2202 специальность

Ранее этот государственный стандарт имел номер 521400 (согласно Классификатору направлений и специальностей высшего профессионального образования)

Вернуться к списку образовательных стандартов

  • 030500.62 030500.62 Юриспруденция
  • 030500.68 030500.68 Юриспруденция

Приложение № 2 к приказу

Министерство образования Российской Федерации

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
образования Российской Федерации
__________________В.Д.Шадриков

«27” марта 2000 г.

Номер Государственной регистрации

262гум/маг__________

Государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования

Направление 521400 «Юриспруденция”

Степень (квалификация) – магистр юриспруденции

Вводится с момента утверждения

Москва, 2000 г.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ 521400 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ”

  • Положение о магистерской подготовке утверждено приказом Министерства образования 2.03.2000 г. № 686.
  • Квалификация выпускника – юрист (магистр юриспруденции).
  • Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 521400 Юриспруденция – 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).

    1.3. Квалификационная характеристика выпускника

    1.3.1. Основными областями профессиональной деятельности магистра являются:

      • образовательная (работа в средних и средних специальных учебных заведениях, гимназиях и лицеях, в высших учебных заведениях);
      • научно-исследовательская (работа в вузовских лабораториях, НИИ);
      • экспертно-аналитическая (работа в аналитических центрах, общественных и государственных организациях);
      • организационно-правовая (работа в органах государственной власти федерального, регионального и местного уровня).

    1.3.2. Основные виды профессиональной деятельности магистра связаны с работой в качестве преподавателя, научного работника, сотрудника правоохранительных органов, консультанта, эксперта.

    1.3.3. Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе; при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля — к педагогической деятельности.

    1.4. Возможности продолжения образования.

    Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям: 12.00.01 – 12.00.15.

    1.5. Перечень аннотированных магистерских программ:

    521401 – теория и история государства и права, история правовых учений

    Методологические основы научного понимания государственно-правовых явлений; закономерности их исторического возникновения, развития и отмирания; взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и личности; история развития отечественного и зарубежного государства и права; эволюция, тенденции развития и соотношение современных государств и их правовых систем; общая характеристика основных политико-правовых доктрин и критерии их оценки.

    521402 – конституционное право, муниципальное право

    Методологические проблемы конституционного и муниципального права и практика реализации законодательства в различных сферах деятельности; место конституционного права в системе права; содержание, качественная характеристика, тенденции развития основных институтов отечественного и зарубежного консти-туционного и муниципального права.

    521403 – гражданское право, семейное право, международное частное право

    Современные проблемы теории и практики гражданского, семейного, международного частного права; их место в системе права, характеристика правовых институтов; основные направления развития гражданского, семейного права; соотношение национального и международного права в сфере гражданских, семейных отношений.

    521404 – предпринимательское право, коммерческое право

    Правовое регулирование предпринимательской, коммерческой деятельности; содержание и качественная характеристика основных правовых институтов предпринимательского и коммерческого права; тенденции развития предпринимательского, коммерческого права; соотношение национального и международного законодательства в сфере предпринимательской, коммерческой деятельности.

    521405 – трудовое право, право социального обеспечения

    Содержание трудовых отношений работников, производные от них отношения и социальное обеспечение; методология и система трудового права, страхового права, права социального обеспечения; характеристика основных правовых институтов трудового права и права социального обеспечения; тенденции развития трудового права и права социального обеспечения современных государств; отражение национального трудового законодательства и законодательства о социальном и страховом обеспечении в международно-правовых актах.

    521406 – природоресурсное право, экологическое право, земельное право

    Методологические проблемы природоресурсного, экологического, земельного права; их место в системе права, содержание и качественная характеристика основных правовых институтов; космическое, воздушное, водное, лесное право, законодательство о недрах в системе природоресурсного права и основные тенденции их развития; соотношение национального и международного законодательства в сфере природоресурсных, экологических и земельных отношений; международный механизм охраны окружающей среды.

    521407 – уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право

    Актуальные проблемы методологии уголовного, уголовно-исполнительного права, криминологии и практики применения законодательства в этих сферах; содержание и качественная характеристика основных правовых институтов; эволюция и основные направления развития уголовного, уголовно-исполнительного права, криминологии современных государств; соотношение национального и международного права в сфере уголовно-правовых отношений; международное сотрудничество в борьбе с преступностью.

    521408 – уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности

    Сущность, содержание, соотношение и взаимосвязь, актуальные проблемы теории и практики уголовного процесса, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности; качественная характеристика их основных правовых институтов; национальные и международные правовые основы и формы взаимодействия органов, осуществляющих дознание, следствие, оперативно-розыскную деятельность.

    521409 – международное публичное право, европейское право

    Международное право как особая система правовых норм; субъекты, источники и процесс создания норм международного права; соотношение международного и внутригосударственного права; основные принципы международного публичного права; право международных договоров; ответственность в международном праве; дипломатическое и консульское право; право международной безопасности; теория прав человека; международное экономическое, морское, воздушное, экологическое право; мирные средства разрешения международных споров; международное гуманитарное право.

    Европейское право в системе международного права; субъекты, источники, формирование европейского права; соотношение европейского и национального права; основные принципы европейского права; правовые основы интеграции европейских государств; права человека в европейском праве, основные средства, формы и способы обеспечения прав человека в европейском праве.

    521410 – судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура, нотариат

    Актуальные проблемы теории и практики организации и деятельности судов, органов прокуратуры, адвокатуры и нотариата, правовое регулирование форм и методов их деятельности; тенденции развития и оптимизация их деятельности; международное сотрудничество судебных органов, органов прокуратуры, адвокатуры и нотариата.

    521411– административное, финансовое право

    Актуальные проблемы методологии административного, финансового права, их место и роль в системе отраслей права; содержание и качественная характеристика основных правовых институтов; финансы и финансовая деятельность; финансовый контроль; основные тенденции развития административного, финансового права.

    521412 – налоговое, бюджетное, банковское право

    Актуальные проблемы теории и практики налогового, бюджетного, банковского права, их место и роль в системе отраслей права; бюджетная система и бюджетно-правовое регулирование; валютно-правовое регулирование; правовые основы налогообложения и сборов; проблемы оптимизации налогового, бюджетного, банковского законодательства.

    521413 – правовые основы выпуска и обращения ценных бумаг, аудиторской деятельности

    Правовое регулирование денежного обращения, выпуска и обращения ценных бумаг; национальные и международные правовые основы аудиторской деятельности; качественная характеристика основных правовых институтов, регулирующих отношения в сфере выпуска и обращения ценных бумаг, аудиторской деятельности.

    521414 – гражданский процесс, арбитражный процесс

    Содержание и качественная характеристика основных правовых институтов гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права; тенденции развития гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права; соотношение национального и международного законодательства в сфере гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права.

    521415 – правовая информатика, математические методы и вычислительная техника в юридической деятельности, юридические аспекты управления в социальных и экономических системах

    Современные информационные технологии; аппаратные и программные средства персональной ЭВМ в локальных и глобальных вычислительных сетях; операционные системы, их функциональные возможности и области применения в юриспруденции;

    INTERNET; операции с базами данных законодательства; основные принципы алгоритмизации, программирование и моделирования юридических ситуаций; роль математических методов и вычислительной техники в различных видах юридической деятельности и в функционировании правовых систем различных регионов мира; управление в социальных и экономических системах; символическая логика; правовое регулирование общих вопросов реализации государственных программ, управления в социальной и экономической сферах в правовых системах различных регионов мира.

    Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.

    1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА, УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА
  • Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
  • Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 521400 «Юриспруденция” зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
  • 2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в пп.2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным Государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.

    1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521400 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ”
      1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
      2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
      3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее — образовательная программа) состоит из основной образовательной программы бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
      4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру в соответствии с программой подготовки бакалавра:

    цикл ГСЭ — Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

    цикл ЕН — Общих математических и естественнонаучных дисциплин;

    цикл ОПД — Общепрофессиональных дисциплин направления;

    цикл СД — Специальных дисциплин;

    цикл ФТД — Факультативных дисциплин;

    ИГА — Итоговая государственная аттестация бакалавра в соответствии с программой специализированной подготовки;

    цикл ДНМ — Дисциплин направления специализированной подготовки;

    цикл СДМ — Специальных дисциплин магистерской подготовки;

    НИРМ — Научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;

    ИГАМ — Итоговая государственная аттестация магистра

    3.5. Содержание региональной (вузовской) программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

    1. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА

    ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521400 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

    Индекс

    Наименование дисциплин и их основные разделы

    Всего часов

    Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по данному направлению определены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 521400 Юриспруденция

    .

    Итого часов подготовки бакалавра:

    Требования к обязательному минимуму содержания
    специализированной подготовки

    ДНМ.00

    ДНМ.01

    ДНМ.02

    ДНМ.03

    ДНМНР.00

    ДНМНР.01

    ДНМНР.02

    и т.д.

    ДНМВС.00

    Дисциплины направления

    Федеральный компонент

    Современные проблемы юридической науки

    Юридическая наука в системе гуманитарного знания; единство проблематики мировой юридической науки в контексте духовных запросов третьего тысячелетия; опыт мировой юриспруденции для развития отечественной юридической науки; гуманистические концепции личности в современной юриспруденции; инновационные технологии в обучении и воспитании магистра; тенденции развития современной отечественной и мировой юридической науки и практики.

    История и методология юридической науки

    Формирование юридических типов научного познания; понятие и принципы методологии юридической науки; методология юриспруденции как самостоятельная область юридического познания; классическая и неклассическая научная рациональность; современные представления о научном познании; юридическое познание как деятельность, различные стили и образы юридического познания.

    Компьютерные технологии в науке и образовании

    Основные направления использования компьютерных технологий в научных исследованиях и образовании; международные компьютерные сети (INTERNET); использование компьютера в юридических методах исследования; основные направления интенсификации юридических исследований и процесса образования.

    Национально-региональный (вузовский ) компонент

    Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом

    )

    Методика преподавания юриспруденции в высшей школе

    Дисциплины по выбору студента

    СДМ.00

    Специальные дисциплины

    *

    ДВМ.00

    Дисциплины по выбору студента

    НИРМ.00

    НИРМ.01

    НИРМ.02

    НИРМ.03

    НИРМ.04

    Научно-исследовательская работа

    Научно-исследовательская работа в семестре

    Научно-исследовательская практика

    Научно-педагогическая практика

    Подготовка магистерской диссертации

    ИГАМ.00

    Итоговая государственная аттестация, в том числе защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)

    5 недель

    Итого часов специализированной подготовки магистра:

    Всего:

    5. СРОК ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521400 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ”

    5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения 312 недели, в том числе:

    образовательная программа подготовки бакалавра — 208 недель

    специализированная программа подготовки магистра — 104 недели, из них:

    Теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу магистрантов, практикумы, в том числе лабораторные работы, подготовку выпускной квалификационной работы, а также экзаменационные сессии 75 недель

    Практики

    — научно-исследовательская не менее 7 недель

    — научно-педагогическая не менее 7 недель

    Итоговая государственная аттестация, включая защиту
    выпускной квалификационной работы не менее 5 недель

    Каникулы (включая 4 недели последипломного отпуска) не менее 10 недель

      1. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта в том числе по программе бакалавра

    — на один год.

  • Максимальный объем учебной нагрузки магистранта устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
  • Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен быть в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра менее 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра — 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
  • При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
  • При заочной форме обучения магистранту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
  • Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
  • 6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521400 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ”

  • Требования к разработке основной образовательной программы
    подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть
  • Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра.
  • Дисциплины «по выбору” являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

    Рефераты (отчеты, научные статьи) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

    По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).

    В период действия данного документа Перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.

    Требования к научно-исследовательской части программы:

      • магистр должен уметь определять проблему, формулировать гипотезы и задачи исследования;
      • разрабатывать план исследования;
      • выбирать необходимые и наиболее оптимальные методы исследования;
      • обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных исследований;
      • вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
      • представлять итоги научного исследования в виде отчетов, рефератов, научных статей.
      1. 2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

    — изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин — в пределах 5% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;

    — предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2-4 часа в неделю;

      • осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.

    6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть

    6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.

    6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

    Реализация основной образовательной программы магистра осуществляется под руководством научного руководителя, имеющего базовое юридическое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, ученую степень и звание, работающего в данном вузе на штатных (штатного совместительства) условиях, систематически занимающегося научно-исследовательской и научно-методической деятельностью. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и звание должна быть не менее 75%.

    6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

    Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий — практикумам, рефератам, практикам, а к моменту аттестации направления — уровень обеспеченности учебно-методической литературой должен быть не менее 0,5 экземпляра на 1 студента дневного отделения;

    реализация основной образовательной программы магистра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, а также наглядным пособиям, аудио-, видео- и мультимедийным материалам).

    6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

    Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу магистра, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам.

    6.2.5. Требования к организации практик

    Научно-исследовательская практика магистранта осуществляется в вузе, научно-исследовательском институте, органах государственной власти, правоохранительных органах и решает задачи овладения магистрантом методологией и методикой научно-исследовательской работы, использования современных информационных технологий в юриспруденции, приобретения умения и навыков получения, обработки, хранения и распространения научной правовой информации.

    Научно-педагогическая практика организуется на кафедре вуза, в ходе которой магистрант должен уметь определить цели и задачи преподаваемого курса (специального курса, специального семинара), изложить их содержание, исходя из различных требований и ожиданий аудитории слушателей – профессиональных, возрастных и т.д.

  • ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
  • 521400 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ”

    7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра

    7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п.7 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 521400 Юриспруденция.

    7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра включают:

    — владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;

    умения:

    — формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, и требующие углубленных профессиональных знаний;

    — выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

    — обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

    — вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

    — представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;

    — понимать методологические основы и специфику методов, используемых в юриспруденции;

    — владеть проблематикой современной мировой юриспруденции.

    7.1.3. Специальные требования. Требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом. УМО может дополнительно рекомендовать требования, обеспечивающие возможность выпускника выполнять определенные виды профессиональной деятельности, отражающие содержание специализированной подготовки.

    7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра

      1. Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и государственный экзамен по дисциплине специализации. Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен обеспечивать возможность зачитывать их результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным специальностям.

    Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации выпускников.

    При выборе итоговых государственных испытаний выпускников необходимо учитывать, что основным обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

    Программа и порядок проведения государственных аттестационных испытаний принимаются Ученым советом вуза на основе примерных программ, разработанных УМО по юриспруденции, в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации.

    7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра

    Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.

    Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации.

    При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) привлечение внешних рецензентов обязательно.

    7.2.3. Требования к другим видам обязательных аттестационных испытаний выпускников

    Вуз имеет право самостоятельно устанавливать другие виды обязательных аттестационных испытаний выпускников-магистров: отчеты по стажировке, научному руководству студентами и т.п.

    Составители:

    Учебно-методическое объединение по образованию в области юриспруденции

    Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Совета по правоведению Учебно-методического объединения университетов Российской Федерации и Федеральной ассоциации юридических вузов 3 декабря 1999 года, протокол № 2.

    Председатель Совета по правоведению

    УМО университетов РФ _______________ Е.А. Суханов

    Заместитель Председателя

    Совета по правоведению

    УМО университетов РФ _______________ Н.И. Побежимова

    ИТО-2005 / Секция II / Подсекция 5 : только публикация

    ПРОБЛЕМЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СФЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 2202 «АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ»

    Голубева Виктория Петровна

    ГОУ СПО Пермский промышленно-коммерческий колледж (ППКК)

    В статье рассматривается опыт работы преподавателей по реализации программы 1 курса на специальности 2202 «Автоматизированные системы обработки информации и управления», указаны проблемы и предполагаемые пути их решения.

    обсудить на форуме задать вопрос автору

    В современных и особенно в нарождающихся новых условиях развития общественной жизни, экономики и производства все большее значение приобретают личностные свойства человека, в том числе как высококвалифицированного, инициативного, ответственного за свой труд работника.

    Естественно, что и ранее решению задач формирования личности в процессе профессионального обучения придавалось одно из первостепенных значений. Но время выдвигает новые требования, ставит новые проблемы, решению которых во многом должны способствовать государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования второго поколения.

    Центр информационных технологий обучения осуществляет обеспечение необходимой учебной литературой, МДК и КАТРами, руководствуясь требованиями при проведении лицензионной экспертизы, утвержденными Министерством образования. Внедрение в образовательный процесс Пермского промышленно-коммерческого колледжа дистанционных технологий утверждено на основании Приказа института проблем развития СПО Министерства образования и науки РФ от 31.03.05 г. № 28 о/д о присвоении статуса экспериментальной площадки ИПР СПО по теме «Дистанционное образование в сфере специальности 2202 «Автоматизированные системы обработки информации и управления».

    Мы рассматриваем профессиональное образование как процесс и результат качественной подготовки специалиста на основе использования новых информационных технологий и как целенаправленное формирование развития личности в условиях преобразования общественных отношений. Находясь на очередном этапе эксперимента, колледж продолжает работу в развитии единой информационной образовательной среды.

    Личность студента среднего профессионального образования проходит свое становление в изменяющихся условиях дистанционного обучения, независимо от возраста или жизненного опыта. Эта форма обучения является новой на сегодняшний день для любой категории студентов. Наступает этап овладения профессиональной компетентностью, культурой и формированием индивидуального менталитета.* Стремление к активной самостоятельной деятельности и развитию собственной культуры несколько ниже у обучаемых послешкольного возраста. Целеустремленность – быть конкурентоспособным специалистом на рынке труда – начинает «спотыкаться» о трудности, связанные со слабым умением работать один на один с компьютером и неприспособленностью к самоподготовке. При этом начинает гаснуть момент самореализации студента, ему некуда направить развитые способности и возможности, опыт и энергию творчества. Абитуриентами специальности 2202 становятся выпускники 11-х классов общеобразовательных школ г. Перми.

    Перед колледжем поставлены задачи по регуляции в применении умений и навыков работы студентов в условиях дистанционного образования:

    • по адаптации Программы специальности 2202 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» в дистанционном образовании;
    • по выполнению Госстандарта, заложенного в модуле специальных дисциплин;
    • по материально-техническому оснащению учебного процесса;
    • по повышению квалификации преподавателей и обеспечению кадрами;
    • по исследованию качества знаний студентов;
    • по самореализации студентов.

    Исследовательская работа в ходе эксперимента помогает увидеть проблемы и положительные результаты. Основной целью исследования является апробация инвариантной модели специальности 2202, адаптированной к уровню подготовки студентов к самостоятельной работе, к самоопределению избранной профессии и самореализации.

    В колледже создана тьюторская группа, которая занимается организацией эксперимента, его претворением в жизнь, контролем исследования в области качества подготовки специалиста.

    Дистанционные технологии в колледже реализуются получением образования по очной форме обучения. Для организации самостоятельной работы студенты обеспечены учебным материалом: МДК и КАТРы. Находясь на начальном этапе эксперимента, мы провели анализ уровня подготовки первокурсников к обучению в колледже, качества знаний студентов по каждому КАТРу, способности к усвоению учебного материала на втором курсе. Творческая группа проанализировала деятельность педагогов и организацию дистанционного обучения на специальности 2202. Подготовка специалистов для производственной сферы является важным элементом становления и формирования профессионального уровня.

    В 2004 г. в колледже была сформирована группа студентов для дистанционного обучения из 35 человек. Средний балл при поступлении — 3,5. В течение года студенты выполняли задание по трем модулям общепрофессиональных дисциплин.

    I модуль:

    • Информационные технологии
    • Архитектура ЭВМ и ВС
    • Методы эффективного самообразования

    II модуль:

    • Элементы высшей и прикладной математики
    • Теория вероятности и математическая статистика
    • Дискретная математика

    III модуль:

    • Операционные системы и среды
    • Технические средства информации
    • Компьютерные сети

    Отдельно преподаются дисциплины гуманитарного цикла. В процессе обучения тьюториалы и консультации проводились по плану, но результаты по выполнению КАТРов очень неравномерны.

    Первый модуль студенты выполнили успешно. Этот модуль включает в себя начальные профессиональные навыки, в основном, знание информатики.

    Цель первого модуля состоит в том, чтобы получить начальные профессиональные знания. У студентов, только начавших обучение, есть интерес к новой профессии и новой форме обучения. Дисциплины первого модуля не являются сложными для понимания, поэтому не вызывают большой трудности в изучении. По содержанию в модуле достаточно большой объем дисциплины «Архитектура», по ней есть электронный учебник, где можно разобрать принцип отдельных устройств. Преподаватель разработал ряд практических работ, которые способствуют лучшему закреплению изученного материала. С работой на компьютере проблем не возникает, т.к. в школе уже изучали информатику.

    Второй модуль очень большой по объему, много материала. Вся математика базируется на школьных знаниях, но у студентов знания по этой дисциплине слабые. Во втором КАТРе многие студенты не справились с заданиями или даже не делали его, не возникало вопросов. Для преодоления трудностей проводились консультации.

    Третий модуль вызывает особый интерес у студентов. Они выполняют его очень хорошо, получают высокий балл. Но проблема в том, что не хотят работать с дополнительным материалом на бумажном носителе. Поэтому мы используем для подготовки дополнительные источники литературы: электронный учебник «Периферийные устройства», электронный учебник «Операционные системы и среды», где многие темы изучаем виртуально.

    Особенную сложность в выполнении заданий по обшепрофессиональным дисциплинам представляет неумение самостоятельно овладевать знаниями.

    Английский язык, русский язык и культура речи, социальная психология, основы этики и физическая культура не объединены в модуль дисциплин. По каждому предмету, кроме социальной психологии и основ этики предусмотрен итоговый контроль знаний, который зачтен в форме балльной отметки и составил по итогам в среднем 3,5 балла.

    Можно предположить, что в ходе применения дистанционных технологий творческий подход преподавателя к обучению способствует организации учебного процесса через индивидуальный дифференцированный подход к студентам.

    Студент овладевает знаниями по-разному:

    • вдумчиво и медленно, но с успехом;
    • стремительно, но с ошибками;
    • увлеченно, но отвлекаясь;
    • упорно, спокойно, но верно и правильно;
    • с легкостью, но безответственно и т.д.

    Позитивный опыт сказался в том, что мы можем

    • обучать в средних специальных учебных заведениях студентов разного возраста, национальности;
    • обучать инвалидов;
    • охватывать обучением любое местожительство студентов;
    • совершенствовать (дифференцировать) содержание КАТРов;
    • проводить дополнительные консультации виртуально или очно;
    • создавать дополнительные методические пособия для усвоения материала.

    Внедрение дистанционного образования на специальности 2202 отличается в образовательном процессе от группы специальностей 0600 тем, что специальность 2202 основана на общении с «машинами», что вызывает поверхностное общение с группой единомышленников – студентов. Это виртуальное общение.

    Особое внимание в тьюториале необходимо обращать на становление личности молодого специалиста, на профессиональную адаптацию в жизни общества. Успеваемость и самореализация студентов взаимосвязаны и причины низкой успеваемости основаны на психологических особенностях студентов первого года обучения.

    Причины слабой успеваемости:

    1. В дистанционное образование большинство студентов приходит с низкой подготовкой общего среднего образования.
    2. Психологическая подготовка к самообразованию почти отсутствует.
    3. Несвоевременная сдача КАТРов создает отставание по успеваемости от всей группы.
    4. Отсутствие социума (группы) слабо реализует студента как личность.

    Мы сделали вывод по первому году обучения, который предполагает возможности выхода из проблемных ситуаций и ставим перед собой следующие задачи:

    1. Совершенствование форм самостоятельной работы.
    2. Дифференциация при выполнении КАТРов.
    3. Создание своей базы тестового контроля знаний студентов.
    4. Разработка методических пособий для студентов по сложным темам.
    5. Размещение практических работ на сайте колледжа.
    6. Создание своего учебного сервера.
    7. Создание условий для самореализации.

    При этом мы планируем повысить качество профессиональной подготовки студентов.

    Развитие профессиональных и надпрофесиональных знаний и умений необходимо каждому студенту, чтобы состояться как личность. Дифференцированный подход к обучению предполагает возможность самореализации каждого студента, устраняя причины неуспеваемости, высвобождая время и энергию для творчества.

    Новый классификатор профессий медицинских специальностей в Украине приведет к сокращению врачей.

    Об этом в комментарии ГолосUA сообщил Председатель Свободного профсоюза медицинских работников Украины Олег Панасенко.

    «Если данный приказ не отменят, он просто разрушит экстренную медицинскую помощь и 19 тысяч докторов по всей стране останутся без работы. Руководство Минздрава набрало иностранных грантов и думает, что совершило подвиг, введя новую профессию «парамедик». Это недопустимо для Украины. У нас отлично работают фельдшера и доктора на выездных бригадах экстренной медицинской помощи, которые спасают человеческие жизни, но их почему то решили превратить в автоперевозчиков. Минздрав решил отчитаться за грантовские деньги и устроил показуху, издав приказы № 918 и № 1542″, — сказал О. Панасенко.

    По его словам, Минздрав должен был заниматься повышением квалификации, обучением фельдшеров и докторов скорой помощи, а не вводить новый классификатор профессий и мотивировать их хорошей заработной платой.

    «Минздрав решил просто сократить свои расходы после принятия закона о псевдомедицинской реформе, который сократит огромное количество государственных и коммунальных медицинских учреждений. В целом все это делается для сокращения украинцев, а 60% которых и так живут за чертой бедности. Наш профсоюз уже направил обращение Президенту Украины с требованием отменить выше перечисленные приказы. Если этого не будет сделано, то медики выйдут на акции протестов по всей стране», — резюмировал О. Панасенко.

    Напомним, новый классификатор профессий, вступивший в силу 1 ноября 2017 года, изменил название некоторых врачебных и медицинских специальностей, внедрив новые названия, соответствующие международной классификации.

    Как сообщило Министерство здравоохранения, в частности, в документе изменено профессиональное название работы «фельдшер по медицине неотложных состояний» на «парамедик», «врач-терапевт» — на «врач внутренней медицины», «сестра медицинская по лечебной физкультуре» и «сестра медицинская по массажу» на «ассистент физического терапевта», «инструктор по трудовой терапии» и «инструктор по трудовой адаптации» – на «ассистент эрготерапевта».

    Кроме того, согласно международной классификации в новом классификаторе отменены такие профессиональные названия работ, как «врач-терапевт участковый», «врач-терапевт подростковый», «врач-терапевт цехового врачебного участка», «специалист по физической реабилитации».

    Также новый классификатор вводит профессиональные названия «врач внутренней медицины», «ассистент эрготерапевта», «ассистент физического терапевта», «парамедик», «экстренный медицинский техник», «инструктор по оказанию догоспитальной помощи», «инструктор по оказанию первой помощи».

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *