Содержание
Что означает Дебет 10 — Кредит 10?
Счет 10, на котором формируются данные о МПЗ организации, относится к активным. Поступление и выбытие материалов отражаются по Дебету 10 — Кредиту 10 соответственно. Проводки по Дебету 10 — Кредиту 10 в соответствии с применяемой на счете 10 двухуровневой аналитикой дают представление об изменении номенклатурного состава и места нахождения (хранения) запасов. Также по ним можно судить о направлении расходов.
Поступление МПЗ от поставщиков отражается следующей проводкой:
- Дт 10 Кт 60 ― стоимость закупки материалов без учета НДС.
Если учетная политика организации предусматривает оприходование по учетным ценам, то при поступлении МПЗ появятся следующие записи:
- Дт 15 Кт 60 ― приобретены материалы у поставщика;
- Дт 10 Кт 15 ― принятие МПЗ по учетным ценам;
- Дт 15 Кт 16 (Дт 16 Кт 15) ― отклонение учетных цен от себестоимости.
Возможно поступление материалов в организацию не в результате закупки, а как следствие демонтажа имущества, основных средств, а также в качестве взноса в УК учредителями. В некоторых случаях МПЗ могут быть получены и безвозмездно. Проводки при этом будут следующие:
- Дт 10 Кт 91 ― оприходование МПЗ безвозмездно или в результате демонтажа ОС, разборки имущества;
- Дт 10 Кт 75 ― материалы оприходованы как взнос учредителей в УК организации;
- Дт 10 Кт 71 ― произведена закупка МПЗ подотчетными лицами.
Уменьшение МПЗ в организации происходит в основном в связи с нуждами производства или использовании их в управленческих целях. Операции при этом появляются следующие:
- Дт 20 (23, 25, 26) Кт 10 ― материалы (сырье) отпущены для производственных нужд;
- Дт 44 (45, 76) Кт 10 ― списаны МПЗ как необходимые затраты на продажу товаров или прочие нужды организации.
Если материалы поступают на продажу, а также передаются на сторону безвозмездно, то в записях учета появляется проводка:
- Дт 91 Кт 10 ― отражена себестоимость выбывших материалов.
Прочую информацию о том, как можно проследить движение МПЗ, см. в материале «Особенности оборотно-сальдовой ведомости по счету 10».
Использование проводки Дебет 10 — Кредит 10
Внутри самой организации может происходить как перемещение материалов, так и изменение их стоимости (например, после распределения расходов на доставку и заготовление). В таких случаях используется проводка Дт 10 Кт 10. Данная запись может означать:
- внутреннее перемещение МПЗ — тогда проводка Дебет 10 — Кредит 10 выполняется в разрезе аналитики складов (например, Дт 10 / Склад цеха полуфабрикатов — Кт 10 / Основной склад МПЗ);
- отражение пересортицы, в том числе обнаруженной по результатам проведенной инвентаризации — в этом случае проводка Дебет 10 — Кредит 10 делается в разрезе номенклатуры (например, Дт 10 / Гвозди — Кт 10 / Шурупы);
Дополнительную информацию о том, как отразить проведенную инвентаризацию на складах, вы узнаете из материала «Унифицированная форма № ИНВ-3 ― бланк и образец».
- распределение транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) — в случае, если ТЗР сначала учитываются на субсчете к счету 10 и их нужно распределить при оприходовании нескольких видов запасов, прибывших на одном транспортном средстве.
Не останавливаясь подробно на методике распределения (она имеет свои нюансы), рассмотрим пример.
Пример:
На строительный комбинат одним железнодорожным составом привезли сухой цемент, керамзит и щебенку. Общая стоимость перевозки составила 250 000 руб., она была распределена пропорционально тоннажу груза: цемент — 150 000 руб., керамзит — 70 000 руб., щебенка — 30 000 руб. Общая стоимость доставки сначала была учтена на субсчете 10.11/ТЗР. По принятой на комбинате учетной политике ТЗР распределяются на стоимость самих материалов:
Д 10 / Цемент — Кт 10.11 / ТЗР — 150 000 руб.
Дт 10 / Керамзит — Кт 10.11 / ТЗР — 70 000 руб.
Дт 10 / Щебенка — Кт 10.11 / ТЗР — 30 000 руб.
Определение расходов в организации
В любой организации затратам уделяется особое внимание. Они не только помогают верно определить себестоимость товаров, но и повлиять в дальнейшем на начисленный налог (по прибыли, УСН).
В бухгалтерском учете допускается отражение всех расходных операций предприятия, совершенных в отчетном периоде, вне зависимости от их характеристик и видов. Для целей налогового учета учитываются лишь те затраты, наличие которых допускается законодательно. Кроме того, они должны быть документально подтверждены и обоснованы экономически.
|
|
Порядок признания совершенных расходов в налоговом и бухгалтерском учетах зависит от принятого метода ведения учета. Кассовый метод (используется упрощенцами, могут применять и организации на общей системе с небольшими объемами доходов, некоммерческими структурами) позволяет учесть затраты только по факту их фактической оплаты. При методе начисления расходы должны быть совершены (проведена операция) и подтверждены документально. При этом наличие фактической оплаты не требуется.
Не все организации в процессе ведения своей деятельности вправе вести упрощенных бухучет с порядком признания расходов по мере их фактической оплаты. Обязаны использовать только метод начисления в бухгалтерском учете следующие субъекты: жилищные учреждения, МФО, политические партии, адвокатские объединения (коллегии), нотариальные конторы, учреждения, чья деятельность подлежит обязательному аудированию, а также некоммерческие организации, в функции которых входит исполнение обязанностей иностранного агента.
Виды расходов
К расходам относятся не только непосредственные затраты на реализацию, но и прочие внереализационные. То есть расходы делятся на затраты при обычной текущей деятельности и прочие.
Различают следующие затраты по текущей торговой деятельности:
- оплата труда персоналу;
- аренда помещений и коммунальные платежи;
- затраты на используемые в ходе деятельности материалы;
- амортизация основных средств (ОС);
- оплата услуг сторонних организаций;
- затраты на транспортировку товаров;
- произведенные затраты на хранение товаров;
- представительские и прочие расходы.
К внереализационным затратам относят услуги кредитных учреждений, в том числе расходы на погашение начисленных процентов за пользование заемными средствами, Сюда же относят все расходные операции, связанные с эмиссией ценных бумаг, судебные издержки, выплата бонусов контрагентам за достижение установленного объема продаж.
Произведенные затраты по обычным видам деятельности в торговых организациях собираются на счете 44 «Расходы на продажу». Внереализационные учитываются с использованием счета 91-2 «Прочие расходы».
Однако не все расходные операции организации признаются как затраты. К ним относятся следующие виды деятельности:
- вклады денежных средств в УК других учреждений;
- приобретение ценных бумаг без цели дальнейшей перепродажи;
- погашение основных долговых обязательств по заемным средствам;
- внесение задатков и авансов в счет будущих приобретений;
- денежные средства, направленные на покупку внеоборотных активов (ОС и прочих).
Бухгалтерский счет 44 для отражения списания расходов
Расходы в торговых организациях подразделяются на прямые и косвенные. К первому виду относятся себестоимость покупных товаров (отражается на счете 41) и затраты на транспортировку купленного товара ( отражаются по счете 44 «Расходы на продажу»). Прочие затраты признаются косвенными.
Методика формирования и списания расходов для целей бух.учета должна быть отражена в учетной политике юр. лица. Расходы на продажу в торговых фирмах могут либо полностью списываться на продажи (счет 90), либо распределяться между реализованной продукцией и нереализованной (прямые затраты). Последнее относится и к затратам на транспортировку, так как момент определения подобных затрат появляется с отгрузкой товаров. Прочие виды расходов ежемесячно увеличивают себестоимость проданного товара.
Счет 44. Пример с бухгалтерскими проводками
Пример. В торговой организации в ноябре были произведены следующие виды расходов: 104 500 руб. ― расходы на оплату труда и начисление взносов, 6 300 руб. ― расходы на канцтовары для управленческих нужд; 5 650 руб. ― амортизация ОС; 45 600 руб. ― услуги сторонних организаций; 45 000 руб. ― затраты на транспортировку продукции. Продукции реализовано на сумму 350 000 руб., остаток товара на складе ― на сумму 100 000 руб. Организация в учетной политике прописала возможность списания расходов для целей бух.учета на транспортировку между продукцией отгруженной и складскими остатками товара.
По итогам ноября в организации сформированы следующие проводки:
Дт 90 Кт 44 ― 162 050 руб. ― затраты, которые можно полностью отнести на сумму реализованной продукции.
Общее количество проданного и непроданного товара составило сумму 450 000 руб. Доля проданного ― 77,78%, остаток товара на складе ― 22,22%. Затраты на транспортировку (45 000 руб.) подразделяются следующим образом: на товар реализованный ― 35 000 руб., на остаток ― 10 000 руб.
Дт 90 Кт 44 ― 35 000 руб. ― сумма расходов на транспортировку, относящаяся к отгруженному товару.
|
Счет 44: корреспондирующие счета
Счет 44 «Расходы на продажу» корреспондирует со следующими счетами учета
Корреспондирующий счет | Отражение | Состав операции |
02, 05 | Дебет | Амортизация ОС, нематериальных активов, используемых в торговой деятельности |
10 | Дебет | Списание стоимость материалов для нужд торговли |
16 | Дебет | Выявление отклонения в стоимости материалов |
19 | Дебет | Учтен НДС в расходах на продажу |
23 | Дебет | Затраты вспомогательного производства при осуществлении торговых операций |
41 | Дебет | Списание стоимости товаров, используемых в коммерческих целях |
43 | Дебет | Использование готовой продукции в коммерческих целях |
69 | Дебет | Расходы по страховым взносам на з-пл сотрудников |
60 | Дебет | Получение счетов от сторонних организаций |
70 | Дебет | Учтена з-пл сотрудников, занятых при осуществлении торговых операций |
71 | Дебет | Списание расходов подотчетных лиц, связанных с торговыми операциями (командировочные, представительские) |
94 | Дебет | Суммы недостач и порчи отнесены к расходам на продажу |
10 | Кредит | Учтены суммы возвращенных материалов |
15 | Кредит | Выявление отклонений в стоимости материалов |
76 | Кредит | Уменьшение расходов на продажу за счет сторонних контрагентов |
90 | Кредит | Расходы на продажу учтены при реализации товара |
94 | Кредит | Выявление недостачи в процессе продажи |
99 | Кредит | Расходы на продажу отнесены к убыткам предприятия |
Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Юридическая Консультация бесплатная
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58
Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16
Звонок в один клик
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98
Звонок в один клик