Административная ответственность бюджетных учреждений

Юлия Крохина

Заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет) МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор

специально для ГАРАНТ.РУ

С 18 июня 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 7 июня 2017 г. № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 118-ФЗ), которым усиливается административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства. В числе прочих изменений названный закон дополнил КоАП новой статьей – ст. 15.15.5-1 «Невыполнение государственного (муниципального) задания». Напомним, что раньше аналогичные деяния квалифицировались по ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Одновременно Федеральным законом от 18 июля 2017 г. № 178-ФЗ (далее – Закон № 178-ФЗ) внесено изменение в п. 6 ст. 69.2 Бюджетного кодекса, которым установлены критерии невыполнения государственного (муниципального) задания. Оно считается невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей, характеризующих объем оказываемых услуг (выполняемых работ), а также показателей качества, если они установлены в задании. Названные положения Бюджетного кодекса РФ вступили в силу с 1 января 2018 года.

Таким образом, в настоящее время невыполнение учреждением выданного ему задания является отдельным правонарушением, объективная сторона которого квалифицируется на основе признаков, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ. Учитывая что рассматриваемый состав является новым для КоАП РФ, а осуществляемая ранее квалификация подобных деяний по ст. 15.15.5 КоАП РФ вызывала неоднозначное толкование и не влекла единообразной судебной практики, постараемся дать юридическую характеристику невыполнения государственного (муниципального) задания как противоправного деяния.

Основываясь на системном толковании положений ст. 6 и п. 1 ст. 152 Бюджетного кодекса РФ бюджетные и автономные учреждения не являются главными администраторами (администраторами, получателями) бюджетных средств и не относятся к участникам бюджетного процесса. Вместе с тем согласно ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания. После списания в установленном порядке средств субсидии с единого счета бюджета и их зачисления на счет бюджетного или автономного учреждения они утрачивают юридическую связь с соответствующим бюджетом. Подобные средства обособляются в виде бюджетной субсидии на выполнение отдельных публичных функций и, поступив в распоряжение получателя, не подчиняются требованиям бюджетного законодательства.

Однако, в целях обеспечения выполнения условий предоставления и использования бюджетных средств ч. 2 ст. 306.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство РФ, положения иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность по законодательству РФ. Тем самым, в специально предусмотренных ситуациях к бюджетным и автономным учреждениям могут применяться меры бюджетного принуждения, а должностные лица таких организаций могут нести юридическую ответственность за нарушение правил бюджетного законодательства. Одним из видов такой ответственности является административная, установленная КоАП РФ.

Новый состав правонарушения, предусмотренный ст. 15.15.5-1 КоАП РФ, может применяться только в отношении должностных лиц. Административная ответственность для самих учреждений (как это установлено при нарушении условий предоставления субсидий) за невыполнение государственного (муниципального) задания не введена. Однако это не означает безнаказанность самой организации за не достижение запланированных показателей.

Меры финансового и юридического воздействия к нарушителям условий получения и использования бюджетных субсидий применяются. Однако в настоящее время финансовое принуждение носит в большей степени восстановительный, нежели карательный характер, а реализация санкций, предусмотренных ст. 15.15.5 КоАП РФ зачастую оказывается чрезмерно обременительной для учреждения.

Для бюджетных и автономных учреждений предусмотрена обязанность возвращать в соответствующий бюджет остаток субсидии на выполнение задания в случае недостижения его показателей, если такие отклонения не соответствуют нормативному акту, на основе которого данная субсидия была предоставлена. Такие правила и механизм их применения установлены на федеральном уровне п. 40 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2016 г. № 1551 в отношении средств федерального бюджета, доведенных до бюджетных и автономных учреждений в 2017 году в форме субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание (выполнение) государственных услуг (работ). Также названные положения конкретизируются нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований.

В рассматриваемой ситуации возврат в бюджет остатков субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания правомерно считать мерой финансового воздействия на учреждение-нарушителя, поскольку перечисление осуществляется не только за счет образовавшихся остатков полученных субсидий, но и при необходимости за счет других не запрещенных законом поступлений. Не подлежат изъятию в счет возмещения неиспользованной субсидии только средства, предоставленные учреждениям в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ и на иные цели (Письмо Минфина России от 12 апреля 2016 г. № 02-01-09/20629).

При характеристике противоправного деяния в виде невыполнения государственного (муниципального) задания важно обратить внимание, что Федеральным законом № 178-ФЗ в ст. 69.2 БК РФ внесено изменение, согласно которому с 1 января 2018 года задания формируются в соответствии с новыми, а именно общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, формирование, ведение и утверждение которых осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ. Включение в указанные перечни (классификаторы) положений, приводящих к возникновению расходных обязательств субъектов РФ (муниципальных образований), не допускается. Соответственно п. 3.1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающий требования к формированию ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг, с 1 января 2018 года утратил силу.

Так же с 1 января 2018 года в новой редакции Закона № 178-ФЗ действует п. 6 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ. Теперь невыполнение государственного (муниципального) задания квалифицируется через анализ двух критериев: объемных и качественных параметров. Следовательно, объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образуют факты недостижения заданных (необходимых) объемов услуг или работ, а также ситуации, при которых количественные показатели выполнены, а качественные – нет.

Толкование п. 6 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ в новой редакции позволяет сделать вывод, что недостижение показателей задания понимается как превышение их допустимого (возможного) отклонения. Следовательно, если в задании установлены процентные значения отклонений и учреждение выполнило государственные (муниципальные) функции в их границах, то противоправного деяния не образуется и привлечь к административной ответственности по ст. 15.15.5-1 КоАП РФ нельзя.

Также важно обратить внимание, что возможность установления допустимых отклонений теперь закреплена на общефедеральном уровне, тем самым создана для всех публично-правовых образований основа для использования такой возможности.

Включение в КоАП РФ самостоятельного состава правонарушения в виде невыполнения государственного (муниципального) задания создает полноценный правовой механизм охраны правил выполнения учреждения публичных функций. В этой связи важно четко понимать круг лиц, которые несут персональную ответственность за подобные правонарушения.

Статья 15.15.5-1 КоАП РФ предусматривает штрафы только для должностных лиц. Иными словами, персональную ответственность за невыполнение задания несет руководитель государственного (муниципального) учреждения. Напомним, что в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, под должностным понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях и др.

Вместе с тем, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции может выполнять и иной работник учреждения, наделенный необходимыми полномочиями. В таком случае именно данный работник, в результате действий (бездействия) которого было допущено невыполнение государственного (муниципального) задания будет субъектом административной ответственности. Подобный вывод подтверждается и материалами судебной практики. Например, Московский городской суд признал должностным лицом заместителя проректора по экономике, хозяйству и строительству федерального вуза, поскольку соответствующие обязанности были возложены на работника приказом ректора (Постановление Московского городского суда от 11 мая 2017 г. № 4а-1653/2017).

Определенные сложности при применении мер административной ответственности, предусмотренной ст. 15.15.5-1 КоАП РФ вызывает вопрос о том, можно ли привлечь к административной ответственности по итогам 2017 года? Этот вопрос является актуальным для немалого количества руководителей учреждений, тем более что некоторым уже пришлось возвращать средства в бюджет по причине невыполнения государственного (муниципального) задания, то есть они уже претерпели меры финансового воздействия.

В силу п. 1-2 ст. 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, несет ответственность на основании закона, действовавшего во время совершения такого нарушения. В то же время закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за проступок либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Применительно к ответственности по ст. 15.15.5-1 КоАП РФ это означает следующее. На момент совершения проступка (невыполнение учреждением задания на 2017 год) ответственность за него была предусмотрена КоАП РФ – напомним, что рассматриваемые поправки вступили в силу 18 июня 2017 года. То есть административные санкции за невыполнение государственного (муниципального) задания, выданного на 2017 год, применяться могут.

Однако следует учитывать, что дополнительный п. 6 ст. 69.2 Бюджетного РФ, в котором содержится определение понятия «невыполненное государственное (муниципальное) задание», вступил в силу 1 января 2018 года. С этой даты можно будет квалифицировать работу учреждения как невыполнение задания по тем критериям, которые установлены в Бюджетном кодексе РФ. Критерии невыполнения задания по итогам 2017 года будут определяться исходя из условий каждого конкретного договора на предоставление бюджетной субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Согласно п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за рассматриваемый проступок составляет два года со дня его совершения. Следовательно, санкция за невыполнение задания, выданного на 2017 год, может быть наложена в течение 2018-2019 годов.

Включение в КоАП РФ специального состава административного правонарушения должно нацелить руководителей учреждений еще более тщательно на протяжении текущего года отслеживать выполнение показателей государственного (муниципального) задания, контролировать объемы и качество предоставления услуг (выполнения работ), показатели по которым включены в задание. При возникновении объективных условий для невыполнения установленных показателей, руководителю учреждения следует обратиться к учредителю с предложением внести изменения в задание на текущий год.

Как видим, с 1 января 2018 года в отношении учреждения, не выполнившего полученное государственное (муниципальное) задание, применяются два инструмента правового воздействия: механизм возврата остатка субсидии, образовавшегося в связи с недостижением показателей задания, и меры административного воздействия в виде штрафов на должностных лиц учреждений. Используются эти инструменты в совокупности, но разными органами: в первом случае – учредителем учреждения, во втором – контролирующими органами.

Таким образом, реализация рассмотренных дополнений в КоАП РФ позволит, на наш взгляд, усилить контроль за исполнением бюджетного законодательства и повысить результативность использования бюджетных средств, выделяемых учреждениям в форме субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

В результате изучения главы 12 студент должен

• знать•.

сущность бухгалтерской отчетности и предъявляемые к ней требования; состав бухгалтерской отчетности и основные правила ее составления; порядок, сроки составления и представления бухгалтерской отчетности;

• уметь:

правильно применять знания о бухгалтерской отчетности, ее составе и правилах составления и представления в практической деятельности;

• владеть:

понятийным аппаратом по бухгалтерской отчетности, ее составу, правилам составления и представления.

Сущность бухгалтерской отчетности и предъявляемые к ней требования

Отчетность организации представляет собой совокупность сведений о ее работе за определенный период времени, она группируется по определенным признакам и в установленном порядке.

Отчетность организации подразделяется на статистическую, оперативную, налоговую и бухгалтерскую.

Данные текущего бухгалтерского учета периодически обобщаются, систематизируются с целью создания итоговой информации о состоянии активов, капитала, обязательств, результатов финансовой деятельности организации. Этот этап учетного цикла (процесса) принято называть этапом составления отчетности.

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной.

Отчетный период – период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Отчетная дата – дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Пользователи – юридические или физические лица, заинтересованные в информации об организации, а именно:

  • – собственники, органы, уполномоченные управлять имуществом, участники, учредители, в соответствии с учредительными документами;
  • – государственные налоговые и финансовые органы; банки, если это предусмотрено договором на обслуживание предприятия в банке или кредитным договором; органы государственной статистики;
  • – другие государственные органы, на которые в соответствии с законодательством РФ возложена проверка всех или отдельных сторон деятельности предприятия и получение отчетности;
  • – биржи, покупатели, поставщики, кредиторы, инвесторы и другие заинтересованные юридические и физические лица.

Все эти юридические и физические лица не имеют прямого доступа к бухгалтерским регистрам организации. Чтобы обеспечить им возможность понимать, анализировать отчетность, принимать на ее основе необходимые им управленческие решения, отчетность должна составляться по определенным правилам, стандартам.

Внешняя финансовая отчетность общего назначения – основной способ периодического представления информации. Вопросы организации учета и отчетности должны отражаться в учредительных документах и в учетной политике предприятия.

Требования, предъявляемые к отечественной внешней бухгалтерской отчетности:

  • • реальность и достоверность содержащейся в ней информации, сведений;
  • • взаимосвязь показателей отчетов с данными синтетического и аналитического учета;
  • • инвентаризация всех активов и обязательств при завершении года;
  • • отражение операций по всем видам деятельности (кроме совместной) в общем балансе;
  • • оценка статей баланса и отчетов по фактическим расходам на приобретение или изготовление продукции;
  • • необходимость каких-либо взаимных зачетов между статьями доходов и расходов;
  • • соответствие вступительного баланса за отчетный период заключительному балансу за предыдущий период;
  • • своевременность составления и представления отчета в адреса пользователей информации;
  • • экономия затрат на составление отчетности;
  • • отсутствие подчисток и помарок.

Совет по разработке стандартов финансового учета США (FASB), установил качественные характеристики бухгалтерской отчетности и общепринятые допущения, которые являются национальными стандартами для ее оценки. Рассмотрим их.

1. Понятность. Бухгалтерская информация должна быть понятна лицам, принимающим решения.

Доступность информации для понимания зависит от состава и методов оценки заложенных в нее показателей. Их должны знать и составитель, и пользователь отчетности. Пользователь должен правильно понимать информацию и лишь после этого принимать на ее основе рациональные решения.

2. Полезность. Бухгалтерская отчетность должна содержать не просто общую информацию об организации, а информацию, полезную при принятии решения, т.е. значимую и достоверную.

Значимость информации – это ее возможность оказать влияние на результат принятого или принимаемого решения. Информация имеет значимость тогда, когда позволяет прогнозировать, т.е. дает возможность предсказывать то или иное событие, а также в тех случаях, когда она основана на обратной связи и своевременна.

Прогнозная ценность отчетности означает ее полезность при составлении планов. Обратная связь предполагает, что в ней содержатся положения (показатели), подтверждающие предыдущие ожидания; своевременность – поступление информации в нужное время.

Требование достоверности информации означает, что она должна быть правдивой (реальной) и полной, адекватной хозяйственным процессам, проверяемой, т.е. пользователь получает возможность ее подтверждения. Отчетность должна беспристрастно отражать хозяйственную деятельность организации, а не интересы какого-то определенного лица или круга лиц.

Помимо этих правил, стандарты США предусматривают общепринятые допущения, облегчающие изучение отчетности:

  • • сравнимость и постоянство;
  • • существенность;
  • • консерватизм;
  • • полноту;
  • • эффективность.

Сравнимость данных бухгалтерской отчетности предполагает, что ее показатели сопоставимы с такими же данными в течение различных промежутков времени или с данными другой фирмы за один и тот же промежуток времени. Это позволяет пользователю выявить сходства, различия и тенденции.

Постоянство требует, чтобы принятая методология и предусмотренные учетной политикой приемы учета не менялись до тех пор, пока пользователи не будут извещены об этих изменениях. Характер и экономическое обоснование изменений должны оговариваться в отчете.

Существенность указывает на относительную важность события. Бухгалтер должен принимать во внимание важность фактов, а пользователи – полагаться на их оценку.

Консерватизм означает, что при выборе оценки активов обычно выбирают наименьшую, обеспечивая тем самым осторожность оценки как активов, так и исчисленной прибыли.

Полнота предполагает, что отчет должен содержать максимум показателей, необходимых пользователям, и все комментарии к ним.

Эффективность означает, что выгоды, полученные на основе новой учетной информации, должны быть выше затрат на нее.

Ответственность за качество отчетности лежит на руководителе фирмы.

Закон о бухучете № 402-ФЗ вменяет в обязанность всех организаций составлять бухгалтерскую отчетность, определяет ее состав, требования к ее составлению, ее особенности при реорганизации и ликвидации юридических лиц и т.д.

Важными элементами системы нормативного регулирования бухгалтерской отчетности являются Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н (далее – ПБУ 4/99) и Положение по ведению бухучета и отчетности.

ПБУ 4/99 устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.

Положение по ведению бухучета и отчетности определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

ПБУ 4/99 раскрывает содержание бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, пояснений к ним. В положении даны правила оценки статей бухгалтерской отчетности, раскрывается содержание годового отчета исполнительного органа, подчеркивается необходимость аудита (в случаях предусмотренных законодательством) и аудиторского заключения, публичность и периодичность составления отчетности.

Среди требований, предъявляемых к отчетности, выделены требования достоверности, полноты, консерватизма, сопоставимости. Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке, в валюте РФ.

Отчетность, в которой выделяются группы, подгруппы статей (счетов), называют систематизированной. Наш отечественный систематизированный баланс предусматривает группировку статей актива и пассива исходя из их экономического содержания.

Все организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ.

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность организации должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами.

Государственные (муниципальные) учреждения представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном Минфином России.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством РФ.

Согласно новому Закону о бухучете № 402-ФЗ в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

Достоверность публикуемой отчетности подтверждается независимой аудиторской организацией.

Одним из основных внешних пользователей отчетности организации являются налоговые органы, в которые помимо форм бухгалтерской отчетности представляются декларации по налоговым платежам в бюджет, предусмотренные НК РФ.

В формах бухгалтерской отчетности заполняются все предусмотренные статьи (строки, графы). При отсутствии соответствующих данных делается прочерк.

Федеральным законом РФ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015г., предусмотрена ответственность за достоверность сведений, необходимых для выплаты пенсий.

Согласно статье 28 Закона, физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных ими для установления и выплаты пенсий, а работодатели, кроме того, — за достоверность сведений, представленных для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Необходимо знать, что с 01.01.2015г. статьей 26 Закона изменен срок и установлено, что пенсионер обязан извещать территориальный орган ПФР не позднее следующего рабочего дня после наступления обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение их выплаты, в том числе об изменении места жительства.

К обстоятельствам, влекущим за собой прекращение выплаты пенсии и иных выплат (социальной пенсии; пенсии по случаю потери кормильца, назначенной лицу, занятому уходом за ребенком умершего кормильца до 14 лет; дополнительного материального обеспечения; компенсации по уходу за нетрудоспособным пенсионером; федеральной социальной доплаты и т.д.), относится работа и (или) выполнение иной деятельности, в период осуществления которой гражданин подлежал обязательному пенсионному страхованию.

Правилами выплаты пенсий от 17.11.2014г. № 885н введены положения, регулирующие порядок определения излишне выплаченной суммы пенсии и иных выплат, основной особенностью которых является то, что в случае, если обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии, о наступлении которого пенсионером не было своевременно сообщено в территориальный орган ПФР, было устранено в месяце, в котором указанное обстоятельство возникло, пенсия за период с даты возникновения указанного обстоятельства по дату его устранения является излишне выплаченной.

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсии, виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

Бюджетная отчетность – важнейший документ, который формируется на основании информации из главной книги, регистров учета. Отображает информацию об имущественном и финансовом положении фирмы, об итогах ее деятельности. В рассматриваемом документе могут быть допущены искажения. За них на руководителя накладывается административная ответственность. Столь серьезная мера наказания связана с тем, что ошибки в бюджетной отчетности могут привести к принятию неверных решений.

Разновидности искажений бюджетной отчетности

Искажение бюджетной отчетности предполагает наличие ошибок в документе. Из-за них ранее объективная информация о состоянии компании перестает быть таковой. Различают следующие виды искажений:

  • Преднамеренное (сделанное в корыстных целях) и непреднамеренное. Последняя форма искажений может возникнуть вследствие различных ошибок, неверного отражения данных.
  • Существенные и несущественные. В первом случае ошибочные сведения могут привести к тому, что специалисты примут неверное решение или сделают неправильные выводы. Несущественные искажения никак не влияют на принятие решений.
  • Случайные и систематические. Первые предполагают однократное совершение операции и однократное отражение ее в бухучете, вторые – регулярное проведение процедуры и ее системное отражение.

Любые ошибки вне зависимости от уровня их существенности нужно исправлять.

Распространенные искажения

Рассмотрим наиболее распространенные искажения преднамеренного характера:

  • Манипуляция учетными записями. Сотрудник намеренно применяет ошибочные проводки или сторно для искажения отчетности.
  • Фальсификация бухгалтерских записей. При внесении данных в учет специалист пользуются подложной документацией.
  • Удаление итогов хозяйственной операции. Для уничтожения используется сторно.
  • Неполное отражение информации в учете. Неполное отражение сведений также является ошибкой.
  • Операции нетипичного характера. Предполагают отражение излишних или чрезмерных платежей.

Также в бюджетной отчетности могут быть допущены следующие ошибки:

  • В отчетности не отражены задолженности, которые есть у фирмы.
  • Имеются неоприходованные излишки материальных ценностей.
  • На балансе не отражено имущество, которое требуется для нужд компании.

Все приведенные искажения подразумевают наложение ответственности. При наличии серьезных ошибок возможна не только административная, но и уголовная ответственность.

Сокрытие кредиторской задолженности

За кредиторской задолженностью следят и внешние, и внутренние контролирующие органы. По этой причине скрывать долги не рекомендуется. Очень высока вероятность обнаружения этого правонарушения. Ревизоры выявляют кредиторку путем сверки сведений бюджетного учета с данными из платежных документов, регистров. Если обнаружатся расхождения, признается наличие искажения. Следующий шаг – определение умышленности допущения ошибки.

Как не допустить наложения административной ответственности? Бухгалтеру нужно сверить значения по субсчетам 302 (11-13, 62-63) с данными расчетных листов, платежных ведомостей, первичной документации. В процессе проверки контролирующие органы потребуют акты сверки взаиморасчетов, итоги обязательной инвентаризации.

ВАЖНО! Если бухгалтер допустил принятие обязательств по бюджету сверх установленных лимитов, он привлекается к ответственности сразу по двум статьям: 15.15.6 и 15.1510 КоАП РФ.

Нормативное регулирование правонарушения

Сотрудники и руководители компании несут ответственность за следующие ситуации:

  • Искажения отчетности умышленного и неумышленного характера.
  • Не приняты меры по профилактике ошибок.
  • Не приняты меры по устранению последствий ошибок.

Закон достаточно строг. Административное наказание ждет руководителя даже в том случае, если допущено искажение всего одного показателя.

Судебная практика показывает, что наиболее распространенное искажение – это несоответствие сведений из отчетных форм и главной книги. Расхождения, как правило, выявляются в ходе контрольных мероприятий. В данном случае на должностных лиц накладывается ответственность на основании статьи 15.15.6 КоАП РФ. Рассмотрим конкретные примеры судебной практики:

  • Руководитель казенного субъекта привлечен к ответственности на основании того, что данные баланса и отчета не соответствуют информации, приведенной в главной книге. Подобные расхождения противоречат части 3 статьи 264.1 БК РФ. Руководитель пытался оспорить наличие умысла при совершении правонарушения, однако его доводы были опровергнуты. Соответствующее решение приведено в Постановлении Ивановского суда от 31 августа 2016 года.
  • В бюджетной отчетности неправильно приведена сумма кредиторского долга, не учтен аванс, направленный контрагенту. В ходе судебного заседания была доказана умышленность действий, а потому состав правонарушения сформирован на основании статьи 15.16 КоАП РФ. Решение по делу принимал Смоленский областной суд.

Лицо, на которое наложена ответственность, имеет право оспорить вердикт суда. Однако для оспаривания нужно подготовить аргументы. Как показывает судебная практика, фирмы обычно пытаются доказать малозначительность выявленного искажения. В статье 2.9 КоАП РФ указано, что суд может освободить руководителя от ответственности в случае, если удалось доказать малозначительность ошибки. Правонарушитель получает лишь устное замечание. Малозначительным считается искажение, в котором есть признаки правонарушения, но последствия ошибки минимальны. Малозначительным искажение не делают эти факторы:

  • Имущественное состояние фирмы.
  • Добровольное устранение ошибки.
  • Возмещение ущерба, если он был нанесен.

Однако эти факторы на основании частей 2-3 статьи 4.1 КоАП РФ принимаются во внимание при назначении наказания. То есть если они имеют место, степень ответственности может быть уменьшена.

Ответственность за искажение бюджетной отчетности

Если контролирующие органы выявят искажения, правонарушению присваивается статья 15.15.6 КоАП РФ. Однако ее присвоение не обязательно свидетельствует о назначении административного наказания. Ответственность накладывается в зависимости от существенности ошибки. Административное наказание на основании статьи 15.15.6 КоАП устанавливается в следующих случаях:

  • Отчетность или не предоставлена вовсе, или предоставлена с нарушением сроков.
  • Существенное искажение фактов хозяйственной деятельности, что повлекло за собой принятие неверных решений.

На правонарушителя накладывается ответственность в размере 10 до 30 тысяч рублей.

К СВЕДЕНИЮ! 7 июня 2017 года был принят ФЗ №118, на основании которого статья 15.15.6 КоАП РФ начала распространяться на случаи неверного оформления документов и предоставления неправильной информации.

ВНИМАНИЕ! В 2016 году был внесен законопроект, увеличивающий степень ответственности за правонарушения в сфере бюджетного законодательства. В частности, отчетность считается недостоверной, если любое значение искажено более чем на 10%. Если допущен рассматриваемый уровень искажений, руководитель привлекается к административной ответственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *