5.35 КоАП РФ комментарии

Транскрипт

1 Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Нижегородской области Методическое пособие по применению части 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в вопросах и ответах) город Нижний Новгород 2016 год

2 2 Данное методическое пособие предназначено для специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В пособии даются разъяснения и комментарии к некоторым проблемным вопросам, возникающим при рассмотрении комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав части 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также практика применения КоАП РФ. При подготовке использовались: — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, — Семейный кодекс Российской Федерации, — Федеральный закон Российской Федерации от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», — Гражданский кодекс Российской Федерации, — Федеральный закон от ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», — материалы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Нижегородской области, — материалы ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия».

3 3 1. ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СТАТЬИ 5.35 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 1.1. Как работать комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДНиЗП, Комиссия) по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ)? Часть 1 статьи 5.35 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, в качестве меры наказания в санкции указанной статьи закреплен штраф от ста до пятисот рублей. Данная норма заменила собой статью 164 КоАП РСФСР. В настоящее время из нее исключен такой квалифицирующий признак как злостное уклонение, то есть за любое неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав своих несовершеннолетних детей они могут привлекаться к ответственности. Содержание и порядок выполнения родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей, названных в данной статье, регулируется статей 63-65, 80, 137, 147, 150, 152 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) и другими нормативными правовыми актами. Определяют эти обязанности права и интересы ребенка, которые и выступают объектом данного правонарушения. Интерес ребенка — это его потребности в создании условий, необходимых для надлежащего воспитания, содержания, образования, подготовки к самостоятельной жизни, благополучного развития. Наиболее важным среди родительских прав является право родителей на воспитание детей, но одновременно это и их обязанность (статья 63 СК РФ). В СК РФ названы основные направления деятельности родителей. Главным закон признает заботу родителей о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей. Родителям предоставляется свобода выбора средств и методов воспитания своего ребенка с соблюдением ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 СК РФ, а именно: родители не вправе причинять вред

4 4 физическому или психическому развитию ребенка, его нравственному развитию; способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка. Обязанность обеспечивать получение ребенком образования вытекает из положений статьи 63 СК РФ, части статьи 44 Закона Российской Федерации от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где закрепляют положения о том, что родители (законные представители) обучающихся несовершеннолетних обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, обязаны обеспечить получение детьми общего образования, а также имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Обязанность родителей, иных законных представителей детей содержать несовершеннолетних означает, что они должны обеспечить потребности ребенка в питании, одежде, предметах досуга, в отдыхе, лечении и т.п., и выполняется она, как правило, добровольно, без принуждения. Закон не предусматривает каких-либо специальных условий для возникновения обязанности по содержанию (например, наличие у родителей необходимых средств, трудоспособность, дееспособность родителей и др.). Порядок и форма содержания несовершеннолетних детей определяются родителями самостоятельно, за исключением случаев, когда размер содержания несовершеннолетнего для родителя установлен судом или нотариально заверенным соглашением с другим родителем (статья 80 СК РФ). Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних являются: сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, материалы из органов местного самоуправления, государственных органов, в том числе правоохранительных органов. Основанием административной ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей является их виновное противоправное действие (бездействие), выражающееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении ими обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних. Административное правонарушение может быть совершено родителями (законными представителями) несовершеннолетнего как умышленно, так и по неосторожности. Форма вины родителей (законных

5 5 представителей) принимается во внимание при назначении им административного наказания. Следует иметь в виду, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, оно считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена в порядке, предусмотренном законом (части 2, 3 статьи 1.5 КоАП). Назначение административного наказания не освобождает родителей или иных законных представителей несовершеннолетних от исполнения их обязанностей по воспитанию и содержанию детей (части 4 статьи 4.1 КоАП). Не подлежат административной ответственности родители и иные законные представители несовершеннолетних за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних в случае отсутствия с их стороны вины. Например, в случае, если неисполнение обязанности связано с отсутствием в населённом пункте, где проживает семья несовершеннолетнего, учебного заведения (школы) и, одновременно, отсутствие у родителей финансовой возможности возить несовершеннолетнего ребенка для получения образования в другой населенный пункт. Если в отношение несовершеннолетнего подростка возбуждено уголовное дело, это не является основанием для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ родителей или иных законных представителей, так как в соответствии со статьей 49 Конституции Российской Федерации каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном Федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Родители или иные законные представители могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ только в том случае, если была установлена их вина, так как административное правонарушение — противоправное, виновное, наказуемое действие или бездействие (часть 1 статьи 2.1. КоАП РФ). В случае привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности в любом случае должен ставиться вопрос о причинах и условиях совершения несовершеннолетним преступных действий (бездействий). Осуществляя проверку причин и условий совершения несовершеннолетним преступных действий (бездействий) должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в ходе проведения индивидуальной профилактической работы должны выяснить

6 6 образ жизни несовершеннолетнего, посмотреть условия проживания и воспитания ребенка. Приказом МВД России от «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» установлен новый порядок организации работы подразделений по делам несовершеннолетних (далее — ПДН), в котором детально прописаны все направления деятельности ПДН различного уровня. В частности, ПДН проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Также органы внутренних дел принимают участие в рассмотрении соответствующими органами и учреждениями материалов о правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей; ведут учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, лиц, их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, собирают информацию, необходимую для составления статистической отчетности. Если в ходе данного действия выяснятся обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ, то должно быть возбуждено административное производство. Необходимо учитывать и четко понимать, что действия несовершеннолетних не всегда становятся следствием ненадлежащего воспитания со стороны их родителей, иных законных представителей, они могут быть обусловлены, различного рода заболеваниями, могут быть причиной обмана несовершеннолетнего со стороны взрослых лиц. Несовершеннолетний может совершить преступные действия (бездействия) под угрозой насилия или вследствие шантажа в отношении него. Задачей должностных лиц ПДН, а Комиссии — доказать причинную связь между преступным деянием ребенка и действиями (бездействиями) его родителей. Только в этом случае, при наличии совершенного несовершеннолетним уголовного преступления, можно говорить о вине родителей и о наличии в их действиях (бездействиях) состава

7 7 административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 5.35 КоАП РФ. В отличие от статьи 164 КоАП РСФСР, данная статья не содержит ответственности родителей за совершение их детьми правонарушений, т.е. родители по данной статье могут быть привлечены к ответственности только в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей. Таким образом, если несовершеннолетний, не достигший возраста 16 лет, совершил какое-либо правонарушение, этот факт не дает основания привлекать к ответственности родителей по данной статье. В случаях, когда была установлена вина родителей и неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей по содержанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних детей, на них может быть наложено наказание либо в виде предупреждения, либо в виде штрафа в размере от 100 до 500 рублей. В соответствии с семейным законодательством родители имеют в отношении ребенка равные права и несут равные обязанности по воспитанию, обучению, содержанию ребенка. Если вина каждого из родителей доказана, то они оба должны быть привлечены к административной ответственности. Как уже говорилось выше, субъектами административной ответственности согласно части 1 статьи 5.35 КоАП РФ являются родители или иные законные представители несовершеннолетнего. Согласно части 2 статьи 25.3 КоАП РФ законными представителями несовершеннолетнего могут выступать родители, усыновители, опекуны или попечители данного несовершеннолетнего. Часть 3 указанной нормы закрепляет, что родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями несовершеннолетнего лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом. На практике проблемным является вопрос о том, кто будет нести ответственность по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних в случае, когда несовершеннолетний находится в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иных организациях, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с частью 4 статьи 35 Гражданского кодекса РФ недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации,

8 8 организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны и попечители не назначаются. Нормы гражданского законодательства возлагают исполнение обязанностей опекунов и попечителей: на образовательные организации; медицинские организации; организации, оказывающие социальные услуги; иные организации, в том числе организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. То есть, фактически исполнение обязанностей опекунов и попечителей возложено на юридическое лицо (организацию). В соответствии с семейным законодательством родители имеют в отношении ребенка равные права и несут равные обязанности по воспитанию, обучению, содержанию ребенка (статья 61 СК РФ). Если вина каждого из родителей доказана, что они оба должны быть привлечены к административной ответственности. У родителей, лишенных родительских прав остается обязанность содержать своих несовершеннолетних детей (часть 2 статьи 71 СК РФ), а, следовательно, они могут привлекаться к административной ответственности по части 1 статьи 5.35, если ее не исполняют. При рассмотрении дела об административном правонарушении и применении меры административного наказания КДНиЗП должна учитывать характер и причины правонарушения, личность правонарушителя его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Необходимо учитывать, что основными задачами деятельности КДНиЗП является не только применение административных наказаний, но и организация работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устройство и охрана прав несовершеннолетних, координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам, осуществление контроля за условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними и др. (статья 11 Федерального закона от ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

9 Какими документами доказать вину родителей по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ в случаях привлечения подростка: — к уголовной ответственности или наличия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (по нереабилитирующим основаниям); — по ст ч.1 КоАП РФ. В случае привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности в любом случае должен ставиться вопрос о причинах и условиях совершения несовершеннолетним преступных действий (бездействий). Осуществляя проверку причин и условий совершения несовершеннолетним преступных действий (бездействий), должностные лица ПДН в ходе проведения индивидуальной профилактической работы должны выяснить образ жизни несовершеннолетнего, посмотреть условия проживания и воспитания ребенка. В соответствии с частью 1 статьи КоАП РФ потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных Федеральным законом от ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», следует учитывать не только объективную сторону этого состава административного правонарушения — общественное место, а субъекта, который совершил это административное правонарушение, т.е. несовершеннолетнего. На продажу и потребление (распитие) алкогольной продукции несовершеннолетним Федеральным законом введен запрет. Если в ходе проверки выяснются обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения предусмотренного части 1 статьи 5.35 КоАП РФ, то должно быть возбуждено административное производство. Необходимо учитывать, что действия несовершеннолетних не всегда становятся следствием ненадлежащего воспитания со стороны их родителей и иных законных представителей, они могут быть обусловлены различного рода заболеваниями, могут быть причиной обмана несовершеннолетнего со стороны взрослых лиц. Несовершеннолетний может совершить преступные действия (бездействия) под угрозой насилия или вследствие шантажа в отношении него. Задачей должностных лиц ПДН, а также Комиссии является доказать причинную связь между преступным деянием ребенка и действиями (бездействиями) его родителей, только в этом случае при наличии совершенного несовершеннолетним уголовного преступления, мы сможем

10 10 говорить о вине родителей и о наличии в их действиях (бездействиях) состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ. Какие доказательства можно использовать при установлении вины родителей (законных представителей) по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ. 1. Протокол об административном правонарушении. 2. Показания свидетелей: доказывание вины родителей, прежде всего, строится на показаниях ребенка, как основного свидетеля по делу об административном правонарушении. Отбирая у несовершеннолетнего показания, необходимо строить беседу таким образом, чтобы из ответов на поставленные вопросы следовало, как родитель относится к воспитанию своего ребенка; показания соседей, которые могут описать быт семьи, отношения в семье, отношения родителей к несовершеннолетнему ребенку, а также охарактеризовать поведение родителей несовершеннолетнего в обществе; в качестве свидетелей могут быть опрошены педагоги учебного заведения, в котором обучается несовершеннолетний; в качестве свидетелей могут быть опрошены коллеги по работе (родителя), а также друзья или одноклассники ребенка, которые бывают у него дома и могут охарактеризовать условия его жизни и отношения с родителями. 3. Документы. Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме (материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации); копии документов, удостоверяющих личность; характеристики как родителя привлекаемого к ответственности, так и несовершеннолетнего; выписка из личного дела несовершеннолетнего; медицинские документы, подтверждающие наличие у несовершеннолетнего различного рода заболеваний;

11 11 сведения о доходах лица привлекаемого к административной ответственности; акт обследования жилищно-бытовых условий, в которых проживает несовершеннолетний и его семья; сведения, подтверждающие наличие у родителя судимости или решения суда об ограничении родительских прав; сведения, подтверждающие факт привлечения родителя ранее к административной ответственности по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ; сведения об алкогольной или наркотической зависимости родителя; иные документы, имеющие отношение к делу. 4. Объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности (родителя). При получении доказательств по делу необходимо помнить, что в соответствии с части 3 ст КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона По части 1 статьи 5.35 КоАП РФ полицией составлен протокол в связи с вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по недостижению возраста уголовной ответственности несовершеннолетнего. Можно ли прекратить административное производство, если семья характеризуется положительно, ранее на учете не состояла? Административное производство должно быть прекращено в обязательном порядке, в случае, если Комиссией при выяснении вопросов. подлежащих доказыванию (статья 26.1 КоАП РФ), будут установлены обстоятельства исключающие производство по делу об административном правонарушении. К обстоятельствам такого рода относится, в том числе, и отсутствие состава административного правонарушения (пункт 2 часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ). Состав административного правонарушения состоит из 4-х элементов: субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона. Субъективная сторона правонарушения — это внутреннее психическое отношение лица к совершаемому им противоправному деянию. Обязательным признаком субъективной стороны является вина, которая может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Несмотря на то, что семья характеризуется положительно, и никогда на учете не состояла, вина родителя может иметь место, в форме неосторожности.

12 12 Например, когда родители не предвидели возможности наступления таких последствий, как совершение их ребенком уголовного преступления, хотя, исходя из ряда объективных (очевидных для них) причин, должны были и могли их предвидеть. Для того чтобы вина родителей в совершении правонарушения по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ была доказана необходимо в материале дела иметь доказательства, которые бы указывали, при совершении правонарушения умышленно, на то, что: 1. родители — сознавали противоправный характер своих действий (бездействий), — предвидели вредные последствия своих действий (бездействия) и желали наступления таких последствий, 2. родители — сознавали противоправный характер своих действий (бездействий), — сознательно допускали свои противоправные действия (бездействия). 3. родители — сознавали противоправный характер своих действий (бездействий), — относились безразлично к своим противоправным действиям (бездействиям). При совершении правонарушения по неосторожности доказательства должны указывать на то, что: 1. родители — предвидели возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), — без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывали на предотвращение вредных последствий. 2. родители — не предвидели возможности наступления вредных последствий, — должны были и могли их предвидеть. Статья 1.5. КоАП РФ закрепляет, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Если должностными лицами органов внутренних дел при возбуждении производства по делу об административном правонарушении не собраны доказательства, подтверждающие вину родителей, а в дальнейшем КДНиЗП не восполнила пробелы в доказывании вины

13 13 на стадии подготовки к рассмотрению административного материала, либо непосредственно при его рассмотрении, то результатом рассмотрения дела должно стать постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, вынесенное на основании пункту 1 части 1.1. статьи 29.9 КоАП РФ. Таким образом, даже в случаях, когда семья на учете не стояла, характеризуется положительно, но в материале дела имеются доказательства вины родителей (например, из показаний несовершеннолетнего (иных лиц) следует, что совершенное им преступление стало следствием конфликта произошедшего в семье), то прекращение производства по делу недопустимо. В случаях, когда в материале отсутствуют доказательства вины родителей, то производство по делу подлежит прекращению. В отличие от статьи 164 КоАП РСФСР, статья 5.35 КоАП РФ не содержит ответственности родителей за совершение их детьми правонарушений. Следовательно, если несовершеннолетний, не достигший возраста 16 лет, совершил какое-либо правонарушение или преступление, сам этот факт не дает основания привлекать к ответственности родителей, необходимо доказать, что деяние несовершеннолетнего, стало результатом неисполнения, либо не надлежащего исполнения родителями своих обязанностей. Пример Несовершеннолетняя Краснова Н., 2000 г.р. нанесла телесные повреждения Жулиной Е., 1999 г.р. Комиссией запрошена характеристика из образовательной организации, в которой содержится информация: «мать несовершеннолетней Красновой не справляется с воспитанием несовершеннолетней дочери, авторитетом у нее не пользуется, положительного влияния на девочку не оказывает». Достаточно ли данных фактов для привлечения к административной ответственности матери? Характеристика, полученная из школы, является одним из доказательств по делу об административном правонарушении (статья 26.7 КоАП РФ). В приведенной ситуации она действительно свидетельствует о наличии вины со стороны матери. Однако в соответствии со статьей КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении должны быть исследованы все доказательства в совокупности. Только на основе всестороннего, полного, объективного исследования всех доказательств может быть вынесено постановление по делу.

14 14 Необходимо учитывать, что положения статьи 26.1 КоАП РФ являются императивными и обязывают, помимо вины лица, доказывать (выяснять) и другие вопросы, например, обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность, причины и условия совершения административного правонарушения. Следовательно, при доказывании в приведенной ситуации вина матери должна также отражаться в иных доказательствах, например, таких как: ее объяснения, прилагаемые к протоколу об административном правонарушении; показания дочери (если она не воспользуется статьей 51 Конституции РФ); акт обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи. Указанные доказательства помогут не только с большей вероятностью сделать выводы о вине, но и будут способствовать соблюдению правил назначения наказаний, закрепленных в части 2 статьи 4.1 КоАП РФ Должна ли КДНиЗП рассматривать дело об административном правонарушении по ст КоАП РФ, если в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие наличие детей у гражданина, привлекаемого к административной ответственности? Состав административного правонарушения, закрепленный в частях 1,2,3 статьи 5.35 КоАП РФ, закрепляет ответственность для специального субъекта. Таковым является согласно санкции данной статьи родитель или иной законный представитель несовершеннолетнего. Статус данного субъекта должен соответственно подтверждаться документами, предусмотренными действующим законодательством. Это следует из положений части 2 статьи 25.3 КоАП РФ, где указывается, что законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. В свою очередь часть 3 данной статьи закрепляет, что родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями, удостоверяются документами, предусмотренными законом. Информация о наличии у гражданина детей не может быть восполнена Комиссией самостоятельно, данная информация может быть истребована, например, из органов ЗАГСа путем вынесения в адрес данных органов определения об истребовании сведений. КДНиЗП должна учитывать, что возврат материала на доработку по причине неполноты материала возможен, только в том случае, если эта неполнота не может быть восполнена в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении (пункт 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ).

Статья 5.35. КоАП РФ. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних

1. Забота о детях, их воспитание — равные право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ). В соответствии со ст. 63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемое право каждого родителя. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; обеспечить им получение основного общего образования, а также защищать права и интересы своих детей. Все эти обязанности закреплены в ст. ст. 64 и 65 СК РФ.

Согласно п. 1 ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка ответственность за воспитание и развитие детей должна быть общей и обязательной для обоих родителей, где бы они ни находились. При передаче ребенка на воспитание опекуну, попечителю, приемным родителям в установленном законом порядке родители несут ответственность вместе с заменяющим их лицом. Временная передача родителями своих детей на воспитание родственникам, посторонним лицам либо в одно из детских учреждений не освобождает родителей от ответственности за воспитание и развитие детей.

Пункт 1 ст. 63 СК РФ не уточняет, о какой именно ответственности идет речь. Предполагается ответственность как нравственного порядка, так и предусмотренная различными отраслями законодательства: административно-правовая, гражданско-правовая, семейно-правовая, уголовная (п. 1 ст. 65 СК РФ).

Обязанности по воспитанию детей родители и лица, их заменяющие, несут до совершеннолетия ребенка.

Важным направлением работы в сфере детской безнадзорности является укрепление межведомственного взаимодействия. МВД России совместно с Минобрнауки России осуществляют меры по формированию института инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в образовательных учреждениях и методическому обеспечению их деятельности.

По данным на 1 января 2007 г., в 62 субъектах Российской Федерации в штат органов внутренних дел дополнительно введено около 3,2 тыс. таких должностей. Для развития работы в этом направлении МВД России издан Приказ от 6 апреля 2007 г. N 338 «О внесении изменений в Инструкцию по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденную Приказом МВД России от 26 мая 2000 г. N 569», регламентирующий деятельность школьных инспекторов милиции.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 172 утверждена Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 — 2010 годы. В качестве приоритетных направлений предусматривается развитие ювенальных технологий работы с несовершеннолетними, инновационных форм семейного устройства и воспитания в семейном окружении детей, оставшихся без попечения родителей; укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развитие правового, организационного и межведомственного взаимодействия.

2. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение состоит в бездействии родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, т.е. когда они не выполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей: не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения ими образования, успешного обучения и т.д. Все это может служить основанием совершения подростком антиобщественного поступка. Однако следует отметить, что административная ответственность родителей и лиц, их заменяющих, по данной статье имеет самостоятельное основание и наступает не за совершение подростками правонарушений, а в связи с ними.

3. Субъектом данного правонарушения могут быть родители, т.е. лица, официально записанные отцом или матерью ребенка, а также иные лица, которых закон приравнивает к ним в части выполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Это — усыновители, опекуны и попечители.

4. С субъективной стороны данное правонарушение выражается в умышленном неисполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

5. Дела об административных правонарушениях рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), а также члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (п. 2 ч. 5 ст. 28.3).

Статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (абзац в редакции, введенной в действие с 17 мая 2011 года Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 98-ФЗ —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, —
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

(Часть дополнительно включена с 17 мая 2011 года Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 98-ФЗ)
3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, —
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.

(Часть дополнительно включена с 17 мая 2011 года Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 98-ФЗ)

Комментарий к статье 5.35 КоАП РФ

Объектом данного правонарушения являются семейные отношения. Эти отношения регулируются семейным законодательством и прежде всего Семейным кодексом РФ. Статья 63 СК РФ закрепляет право и обязанность родителей по воспитанию и развитию своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Нормы, направленные на защиту прав ребенка в сфере воспитания и образования, закреплены также Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 21.12.2004).

Объективную сторону данного правонарушения образует неисполнение либо ненадлежащее исполнение указанных обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов ребенка. Семейный кодекс содержит лишь общую, рамочную норму об обязанностях по воспитанию ребенка. Поэтому понятие надлежащего либо, напротив, ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка является оценочным и зависит от конкретных обстоятельств.

Следует иметь в виду, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, образует объективную сторону уголовного преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ.

Субъектом данного правонарушения являются законные представители несовершеннолетнего. Ими могут быть родители, усыновители, опекуны или попечители, приемные родители. Обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних возлагаются также на руководителей воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.

С субъективной стороны указанное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Другой комментарий к статье 5.35 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Согласно п. 1 ст. 21 ГК под несовершеннолетним понимается лицо, не достигшее возраста 18 лет.

По смыслу Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» понятия «несовершеннолетнее лицо» и «ребенок» являются тождественными понятиями.

Под законными представителями несовершеннолетних по смыслу комментируемой статьи КоАП понимаются не только родители ребенка, но и лица, в отношении которых законодательством РФ установлены обязанности по воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, в том числе усыновители, опекуны (попечители) детей, приемные родители (см. ст. 125, 146, 153 СК).

Обязанности по содержанию и воспитанию детей в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» возлагаются также на социальные службы для детей, к которым относятся организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей.

Применительно к п. 1 ст. 26 ГК законными представителями несовершеннолетнего являются родители, усыновители, попечители.

2. Усыновление или удочерение (далее — усыновление) представляет собой приоритетную форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей (см. также п. 1 комментария к ст. 5.36). Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением лиц, исчерпывающий перечень которых определен п. 1 ст. 127 СК.

Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275.

Потенциальные усыновители должны соответствовать медицинским критериям и иным требованиям, определенным нормативными правовыми актами (см. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542; Положение о медицинском освидетельствовании гражданина(ки), желающего стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, утвержденное Приказом Минздрава России от 10 сентября 1996 г. N 332). Типовые формы документов по учету кандидатов в усыновители, оформлению усыновления и осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях утверждены Приказом Минобразования России от 20 июля 2001 г. N 2750 (в ред. Приказа Минобразования России от 28 июня 2002 г. N 2482).

3. Обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних возлагаются также на руководителей воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.

4. В соответствии со ст. 64 СК родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, — в указанных случаях орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

5. Под обязанностями родителей по воспитанию своих детей по смыслу ст. 63 СК понимается забота о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

6. Под неисполнением родителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей понимается систематичность противоправных действий (бездействия), осуществляемых в течение продолжительного времени; данный проступок относится к длящемуся административному правонарушению (см. комментарий к ст. 4.5).

Другой комментарий к Ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются общественные отношения, возникающие при реализации прав и обязанностей родителей и детей, урегулированные нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

Статья 38 Конституции РФ устанавливает равное право и обязанность родителей заботиться о детях и воспитывать их. Права и обязанности родителей по воспитанию, образованию, защите прав и интересов детей предусмотрены ст.63-65 СК.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

При утрате родительского попечения функции законного представителя ребенка выполняют лица, заменяющие родителей в установленном законом порядке. Это положение сохраняется и в случаях, когда несовершеннолетний находится на полном государственном попечении воспитательного, медицинского учреждения либо учреждения системы социальной защиты, которое принимает на себя всю заботу о ребенке и защиту его прав и законных интересов.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в действии либо в бездействии, повлекших неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

3. Субъектами правонарушения, согласно диспозиции статьи, являются родители, а также иные законные представители несовершеннолетних (например, опекуны, попечители, должностные лица воспитательных, медицинских иных учреждений, являющиеся законными представителями несовершеннолетних).

4. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Комментарий к Ст. 5.35 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при реализации прав и обязанностей родителей либо лиц, их заменяющих, и детей, в частности, прав и обязанностей по содержанию и воспитанию детей, права ребенка на общение с родителями и другими родственниками и др. В соответствии с семейным законодательством РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).

Право ребенка на воспитание своими родителями закреплено в ст. 54 СК РФ. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены СК РФ. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей или лиц, их заменяющих, и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

В ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка от 1989 года содержится принцип, согласно которому ответственность за воспитание и развитие детей должна быть общей и обязательной для обоих родителей. В случае временной передачи своих детей на воспитание родственникам, иным лицам или в учреждения по уходу за детьми родители не освобождаются от ответственности за воспитание и развитие детей.

Статья 38 Конституции РФ провозглашает, что забота о детях, их воспитание являются равными правом и обязанностью родителей. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, которое является обязательным (статья 43 Конституции Российской Федерации).

Указанные конституционные положения конкретизированы в ст. ст. 63 — 67 СК РФ: родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, об обеспечении их интересов, несут ответственность за воспитание и развитие своих детей до достижения ими возраста 18 лет. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов). В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

При утрате родительского попечения функции законного представителя ребенка выполняют лица, заменяющие родителей, в установленном законом порядке. Если ребенок находится на полном государственном попечении воспитательного, медицинского учреждения либо учреждения системы социальной защиты, такое учреждение принимает на себя всю заботу о ребенке и защиту его прав и законных интересов.

2. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение характеризуется совершением деяния, выражающегося в действии или бездействии родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, повлекших неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов детей, нарушение прав несовершеннолетних, в том числе лишение ребенка права на общение с родителями и другими родственниками, если такое общение не противоречит его интересам, сокрытие места нахождения детей помимо их воли, неисполнение судебного решения об определении места жительства детей и т.д.

3. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются родители (лица, записанные отцом или матерью ребенка), иные законные представители несовершеннолетних (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, должностные лица воспитательных, медицинских и иных учреждений). В ч. 3 комментируемой статьи в качестве субъекта указывается лицо, повторно совершившее административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 данной статьи.

4. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено умышленно.

5. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) и члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а по ч. ч. 2, 3 комментируемой статьи — также должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов (ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2 КоАП РФ), а по ч. 3 комментируемой статьи — также мировые судьи — в случае передачи комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав дела об административном правонарушении на рассмотрение судье (ст. 23.1 КоАП РФ).

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

2. Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.

Комментарий к Ст. 5.35 КоАП РФ

1. Комментируемая статья является первой из трех (ст. ст. 5.35 — 5.37 КоАП РФ), предусматривающих административную ответственность за нарушение прав и законных интересов детей. Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются установленные законом обязанности родителей, иных законных представителей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних детей.

Согласно Конституции РФ забота о детях, их воспитание — равные право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38). Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ). Родители обязаны обеспечивать содержание (ч. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ), воспитание и образование (ст. 63 СК РФ) и защиту прав и интересов детей (ст. 64 СК РФ). Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; обеспечить им получение основного общего образования и создание условий для получения среднего (полного) образования, а также защищать права и интересы своих детей (ст. ст. 63 и 64 СК РФ).

Статья 63 (п. 1) СК РФ напоминает, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Но СК РФ не указывает, о какой именно ответственности идет речь. Представляется, что может быть ответственность как нравственного порядка, так и юридическая, предусмотренная различными отраслями законодательства: административная, гражданско-правовая, семейно-правовая и др. Административная ответственность родителей (и лиц, их заменяющих) как раз установлена комментируемой статьей 5.35 КоАП РФ.

2. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение выражается в бездействии родителей (или иных законных представителей несовершеннолетних), которые не исполняют либо ненадлежащим образом исполняют свои (т.н. родительские обязанности) обязанности по отношению к детям.

Нарушение родительских обязанностей может быть четырех видов: по содержанию, по воспитанию, по обучению и по защите прав и интересов несовершеннолетних детей. Нарушение обязанностей по содержанию детей может проявляться, например, в непредоставлении ребенку (детям) места проживания, неприобретении ему необходимых для нормального развития продуктов питания, одежды, обуви и т.п. Нарушение обязанностей по воспитанию детей может выражаться в том, что ребенку не прививаются элементарные навыки нормального поведения, его не учат доброте, правилам общежития, вежливости, этикету, не прививается любовь к труду, уважение к старшим и т.п. Нарушение обязанностей по обучению детей выражается в том, что родители (или лица, их заменяющие) не приобретают для них учебники, тетради, иные школьные принадлежности, не дают им возможности учиться, не создают условий для посещения школы (не пускают в школу) и т.п. Нарушение обязанностей по защите прав и интересов (в т.ч. личных и имущественных) детей может выражаться в непринятии мер по обеспечению безопасности детей, в отсутствии элементарного ухода и надзора (контроля) над ними; в нежелании (отказе) опекуна или попечителя представлять интересы ребенка в суде и т.п.

Оконченным данное правонарушение считается с момента допущения бездействия, т.е. истечения срока, установленного законом для выполнения той или иной родительской или опекунской обязанности. Поскольку данное правонарушение относится к длящимся, то нужно учитывать правила ст. 4.5 (п. 2) КоАП РФ о том, что срок давности привлечения к административной ответственности по длящимся правонарушениям исчисляется со дня их обнаружения (см. также п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей может способствовать совершению подростком правонарушений и даже преступлений. Административная же ответственность родителей (или лиц, их заменяющих) по данной статье имеет самостоятельное основание и наступает не за совершение правонарушений детьми. В ряде случаев оно может быть лишь поводом к возбуждению дела об административном правонарушении по данной статье в отношении родителей (или лиц, их заменяющих).

Диспозиция ч. 2 комментируемой статьи содержит своеобразный перечень правонарушающих действий по отношению к детям, совершаемых, как правило, в связи с конфликтом родителей (матери и отца). Чаще всего это связано с расторжением брака (разводом) и недостижением согласия родителей по поводу того, как воспитывать ребенка, как, где и в какое время общаться с ним и т.д., что порой разрешается только в судебном порядке.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в том, что потенциальный виновник — один из родителей или законных представителей, пытается препятствовать ребенку в общении с другим родителем (или близкими родственниками) либо, напротив, лишает возможности другого родителя (или близких родственников) на общение с ребенком, намеренно скрывает место нахождения ребенка (детей) помимо его воли, не исполняет судебное решение об определении места жительства детей, не исполняет судебное решение о порядке осуществления родительских прав либо иным образом препятствует осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов.

Окончание диспозиции данной статьи в виде формулировки: «нарушение, выразившееся в… ином воспрепятствовании осуществлению… прав» представляется предельно широким и неконкретным, что может вызывать затруднения на практике при квалификации правонарушающих действий.

В ч. 3 комментируемой статьи состав правонарушения образуют те же действия, которые указаны в ч. 2 данной статьи, но совершаемые одним и тем же лицом повторно (см. комментарий к ст. 5.27 КоАП РФ).

3. Субъекты данного правонарушения названы в самой статье. Ими могут быть:

— родители несовершеннолетнего (т.е. родная мать или отец либо усыновители ребенка);

— иные законные представители ребенка, которых закон приравнивает к родителям в части выполнения обязанностей по отношению к несовершеннолетним (например, опекун, попечитель. Об их правовом статусе см. ст. 35 ГК РФ, Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Юридические лица (например, медицинские или детские учреждения и др.), на попечении которых могут находиться несовершеннолетние дети, субъектами ответственности за правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, быть не могут.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях по данной статье 5.35 КоАП России могут составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также члены районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (п. 2 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).

Протоколы о правонарушениях, выражающихся в неисполнении решения суда (ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи) могут составлять должностные лица Федеральной службы судебных приставов (см. п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *