371 1 ГК РФ

Новая редакция Ст. 8 ГК РФ

1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

1.1) из решений собраний в случаях, предусмотренных законом;

2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

6) вследствие причинения вреда другому лицу;

7) вследствие неосновательного обогащения;

8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

2. Утратил силу с 1 марта 2013 г.

Комментарий к Ст. 8 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит неисчерпывающий перечень наиболее значимых и распространенных в имущественном обороте оснований (юридических фактов) возникновения гражданских прав и обязанностей. Различные по природе, характеру возникающих правоотношений, последствиям в рассматриваемой норме эти юридические факты представлены исключительно как обстоятельства, «дающие жизнь» субъективным правам и обязанностям.

Наука.

Закон содержит норму, общее правило, модель, определяющие содержание правовых отношений. Чтобы норма заработала, применялась, необходимо наличие предусмотренных ею оснований, под которыми понимаются фактические обстоятельства, именуемые юридическими фактами, на основе которых возникают права и обязанности. С наличием или отсутствием оснований закон связывает наступление юридических последствий.

Возникновение одних фактов зависит от воли юридических и физических лиц, других — не зависит. Первые называются действиями, вторые — событиями. Наиболее распространенным основанием возникновения гражданских прав являются действия.

Т.Е.Абова

2. Пункт 2 рассматриваемой статьи содержит два важных аспекта.

Первый определяет необходимость для возникновения некоторых прав не одного юридического факта, а нескольких. В п. 2 ст. 8 ГК в качестве дополнительного юридического факта называется государственная регистрация права на имущество. Такие основания гражданских правоотношений в литературе именуются сложным юридическим составом или сложным юридическим фактом (О.А. Красавчиков).

Второй аспект также связан с необходимостью государственной регистрации для приобретения права. В практическом имущественном обороте это основание приобрело весьма важное значение, близкое к правосоздающему обстоятельству. К примеру, большинство сделок с недвижимым имуществом прочно связаны с государственной регистрацией перехода права на это имущество от одного лица к другому. Вместе с тем это общее правило знает ряд исключений. Например, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).

Наука.

Основания возникновения гражданских прав и обязанностей хотя и относятся к юридическим фактам (правообразующим), однако по смыслу ГК приобретают известное самостоятельное значение, поскольку в ряде случаев возникновение юридических последствий во многом соотносится с содержанием закона. В ст. 8 ГК указывается девять таких «оснований», которые затем, в последующих разделах и главах ГК, детально урегулированы законодателем (договоры и иные сделки; акты государственных органов и органов местного самоуправления; судебные решения; приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом, и др.).

Другой комментарий к Ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Как и любые другие правоотношения, гражданские правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с наступлением определенных юридических фактов, т.е. событий или явлений окружающей действительности, с которыми нормы гражданского права связывают наступление соответствующих правовых последствий.

В зависимости от участия воли субъекта гражданского права в наступлении юридических фактов их подразделяют на юридические события, т.е. юридические факты, наступающие независимо от воли субъекта гражданского права, и юридические действия, т.е. юридические факты, наступающие по воле такого субъекта. Юридические действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные и неправомерные.

Правомерные юридические действия подразделяются, в зависимости от направленности воли субъекта на наступление правовых последствий, на юридические акты и юридические поступки. Если воля субъекта направлена на наступление соответствующих совершаемому действию правовых последствий, то такое действие называется юридическим актом; если же действие происходит по воле субъекта, но она не была специально направлена на наступление соответствующих последствий, такое действие называется юридическим поступком.

Наконец, юридические акты подразделяются на индивидуальные акты государственных и муниципальных органов и сделки (о понятии сделки см. комментарий к ст. 153).

2. Основаниями возникновения гражданских правоотношений могут быть только такие индивидуальные акты государственных и муниципальных органов, которые предусмотрены законом в этом качестве. Способность судебного решения устанавливать гражданские права и обязанности следует из гражданского процессуального законодательства, например из ст. 40 ГПК. В некоторых случаях судебное решение относится к числу правопорождающих фактов в силу прямого указания ГК: например, решение суда о признании ничтожной сделки действительной (п. 2 ст. 165, п. 2 ст. 171, п. 2 ст. 172 ГК РФ), решение об определении размера компенсации морального вреда, влекущее возникновение у причинителя вреда обязанности выплатить потерпевшему компенсацию в указанном размере (ст. ст. 151, 1101 ГК РФ).

3. Приведенный в п. 1 ст. 8 перечень действий, могущих служить основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, является открытым, причем такие действия, за исключением индивидуальных актов государственных и муниципальных органов, необязательно должны быть специально предусмотрены законом в этом качестве. Что касается событий, то их способность порождать правовые последствия должна быть специально предусмотрена в законе или ином правовом акте.

ГОСУДАРСТВО и ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ

Кодификация как инструмент конструирования системы законодательства в начальный период Советского государства (к 100-летию первых советских кодексов)

ПАШЕНЦЕВ Дмитрий Алексеевич, ведущий научный сотрудник отдела теории права и междисциплинарных исследований законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор

117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

E-mail: theory@izak.ru

Современные вызовы, такие как цифровизация, глобализация, регионализация, меняют модели правового регулирования, но основополагающая природа права как регулятора общественных отношений остается неизменной, динамике подвержены лишь формы ее проявления. Но и эти формы при всей наблюдающейся вариативности не бесконечны. В связи с этим представляет научный и практический интерес вопрос о конструировании общественных отношений с помощью такого инструмента, как кодификация, рассматриваемый в исто-рико-правовом ключе.

Цель исследования — проанализировать кодификацию как способ систематизации законодательства и инструмент конструирования общественных отношений. Достижению этой цели способствует решение таких задач, как анализ норм первых советских кодексов: Кодекса законов РСФСР о записи актов гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве и Кодекса законов РСФСР о труде, принятых в 1918 г., а также выявление особенностей трудового и брачно-семейного законодательства первых лет советской власти.

Исследование выполнено с применением методов постклассической юриспруденции: конструктивизма и антропоцентризма. Кодификация законодательства, осуществленная в 1918 г., рассматривается как способ конструирования общественных отношений в значимых для государства сферах. Показаны конкретные особенности такого конструирования. С позиций антропоцентризма раскрывается роль субъекта права в конструировании системы законодательства.

Сделан вывод о наличии существенного расхождения между нормами принимавшегося законодательства и правоприменительной практикой, которое объясняется спецификой правосознания субъектов правоприменительной деятельности. Такое расхождение осложняло процесс конструирования общественных отношений в сферах труда, семьи и брака, влияло на его результаты. Подчеркивается значение идеологических факторов в процессе конструирования общественных отношений.

Ключевые слова: законодательство, кодификация, кодекс, трудовое право, брачно-семей-ное право, конструктивизм, правоприменение, правовое регулирование, советский период.

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218

E-mail: theory@izak.ru

DOI: 10.12737^^2018_11_1

В современных условиях, когда прошло уже более ста лет после революционных событий 1917 г., имеются все основания к тому, чтобы вернуться к научному осмыслению опыта законотворческой деятельности первых лет советской власти. Актуальность исследования этой проблематики определяется теми вопросами и задачами, которые стоят перед учеными-правоведами и практиками сегодня и порождаются новыми вызовами стремительно меняющейся реальности.

Современные вызовы, такие как цифровизация, глобализация, регионализация, меняют не только модели правового регулирования, но и подходы к доктринальному осмыслению сущности права и закономерностей его развития1. В то же время есть основания полагать, что основополагающая природа права как регулятора общественных отношений остается неизменной, динамике подвержены лишь формы ее прояв-

1 См.: Хабриева Т. Я., Черногор Н. Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 1. С 87.

ления. Но и эти формы при всей наблюдающейся вариативности не бесконечны. Сохраняет свою актуальность мысль выдающегося правоведа П. Г. Виноградова, полагавшего, что при всем разнообразии имеющихся в мире правовых систем существует лишь ограниченный набор тех форм, которые используются для выражения норм права и доведения их до адресатов2.

Советское право с самого начала стало формироваться путем кодификации. Первые два кодекса РСФСР, принятые в 1918 г., — Кодекс законов о записи актов гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве и Кодекс законов о труде — уже достаточно подробно исследованы и описаны отечественными учеными. Но современная наука располагает эвристическими ресурсами, которые позволяют анализировать историко-правовые вопросы с новых методологических позиций.

Постклассическая юриспруденция говорит о сконструированном

2 См.: Виноградов П. Г. Очерки по теории права. 2-е изд. М., 2015. С. 73.

характере социальной реальности. Одним из эффективных инструментов такого конструирования выступает право. Законодатель создает новые нормы, выражая их в определенной знаковой форме, которая затем получает ментальный образ и в итоге трансформируется в массовое поведение людей3. Таким образом, праву придается динамичный, изменчивый характер. Право в постклассическом понимании — это не система норм, а повседневная деятельность людей по их реализации, в силу чего именно наделенный правоприменительными полномочиями субъект права может рассматриваться как центр правовой системы. Учет «человеческого фактора» определяет историческую и социокультурную обусловленность права, наполняемого конкретным значением через деятельность конкретных людей4.

Подобный подход вынуждает акцентировать внимание не столько на самой норме права, сколько на практике ее применения. Правоприменение, по словам В. В. Лазарева, способствует внедрению права в общественные отношения, оно «выполняет посредническую роль между правовыми нормами и их основными адресатами. Оно обеспечивает целенаправленное движение правовых отношений, создает дополнительные юридические гарантии для правильной реализации права в правовых жизненных ситуациях»5.

В то же время исходным элементом конструирования правовой реальности выступает та форма, в ко-

3 См.: Честное И. Л. Постклассическая теория права. СПб., 2012. С. 648.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Лазарев В. В. Социально-психологиче-

ские аспекты применения права // Избран-

ные труды: в 3 т. Т. 1: Закон. Законность.

Применение закона. М., 2010. С. 262.

торую законодатель облекает правовые нормы. В рассматриваемом случае речь идет именно о кодификации, которая представляет собой такой вид систематизации законодательства, который типичен для романо-германской правовой семьи как одной из основных правовых семей.

Кодификация удобна для конструирования общественных отношений посредством права. Она обеспечивает преемственность права, его стабильность, упорядоченность, системность6; структурирует систему права и устанавливает четкие границы правового поведения субъектов общественных отношений, тем самым снижая уровень правовой неопределенности. Логично предположить, что именно эти свойства кодификации и повлияли на законодателя, который в 1918 г. выбрал данную форму для формирования нужной ему системы общественных отношений. Вместе с тем следует учитывать еще некоторые факторы, которые имели место в рассматриваемый период.

Во-первых, в дореволюционный период в России практически отсутствовал опыт полноценной кодификации. Законодательство Российской империи всегда тяготело к определенной систематизации, но ее преобладающими формами выступали консолидация и инкорпорация, в результате принимались такие источники права, как положения, уложения, регламенты, в итоге объединенные в Свод законов Российской империи, остававшийся до 1917 г. высшей формой систематизации российского законодательства. Наиболее близко к кодексам стояли уложения, например Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и Уголовное уложение 1903 г., но полноценными кодексами они так и не стали.

Во-вторых, в российской законотворческой традиции ярко про-

6 См.: Рахманина Т. Н. Кодификация законодательства. М., 2005. С. 13.

являлась тяга к заимствованиям иностранного законодательства, что подтверждается множеством примеров. Так, Вексельный устав 1729 г. — первый источник вексельного права в Российской империи — был полностью заимствован из германского законодательства. Ученые Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ справедливо отмечают, что «законодательная практика в России имела давнюю традицию опираться на немецкий опыт…»7. Эта особенность развития отечественного права проявилась и первые годы советской власти, причем заимствовались не только правовые нормы и институты, но и правовые формы, в том числе форма кодифицированного акта, получившая широкое распространение во многих государствах под влиянием кодексов Наполеона. Но «приживаемость» заимствований на отечественной почве осложнялась своеобразием российской цивилизиционной принадлежности. Академик В. С. Степин указывает на наличие двух основных типов цивилизации: традиционалистского и техногенного. По его мнению, динамичное развитие техногенной цивилизации «разительно контрастирует с консервативностью традиционных обществ»8. Традиционный характер российского общества осложнял внедрение тех правовых форм и институтов, которые были выработаны в иных цивилизацион-ных условиях.

В-третьих, создание советского законодательства происходило в условиях, когда значительная часть законодателей выступала против права, ожидая его скорого отмирания. Например, А. Г. Гойхбарг, заведующий отделом кодификации и

7 Доктринальные основы юридической техники / отв. ред. Н. А. Власенко. М., 2010. С. 71.

8 Степин В. С. Устойчивое развитие и перспективы цивилизации // Социальная политика и социология. 2005. № 1. С. 24.

законодательных предположений Народного комиссариата юстиции, один из главных разработчиков первого брачно-семейного кодекса, а затем и Гражданского кодекса РСФСР 1922 г., сравнивал право с религией, характеризуя его как «еще больше отравляющий и дурманящий опиум для того же народа», и призывал вести беспощадную борьбу с правом9. Такие воззрения не способствовали проявлению интереса к изучению и творческому развитию права, что в итоге осложняло правотворческую деятельность.

Анализируя первые советские кодексы, стоит учитывать, что анализ любых исторических нарративных источников является субъективным. Исследователь неминуемо оценивает эти источники с современных позиций, привносит в исследование частицу собственной личности, которая определяет выбор методологии исследования и неизбежно влияет на получаемые выводы. Это определяет необходимость сопоставления формально-юридических норм с практикой их применения.

По мнению О. Д. Максимовой, которая исследовала законотворческую деятельность в первый период существования Советского государства, принятие кодексов 1918 г. не было связано с решением текущих задач, вызванных гражданской войной; эти кодексы положили начало формированию советской правовой системы и были законами, изначально рассчитанными на длительную перспективу10.

Кодекс законов РСФСР о записи актов гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве стал первым советским кодексом. Сфера брака и семьи оказалась именно той областью общественных отношений, которую но-

9 См.: Гойхбарг А. Г. Основы частного имущественного права. М., 1924. С. 7.

10 См.: Максимова О. Д. Законотворчество в Советской России в 1917—1922 годах. М.,

2011. С. 116.

вая власть стала конструировать в первую очередь. Фактически в брач-но-семейном праве была произведена своего рода революция, которая полностью изменила характер брачно-семейных отношений, и инструментом этой революции выступило право.

Выстраивая новую модель правового регулирования семейно-брач-ных отношений, законодатель исходил из того, что институт семьи как основу общества и государства следует сохранить, несмотря на то что высказывалось и противоположное мнение. Например, А. А. Коллон-тай, выступавшая одним из главных идеологов новой системы отношений между полами, полагала, что семья в новых условиях перестает быть необходимостью и для ее членов, и для государства11.

В действительности семья возникла раньше, чем государство, и сущность семьи при любом государственном строе оставалась неизменной. Но правовые формы ее регулирования могли существенным образом меняться. В Российской империи вся сфера брачно-семейных отношений регулировалась церковью, в основе соответствующего законодательства лежали нормы церковного права. Именно эти нормы, восходившие к решениям Вселенских соборов, определяли минимальный и максимальный возраст вступления в брак, порядок его заключения, условия для расторжения брака, особенности внутрисемейных отношений. Проводя политику по отделению церкви от государства, новая власть не могла оставить семейную сферу в компетенции духовных властей, и уже в первый месяц своего существования специальным декретом отменила церковный брак. В этих условиях первый семейный кодекс был призван упорядочить регулирование семейных отношений в изменившихся условиях, создать

11 См.: Коллонтай А. А. Семья и коммунистическое государство. Киев, 1919. С. 8.

правовые основы для существования семьи в новом обществе.

Старые основания института семьи, к которым можно отнести сословный характер дореволюционного российского общества и церковную функцию записи актов гражданского состояния, были полностью ликвидированы. В основу нового правового конструкта семьи были положены следующие основные принципы:

юридическое значение имел только гражданский брак, заключенный в специальных государственных органах;

разрешался развод как по обоюдному согласию, так и по заявлению одной из сторон;

заключение брака не порождало общности имущества супругов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

максимальный брачный возраст отменялся12;

брак не налагал на супругов обязанности менять гражданство или место жительства, что было предусмотрено ранее;

усыновление и удочерение запрещались;

внебрачное родство приравнивалось к родству брачному.

В итоге нормы Кодекса сконструировали новую модель семейных отношений, основанную на ином, чем прежде, понимании функций семьи. Семья в этот период, по мнению некоторых исследователей, рассматривалась с точки зрения решения одной задачи — служить «временной заменой всеобщего социального обеспечения»13. В пользу этой точки зрения говорит тот факт, что ст. 107 Кодекса устанавливала право нуж-

12 Законодательство Российской империи предусматривало, что лица, достигшие 60 лет, могли вступать в брак только в исключительных случаях. Лицам, достигшим 80 лет, вступать в брак категорически запрещалось.

13 Полянский П. Л. Формирование семейного права как отрасли в России: постановка проблемы // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2010. № 2. С. 20.

дающегося супруга получать содержание от второго супруга. В случае его уклонения это право могло быть реализовано принудительно.

Кодекс не налагал на лиц, вступивших в брак, личных обязанностей, не предусматривая для них и личных прав. Смягчались и последствия нарушения принципа единобрачия14.

Свобода развода и общие условия брака смещали акцент в системе взаимодействия кровного и социального родства. Социальное родство, возникавшее при заключении брака, фактически отходило на второй план в силу предусмотренной законом простой процедуры и не обусловленной никакими обстоятельствами его ликвидации.

Возникает вопрос: насколько адекватно сконструированный в Кодексе механизм был реализован в правоприменительной практике? П. Л. Полянский, который исследовал судебные дела первых лет советской власти, полагает, что суды нередко признавали фактические отношения семейными вне зависимости от факта их государственной регистрации. Кроме того, нередко суды формально подходили к применению норм семейного законодательства, не учитывая, например, особенности режима использования имущества в крестьянском дворе, что осложняло процедуру развода к крестьянских семьях15. Это подтверждает наличие курса на максимальное упрощение всех формальных аспектов, связанных с браком.

Второй советский кодекс, принятый в декабре 1918 г., был посвящен правовому регулированию трудовых отношений. Сфера труда также претерпела революционные измене-

14 См.: Памятники российского права: в 35 т. Т. 27: Кодексы законов о браке, семье и опеке РСФСР: учеб.-науч. пособие. М., 2016. С. 45.

15 См.: Полянский П. Л. Правовое регулирование брачно-семейных отношений в рос-

сийском обществе. М., 2016. С. 341.

ния с самых первых дней существования новой власти.

Новшества, введенные в трудовое законодательство, имели принципиальное значение:

самая низкая в мире продолжительность рабочего времени — 8 дневных или 7 ночных часов;

запрет ночного и опасного труда для несовершеннолетних;

запрет сверхурочных работ для женщин и несовершеннолетних;

обязательный отпуск с сохранением заработной платы;

обязательный оплачиваемый отпуск по беременности и родам.

Эти нормы, разительно контрастировавшие с трудовым законодательством дореволюционного периода, не имели большого практического значения, так как в период гражданской войны и политики «военного коммунизма» они нередко не соблюдались. Однако их законодательное закрепление, напротив, имело принципиальное значение, оно оказало огромное влияние на развитие трудового права во всем мире, так как правительства зарубежных государств были вынуждены учитывать этот опыт и подстраиваться под него, меняя собственное законодательство о труде.

Если в дореволюционный период нормы, относившиеся к сфере трудовых отношений, были достаточно разрознены и содержались в различных актах, то принятие рассматриваемого Кодекса способствовало их консолидации, что привело к формированию трудового законодательства как новой отрасли законодательства, обладавшей своим предметом регулирования и своим понятийным аппаратом. Если дореволюционный Устав о промышленном труде имел достаточно ограниченную сферу применения, то новый Кодекс распространялся на все трудовые отношения.

Важной особенностью первого Кодекса законов о труде стало сочетание широкого круга провозглашаемых прав работников с прину-

дительным привлечением к труду. Статья 1 устанавливала обязательную трудовую повинность для всех граждан РСФСР в возрасте от 16 до 50 лет, за исключением инвалидов и беременных женщин с седьмого месяца. В этой норме Кодекс фактически развивал ст. 3 Конституции РСФСР 1918 г., также устанавливавшую трудовую повинность и провозглашавшую лозунг «Кто не работает, да не ест!». Принудительность труда стала важной чертой нового трудового законодательства, которая сохранялась практически все время существования советской власти, на определенных этапах включая уголовную ответственность за тунеядство. Обязанность трудиться сочеталась с правом на труд, что являлось необычной правовой конструкцией16. Такое парадоксальное сочетание осложняло применение норм трудового законодательства. Ряд норм, имевших гуманистический и прогрессивный характер, открыто не применялся, что официально объяснялось сложностью экономической и политической ситуации. Постепенно такое изъятие норм из практики применения стало привычным, и в трудовом праве выраженно проявилась тенденция к ужесточению правового регулирования трудовых отношений.

Закрепление обязанности трудиться также привело к появлению в Кодексе норм, которые осложняли процесс увольнения по собственному желанию. Такое увольнение рассматривалось законодателем скорее как исключение, чем правило, и в некоторых случаях могло повлечь применение санкций. Данная тенденция сохранилась и в последующих советских источниках трудового права.

Среди других особенностей первого Кодекса законов о труде исследователи называют следующие:

идеологизированность, в силу которой часть норм имела выражен-

16 См.: Памятники российского права. Т. 27. С. 37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ный декларативный характер и не могла в полном объеме применяться на практике;

отсутствие договорного регулирования трудовых отношений; отсутствие института трудового договора в сочетании с принудительным трудом превращало трудовое право из частного права в публичное;

нормы трудового законодательства дополнялись многочисленными подзаконными актами, которые не просто его конкретизировали, но и нередко существенно изменяли; такой приоритет подзаконных актов над законом нарушал иерархию формальных источников права, что негативно влияло на режим законности;

трудовое законодательство имело уравнительный характер17.

Правоприменительная практика показала, что государство далеко не всегда чувствовало себя обязанным соблюдать законодательство о труде. Широкое применение в условиях гражданской войны получили, например, трудовые мобилизации18. Запрещенный для женщин и подростков сверхурочный, ночной и вредный труд на практике применялся обычно по согласованию с профсоюзной организацией.

Таким образом, в 1918 г. были приняты два первых советских кодекса, анализ которых позволяет сделать следующие выводы.

1. Для конструирования новой модели общественных отношений советская власть выбрала форму кодифицированных актов, в чем проявилось сочетание присущего дореволюционной системе законодательства тяготения к его систематизации и устойчивой тенденции к за-

17 См.: Памятники российского права. Т. 27. С. 38.

18 См.: Зайцева О. Б. Становление трудового права в России и категория трудовой правосубъектности // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2008. № 9. С. 487.

имствованию зарубежного юридического опыта.

2. Первая кодификация, охватившая брачно-семейное и трудовое законодательство, фактически была произведена в сфере частного права, несмотря на то, что глава советского правительства В. И. Ленин заявлял, что большевики ничего частного в области права не признают.

3. Кодификации на этом этапе подверглись те сферы общественных отношений, в которых новая власть предприняла наиболее радикальные изменения, в существенной степени означавшие разрыв с прежней, дореволюционной моделью правового регулирования.

4. Сконструированная с помощью первых кодексов система отношений в трудовой и брачно-семей-ной сферах в главных своих чертах оставалась неизменной весь советский период, многие ее особенности сохраняются и в наши дни. В то же время действие рассматриваемых кодексов не было продолжительным: в 1922 г. был принят новый Кодекс законов о труде, а в 1926 г. — новый Кодекс законов о браке, семье и опеке.

5. Конструирование новой модели общественных отношений происходило в первую очередь не на юридических, а на идеологических основах, при этом нормы права выполняли роль инструмента, закреплявшего идеологическую концепцию.

6. Важным фактором, повлиявшим на особенности конструирования общественных отношений в брачно-семейной и трудовой сферах, стала отмена всех сословных ограничений и ликвидация сословного деления общества.

7. Конструирование общественных отношений предполагает не только принятие норм права, оформленных в виде кодифицированных актов, но и трансформацию этих норм в массовое поведение субъектов правоприменения. В силу особенностей правосознания этих субъектов, определявшихся спецификой исторических обстоятельств, правоприменительная практика выстраивалась в направлении, несколько отличавшемся от первоначально заложенного законодателем вектора. Итогом стало определенное расхождение между нормами как знаковой формой и нормами в действии, т. е. правоотношениями. Такое расхождение, в той или иной степени неизбежное в любой правовой системе, в первый период существования советской власти проявилось достаточно отчетливо и в последующем только нарастало, формируя разрыв между формальным законодательством и «живым» правом. Такой разрыв снижал реальную роль кодификации в конструировании общественных отношений, одновременно повышая значение неправовых, в первую очередь идеологических, факторов.

Библиографический список

Виноградов П. Г. Очерки по теории права. 2-е изд. М., 2015.

Гойхбарг А. Г. Основы частного имущественного права. М., 1924.

Доктринальные основы юридической техники / отв. ред. Н. А. Власенко. М., 2010.

Зайцева О. Б. Становление трудового права в России и категория трудовой правосубъектности // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2008. № 9.

Коллонтай А. А. Семья и коммунистическое государство. Киев, 1919.

Максимова О. Д. Законотворчество в Советской России в 1917—1922 годах. М., 2011.

Памятники российского права: в 35 т. Т. 27: Кодексы законов о браке, семье и опеке РСФСР: учеб.-науч. пособие. М., 2016.

Полянский П. Л. Правовое регулирование брачно-семейных отношений в российском обществе. М., 2016.

Полянский П. Л. Формирование семейного права как отрасли в России: постановка проблемы // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2010. № 2.

Рахманина Т. Н. Кодификация законодательства. М., 2005.

Степин В. С. Устойчивое развитие и перспективы цивилизации // Социальная политика и социология. 2005. № 1.

Хабриева Т. Я., Черногор Н. Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Честнов И. Л. Постклассическая теория права. СПб., 2012.

1. Независимая гарантия не может быть отозвана или изменена гарантом, если в ней не предусмотрено иное.

2. В случаях, когда по условиям независимой гарантии допускается ее отзыв или изменение гарантом, такой отзыв или такое изменение производится в форме, в которой выдана гарантия, если иная форма не предусмотрена гарантией.

3. Если по условиям независимой гарантии допускается возможность ее отзыва или изменения гарантом с согласия бенефициара, то обязательство гаранта считается измененным или прекращенным с момента получения гарантом согласия бенефициара.

4. Изменение обязательства гаранта после выдачи независимой гарантии принципалу не затрагивает прав и обязанностей принципала, если он впоследствии не дал согласие на соответствующее изменение.

Комментарий к Ст. 371 ГК РФ

Отзыв банковской гарантии означает прекращение правовых отношений, возникших вследствие ее выдачи. В результате отзыва гарант освобождается от обязанности платить бенефициару.

Отзыв гарантии — односторонний акт гаранта. Для его совершения необходимо и достаточно воли одного лица — гаранта. Не допускается отзыв гарантии только в том случае, если такая возможность предусмотрена в гарантии.

В гарантии может быть предусмотрено безусловное право гаранта в любое время отозвать ее (правда, в таком случае она вряд ли кому-нибудь нужна). Может быть установлено, что отзыв возможен при наличии определенных, указанных в самой гарантии, условий.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПИСЬМОот 27.02.13 N 03-03-06/1/5561

Вопрос: В силу п. 2 ст. 250 НК РФ и пп. 5, 6 п. 1 ст. 265 НК РФ положительные и отрицательные курсовые разницы признаются внереализационными доходами и расходами, соответственно, и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Порядок их учета действующим законодательством о налогах и сборах четко не урегулирован. Могут ли курсовые разницы, возникающие у комиссионера, получающего выручку от продажи товаров (работ, услуг) комитента, в связи с исполнением им комиссионного поручения, учитываться в составе доходов (расходов) комиссионера?

Могут ли комитент и комиссионер самостоятельно установить порядок учета курсовой разницы (у комитента или комиссионера), определив его одним из условий договора?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета для целей налогообложения прибыли курсовых разниц, возникающих у комиссионера в рамках исполнения договора комиссии, и сообщает следующее.

Отношения между принципалом и агентом регулируются гл. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) с учетом конкретных условий договора комиссии.

Так, согласно ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Согласно нормам ГК РФ комиссионер всегда осуществляет свою деятельность за счет комитента независимо от того, от чьего имени (комиссионера или комитента) совершаются сделки.

При этом согласно ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего.

По исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии (ст. 999 ГК РФ).

В соответствии со ст. 316 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в случае если реализация производится через комиссионера, то налогоплательщик-комитент определяет сумму выручки от реализации на дату реализации на основании извещения комиссионера о реализации принадлежащего комитенту имущества (имущественных прав). При этом комиссионер обязан в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором произошла такая реализация, известить комитента о дате реализации принадлежавшего ему имущества. Таким образом, в целях регулирования налоговых правоотношений в обязанность комиссионера входит своевременное извещение комитента о совершенных им операциях.

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, поступившего организации как комиссионеру в связи с исполнением обязательств по договору комиссии. Кроме того, в составе доходов комиссионера не учитываются также суммы, полученные им от комитента в счет возмещения затрат, произведенных в ходе исполнения этого договора (при условии, что такие затраты не включены комиссионером в состав расходов для целей налогообложения). Исключение составляет вознаграждение, полученное комиссионером от комитента.

Соответственно, согласно п. 9 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

Исходя из этого комиссионер, исполняя определенные договором комиссии юридические и иные действия по поручению комитента, не ведет налоговый учет операций, совершенных им по договорам комиссии. Налоговый учет операций по указанным сделкам осуществляет комитент, который и определяет налоговую базу по совершенным операциям для исчисления налога на прибыль организаций.

В то же время если комиссионер в рамках договора комиссии осуществляет расходы, не возмещаемые комитентом и, соответственно, не учитываемые в налоговом учете комитента, то, по нашему мнению, такие расходы комиссионер вправе включить в состав расходов, учитываемых им при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом указанные расходы должны отвечать требованиям ст. 252 НК РФ и должны быть отражены в налоговом учете комиссионера.

Согласно п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным доходам и расходам относятся, соответственно, положительные и отрицательные курсовые разницы, возникающие от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, за исключением авансов, выданных (полученных) в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного налоговый учет курсовых разниц осуществляется комитентом в соответствии с положениями ст. ст. 250 и 265 НК РФ в составе внереализационных доходов (расходов).

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН

Договор подряда, его виды и особенности

Согласно со статьей 702 Гражданского кодекса РФ под договором подряда понимается соглашение, согласно которого одна сторона (заказчик) устанавливает задание второй стороне (подрядчику), а та, в свою очередь, обязуется его выполнить и сдать заказчику, который гарантирует оплату после приемки. Цель договора – переработка или изготовление какой-либо вещи, а также выполнение иных работ с последующей передачей их заказчику. Предмет договора – результат исполненной работы.

Правовыми характеристиками договора подряда являются такие:

  • взаимность (обязанности имеют обе стороны);
  • возмездность (предполагается оплата);
  • консенсуальность (перед исполнением задания заключается договор, обуславливающий перечень заданий).

Существует несколько видов подобных соглашений, регламентирующие подряд:

  • строительный;
  • бытовой;
  • на исполнение изыскательских и проектных работ;
  • на выполнение опытно-конструкторских, научно-исследовательских и технологических задач;
  • на обеспечение государственных нужд.

В контракте оговариваются следующие моменты:

  • Качественные показатели, которые должны обеспечивать возможность пользования результатами в течение оговоренного времени или на протяжении разумного срока. При ненадлежащем качестве исполнителю может быть предъявлена претензия.
  • Сроки исполнения работ (начальный, конечный, иногда промежуточные).
  • Цена (включает в себя, кроме вознаграждения, еще и компенсацию издержек исполнителя). Для определения цены (точной или приблизительной) составляется смета.
  • Гарантийный срок, в течение которого качество работ не должно ухудшаться, отсчитывается от дня принятия заказчиком результатов. Если таковой не установлен, то претензии можно предъявить на протяжении двух лет после приемки.

Соглашение является публичным и заключается в общепринятой форме для подобных сделок, в основном, в письменном виде.

Основные обязанности подрядчика

Права и обязанности подрядчика прописаны в Гражданском кодексе, однако зафиксированы в разных статьях, что несколько усложняет их общее восприятие. Поэтому, если сделать выборку, то обязанности физического лица или организации, выполняющей заказ по контракту, выглядят таким образом:

  • приступить к реализации заданий и закончить их в установленные сроки;
  • исполнить работу по определенной сметой цене, если не поставить в известность другую сторону о фактическом ее превышении;
  • при применении оборудования и материала, предоставленного заказчиком, использовать его расчетливо и экономно, после завершения всех процессов представить детальный отчет о его расходовании и вернуть остаток в полном объеме. Ответственность за качество материала и механизмов в таком случае несет та сторона, которая его поставила;
  • выполнять все действия за счет собственных средств, сил и материалов, если в контракте не оговорены иные условия. При таком подходе ответственность за использованные материалы и примененное оборудование возлагается на исполнителя;
  • передать заказчику все права на изготовленную вещь
  • при обнаружении таких обстоятельств, которые могут грозить прочности или годности к использованию результатов работы, а также делают невозможной ее своевременное завершение, приостановить все действия и поставить в известность об этом партнера до получения дополнительных указаний от него. Если необходимые меры не будут приняты, то подрядчик может расторгнуть контракт и потребовать возместить ему убытки от разрыва соглашения.

Одним из важнейших обязательств является качество выполняемых процессов. Изделие должно соответствовать параметрам, заданным заказчиком, и быть готово к использованию.

Кроме того, работа должна отвечать требованиям Технических условий, государственных стандартов и иной технической и нормативной документации. Если таковая документация отсутствует, то применяются обычные требования, предъявляемые к качеству изделий.

Подрядчик проводит все процессы на свой риск. Он не имеет права требовать оплаты, если задание не выполнено в срок по его вине.

Если речь идет о бытовом подряде, то, поскольку заказчик – гражданин, на договора такого рода распространяется действие законов относительно защиты прав потребителей, то есть заказчик может в любой момент отказаться от контракта и оплатить только сумму, пропорциональную той части задания, которая на это время завершена. Если же по настоянию исполнителя в контракт внесена норма, запрещающая делать это, то такие условия являются ничтожными, и судебная практика свидетельствует о правоте заказчика.

Кроме того, подрядчик обязан:

  • до заключения соглашения достоверно информировать другую сторону о сути предполагаемых манипуляций и конкретных ее исполнителей в том случае, когда это имеет существенное значение;
  • оценить и описать материал заказчика, который ему выдали;
  • выставить счет на оплату своего материала для оплаты полностью или частично с окончательным расчетом в конце;
  • дать развернутую информацию гражданину о правилах безопасного и эффективного использования результата контракта;
  • устанавливать цену услуги на уровне, не превышающем регулируемый или устанавливаемый государственными органами.

Подрядная организация не имеет права навязывать гражданину какие-либо дополнительные услуги, связанные с теми, которые прописаны в соглашении.

Строительный подряд имеет свою специфику, которая заключается сложности СМР и длительном строительном цикле. Результатом выступает построенное, отремонтированное или реконструированное здание различного назначения, готовое к эксплуатации. Заказчики – это специализированные организации, действующие в интересах лиц, для которых возводится объект, или инвесторы, которые вкладывают в это свои деньги. Подрядчиками в этом случае являются индивидуальные предприниматели или строительные компании, у которых есть соответствующая лицензия. Они, кроме вышеуказанных моментов, также обязаны:

  • согласовывать с надзорными органами порядок строительства объекта и соблюдать его, поддерживать площадку в рабочем состоянии, своевременно вывозить мусор и освободить площадку от техники и материалов не позже, чем в двухнедельный срок после приемки;
  • соблюдать требования к безопасности строительно-монтажных работ и законодательство относительно охраны окружающей природной среды;
  • немедленно информировать другую сторону в случае, если в процессе строительства обнаруживаются СМР, которые не учтены в проектной и технической документации и влекут за собой увеличение сметной стоимости объекта;
  • предоставить готовое сооружение к приемке в установленном порядке.

В случаях, когда заказчик затягивает процесс принятия конечного результата, установленного контрактом, то исполнитель должен в течение месяца дважды предупредить его о сложившейся ситуации. После этого, по окончанию одного месяца с запланированного дня передачи, он имеет право результаты своей деятельности продать другому клиенту. Из общей полученной суммы денег, он оставляет себе причитающиеся платежи, а остаток кладет на депозитный счет на имя заказчика.

Права, которые имеет исполняющая сторона

Права подрядчика неразрывно связаны с его обязанностями, все спорные вопросы между сторонами соглашения решаются на договорных основах или в судебном порядке. Подрядная организация имеет право:

  • определять способы и механизмы выполнения полученного заказа самостоятельно;
  • привлекать к строительству или его отдельным стадиям третьих лиц в качестве субподрядчиков, если в соглашении нет пункта, обязывающего выполнить работу лично. При этом ответственность за качество процессов, выполненных привлеченными организациями, несет подрядчик, а заказчик с ними в правовые отношения не вступает;
  • пользоваться правом получать оговоренную в контракте сумму, даже если фактические затраты оказались меньше ранее запланированных. Также возможен вариант разделения суммы экономии между партнерами;
  • не передавать остатки сырья или материалов, оборудование и сам результат договора до тех пор, пока с исполнителем не будет произведен полный расчет;
  • требовать пропорциональной оплаты фактически проведенной работы, если качество предоставленного заказчиком материала стало причиной невозможности достижения требуемого итога или результат непригоден к полноценному использованию, а заказчик отказывается заменить некачественный материал;
  • не начинать работу, приостановить уже начатую и требовать компенсации убытков, если другая сторона не выполняет встречные обязанности.

Оплата труда может производиться различными путями. При заключении соглашения бытового характера расчет может производиться после завершения всех процессов или путем предоплаты. При строительном подряде возможны варианты перечисления аванса в размере 30% общей стоимости объекта или же поэтапная оплата.

Специфические особенности строительного подряда дают исполнителю такие дополнительные права:

  • досрочно завершить СМР, если это не повлияет на прочность и эксплуатационные характеристики возводимого сооружения;
  • получить от другой стороны подготовленную строительную площадку с необходимыми подъездными путями и инженерными сетями (поставка газа, воды, пара, электроэнергии), гаражами и складскими помещениями;
  • требовать пересмотра сметы в случаях, когда общая стоимость СМР не по его вине возрастает на 10 процентов или более;
  • требовать уточнения технической документации при выявлении неучтенных в ней манипуляций, без которых выполнение задания невозможно. Если эти процессы были выполнены самостоятельно, то можно требовать компенсации затрат, если исполнитель действовал в интересах застройщика;
  • корректировать самостоятельно техническую документацию, если в ней содержатся прямые ошибочные решения, предварительно доказав это партнеру;
  • отказываться от исполнения тех или иных действий, если они не могут быть по объективным причинам выполнены или не относятся к сфере профессиональной деятельности строительной организации;
  • отказаться от предусмотренной контрактом обязанности исправления недостатков и дефектов, если это не может быть сделано по уважительным причинам или не связано с предметом соглашения;
  • пользоваться бесплатно уже возведенными им сооружениями и зданиями для своих производственных нужд до момента сдачи их застройщику в установленное время в исправном состоянии.

При строительном подряде предусмотрено такое распределение рисков, если иного не предусматривается законодательством или контрактом:

  • риск повреждения или случайной гибели оборудования или материалов, переданных для применения в процессе реализации предмета договора, несет сторона, которая их предоставила;
  • риск повреждения или случайной гибели результата до проведения его приемки несет исполнитель;
  • если повреждение произошло в период времени после того, как объект соглашения был завершен и должен был быть принят, то риск возлагается на ту сторону, по вине которой была допущена просрочка.

В гражданском праве под рисками понимаются некие наступившие неблагоприятные последствия, за которые не могут нести ответственность ни третьи лица, ни стороны соглашения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *