Административная ответственность депутатов

Содержание

Государство в лице должностных лиц все чаще карает своих нерадивых граждан за их «маленькие» прегрешения, кого рублем, кого пешими прогулками от 4 месяцев до 3 лет, а кого и вовсе отправляют в «санаторий» на полмесяца. Рассмотрим всю процедуру привлечения к административной ответственности от начала и до конца.
Всю процедуру можно разделить на четыре части:
1) возбуждение дела об административном правонарушении
2) рассмотрение дела об административном правонарушении
3) обжалование постановления по делу об административном правонарушении
4) исполнение постановления по делу об административном правонарушении
Возбуждение дела об административном правонарушении
Итак, вас застукали за неблаговидным занятием, подпадающим под действие статей Особенной части КоАП РФ, основными действующими лицами которых являются физические лица, причем, иногда в качестве индивидуальных предпринимателей. Значит, настало время возбуждать дело об административном правонарушении. За такой длинной формулировкой, как правило, кроется банальное составление в отношении вас протокола об административном правонарушении. С этого момента дело считается возбужденным (п.3, ч.4, ст. 28.1 КоАП РФ). В процессе составления протокола, в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ, вы имеете право:
1) требовать от составляющего протокол лица разъяснения своих прав
2) давать объяснения
3) представлять доказательства
4) пользоваться юридической помощью защитника
5) пользоваться иными правами, предоставленными КоАП РФ.
Протокол должен составляться немедленно, в случае необходимости выяснения отдельных сведений — в течение 2 суток с момента выявления правонарушения, а при проведении административного расследования — по его окончании (ст. 28.5 КоАП РФ). Однако данный срок не является пресекательным, указанные временные рамки не являются жесткими и составление протокола за их пределами не является нарушением процедуры. Проще говоря, сыграть на этом при обжаловании постановления не удастся.
Кто имеет право составлять протокол
Протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять должностные лица, перечисленные в ст. 28.3 КоАП РФ, причем составление протоколов допускается строго в пределах компетенции должностного лица, то есть сотрудник патрульно-постовой службы не имеет право составлять протокол в отношении вас за переход дороги в неположенном месте, так как данные полномочия принадлежат только ГИБДД, в противном случае протокол считается составленным неуполномоченным лицом и подлежит возврату для устранения недостатков (ст. 29.4 КоАП РФ). Если вы заметили этот казус во время составления протокола не стоит говорить об этом, позже это обстоятельство даст вам шанс законным способом избежать наказания. Копия протокола вручается вам под расписку, если вы присутствовали при его составлении (ч.6, ст. 28.2 КоАП РФ), либо направляется вам в течение 3 суток с момента его составления в случае вашего отсутствия при его составлении (п. 4.1., ст. 28.2 КоАП РФ).
Рассмотрение дела об административном правонарушении
1. Это следующий этап процесса. По общему правилу ч.1, ст. 28.8. КоАП РФ, протокол в течение 3 дней с момента его составления со всеми прилагающимися материалами направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дела по подведомственности (гл. 23 КоАП РФ). Исключение составляют дела, по которым в качестве меры наказания применяется арест — такие протоколы направляются для рассмотрения немедленно (ч.2, ст. 28.8. КоАП РФ). Получив материалы дела, уполномоченный орган, при условии их соответствия требованиям закона, назначает время и место рассмотрения дела, о чем обязан известить вас.
2. Кстати, об извещении, лицо считается уведомленным надлежащим образом даже в случае возврата уведомления в связи с отсутствием адресата по указанному адресу либо росписи в извещении неизвестным лицом. Таким образом, данное обстоятельство не помешает рассмотреть и вынести постановление по делу в ваше отсутствие. Такая, казалось бы, несправедливость направлена против любителей умышленно искажать свои данные при составлении протоколов и прежде чем сообщить гаишнику свой «левый» адрес, подумайте хорошенько стоит ли лишать себя права на защиту таким не самым умным способом.
3. При рассмотрении дела, не бойтесь отстаивать свою правоту любыми законными способами, будь то показания свидетелей или документы, опровергающие либо ставящие под сомнение факт совершения вами правонарушения. В качестве примера: гражданину Н. вменялось управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Якобы в таком состоянии он был задержан сотрудниками ДПС ГИБДД и направлен на медосвидетельствование. Медосвидетельствование зафиксировало факт алкогольного опьянения. Однако ретивые гаишники не учли того факта, что в момент задержания он хоть и сидел за рулем своего авто будучи не совсем трезвым, но управлять им никак не мог, так как в момент задержания автомашина стояла во дворе, а ее двигатель в это время находился на капитальном ремонте, о чем свидетельствовали соответствующие документы из автосервиса.
4. Если вы считаете, что возможное предстоящее наказание слишком серьезно для вас, то не поленитесь воспользоваться услугами квалифицированного юриста, так как самому разобраться в процессуальных дебрях вам, скорее всего, будет не под силу. Большой ошибкой является надежда на отмену постановления по делу при его обжаловании в вышестоящей инстанции. В большинстве случаев первоначальные постановления остаются в силе. Это как раз тот случай, когда кулаками надо махать во время драки, а не после нее.
Но, как бы то ни было, если приятное постановление по делу вас не устраивает, то законом вам предоставлено право на его обжалование.
Обжалование постановления по делу об административном правонарушении
1. В течение 10 суток с момента получения копии постановления по делу вы имеете право его обжаловать в вышестоящую инстанцию (ч.1, ст. 30.3 КоАП РФ). В случае пропуска этого срока по уважительной причине, он может быть восстановлен вышестоящей инстанцией по вашему ходатайству (ч.2, ст. 30.3 КоАП РФ). В силу сложившейся практики поводом для отмены первоначального постановления может быть только серьезное нарушение закона при его вынесении. Например, рассмотрение дела в ваше отсутствие, если в материалах дела отсутствуют свидетельства вашего надлежащего уведомления, либо пропущен двухмесячный срок для привлечения к административной ответственности (по общему правилу ч.1, ст.4.5. КоАП РФ). Грамматические ошибки, математические неточности, помарки, ошибочное написание звания и должности лица, составившего протокол или вынесшего постановление, не являются основанием для его отмены, поэтому использовать это в качестве оснований бессмысленно.
2. По результатам рассмотрения вашей жалобы в соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ рассматривавший ее орган вправе вынести одно из решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Решение по жалобе вступает в законную силу с момента его объявления и обжалованию не подлежит.
Исполнение постановления по делу об административном правонарушении
Самая последняя и малоприятная стадия административного процесса. Когда все аргументы исчерпаны, копья сломаны, наступает время расплаты. Рассмотрим самый распространенный вид административных наказаний: штраф. В течение 30 дней с момента вступления постановления в законную силу вы обязаны оплатить штраф по указанным в постановлении реквизитам (ч.1, ст. 32.2 КоАП РФ). При этом с 1 января 2008г. вы не обязаны предоставлять копию квитанции об оплате штрафа в орган, вынесший постановление (ч.4, 32.2. КоАП РФ утратила силу с 01.01.2008г.). В случае отсутствия сведений у оштрафовавшего вас органа об оплате вами штрафа, последний, на основании положений ч.5, ст. 32.2. КоАП РФ, вправе направить материалы судебному приставу-исполнителю для принудительного взыскания суммы, а также возбудить дело за неуплату административного штрафа по ч.1. ст. 20.25 КоАП РФ, по которой вам грозит либо удвоение суммы штрафа, либо административный арест на срок до 15 суток. Таким образом, за неуплату сторублевого штрафа можно легко и непринужденно провести 15 суток сомнительного отдыха в обществе люмпен-пролетариата, и такие прецеденты в нашей стране уже были. Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Кто привлекает к административной ответственности

Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, нарушившем установленное правило и в связи с этим влекущем предусмотренную законом административную ответственность; к объективной стороне относятся также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и другие обстоятельства. Субъектом правонарушения является тот, кто совершил адми- нистративное правонарушение, — физические и юридические лица.

Особенности привлечения к административной ответственности по статье и статье КоАП РФ

В соответствии со статьей 23.68 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 17.14 и статьей 17.15 настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе судебные приставы-исполнители.

Органы, уполномоченные привлекать к административной ответственности

Судьи рассматривают дела о наиболее серьезных правонарушениях (например, о нарушениях, посягающих на права граждан, на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; о ряде правонарушений в области охраны собственности). Статья 23.1 КоАП РФ дает исчерпывающий перечень — более 120 видов административных правонарушений, относящихся к исключительной судебной подведомственности.

Кроме того, в ч. 2 ст. 23.1 названо более 60 видов правонарушений, дела о которых судья рассматривает в случаях, если орган (должностное лицо), к которому поступило дело, сам передает его на рассмотрение в судебном порядке. Это связано с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) считает правонарушение настолько серьезным, что по нему следует применить меру наказания, назначить которую может только судья (например, административный арест, лишение права управлять транспортным средством).

Среди федеральных органов рассмотрение наибольшего числа видов административных правонарушений находится в компетенции органов внутренних дел (милиции). К ведению милиции отнесены например, следующие составы правонарушений:

Законом «О статусе судей» установлено, что судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден.

Особенность проведения некоторых следственных и процессуальных действий в отношении судьи предполагает получение предварительного согласия на их проведение. Само производство этих действий в отдельных случаях возложено на вышестоящие органы.

Например, чтобы привлечь судью к уголовной ответственности в качестве обвиняемого необходимо решение Генерального прокурора, которое выносится на основе заключения судебной коллегии. Судебная коллегия должна состоять из 3 судей вышестоящего суда, кроме этого должно быть согласие квалификационной коллегии судей.

Решение о наложении дисциплинарного взыскания на судью принимается только квалификационной коллегией.

>Порядок Привлечения К Административной Ответственности Депутата Думы

Привлечение к административной ответственности депутата

И Анатолий Дирун, и Юрий Спориш, и Юрий Хорин отказались от освидетельствования, хотя на них были составлены протоколы-направления на установление состояния опьянения. Анатолий Дирун также отказался дать какие-либо пояснения и поставить подпись в протоколе об админправонарушении.

Неприкосновенность депутатов также касается их переписки, транспортного средства, багажа, телефонной связи и жилья. Но они обязаны соблюдать все этические нормы, при подозрении о нарушение которых должны предъявить сведения об имуществе и декларацию о доходе.

19-П о том, что положения правовых актов субъектов Российской Федерации признаются соответствующими Конституции Российской Федерации, поскольку они не исключают привлечение депутатов к уголовной и административной ответственности, установленной федеральным законом. 2.

При осуществлении прокурорского надзора за расследованием уголовных дел в отношении депутатов либо за привлечением их к административной ответственности руководствоваться Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 г. No.

Привлечение к административной ответственности в судебном порядке депутат госдумы

«В случае задержания, ареста, привлечения к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы соответствующие органы обязаны незамедлительно проинформировать об этом члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы»

Владимир Витер и Евгений Перминов, находящиеся в сизо по подозрению в убийстве Ларисы и Дмитрия Мятиевых . не совсем простые экс-юристы из ипотечной корпорации. Как выясняется, один из них, а именно Евгений является помощником депутата Государственной Думы от КПРФ Сергея Мамаева. В распоряжении портала Newsler.ru оказалась фотография удостоверения, предположительно принадлежащего Перминову.

О Ваших правах и обязанностях Вы можете узнать из ПОЛОЖЕНИЯ О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА ГОРОДСКОГО СОВЕТА Вашего муниципального образования. Как правило 1. Депутат обладает депутатской неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. 3. Депутат не может быть подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законодательством для обеспечения безопасности других граждан.

Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Позиция юридической службы движения «Голос» по вопросу привлечения к административной ответственности члена избирательной комиссии с правом решающего голоса В настоящее время в Москве проходит серия судебных разбирательств по делам об административных правонарушениях в отношении граждан, которые были задержаны сотрудниками правоохранительных органов за участие в публичных мероприятиях.

Особенности привлечения к административной ответственности членов совета федерации, депутатов государственной думы и особенности президентского иммунитета от привлечения к административной ответственности

Законом N 3-ФЗ определен и особый порядок привлечения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы к уголовной и административной ответственности. В случае начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации. Если производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения об этом обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

Привлечение к административной ответственности за нарушение ПДД

2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

На сегодняшний день гарантии депутатской неприкосновенности для депутатов представительных органов муниципальных образований установлены лишь одним федеральным законом — Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее — УПК РФ). Смысл данных гарантий заключается в следующем. Согласно ст. 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата представительного органа муниципального образования либо о привлечении такого депутата в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ. После возбуждения уголовного дела либо привлечения депутата представительного органа муниципального образования в качестве обвиняемого следственные и иные процессуальные действия в отношении такого депутата производятся в общем порядке (ч. 1 ст. 450 УПК РФ).

Порядок привлечения сельских депутатов к административной ответственности

Заседание Урало-Ахтубинской сельской Думы правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 от избранного состава Урало-Ахтубинской сельской Думы. Решения до принятия Регламента Урало-Ахтубинской сельской Думы принимаются, если за них проголосовало более 50 процентов от избранного состава Урало-Ахтубинской сельской Думы. Урало-Ахтубинская сельская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Волгоградской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории Урало-Ахтубинского сельского поселения государственными, муниципальными органами, общественными организациями, предприятиями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами. Урало-Ахтубинская сельская Дума принимает Регламент, регулирующий вопросы организации и деятельности Урало-Ахтубинской сельской Думы, а также порядок принятия решений. Расходы на обеспечение деятельности Урало-Ахтубинской сельской Думы предусматриваются в бюджете Урало-Ахтубинского сельского поселения отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Урало-Ахтубинской сельской Думе принадлежит право от лица всего населения Урало-Ахтубинского сельского поселения принимать решения по вопросам своего ведения. В случае добровольного сложения с себя депутатских полномочий кем-либо из депутатов Урало-Ахтубинской сельской Думы, либо невозможности исполнения обязанностей депутата в соответствии с настоящим Уставом Урало-Ахтубинская сельская Дума имеет право работать в уменьшенном составе (но не менее 2/3 от установленной численности депутатов Урало-Ахтубинской сельской Думы) до проведения дополнительных выборов депутатов. 7) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления Урало-Ахтубинского сельского поселения; 8) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; 10) контроль за исполнением органами местного самоуправления Урало-Ахтубинского сельского поселения и должностными лицами местного самоуправления Урало-Ахтубинского сельского поселения полномочий по решению вопросов местного значения; 12) определение в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка предоставления, использования и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками, находящимися на территории Урало-Ахтубинского сельского поселения; 14) внесение в органы государственной власти Волгоградской области инициатив, оформленных в виде решений Урало-Ахтубинской сельской Думы, об изменении границ Урало-Ахтубинского сельского поселения, преобразовании Урало-Ахтубинского сельского поселения; Из числа депутатов Урало-Ахтубинской сельской Думы на срок ее полномочий тайным голосованием избирается заместитель председателя Урало-Ахтубинской сельской Думы.

2) принятие решений о выборах в наслежный Совет депутатов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия); 9) внесение в органы государственной власти Республики Саха (Якутия) инициативы, оформленных в виде решений наслежного Совета депутатов об изменении границ, преобразовании сельского поселения; Основными формами работы наслежного Совета депутатов являются очередные и внеочередные сессии наслежного Совета депутатов, рабочие заседания, работа в комиссиях, работа с избирателями, публичные слушания. Для решения вопросов, относящихся, к исключительной компетенции наслежного Совета депутатов образуются постоянные, временные комиссии, рабочие группы, в состав которых с правом совещательного голоса могут включаться лица, не являющиеся депутатами наслежного Совета депутатов. Сессия наслежного Совета депутатов заседания проводятся открыто.

Порядок привлечения к административной ответственности кандидата в депутаты

Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). 1.2.4. Без согласия прокурора города, района, другого приравненного к ним территориального прокурора не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, зарегистрированный кандидат на выборную должность органа местного самоуправления, зарегистрированный кандидат в депутаты представительного органа муниципального образования (п. 4 ст. 41 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). 1.3.

Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта. 2. Прокурорам городов, районов, межрайонным прокурорам: 2.1.

Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции

Мы уже говорили о том, что Конституцией РФ и федеральными законами могут устанавливаться особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции. Федеральные законы закрепляют особые правила привлечения к административной ответственности депутатов законодательных органов государственной власти, судей, прокуроров, военнослужащих и некоторых других категорий должностных лиц.

Так, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Российской Федерации в течение всего срока их полномочий без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть привлечены к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Они не могут быть также задержаны и подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц). Неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, принадлежащие им документы, багаж и др.

После окончания производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания..

Подчеркнем, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть привлечены лишь к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Указания на их неприкосновенность в связи с совершением административных правонарушений, рассматриваемых во внесудебном порядке, должностными лицами органов исполнительной власти, в законе нет.

Отметим также, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы не могут быть привлечены к административной ответственности (как и к уголовной) за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в палате Федерального Собрания и некоторые другие действия, соответствующие их статусу. Если же в связи с такими действиями эти лица допустили публичное оскорбление, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения неприкосновенности соответствующего члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Правом на неприкосновенность наделены также депутаты законодательных органов субъектов РФ и депутаты представительных органов муниципальных образований. Но неприкосновенность этих депутатов не распространяется на действия, не связанные с осуществлением ими депутатских полномочий.

Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», закрепляя неприкосновенность судей, в части 4 ст. 16 этого Закона устанавливает следующее. В отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения и некоторых других судей решение по вопросу о привлечении к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора РФ. В отношении иных судей – судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа также по представлению Генерального прокурора РФ. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ.

Особый порядок привлечения прокуроров и следователей (системы Следственного комитета при прокуратуре РФ) к административной ответственности регламентирован ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Любая проверка сообщения о том, что правонарушение совершено прокурором или следователем является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц).

Военнослужащие также могут быть задержаны и подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и общевоинскими уставами. О задержании военнослужащих вне воинской части, в которой они проходят службу, немедленно уведомляются органы военного управления и военной прокуратуры. С учетом особенностей прохождения службы военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность как на общих основаниях, так и большинстве случаев согласно воинским уставам.

Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и некоторых других органов также несут административную ответственность за совершение лишь отдельных административных правонарушений, в остальных случаях они подвергаются мерам дисциплинарного характера. Дела об их административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается дисциплинарная ответственность, рассматриваются непосредственным начальником, которому данные сотрудники подчинены по службе. Вышестоящий начальник вправе отменить, смягчить или ужесточить наказание. Видами наказаний являются: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; увольнение.

В этой связи статьей 2.5 КоАП РФ предусмотрены особые условия привлечения к административной ответственности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания. К последним лицам относятся имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Все эти лица в соответствии с ч.2 указанной статьи несут административную ответственность на общих основаниях лишь за совершение административных деликтов, связанных с нарушениями:

· избирательных прав граждан и законодательства о проведении выборов (ст. 5.1 – 5.25 , ст. 5.45 – 5.52, 5.56 КоАП РФ);

· законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), а также области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ);

· требований законодательства о размещении заказов на поставки, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ст. 7.29 – 7.32, 19.5 (ч.7), 19.7.2 КоАП РФ);

· требований в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8 КоАП РФ), а также правил пожар ной безопасности вне места военной службы или прохождения военных сборов (ст. 11.16, 20.4 КоАП РФ);

· в области дорожного движения, финансов, налогов, сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела (гл. 12, 15 и 16 КоАП РФ);

· норм, определяющих необходимость выполнения законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ);

· пограничного режима (ст. 18.1 – 18.4 КоАП РФ).

За совершение других административных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и лица, имеющие специальные звания несут дисциплинарную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение ими службы и их статус.

Необходимо отметить, что в соответствии с первоначальной редакцией ч.3 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к военнослужащим не могли применяться административные наказания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительные работы и административный арест. К сотрудникам органов внутренних дел не применялись исправительные работы и административный арест. Все это нашло свое отражение в тексте ст. 16 действовавшего тогда КоАП РСФСР.

В связи с принятием КоАП РФ положения ч. 3 ст. 28 указанного закона были отменены. При этом в ст. 2.5 КоАП РФ определялось, что к военнослужащим и иным лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, не могли применяться административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа. Казалось бы налицо принятие нормы, отягчающей административную ответственность для данной категории лиц за счет реализации рассмотренного выше варианта отмены запрета на применение тех или иных административных наказаний к определенным субъектам. Действительно, в последующем ст. 2.5 КоАП РФ получила новую (нынешнюю) редакцию, в которой отсутствуют указания на невозможность применять к военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и лицам, имеющим специальные звания, каких-либо видов административных наказаний.

Однако в ч.6 ст. 3.5 КоАП РФ уточняется, что административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. А в новой редакции ст. 3.9 КоАП РФ говорится, что административный арест не может применяться к военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Кто может возбудить дело

В России существует огромное количество гос. органов: различные подразделения полиции, антимонопольная служба, пожарная служба, госинспекция труда и т. д. Каждый орган может начать производство только по отдельным статьям КоАП РФ, ему подведомственным. Это логично, что пожарный не может остановить водителя и привлечь его за нарушение правил дорожного движения.

По общему правилу, которое отражено в ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, кто рассматривает дела, тот их и возбуждает. Информация о том, кто рассматривает дела, содержится в гл. 23 КоАП РФ. Поскольку видов государственных органов, рассматривающих дела, и статей КоАП РФ очень много, перечислять их нецелесообразно — достаточно ознакомиться с указанной главой.

Судьи вправе лишь рассматривать, но не возбуждать дела.

В различных частях ст. 28.3 КоАП РФ законодатель дополнительно перечислил гос. органы, которые могут возбуждать дела, но не всегда наделены правом рассматривать их. Это обусловлено, в частности, тем, что по некоторым статьям КоАП РФ дела может рассматривать исключительно судья, в то время как возбуждаются они другими органами.

Протокол об административном правонарушении как основание для дальнейшего производства по делу

Факт возбуждения дела должен быть отражен в процессуальном документе. Наиболее часто в качестве него выступает протокол, порядок составления которого определен ст. 28.2 КоАП РФ.

Протокол включает информацию о том:

  1. Когда и где совершено нарушение.
  2. Кто является составителем документа.
  3. Какие граждане признаны свидетелями, а какие — потерпевшими.
  4. По какой статье привлекается нарушитель.

Кроме того, в протоколе описывается объективная сторона нарушения, а также присутствует графа для объяснений подозреваемого в совершении нарушения. Допускается также внесение иных данных.

ВАЖНО! Протокол обязательно составляется либо в присутствии подозреваемого в совершении нарушения лица, либо с его надлежащим извещением. Если эти правила не соблюдены, это безусловное нарушение порядка привлечения к административной ответственности и основание для отмены постановления.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Образец жалобы на протокол об административном правонарушении, а также порядок ее составления можно найти

Кто имеет право рассматривать административное дело

После того как протокол подписан, дело назначается к рассмотрению, а лица, указанные в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ извещаются об этом. Рассмотрение дела без извещения — основание для отмены постановления (что подтверждается судебной практикой, например постановлением ВС РФ от 22.12.2016 № 19-АД16-16).

Перечень органов, которые могут рассмотреть дело, как уже упоминалось, содержится в гл. 23 КоАП РФ. Их можно условно разделить на следующие категории:

  1. Судьи. Рассматривают дела о наиболее общественно опасных нарушениях.
  2. Комиссии по делам несовершеннолетних. Привлекают к ответственности не достигших 18-летнего возраста (подробнее об ответственности несовершеннолетних можно прочесть и ).
  3. Сотрудники различных государственных органов. Например, сотрудники полиции, которые рассматривают большинство дел по гл. 12 КоАП РФ (в сфере безопасности дорожного движения).

Самый простой способ понять, кто имеет право рассматривать дело, — посмотреть наказание за нарушение.

Если могут назначить арест, приостановление деятельности, выдворение или дисквалификацию, дело всегда рассматривают судьи. Они же рассматривают дела в случае, если проводилось административное расследование либо когда нарушение совершено не в России. Если признаков, которые свидетельствуют о том, что дело рассматривает только судья, нет, необходимо открыть гл. 23 КоАП РФ и найти в ней информацию о том, кто конкретно имеет право вынести постановление.

Могут ли привлечь к административной ответственности беременных женщин, военнослужащих, пенсионеров, инвалидов

Правила привлечения перечисленных категорий лиц к ответственности общие. Такие лица могут привлекаться к административной ответственности, однако не ко всем видам наказания.

В частности:

  1. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам с детьми до 14 лет, инвалидам групп I и II, военнослужащим и призванным на военные сборы.
  2. Обязательные работы не могут быть назначены беременным, женщинам с детьми до 3 лет, инвалидам групп I и II, военнослужащим и призванным на военные сборы.
  3. Наказание в виде лишения водительского удостоверения не может назначаться инвалидам групп I и II (существуют статьи-исключения, например, если водитель ездит пьяным, его могут лишить прав).

Пенсионный возраст не является основанием для освобождения от наказания. Дополнительно следует отметить, что несовершеннолетие, беременность, наличие малолетнего ребенка — смягчающие административную ответственность обстоятельства.

***

Таким образом, порядок привлечения к ответственности подробно регламентирован в положениях КоАП РФ. Привлекать имеют право как должностные лица гос. органов, так и комиссии по делам несовершеннолетних и судьи.

***

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

Разница между протоколом и постановлением

Для того чтобы грамотно обжаловать вынесенное решение, необходимо разбираться, чем отличается протокол о правонарушении от постановления.

Протокол только является причиной для возбуждения дела.

Иначе говоря, протокол – изложение словами полицейских произошедшего события и оценка ваших действий с точки зрения закона.

Словом, протокол – простое доказательство.

В большинстве случаев протокол оформляется сразу после того, как вас задержали и доставили в участок.

С правовой точки зрения предметом обжалования сам протокол об административном правонарушении быть не может, потому как он не нарушает прав человека и не возлагает на него никаких обязанностей.

Если вы не согласны с заявлением о том, что совершили нарушение, это должно быть указано в протоколе.

А вот постановление о правонарушении уже является предлогом для привлечения к ответственности.

Проще говоря, постановление – документ, заключающий о вашей виновности или невиновности.

По сути, обвинительное постановление является санкцией, носящей настоятельный характер, исполнение которой обеспечивается государственным принуждением.

Однако законодательно установлено, что любое постановление о привлечении лица (как юридического, так и физического) к административной ответственности может быть обжаловано в установленном порядке.

Виды постановлений об административном правонарушении

По результатам изучения дела судья выносит свое решение. Постановления по разбирательствам об административных нарушениях характеризуются по определенным правилам.

Придя к выводу о виновности или правоте человека, в отношении которого рассматривается дело, суд принимает такие постановления:

  1. Административное взыскание. Суд имеет право налагать любые административные взыскания, и нужно отметить, что большая часть из них относится только к их компетенции. Вынесение такого постановления по делу об административном правонарушении определяется степенью проступка. Взыскание – довольно сложный процесс, поскольку санкции по большей части относительны и зачастую имеют альтернативу. Причем постановление об административном взыскании может выноситься одновременно с прекращением дела.
  2. Передача материалов по месту работы. Выносится такой вид постановления для привлечения лица к дисциплинарной ответственности. Этот порядок применяется в основном в отношении военных и других лиц, которых касаются нормы дисциплинарных уставов. Обжалование таких постановлений по делам об административных правонарушениях возможно, однако более затруднительно.
  3. Прекращение производства. Выносится по окончании изучения дела или в случае освобождения лица от ответственности.

Порядок обжалования постановления

В качестве гарантии защиты конституционных прав в законодательстве предусмотрена возможность обжаловать решение по административному делу.

Так, статьей 30.1 Административного кодекса Российской Федерации (КоАП РФ) предусмотрено, что обжаловать любое постановление об административном правонарушении (образец претензии найти в Интернете не составит труда) может как лицо (в том числе и юридическое), по отношению к которому оно вынесено, так и его представитель или защитник.

Для того чтобы грамотно подать жалобу, необходимо придерживаться таких правил:

  1. Выясните лицо или орган, в полномочия которых входит рассмотрение жалобы по вынесенному постановлению.
  2. Подготовьте заявление об отмене неправомерно вынесенного постановления об административном правонарушении. В нем указываются: наименование организации или должностного лица, сведения о лице, против которого велось дело, назначенное наказание, претензия и обоснование.
  3. Подайте жалобу лично или по почте письмом с уведомлением о вручении.
  4. Дождитесь результата рассмотрения. При этом постановление могут оставить без изменения, изменить (если не усиливается наказание), отменить с прекращением дела или отменить с возвращением на новое рассмотрение.

Порядок обжалования постановления прокурором

Прокурор в порядке надзора также имеет право выставить протест постановлению, не вступившему в законную силу. Это предусмотрено статьей 30.10 КоАП РФ.

Норма статьи 30.3 Админкодекса гласит о том, что срок обжалования (как прокурором, так и правонарушителем) постановления об административном правонарушении не должен превышать 10 суток с даты вручения решения или получения его копии.

Вступившее в юридическую силу постановление, как и результаты по факту рассмотрения протестов и жалоб, может быть опротестовано прокурором в порядке надзора.

Копия вынесенного решения по протесту прокурора направляется в трехдневный срок самому прокурору и лицам, проходящим по делу.

Порядок обжалования постановления суда в вышестоящем суде

Многие думают, что суд является последней инстанцией и все решения судьи уже нельзя изменить. И, естественно, возникает вопрос: можно ли обжаловать неправомерное постановление об административном правонарушении.

В Админкодексе говорится и об этом. Так, на решение, вынесенное судьей, можно подать жалобу в вышестоящий орган суда.

Должностные лица, оформившие протокол об админнарушении, не вправе подавать ходатайства и отводы, поскольку они не являются участниками по делу.

Однако в процессе рассмотрения дела не исключается право вызова их в суд.

Кто может подать жалобу

О том, как оспорить не набравшее законной силы постановление об административном правонарушении, говорится в статье 30 КоАП РФ.

Оспорить постановления по делам административного характера могут:

  • люди, в отношении которых открыто производство (должностные, юридические, граждане, индивидуальные предприниматели) и их представители;
  • потерпевший и его представители;
  • защитники лица, виновного в совершении правонарушения.

Кроме того, постановление, вынесенное судом, может обжаловать должностное лицо, которое уполномочено составлять протокол об админнарушении.

Отказ в возбуждении дела о правонарушении оспаривается в таком же порядке.

Правом оспаривания протокола об административном нарушении наделены также уполномоченный при Президенте РФ, понятой, специалист, эксперт.

Куда можно подать жалобу

Обжалование неправомерного постановления об административном правонарушении, вынесенного судьей, происходит исключительно в вышестоящем (областном или другом соответствующем) суде по месту рассмотрения.

Причем заявление об обжаловании может быть подано как напрямую в вышестоящий суд, так и судье, который вынес определение по делу.

Сроки подачи жалобы

Жалоба подается в течение десяти суток с даты вручения постановления или его копии.

Статьей 30.3 КоАП РФ предусмотрено, что срок подачи жалобы можно восстановить. Для этого вместе с жалобой подается прошение о восстановлении срока.

При этом необходимо указать весомые причины пропуска (болезнь, недостаточная юридическая осведомленность, стихийное бедствие и т. д.).

Жалоба на некоторые решения суда (административный арест или выдворение) направляется в вышестоящий орган в день получения претензии.

Содержание жалобы на постановление суда об административном правонарушении

В порядке обжалования неправомерного постановления об административном правонарушении определено, что жалоба на решение судьи должна включать такие данные:

  • наименование суда, уполномоченного рассматривать жалобу;
  • данные о заявителе (ФИО, контактный телефон, адрес);
  • наименование суда, который вынес решение;
  • резолютивную часть (окончательный вывод суда);
  • положение, с которым вы не согласны;
  • законодательные статьи, которые подтверждают основание для отмены постановления об административном правонарушении;
  • перечень прилагающихся материалов, документов;
  • подпись и дата заявителя.

Кроме того, если в деле по административному нарушению имеются потерпевшие, в заявлении нужно отразить сведения о них.

Перечень материалов, прилагаемых к жалобе

К жалобе необходимо прикрепить копии всех материалов, на которые вы ссылаетесь в заявлении, копию самого постановления, свидетельские показания, фотографии или видеозаписи.

Количество экземпляров заявлений об обжаловании должно равняться количеству участников по делу.

Порядок и сроки рассмотрения

После того как вы подали заявление с требованием опротестовать постановление об административном правонарушении, оно подлежит изучению в течение 10 дней с момента получения.

Как только жалоба со всеми материалами поступит в суд, она должна быть отработана в течение двух месяцев. При этом вас должны обязательно вызвать в судебный орган.

При рассмотрении жалобы в полной мере рассматриваются предоставленные материалы, заслушиваются пояснения лица и проверяется законность и правомерность вынесенного решения.

В случае необходимости, могут быть выслушаны показания сторонних лиц (если они могут доказать или опровергнуть факты, зафиксированные в акте по делу об административном правонарушении).

В ходе рассмотрения вы можете давать отводы, подавать ходатайства, предоставлять свои доказательства, опрашивать свидетелей или ходатайствовать об истребовании дополнительных свидетельств, которые вы не смогли получить самостоятельно.

Если рассмотрение претензии не относится к компетенции органа, которому она поступила, заявление в течение трех суток перенаправляется по подведомственности.

Можно ли подать жалобу повторно

Многие не согласны с тем, что жалобу рассмотрели не в их пользу и постановление оставили без изменений, и их интересует, можно ли повторно обжаловать протокол об административном правонарушении.

Такой процесс установлен законодательно. Статьей 30.14 КоАП РФ установлено, что возможен пересмотр вступивших в юридическую силу постановлений.

Обжалование в таком случае подается в президиум суда, а после – в Верховный суд России.

Как видим, процесс оспаривания решения о привлечении к ответственности вовсе не сложен.

Однако, специалисты рекомендуют обращаться к юристам – они помогут вам и расскажут, как квалифицированно обжаловать вынесенное решение суда по административному делу.

>Органы, уполномоченные привлекать к административной ответственности

Виды правонарушений, за которые устанавливается административная ответственность

К административной ответственности лицо можно привлечь только за такие правонарушения, которые указаны в КоАП РФ (и в законах субъектов РФ).

Таковыми являются правонарушения:

1) посягающие на праваграждан (нарушение законодательства о труде, подкуп избирателей и проч.);

2) посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (например, занятие проституцией);

3) в области охраны собственности (например, самовольный захват земли);

4) в области охраны окружающей природной среды и природопользования (например, уничтожение мест обитания животных);

5) в промышленности, строительстве, энергетике (например, повреждение электросетей);

6) в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (например, нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции);

7) на транспорте (например, нарушение правил безопасности движения);

8) в области дорожного движения(например, управление транспортным средством в состоянии опьянения);

9) посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (например, мелкое хулиганство, демонстрирование фашистской атрибутики или символики);

10) в области таможенного дела (например, незаконное перемещение товаров через границу Российской Федерации);

11) иные правонарушения, предусмотренные Особенной частью КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях рассматривают (в пределах своей компетенции):

· судьи (мировые судьи);

· комиссии по делам несовершеннолетних и защите ихправ;

· федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, а также иные уполномоченные на то государственные структуры.

Судьи рассматривают дела о наиболее серьезных административных правонарушениях (например, о нарушениях, посягающих на права граждан, на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; о ряде правонарушений в области охраны собственности). Статья 23.1 КоАП РФ дает исчерпывающий перечень — более 120 видов административных правонарушений, относящихся к исключительной судебной подведомственности.

Кроме того, в ч. 2 ст. 23.1 названо более 60 видов правонарушений, дела о которых судья рассматривает в случаях, если орган (должностное лицо), к которому поступило дело, сам передает его на рассмотрение в судебном порядке. Это связано с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) считает правонарушение настолько серьезным, что по нему следует применить меру наказания, назначить которую может только судья (например, административный арест, лишение права управлять транспортным средством).

Среди федеральных органов рассмотрение наибольшего числа видов административных правонарушений находится в компетенции органов внутренних дел (милиции).

К ведению милиции отнесены например, следующие составы правонарушений:

· незаконное приобретение или хранение наркотических средств либо психотропных веществ (ст. 6.8);

· нарушение правил поведения граждан на транспорте (ст. 11.17);

· нарушения в области дорожного движения (ст. 12.1-12.34);

· нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации (ст. 18.8) и многие другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *