73 44 ФЗ

Содержание

Методические рекомендации для субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в государственных и муниципальных закупках и закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

Настоящее методическое пособие предназначено для оказания помощи субъектам малого и среднего предпринимательства, принимающим участие в государственных и муниципальных закупках и закупках отдельными видами юридических лиц.

Примечание: субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микро-предприятиям, и средним предприятиям.

Определение особенностей участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц предусмотрено в качестве мер, принимаемых федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

При этом преимуществом участия в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обладают только субъекты малого предпринимательства, в соответствии с положениями статьи 27 и 30 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Субъекты среднего предпринимательства преимуществом в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не обладают и участвуют в таких закупках на общих основаниях.

Тем не менее в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц обладают как субъекты малого предпринимательства так и субъекты среднего предпринимательства, в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-Ф3″0 закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и «Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 1352.

1. Общие положения

Основными законодательными актами о государственных и муниципальных закупках является:

  • Федеральный закон от 05.04. 2014 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон о контрактной системе);
  • Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон о закупках);
  • Федеральный закон от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон о защите конкуренции);
  • Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 года № 1352 (далее — Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства).

Настоящие нормативные правовые акты регулируют отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд отдельных видов юридических лиц, определяют организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также устанавливают единый порядок осуществления закупок, расширения возможностей для участия субъектов и среднего малого предпринимательства в таких закупках и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок отдельными видами юридических лиц.

2. Алгоритм принятия решения об участии в государственных и муниципальных закупках

Перед участием в государственных и муниципальных закупках и в закупках отдельными видами юридических лиц каждый субъект малого и предпринимательства должен оценить свои возможности и вероятность победы при участии в данных торгах.

Внимание!

Требования к участникам закупок государственного и муниципального заказа определены в положениях статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.

Требования к участникам закупок отдельными видами юридических лиц определены в положениях части 8 статьи 3 Федерального закона о закупках и Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 года № 1352.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  1. Финансовое состояние в целом деятельности субъекта малого и среднего предпринимательства.
  2. Наличие свободных финансовых ресурсов.
  3. Наличие специалистов в области государственных и муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц.
  4. Возможность поставлять товар, оказывать услуги, выполнять работы на собственные средства субъекта малого и среднего предпринимательства с последующей оплатой из средств бюджета (федерального, уровня субъекта РФ и муниципального уровня) собственных средств отдельных видов юридических лиц.
  5. Соответствие требованиям законодательства и быть информированным о требованиях законодательства, которые предъявляются к непосредственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
  6. Быть информированным, где и как можно ознакомиться с размещением информации о государственных (РФ и субъекта РФ) и муниципальных закупках и закупках отдельными видами юридических лиц.
  7. Различать понимания добросовестной и недобросовестной конкуренции, а также коорупциогенных действий и осознавать их пагубность при участии в государственных и муниципальных заказах и в закупках отдельными видами юридических лиц.

Обратите внимание, это очень важно!

1. Оценка финансового состояния заключается в анализе бухгалтерской отчетности, заключений аудиторских компаний, поэтому бухгалтерский учет должен быть в отличном состоянии. Все налоги и сборы уплачены, долгов перед бюджетом быть не должно, поскольку задолженность по налогам и сборам и перед бюджетом является основанием для государственного и муниципального заказчика и для заказчика отдельного вида юридического лица для отклонения заявки участника размещения заказа (в том числе и субъекта малого и среднего предпринимательства) по участию в торгах.

2. Оценить возможность привлечения финансовых ресурсов для выполнения условий государственного и (или) муниципального контракта и договора заключаемого с отдельным видов юридического лица, поскольку на практике со стороны государственных и муниципальных заказчиков и заказчиков отдельных видов юридических лиц в требования к контракту и договору могут отсутствовать условие о предварительной оплате контракта (договора).

3. Из законодательной базы можно сделать вывод — насколько непросто участвовать в закупках для государственных и муниципальных нужд и в закупках отдельными видами юридических лиц. Большое количество федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и других правовых актов предполагает определенную подготовку участников закупок в этой области правовых отношений (в том числе и субъектов малого и среднего предпринимательства), а также наличие специалистов имеющих опыт работы в этой сфере.

4. При участии в таких закупках велика вероятность столкнуться с недобросовестной конкуренцией, которая может выразиться в сговоре другого участника закупки с заказчиком. Поэтому, подготовка заявки на участие в торгах с соблюдением всех требований законодательства является залогом успеха быть лучшим (победителем) при участии в закупках.

5. Для участия в таких закупках в обязательном порядке необходим оборотный капитал. Его величина зависит от начальной (максимальной) цены контракта (договора). Чем больше цена контракта (договора), тем больше участнику понадобится финансовых ресурсов для внесение денежных средств на участие в данных торгах.

Внимание !

В случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения заявки и обеспечение контракта (договора) на участие в закупке, которое указывается в документации о закупке, то такое требование является обязательным и в равной мере распространяется на всех участников соответствующей закупки и свидетельствует о серьезности намерений участников для участии в торгах.

Таким образом, в затраты необходимо учитывать средства:

  • на подготовку заявки;
  • на обеспечение заявки*
  • на выполнение условий контракта (договора) (в случае оплаты поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг заказчиком только после выполнения условий контракта).

6. Необходимо быть информированным о требованиях законодательства, которые предъявляются к непосредственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

7. С информацией о проводимых закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц, можно ознакомиться:

  • в единой информационной системе в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru:
  • о закупках субъектов Российской Федерации — на сайтах субъектов Российской Федерации;
  • о муниципальных заказах » на сайтах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

8. Приняв решение об участии данных закупках, субъекту малого и среднего предпринимательства необходимо организовать подбор интересующей информации по указанным торгам. Для этого, необходимо определить:

  • вид поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • начальную (максимальную) цена контракта (договора);
  • место выполнения контракта (договора);
  • порядок оплаты;
  • наличие предварительной оплаты (аванса);
  • период поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

3. Алгоритм действий субъекта малого и среднего предпринимательства как потенциального участника закупок по подготовке предложений для участия в торгах

Алгоритм действий по участию в торгах:

  • выяснить кто является государственным и (или) муниципальным заказчиком (казенное или бюджетное учреждение) и заказчиком отдельного вида юридического лица;
  • средства какого бюджета (государственного, муниципального, или корпоративного используются для финансирования данной закупки;
  • место поставки товара, оказания услуг, выполнения работ;
  • сроки поставки товара, оказания услуг, выполнения работ;
  • объем поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • начальную (максимальную) цену контракта (договора);
  • наличие предварительной оплаты (аванса);
  • порядок оплаты;
  • ответственность сторон;
  • даты подачи и окончания срока подачи заявок для участия в торгах;
  • дату проведения процедуры торгов.

Представленная информация изложена в информационной карте документации о закупке

Обратите внимание это очень Важно !

Участникам закупок необходимо отказаться от участия в коррупционных схемах и не вступать в переговоры с представителем государственным и (или) муниципальным заказчика, а также заказчика отдельного вида юридического лица до подачи заявки для участия в торгах. Это запрещено требованиями федерального законодательства указанного в разделе 1 данных рекомендаций и рассматривается как предварительный сговор.

Тем не менее, в процессе участия (после подачи заявки) в торгах, участники закупки имеют право вступать в контакт с заказчиками только в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства.

4. Алгоритм подготовки заявки для участия в закупках

Самым важным этапом участия в закупках является своевременная и правильная подготовка пакета заявки !

После принятия решения об участии в государственных и (или) муниципальных закупках наступает ответственный момент подготовки заявки.

Для подготовки заявки необходимо:

  1. Внимательно изучить: извещение и документацию о закупке.
  2. Провести анализ извещения и документации о закупке на соответствие их требованиям правовых актов о государственных и муниципальных закупках и закупках отдельными видами юридических лиц.
  3. В случае возникновения вопросов по условиям торгов, которые могут появиться в процессе проведения торгов, то участник в этом случае имеет право обратиться с запросом к заказчику по форме, установленной документацией о закупке, на предмет разрешения возникших вопросов по условиям проведения торгов.
  4. Готовить пакет заявки строго в соответствии с требованиями документации о закупке. Необходимо помнить, что при подготовке заявки нельзя вносить никаких изменений в содержание текстовой части формы заявки, а также при заполнении ее приложений.

Внимание!

Несвоевременность подачи пакета заявки и не соответствие заявки требованиям документации о закупке может служить причиной отклонения заявки на участие в торгах в соответствии с требованиями положений федерального законодательства.

5. Общая характеристика государственного (муниципального) контракта и договора отдельного вида юридического лица

Правовое положение государственных и муниципальных контрактов договора отдельного вида юридического лица, заключенных по итогам процедур торгов регулируется специальными положениями статьи 34 Федерального закона о контрактной системе и положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

Правовое положение договора отдельного вида юридического лица, заключенных по итогам процедур торгов регулируется специальными положениями части первой и части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и Положением о закупке отдельного вида юридического лица.

Заключение и исполнение контракта (договора) является одновременно и завершающим этапом процедур отбора участников закупок и собственно самой целью закупки, то есть сам заказ признается осуществленным со дня заключения (подписания) контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и нужд отдельных вида юридических лиц.

Основное содержание контракта представляется заранее участникам закупок в разработанном заказчиком проекте контракта (договора), который в обязательном порядке прилагается к документации о закупке. Порядок заключения таких контрактов (договоров) указывается в документации о закупке и Положении о закупке (для закупок отдельными видами юридических лиц).

6. Реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков)

В реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включаются сведения об участниках закупок, уклонившихся от заключения контракта (договора), а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты (договора) по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (договоров).

Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) поручено Федеральной антимонопольной службе России.

Информация о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) находится в единой информационной системе в сфере закупок Российской Федерации в открытом доступе и с ней может ознакомиться любой желающий. В этом случае необходимо обратиться с запросов в Федеральную антимонопольную службу России и (или) в ее территориальные управления, которые расположены на территории субъектов РФ.

Внимание!

Практически все государственные и муниципальные заказчики и заказчики отдельных видов юридических лиц включают в содержание извещений и документации о закупке требование к участникам размещения заказов об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Внесение сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) практически означает для участников закупок запрет на участие в таких закупках сроком на 2 года.

7. Обеспечение защиты прав и законных интересов участников государственных и муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

Контроль в сфере закупок — это комплекс мероприятий по обеспечению законности и добросовестности в сфере обеспечения государственных и муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц, позволяющий максимальному количеству физических и юридических лиц принимать участие в закупках на равных правах.

В целях предотвращения коррупции в сфере государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц, предотвращения «откатов» и предоставления всем участникам закупок равных возможностей законодатель подробно расписал в федеральном законодательства мероприятия и процедуру контроля.

В государственных и муниципальных закупках процедура контроля регулируется положениями главы 5 Федерального закона о контрактной системе и главы 6 Федерального закона о защите конкуренции.

В закупках отдельными видами юридических лиц процедура контроля регулируется положениями статьи 6 и 7 Федерального закона о закупках и главы 6 Федерального закона о защите конкуренции.

Данные акты «не только устанавливает области, подлежащие контролю, но и определяет порядок контрольных мероприятий, органы, уполномоченные на проведение данного контроля, а также подробно регламентирует их права и обязанности.

Обеспечение защиты прав и законных интересов участников закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются положениями главы 5 Федерального закона о контрактной системе.

Обеспечение защиты прав и законных интересов участников закупок отдельными видами юридических лиц регулируется положениями главы 6 Федерального закона о защите конкуренции.

Информация о жалобах, поданных в контрольные органы в сфере закупок, о решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб, включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. При этом согласие на обработку персональных данных, содержащихся в поступивших в такие контрольные органы жалобах, для размещения в единой информационной системе не требуется.

426. Исполнение договора о государственных закупках при поставке товаров осуществляется в следующей последовательности:

1) доставка товара в пункт назначения товара с предоставлением оригинала накладной;

2) оформление поставщиком акта приема-передачи товара посредством веб-портала с прикреплением электронной копии накладной, подтверждающий факт доставки товара;

3) приемка товара заказчиком.

4) оформление электронной счет-фактуры, выписанной посредством информационной системы электронных счетов-фактур, в соответствии с Правилами выписки счета-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур и его формы, утвержденными приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 22 апреля 2019 года № 370, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 18583 (далее – Правила выписки счет-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур);

5) оплата заказчиком за поставленный товар.

Требования подпунктов 1) и 2) настоящего пункта не распространяются на договора о государственных закупках, связанных с поставкой электрической и тепловой энергии.

  • РусТендер
  • Вопрос-ответ
  • 44-ФЗ
  • Запрос котировок по 44-ФЗ

Запрос котировок по 44-ФЗ — это способ проведения госзаказа, победителем которого признается участник, предложивший самую низкую цену и заявка которого соответствует установленным требованиям документации и законодательства.

С 1 января 2019 года запрос котировок должен проходит в электронной форме. Однако, закон предусматривает случаи, когда процедура может быть проведена в бумажной форме.

Как говорит нам п.1 ст. 72 — его специфика в том, что информация обо всем, что необходимо заказчику, сообщается неограниченному количеству лиц через ЕИС, а заказ достается тому, кто предлагает самую низкую цену.

Запрос котировок по 44-ФЗ порядок проведения

Вспоминая определение котировки по 44-ФЗ, устанавливаем, что выбор подрядчика таким образом проводят только при определенных условиях. Максимальная сумма, обозначенная в договоре, ради заключения которого проходит отбор, не должна быть более полумиллиона рублей, а сумма, на которую заказчик осуществляет закупок в год — ста миллионов рублей.

Обеспечение исполнения контракта в запросе котировок устанавливается на усмотрение заказчика. Как показывает практика — чаще всего оно отсутствует.

Организации проведения запроса котировок посвящен третий параграф ФЗ-44, целых 8 статей: с 72-й по 79. Именно в них, в основном, описываются все детали.

В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении котировочной заявки или не уверены в правильности заполнения, Вы можете воспользоваться нашей услугой оформления заявки или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

И потенциальным участникам, и организаторам следует знать, что участие по 44-ФЗ — бесплатно.

Извещение о запросе котировок

Один из первых этапов закупки — это составление и публикация извещения о запросе котировок.

Срок размещения извещения о проведении запроса котировок:

1) не менее, чем за 7 рабочих дней до окончания срока подачи заявок.

2) в случае закупки на сумму менее 250 тыс руб, а также в случаях, установленных 44-ФЗ, не менее, чем за 4 рабочих дня.

В документе, в обязательном порядке, должна содержаться следующая информация:

  1. Данные о заказчике, контракте и требования к участникам:
    — наименование, место нахождения, почтовый адрес, полные контактные данные ответственного за проведение тендера;
    — тезисное изложение условий контракта, описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара или месте выполнения работы или оказания услуги, а также сроки исполнения контракта;
    — код закупки;
    — имеющиеся ограничения в выборе поставщиков и исполнителей, установленные с учетом требований 44-ФЗ;
    — условия (срок, место, порядок) подачи заявок на участие в запросе котировок;
    — обоснование цены контракта;
    — информацию о необходимости предоставления обеспечения исполнения контракта с указанием суммы;
    — подробный перечень документов, который должен предоставить участник закупки;
    — требования об отсутствии сведений об организации, ее учредителях или единоличном исполнительном органе в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (по желанию Заказчика).
  2. Форма для подачи заявки на участие в запросе котировок 44-ФЗ, в том числе для подачи заявки в электронном виде.
  3. Информация о том, когда и где будут вскрыты конверты и открыт доступ к электронным заявкам.
  4. Данные о лице и организации, ответственных за заключение контракта по результатам запроса котировок, а также о механизме заключения контракта в случае уклонения компании, предложившей самую низкую цену, от заключения договора.
  5. Сведения о том, при каких условиях возможен односторонний отказ от исполнения контракта.
  6. Преимущества, предоставляемые подрядчикам в соответствии со ст. 28-30 44-ФЗ, а именно: предоставление преимуществ учреждениям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов и субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.
  7. К извещению же должен быть приложен проект контракта.

Заявка на участие в запросе котировок

Участник вправе подать заявку в любое время с момента размещения извещения о его проведении и до предусмотренных извещением даты и времени окончания срока подачи заявок. В случае, если заказчиком были внесены изменения в извещение, участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок на участие.

Заявка на участие в запросе котировок должна содержать следующие данные и документы:

  1. Наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты;

  2. согласие участника на выполнение условий, указанных в извещении;

  3. ключевой момент – стоимость, которую предлагает потенциальный исполнитель;

  4. документы, в которых подтверждается право на получение преимуществ;

  5. ИНН учредителей, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа (обычно, это Генеральный директор);

  6. документы, подтверждающие принадлежность участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае, если такое ограничение установлено Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок.

  7. в случае установления Заказчиком каких-либо условий допуска или запрет допуска товаров или услуг (например, на товары иностранного происхождения): документы, подтверждающие соответствие товаров этим условиям (лицензии, сертификаты, свидетельства).

Согласно п. 4 ст. 73 ФЗ-44, это исчерпывающий список документов и информации, который Заказчик имеет права требовать от участника.

44-ФЗ не устанавливает строгий образец котировочной заявки участника, однако заказчик обязан указать в извещении примерную форму такой заявки.

Вообще, порядок проведения запроса котировок по 44-ФЗ максимально упрощен и образец протокола, также как образец заполнения заявки, на данный момент, не предусмотрен.

Акция! Подготовка котировочной заявки всего за 2000 руб

со 100% допуском

Заказать

Этапы проведения запроса котировок

Чтобы упростить восприятие процедуры проведения запроса котировок по 44-ФЗ разобьем его на 10 этапов.

  1. Извещение о закупке, если речь идет о сумме до 500 тысяч рублей, размещается в общем доступе за 7 рабочих дней или более до истечения срока подачи заявок. В случае, если сумма закупки не превышает четверть миллиона, допустимый срок публикации сокращается до 4 рабочих дней.
  2. В обоих случаях вместе с извещением публикуется проект контракта, ради заключения которого проводится данный тендер. По закону извещение должно оставаться в свободном бесплатном доступе до окончания срока подачи заявок.
  3. Разместив извещение, заказчик имеет право запросить котировки не менее, чем у 3-х лиц или компаний, занимающихся предоставлением необходимых товаров или услуг.
  4. Опубликования извещения не требуется, когда процедура проводится организациями, осуществляющими свою деятельность на территории иностранных государств. В этом случае заказчик просто запрашивает стоимость товаров не менее, чем у трех потенциальных подрядчиков. Цена контракта в этом случае также может быть любой.
  5. Особые правила действуют также в отношении проведения запроса котировок по 44-ФЗ для приобретения всего необходимого для оказания скорой и скорой специализированной помощи в экстренной или неотложной форме, или для поддержания нормального жизнеобеспечения:
    — запрос котировок 44-ФЗ может быть проведен для закупок продовольствия и средств скорой медицинской помощи, топлива и других товаров, необходимых для создания нормальных условий жизни, превышая порог в полмиллиона рублей, в некоторых ситуациях:
    • если был подан иск о расторжении контракта в связи с его неисполнением и иск был удовлетворен;
    • если контролирующий орган сферы закупок предписал отменить результаты конкурса или аукциона и вынес решение провести поиск подрядчика путем запроса котировок; основанием принятия решения в этом случае может быть заявление заказчика, которое необходимо подать не позднее, чем через десять дней с даты выдачи вышеуказанного предписания;
    • если заключенный контракт расторгнут Заказчиком в одностороннем порядке;
    — во всех этих ситуациях контракт заключается на срок, необходимый для проведения конкурса или аукциона и соответственно на количество товара, необходимое для обеспечения жизнедеятельности людей в этот период.
  6. Все заявки на участие в запросе котировок, поданные в срок, должны быть зарегистрированы. Нельзя отказать в регистрации заявки только на основании отсутствия на конверте сведений о лице, подавшем ее. Требовать эту информацию по закону тоже нельзя.
  7. Заказчик обеспечивает конфиденциальность поданной информации вплоть до открытия доступа к ней.
  8. В случае, если подана одна котировочная заявка по 44 ФЗ, закупка может быть признана несостоявшйся.
  9. Получение доступа к заявкам происходит во время и в месте, которое указано в извещении. Все, кто подал заявку на участие, имеют право присутствовать при этом, о возможности чего должен позаботиться заказчик. Также в его обязанности входит организация аудиозаписи открытия доступа к информации, содержащейся в заявках.
  10. Котировочная комиссия может отклонить заявки не подходящие под условия, заявленные в извещении. К таким случаям можно отнести превышение предложенной ценой максимальной цены контракта.

Протокол запроса котировок

Об итогах запроса котировок по ФЗ-44 может рассказать протокол. Образца для него не существует, но требования к содержанию подробно описаны в 8 пункте, ст. 78, 44-ФЗ. Он должен содержать сведения о заказчике, а также обо всех поданных заявках, включая отклоненные (с обоснованием отказа в участии). Протокол должен быть подписан всеми участниками комиссии и размещен в общем доступе.

Составляется протокол в 2-х экземплярах, один из которых остается у заказчика, другой в течение 2-х рабочих дней с даты подписания передается победителю с приложением проекта контракта.

Заключение контракта по результатам запроса котировок 44-ФЗ

Исполнитель, выбранный по итогам, должен подписать контракт в срок, оговоренный в извещении.

44 ФЗ определяет срок подписания контракта по запросу котировок: он должен быть заключен не ранее, чем через 7 дней с момента размещения протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее, чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола.

Если заключение контракта по результатам запроса котировок 44-ФЗ не состоялось в срок, то исполнитель признается уклонившимся, а заказчик получает право подать иск для возмещения издержек. Контракт же заключается с участником, предложившим такую же или следующую цену.

Подписание контракта можно отложить, на срок чуть более четырех недель, но только в случае возникновения особых обстоятельств или наличия актов суда. В таких случаях необходимо уведомить партнера о невозможности заключения контракта в течение дня, а в случае отмены актов или исчезновения обстоятельств сообщить об этом на следующей день.

Согласно ч. 2, ст. 96 44-ФЗ заказчик вправе потребовать обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ в запросе котировок.

Об этом он должен сообщить в извещении или в проекте контракта. В таком случае победитель закупки должен внести обеспечение на счет заказчика до подписания договора. Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ при запросе котировок может вноситься как личными денежными средствами, так и банковской гарантией.

Несостоявшийся запрос котировок по 44-ФЗ

Если подана одна заявка на участие в запросе котировок по 44-ФЗ, то считается, что определение подрядчика не состоялось и контракт подписывается с тем претендентом, который есть.

Если комиссией отклоняются все варианты, то срок подачи котировочных заявок по 44-ФЗ может быть продлен на 4 рабочих дня, о чем должно быть сообщено в извещении в течение одного рабочего дня. Если в результате появляется только один претендент, чье предложение подходит под условия извещения, то он признается победителем. Если даже после продления периода приема — заявок нет, заказчик меняет план-график и снова осуществляет закупку.

Отмена запроса котировок

Бывают ситуации, когда необходимо знать, как отменить проведение запроса котировок 44-ФЗ. Определение поставщика, может быть отменено за 2 дня до истечения срока, указанного в извещении, и ранее. После принятия такого решения заказчик должен не позднее, чем через сутки изменить план-график.

Сведения о том, что запрос котировок не состоится немедленно публикуется и сообщается каждому, из подавших заявку. С момента публикации определение поставщика считается отмененным.

Запрос котировок в электронной форме

Обновленный закон 44-ФЗ вводит возможность с 1 июля 2018 года проведения запроса котировок в электронной форме. А с 1 января 2019 года — заказчики будут обязаны осуществлять закупки по 44-ФЗ на электронных площадках.

Параграф § 3.1 44-ФЗ устанавливает полный перечень требований к процедуре запроса котировок в электронной форме. Основными моментами можно выделить:

  1. Извещение о проведении закупки должно быть опубликовано не менее, чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок.
  2. Внесение изменений в извещение возможно не позднее 2-х дней до окончания подачи заявок.
  3. Продление сроков подачи заявок таким образом, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания подачи заявок было не менее 5 дней.

Образец заявки на запрос котировок

Ниже приведен один из вариантов котировочной заявки. Рассмотрим, какие наиболее частые ошибки могут допустить участники при заполнении этой формы.

  1. Необходимо внимательно заполнить наименования заказчика, т.к. помимо него в документации также может быть указан Уполномоченный орган.
  2. Оргнанизационно правовую форму надо писать в развернутом виде, например «Общество с ограниченной ответственностью», а не «ООО».
  3. Обязательно вписать ИНН учредителей и руководителя организации-подрядчика.
  4. Юридический адрес компании должен совпадать с выпиской.
  5. Генерального директора и бухгалтера необходимо прописать раздельно, даже если это одно и то же лицо.
  6. В случае отсутствия сайта, надо указать информацию об этом.
  7. Цену лучше указывать в таком формате: 45000 (сорок пять тысяч) руб. 00 коп.
  8. Поле «Процент снижения цены контракта (указывается по усмотрению участника закупки)» все же рекомендуется заполнять.
  9. Необходимо приложить в составе заявки декларацию о соответствии участника закупки единым требованиям.
  10. Если в составе заявки отсутствуют другие документы, то в соответствующей строке стоит указать 0.
  11. При подписании заявки помимо ФИО также необходимо указать должность.

Уважаемые заказчики!

Обращаем Ваше внимание, что 1 апреля 2020 года на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) опубликован Федеральный закон от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которым вносятся изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).
Согласно изменениям:
1. Исключены требования о проведении предварительного отбора в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также осуществлении закупок путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
2. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществлять закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обязательств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
3. Положения Федерального закона № 44-ФЗ об обеспечении гарантийных обязательств не применяются в случае:
1) заключения контракта с участником закупки, который является казенным учреждением;
2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
3) заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.
4. Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения гарантийных обязательств, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
5. Начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2020 году обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
6. До 1 января 2024 года Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации вправе утвердить перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 — 63 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ.
7. В случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом указанного в части 56 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ контракта наряду с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.
8. До 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик вправе не устанавливать требование обеспечение исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.
При этом контракт, указанный в части 56 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ, должен содержать раздельно, в том числе стоимость поставки предусмотренного проектной документацией объекта капитального строительства оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта капитального строительства, в случае, если поставка данного оборудования предусмотрена контрактом
9. В 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное настоящей частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнение контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 Федерального закона № 44-ФЗ при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом:
1) размер обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 71, 72 и 73 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ;
2) возврат ранее предоставленной заказчику банковской гарантии заказчиком гаранту, предоставившему указанную банковскую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится (если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления новой банковской гарантии);
3) если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств:
а) в случае увеличения в соответствии с настоящей частью цены контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере, пропорциональном стоимости новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) в случае уменьшения в соответствии с настоящей частью цены контракта заказчик возвращает поставщику (подрядчику, исполнителю) денежные средства, внесенные на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в размере, пропорциональном размеру такого уменьшения цены контракта;
в) в случае изменения срока исполнения контракта в соответствии с частью 27 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ определяется новый срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
10. До 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок в соответствии со статьей 30 Федерального закона 44-ФЗ заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.
11. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Изменения вступили в силу 1 апреля 2020 года.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ЗАКУПКАМИ (АИС ГЗ/АИС МЗ)

Системное решение задач управления государственным и муниципальным заказом в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с последующими изменениями), реализованное АО «КОМИТА», обеспечивает защищенный, юридически значимый электронный документооборот, и предназначено для всех уровней исполнительной власти субъекта Федерации и в муниципальных образованиях.

НАЗНАЧЕНИЕ

Автоматизированная информационная система управления государственными и муниципальными закупками – АИС ГЗ/АИС МЗ — разработки АО «КОМИТА» является лидером в ряду программных продуктов, получившим практическую реализацию в 2000 году.

АИС ГЗ/АИС МЗ — это первое в РФ внедрение системы безбумажного документооборота в государственном и муниципальном заказе с использованием электронной подписи.

АИС ГЗ/АИС МЗ предназначена для автоматизации и информационно-аналитической поддержки деятельности по осуществлению закупок: основных операций планирования и формирования, размещения и исполнения государственного и муниципального заказа. Необходимость решения этой задачи обусловлена современными тенденциями, такими как централизация закупок, повышение статуса отделов по закупкам, стремление к долгосрочным контрактам, оценка эффективности закупок. Решение может быть использовано не только в органах власти, но и в организациях с различной структурой и различного масштаба — от небольших предприятий до крупных корпораций, имеющих территориально-распределенную структуру.

АИС ГЗ/АИС МЗ удовлетворяет всем требованиям по оперативной обработке десятков тысяч специализированных документов государственного и муниципального заказа: планы закупок, планы-графики закупок, извещения, карты поставщиков, карты контрактов и др. — и представляет собой системное решение, успешно эксплуатирующееся в различных органах власти.

БАЗОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

АИС ГЗ/АИС МЗ разработана на основе технологии Web 2.0, что позволяет работать через стандартные WEB-браузеры без установки специального ПО на рабочие места пользователей.

АИС ГЗ/АИС МЗ работает по принципу непрерывной технологической цепочки электронных документов с переносом информации из одного документа в другой и обеспечивает юридическую значимость электронного документооборота через использование электронной подписи.

АИС ГЗ/АИС МЗ позволяет оперативно реагировать на изменения структуры органов власти и их функций, изменения форм документов и видов документооборота, изменение состава организаций и их пользователей; позволяет регулировать доступ пользователей к электронным документам и операциям их обработки.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АИС ГЗ/АИС МЗ

АИС ГЗ/АИС МЗ выполняет следующие основные функции:

В части электронного документооборота процессов закупок:

  • Планирование закупок (документы План закупок, План-график);
  • Формирование централизованных и совместных закупок;
  • Техническая поддержка обоснования закупок;
  • Формирование протоколов по всем видам закупок;
  • Ведение реестра контрактов (документ Сведения о контракте);
  • Ведение реестра закупок малого объема;
  • Формирование сведений о поэтапном исполнении контракта;
  • Функционирование справочников, проверок заполнения электронных документов и контроля правомерности действий заказчиков;
  • Настройка внутреннего документооборота Заказчика (назначение исполнителей по документам, мониторинг их прохождения по подразделениям, контроль исполнения и т.д.);
  • Формирование аналитических отчетов по базе электронных документов АИС ГЗ/АИС МЗ.

Дополнительные возможности включают расширенный мониторинг и контроль закупок по базе данных Единой информационной системы (ЕИС) в случае включения в комплект поставки АИС ГЗ/АИС МЗ специализированной подсистемы мониторинга и контроля закупок на основе базового программного продукта «Аналитический мониторинг процессов управления» (Свидетельство Роспатент № 2012660751 от 28.11.2012).

В части синхронизированного взаимодействия с внешними информационными системами:

  • автоматизированная передача сведений в ЕИС в соответствии с требованиями Федерального законодательства (Планы закупок, Извещения, Протоколы, Сведения о контрактах и т.д.);
  • автоматизированная передача сведений на Сайт Заказчика в соответствии с внутренними документами Заказчика (возможно создание или модернизация Сайта Заказчика);
  • автоматизированная передача сведений на Сайт региона в соответствии с нормативными документами региона;
  • синхронизация передачи одноименных сведений на вышеперечисленные Сайты;
  • получение и импорт в АИС ГЗ/АИС МЗ информации с вышеперечисленных сайтов (например, справочников ЕИС);
  • двусторонний информационный обмен с финансовой системой (при организации Заказчиком контактов с ее разработчиком).

ПРЕИМУЩЕСТВА

Внедрение системы управления закупками обеспечивает:

  • автоматизацию процессов размещения государственного и муниципального заказа в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ на всех этапах (планирования, формирования, размещения, выполнения, контроля), в том числе автоматизацию обмена с ЕИС;
  • повышение эффективности и своевременности осуществления государственных и муниципальных закупок;
  • оптимизацию расходования бюджетных средств;
  • упрощение процедуры участия поставщиков в государственном заказе;
  • функционирование механизма эффективной поддержки местных товаропроизводителей;
  • развитие в регионе многоцелевых систем электронной торговли;
  • проведение анализа развития регионального рынка на основе больших объемов данных, аккумулируемых в системе;
  • повышение координации действий в регионе за счет формирования единого порядка сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
  • выработку отраслевых стандартов в сфере информационных и коммуникационных технологий;
  • прозрачность процессов закупок;
  • оперативный контроль за процедурами закупок;
  • создание информационной основы для формирования целевых и комплексных программ развития региона;
  • сокращение сроков и повышение эффективности решения задач управления регионом;
  • создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития региона.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ

АО «УДОСТОВЕРЯЮЩИЙ ЦЕНТР» оказывает услуги по комплексному обслуживанию юридически значимого документооборота с использованием электронной подписи (ЭП) органам государственной власти, организациям всех форм собственности и физическим лицам, в том числе и по комплексному обслуживанию АИС ГЗ/АИС МЗ.

Акционерное общество «УДОСТОВЕРЯЮЩИЙ ЦЕНТР» основано в январе 2002 года и является одним из первых операторов электронного документооборота, созданным в России и вошедшим в сеть Доверенных удостоверяющих центров Федеральной налоговой службы.

АО «УДОСТОВЕРЯЮЩИЙ ЦЕНТР» является аккредитованным Минкомсвязи России удостоверяющим центром и имеет свидетельство о соответствии требованиям Федерального закона №63 от 06.04.2011 «Об электронной подписи». Технологическая база АО «УДОСТОВЕРЯЮЩИЙ ЦЕНТР» построена на основе сертифицированных ФСБ и ФСТЭК России средств защиты информации и технологических решений ведущих мировых производителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Автоматизированная информационная система управления государственными, муниципальными, корпоративными закупками успешно функционирует в различных регионах России начиная с 2000 года. Базовая технология, используемая в системе, предусматривает возможность дальнейшего расширения функциональности системы и ее эволюционного развития в соответствии с требованиями, предъявляемыми Заказчиками.

Внедрение системы позволяет:

  • облегчить и упорядочить работу заказчиков;
  • исключить многократный ввод одинаковой информации в различные системы;
  • сократить количество ошибок в процессах закупок, в том числе относящихся к правонарушениям;
  • усилить планирование и контроль закупок;
  • как результат, повысить в целом эффективность закупок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *