616 постановление

Содержание

Согласно постановлениям Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 и от 30.04.2020 № 617 при государственных (муниципальных) закупках теперь запрещен допуск ряда иностранных промышленных товаров. Механизм в отношении российской продукции применяется на основе данных о присутствии товара в Реестре российской промышленной продукции, а для продукции из ЕАЭС – на основании декларирования.

В отдельных случаях правило «третий лишний» можно не применять. Это допустимо для мелких сделок, при которых выполняются следующие критерии:

  • закупают одну единицу зарубежной продукции стоимостью менее 100 000 в рублевом эквиваленте;
  • закупают совокупность промтоваров (единый код ОКПД 2) на общую сумму менее 1 млн рублей.

Знать ОКПД 2 нужно обеим сторонам процесса закупок. Заказчику необходимо составить идентификационный код закупки, который состоит из 36 цифр и включает в себя часть кода ОКПД 2 (30-33-й разряд).

С 1 мая 2020 года утратили силу следующие постановления:

— Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд»

— В постановлении Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств», в перечне отдельных видов товаров машиностроения исключены пункты 1 — 13, 27 — 32, 34 – 53 (1).

То, откуда происходит промышленная продукция, заявляемая на госзаказе, может быть доказано:

  • сведениями из Реестра отечественной промышленной продукции;
  • сертификатом о происхождении, выданным специальным ведомством страны ЕАЭС (сертификат СТ-1).

При этом непосредственно выписку из Реестра или копию сертификата предоставляют уже на этапе исполнения контракта. Изначально дают только согласие о предоставлении указанных подтверждающих документов и информацию о присутствии товара в Реестре.

Запрет нужно устанавливать как при закупке товаров, так и при закупке работ и услуг, если в ходе их выполнения заказчику будет поставлена продукция из перечня. Нельзя объединять в одну закупку товары, включенные и не включенные в перечень.

При подготовке ТЗ и описания объекта закупки характеристики промышленного товара должны быть идентичны характеристикам, представленным заказчиком в Министерство промышленности и торговли для получения разрешения, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 постановления 616. При заключении контракта информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара, представленная в составе заявки, включается в контракт.

При исполнении контракта участник закупки представляет документы, подтверждающие страну происхождения в отношении промышленных товаров, указанных в пунктах 1 — 7, 124 и 125, представляются поставщиком на этапе исполнения контракта по форме и в порядке, которые предусмотрены пунктом 10 постановления 616. Замена промышленных товаров, указанных в перечне, на промышленные товары, происходящие из иностранного государства (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), не допускается.

Примеры применения 616 и 617 Постановлений для госзакупок:

Вариант 1. Участник предлагает к поставке «российский” товар, сведения о котором включены в реестр российской промышленной продукции.

В этом случае в составе второй части заявки (не первой!) на участие в закупке в электронной форме участник обязан предоставить сведения о номере реестровой записи, под которым такой товар включен в реестр, а также сведения о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации (последнее предоставляется, если это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации»).

Если такие сведения в составе второй части заявки отсутствуют либо отсутствует часть таких сведений, то для целей применения Постановления № 617 (но не для целей применения Приказа № 126н) такая заявка участника признается иностранной. При этом отклонение такой заявки будет осуществлено только при условии подачи на закупку не менее двух «отечественных” заявок, полностью удовлетворяющих требованиям Постановления № 617. Заказчик наличие «отечественных” заявок определяет на этапе рассмотрения вторых частей заявок, а не первых. Если две и более «отечественные” заявки отсутствуют, то участник, предложивший к поставке российской товар, но не предоставивший необходимые сведения во второй части заявки, допускается к участию в закупке. При признании такого участника победителем его заявка не считается иностранной для целей применения Приказа № 126н (если Приказ № 126н применялся заказчиком при осуществлении такой закупки). Минфин России уже придерживался той же позиции в аналогичной ситуации (см. письмо Минфина России от 04.12.2018 № 24-01-08/87588):

…в случае если победитель электронного аукциона в заявке указал, что страной происхождения поставляемого товара является Российская Федерация, то порядок, установленный подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 Приказа № 126н, не применяется и контракт заключается по цене, предложенной таким участником закупки…

При исполнении контракта участник, предоставивший во второй части заявки указанные выше сведения, обязан будет передать заказчику выписку из реестра российской промышленной продукции, формируемую посредством государственной информационной системы промышленности. Сроки передачи указанной выписки могут быть установлены заказчиком в контракте, а в случае их отсутствия — выписка должна быть предоставлена участником в разумный срок.

Вариант 2. Участник предлагает к поставке «российский” товар, сведения о котором отсутствуют в реестре российской промышленной продукции

К заявке такого участника будут применяться точно такие же последствия, как и в отношении заявки, в которой предлагается промышленная продукция из реестра, но во второй части отсутствуют необходимые сведения (см. выше). В рассматриваемом случае участник ничего не должен указывать во второй части заявки и его заявка, при наличии хотя бы двух других «отечественных” (соответствующих требованиям Постановления № 617), будет отклонена как иностранная. Но только в этом случае, а не за сам факт ее подачи. Также участник, подавший рассматриваемую заявку и ставший победителем закупки, не обязан (и не может) предоставлять заказчику выписку из реестра российской промышленной продукции, формируемую посредством государственной информационной системы промышленности, даже если такое условие было предусмотрено контрактом.

Вариант 3. Участник предлагает к поставке промышленный товар из ЕАЭС

Речь идет о предложении участником промышленного товара, произведенного на территории стран, входящих в ЕАЭС (кроме России!). Например, участник предлагает промышленный товар, произведенный в Республике Беларусь. Об этом он указывает в первой части заявки на участие в закупке. Во второй части заявки он не предоставляет ничего, в том числе СТ-1. СТ-1 им предоставляется при исполнении контракта, если такой участник станет победителем закупки. Вопрос о том, как в отсутствии СТ-1 комиссии заказчика проверить условие о наличии разных производителей, остается открытым. Совершенно точно, что наименование производителей не допускается требовать от участника в составе заявки в данном случае. Вместе с тем, такой вопрос очень маловероятно, что возникнет на практике. А в случае если он возникнет, то в отсутствии полной убежденности у комиссии заказчика в наличии двух или более заявок, полностью отвечающих требованиям Постановления № 617, Постановление № 617 не будет применяться.

Обзор Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. №616

Постановление Правительства Российской Федерации № 616, вышедшее в свет 30.04.2020 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» стало логичным звеном в цепи подзаконных актов, направленных на поддержку российских производителей.

— Устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств — членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.

— В Приложение входит немало товарных групп: вертолеты, самолеты, разнообразные средства автомобильного, морского и железнодорожного транспорта, мебель, ткани текстильные и пр.

Установленные выше запреты не применяются в случаях, перечисленных ниже

— При отсутствии на территории Российской Федерации производства промышленного товара. В качестве подтверждения государственная информационная системы промышленности (ГИСП) будет генерировать разрешение на закупку иностранных товаров в порядке, установленном Минпромторгом.

— В отношении иных товаров, не предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами и приобретаемых для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, — заказчиком самостоятельно;

— если закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 – 7 (ткани и одежда), 124 (одежда защитная огнестойкая) и 125 (головные уборы защитные) Перечня);

— необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 67 — 71 (оборудование пищевой промышленности) Перечня);

— закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 47 — 51 (станочное оборудование) перечня);

— закупки, осуществляемые ФСБ, ФСО, Службой внешней разведки Российской Федерации, органами внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, Управлением делами Президента Российской Федерации и Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 — 7, 52 – 57 (грейдеры, бульдозеры, погрузчики), 73 – 75 (автомобили легковые и грузовые), 81 (автомобили пожарные) перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 — 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей);

— закупки товаров, осуществляемые ФСО, в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны, а также закупки транспортных средств Министерством внутренних дел Российской Федерации для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.

Запреты, установленные настоящим постановлением, распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом аренды и (или) лизинга.

Дополнительным требованием к участникам закупки промышленных товаров, указанных в пунктах 1 — 7, 124 и 125 перечня, является использование при производстве промышленных товаров, и (или) выполнении работ, и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является Российская Федерация и (или) государство — член Евразийского экономического союза.

Указанное дополнительное требование не действует в случае, если на территории Российской Федерации и (или) территориях государств — членов Евразийского экономического союза отсутствует производство таких товаров, материалов или полуфабрикатов.

Документы, подтверждающие страну происхождения в отношении промышленных товаров, указанных в настоящем пункте, представляются поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на этапе исполнения контракта по форме и в порядке, которые предусмотрены пунктом 10 настоящего постановления.

В целях реализации настоящего постановления:

— подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее — реестр российской промышленной продукции);

— подтверждением производства промышленной продукции на территории государства — члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства — члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее — реестр евразийской промышленной продукции).

— Основанием для включения продукции в реестр российской промышленной продукции является заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий), указанное заключение содержит информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий), выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719).

— Установить, что основанием для включения продукции в реестр евразийской промышленной продукции является соответствие такой продукции требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719.

— Минпромторг РФ назначается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по формированию и ведению реестра российской промышленной продукции и реестра евразийской промышленной продукции.

Для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719. Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.

Пункт 10 ПП 616 гласит: если ОКПД2 товар есть только в перечне Приложении к ПП 616, то участнику закупки достаточно представить только выписку из (пока несуществующего) реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, если товар есть в перечне Приложения к ПП 616 и в перечне Приложения к ПП 719, помимо вышеуказанной выписки еще и информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации. А если ОКПД2 поставляемого товар есть только в Приложения к ПП 719, то только информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации.

Информация о нахождении товара в реестре российской промышленной продукции не представляется при поставках вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и (или) при поставках образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже «О1».

Информация о таких товарах не подлежит включению в реестр российской промышленной продукции.

При размещении информации о проведении процедуры закупки промышленного товара в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», указываются характеристики промышленного товара, идентичные характеристикам, представленным заказчиком в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации для получения разрешения, предусмотренного ПП616 для закупки иностранных товаров, если российских аналогов им нет и ЕАЭС их также не производит.

Для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).

При исполнении контракта замена промышленных товаров, указанных в перечне, на промышленные товары, происходящие из иностранного государства (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), не допускается.

В пункте 15 ПП-616 содержится поручение Минпромторгу:

— давать разъяснения по вопросам, связанным с применением настоящего постановления;

— утвердить в месячный срок:

порядок выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 настоящего постановления;

положения об отраслевых экспертных советах при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации;

порядок формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму;

порядок формирования и ведения реестра евразийской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму.

Согласно пункту 18 ПП-616 оно вступает в силу с момента публикации, то есть с 30 апреля, за исключением отдельных пунктов.

И тут начинается самое интересное.

Минпромторг обязан выпустить приказ, утверждающий порядок формирования реестров и предоставления выписок из них в течение месяца, то есть не позднее 30 мая сего года. В то же время требование о предоставлении таких выписок участниками вступило в силу с 30 апреля сего года. И заказчики, размещая после праздников тендерную документацию в ЕАИС, включили соответствующие требования в свои извещения. И как же теперь участникам подавать заявки. Ведь их теперь должны отклонить за непредставление выписок из реестров. А выписки они представить при всем желании не могут, ведь ни самих реестров еще нет, ни регламента выдачи выписок (приказ Минромторга существует в виде проекта).

На форумах развернулись обсуждения коллизии в ПП-616.

Юристы посоветовали написать обоснования и прикладывать их ко вторым частям вместо выписок из реестров. Делать нечего. Пришлось и автору этих строк готовить обоснование. Тезисы его следующие (ниже приведен пример для товаров, которые есть в перечне Приложения к ПП-616, но отсутствуют в перечне Приложения к ПП-719)

Так как объект закупки ОКПД2: 32.199.11.90 (головные уборы защитные) соответствует п. 125 (ОКПД2: 32.199.11.90) — перечня (Приложение к постановлению Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. № 616), то в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 дополнительным требованием к участникам закупки промышленных товаров является использование при производстве промышленных товаров, и (или) выполнении работ, и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является Российская Федерация и (или) государство — член Евразийского экономического союза.

Подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации, согласно п. 6(а) Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 616 является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее — реестр российской промышленной продукции).

Во исполнение требования п. 10 вышеуказанного Постановления Правительства участник обязан прикладывать во второй части заявки выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719. Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.

Поскольку в перечень товаров, установленный Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719 объект закупки 13.92.15.110 не входит, то участник обязан прикладывать во второй части заявки только выписку из реестра, указанного выше.

Согласно п. 18 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 оно вступает в силу с даты официального опубликования, то есть является действующим с 30.04.2020 г.

В то же время, согласно п. 15 (б) Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 Министерство промышленности и торговли РФ должно утвердить в месячный срок, в том числе:

порядок формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму;

порядок формирования и ведения реестра евразийской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму.

По состоянию на сегодняшний день Министерством Промышленности и Торговли РФ выпущен лишь проект приказа «О реализации Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г., то есть порядок формирования реестров и предоставления выписок из них не утвержден (месячный срок не истек).

На основании изложенного выше, по состоянию на момент подачи заявки участник не имеет возможности приложить ко второй части заявки выписку ни из одного из вышеуказанных реестров.

В качестве подтверждения российского происхождения товаров в случае допуска и победы в аукционе участником будет предоставлен заказчику на этапе исполнения контракта сертификат СТ-1.

Уважаемый пользователь!

Настоящий раздел реализован в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2010 № 445-112 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга».

Опубликование (размещение) правового акта осуществляется в виде электронной копии бумажного документа, предназначенного для подробного воспроизведения графического образа в формате *pdf, а также в виде электронного оригинала с возможностью форматирования текста в формате *rtf. При опубликовании (размещении) правового акта указывается его наименование, дата его принятия, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер, дата и время опубликования.

Сервис предусматривает возможность поиска документов по известным атрибутам: номер документа, дата регистрации, наименование документа, а также обеспечивает полнотекстовый поиск по всему документу.

Документ, в котором были найдены технические ошибки, содержит ссылку на актуальный документ: «Текст с технической ошибкой, см. актуальный документ».

Актуальный документ, в который были внесены технические правки, содержит информационное сообщение «Взамен ранее опубликованного».

Документы с пометкой «Взамен ранее опубликованного» имеют новую дату опубликования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *