3 класс опасности предприятий

Содержание

В соответствии с Федеральным Законом 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 20), СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений иных объектов. Новая редакция» (новая редакция) в целях охраны окружающей среды населенных пунктов, уменьшения влияния шума на территории жилой застройки, промышленные предприятия должны отделяться от жилой застройки санитарно-защитной зоной (СЗЗ).

Разработка проекта СЗЗ (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) является необходимым этапом для установления размеров санитарно-защитной зоны для промышленного объекта. Она может быть осуществлена на любом этапе проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации объекта. Выполнение этой разработки необходимо особенно, если в пределы нормативной СЗЗ (по СанПиН) попадает жилая застройка, либо территории с повышенными экологическими требованиями (места отдыха населения, садово-огородные участки и т.д.). Установление размеров санитарно-защитной зоны означает нанесение границ СЗЗ данного объекта на официальную градостроительную документацию, придания им официального статуса и является итогом работ по проектированию СЗЗ.

Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности (согласно классификатора СанПиН) осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны; отчета о мониторинге всех видов воздействия данного объекта, оценки риска здоровью населения (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Нашей организацией выполнено более 100 работ по оценке риска для предприятий, расположенных в Московской, Тульской, Рязанской, Курской, Белгородской областях РФ.

ООО «ЭКОЦЕНТР» имеет аккредитованный орган по проведению работ по оценке риска для здоровья населения от воздействия химических веществ в атмосферном воздухе.

Сертификат соответствия на выполнение работ по оценке риска № СДС 006, выданный Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, и зарегистрированный в Реестре Системы аккредитации органов по оценке риска Российской Федерации, представлен в разделе «Лицензии и аккредитации»).

Перечень документов, необходимых для проведения работ по оценке риска для здоровья населения, можно скачать по ссылке.

На ваши вопросы всегда ответят:

Поделиться ссылкой:

Понятие класс опасности опасного производственного объекта(ОПО) введено законом — Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»)

В соответствии с ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» все опасные производственные объекты, в зависимости от степени опасности для жизни и здоровья людей и окружающей среды, подразделяются на 4 класса опасности ОПО:

  • I класс опасности — объекты чрезвычайно высокой опасности;
  • II класс опасности — объекты высокой опасности;
  • III класс опасности — объекты средней опасности;
  • IV класс опасности — объекты низкой опасности.

На что влияет класс опасности опасного производственного объекта (ОПО)?

От класса опасности зависит уровень контроля производственного объекта со стороны государственного органа уполномоченного в области промышленной безопасности — Ростехнадзора (РТН).

Плановые проверки инспектором Ростехнадзора Плановые проверки не чаще чем один раз в течение одного года — для объектов I и II класса опасности;
Плановые проверки не чаще чем один раз в течение одного года — для объектов III класса опасности;
Плановые проверки не проводятся — для объектов IV класса опасности.
Создание вспомогательных горноспасательных команд, если ведутся горные работы Нужна — для объектов I и II класса опасности на которых ведутся горные работы;
Не нужна — для объектов III и IV класса опасности.
Система управления промышленной безопасностью Нужна — для объектов I и II класса опасности;
Не нужна — для объектов III и IV класса опасности.
Декларация промышленной безопасности Нужна — для объектов I и II класса опасности;
Не нужна — для объектов III и IV класса опасности.
Постоянный государственный надзора объекта Проводится — для объектов I класса опасности;
Не проводится — для объектов II, III и IV класса опасности.
План мероприятий по локализации и ликвидация последствий аварийных ситуаций (ПЛА) Нужен — для объектов I, II и III класса опасности;
Не нужен — для объектов IV класса опасности.
Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов Нужна — для объектов I, II и III класса опасности;
Не нужна — для объектов IV класса опасности.

Также класс опасности опасного производственного объекта влияет на категорию эксперта промышленной безопасности, который может выполнить экспертизу промышленной безопасности на объекте.

Примечание:

Класс опасности опасного производственного объекта (ОПО) не влияет на тарифы страхование опасного производственного объекта (см. ЦБ РФ Указания от 9 января 2019 года N 5052-У «О страховых тарифах или их предельных (максимальных и минимальных) значениях, структуре страховых тарифов, включая предельный размер отчислений для финансирования компенсационных выплат, порядке применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»)

Класс опасности ОПО и аудит системы управления промышленной безопасности

В новом проекте ФЗ «О промышленной безопасности» для ОПО с 1, 2 классами опасности появится возможность проводить аудит системы управления промышленной безопасности и увеличить время между плановыми проверками Ростехнадзора (РТН). Для ОПО с 3 и 4 классами опасности возможность проведения аудита тоже предусматривается, но с несколькими нюансами. Подробнее в отдельной теме — аудит промышленной безопасности.

Количество опасных производственных объектов (статистика по классам) в РФ.

Источником информации служат ежегодные отчеты о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Присвоение класса опасности опасному производственному объекту (ОПО).

Класс опасности опасному производственному объекту (ОПО) присваивается в процессе идентификации производственного объекта.

Примечание:

Все производственные объекты которым по результатам идентификации присвоен класс опасности ОПО подлежат обязательной регистрации в Государственном реестре опасных производственных объектов.

ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Классы опасности опасного производственного объекта(ОПО)

Классы опасности опасных производственных объектов определяются по приложению №2 «КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ» ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». При этом для определения класса опасности опасного объекта необходимо отнести производственный объект к одной из категории опасных производственных объектов согласно приложению №1 «ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ».

Приложение №1 «ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ» ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Согласно приложению №1 производственный объект можно отнести к категории опасных производственных объектов, где:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов:

  • а) воспламеняющиеся вещества — газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
  • б) окисляющиеся вещества — вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
  • в) горючие вещества — жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
  • г) взрывчатые вещества — вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
  • д) токсичные вещества — вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики: средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно; средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно; средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;
  • е) высокотоксичные вещества — вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики: средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм; средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм; средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;
  • ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды, — вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности: средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр; средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр; средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр.

2) используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:

  • а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
  • б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
  • в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры.

4) получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более.

5) ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

6) осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.

Согласно приложению к опасным производственным объектам не относятся объекты электросетевого хозяйства.

В случае если ваш производственный объект попадает под одну из категории, следует определить класс опасности согласно приложению №2 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

На сайте это приложение выполнено в виде программы и позволяет определить категорию производственного объекта и класс опасности онлайн.

Приложение №2 «КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ» ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

1. Для объектов по хранению химического оружия, объектов по уничтожению химического оружия и опасных производственных объектов спецхимии устанавливается I класс опасности (первый класс опасности).

2. Для опасных производственных объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата устанавливаются следующие классы опасности:

  • II класс опасности (второй класс опасности) — для опасных производственных объектов, опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода свыше 6 процентов объема такой продукции;
  • III класс опасности (третий класс опасности) — для опасных производственных объектов, опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода от 1 процента до 6 процентов объема такой продукции;
  • IV класс опасности (четвертый класс опасности) — для опасных производственных объектов, не указанных в подпунктах выше настоящего пункта.

3. Для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:

  • II класс опасности (второй класс опасности) — для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;
  • III класс опасности (третий класс опасности) — для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля (МПа) до 1,2 мегапаскаля (МПа) включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля (МПа) до 1,6 мегапаскаля (МПа) включительно.

4. Для опасных производственных объектов, используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа), устанавливаются следующие классы опасности:

  • III класс опасности (третий класс опасности) — для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля (МПа) и более (за исключением оборудования автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом) или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более;
  • IV класс опасности (четвертый класс опасности) — для опасных производственных объектов, не указанных в первом подпункте настоящего пункта.

5. Для опасных производственных объектов, где используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры , устанавливаются следующие классы опасности:

  • III класс опасности (третий класс опасности) — для подвесных канатных дорог;
  • IV класс опасности (четвертый класс опасности) — для опасных производственных объектов, не указанных в первом подпункте настоящего пункта.

6. Для опасных производственных объектов, где получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более. , устанавливаются следующие классы опасности:

  • II класс опасности (второй класс опасности) — для опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава 10 000 килограммов и более;
  • III класс опасности (третий класс опасности) — для опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава от 500 до 10 000 килограммов.

7. Для опасных производственных объектов, где ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых, устанавливаются следующие классы опасности:

  • I класс опасности (первый класс опасности) — для шахт угольной промышленности, а также иных объектов ведения подземных горных работ на участках недр, где могут произойти: взрывы газа и (или) пыли; внезапные выбросы породы, газа и (или) пыли; горные удары; прорывы воды в подземные горные выработки;
  • II класс опасности (второй класс опасности) — для объектов ведения подземных горных работ, не указанных в подпункте выше настоящего пункта, для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет 1 миллион кубических метров в год и более, для объектов переработки угля (горючих сланцев);
  • III класс опасности (третий класс опасности) — для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет от 100 тысяч до 1 миллиона кубических метров в год, а также объектов, на которых ведутся работы по обогащению полезных ископаемых (за исключением объектов переработки угля (горючих сланцев);
  • IV класс опасности (четвертый класс опасности) — для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет менее чем 100 тысяч кубических метров в год.

8. Для опасных производственных объектов, где осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию, устанавливаются следующие классы опасности:

  • III класс опасности (третий класс опасности) — для элеваторов, опасных производственных объектов мукомольного, крупяного и комбикормового производства;
  • IV класс опасности (четвертый класс опасности) — для иных опасных производственных объектов.

В случае если производственный объект не попадает не в одну из выше приведенных категории, но при этом на нем обращаются опасные вещества, то согласно ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» класс опасности устанавливается исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1и 2.

На сайте реализована программы которая позволяет работать с таблицами (приложение №2, таблицы №1 и №2) и позволяет определить класс опасности онлайн. Работа в этой программе отражена в видео приведенном выше.

В случае, если для опасного производственного объекта могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности.

В случае, если опасного производственного объекта, для которого должен быть установлен II, III или IV класс опасности, расположен на землях особо охраняемых природных территорий, континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации, на искусственном земельном участке, созданном на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, для такого опасного производственного объекта устанавливается более высокий класс опасности соответственно.

Таблица 1

Наименование опасного вещества Количество опасного вещества, т
I класс опасности II класс опасности III класс опасности IV класс опасности
Аммиак 5000 и более 500 и более, но менее 5000 50 и более, но менее 500 10 и более, но менее 50
Нитрат аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитрата аммония превышает 90 процентов массы) 25 000 и более 2500 и более, но менее 25 000 250 и более, но менее 2500 50 и более, но менее 250
Нитрат аммония в форме удобрений (простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием) 100 000 и более 10 000 и более, но менее 100 000 1000 и более, но менее 10 000 200 и более, но менее 1000
Акрилонитрил 2000 и более 200 и более, но менее 2000 20 и более, но менее 200 4 и более, но менее 20
Хлор 250 и более 25 и более, но менее 250 2,5 и более, но менее 25 0,5 и более, но менее 2,5
Оксид этилена 500 и более 50 и более, но менее 500 5 и более, но менее 50 1 и более, но менее 5
Цианистый водород 200 и более 20 и более, но менее 200 2 и более, но менее 20 0,4 и более, но менее 2
Фтористый водород 500 и более 50 и более, но менее 500 5 и более, но менее 50 1 и более, но менее 5
Сернистый водород 500 и более 50 и более, но менее 500 5 и более, но менее 50 1 и более, но менее 5
Диоксид серы 2500 и более 250 и более, но менее 2500 25 и более, но менее 250 5 и более, но менее 25
Триоксид серы 750 и более 75 и более, но менее 750 7,5 и более, но менее 75 1,5 и более, но менее 7,5
Алкилы свинца 500 и более 50 и более, но менее 500 5 и более, но менее 50 1 и более, но менее 5
Фосген 7,5 и более 0,75 и более, но менее 7,5 0,075 и более, но менее 0,75 0,015 и более, но менее 0,075
Метилизоцианат 1,5 и более 0,15 и более, но менее 1,5 0,015 и более, но менее 0,15 0,003 и более, но менее 0,015

Таблица 2

Виды опасных веществ Количество опасных веществ, т
I класс опасности II класс опасности III класс опасности IV класс опасности
Воспламеняющиеся и горючие газы 2000 и более 200 и более, но менее 2000 20 и более, но менее 200 1 и более, но менее 20
Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах 500 000 и более 50 000 и более, но менее 500 000 1000 и более, но менее 50 000
Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе или транспортируемые по магистральному трубопроводу 2000 и более 200 и более, но менее 2000 20 и более, но менее 200 1 и более, но менее 20
Токсичные вещества 2000 и более 200 и более, но менее 2000 20 и более, но менее 200 1 и более, но менее 20
Высокотоксичные вещества 200 и более 20 и более, но менее 200 2 и более, но менее 20 0,1 и более, но менее 2
Окисляющие вещества 2000 и более 200 и более, но менее 2000 20 и более, но менее 200 1 и более, но менее 20
Взрывчатые вещества 500 и более 50 и более, но менее 500 менее 50
Вещества, представляющие опасность для окружающей среды 2000 и более 200 и более, но менее 2000 20 и более, но менее 200 1 и более, но менее 20

Примечания: 1. Для опасных веществ, не указанных в таблице 1 настоящего приложения, применяются данные, содержащиеся в таблице 2 настоящего приложения.

2. При наличии различных опасных веществ одного вида их количества суммируются.

3. В случае, если расстояние между опасными производственными объектами составляет менее чем пятьсот метров, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями, учитывается суммарное количество опасных веществ одного вида.

Примеры присвоения класса опасности опасному производственному объекту (ОПО).

Пример 1. Газовая котельная с водогрейными котлами, вырабатывающими горячею воду с температурой до 115 град. В котельную вводится газопровод среднего давления. В котельной для снижения давления газа предусмотрена ГРУ.

Результаты идентификации и сопутствующие выводы:

  1. Полное наименование ОПО (опасного производственного объекта): Сеть газопотребления (название организации или ее отдельной территории);
  2. Класс опасности ОПО (опасного производственного объекта):III класс опасности;
  3. Уровень ответственности капитальных зданий и сооружений на опасном производственном объекте: нормальный

Пример 2. Газовая котельная с паровыми котлами, вырабатывающими пар с избыточным давлением более 0,07МПа. В котельную вводится газопровод среднего давления. В котельной для снижения давления газа предусмотрена ГРУ.

Результаты идентификации и сопутствующие выводы:

  1. Полное наименование ОПО (опасного производственного объекта): Сеть газопотребления (название организации или ее отдельной территории);
  2. Класс опасности ОПО (опасного производственного объекта):III класс опасности;
  3. Уровень ответственности капитальных зданий и сооружений на опасном производственном объекте: нормальный

Пример 3. Котельная с паровыми котлами, вырабатывающими пар с избыточным давлением более 0,07МПа. Котельная работает на твердом топливе.

Результаты идентификации и сопутствующие выводы:

  1. Полное наименование ОПО (опасного производственного объекта): Котельная;
  2. Класс опасности ОПО (опасного производственного объекта):III класс опасности;
  3. Уровень ответственности капитальных зданий и сооружений на опасном производственном объекте: нормальный.
Дополнительные требования к ОПО:

-Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов — требуется;
-Декларация промышленной безопасности — не требуется;
-План мероприятий по локализации и ликвидация последствий аварийных ситуаций (ПЛА) — требуется;
-Постоянный государственный надзора объекта — не требуется
-Система управления промышленной безопасностью — не требуется;
-Создание вспомогательных горноспасательные команды — не требуется;
-Плановые проверки инспектором Ростехнадзора — не чаще чем один раз в течение трех лет.

Подробности по заполнению сведений, характеризующих ОПО, с образцами и примерами в отдельной теме.

В комментариях к статье можно оставить пожелания по присвоению классов другим производственным объектам.

Историческая справка

Классы опасности опасных производственных объектов впервые введены в 2013 году путем внесения изменений в ФЗ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» федеральным законом №22-ФЗ от 15.04.2013 г. До введения классов опасности федеральным законом предусматривалось использования предельного количества опасного вещества, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности.

При этом критериям для исключения производственного объекта из опасных производственных объектов, являлось наличие опасных веществ, обращающиеся на объекте в количестве, равном или менее 2% от предельно допустимого, указанного в приложении 2 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», можно не учитывать (если нормативными документами на конкретное вещество не установлено другое) при отнесении такого объекта к категории опасного производственного объекта, если их размещение на территории эксплуатирующей организации таково, что не может стать причиной возникновения крупной аварии.

Автор публикации

не в сети 18 часов

Классификация опасных производственных объектов создана для удобства контроля ОПО, которая позволяет грамотно организовывать деятельность предприятий, просчитать все риски. Чем выше класс, тем больше потенциальной угрозы несет ОПО.

В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» 116-ФЗ, все опасные производственные объекты, в зависимости от их уровня опасности, делятся на 4 класса.

Классы опасности ОПО

  • I класс опасности — объекты чрезвычайно высокой опасности;
  • II класс опасности — объекты высокой опасности;
  • III класс опасности — объекты средней опасности;
  • IV класс опасности — объекты низкой опасности.

Классы опасности ОПО присваивается при регистрации объекта в Ростехнадзоре.

Требования к ОПО, в зависимости от класса опасности

Основные отличия между классами опасности опасных объектов выражаются в количестве необходимой эксплуатационно-технической документации, порядке взаимодействия и количестве проверок органами Ростехнадзора.

Класс опасности ОПО / Требование

I класс II класс III класс IV класс
Плановые проверки Ростехнадзором Не чаще одного раза в год Не чаще одного раза в год Не чаще одного раза в три года Не проводятся
Система управления промышленной безопасностью Требуется Требуется Не требуется Не требуется
Декларация промышленной безопасности Требуется Требуется Не требуется Не требуется
План мероприятий по локализации и ликвидация последствий аварийных ситуаций Требуется Требуется

Требуется,

за исключением объектов, обладающих признаком опасности только 2.2.

Не требуется
Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов Требуется Требуется Требуется Не требуется

Создание вспомогательных горноспасательные команды, если ведутся горные работы

Требуется,

на объектах, на которых ведутся горные работы

Требуется,

на объектах, на которых ведутся горные работы

Не требуется Не требуется

Классификация опасных производственных объектов

Класс опасности ОПО определяется в соответствии с Приложением 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116 «О промышленной безопасности…» и зависит от технических параметров объекта, характеристик машин и механизмов, которые эксплуатируются в его составе (сосуды под давлением, грузоподъемные механизмы, газо- и паропроводы и т.д.).

1. Получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ

(за исключением объектов, указанных в пунктах 2,3 и 4 данной классификации), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящего приложения (таблицы приведены внизу страницы).

2. Объекты по хранению химического оружия,

объекты по уничтожению химического оружия и опасных производственных объектов спецхимии устанавливается I класс опасности.

3. Для опасных производственных объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата устанавливаются следующие классы опасности:

1) II класс опасности — для опасных производственных объектов, опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода свыше 6 процентов объема такой продукции;

2) III класс опасности — для опасных производственных объектов, опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода от 1 процента до 6 процентов объема такой продукции;

3) IV класс опасности — для опасных производственных объектов, не указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.

4. Для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:

1) II класс опасности — для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;

2) III класс опасности — для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

5. Объекты использующие оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля

и воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия, устанавливаются следующие классы опасности:

1) III класс опасности — для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более;

2) IV класс опасности — для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

6. Объекты использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы

(за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры, устанавливаются следующие классы опасности:

1) III класс опасности — для подвесных канатных дорог;

2) IV класс опасности — для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

7. Объекты получающие, транспортирующие, использующие расплавы черных и цветных металлов,

сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более, устанавливаются следующие классы опасности:

1) II класс опасности — для опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава 10 000 килограммов и более;

2) III класс опасности — для опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава от 500 до 10 000 килограммов.

8. Объекты ведущие горные работы

(за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых устанавливаются следующие классы опасности:

1) I класс опасности — для шахт угольной промышленности, а также иных объектов ведения подземных горных работ на участках недр, где могут произойти:

      • взрывы газа и (или) пыли;
      • внезапные выбросы породы, газа и (или) пыли;
      • горные удары;
      • прорывы воды в подземные горные выработки.

2) II класс опасности — для объектов ведения подземных горных работ, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет 1 миллион кубических метров в год и более, для объектов переработки угля (горючих сланцев);

3) III класс опасности — для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет от 100 тысяч до 1 миллиона кубических метров в год, а также объектов, на которых ведутся работы по обогащению полезных ископаемых (за исключением объектов переработки угля (горючих сланцев);

4) IV класс опасности — для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет менее чем 100 тысяч кубических метров в год.

9. Объекты осуществляющие хранение или переработку растительного сырья,

в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию, устанавливаются следующие классы опасности:

1) III класс опасности — для элеваторов, опасных производственных объектов мукомольного, крупяного и комбикормового производства;

2) IV класс опасности — для иных опасных производственных объектов.

Примечание:

  1. В случае, если для опасного производственного объекта по указанным в пунктах 1 — 7 настоящего приложения критериям могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности.
  2. В случае, если опасный производственный объект, для которого в соответствии с пунктами 1 — 8 настоящего приложения должен быть установлен II, III или IV класс опасности, расположен на землях особо охраняемых природных территорий, континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации, на искусственном земельном участке, созданном на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, для такого опасного производственного объекта устанавливается более высокий класс опасности соответственно.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – территория вокруг объектов и производств, которые оказывают вредное воздействие на среду обитания и здоровье человека.

Размеры СЗЗ определяются нормативным документом «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Введение СЗЗ направлено на уменьшение вредного воздействия загрязнений объектов и производств на атмосферный воздух до гигиенически установленных норм.

По сути, СЗЗ являются защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Это зона разрыва между промышленными предприятиями и ближайшими жилыми и общественными зданиями для уменьшения шума, пыли, газообразных и других вредных выбросов, содержащих промышленные яды.

Ширина СЗЗ устанавливается из такого расчёта, чтобы выбросы от промышленных предприятий за пределами этой СЗЗ не превышали предельно-допустимых уровней концентраций (ПДК).

В зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу выбросов, совершенства технологических процессов, наличия очистных сооружений все промышленные предприятия подразделяют на 5 классов с соответствующей каждому классу размером СЗЗ.

Для промышленных предприятий с замкнутым производственным циклом, не производящих выбросов в атмосферу, размер СЗЗ определяется с учётом возможной аварийной ситуации.

В отдельных случаях (например, при расположении жилых районов с подветренной стороны по отношению к промышленным предприятиям), по требованию органов санитарно-эпидемиологической службы, размер СЗЗ может быть увеличен.

Размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) может составлять от 50 до 1000 м. Он устанавливается в зависимости от того, к какому классу принадлежит предприятие.

Все предприятия, по действующему законодательству, разделяются на 5 классов опасности, в зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу промышленных выбросов, совершенства технологических процессов на предприятии, наличия очистных сооружений.

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) определяются, соответственно, классом опасности предприятия.

Признаки определения класса опасности установлены ГОСТ 12.1.007-76 и приведены в таблице ниже:

Класс опасности отхода для окружающей природной среды

Степень вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду

Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды

I класс (чрезвычайно опасные) очень высокая Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует.
II класс (высокоопасные) высокая Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия.
III класс (умеренно опасные) средняя Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника.
IV класс (малоопасные) низкая Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3 лет.
V класс (практически неопасные) очень низкая Экологическая система практически не нарушена.

По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности, представленные в таблице.

Класс опасности

Степень опасности

чрезвычайно опасные вещества

высокоопасные вещества

умеренно опасные вещества

малоопасные вещества

Ориентировочные размеры СЗЗ для предприятий всех классов опасности

  • промышленные объекты и производства первого класса – 1000 м
  • промышленные объекты и производства второго класса – 500 м
  • промышленные объекты и производства третьего класса – 300 м
  • промышленные объекты и производства четвертого класса – 100 м
  • промышленные объекты и производства пятого класса – 50 м

С классификацией предприятий, сооружений и иных объектов и их СЗЗ можно ознакомиться здесь.

СЗЗ относится к разряду специальных территорий с особым режимом использования.

В СЗЗ не допускается размещать

  • жилую застройку, включая отдельные жилые дома
  • ландшафтно-рекреационные зоны
  • зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха
  • территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огороднических участков
  • другие территории:
    • спортивные сооружения
    • детские площадки
    • образовательные и детские учреждения
    • лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования

В границах СЗЗ промышленного объекта или производства здания и сооружения допускается размещение:

объектов для обслуживания работников указанного объекта и для обеспечения деятельности промышленного объекта (производства):

  1. нежилые помещения для дежурного аварийного персонала
  2. помещения для пребывания работающих по вахтовому иетоду(не более двух недель)
  3. здания управления, конструкторские бюро
  4. здания административного назначения
  5. научно-исследовательские лаборатории
  6. поликлиники, спортив¬но-оздоровительные сооружения закрытого типа
  7. бани, прачечные
  8. объекты торговли и общественного питания
  9. мотели, гостиницы, гаражи
  10. площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта
  11. пожарные депо, местные и транзитные коммуникации
  12. ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы
  13. артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные на¬сосные станции, сооружения оборотного водоснабжения
  14. автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей

Границы территорий, имеющих СЗЗ, обозначаются на местности специальными информационными знаками (размер зон) или отражаются в проектах.

При использовании территорий, на которых присутствуют СЗЗ, в государственный кадастр недвижимости таких территорий в обязательном порядке вносятся сведения о таких зонах:

  1. Индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и т.п.)
  2. Описание местоположения таких зон
  3. Наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении СЗЗ
  4. Реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких СЗЗ и источники официального опубликования этих решений
  5. Содержание ограничений использования объектов и производств в пределах СЗЗ
  6. В кадастровых картах (паспортах) всех видов, в государственном лесном реестре, в государственном водном реестре СЗЗ также вносятся в обязательном порядке: указываются их границы, СЗЗ (или их части). СЗЗ могут быть объектами землеустройства

СЗЗ отражаются в материалах градостроительной деятельности:

  1. в картах, содержащихся в схемах территориального планирования и генеральных планах. На картах градостроительного зонирования и в составе градостроительных регламентов в ПЗЗ (Правилах землепользования и застройки), мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
  2. в материалах по обоснованию проекта планировки территории и на чертежах межевания территории.

Проект СЗЗ обязаны разрабатывать предприятия, относящиеся к объектам I – III классов опасности, предприятия, являющиеся источниками воздействия на атмосферный воздух, но для которых СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не устанавливает размеры СЗЗ.

Установленные проектом границы санитарно-защитной зоны согласовываются в органах Роспотребнадзора.

Согласованные границы санитарно-защитной зоны утверждаются в качестве линий градостроительного регулирования территории.

Обоснования размера (сокращения, благоустройства и озеленения) санитарно-защитной зоны (СЗЗ) включает в себя все необходимые расчеты и натурные замеры (атмосферный воздух, шум), которые позволяют обосновать необходимый размер (СЗЗ) для данного предприятия.

Для сокращения размеров санитарно-защитной зоны предприятия необходимо провести замеры факторов окружающей среды на границе предполагаемой (СЗЗ) неоднократно (для действующих предприятий) в соответствии с требованиями, установленными СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Границей санитарно-защитной зоны является линия, ограничивающая территорию, за пределами которой нормируемые факторы воздействия не превышают установленные гигиенические нормативы.

Более года назад прекратили свое действие Правила охраны электрических сетей, утвержденные еще Советом Министров СССР (до 1000
вольт – в 1972 году, свыше 1000 вольт – в 1984 году).
После этого вступило в силу постановление правительства России от 24 февраля 2009 года «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». Данное постановление, по сути, не изменило ограничений по строительству, но поменяло порядок надзора за охранными зонами. Контроль и надзор за соблюдением особых условий поручен «федеральному органу исполнительной власти, на который возложены функции по техническому контролю и надзору в электроэнергетике» (в настоящее время это Ростехнадзор).
Пункт 3 постановления № 160 предусматривал разработку в трехмесячный срок Министерством природных ресурсов и экологии РФ (в чьем подчинении находится Ростехнадзор) по согласованию с Министерством энергетики РФ порядка осуществления государственного контроля за соблюдением особых условий использования земель в охранных зонах электросетей.
Однако не через 3 месяца, а через год, и не Минприроды с Минэнерго, а само правительство РФ принимает постановление № 103 от 27 февраля 2010 года «О мерах по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства». Каково же основное содержание нормативного правового акта?
Утверждены Правила осуществления госконтроля (надзора) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства.
Контроль осуществляется Рос-технадзором и его территориальными органами в форме плановых и внеплановых документарных и выездных проверок.
Определяя порядок осуществления контроля, Правила воспроизводят положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», дополняя их некоторыми техническими деталями, главным образом сроками, в которые должны проводиться предусмотренные указанным законом процедуры организационного характера.
При документарных проверках контролирующие органы анализируют материалы электросетевых организаций, собственников и пользователей земельных участков, других лиц.
Выездные проверки проводятся с предварительным уведомлением не позднее чем за 3 рабочих дня.
Основание для плановой проверки – план, утверждаемый руководителем контролирующего органа.
Внеплановые проверки проводятся при истечении срока исполнения предписания об устранении нарушения, при поступлении сведений, установленных федеральным законом (в частности, при возникновении угрозы и / или причинения вреда жизни, здоровью граждан) и т. д.
Проведение проверки оформляется приказом Ростехнадзора. В нем указываются наименование соответствующего объекта электросетевого хозяйства и место проверки.
Доступ должностных лиц контролирующих органов на земельные участки и объекты, расположенные в границах установленных охранных зон объектов электросетевого хозяйства, осуществляется при предъявлении ими заинтересованным лицам приказа о проведении проверки либо его копии, заверенной печатью, а также служебного удостоверения.
Проведение проверок сторонних землепользователей может осуществляться с участием в них представителей сетевой организации.
Постановление № 103 вступило в силу 16 марта 2010 года и предусматривает также принятие приказа Минприроды России, согласованного с Минэнерго России, утверждающего порядок согласования Ростехнадзором границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства.
Будем надеяться, что Порядок согласования границ охранных зон (и соответствующие внутренние административные регламенты Ростехнадзора) будут приняты в кратчайшее время. Необходимо без аппаратных задержек переходить к формированию правоприменительной практики взаимодействия электросетевых организаций и Ростехнадзора по выводу за пределы границ охранных зон землепользователей, нарушающих правила охраны электрических сетей, а также по предупреждению таких нарушений, что, в конечном счете, должно положительно сказаться на надежности единой национальной электрической сети.
Александр МУРАШОВ, заместитель начальника Департамента сопровождения инвестиционной программы ОАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС»
Текст постановления

Правительство Российской Федерации
Постановление

от 27 февраля 2010 года № 103
О мерах по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства.
2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации разработать и утвердить порядок согласования Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства.

Председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин

Утверждены постановлением правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 года № 103
Правила осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее соответственно – государственный контроль, земельные участки).
2. Государственный контроль осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами (далее – контролирующие органы).
3. При осуществлении государственного контроля проверяется соблюдение органами государственной власти и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами особых условий использования земельных участков, предусмотренных Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. №160 (далее – Правила установления охранных зон).
4. Государственный контроль осуществляется с учетом требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон).
5. Государственный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых документарных и выездных проверок.
6. Документарная проверка проводится путем анализа документов сетевых организаций и иных лиц, владеющих на праве собственности (ином законном основании) объектом электросетевого хозяйства, в отношении соблюдения особых условий использования земельных участков охранной зоны которого проводится проверка (далее – сетевая организация), собственников и пользователей земельных участков, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеющихся в распоряжении контролирующего органа, и (или) документов, полученных по запросу контролирующего органа в соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона.
При проведении документарной проверки контролирующие органы не вправе требовать сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.
Документарная проверка проводится в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 11, 13 и 14 Федерального закона.
7. Выездная проверка проводится с предварительным уведомлением (не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проверки) сетевой организации, а также иных лиц, в отношении которых планируется осуществление проверки, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 12 и 13 Федерального закона.
8. Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов проверок, утверждаемых руководителем контролирующего органа в установленном порядке.
9. Основаниями для проведения внеплановых проверок являются:
а) истечение срока исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
б) поступление в контролирующие органы сведений, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона;
в) приказ (распоряжение) руководителя контролирующего органа, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
10. При поступлении в контролирующие органы сведений, предусмотренных подпунктом «б» пункта 9 настоящих Правил, решение о проведении внеплановой проверки принимается не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем поступления указанных сведений.
11. Проведение проверки оформляется приказом контролирующего органа, в котором содержатся сведения в соответствии со статьей 14 Федерального закона, а также указывается наименование объекта электросетевого хозяйства, в границах охранной зоны которого подлежит проверке соблюдение особых условий использования земельных участков, и место проверки.
12. При проведении проверки должностные лица контролирующих органов обязаны исполнять требования, предусмотренные статьями 15 и 18 Федерального закона.
13. Должностные лица контролирующего органа при проведении проверки:
а) самостоятельно определяют последовательность действий при проведении проверки (исходя из особенностей расположения и размера охранной зоны объекта электросетевого хозяйства);
б) осуществляют осмотр земельных участков и объектов, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства;
в) применяют предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений;
г) фиксируют факты противодействия проведению проверки, в том числе предоставления им недостоверной, неполной информации или ее несвоевременного предоставления.
14. Доступ должностных лиц контролирующих органов на земельные участки и объекты, расположенные в границах установленных охранных зон объектов электросетевого хозяйства, осуществляется при предъявлении ими заинтересованным лицам приказа о проведении проверки либо его копии, заверенной печатью, а также служебного удостоверения.
15. Должностными лицами контролирующего органа в отношении фактов нарушений Правил установления охранных зон, выявленных при проведении проверки, принимаются меры в соответствии со статьей 17 Федерального закона.
16. Проверки могут проводиться совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.
Проведение проверок может осуществляться с участием в них представителей сетевой организации.
17. По результатам проверки составляется акт проверки.
18. Акт проверки должен содержать информацию в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 16 Федерального закона, а также наименование объекта электросетевого хозяйства, в границах охранной зоны которого проведена проверка.
19. Акт проверки оформляется должностным лицом контролирующего органа непосредственно после завершения проверки и составляется в 2 экземплярах, один из которых вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю лица, в отношении которого проводилась проверка, под расписку об ознакомлении либо отказе в ознакомлении с актом проверки.
20. В случае отсутствия лиц, в отношении которых в ходе проведения проверки составлен протокол об административном нарушении и (или) выдано предписание об устранении нарушений, или их уполномоченных представителей, а также в случае отказа указанных лиц дать расписку об ознакомлении либо отказе в ознакомлении с актом проверки этот акт направляется таким лицам заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящегося в деле контролирующего органа.
21. В случае несогласия с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений представители сетевой организации и (или) лица, которым в ходе проведения проверки выдано предписание об устранении нарушений, вправе представить в течение 15 дней с даты получения акта в контролирующий орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или их отдельных положений.
22. Должностные лица контролирующих органов несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного контроля.
23. Действия должностных лиц контролирующих органов при осуществлении государственного контроля могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *