44 счет бухгалтерского учета

Что означает Дебет 10 — Кредит 10?

Счет 10, на котором формируются данные о МПЗ организации, относится к активным. Поступление и выбытие материалов отражаются по Дебету 10 — Кредиту 10 соответственно. Проводки по Дебету 10 — Кредиту 10 в соответствии с применяемой на счете 10 двухуровневой аналитикой дают представление об изменении номенклатурного состава и места нахождения (хранения) запасов. Также по ним можно судить о направлении расходов.

Поступление МПЗ от поставщиков отражается следующей проводкой:

  • Дт 10 Кт 60 ― стоимость закупки материалов без учета НДС.

Если учетная политика организации предусматривает оприходование по учетным ценам, то при поступлении МПЗ появятся следующие записи:

  • Дт 15 Кт 60 ― приобретены материалы у поставщика;
  • Дт 10 Кт 15 ― принятие МПЗ по учетным ценам;
  • Дт 15 Кт 16 (Дт 16 Кт 15) ― отклонение учетных цен от себестоимости.

Возможно поступление материалов в организацию не в результате закупки, а как следствие демонтажа имущества, основных средств, а также в качестве взноса в УК учредителями. В некоторых случаях МПЗ могут быть получены и безвозмездно. Проводки при этом будут следующие:

  • Дт 10 Кт 91 ― оприходование МПЗ безвозмездно или в результате демонтажа ОС, разборки имущества;
  • Дт 10 Кт 75 ― материалы оприходованы как взнос учредителей в УК организации;
  • Дт 10 Кт 71 ― произведена закупка МПЗ подотчетными лицами.

Уменьшение МПЗ в организации происходит в основном в связи с нуждами производства или использовании их в управленческих целях. Операции при этом появляются следующие:

  • Дт 20 (23, 25, 26) Кт 10 ― материалы (сырье) отпущены для производственных нужд;
  • Дт 44 (45, 76) Кт 10 ― списаны МПЗ как необходимые затраты на продажу товаров или прочие нужды организации.

Если материалы поступают на продажу, а также передаются на сторону безвозмездно, то в записях учета появляется проводка:

  • Дт 91 Кт 10 ― отражена себестоимость выбывших материалов.

Прочую информацию о том, как можно проследить движение МПЗ, см. в материале «Особенности оборотно-сальдовой ведомости по счету 10».

Использование проводки Дебет 10 — Кредит 10

Внутри самой организации может происходить как перемещение материалов, так и изменение их стоимости (например, после распределения расходов на доставку и заготовление). В таких случаях используется проводка Дт 10 Кт 10. Данная запись может означать:

  • внутреннее перемещение МПЗ — тогда проводка Дебет 10 — Кредит 10 выполняется в разрезе аналитики складов (например, Дт 10 / Склад цеха полуфабрикатов — Кт 10 / Основной склад МПЗ);
  • отражение пересортицы, в том числе обнаруженной по результатам проведенной инвентаризации — в этом случае проводка Дебет 10 — Кредит 10 делается в разрезе номенклатуры (например, Дт 10 / Гвозди — Кт 10 / Шурупы);

Дополнительную информацию о том, как отразить проведенную инвентаризацию на складах, вы узнаете из материала «Унифицированная форма № ИНВ-3 ― бланк и образец».

  • распределение транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) — в случае, если ТЗР сначала учитываются на субсчете к счету 10 и их нужно распределить при оприходовании нескольких видов запасов, прибывших на одном транспортном средстве.

Не останавливаясь подробно на методике распределения (она имеет свои нюансы), рассмотрим пример.

Пример:

На строительный комбинат одним железнодорожным составом привезли сухой цемент, керамзит и щебенку. Общая стоимость перевозки составила 250 000 руб., она была распределена пропорционально тоннажу груза: цемент — 150 000 руб., керамзит — 70 000 руб., щебенка — 30 000 руб. Общая стоимость доставки сначала была учтена на субсчете 10.11/ТЗР. По принятой на комбинате учетной политике ТЗР распределяются на стоимость самих материалов:

Д 10 / Цемент — Кт 10.11 / ТЗР — 150 000 руб.

Дт 10 / Керамзит — Кт 10.11 / ТЗР — 70 000 руб.

Дт 10 / Щебенка — Кт 10.11 / ТЗР — 30 000 руб.

Определение расходов в организации

В любой организации затратам уделяется особое внимание. Они не только помогают верно определить себестоимость товаров, но и повлиять в дальнейшем на начисленный налог (по прибыли, УСН).

В бухгалтерском учете допускается отражение всех расходных операций предприятия, совершенных в отчетном периоде, вне зависимости от их характеристик и видов. Для целей налогового учета учитываются лишь те затраты, наличие которых допускается законодательно. Кроме того, они должны быть документально подтверждены и обоснованы экономически.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников
(пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа)
куплено > 8000 книг

Порядок признания совершенных расходов в налоговом и бухгалтерском учетах зависит от принятого метода ведения учета. Кассовый метод (используется упрощенцами, могут применять и организации на общей системе с небольшими объемами доходов, некоммерческими структурами) позволяет учесть затраты только по факту их фактической оплаты. При методе начисления расходы должны быть совершены (проведена операция) и подтверждены документально. При этом наличие фактической оплаты не требуется.

Не все организации в процессе ведения своей деятельности вправе вести упрощенных бухучет с порядком признания расходов по мере их фактической оплаты. Обязаны использовать только метод начисления в бухгалтерском учете следующие субъекты: жилищные учреждения, МФО, политические партии, адвокатские объединения (коллегии), нотариальные конторы, учреждения, чья деятельность подлежит обязательному аудированию, а также некоммерческие организации, в функции которых входит исполнение обязанностей иностранного агента.

Виды расходов

К расходам относятся не только непосредственные затраты на реализацию, но и прочие внереализационные. То есть расходы делятся на затраты при обычной текущей деятельности и прочие.

Различают следующие затраты по текущей торговой деятельности:

  • оплата труда персоналу;
  • аренда помещений и коммунальные платежи;
  • затраты на используемые в ходе деятельности материалы;
  • амортизация основных средств (ОС);
  • оплата услуг сторонних организаций;
  • затраты на транспортировку товаров;
  • произведенные затраты на хранение товаров;
  • представительские и прочие расходы.

К внереализационным затратам относят услуги кредитных учреждений, в том числе расходы на погашение начисленных процентов за пользование заемными средствами, Сюда же относят все расходные операции, связанные с эмиссией ценных бумаг, судебные издержки, выплата бонусов контрагентам за достижение установленного объема продаж.

Произведенные затраты по обычным видам деятельности в торговых организациях собираются на счете 44 «Расходы на продажу». Внереализационные учитываются с использованием счета 91-2 «Прочие расходы».

Однако не все расходные операции организации признаются как затраты. К ним относятся следующие виды деятельности:

  • вклады денежных средств в УК других учреждений;
  • приобретение ценных бумаг без цели дальнейшей перепродажи;
  • погашение основных долговых обязательств по заемным средствам;
  • внесение задатков и авансов в счет будущих приобретений;
  • денежные средства, направленные на покупку внеоборотных активов (ОС и прочих).

Бухгалтерский счет 44 для отражения списания расходов

Расходы в торговых организациях подразделяются на прямые и косвенные. К первому виду относятся себестоимость покупных товаров (отражается на счете 41) и затраты на транспортировку купленного товара ( отражаются по счете 44 «Расходы на продажу»). Прочие затраты признаются косвенными.

Методика формирования и списания расходов для целей бух.учета должна быть отражена в учетной политике юр. лица. Расходы на продажу в торговых фирмах могут либо полностью списываться на продажи (счет 90), либо распределяться между реализованной продукцией и нереализованной (прямые затраты). Последнее относится и к затратам на транспортировку, так как момент определения подобных затрат появляется с отгрузкой товаров. Прочие виды расходов ежемесячно увеличивают себестоимость проданного товара.

Счет 44. Пример с бухгалтерскими проводками

Пример. В торговой организации в ноябре были произведены следующие виды расходов: 104 500 руб. ― расходы на оплату труда и начисление взносов, 6 300 руб. ― расходы на канцтовары для управленческих нужд; 5 650 руб. ― амортизация ОС; 45 600 руб. ― услуги сторонних организаций; 45 000 руб. ― затраты на транспортировку продукции. Продукции реализовано на сумму 350 000 руб., остаток товара на складе ― на сумму 100 000 руб. Организация в учетной политике прописала возможность списания расходов для целей бух.учета на транспортировку между продукцией отгруженной и складскими остатками товара.

По итогам ноября в организации сформированы следующие проводки:

Дт 90 Кт 44 ― 162 050 руб. ― затраты, которые можно полностью отнести на сумму реализованной продукции.

Общее количество проданного и непроданного товара составило сумму 450 000 руб. Доля проданного ― 77,78%, остаток товара на складе ― 22,22%. Затраты на транспортировку (45 000 руб.) подразделяются следующим образом: на товар реализованный ― 35 000 руб., на остаток ― 10 000 руб.

Дт 90 Кт 44 ― 35 000 руб. ― сумма расходов на транспортировку, относящаяся к отгруженному товару.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Счет 44: корреспондирующие счета

Счет 44 «Расходы на продажу» корреспондирует со следующими счетами учета

Корреспондирующий счет Отражение Состав операции
02, 05 Дебет Амортизация ОС, нематериальных активов, используемых в торговой деятельности
10 Дебет Списание стоимость материалов для нужд торговли
16 Дебет Выявление отклонения в стоимости материалов
19 Дебет Учтен НДС в расходах на продажу
23 Дебет Затраты вспомогательного производства при осуществлении торговых операций
41 Дебет Списание стоимости товаров, используемых в коммерческих целях
43 Дебет Использование готовой продукции в коммерческих целях
69 Дебет Расходы по страховым взносам на з-пл сотрудников
60 Дебет Получение счетов от сторонних организаций
70 Дебет Учтена з-пл сотрудников, занятых при осуществлении торговых операций
71 Дебет Списание расходов подотчетных лиц, связанных с торговыми операциями (командировочные, представительские)
94 Дебет Суммы недостач и порчи отнесены к расходам на продажу
10 Кредит Учтены суммы возвращенных материалов
15 Кредит Выявление отклонений в стоимости материалов
76 Кредит Уменьшение расходов на продажу за счет сторонних контрагентов
90 Кредит Расходы на продажу учтены при реализации товара
94 Кредит Выявление недостачи в процессе продажи
99 Кредит Расходы на продажу отнесены к убыткам предприятия

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Юридическая Консультация бесплатная
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *