180 косгу

Еще вам будет интересно:

  • Учреждение сдает имущество в аренду
  • Обзор изменений, внесенных в Порядок № 209н
  • Комментарий к Приказу №69н Минфина РФ от 13.05 2019

Приказом Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н (далее – Приказ № 255н) в классификацию операций сектора государственного управления введены новые коды. Их следует применять с начала 2018 года. В связи с этим в рабочий план счетов необходимо ввести новые счета аналитического учета, соответствующие вновь введенным кодам КОСГУ. В статье рассмотрим порядок учета расчетов по доходам бюджетных и автономных учреждений спорта исходя из Приказа № 255н и проектов изменений в инструкциях № 174н, 183н (размещены на сайте www.regulation.gov.ru).

В бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений для расчетов по доходам используются следующие синтетические счета:

  • 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» – на нем отражаются суммы доходов (поступлений), начисленные учреждением в момент появления требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений (в том числе суммы поступившей от плательщиков предварительной оплаты), а также при выполнении учреждением возложенных на него согласно законодательству РФ функций;
  • 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» – он предназначен для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений, порчи денежных средств и иных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, по суммам предварительной оплаты, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы), по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, по суммам излишне произведенных выплат, по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев, по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.

Далее рассмотрим, какие аналитические счета нужно предусмотреть в учетной политике бюджетного и автономного учреждений к указанным синтетическим счетам по доходам, а также порядок их применения.

Учет расчетов по доходам на счете 205 00 000

До начала действия Приказа № 255н синтетический счет 0 205 00 000 включал следующие аналитические счета:

  • 0 205 20 000 «Расчеты по доходам от собственности» (код 120 КОСГУ);
  • 0 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» (код 130 КОСГУ);
  • 0 205 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» (код 140 КОСГУ);
  • 0 205 50 000 «Расчеты по поступлениям от бюджетов» (по соответствующим аналитическим счетам») (код 150 КОСГУ);
  • 0 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами» (по соответствующим аналитическим счетам») (код 170 КОСГУ);
  • 0 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам» (код 180 КОСГУ).

С вступлением в силу Приказа № 255н коды 120, 130, 140, 180 КОСГУ стали группировочными и теперь включают в себя ряд новых подстатей КОСГУ.

Далее в таблице представим отдельные введенные коды КОСГУ по доходам и соответствующие им аналитические счета бухгалтерского учета, применяемые в деятельности бюджетных и автономных учреждений спорта.

Код КОСГУ (в редакции Приказа № 255н)

Номер счета и его наименование (с учетом проектов приказов Минфина о внесении изменений в инструкции № 174н, 183н)

Доходы учреждений от собственности

121 «Доходы учреждений от операционной аренды»

0 205 21 000 «Расчеты с плательщиками доходов от операционной аренды»

122 «Доходы бюджетных учреждений от финансовой аренды»

0 205 22 000 «Расчеты по доходам от финансовой аренды»

124 «Проценты по депозитам, остаткам денежных средств»

0205 24 000 «Расчеты по доходам от процентов по депозитам, остаткам денежных средств»

129 «Иные доходы учреждений от собственности»

0205 29 000 «Расчеты по иным доходам от собственности»

Доходы бюджетных учреждений от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат

131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»

0 205 31 000 «Расчеты с плательщиками по доходам от оказания платных услуг (работ)»

135 «Доходы бюджетных учреждений по условным арендным платежам»

0 205 35 000 «Расчеты по условным арендным платежам»

Прочие доходы

183 «Доходы от субсидии на иные цели»

0 205 83 000 «Расчеты по субсидиям на иные цели»

184 «Доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений»

0 205 84 000 «Расчеты по субсидиям на осуществление капитальных вложений»

189 «Иные доходы»

0 205 89 000 «Расчеты по иным доходам»

К счету 0 205 00 000 в структуре рабочего плана счетов (в 15 – 17‑м разрядах счета) применяются соответствующие коды подвида доходов согласно подразд. 4.1 классификации доходов бюджета.

Наиболее распространенные операции по начислению и поступлению доходов в бюджетных и автономных учреждениях спорта приведены в таблице.

Дебет

Кредит

Операции по начислению доходов

Начислены доходы в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания

4 205 31 560 (000)

4 401 10 131

Начислены доходы будущих периодов в форме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным)

4 205 31 560 (000)

0 401 40 131

Начислены доходы по предоставленной учреждению субсидии на иные цели в сумме подтвержденных отчетом расходов (основание – бухгалтерская справка (ф. 0504833))

5 205 83 560 (000)

5 401 10 183

Начислены доходы по предоставленным в порядке, установленном законодательством РФ, бюджетным инвестициям в сумме, подтвержденной отчетом

6 205 84 560 (000)

6 401 10 184

Начислены доходы от операционной аренды имущества, переданного арендаторам согласно заключенным договорам

2 205 21 560 (000)

2 401 10 121

Начислены доходы за выполненные работы, оказанные услуги, реализованные товары (в рамках видов приносящей доход деятельности учреждения, предусмотренных уставными документами)

2 205 31 560 (000)

2 401 10 131

Начислены заказчикам (в соответствии с долгосрочными договорами) суммы доходов будущих периодов за выполненные и сданные им отдельные этапы готовой продукции, работ, услуг

2 205 31 560 (000)

2 401 40 131

Начислены доходы от условных арендных платежей

0 205 35 560 (000)

0 401 10 135

Начислены иные доходы, в том числе полученные пожертвования (гранты), благотворительные (безвозмездные) перечисления

2 205 89 560 (000)

2 205 52 560 (000)

2 205 53 560 (000)

2 401 10 189

2 401 10 152

2 401 10 153

Операции по поступлению, зачету и списанию доходов

Отражено поступление доходов в рамках заключенных договоров (соглашений)

0 201 11 510 (000)

0 201 21 510 (000)

0 201 34 510 (000)

0 205 00 660 (000)

Отражено уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом

2 302 00 000

2 205 00 660 (000)

Списана с балансового учета дебиторская задолженность по доходам, признанная в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию (не востребованной кредиторами по доходам)

0 401 10 173

Забалансовый счет 04

0 205 00 660 (000)

Таким образом, доходы, полученные в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и от оказания платных услуг (работ), предусмотренных уставом учреждения, учитываются на одном счете по коду 131 КОСГУ (ранее – по коду 130 КОСГУ); доходы, полученные в рамках операционной аренды, отражаются по коду 121 КОСГУ (ранее – по коду 120 КОСГУ). Учет остальных видов доходов теперь более детализирован. Так, доходы, относящиеся к компенсации расходов учреждения в рамках договора аренды, относятся к условным арендным платежам и учитываются отдельно.

При этом необходимо отметить, что операции автономных и бюджетных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются теперь по соответствующей подстатье КОСГУ (131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 189 «Иные доходы») в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики.

Автономное учреждение спорта предоставило в аренду ледовый каток на период проведения спартакиады с 1 марта по 11 марта. В договоре аренды отдельно предусмотрены фиксированная арендная плата – 55 000 руб. и возмещение арендатором расходов на электроэнергию по фактическим показаниям счетчика. По окончании данного мероприятия последние расходы составили 2 700 руб.

В целях упрощения примера операции по внутреннему перемещению переданного в аренду имущества и начислению налога на прибыль не приводятся.

Согласно СГС «Аренда» данный объект учета относится к операционной аренде.

В бухгалтерском учете на основании актов оказанных услуг отражены расчеты с арендатором по арендной плате и условным арендным платежам.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена передача ледового катка арендатору

Забалансовый счет 25

1*

Начислены предстоящие доходы от операционной аренды (в момент заключения договора аренды)

2 205 21 000

2 401 40 121

55 000

Отражено признание доходов текущего финансового года (на основании акта об оказании услуг)

2 401 40 121

2 401 10 121

55 000

Начислены условные арендные платежи (на основании акта о фактических расходах на электроэнергию)

2 205 35 000

2 401 10 135

2 700

Поступили от арендатора на лицевой счет денежные средства в виде арендного платежа

2 201 11 000

Забалансовый счет 17

2 205 31 000

55 000

Поступили от арендатора на лицевой счет денежные средства в виде условного арендного платежа

2 201 11 000

Забалансовый счет 17

2 205 35 000

2 700

Отражена передача ледового катка учреждению

Забалансовый счет 25

1*

* 
В условной оценке.

Учет отдельных видов расчетов на счете 209 00 000

Данный синтетический счет применяется для формирования в денежном выражении информации о состоянии расчетов по суммам причиненного ущерба бюджетному или автономному учреждению, иным доходам и содержит следующие группы счетов:

  • 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат»;
  • 0 209 40 000 «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба»;
  • 0 209 70 000 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;
  • 0 209 80 000 «Расчеты по иным доходам».

До вступления в силу Приказа № 255н аналитические счета применяли только к счетам 0 209 70 000, 0 209 80 000. Теперь необходимо использовать новую аналитику и к счетам 0 209 30 000, 0 209 40 000.

Приведем в таблице новые коды КОСГУ и соответствующие им аналитические счета, применяемые при расчетах по ущербу и иным доходам в деятельности бюджетных и автономных учреждений спорта.

Код КОСГУ (в редакции Приказа № 255н)

Номер счета и его наименование (с учетом проектов приказов Минфина о внесении изменений в инструкции 174н, 183н)

Доходы от компенсации затрат

134 «Доходы от компенсации затрат»

0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат»

Штрафы, пени, неустойки, возмещение ущерба

141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках»

0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»

143 «Страховые возмещения»

0 209 43 000 «Расчеты по доходам от страховых возмещений»

144 «Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»

0 209 44 000 «Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»

145 «Прочие доходы от сумм принудительного изъятия»

0 209 45 000 «Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия»

Прочие доходы

189 «Иные доходы»

0 209 89 000 «Расчеты по иным доходам»*

* 
Ранее для учета иных доходов применялся счет 0 209 83 000.

В структуре рабочего плана счетов к счету 0 209 00 000 (в 15 – 17‑м разрядах счета) применяются соответствующие коды подвида доходов согласно подразд. 4.1 классификации доходов бюджета.

Далее приведем отдельные операции с применением новых аналитических счетов по учету расчетов по ущербу и иным доходам.

Дебет

Кредит

Операции по начислению доходов

Отражена сумма задолженности работника по излишне выплаченной ему сумме оплаты труда (не удержанной из заработной платы) в случае оспаривания работником оснований и размеров удержаний

0 209 34 560 (000)

0 401 10 134

Начислена сумма задолженности бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска при увольнении его до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск

0 209 34 560 (000)

0 401 10 134

Отражена сумма задолженности перед учреждением, подлежащая возмещению по решению суда, в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек)

0 209 34 560 (000)

0 401 10 134

Начислена сумма ущерба в виде процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо необоснованного получения или сбережения

0 209 45 560 (000)

0 401 10 145

Отражена сумма задолженности по возмещению ущерба имуществу в соответствии с законодательством РФ при возникновении страховых случаев

0 209 43 560 (000)

0 401 10 143

Отражена задолженность по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, по иным санкциям

2 209 41 560 (000)

2 401 10 141

Начислена задолженность в сумме требований по компенсации затрат к получателям авансовых платежей (подотчетных сумм) по произведенной предварительной оплате в рамках договоров (соглашений), а также по иным основаниям согласно законодательству РФ, не возвращенной контрагентом в случае расторжения договора (соглашения), в том числе по результатам претензионной работы (решению суда)

0 209 34 560 (000)

0 206 00 660 (000)

0 208 00 660 (000)

Отражена сумма задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ

0 209 34 560 (000)

0 401 10 134

Операции по поступлению, зачету и списанию доходов

Поступили средства от виновных лиц в возмещение причиненного учреждению ущерба, а также по иным доходам

0 201 11 510 (000)

0 201 21 510 (000)

0 201 34 510 (000)

0 209 00 660 (000)

Возмещен ущерб виновным лицом из заработной платы (иных выплат) на сумму удержаний, произведенных в порядке, предусмотренном законодательством РФ

0 304 03 830 (000)

0 209 00 660 (000)

Списана с баланса сумма ущерба в связи с неустановлением виновных лиц (с ее уточнением решениями судов)

0 401 10 172

0 209 00 660 (000)

Списана с баланса сумма ущерба в связи с приостановлением согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным

0 401 10 173

Забалансовый счет 04

0 209 00 660 (000)

Уменьшены расчеты с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю договора (контракта) суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов):

в части обязательств по договору (контракту), принятых за счет приносящей доход деятельности

2 302 00 830 (000)

2 209 41 660 (000)

в части обязательств по договору (контракту), принятых за счет иных источников финансового обеспечения

2 304 06 830 (000)

2 209 41 660 (000)

В бюджетном учреждении спорта работнику, впервые заключившему трудовой договор, выдан бланк трудовой книжки за плату (в размере расходов на его приобретение). Стоимость бланка трудовой книжки удержана из зарплаты работника по его заявлению. Выплата зарплаты осуществляется за счет субсидии на выполнение госзадания.

Учетной политикой учреждения предусмотрено начислять НДС и налог на прибыль организаций по коду 131 КОСГУ.

При выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель взимает с работника плату, размер которой определяется исходя из расходов на их приобретение (п. 46 – 47 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

Оплата, взимаемая работодателем при выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее, подлежит учету при определении базы по налогу на прибыль организаций и НДС (Письмо ФНС РФ от 23.06.2015 № ГД-4-3/10833@).

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения данные операции отражаются следующим образом:

Бирюков А. И., к. э. н., профессор Финансового университета при Правительстве РФ, советник Управления внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности ФК РФ

Журнал «Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере» № 4/2018

Вопрос:

В соответствии с Указаниями № 65н (в редакции Приказа Минфина РФ № 255н) статья 290 «Прочие расходы» КОСГУ детализирована подстатьями 291 – 296 КОСГУ. Может ли данная статья в каких-либо случаях не детализироваться?

Статья 290 КОСГУ детализирована, и ее применение для отражения расходов учреждения без соответствующих подстатей 291 – 296 КОСГУ не допускается.

Согласно Указаниям № 65н статья 290 КОСГУ включает следующие подстатьи:

Подстатья КОСГУ

Включаемые расходы

В том числе детализация

291 «Налоги, пошлины и сборы»

Расходы по уплате в бюджеты всех уровней:

– налогов (включаемых в состав расходов);

– государственной пошлины и сборов;

– разного рода платежей

– НДС и налог на прибыль (в части обязательств казенных учреждений);

– налог на имущество;

– земельный налог, в том числе в период строительства объекта;

– транспортный налог;

– плата за загрязнение окружающей среды;

– государственная пошлина и сборы в установленных законодательством случаях

292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах»

Расходы по уплате штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов, сборов, страховых взносов

293 «Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»

Расходы по оплате:

– штрафов за нарушение законодательства РФ о закупках товаров, работ и услуг;

– штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг

294 «Штрафные санкции по долговым обязательствам»

Расходы по уплате пеней, штрафов за несвоевременное погашение:

– бюджетных кредитов;

– кредитов иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), полученных в иностранной валюте

295 «Другие экономические санкции»

Расходы по уплате иных экономических санкций, не отнесенные к подстатьям 292 – 294 КОСГУ

296 «Иные расходы»

Иные расходы, не отнесенные:

– к статьям 210 – 270 КОСГУ;

– к подстатьям 291 – 295 КОСГУ

– выплата стипендий;

– выплата физическим лицам (исключение – производители товаров, работ, услуг) государственных премий, грантов, денежных компенсаций, надбавок, иных выплат;

– возмещение убытков и вреда;

– приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи;

– иные расходы;

– другие аналогичные расходы

Вопрос:

На какой КВР и подстатью КОСГУ будет относиться уплата налогов, сборов?

Для уплаты налога на имущество организаций и земельного налога применяется КВР 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога» в увязке с подстатьей 291 КОСГУ.

КВР 852 «Уплата прочих налогов, сборов» в увязке с подстатьей 291 КОСГУ применяется для уплаты:

  • транспортного налога;

  • государственной пошлины (в том числе уплата государственной пошлины учреждением-ответчиком по решению суда), сборов;

  • иных налогов (включаемых в состав расходов) в бюджеты бюджетной системы РФ.

Вопрос:

На какую КВР и подстатью КОСГУ будет относиться платеж за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух?

Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду относятся на КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке с подстатьей 291 КОСГУ.

Вопрос:

На какую КВР и подстатью КОСГУ будут относиться штрафы, уплачиваемые учреждением в различных ситуациях?

Для оплаты штрафов (в том числе административных), пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов и сборов) применяется КВР 853 «Уплата иных платежей» в следующей увязке:

  • с подстатьей 292 КОСГУ – штрафы за несвоевременную уплату налогов и сборов;

  • с подстатьей 293 КОСГУ – штрафы за нарушение законодательства РФ о закупках товаров, работ и услуг и нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг;

  • с подстатьей 294 КОСГУ – пени, штрафы за несвоевременное погашение бюджетных кредитов и кредитов, полученных в иностранной валюте от иностранных государств и иных иностранных организаций;

  • с подстатьей 295 КОСГУ – административные штрафы.

Вопрос:

На какую КВР и подстатью КОСГУ относятся расходы резервных фондов муниципальных образований?

Целевые расходы соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе муниципальных образований, подлежат отражению по КВР 870 «Резервные средства» в увязке с подстатьей 296 КОСГУ.

Вопрос:

Какой КВР и подстатья КОСГУ применяются для отражения расходов по оплате договора, предметом которого является выдача разрешения о выделении участка под строительство объекта, который включен в муниципальную программу «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства муниципальной собственности»?

По общему правилу разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (ч. 4 ст. 51 ГрК РФ).

Из статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» следует, что выдача разрешений на строительство представляет собой государственную услугу.

Разрешение на строительство – это документ, который подтверждает:

  • соответствие проектной документации установленным требованиям;

  • допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными согласно земельному и иному законодательству РФ.

Для отражения указанных в вопросе расходов по Указаниям № 65н применяется КВР 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности», по которому отражаются расходы по заключаемым вне рамок государственного оборонного заказа государственным (муниципальным) контрактам:

  • на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности;

  • на монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы;

  • на иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметной стоимостью строительства.

Расходы учреждения отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, в частности по оплате договоров на оказание следующих услуг:

  • по разработке проектной и сметной документации для строительства, реконструкции и ремонта объектов нефинансовых активов;

  • по разработке схем территориального планирования, градостроительных и технических регламентов, градостроительному зонированию, планировке территорий;

  • других услуг.

Таким образом, для отражения расходов на оплату услуг по выдаче разрешения о выделении участка под строительство объекта будет применяться КВР 414 в увязке с подстатьей 226 КОСГУ.

Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Приказ Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н».

В соответствии с пунктом 21 Приказа Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н с 01.01.2015 по бюджетным и автономным учреждениям изменились коды финансового обеспечения на следующие: КВФО 2,3,4 на КВФО 8;КВФО 5 на КВФО 9. Как это реализовано в «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»? Где об этом можно прочитать?

Приказом Минфина России от 29.08.2014 № 89н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» не вносились изменения в пункт 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета.

Приказ Минфина России от 29.08.2014 № 89н размещен на официальном сайте Минфина России, а также в базах нормативных документов, в том числе в ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ ПРОФ. Прилагаем выдержку из приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 29.08.2014):

«21. На основе Единого плана счетов и положений настоящей Инструкции для ведения бухгалтерского учета применяются: казенными учреждениями, организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, — план счетов бюджетного учета и Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета; бюджетными учреждениями и автономными учреждениями — план счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, план счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и соответствующие Инструкции по их применению (далее вместе — Планы счетов, Инструкции по их применению).

На основе соответствующего Плана счетов и Инструкции по его применению учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета (далее — Рабочий план счетов).

Аналитические коды в номере счета Рабочего плана счетов отражаются:

  • в 1 — 17 разрядах — аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;
  • в 18 разряде — код вида финансового обеспечения (деятельности);
  • в 24 — 26 разрядах — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Казенными учреждениями, бюджетными учреждениями, а также организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, в 24 — 26 разрядах отражаются коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ); автономными учреждениями — аналитический код поступлений, выбытий объектов учета, в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности.

В 19 — 23 разрядах номера счета Рабочего плана счетов отражается синтетический код счета Единого плана счетов.

В целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения Рабочего плана счетов применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности):

для учреждений, организаций, осуществляющих полномочия получателя бюджетных средств, финансовых органов соответствующих бюджетов и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание:

  • 1 — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);
  • 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
  • 3 — средства во временном распоряжении;
  • 4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • 5 — субсидии на иные цели;
  • 6 — субсидии на цели осуществления капитальных вложений;
  • 7 — средства по обязательному медицинскому страхованию;

для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса:
в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации):

  • 8 — средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;
  • в части операций с субсидиями на цели осуществления капитальных вложений и с субсидиями на иные цели, учитываемых на отдельном лицевом счете:
  • 9 — средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах».

Обратите внимание, с какой целью и кем применяются коды вида финансового обеспечения (далее – КФО) 8 и 9, — для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса.

Таким образом, бюджетные и автономные учреждения в 2015 году по-прежнему применяют КФО 2, 4, 3, 5, 6 (если доводятся субсидии на цели осуществления капитальных вложений), 7 (если доводятся средства ОМС).

Именно эти КФО применяются в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» при формировании номеров счетов Рабочего плана счетов для бюджетных и автономных учреждений.

Вопрос аудитору

Задатки, внесенные лицами, которые уклонились от заключения договоров купли-продажи или аренды земельных участков, не возвращаются. На какой КБК эти суммы перечислять в доход бюджета? Какими проводками отразить операции в бюджетном учете?

Задатком признается денежная сумма, которую одна из договаривающихся сторон выдает другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения (ст. 380 ГК РФ). При заключении договора задаток засчитывается в цену договора.

При внесении задатка возможны три ситуации:

    • сделку отменили обе стороны взаимно или из-за не зависящих ни от кого обстоятельств — задаток возвращают;
    • сделку отменили по вине покупателя — задаток не возвращают;
    • сделку отменили по вине продавца — задаток возвращают в двойном размере (ст. 381 ГК РФ).

Следовательно, задаток не является доходом учреждения и при определенных обстоятельствах может быть возвращен лицу, которое внесло денежную сумму. По сути, задаток представляет собой средства во временном распоряжении (письмо Минфина России от 08.10.2014 № 02-07-07/50609).

Согласно п. 267 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), для учета денежных средств, поступивших во временное распоряжение учреждения и подлежащих при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, предназначен счет 304 01.

Задатки, внесенные лицами, которые уклонились от заключения договоров купли-продажи или аренды земельных участков, не возвращаются (п. 21 ст. 39.12 ЗК РФ).

В соответствии с бюджетным законодательством любые доходы казенного учреждения зачисляются в бюджет. Если средства, полученные казенным учреждением во временное распоряжение, по каким-либо причинам не подлежат возврату (перечислению по принадлежности), они должны быть направлены в доход бюджета.

При определении статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов необходимо руководствоваться порядком, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее — Порядок № 85н).

Доходы от поступлений задатков и залогов в обеспечение заявок на участие в конкурсе (аукционе), а также в обеспечение исполнения контрактов (договоров) относятся на статью 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.1.4 Порядка № 85н).

Соответственно, код КОСГУ необходимо выбрать из подстатей 141 — 145 КОСГУ. Согласно п. 9.4.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н), доходы от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о закупках товаров, работ и услуг, а также за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, иных договоров, относятся на подстатью 141 КОСГУ.

В рассматриваемой ситуации законодательство о закупках не нарушено. Договор еще не заключен. Поэтому подстатью 141 КОСГУ в таком случае применять не следует. Подстатьи 142 — 144 КОСГУ также не применяются, исходя из экономического содержания доходов, которые к ним относятся. Суммы принудительного изъятия, не отнесенные на подстатьи 141 — 144 КОСГУ, отражаются по подстатье 145 «Прочие доходы от сумм принудительного изъятия» КОСГУ (п. 9.4.5 Порядка № 209н). Полагаем, что в данном случае может быть применен этот код КОСГУ.

Для учета расчетов по иным ущербам, а также иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженных на счетах 205 00 «Расчеты по доходам», применяется счет 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (пп. 220, 221 Инструкции № 157н).

Согласно п. 2 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н), при формировании разрядов 1 — 17 номера счета казенные учреждения, финансовые органы указывают коды (составные части кодов) бюджетной классификации текущего (отчетного) финансового года в соответствии с приложением 2 к Инструкции № 162н.

В разрядах 1 — 17 номера счета 304 01, в разрядах 15 — 17 счета 201 00 ставятся нули (п. 2 Инструкции № 162н). Для счетов 1 209 41 000, 1 210 02 000 и 1 401 10 141 особенностей не установлено, следовательно, разряды 1 — 17 перечисленных счетов формируются в общем порядке.

Поскольку денежные средства поступают в доход бюджета, в разрядах 1 — 17 номеров счетов 1 209 41 000 и 1 401 10 141 указывается код бюджетной классификации доходов с отражением в разрядах 15 — 17 статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов.

Расчеты по перечислению средств в бюджет отражаются бухгалтерскими записями:

Дебет КИФ ХХХХХХХХХХХХХХ000 3 201 11 510, увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 510) Кредит гКБК 00000000000000000 3 304 01 73Х — зачислен на лицевой счет задаток (п. 45 Инструкции № 162н);

Дебет КДБ ХХХХХХХХХХХХХХ140 1 209 45 56Х Кредит КДБ ХХХХХХХХХХХХХХ140 1 401 10 145 — начислен доход бюджета в размере задатка (п. 86 Инструкции № 162н);

Дебет гКБК 00000000000000000 3 304 01 83Х Кредит КИФ ХХХХХХХХХХХХХХ000 3 201 11 610, увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 610) — денежные средства в размере задатка перечислены в доход бюджета (п. 106 Инструкции № 162н).

Операции по зачислению рассматриваемой суммы в доход бюджета отражаются в зависимости от наличия у казенного учреждения полномочий по администрированию:

    • учреждение наделено полномочиями администратора кассовых поступлений доходов бюджета:
    • Дебет КДБ ХХХХХХХХХХХХХХ140 1 210 02 145 Кредит КДБ ХХХХХХХХХХХХХХ140 1 209 45 66Х — зачислены в доход бюджета денежные средства (п. 90 Инструкции № 162н);

    • учреждение наделено отдельными полномочиями администратора по начислению и уплате платежей в бюджет:
    • Дебет КДБ ХХХХХХХХХХХХХХ140 1 304 04 145 Кредит КДБ ХХХХХХХХХХХХХХ140 1 303 05 731 — составлено и направлено в адрес администратора кассовых поступлений извещение о планируемых к зачислению доходах бюджета (п. 104 Инструкции № 162н);

      Дебет КДБ ХХХХХХХХХХХХХХ140 1 303 05 831 Кредит КДБ ХХХХХХХХХХХХХХ140 1 209 45 66Х — отражена информация о зачислении денежных средств в доход бюджета на основании возвращенного извещения (п. 104 Инструкции № 162н).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *