39 закона об исполнительном производстве

Статья 50. Порядок освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи

Освобождение подозреваемых и обвиняемых из-под стражи производится начальником места содержания под стражей по получении соответствующего решения суда либо постановления следователя, органа дознания или прокурора.

Начальник места содержания под стражей обязан не позднее чем за двадцать четыре часа до истечения срока содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого уведомить об этом орган или лицо, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора.

Если по истечении установленного законом срока задержания или заключения под стражу в качестве меры пресечения соответствующее решение об освобождении подозреваемого или обвиняемого либо о продлении срока содержания его под стражей в качестве меры пресечения не поступило, начальник места содержания под стражей немедленно освобождает его своим постановлением.

Подозреваемому или обвиняемому, освобожденному из-под стражи, выдаются личные документы, вещи, деньги, хранящиеся на его лицевом счете, а также справка, в которой указываются срок его содержания под стражей и основания освобождения. Подозреваемый или обвиняемый, освобожденный из-под стражи, администрацией места содержания под стражей в случае необходимости обеспечивается бесплатным проездом к месту жительства железнодорожным, автомобильным или водным транспортом, питанием, а также одеждой по сезону. В случае необходимости ему выдается денежное пособие.

Запрет на выезд должника из страны

Данная мера является достаточно эффективной и применяется в таких странах как Республика Беларусь, Государство Израиль, Республика Казахстан.

Беларусь

В Республике Беларусь согласно пункту 9 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь 20 декабря 2004 г. № 40, судебный исполнитель при выполнении должностных обязанностей по исполнению исполнительных документов имеет право обращаться к судье с представлением для вынесения определения и направлении его в компетентные органы о приостановлении перемещения груза или выезда за границу лиц до погашения ими задолженности по исполнительным документам.

Израиль

В соответствии с Законом Государства Израиль «О судебном исполнении» 1967 г. (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрена возможность вынесения постановления о закрытии выезда из страны.

Так, если у руководителя Управления системы судебного исполнителя Государства Израиль (руководитель Управления) есть основания полагать, что должник планирует выезд из страны, не погасив присужденный долг или не обеспечив его погашение, он имеет право наложить запрет на выезд должника из страны, выдачу ему загранпаспорта или других проездных документов; но если руководитель Управления уже выдал платежное поручение, и должник его исполняет, то отсутствуют основания для запрета на выезд из страны, если только выезд должника из страны не будет являться препятствием для осуществления исполнительного производства по делу.

Запрет на выезд должника из страны не будет наложен, если руководитель Управления будет убежден, что выезд из Израиля требуется для лечения должника или членов его семьи.

Отказ должника от сдачи своего загранпаспорта или иных проездных документов, в соответствии со сказанным выше, дает право руководителю Управления выдать ордер на задержание должника до сдачи этих документов, на срок до 7 дней.

Руководитель Управления имеет право вместо постановления о запрете на выезд из страны потребовать у должника предоставления гарантии обеспечения исполнения постановления по делу.

Руководитель Управления имеет право отменить распоряжение (постановление) по своему усмотрению или по просьбе должника, если будет полагать, что выезд должника из страны является обоснованным, а также имеет право отменить предоставление гарантий.

Отмена запрета на выезд из страны производится Управлением системы судебного исполнителя незамедлительно и не позднее, чем в течение 24 часов с момента вынесения постановления об отмене запрета, Управление передает информацию в Полицию Израиля и посылает постановление об отмене постановления должнику и кредитору (взыскателю).

Казахстан

Законом Республики Казахстан от 30 июня 1998 года № 253 «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (действует до 20 октября 2010 г.) данная мера не предусмотрена.

Однако Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года № 261-IV «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (опубликован 20.04.2010, «Казахстанская правда», № 97-98 (26158-26159), вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования, т.е. вступает в силу 20.10.2010) закрепляет положение о введении временных ограничений на выезд должника из страны (статья 33).

Предусмотрено, что при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный исполнитель вправе, а по заявлению взыскателя обязан вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Республики Казахстан.

Данное постановление судебного исполнителя подлежит санкционированию судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан. Копии указанного постановления направляются должнику для сведения, в уполномоченные органы по управлению миграционными процессами и в органы пограничной службы Республики Казахстан для исполнения. Если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, то взыскатель или государственный судебный исполнитель вправе обратиться в суд с представлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Республики Казахстан.

Запрет на выдачу должнику паспорта, загранпаспорта или других проездных документов

Данная мера применяется в Государстве Израиль. Причем в случае отказа должника от сдачи своего загранпаспорта или иных проездных документов, руководитель Управления системы судебного исполнителя вправе выдать ордер на задержание должника до сдачи этих документов на срок до 7 дней.

Должник ограничивается в возможности получения загранпаспорта и других проездных документов по Закону о загранпаспортах от 1952 года, продлении их, кроме случаев, когда это необходимо для возвращения в Израиль; данное ограничение не будет наложено, если руководитель Управления системы судебного исполнителя будет убежден, что выезд из Израиля требуется для лечения должника или членов его семьи.

При снятии ограничения с должника, Управление системы судебного исполнителя незамедлительно выпускает, и не позднее 24 часов с момента снятия ограничения, сообщение всем задействованным лицам, в соответствии с делом, а также сообщение посылается должнику и кредитору (взыскателю).

Англия

В Англии Агентство по взысканию средств на содержание детей основании Закона о средствах на содержание детей и других платежах 2008 г. вправе просить суд издать приказ о лишении лица, не выполняющего обязательства по содержанию ребенка, права иметь или получать проездные документы (паспорт или удостоверение личности). Срок действия такого приказа не может превышать двух лет.

Кроме того, суд вправе издать ордер на обыск лица, в отношении которого был издан приказ о лишении права иметь или получать проездные документы. Все деньги, обнаруженные в результате такого обыска, должны быть направлены на оплату содержания ребенка.

При этом применение в отношении должника указанных мер (ограничений) не освобождает его от обязанности выплачивать алименты на содержание детей.

В случае погашения должником всей задолженности по алиментам, данное ограничение отменяется судом по заявлению Агентства. Если должник выплатил только часть суммы, то Агентство вправе ходатайствовать перед судом о снижении срока ограничения.

Следует отметить, что применение таких мер в Англии, в том числе и нижеприведенных, не ограничивается количеством раз, т.е. возможно их применение и в случае возникновения новых задолженностей.

Изъятие водительских прав (удостоверений), лицензии на виды деятельности

Данные меры принудительного исполнения очень распространены в США.

В Англии Агентство по взысканию средств на содержание детей вправе просить суд издать приказ о лишении лица, не выполняющего обязательства по содержанию ребенка, права иметь или получать водительские права.

При этом в случае погашения должником всей задолженности по алиментам, данное ограничение отменяется судом по заявлению Агентства. Чтобы получить обратно водительское удостоверение, должник может обратиться в Агентство (Службу) по выдаче водительских удостоверений на транспортные средства. Если должник выплатил только часть суммы, то Агентство по взысканию средств на содержание детей вправе ходатайствовать перед судом о снижении срока ограничения.

В Государстве Израиль должник также может быть ограничен в получении или обновлении водительских прав, однако данная мера не может быть применена, если для должника использование водительских прав является средством получения дохода, а также является необходимостью, если он является инвалидом, либо в его семье есть инвалид, зависящий от него.

Если долг погашен, то ограничение, наложенное на должника снимается. Руководитель Управления системы судебного исполнителя имеет право снять ограничение по своему усмотрению или по просьбе должника, он имеет право снять ограничение при предоставлении гарантий, если сочтет это правильным в данных обстоятельствах.

При снятии ограничения с должника, Управление системы судебного исполнителя незамедлительно выпускает, и не позднее 24 часов с момента снятия ограничения, сообщение всем задействованным лицам, в соответствии с делом, а также сообщение посылается должнику и кредитору.

В Республике Казахстан судебный исполнитель вправе направить в суд представление о временном запрете выдачи должнику лицензии, разрешения, а также о приостановлении действия ранее выданных должнику лицензий и разрешений.

Вопрос о временном ограничении вышеуказанных прав должника также прорабатывается и в России. Расширение перечня ограничений в отношении злостных должников должно послужить дополнительным рычагом воздействия, направленным на побуждение должника исполнить судебное решение.

Однако, в странах Европы такая практика не применяется. Тем не менее, судебная практика показывает, что при соответствующих обстоятельствах, её можно рассматривать, как соответствующую Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Если подобную тактику ввести в Российской Федерации, она потребует внимательного контроля со стороны регулирующих органов, чтобы обеспечить её соответствие весьма «узкой» формулировке Европейской конвенции и возможность защиты в Европейском суде. Такие действия должны быть тщательно выверены с тем, чтобы защитить гражданские и политические права должников, определенные международными документами, при этом, отказ в выдаче или изъятия таких документов должен сопровождаться ясным заявлением, что эти действия предпринимаются в целях сохранения общественного порядка.

Ограничение должника в пользовании платежной картой

Данная мера применяется в Государстве Израиль. В соответствии с положениями Закона о платежных картах от 1986 г. должник уведомляется об окончании его договора пользования платежной картой. Сообщение об этом посылается эмитенту, установленным способом, и срок получения данного сообщения будет считаться сроком окончания договора.

Прекращение вложения в капитал корпорации

В Государстве Израиль, если должник является учредителем корпорации или заинтересованным лицом в корпорации, в отношении него может быть вынесено распоряжение по поводу прекращения его вложений в капитал корпорации.

Иные меры (ограничения)

В США взыскатель, получив исполнительный лист, может предупредить должника об обращении в Агентство по кредитным сведениям. Подобные агентства собирают информацию о возможных неблагонадежных заемщиках. Обладая широкой компьютерной информацией, они помогают кредиторам устанавливать рейтинг лица, желающего приобрести имущество в кредит, и тем самым предотвращать саму возможность появления неплатежеспособного должника.

Во Франции предусмотрена возможность подачи заявления в связи с арестом автотранспортного средства.

Речь идет о заявлении, подаваемом судебным исполнителем в префектуру, где зарегистрирован арестованный автомобиль. Копия этого заявления вручается должнику в течение восьми дней после ареста автомобиля. После вручения заявления никакое другое свидетельство о регистрации не выдается кроме случаев, когда по желанию взыскателя или предписанию судьи арест отменяется. Заявление действует в течение двух лет и может быть возобновлено.

Время создания/изменения документа: 26 июня 2011 15:48 / 26 августа 2011 11:55

Основными субъектами правоотношений, возникающих в рамках исполнительного производства, являются стороны — взыскатель и должник. Определение сторон в исполнительном производстве дается в ст.49 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.

Должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения.

Взыскателем и должником могут быть гражданин и организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. К указанному объединению применяются нормы Закона об исполнительном производстве, определяющие участие организаций в исполнительном производстве, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Кроме того в качестве сторон исполнительного производства выступают Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, органы государственной власти и местного самоуправления.

Стороны могут сами осуществлять свои права и обязанности в процессе принудительного исполнения исполнительного документа, либо поручать участие в исполнительном производстве своему представителю, полномочия которого оформляются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, а также ст.ст.53-54 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Взыскатель и должник являются основными участниками исполнительного производства и наделены рядом прав и обязанностей, которые позволяют им осуществлять свои правомочия, добиваться решения задач, которые стоят перед ними в ходе совершения исполнительных действий.

В соответствии со ст.50 Федерального закона «Об исполнительном производстве» стороны при совершении исполнительных действий имеют право:

— знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

— представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства;

— участвовать в совершении исполнительных действий;

— давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства;

— возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы;

— обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

Порядок ведомственного обжалования действий судебных приставов-исполнителей (вышестоящему должностному лицу) определен ст.ст.121-127 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Порядок судебного обжалования действий (бездействия) приставов-исполнителей определен ст.ст.121, 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст.441 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также ст.329 Арбитражно-процессуального кодекса РФ.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение 10 дней со дня совершения действия, установления факта бездействия либо со дня, года лицо должно было узнать о нарушении его прав.

Кроме того, рассмотрение обращений о неправомерных действиях судебных приставов-исполнителей в соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» также входит в компетенцию органов прокуратуры.

Сроки и порядок рассмотрения таких обращений определяются общими правилами, установленными законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан.

Перечень прав сторон, перечисленных в п.1 ст.50 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не является исчерпывающим и установлен другими статьями указанного закона:

— взыскатель вправе отказаться от взыскания (п.2 ч.2 ст.43 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

— должник вправе указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь (ч.5 ст.69 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

— взыскатель вправе оставить за собой имущество должника, если оно не было реализовано в месячный срок после снижения цены (ч.11 ст.87 Федерального закона «Об исполнительном производстве») и др.

Полное и эффективное использование сторонами исполнительного производства предоставленных им прав может существенно повлиять на ход и результаты исполнительного производства.

Согласно ч.2 ст.50 Федерального закона «Об исполнительном производстве» стороны при совершении исполнительных действий обязаны исполнять требования законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве. Указания на конкретный перечень обязанностей сторон исполнительного производства здесь не содержится.

Самая общая и основная обязанность должника — исполнение требований исполнительного документа, которая конкретизируется по мере развития исполнительного производства.

В соответствии с ч.5 ст.49 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников. Каждый из них по отношению к другой стороне участвует в исполнительном производстве самостоятельно или может поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников.

Права и обязанности во время исполнительного производства по конкретному исполнительному документу могут переходить от одних лиц, бывших стороной в исполнительном производстве, к другим лицам.

В соответствии со ст.52 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица (в зависимости от того, кем выдан исполнительный документ) производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.

Рассмотрение вопроса о правопреемстве может быть инициировано как сторонами исполнительного производства, так и судебным приставом-исполнителем.

На период до вступления в исполнительное производство правопреемника оно подлежит обязательному приостановлению судебным приставом-исполнителем (п.1 ч.1 ст.40 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

версия для печати

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *