86 ФЗ о ЦБ

(от лат. emissio — выпуск) — выпуск в обращение денег и ценных бумаг. Правом на эмиссию денег обладают центральные (национальные) и иные государственные банки.

В РФ согласно Конституции (сг. 75) денежная эмиссия является исключительным правом Банка России. Эмиссия наличных денег происходит на кредитной основе в соответствии с потребностями хозяйственного оборота. Размеры эмиссии денег или изъятие их из обращения устанавливаются кассовым планом Банка России. Денежная Э. состоит в выпуске в обращение и изъятии из обращения денежных знаков (банковских билетов и металлической монеты), организации их изготовления, регулировании денежной массы в обращении.

Право на Э. ценных бумаг основывается на общегражданской правоспособности и принадлежит государству и юридическим лицам. Соответственно различаются государственная (муниципальная) и частная Э. ценных бумаг. Государственная (муниципальная) Э. ценных бумаг служит способом мобилизации финансовых ресурсов для покрытия бюджетного дефицита и дальнейшего социально-экономического развития страны. Государство в лице правительства и уполномоченного органа исполнительной власти выпускает ценные бумаги в виде государственных займов, государственных казначейских обязательств, государственных краткосрочных обязательств (см. Государственный заем). Право осуществлять выпуск облигаций внутреннего государственного (муниципального) займа имеют соответствующие органы субъектов РФ и органы местного самоуправления. Порядок выпуска, обращения и погашения государственных (муниципальных) ценных бумаг регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» 1998.

Частная Э. включает выпуск акций и облигаций (эмиссионных ценных бумаг) юридическими лицами (например акционерными обществами) и служит одним из способов мобилизации и увеличения их капиталов.

Порядок Э. ценных бумаг устанавливается Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» 1996 и включает, как правило, следующие этапы: принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг, регистрацию их выпуска, изготовление их сертификатов (для документарной формы выпуска) и их размещение, а также регистрацию отчета об итогах выпуска. При регистрации проспекта ценных бумаг процедура Э. дополняется следующими этапами: подготовка указанного проспекта, его регистрация, раскрытие всей содержащейся в нем информации и всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.

Правила Э. ценных бумаг содержатся в Стандартах Э. ценных бумаг, утверждаемых Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)

Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Местонахождение центральных органов Банка России — город Москва.

Статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Статья 3. Целями деятельности Банка России являются:

защита и обеспечение устойчивости рубля;

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; (В редакции Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ)

развитие финансового рынка Российской Федерации; (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации. (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

11) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации; (Пункт введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

21) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака; (Пункт введен — Федеральный закон от 12.06.2006 № 85-ФЗ)

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

41) осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе; (Пункт введен — Федеральный закон от 27.06.2011 № 162-ФЗ)

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

81) принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов; (Пункт введен — Федеральный закон от 28.12.2013 № 410-ФЗ)

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор);

91) осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами; (Пункт введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

10) осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

101) осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах; (Пункт введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

102) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах; (Пункт введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

141) утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения; (Пункт введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 28.03.2017 № 38-ФЗ)

161) принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации; (Пункт введен — Федеральный закон от 19.10.2011 № 285-ФЗ)

162) организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж; (Пункт введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ; в редакции Федерального закона от 28.03.2017 № 38-ФЗ)

163) для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, формы федерального статистического наблюдения и порядок составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам; (Пункт введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 28.03.2017 № 38-ФЗ; от 18.07.2019 № 190-ФЗ)

17) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 21.11.2011 № 327-ФЗ)

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

181) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом; (Пункт введен — Федеральный закон от 29.07.2004 № 97-ФЗ; в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 322-ФЗ)

182) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом; (Пункт введен — Федеральный закон от 03.11.2010 № 291-ФЗ)

183) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; (Пункт введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

184) осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению; (Пункт введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

185) организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям (далее — финансовые сообщения); (Пункт введен — Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ)

186) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации; (Пункт введен — Федеральный закон от 03.04.2020 № 106-ФЗ)

187) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации; (Пункт введен — Федеральный закон от 03.04.2020 № 106-ФЗ)

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Статья 41. Банк России при осуществлении функций, предусмотренных федеральными законами, обязан разрабатывать и реализовывать политику по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов. (Статья введена — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

Статья 5. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Государственная Дума:

назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;

назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее — Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;

направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;

принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального финансового совета; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;

заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.

Статья 6. Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.

Статья 7. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, установленных Советом директоров, и за исключением нормативных актов Банка России, указанных в части пятой настоящей статьи. Официальным опубликованием нормативного акта Банка России считается первая публикация его полного текста в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России» или первое размещение (опубликование) на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.cbr.ru). Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. (В редакции Федеральных законов от 30.12.2015 № 426-ФЗ; от 07.03.2018 № 53-ФЗ)

Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)

Не подлежат государственной регистрации и вступают в силу в соответствии с предусмотренным в них порядком нормативные акты Банка России, устанавливающие: (В редакции Федерального закона от 07.03.2018 № 53-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 07.03.2018 № 53-ФЗ)

изменение процентных ставок;

размер обязательных резервных требований (нормативы обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов); (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 218-ФЗ)

размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, а также для некредитных финансовых организаций в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

прямые количественные ограничения;

отраслевые стандарты бухгалтерского учета для Банка России, план счетов бухгалтерского учета для Банка России и порядок его применения; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

В соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, также могут не подлежать регистрации иные нормативные акты Банка России. (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)

(Часть утратила силу — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

Нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.

Статья 71. Банк России устанавливает порядок предоставления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями гражданам сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также по предложению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и государственной гражданской службы, утверждает единую форму предоставления сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и порядок ее заполнения. (Статья введена — Федеральный закон от 27.12.2019 № 482-ФЗ)

Статья 8. Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами.

Действие части первой настоящей статьи не распространяется на участие Банка России в капитале Сберегательного банка Российской Федерации (далее — Сбербанк).

Уменьшение или отчуждение доли участия Банка России в уставном капитале Сбербанка, не приводящее к сокращению указанной доли участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляется Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Уменьшение или отчуждение доли участия Банка России в уставном капитале Сбербанка, приводящее к сокращению указанной доли участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляется на основании федерального закона.

Банк России не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Действие частей первой и пятой настоящей статьи н

Собственность. За последние полтора года многие крупные банки раскрыли структуру собственности до частных лиц. Однако далеко не все кредитные организации согласны лишиться преимуществ, которые предоставляет ведение теневого бизнеса.

Во время празднования 300-летия Петербурга начальник Главного управления ЦБ по Петербургу Надежда Савинская подвела президента Международного банка Санкт-Петербурга (МБСП) Сергея Бажанова к председателю ЦБ Сергею Игнатьеву со словами: «Вот человек, который раскрыл, что является крупнейшим акционером банка». Всего два года назад это было в диковинку. Теперь частные лица как собственники банков уже никого не удивляют.

Этому рынок во многом обязан Центробанку. Полтора года назад (27 декабря 2003 года) вступил в действие закон о страховании вкладов, который стал катализатором процесса раскрытия собственников кредитных организаций. Тогда регулятор пообещал, что в систему не войдет ни один банк, владельцы которого останутся в тени. Согласно пункту 4.2.1 указания ЦБ от 16.01.04 №1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов», Банк России должен был рассматривать следующие показатели прозрачности: достаточность объема раскрываемой информации о структуре собственности в соответствии с федеральными законами и нормативными актами; доступность информации о лицах, оказывающих прямо или косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка; значительность влияния на управление банком резидентов офшорных зон.

27 марта закончился первый этап вступления в систему страхования. На тот момент в нее вошли 824 кредитные организации (72,3% к общему количеству подавших заявление), на которые, по данным Агентства по страхованию вкладов, приходится 98% всех депозитов частных лиц. У банков, не допущенных в систему, есть еще один шанс. Но в любом случае первый этап стал определяющим и можно подвести итоги: как повлиял процесс вступления в систему страхования на раскрытие банками своих владельцев.

Многие банки, собственники которых прежде скрывались за различными неизвестными ООО, действительно раскрыли информацию о конечных бенефициарах. Так, выяснилось, что основной акционер Конверсбанка-председатель совета директоров Владимир Антонов (84,01%). Он же является и бенефициаром Академхимбанка, 99,51% акций которого принадлежит Конверсбанку. Председатель правления банка «Возрождение» Дмитрий Орлов стал владеть крупным пакетом акций (37,51%) официально. В Собинбанке появились сразу три собственника-частных лица: председатель правления банка Сергей Кириленко, его заместители Константин Беков и Андрей Серебренников. Инвестиционный банк «Траст» и «Менатеп СПб» (теперь-Национальный банк «Траст») также раскрыли структуру собственности: 68,38% акций «Траста» и 99,35% бывшего «Менатепа» владеет УК «Траст». Она на 90% контролируется кипрской TB Holdings, собственниками которой являются пять человек: Илья Юров (27,28%), Сергей Беляев, Олег Коляда, Арташес Терзян и Николай Фетисов (по 18,18% каждый). Выяснилось, что чех Петр Келлнер через различные структуры контролирует 99,8% Хоум кредит энд Финанс банка.

«В перспективе среди собственников банков будет больше частных лиц,-комментирует заместитель начальника отдела банковского аудита компании «Horwath МКПЦН» Наталья Фошкина,-в частности, если принять во внимание условия из некоторых нормативных актов банковского и налогового законодательства, то это неудивительно». Так, согласно Налоговому кодексу РФ, «при определении налоговой базы не учитываютсяѕ доходыѕ в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) этого физического лица».

«Помимо того что многие банки раскрывают структуру собственности до частных лиц, наблюдается процесс консолидации акций банков, зарегистрированных на различные фирмы, в руках одних владельцев»,-отмечает банковский аналитик компании Vision Analytical Group Максим Васин. Тем самым упрощается структура собственности. К примеру, практически все акции МДМ-банка, «МДМ-банка СПб» и «МДМ-банк Урала» перешли от различных фирм к ООО «Техносфера». Национальный резервный банк сконцентрировал 85,1% у Национальной резервной корпорации, а президент банка «Авангард» Кирилл Миновалов 98,95% собственного банка оформил на ООО «Алькор холдинг групп».

Поверить на слово. Однако тот факт, что информация о реальных владельцах крупных банков становится публичной, еще не говорит о повсеместной тенденции. Даже среди первой сотни кредитных организаций (см. таблицу) встречается довольно много банков, акционерами которых являются пресловутые и никому не известные ООО и ЗАО. ЦБ не выдвигал жестких требований в отношении публичного разглашения информации о конечных бенефициарах (главное, чтобы банк сообщил о них регулятору). Выходит, что сейчас о прозрачности кредитного института можно судить в основном по тому, вступил ли он в систему страхования или нет. Другими словами, поверить ЦБ на слово.

«Если посмотреть на структуру собственности крупных и средних банков, включенных в систему страхования, то многие из них в качестве бенефициаров полностью или частично указывают офшорные компании,-комментирует замдиректора департамента аудита компании РБС Светлана Тинкельман. — Кто стоит за офшорами, ЦБ уже не знает, так как эта информация раскрытию не подлежит по международному праву, а по российскому, банк может оставить в тени до 40% офшоров». «Рамки тех формальных требований, которые предъявляет ЦБ к банкам, позволили, к примеру, остаться в тени реальным владельцам «АБ Холдинга», который консолидировал почти 100% акций Альфа-банка»,-добавляет эксперт Центра политической конъюнктуры России Александр Перов. «АБ Холдинг» контролируется офшорной компанией ABH Financial, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. «Даже если законодательно «вымести» офшоры из акционеров банков, из цепочки лиц, являющихся бенефициарами, что собирается сделать Минфин, всегда найдутся юридически корректные способы для того, чтобы «спрятаться», если это кому-то необходимо,-считает Светлана Тинкельман.-Конечно, велик соблазн переписать закон таким образом, чтобы владеть акциями и долями банков могли только физические лица, но это скорее из разряда фантастики».

«Есть ощущение, что пока Банк России не намерен уж слишком сильно давить на кредитные учреждения,-продолжает Александр Перов,-еще свежи воспоминания о прошлогоднем «кризисе доверия», немалую роль в раскрутке которого как раз и сыграли неуклюжие действия финансовых властей». По мнению эксперта, об определенном либерализме регулятора свидетельствуют и заявления ЦБ о так называемой амнистии в отношении выявленных в результате раскрытия информации групп взаимосвязанных собственников, которые в соответствии с законодательством необходимо было согласовывать с ЦБ.

Однако банкир, пожелавший остаться неназванным, рассказал «Ф.», что для вступления в систему страхования кредитной организации не обязательно раскрывать регулятору все секреты: «На рынке есть некие третьи лица, имеющие хорошие связи, которые предлагают за определенное вознаграждение посодействовать банку, которому есть что скрывать»,-рассказал собеседник. Но при этом он добавил, что подобные посредники могут оказаться мошенниками «в квадрате»: забирают деньги и исчезают, «оставляя банк на произвол судьбы».

Теневые преимущества. В любом случае система страхования-это не единственная причина, по которой кредитные орган изации стали раскрывать реальных собственников. «Банку, который хочет выйти на западный рынок, без этого не обойтись,-говорит аналитик S&P Ирина Пенкина,-и здесь он ориентируется на критерии международного сообщества, а не на требования регулятора». По словам Максима Васина, также играет роль элемент предпродажной подготовки. Так, по мнению участников рынка, Анатолий Мотылев сообщил, что является владельцем банка «Глобэкс» и трех других кредитных институтов (Автовазбанк, «Росинбанк-Сибирь», «Южный Регион») с целью возможного привлечения зарубежных инвесторов.

Бенефициары Абсолют-банка стали известны после того, как международная финансовая корпорация (IFC) опубликовала на своем сайте их список (см. таблицу), поскольку рассматривает возможность предоставления ему кредита в $15 млн и $10 млн в виде инвестиций в капитал. А в правилах IFC-сбор и раскрытие информации о новых проектах.

Так что прежде всего прозрачность и публичная открытость важны для крупных банков. «Раскрытие информации, в частности, дает возможность получить кредитные рейтинги международных агентств,-комментирует руководитель отдела банковского и страхового аудита аудиторской компании «Пачоли» Владислав Кветинский,-а это в свою очередь и открывает двери в международное финансовое сообщество».

По мнению председателя правления Оргрэсбанка Игоря Когана, без прозрачной структуры собственности невозможно аккредитоваться ни в IFC, ни в ЕБРР, ни один зарубежный финансовый институт не откроет банку кредитную линию.

Еще одна причина раскрытия информации-создание цивилизованного рынка. «Если раньше многое было принято делать «по понятиям»-о чем-то договорились, а на бумаге все было прописано иначе, то теперь отношения и все важные процедуры оформляются официально,-поясняет зампред Росевробанка Дмитрий Суздальцев.-Рынок учится на ошибках. Примеров, когда «понятия» выходили боком, достаточно. Один из самых ярких-история с продажей Автобанка, когда фактическому владельцу Андрею Андрееву не заплатили ни копейки, поскольку собственность была записана на подставных людей, которые без его ведома продали акции».

«Но большинство банков пока все-таки не стремится раскрывать своих владельцев публично, так как информация может быть использована в «неблагородных» целях-шантажа, недружественного поглощения»,-считает Игорь Коган. Наконец, банкиры озабочены безопасностью своих семей.

Так что многим кредитным институтам (в основном некрупным), которые не планируют привлекать финансирование за рубежом или западного стратегического инвестора, раскрывать информацию о конечных бенефициарах невыгодно. Во-первых, таким образом они могут не раскрывать тайну о происхождении банковского капитала, во-вторых,теневая структура собственности позволяет проводить схемные операции и оказывать специфические услуги. Причем, по мнению Максима Васина, речь идет не столько об отмывании денег, сколько о «безобидных» сделках, которые трудно проводить в рамках закона. «Это кредитование и перераспределение ресурсов в группе связанных компаний, это трансграничные операции в обход ограничений, это схемы с использованием векселей банка и клиентов для различных целей,-говорит эксперт.-Ведь Федеральная служба по финансовому мониторингу желает контролировать и запрещать абсолютно все, а не только сделки с явными признаками отмывания денег».

По словам Дмитрия Суздальцева, непрозрачные банки могут «незаметно умереть, когда на рынке случаются кризисы». «Другое «преимущество»-взаимодействие с аффилированными лицами,-говорит банкир,-когда у тебя нет прозрачности, ты можешь кредитовать сам себя, банк превращается в прослойку между клиентами и связными структурами». Дело в том, что в соответствии с инструкциями ЦБ максимальный объем кредитов, предоставленных акционерам (участникам) банка, не может превышать 50% от собственных средств, а максимальный объем кредитования инсайдеров (лиц, имеющих влияние на принятие решений банком)-3%.

Кроме того, если собственник владеет сразу несколькими кредитными организациями и у одной из них начнутся проблемы (или просто слухи об этом), то пострадать могут и все остальные подконтрольные банки. Пример-банк «Кредиттраст», причиной возникновения проблем у которого стали слухи об одних и тех же собственниках с Содбизнесбанком.

Прозрачность для клиента. По мнению многих экспертов, прозрачность кредитной организации дает конкурентное преимущество с точки зрения привлечения клиентов. «Речь идет о возможности принятия решения потребителями услуг (контрагентами по сделкам) банков, основываясь на достоверной информации, которая должна быть открытой и доступной, а не быть результатом специальных изысканий служб безопасности и аналитиков»,-считает заместитель гендиректора компании «Финэкспертиза» Наталья Борзова.

«В банковском бизнесе главное-клиентское доверие,-говорит президент Международного банка Санкт-Петербурга Сергей Бажанов.-В этом плане у меня и сомнений не было, когда в 1999 году я покупал крупный пакет Лесопромышленного банка (сейчас-МБСП). Я не видел смысла ставить какую-нибудь подставную контору в качестве акционера банка. Если можно так сказать, я собственник второй волны: ничего не приватизировал, не покупал у государства, несколько лет работал топ-менеджером в банках, и когда покупал банк у частных лиц, это были заработанные деньги с выплаченными налогами. Для меня было естественно показать собственность».

Однако клиенты-юридические лица и без публичного раскрытия информации знают владельцев банков, в которых они обслуживаются. Сложно представить, чтобы крупная компания пришла в банк, не имея представления, кто за ним стоит. Это было бы опрометчиво с точки зрения ведения бизнеса. «Для предприятий среднего размера информационная прозрачность банка не так уж важна,-говорит гендиректор консалтинговой компании «НЭО Центр» Валерий Есауленко.-Главное-это дружественные отношения, которым можно доверять».

Для частных лиц раскрытие информации о собственниках может быть интересно с точки зрения выбора наиболее надежного банка. Однако здесь также есть нюансы. Конечно, клиент может посмотреть информацию на сайте банка или (что менее вероятно) проанализировать ежеквартальную отчетность. Но даже если он увидит в разделе «Сведения об участниках» не традиционные ООО, а конкретные фамилии, то адекватный вывод об устойчивости банка он вряд ли сможет сделать. «Вопрос не только в раскрытии информации о конечных бенефициарах,-говорит Ирина Пенкина,-ведь нужно выяснить также, какими активами располагает данный акционер. А он вряд ли представит ЦБ справку о доходах и уж тем более вывесит ее на сайте».

С другой стороны, закон о банкротстве кредитных организаций предусматривает ответственность недобросовестных собственников банков. В частности, если суд признает, что владельцы виновны в банкротстве, им придется рассчитываться с кредиторами собственными средствами. При этом такие акционеры не смогут в течение 10 лет становиться собственниками более 5% уставного капитала любой кредитной организации. «Предъявить претензии к неопознанным субъектам будет затруднительно,-говорит Наталья Борзова,-так что раскрытие информации очень важно для клиентов».

«Публичная розрачность не так важна»

ОЛЬГА ЛЫГИНА, директор банка «Кредит-Москва» (ей принадлежит 51% банка, остальные акционеры-более 3 тыс. частных лиц, в том числе менеджмент, владеющих небольшими долями-менее 5% каждый):

— Мы никогда не скрывали реальных собственников. Правда, до того, как вступили в систему страхования, которому предшествовала проверка ЦБ, мы не публиковали эту информацию на сайте. Однако Центробанк всегда имел полную информацию о нашем банке. В принципе с точки зрения небольшого кредитного института, который не планирует привлекать внешнее финансирование, публичная прозрачность не так важна, как для крупных банк ов. Обыч но у средних банков есть определенный, сложившийся годами круг клиентов, которые, безусловно, и так знают и руководство, и бенефициаров. Так что некоторые некрупные кредитные организации сознательно не стали вступать в систему страхования именно потому, что не пожелали раскрывать реальных владельцев. Они посчитали, что время для этого в России еще не пришло.

«Конкуренты сначала посмеивались над нами»

БОРИС БОЛЬШАКОВ, председатель совета директоров банка «Иваново» (вместе с супругой Мариной Большаковой он владеет 20% банка, 80% принадлежат американскому конгрессмену Чарльзу Тейлору, который также имеет банк в США-Blue Ridge Savings Bank):

— Тот факт, что ЦБ не принял многие банки в систему страхования из-за непрозрачной структуры собственности, можно только приветствовать. Иначе банки так и будут «падать» один за другим, а их владельцы-оставаться безнаказанными.

При этом прозрачность важна не только для регулятора, но и для бизнеса самого банка. Здравомыслящий клиент скорее доверит деньги той кредитной организации, собственники которой не скрываются за какими-либо ООО. Он будет знать, кто конкретно отвечает за его сбережения и размещает их. В итоге прозрачность дает конкурентное преимущество. Мы купили банк «Иваново» полтора года назад и сразу же начали менять его имидж. Причем на банальную рекламу не потратили ни копейки. Периодически мы проводим дни открытых дверей: встречаемся с нашими прежними и потенциальными клиентами, где рассказываем про свое видение бизнеса, отвечаем на любые вопросы. Конкуренты сначала посмеивались над нами. Но в итоге за полтора года наш кредитный портфель увеличился в 8 раз, а вклады населения-более чем в 10.

Другая линия, которую проводит ЦБ-повышение уставного капитала кредитных организаций,-также важна для укрепления банковского бизнеса. Однако нужно понимать, что при этом могут пострадать и попросту «рухнуть» многие некрупные, но вполне «здоровые» и эффективные региональные банки. И это может создать проблему для развития кредитования малого и среднего бизнеса.

«Идет неравная игра между разными бизнес-группами»

ГЕОРГИЙ ПИСКОВ, председатель совета директоров Юниаструм-банка (ему принадлежит треть банка, другая треть-президенту Гагику Закаряну, оставшаяся часть-Оксане Белоусовой и ее родственникам):

— Прозрачность банка безусловно создает позитивный эффект, помогая клиенту принять обоснованное решение о том, стоит ли иметь дело с конкретной кредитной организацией. Если банк непрозрачный, такое решение принять нереально: можно лишь руководствоваться эмоциями или советами друзей, что уже не раз приводило к катастрофам. Но, с другой стороны, банки, выполнив требования регулятора и о раскрытии информации, и о переходе на МСФО, оказываются в неравном положении по сравнению с другой бизнес-группой-своими клиентами. Ведь от них прозрачности пока никто не требует. Выходит, что заемщики знают о банках абсолютно все, а кредитным организациям приходится приложить много усилий, потратить время и средства на проверку потенциального клиента. В конечном итоге эффективность банковского бизнеса снижается. Отсюда и ставки по кредитам падают не так быстро, как бы этого хотелось. Банковский регулятор оказался прогрессивнее других. Ни на уровне Госдумы, ни на уровне правительства еще никто не поднимал вопроса о том, что у нас идет неравная игра между разными бизнес-группами. Почему, например, производители пива должны быть в лучших условиях, чем финансовые структуры?

«Бизнес на драгметаллах всегда был под контролем»

СЕРГЕЙ ДОКУЧАЕВ, председатель правления и совладелец Ланта-банка:

— Я являюсь председателем правления банка с 1994 года, а до этого им руководили наемные менеджеры, которые не всегда придерживались требований акционеров о том, что и как должно происходить в кредитной организации. Поэтому акционеры приняли решение, что владелец банка должен им и управлять, и контролировать доходы, расходы и прибыль-и это было абсолютно правильно. Ланта-банк никогда не скрывал состава своих акционеров. Мы работаем прозрачно. К тому же бизнес на драгоценных металлах и камнях всегда был под контролем государства, нас проверяли больше, чем кого-либо,-в год по два-три раза. Так что мы просто вынуждены быть прозрачными.

«Прозрачность банковской системы необходима»

АНДРЕЙ СОРОКИН, председатель совета директоров и совладелец Городского клиентского банка:

— Уровень рисков в банковских системах стран с развивающейся экономикой — один из самых высоких в мире. Бурный рост активов и ссудной задолженности, недостаточная информационная прозрачность, низкая капитализация и высокая степень концентрации бизнеса делают банки неустойчивыми по отношению к экономическим и политическим потрясениям. В существующих в России благоприятных экономических условиях прозрачность банковской системы необходима. А прозрачность банковской системы-это в том числе прозрачность структуры собственников. Для контроля и регулирования деятельности банков необходима ясная структура его собственников.

С точки зрения банка прозрачность собственников — это в первую очередь уменьшение риска, возникающего при отношениях с аффилированными лицами, поскольку контроль и ответственность заключения таких сделок возлагаются на совет директоров.

«Репутация владельцев превращается в своеобразный рейтинг»

МИХАИЛ ШИШХАНОВ, президент БИН-банка (контролирует более 60% акций):

— Постепенно доверие населения к банкам восстанавливается. Эту тенденцию можно отследить по динамике роста вкладов, в частности, в нашем банке и по многочисленным опросам населения, но и по тенденции роста депозитов частных лиц в банках. Согласно многим опросам, респонденты доверяют больше тем банкам, собственники которых им известны, то есть доверяют тому или иному банку, потому что за ним стоит та или иная личность. Часто клиенты, в первую очередь это касается корпоративных лиц и «искушенных» вкладчиков-инвесторов, прежде чем начать работать с банком, выясняют, кто за этим банком стоит, то есть кому принадлежит. И в этом случае репутация владельцев превращается в своеобразный рейтинг. То же касается регуляторов,поэтому Центральный банк в последнее время так много внимания уделяет прозрачности собственников банков и их ответственности.

«Клиенты все еще живут в другом измерении»

ДМИТРИЙ ОРЛОВ, председатель правления банка «Инбанкпродукт»:

— Прозрачность важна для любого предприятия, если оно строит свой бизнес цивилизованно и тем более привлекает заемные средства или инвестиции. Любой нормальный кредитор или инвестор хочет и должен знать, с кем он имеет дело. Для банков прозрачность суперважна, поскольку банковский бизнес-это привлечение и размещение ресурсов. Другое дело, что те, кто работает с финансами, и раньше довольно хорошо представляли, кто стоит за тем или иным банком, и информация о структуре собственности была секретом Полишинеля. А сейчас, когда Центральный банк России решительно заставил собственников банков уйти от использования номинальных и технических акционеров и показать себя в полный рост, ситуация просто нормализовалась. И я думаю, что для всех было бы полезно, если бы опыт банковской системы переняли и другие отрасли экономики. Иначе получается несимметрично-банки и прозрачность обеспечивают, и МСФО внедряют, и бесплатно помогают государству многие контрольные функции выполнять, а их клиенты все еще живут в другом измерении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *