фонды социального страхования, представим в таблице.

Ответственность за неперечисление в бюджет налога с доходов и несвоевременную уплату взносов в фонды социального страхования

Вид правонарушения

Финансовая санкция

Административная ответственность

Основание

В случае совершения право-нарушения впервые

В случае повторного совершения право-нарушения

В случае совершения право-нарушения впервые

В случае повторного совершения право-нарушения

Неперечисление в бюджет налога с доходов при выплате дохода

Предупреждение или штраф в размере от 2 до 3 ннмдг (от 34 до 51 грн.)

Штраф от 3 до 5 ннмдг (от 51 до 85 грн.)

Ст. 1634 КоАП

Несвоевременная уплата взносов в Пенсионный фонд

Штраф в зависимости от срока задержки платежа:

— до 30 календарных дней включительно — 10 % суммы недоплаты;

— до 90 календарных дней включительно — 20 % суммы недоплаты;

— свыше 90 календарных дней — 50 % суммы недоплаты

Пеня начисляется на суммы несвоевременно уплаченных страховых взносов и штрафных санкций в размере 0,1 % указанных сумм за каждый день просрочки платежа (с первого календарного дня, следующего за днем наступления срока уплаты платежа, до дня его фактической уплаты включительно)

Штраф в размере от 8 до 15 ннмдг (от 136 до 255 грн.)

Штраф в размере от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.)

П. 2 ч. 9 ст. 106, п. 2 ч. 16 ст. 106 Закона № 1058, п. 10.1

Инструкции № 21-1

Несвоевременная уплата авансовых платежей в Пенсионный фонд

Штраф в размере 50 % суммы несвоевременно уплаченных авансовых платежей

Штраф в размере от 8 до 15 ннмдг (от 136 до 255 грн.).

Штраф в размере от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.)

П. 7 ч. 9 ст. 106, п. 2 ч. 16 ст. 106 Закона № 1058

Несвоевременная уплата взносов в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности

Штраф применяется в размере 50 % сумм, подлежащих уплате страховых взносов

Штраф в размере от 8 до 15 ннмдг (от 136 до 255 грн.)

Штраф в размере от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.)

Абзац третий ч. 1 ст. 30 Закона № 2240, п. 5 Порядка № 123, абзац третий п. 5.2 Инструкции № 16, ст. 1655 КоАП

Пеня рассчитывается исходя из 120 % учетной ставки НБУ, которая действовала на момент уплаты (день возникновения недоимки), начисленной на всю сумму недоимки (без учета штрафов) за весь ее срок

Несвоевременная уплата взносов в Фонд социального страхования на случай безработицы

Пеня исчисляется исходя из 120 % учетной ставки НБУ, которая действовала на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки (без учета штрафов) за весь ее срок

Штраф в размере от 8 до 15 ннмдг (от 136 до 255 грн.)

Штраф в размере от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.)

Ч. 1 ст. 38 Закона 1533, ст. 1653 КоАП

Несвоевременная уплата взносов в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве

Пеня начисляется исходя из 120 % годовых учетной ставки НБУ, действовавшей на момент уплаты недоимки, начисленной на полную сумму недоимки (без учета штрафов) за весь срок

Штраф в размере от 8 до 15 ннмдг (от 136 до 255 грн.)

Штраф в размере от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.)

Ч. 2 ст. 52 Закона № 1105, п. 5.1 Инструкции № 36, ст. 1654 КоАП

ООО без работников — распространенное явление, когда единственным сотрудником организации является только директор или их нет вовсе. Но сможет ли такая компания работать в текущем году? И если это реально, какие образом необходимо отчитываться за свою деятельность в налоговую инспекцию? Рассмотрим эти моменты подробнее.

Мнения экспертов

В вопросе работы общества без сотрудников существует несколько мнений. Некоторые эксперты уверяют, что такая организация работать не сможет, ведь для полноценной деятельности в ней должен быть хотя бы руководитель. В ином случае, кто будет подписывать договоры или отчетную документацию? Если бумаги в компании имеются, а в них стоят подписи директора, это свидетельствует о наличии сотрудника, который получает зарплату ООО. Если компания переживает временные трудности, она вправе отправить гендиректора в отпуск без оплаты труда. Но в любом случае гендиректор — работник общества.

Существуют и другие ситуации, когда учредитель и руководитель общества — один человек. Стоит ли в таком случае оформлять трудовой договор? Ситуация противоречива, и в законодательстве до сих пор нет четкого ответа на этот вопрос. Различные структуры ориентируются на свой набор документов и законодательных актов.

Так, Федеральная служба, занимающаяся вопросами трудоустройства, в 2013 году выпустила письмо №177, в котором она ссылается на ТК РФ (ст. 273). Организация утверждает, что учредитель компании не может одновременно быть ее работником, поэтому в оформлении трудового соглашения нет необходимости. Объясняется это тем, что подписывать двусторонний договор одно и то же лицо не имеет права.

Юристы уверяют, что провернуть такую сделку с учетом законодательства реально. Оформление договора не происходит с самим собой, ведь с одной стороны выступает физическое лицо, а с другой — компания, пусть и в лице одного учредителя. Получается, что субъекты различны, и нарушений нет. Во время дискуссии основным документом, на который чаще всего ссылаются, является ТК РФ. В нем прописано, что трудовое соглашение должно оформляться с каждым работником, в том числе и с директором.

Если руководитель не принимается на работу, по закону ему не положены различные виды гарантий, а начисление заработной платы не происходит. В результате нарушаются права человека, что является недопустимым.

Как не нарваться на штрафные санкции?

Отсутствие четкого ответа в законодательстве создает опасные прецеденты, из-за которых многие компании могут столкнуться с проблемами. Специалисты в юридической сфере уверяют, что проверки в секторе выполнения норм трудового законодательство проводит Роструд, который допускает возможность работы ООО с одним участником. Следовательно, бояться наложения штрафных санкций не стоит. Несмотря на это, юристы рекомендует обращать внимание на изменения в законодательстве. В любой момент ситуация может поменяться, что доказывает практика последних 15-20 лет.

В целом почти все эксперты сходятся во мнении, что оптимальный вариант — оформить на работу директора по всем правилам. Это значит, что в ООО будет хотя бы один сотрудник, и можно избежать ненужных конфликтов с контролирующими структурами. Если приходится разбираться в судебной инстанции, решение последней почти всегда касается необходимости трудоустройства руководителя.

Что будет, если не принять директора на работу?

В практике известны случаи, когда работники отсутствуют в организации только по документам. Такая ситуация не нова, и существующую лазейку используют многие компании. Целью является желание снизить расходы, когда реально в ООО работает с десяток наемных работников, но официального трудоустройства нет, а заработная плата передается в конвертах.

В таком случае высок риск неприятностей, ведь достаточно только одной ссоры и жалобы, чтобы нарваться на проверку. После этого все идет по проверенному сценарию — судебные разбирательства, пересчет налоговых платежей, начисление штрафных санкций и пени. Вот почему стоит лишний раз подумать, нарушать закон ради эфемерной выгоды или нет. Сложно предположить, чем может закончиться деятельность без сотрудников для ООО.

Тонкости отчетности

Не менее важный вопрос — как отчитываться перед налоговыми органами, если в обществе отсутствуют наемные работники. Здесь речь идет о предоставлении в ФНС так называемых «нулевок» — нулевых форм. Разберемся подробно, как это делается в 2018 году.

Отчетность по налоговым платежам и бухгалтерия в компании без работников ничем не отличается от той, что сдают ООО с сотрудниками. Если организация в определенный период не работала, сдается нулевая декларация. Такую возможность имеют компании, которые выбрали УСН и общую форму налогообложения. В случае с ЕНВД подача «нулевки» исключена. Здесь приостановление деятельности требует оформления заявления, где предприниматель информирует о желании сняться с учета. Только в этом случае налог платить никто не будет.

Кроме того, общество должно отчитываться за работников даже в той ситуации, когда их нет. Сдача такой отчетности является обязательным требованием ПФ, ФНС и ФСС. При этом сдавать необходимо следующие документы:

  • Данные о среднесписочном количестве сотрудников. Они передаются в налоговую службу. Если работников нет, ставьте «0», но при наличии трудоустроенного руководителя — «1».
  • Информация о доходах. В ФНС передаются справки, сделанные по форме 2-НДФЛ. По приведенным в них данным делается вывод об уровне прибыли работников. Если в определенный период зарплата не начислялась, в передаче этих документов нет необходимости. С 2016 года работает новая форма — 6-НДФЛ. Подача этой справки является обязательной, ведь в ином случае существует опасность нарваться на штраф. При отсутствии сотрудников и выплат придется сдавать нулевую отчетность.
  • Данные по форме РСВ-1 передаются в ПФР, а с 2016 года еще и по СЗВ-М. В процессе оформления вносится информация в общие разделы, а графы, касающиеся сотрудников, игнорируются.
  • Отчетность по форме 4-ФСС в Фонд социального страхования. Здесь также сдается «нулевка».

Вывод

Общество без работников существовать может, но во избежание проблем лучше нанять на работу гендиректора. При этом отчетность в ПФР, ФСС и ФНС все равно придется сдавать, хоть и в ограниченном виде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *