34 устава автомобильного транспорта

Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области информирует об изменениях, внесенных в Федеральный закон от 08 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. № 131-ФЗ внесены изменения в части дополнения «Устава» статьей 31 «Государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», который осуществляется уполномоченным федеральным органом государственного надзора.
Основаниями для проведения внеплановой проверки в отношении видов деятельности, не подлежащих лицензированию, являются:
1) поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, через средства массовой информации о фактах дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине перевозчика, с причинением вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде;
2) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 не допускается.
Проверки транспортных средств в процессе их эксплуатации в целях проведения мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований проводятся должностными лицами органа государственного надзора на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора.
Орган государственного надзора уведомляет органы прокуратуры о проведении мероприятий по контролю в течение двадцати четырех часов с момента принятия решения о проведении указанных мероприятий.
Должностные лица органа государственного надзора, являющиеся государственными транспортными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и получать от них на основании мотивированных запросов в письменной форме информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения, а при проверках юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, также копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать используемые юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, при осуществлении своей деятельности объекты транспортной инфраструктуры, осуществлять осмотр транспортных средств, проводить их обследования, необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
3) выдавать юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
6) предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного вследствие нарушений обязательных требований.»
Статья 19 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта дополнена частью 7 следующего содержания:
— Перевозчик, осуществляющий виды деятельности, о начале осуществления которых подаются уведомления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязан иметь на каждом транспортном средстве копию указанного уведомления с отметкой органа государственного надзора, осуществляющего прием такого уведомления.

Полная утрата груза Перевозчиком. Что делать?

Итак, для начала давайте смоделируем типовую ситуацию в конкретных событиях и датах.

Итак, предположим, что из искового заявления следует:

«15» апреля 2014 года между Заказчиком (далее — Истец по делу) и Перевозчиком (далее — Ответчик по делу) был заключен договор перевозки. На каждую отдельную загрузку оформляется транспортный заказ, содержащий существенные условия перевозки и подписи сторон.

Согласно Договору-заявке от «01» июля 2015 года и подписанным водителем товарно-транспортным накладным, Ответчик принял от грузоотправителя к перевозке груз, адресованный 2 грузополучателям в регионах РФ. В Договоре-заявке на автоперевозку был указан конкретный водитель, который должен приехать за грузом, а также транспортное средство, на котором будет осуществлена перевозка. Договором-заявкой предусмотрено, что срок доставки груза истекает 05.07.2015 г. Однако ни одному грузополучателю груз выдан не был.

Поскольку период просрочки доставки груза превысил сроки, установленные статьей 14 Устава автомобильного транспорта, у Заказчика имеются основания полагать о полной утрате груза Перевозчиком.

Итак, типовая ситуация смоделирована, теперь давайте сформируем позицию Истца

Правовое обоснование позиции Истца: оформление акта об утрате груза

В соответствии с пунктом 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – «ГК РФ») по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Далее по тексту –»Устав автомобильного транспорта») перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные правилами перевозок грузов. Согласно части 3 статьи 14 Устава автомобильного транспорта, если иное не установлено договором перевозки груза, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба за утраченный груз, если он не был выдан грузополучателю по его требованию в течение тридцати дней со дня, когда груз должен был быть доставлен грузополучателю.

В соответствии с установленным Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (Утв. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272) порядком составления актов и оформления претензий Истцу необходимо вызвать Ответчика для составления Акта об утрате груза, что должно подтверждаться телеграммами и повторными телеграммами.

Если Ответчик не явится (а скорее всего так и будет) в назначенное время для составления Акта об утрате груза. Согласно п. 80 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (Утв. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272): «В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта…».

В результате уклонения Перевозчика от составления Акта, указанный документ составляется Истцом в одностороннем порядке.

Правовое обоснование позиции Истца: определение размера ущерба

Согласно п. 6.4 Договора Перевозчик несет материальную ответственность за полную утрату груза в пределах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Уставом автомобильного транспорта.

В силу пункта 1 статьи 796 ГК РФ Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые Перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком в случае утраты или недостачи груза в размере стоимости утраченного груза. В соответствии с частью 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю. Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза в размере его стоимости (пункт 1 части 7 статьи 34 Устава автомобильного транспорта).

По смыслу указанных норм перевозчик несет ответственность независимо от наличия или отсутствия его вины в нарушении обязательства по перевозке.

Ущерб, причиненный Заказчику (Истцу) утратой груза удостоверяется товарно-транспортными накладными, а в случае наличия и Соглашением о реструктуризации долга, которое обычно заключается с собственником груза на момент утраты, т. е. с грузополучателем или грузоотправителем или страховой компанией, выплатившей страховое возмещение по страховому случаю: утрата груза.

При этом, заключив 10.02.2015 г. Соглашение о реструктуризации долга и начав производить платежи по нему, Истец понес реальные расходы в связи с нарушением его прав. Таким образом и к моменту направления претензии, и к моменту предъявления иска в суд у Истца имелось право требовать с Ответчика возмещения ущерба в пределах стоимости груза.

Таким образом, у Заказчика (Истец) имеются законные основания требовать с Перевозчика (Ответчик) компенсации убытков.

Правовое обоснование позиции Истца: штраф за нарушение сроков перевозки груза

В соответствии с п. 11 ст. 34 Устава автомобильного транспорта Перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы.

Предлагаем смоделировать типовой расчет штрафных санкций, отталкиваясь от исходных дат.

Договором-заявкой от «01» июля 2015 года может быть установлен штраф за опоздание на разгрузку, например, в размере 2 000 рублей в сутки. Размер штрафа за опоздание свыше 2-х суток Сторонами должно оговариваться отдельно. Поскольку Сторонами не было достигнуто соглашение о размере штрафа при опоздании на разгрузку более 2-х суток, штраф должен рассчитываться в соответствии с п. 11 ст. 34 Устава автомобильного транспорта.

Размер штрафа за день просрочки составляет:

∑провозной платы/100% х 9% = 32 000 р. / 100 % х 9 % = 2 880 р. 00 к.

Период просрочки, допущенной Перевозчиком, с 05.07.2015 года по 01.12.2015 года составляет 149 дней.

Таким образом, общая сумма штрафа, начисленная Заказчиком по состоянию на 01.12.2015 года, составляет:

∑штрафа = Штраф х ∑дней просрочки = 2 880 р. 00 к. х 149 = 429 120 р. 00 к.

Поскольку общая сумма штрафа не может превышать перевозной платы, установленной Договором-заявкой, к выплате предъявляется штраф в размере 32 000 руб.

Правовое обоснование позиции Истца: соблюдение до-судебного порядка урегулирования спора

В соответствии с п. 2 ст. 39 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: «До предъявления к перевозчикам исков, вытекающих из договоров перевозок грузов, к таким лицам в обязательном порядке предъявляются претензии».

В соответствии с п. 87 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (Утв. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272): «Претензии предъявляются перевозчикам (фрахтовщикам) по месту их нахождения в письменной форме в течение срока исковой давности, установленного статьей 42 Федерального закона».

Претензия от 19.10.2015 г. Ответчику направлялась по известным Истцу адресам, указанным в договоре, что обязательно строго должно подтверждаться квитанциями почтовых или курьерских организаций.

В соответствии с п. 1 ст. 40 Устава автомобильного транспорта Перевозчик обязан рассмотреть предъявленные им претензии и о результатах их рассмотрения уведомить в письменной форме заявителей в течение тридцати дней со дня получения соответствующей претензии. В соответствии со ст. 41 Устава автомобильного транспорта иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов могут быть предъявлены в случаях неполучения от перевозчиков ответа на претензии в течение тридцати дней со дня получения ими соответствующих претензий. До настоящего момента ответ на претензию Истца получен не был. Таким образом, установленным законом порядок предъявления претензий был Истцом соблюден.

Правовое обоснование позиции Истца: возражения по доводам ответчика: отсутствие договорных правоотношений с грузополучателями

Ответчик может указать, что договорных отношений с Грузоотправителем он не имеет и сослаться на то, что в заявке Грузоотправитель не указан. Далее Ответчик укажет, что Истец должен был предоставить именно свой груз к перевозке.

Указанные доводы Ответчика противоречат требованиям законодательства Российской Федерации и фактическим обстоятельствам дела.

Требования Истца о возмещении ущерба, вытекают из Договора от 15.04.2014 года (Далее по тексту – «Договор»), по которому Истец является заказчиком, а Ответчик – перевозчиком. По своему содержанию указанный Договор является договором перевозки. Следовательно, отношения сторон, вытекающие из Договора должны регулироваться Главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее по тексту – «ГК РФ») «Перевозка».

Согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ: «По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату». Из указанное нормы не следует, что груз, подлежащий перевозке, должен принадлежать Заказчику на праве собственности.

Напротив, согласно п. 4) ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»: «грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза…». Истец, являясь экспедитором по Договору транспортной экспедиции от 07.11.2013 года, обязался от имени своего клиента организовывать перевозку вверенного ему груза. Именно в связи с этим связано заключение договора перевозки не между собственником груза и Ответчиком, а между Истцом и Ответчиком.

Правовое обоснование позиции Истца: возражения по доводам ответчика: отсутствие допустимых доказательств заключения договора на перевозку

В смоделированной ситуации — может так оказаться что у Истца не будет оригинала транспортной накладной. Воспользовавшись этим, Ответчик может сослаться на то, что Истцом в материалы дела не была предоставлена транспортная накладная, которая является единственным достоверным доказательством заключения договора перевозки.

Указанные доводы Ответчика противоречат требованиям законодательства Российской Федерации и фактическим обстоятельствам дела.

Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»: «Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа…».

Согласно условиям Договора предметом является порядок взаимоотношений, возникающих между Заказчиком и Перевозчиком при планировании, осуществлении и оплате транспортных услуг при перевозках грузов в автомобильном сообщении. На основании типового Договора на каждую отдельную загрузку оформляется транспортный заказ, содержащий описание условий и особенностей конкретной перевозки с обязательным проставлением подписи уполномоченного представителя и штампа своего предприятия.

Таким образом, транспортная накладная не является единственным доказательством, удостоверяющим заключение договора перевозки. Таким доказательством в силу п. 5 ст. 8 Федерального закона № 259-ФЗ является транспортный заказ.

Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда РФ от 16.12.2014 № 307-ЭС14-5961 по делу № А66-9509/2013: «…суд округа на основании установленных судами обстоятельств пришел к выводу о том, что представленные в материалы дела экземпляры договоров-заявок по смыслу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 5, 6 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» подтверждают наличие договорных отношений между истцом и ответчиком, который согласно пунктам 1 и 2 статьи 796 названного Кодекса ответственен за несохранность груза и причиненный ущерб в размере стоимости утраченного груза».

Также Ответчиком может быть использован довод о том, что подписание товарно-транспортных накладных водителем — не удостоверяет заключение договора перевозки между сторонами. Такой довод легко нивелировать, сославшись на условия заключенного типового договора, согласно которому: «Подтверждением факта оказания услуги является оригинал товарно-транспортной накладной установленного образца с отметками грузоотправителя, перевозчика, получателя груза».

Подписанными водителем товарно-транспортными накладными, Ответчик принял от грузоотправителя к перевозке груз, адресованный Грузополучателям.

Груз, согласно представленным Суду товарно-транспортным накладным, передавался Ответчику по адресу, указанному в Договоре-заявке на автоперевозку от 01.07.2015 г. в транспортном разделе ТТН указаны данные о марке транспортного средства, его государственном регистрационном знаке и номере прицепа. Сведения о грузе указанные в ТТН соответствуют наименованию груза, указанному в Договоре-заявке на автоперевозку от 01.07.2015 г.

Таким образом, совокупностью доказательств подтверждается, что ответчик принял к перевозке груз, исполняя условия Договора-заявки на автоперевозку от 01.07.2015 г.

Суды рассматривая споры в аналогичных случаях признают договоры перевозки заключенными, а грузы принятыми к перевозке соответствующими перевозчиками. Например, из Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14.03.2014 г. по делу № А11-2511/2011 следует: «Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе договор-заявку, товарно-транспортные накладные от 09.02.2011 N 207, 208, 209, 210, экспертное заключение, суды пришли к выводу, что транспортное средство подано под погрузку, а водитель Тушин С.Г., осуществляющий управление этим транспортным средством, при принятии груза от грузоотправителя действовал от имени перевозчика — ИП Ворониной М.В. Принятие груза к перевозке подтверждает подпись водителя в ТТН. При таких обстоятельствах суд счел доказанным факт принятия груза к перевозке, а также факт его частичной уплаты».

ВЫВОДЫ:

Итак, на конкретном примере мы разработали не только обосновали правовую позицию Истца в сложившейся ситуации, но и сформулировали возражения на наиболее вероятные доводы Ответчика.

VERDICTO напоминает, что перед предъявлением иска в суд — необходимо уделить внимание:

  • правильному оформлению акта об утрате груза;

  • верному определению размера реального ущерба Заказчика;

  • сбору доказательств утраты груза, в том числе путем обращения в полицию с заявлением;

  • правильному соблюдению до-судебной процедуры урегулирования спора.

Работайте с ВЕРДИКТО!

Подборка законов, нормативных актов и правил об автомобильном транспорте, позволяют регулировать деятельность в сфере транспорта и логистики. Перевозка грузов и экспедиция, перевозка опасных и тяжеловесных грузов, международные перевозки регулируются на основе законодательных актов об эксплуатации транспорта и законов о перевозках. На основании данных законов и правил, формируются образцы и бланки документов, так называемые унифицированные формы, установленные госстандартом.

Законы

  • 1. Гражданский кодекс РФ. Ч 2. Глава 40. Перевозка (ГК РФ)
  • 2. Гражданский кодекс РФ. Ч 2. Глава 41. Транспортная экспедиция (ГК РФ)
  • 3. Закон о транспортно экспедиционной деятельности
  • 4. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

Правила

  • 1. Правила транспортно-экспедиционной деятельности
  • 2. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом
  • 3. Правила перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом
  • 4. Правила перевозок опасных грузов автомобильным транспортом
  • 5. Правила перевозок негабаритных грузов автомобильным транспортом

При перевозке грузов автомобильным транспортом грузоперевозчики и грузовладельцы обязаны соблюдать статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации:

1. Гражданский кодекс РФ. Ч 2. Глава 40. Перевозка (ГК РФ)

  • Гл.40 ГК РФ содержит лишь основные нормы о перевозочных договорах — 17 статей, ориентированных в основном на перевозку наземным транспортом. Подробное регулирование перевозок всеми видами транспорта согласно ст.784 осуществляется транспортными уставами, кодексами и правилами.

скачать ГК РФ Ч.2. Глава 40. Перевозка — Word (docx)

2. Гражданский кодекс РФ. Ч 2. Глава 41. Транспортная экспедиция (ГК РФ)

  • Гл.41 ГК содержит систему правовых норм об основных условиях договора транспортной экспедиции всего 6 статей и предусматривается принятие специального закона о транспортно-экспедиционной деятельности п.3 ст.801 ГК РФ. В Договоре экспедиции есть ряд особенностей, которые требуют правового регулирования.

скачать ГК РФ Ч.2. Глава 41. Транспортная экспедиция — Word (docx)

3. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности

  • Настоящим Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее — экспедиционные услуги).

скачать Федеральный закон о транспортно-экспедиционной деятельности — Word (docx)

4. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

  • Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Примечание: ниже представлен файл Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

скачать Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта — Word (docx)

1. Правила транспортно-экспедиционной деятельности

  • Настоящие Правила устанавливают перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг. Отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», настоящими Правилами и договором транспортной экспедиции.

Примечание: ниже представлен файл Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 Правила транспортно-экспедиционной деятельности

скачать Правила транспортно-экспедиционной деятельности — Word (doc)

2. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

  • Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки. Данные правила регулируют международные перевозки, перевозки скоропортящихся грузов и перевозку опасных грузов с установленными требованиями и приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.

Примечание: ниже представлен файл Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 03.12.2015) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»

скачать Правила перевозок грузов автомобильным транспортом — Word (docx)

3. Правила перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом

  • Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозки скоропортящихся грузов, которые для обеспечения сохранности при перевозке требуют соблюдения температурного режима.

Примечание: ниже представлен файл Правила перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом Утверждены Минавтотрансом РСФСР 25.10.74 по согласованию с Госпланом РСФСР и Госарбитражем РСФСР

скачать Правила перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом — Word (doc)

Тэги: Закон, правила, нормативные акты, транспортные законы, законы о перевозке грузов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *