261 ФЗ энергосбережение

Принят Государственной Думой 19 июля 2018 года Одобрен Советом Федерации 24 июля 2018 года

Внести в Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 19, ст. 2291; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 52, ст. 6964; 2014, N 45, ст. 6154) следующие изменения:

1) в статье 7:

а) в абзаце первом слова «К полномочиям» заменить словами «1. К полномочиям»;

б) дополнить частью 2 следующего содержания:

«2. Полномочия, предусмотренные пунктом 5 части 1 настоящей статьи, на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут осуществляться подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением, к деятельности которого относится информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.»;

2) в статье 22:

а) в части 1:

пункт 2 после слов «государственной власти» дополнить словами «и (или) подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями»;

пункт 3 после слов «государственной власти» дополнить словами «и (или) подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями»;

б) абзац первый части 2 после слов «государственной власти» дополнить словами «и (или) подведомственные им государственные (бюджетные или автономные) учреждения».

Президент Российской Федерации

В. Путин

Н. М. БАЙТИНГЕР

Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» явился совеобразным прорывом с точки зрения реализации на практике принципов энергосбережения. Позитивным моментом документа стало то, что он фактически является законом прямого действия. Это значит, что для практических мероприятий в области энергосбережения и энергоэффективности дорога открыта. По истечении года действия закона есть смысл подвести первые итоги.
Говоря о том, что закон является законом прямого действия, целесообразно обозначить положения, которые можно считать в практическом плане наиболее существенными для бюджетных организаций. Для них фактически установлен график снижения энерго- и ресурсопотребления на пять лет в объеме не менее чем на 15% с обязательным ежегодным снижением не менее чем на 3% по отношению к базовому 2009 году. Дополнительным стимулом в реализации этого графика является обязательное снижение бюджетных затрат по соответствующим статьям в объеме 15% в натуральном выражении за пять лет с ежегодной разбивкой по 3%.
Основным инструментом в реализации мероприятий по энергосбережению признан так называемый энергосервисный договор или контракт. Дело в том, что прямых государственных средств на реализацию мероприятий по энергосбережению не предусмотрено. Таким образом, фактически признана целесообразной их реализация через инвестиционные проекты. Юридическим оформлением такой деятельности является энергосервисный договор, явным образом обозначенный в тексте закона. Очевидно, что заключение таких договоров в бюджетной сфере возможно только при активном участии чиновников соответствующих бюджетных подразделений. Следовательно, в сфере энергосбережения частно-государственное партнёрство может развиваться наиболее интенсивно.
Существенным стимулом в реализации инвестиционных проектов, как известно, является прозрачная и предсказуемая финансовая схема. Созданием таких условий для мероприятий по энергосбережению через энергосервисный контракт являются оговоренные в законе юридические нормы, позволяющие реализовывать подобные проекты. Одним из существенных факторов в этом смысле является фиксация бюджетных расходов в натуральном выражении за бюджетной организацией на уровне 2009 г. в течение пяти лет – до 2014 г. включительно – с 3% ежегодным снижением. Таким образом, может быть выстроена предсказуемая финансовая схема реализации инвестиционного проекта через энергосервисный договор по реализации соответствующих мероприятий с целью достижения конкретных показателей снижения энергопотребления, окупаемости на этой основе инвестиционных затрат, получения финансового результата и дальнейшего развития проекта.
При реализации подобных проектов необходимо иметь в виду, что, как и положено инвестиционному проекту, он ориентирован в первую очередь на получение результата, ради которого проект и осуществляется. Кроме того, в данном случае финансовый результат, связанная с ним окупаемость и получение дополнительного дохода ориентированы исключительно на сокращение энергетических затрат и высвобождение в связи с этим бюджетных финансовых ресурсов. Закон впервые ясно и недвусмысленно говорит о легитимности финансовой схемы по возврату инвестору вложенных средств из бюджетных средств, полученных в результате экономии энергоресурсов. Однако процедура такого возврата не имеет пока практического прецедента. И в этой связи, безусловно, необходим практический пример реализации подобных мероприятий и практического выявления всех «подводных камней» на этом пути. Как заявляют юристы, наиболее простым и беспроблемным с юридической точки зрения является вариант заключения энергосервисного договора с бюджетным учреждением в организационной форме автономного учреждения. Здесь даже на сегодняшнем начальном этапе не просматривается наличия юридических коллизий, связанных с Бюджетным кодексом. Нормативные акты для автономных учреждений не препятствуют возврату сэкономленных бюджетных средств инвестору на основании заключенного энергосервисного договора. В ФЗ № 261 приведены основные требования и возможное содержание энергосервисного договора.
Необходимо заострить внимание на том, что выбранный пятилетний период в экономии энергетических ресурсов создаёт, с одной стороны, благоприятную среду для реализации проектов в этот промежуток времени, а с другой – указывает на то, что медлить с их реализацией не следует. Причём промедление чревато не только в административном смысле, но и в экономическом. Снижение на 3% в натуральном выражении ежегодного норматива на бюджетное финансирование соответствующих статей по отношению к базовому 2009 г. создаёт благоприятную экономическую ситуацию для тех, кто реализует проекты в максимально сжатые сроки.
В качестве иллюстрации применения положений ФЗ № 261 в отношении тепловых энергетических ресурсов можно рассмотреть возможный современный инструментарий по достижению эффективной энергетической экономии в теплопотреблении. Представляется очевидным, что именно сами мероприятия являются сутью всего процесса энергосбережения и содержательной стороной Федерального закона. Юридическое же оформление такого процесса является одной из возможных форм его реализации. Термины «энергосбережение» и «энергетическая эффективность» определены в законе. Получение энергосберегающего эффекта, безусловно, не должно сопровождаться ухудшением качества предмета, на который направлены мероприятия, в данном случае – температурные, или несколько шире – климатические показатели на объекте. В этой связи в энергосервисном договоре должны быть зафиксированы существенные параметры, определяющие нормируемое качество климата, его фактическое состояние и возможные допуски при реализации мероприятий в рамках энергосервисного договора.

Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов должно осуществляться абсолютно на всех уровнях. При установке приборов учета у потребителей энергетических ресурсов появится возможность оплачивать фактический объем потребленных энергетических ресурсов.

В Федеральном законе от 23.11.2009 № 261-ФЗ четко определены крайние сроки установки приборов учета энергетических ресурсов для органов местного самоуправления и собственников жилых домов:

— до 1 января 2011 года органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В бюджетной сфере установка приборов учета потребляемых энергетических ресурсов (кроме объектов, где отсутствует техническая возможность установки приборов учета) произведена в полном объеме.

— до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Неисполнение собственниками жилых помещений в многоквартирных жилых домах обязанности по установке коллективных (общедомовых) приборов учета в установленный Федеральным законом срок предоставляет право ресурсоснабжающей организации установить их самостоятельно с последующим взысканием с потребителя всех расходов по их установке.

10. Основные положения нормативно-правовой базы энергопотребления и энергосбережения

10.2 Основные направления политики энергосбережения в Республике Беларусь

10.1 Законодательные акты Республики Беларусь по вопросам энергосбережения

1. Закон Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. N 190-З «Об энергосбережении» (в ред. Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 N 162-З).

2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2006 г. N 137 «О Республиканской программе энергосбережения на 2006 — 2010 годы».

3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2006 г. N 255 «О мероприятиях по выполнению в 2006 году государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006 — 2010 годах».

4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2005 г. N 1290 «Об утверждении плана основных мероприятий по реализации концепции энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь».

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 ноября 1998 г. N 1731 «Об утверждении положения о порядке разработки и выполнения республиканских отраслевых и региональных программ энергосбережения» (в ред. постановлений Совмина от 17.03.2004 N 302, от 16.03.2006 N 353).

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2004 г. N 1301 «Об утверждении положения о порядке проведения экспертизы программ и мероприятий по энергосбережению».

7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2005 г. N 512 «Об утверждении перечня приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы».

8. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства энергетики Республики Беларусь, Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2003 г. N 252/45/7 «Об утверждении инструкции по определению эффективности использования средств, направляемых на выполнение энергосберегающих мероприятий».

9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. N 1680 «об утверждении целевой программы обеспечения в республике не менее 25 процентов объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 года».

10.2 Основные направления политики энергосбережения в Республике Беларусь

Нормативно-правовая база энергосбережения является одним из основных механизмов повышения эффективности использования ТЭР, и в Республики Беларусь она создана. В её основе лежит Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении». В развитие его правительством и другими республиканскими органами управления принято более 35 нормативно- технических документов, регулирующих деятельность юридических и физических лиц по эффективному использованию ТЭР и другим вопросам, связанным с реализацией государственной энергосберегающей политики. Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нерациональное использование ТЭР.

Принятым в 1998 г. Законом Республики Беларусь «Об энергосбережении» (15 июля 1998 г. № 190-3) регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности использования ТЭР, и установлены правовые основы этих отношений. В нём подчёркнуто, что энергосбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь, и установлено, что объектами отношений в сфере энергосбережения являются физические и юридические лица (пользователи и производители ТЭР) осуществляющие следующие виды деятельности:

-добычу, переработку, производство, транспортировку, хранение, использование и утилизацию всех видов ТЭР;

— производство и поставку энергогенерирующих и энергопотребляющих оборудования, машин, механизмов и материалов, а также приборов учёта, контроля, регулирования расходов ТЭР.

— проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (НИОКР), экспертных, специализированных, монтажных, наладочных, ремонтных, энергосберегающих и других видов работ, связанных с повышением эффективности использования и экономии ТЭР;

-реализацию мероприятий, связанных с развитием и применением не-. традиционных и возобновляемых источников энергии, использование возобновляемых энергетических ресурсов;

— информационное обеспечение юридических и физических лиц, подготовка кадров для сферы энергосбережения;

— разработку и внедрение эффективных систем управления энергосбережением и средств контроля за эффективным использованием ТЭР.

Законом определены основные принципы государственного управлении в сфере энергосбережения:

-осуществление государственного надзора за рациональным использованием ТЭР;

-разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;

-приведение нормативных документов в соответствии с требованием снижения энергоёмкости материального производства, сферы услуг и быта;

-создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании ТЭР, вовлечение в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;

-повышение уровня самообеспечения республики местными ТЭР;

-осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;

— создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования ТЭР;

-реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;

-информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;

— обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;

-создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения.

Законом определено также, что необходимо обеспечить установление технически и экономически обоснованных прогрессивных норм расхода топлива, которые должны в обязательном порядке включатся в технологические регламенты, технические паспорта, ремонтные карты, технологические инструкции по эксплуатации всех видов энергопотребляющей продукции. Национальная система стандартизации, сертификации обеспечивает контроль за соответствием продукции, работ, услуг, а также ТЭР требованиям эффективного энергопотребления. Кроме того, предусмотрено проведение государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений для определения их соответствия требованиям нормативной документации.

В целях оценки эффективности использования ТЭР и обеспечения их экономии предусмотрено проведение энергетических обследований субъектов хозяйствования, расположенных на территории Республики Беларусь, и введена система нормирования расхода топлива и энергии.

Законом определены источники финансирования мероприятий по энергосбережению. Ими являются средства:

— республиканского и местного бюджетов;

— республиканского фонда энергосбережения;

— юридических и физических лиц, направленных на цели энергосбережения;

— инновационного фонда концерна «Белэнерго»;

— инновационных фондов министерств и ведомств, а также:

-льготные кредиты;

-инвестиции по линии Всемирного банка;

-другие источники.

Для производителей и пользователей топливно-энергетических ресурсов предусмотрена система получения льготных кредитов для проведения энергосберегающих мероприятий, определён порядок образования и использования фондов «Ресурсо- и энергосбережение» субъектами хозяйствования.

Литература

2. Охрана труда и основы энергосбережения. Учебное пособие для ВУЗов – Э.М. Кравченя, Р.Н.Козел, И.П. Свирид. Мн. 2004

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *