Административная процедура

Последовательность процессуальных стадий

Каждый юридический элемент выполняется в определенной последовательности. Без организации порядка не будет осуществлено взаимодействия между разными по существу стадиями для достижения единой цели — достоверного результата в виде принятого решения в конкретном вопросе. Административно-правовые процедуры проходят через этапы:

  • возбуждение производства;
  • рассмотрение дела;
  • принятие решения административным актом;
  • исполнение постановления по делу.

Проведение каждого пункта осуществляют в соответствии с правилами административных регламентов, указаний и разъяснений, исходящих от ВС РФ. В Беларуси же правоведы берут за основу многие положения из указа об административных процедурах, если они не касаются национального реестра правовых актов Республики. В частности:

  • изъятия земель из частной собственности;
  • предоставления социальной помощи;
  • выдачи лицензий.

Национальный центр создал единую правовую информативную базу в данной области. Своим указом (административные процедуры 200) белорусский президент утвердил специальный перечень, он раскрывает, по каким заявлениям следует органам работать.

Разделение на виды

Деление процессуального порядка на отдельные способы по его проведению позволяет реализовать установленные для определенной структуры полномочия.

Виды административных процедур имеют характер:

  • регулятивно-управленческий, когда исполнительная власть, представляющие ее должностные лица выполняют определенные по правомочиям действия;
  • правоохранительный, с помощью этого инструмента подчиняют граждан в физическом и юридическом статусе общепринятым законодательным нормативам, регламентируют правилами их деятельность и поведение.

Решение задач:

  1. Обеспечить эффективность в деятельности властных структур.
  2. Создать благоприятные условия, чтобы граждане смогли принять участие в организации публичных правоотношений.

Достижение целей:

  • выравнивание правовых положений между субъектами разного положения;
  • предоставление невластным органам понятий о реализации своих прав и осуществление контроля над их деятельностью при исполнении обязанностей.

Из перечня административных процедур невластный субъект получает знания о своих дополнительных правах, связанных с регистрацией имущества движимого и недвижимого, пропиской по месту проживания, получением документов юридического значения.

Иерархия права

Создание административных актов происходит по всем юридическим канонам:

  • подзаконности — в соответствии с законами и актами, исходящими от вышестоящей инстанции;
  • официальности – издание происходит в рамках официальных процедур;
  • возможна как остановка, так и отмена актов.

Акты исключают правовые ошибки, нельзя использовать неправильное толкование норм или использовать в неприемлемом случае. Для правоустанавливающей документации характерно привлечение юридических последствий:

  • установление, изменение, отмена норм;
  • создание обязанностей, обязательств, прав, выгод, что означает изменение или прекращение правоотношений как юридический факт.

В административных актах могут содержаться нормы:

  • административные;
  • финансовые;
  • гражданские;
  • трудовые.

Влияние положения, выраженного в документе, зависит от сферы его направления.

Содержание нормативных административных актов:

  • правовой норматив с юридической конкретикой, которую содержат законодательные акты, и предусматривает способы реализации;
  • стандартные поведенческие правила с публичным управлением при проведении контрольных, надзорных действий, административных наказаний;
  • определение и утверждение организационного правового статуса в отдельных органах, где установлена исполнительная власть под ведомством Президента и Правительства РФ;
  • реализация в обеспечении конституционного статуса всего населения РФ – образованием, социальной защитой;
  • постановка необходимых запретов и ограничений с предоставлением специальных прав и обязанностей при государственном управлении в момент ЧП, введения карантинного положения.

Нормативный акт может быть принят одним лицом и коллегиально. Документы данного характера бывают срочными и бессрочными:

  • федеральными;
  • региональными;
  • с действием, распространенным на несколько субъектов;
  • изданные для конкретного органа.

Закон «Об административных процедурах федерального уровня» — его разработка обеспечила:

  • формирование норм, которые могут управлять правовыми действиями;
  • регулирование взаимоотношений;
  • установку эффективности в соответствии с современными стандартами в публичном управлении;
  • создание и принятие административных актов;
  • определение административного статуса;
  • ведение учета административных процедур, их распространение и классификацию.

Среди ученых-правоведов не утихают споры относительно корректировок и усовершенствования законодательных положений в данной сфере. Они предлагают расширить предметы правового регулирования. Поступили предложения от ученых в сфере юриспруденции и о комплексном распространении, чтобы элементы служили в виде внешних аппаратных административных процедур.

Административные процедуры

Управленческий процесс осуществляется не только путем использования определенных административно-правовых форм, но и в рамках установленных административных процедур. Под административной процедурой в широком смысле слова понимается определенный правовыми нормами порядок осуществления органом исполнительной власти (должностным лицом) установленных для него полномочий в процессе управленческой деятельности. Административная процедура представляет собой совокупность (систему) юридически значимых действий, операций и формальностей, совершение и соблюдение которых необходимо для принятия или исполнения правового акта нормативного либо индивидуального характера. Административная процедура заключается в последовательности правовых действий или операций, которые обычно должны быть осуществлены в определенном порядке и в определенный срок. Срок — это установленный правовой нормой промежуток времени, в течение которого какой-либо акт, операция или действие должны быть осуществлены либо, наоборот, в течение которого запрещено что-либо предпринимать. Сроки устанавливаются для охраны и защиты права, для сохранения существующего правового положения либо для разработки правового акта. Цель установления определенных сроков состоит в том, чтобы заставить субъектов права действовать быстрее, ускорить их вступление в правоотношение, либо, напротив, замедлить их активность, предоставив минимальное время для раздумий и консультаций. Существенный элемент процедуры — последовательность операций, следующих друг за другом стадий и формально установленных действий. В силу этого отдельные процедуры кажутся громоздкими и стесняющими свободу действий. Однако почти все они призваны защищать права и законные интересы лиц, заинтересованных в принятии либо исполнении правового акта. Соответствующая процедура является дополнительной, а иногда и определяющей гарантией законности акта или справедливости разрешения юридической ситуации. Административные процедуры закрепляются правовыми нормами и выступают как определенные правила совершения управленческих действий. Они регулируют как правотворческую (правоустановительную), так и правоприменительную деятельность органов исполнительной власти. Соответственно, их можно подразделить на правотворческие и правоприменительные. Процедуры правотворческой деятельности федеральной государственной администрации регулируются Постановлением Правительства РФ 1997 г., утвердившим «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Указом Президента РФ определен порядок опубликования и вступления в силу актов Президента, Правительства и федеральных органов исполнительной власти6.

  • Правотворческая процедура включает ряд последовательных стадий:

    • принятие решения о необходимости разработки проекта нормативного акта. Это решение принимается на основе планов работы, поручений законодательных и вышестоящих органов, предложений органов исполнительной власти и частных лиц;

    • подготовку текста проекта нормативного акта, его предварительное обсуждение, доработку, согласование, предварительное одобрение соответствующим органом, внесение проекта. Проекты актов разрабатываются структурными подразделениями аппарата органов исполнительной власти с участием юридических служб и с определением сроков подготовки. Проект должен быть согласован с заинтересованными органами и сопровождаться пояснительной запиской (обоснования, прогнозы и т.п.). После необходимых согласований проект проходит стадию визирования руководителями заинтересованных органов. Органы юстиции или юридические службы ведомства проводят юридическую экспертизу проекта. Прошедший экспертизу и завизированный проект вносится в правотворческий орган;

    • принятие или утверждение проекта;

    • государственную регистрацию принятого нормативного акта. Она обязательна для актов, затрагивающих права, свободы и обязанности частных лиц, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер. Отсутствие регистрации актов является основанием для признания их недействительными;

    • опубликование принятого нормативного акта. Зарегистрированные акты подлежат обязательному опубликованию в течение 10 дней со дня регистрации.

Правоприменительные процедуры подразделяются на регулятивные и правоохранительные или юрисдикционные. Регулятивные процедуры используются для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел позитивного, неконфликтного характера и организационно-исполнительных вопросов, для реализации прав и законных интересов частных лиц в сфере управления. Они формализуют оперативную, организационно-исполнительную деятельность по разрешению повседневных дел, возникающих в процессе государственного управления. В силу этого они являют собой административные процедуры в узком (собственном) значении слова. Под административными процедурами в узком смысле слова понимается установленный нормами права порядок (правила) совершения управленческих действий и разрешения органом исполнительной власти конкретных индивидуальных дел, связанных с обращениями частных лиц в целях реализации их прав и законных интересов.

  • Административные (регулятивные) процедуры в узком смысле слова характеризуются рядом специфических черт:

    • обеспечивают применение не санкций, а диспозиций административно-правовых норм;

    • призваны разрешать индивидуальные административные дела неконфликтного, бесспорного характера;

    • в рамках этих процедур реализуется основной объем компетенции органов исполнительной власти;

    • обеспечивают реализацию всех организационно-управленческих функций государственной администрации (процедуры планирования, организации контроля, мотивации, регистрации и т.д.);

    • регулируют действия, которые не связаны с применением принуждения и осуществлением юрисдикционных функций, направленных на разрешение административно-правовых конфликтов.

Различного рода административные процедуры есть способ существования управленческого процесса, который может быть представлен как система административных процедур правотворческого и регулятивного характера. Административные процедуры обеспечивают конструктивное регулирование позитивных, неконфликтных отношений между органами исполнительной власти и частными лицам.

  • К основным из них относятся:

    • процедура рассмотрения обращений граждан, регулируемая на федеральном уровне Указом Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г.;

    • процедура государственной регистрации (граждан по месту пребывания и месту жительства, юридических лиц, общественных объединений, недвижимости, автотранспорта и т.д.);

    • правила выдачи лицензий;

    • процедура получения разрешений (на продажу и приобретение оружия, на въезд в пограничную зону, использование природных ресурсов, проведение демонстраций и т.д.);

    • порядок оформления и выдачи различного рода удостоверяющих документов, имеющих юридическое значение (паспортов, водительских удостоверений и т.д.);

    • порядок оформления контрольно-надзорной деятельности и т.д.;

    • процедура размещения государственных (муниципальных) заказов;

    • порядок сертификации продукции, работ и услуг;

    • процедура назначения и выплаты пенсий, пособий;

    • порядок выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ (строительных разрешений) и т.д.

Административная процедура призвана служить гарантией защиты прав и свобод граждан от произвола административных органов и средством контроля за их деятельностью. Однако в современных условиях отсутствует единый федеральный закон об административных процедурах, что дает возможность ведомствам самостоятельно изобретать различные формальные процедуры и собственные правила взаимоотношений с частными лицами (подачу справок, подтверждений, формуляров, анкет и т.д.). Все это ведет к излишнему формализму и бюрократизму и в конечном счете к ущемлению прав частных лиц чиновничьим усмотрением. В странах с развитыми демократическими традициями вопрос об административных процедурах решается на законодательном уровне. Законы об административных процедурах обычно регламентируют единые сроки, формы документов, обязанности органов власти по разъяснению гражданам их права на обжалование вынесенного решения, порядка подачи жалобы и т.д. В административном праве демократических государств выделяется ряд важных принципов, регулирующих порядок деятельности органов исполнительной власти в отношениях с гражданами.

  • К ним, в частности, относятся:

    • принцип соразмерности: общая свобода действий гражданина может быть ограничена лишь настолько, насколько это необходимо для достижения преследуемой в интересах общества цели. Предписанные для достижения этой цели меры должны быть минимально обременительными;

    • принцип расследования: гражданин не обязан доказывать те или иные обстоятельства или факты интересующие орган власти, который должен сам выяснять все необходимые сведения. Гражданин в подаваемых заявлениях обязан лишь утверждать некие факты и орган не может требовать подтверждения их достоверности при помощи не предусмотренных законом документов;

    • запрет сверхформализма: если гражданин не соблюдает форму (при подаче какого-либо заявления), это не должно быть поводом для отказа принять от него заявление, если цель, преследуемая формой, может быть достигнута и без ее соблюдения и др.

В настоящее время в нашей стране научной общественностью разработан и обсуждается ряд инициативных законопроектов «Об административных процедурах», которые имеют целью урегулировать основные процедуры взаимоотношений частных лиц и органов исполнительной власти и свести ведомственное правотворчество в этой области к минимуму. Регулятивные административные процедуры следует отличать от правоохранительных, юрисдикционных процедур, которые непосредственно связаны не с управленческой оперативно-исполнительной деятельностью, а с осуществлением юрисдикционных функций органов исполнительной власти. Термином «юрисдикция» (от лат. juridictio — судопроизводство, ведение суда) обычно обозначается право производить суд, решать конфликтные вопросы и сфера полномочий юрисдикционного органа. Юрисдикция — это «правоговорение», т.е. провозглашение права органом, имеющим власть судить. Она выражается в прерогативе разрешать правовые конфликты принудительным для сторон образом. Эта прерогатива реализуется в юрисдикционном решении, которое «говорит право», т.е. провозглашает то, что заслуживает каждый, являющийся стороной правового конфликта: восстановление права, если оно было нарушено либо наказание, если нарушена норма права. Юрисдикция как «суждение о праве» состоит в том, чтобы «говорить» сторонам, в чем заключается право в данном случае, высказываться от имени права, оценивать действия субъектов с точки зрения их правомерности или неправомерности, применять юридические санкции к правонарушителю. Юрисдикция — это основная функция судьи и она неразрывно связана с деятельностью судебной власти. Однако административные органы могут по закону наделяться определенными юрисдикционными функциями для разрешения правовых конфликтов, не представляющих большой социальной опасности. Это позволяет, с одной стороны, разгрузить суды, а с другой — обеспечить более оперативное разрешение правовых конфликтов. Юрисдикционная (правоохранительная) процедура, или юрисдикционное производство,- это порядок разрешения уполномоченным органом государственной власти административно-правового конфликта в виде административного спора или административного правонарушения. Она связана с «суждением о праве», а потому выступает в качестве элемента, звена административного процесса. Административный процесс — это урегулированный административно-процессуальными нормами порядок разбирательства административно-правового конфликта с участием юрисдикционного органа, опосредующего взаимоотношения сторон. Он представляет собой административно-процессуальную деятельность субъекта административной юрисдикции по применению норм материального права при рассмотрении дел об административных правонарушениях или при разрешении административно-правового спора. Разбирательство дел об административных правонарушениях осуществляется как органами исполнительной власти, так и судьями (районными и мировыми). В соответствии с КоАП юрисдикционной функцией по административным правонарушениям наделено около 450 видов должностных лиц этих органов. Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое в административном процессе, регулируется общими, обязательными как для органов исполнительной власти, так и для судей административно-процессуальными нормами. Оно может иметь полную и упрощенную формы. В рамках административного процесса в юрисдикционных органах осуществляется также разрешение административных споров, возникающих в связи с нарушением субъективных прав частных лиц, с незаконным привлечением к какой-либо ответственности или незаконным возложением каких-либо обязанностей. Юрисдикционные процессуально-правовые процедуры, имеющие своей целью разрешение административных споров, непосредственно связаны с функционированием института административной юстиции.

Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении

Общая характеристика стадии рассмотрения дела об АП

l 2 стадия производства.

l Центральная стадия, на которой дела разрешается по существу и принимается итоговое решение о привлечении лица в отношении которого ведется производство к ответственности или об освобождении от таковой.

l Обязательная

l Присутствует во всех видах производства

l Субъектный состав:

– Лицо, в отношении которого ведется производство по делу

– Суд, орган или должностное лицо, уполномоченный рассмотреть дело по существу

– Должностные лица, возбудившие дело не обладают на данной стадии собственным процессуальным статусом и могут участвовать в рассмотрении дела только в качестве свидетелей (кроме арбитражного процесса, где орган, возбудивший дело об АП является полноправным участником процесса)

l Стадия начинается с момента поступления материалов дела суду, органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело по существу.

l Порядок рассмотрения дела, установленный КоАП РФ един для судов общей юрисдикции, органов и должностных лиц. Арбитражные суды рассматривают дело в соответствии с § 1 главы 25 АПК, а КоАП применяется субсидиарно.

l Срок рассмотрения дела (29.6 КоАП) носит дисциплинирующий характер и начинают течь с момента поступления материалов лицу, уполномоченному рассматривать дело:

– 15 дней – для органов и должностных лиц

– 1 месяц — для судей общей юр-ии

– 2 месяца — для судей арбитражных судов

– 5 дней – для избирательных споров

– 48 часов – при рассмотрении дел, в качестве наказания по которым предусмотрены арест или выдворение. Если применена мера обеспечение «задержание», то 48-часовой срок исчисляется с момента задержания.

– 7 суток — если может быть назначено наказание «Административное приостановление деятельности» И применена мера обеспечения «временный запрет деятельности». Срок начинает исчисляться с фактической приостановки деятельности. 11

l Стадия завершается:

– Вынесением постановления по делу об АП (основной процессуальный документ стадии), разрешающим дело по существу

– Вынесением определения о передаче дела по подведомственности.

l Процессуальные действия в рамках стадии отражаются в протоколе, который обязаны вести суды и коллегиальные органы.

Структура стадии

  1. (только для арбитражных судов) возбуждение дела по заявлению органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об А.П.
  2. Этап подготовки дела к рассмотрению (подготовка дела к судебному разбирательству – для арбитражных судов)
  3. (только для арбитражных судов) предварительное судебное заседание.
  4. Этап слушания дела (судебное разбирательство – для арбитражных судов)

– Подэтап открытия заседания

– Подэтап рассмотрения дела по существу

  1. Этап вынесения решения по делу
  2. Этап оглашения решения по делу (направление копии решения суда лицам, участвующим в деле – для арбитражных судов)

При упрощенном и особом видах производства остается только 1 этап – вынесение решения по делу

Этап подготовки дела к рассмотрению

Подготовка дела требует разрешения нескольких вопросов:

1. Относится ли рассматриваемое дело к компетенции лица?

l Проверяется правильность территориальной подведомственности (29.5):

– Место совершения – общее правило

– Место жительства – по ходатайству лица, в отношении несовершеннолетних и некоторые составы в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних (5.35, 20.22, 6.10)

– По месту нахождения органа, проводившего административное расследование – при проведении административного расследования

– По месту нахождения органа в который поступили материалы об АП – в отношении правонарушений по Гл.12 и в сфере благоустройства, зафиксированных посредством тех средств, работающих в автоматическом режиме

Отступление от этих правил возможно если в силу отводов или самоотводов дело передается другому мировому судье или в другой районный суд.

l Проверяется подведомственность по Гл.23 КоАП

Если установлено, что дело неподведомственно то:

l Выносится определение о передаче дела по подведомственности

l Арбитражный суд прекращает производство по делу по 150 АПК

Вынесение решения неуполномоченным органом – грубое процессуальное нарушение, влекущее отмену решения по п.4 ч.1 ст.30.7 кроме случаев, когда это вызвано недостоверной информацией, представленной лицом, привлекаемым к ответственности

2. Имеются ли обстоятельства, исключающие рассмотрение дела конкретным органом или должностным лицом? Такими обстоятельствами могут быть:

l Родственные отношения с лицами 25.1-25.5.

l Иные обстоятельства, свидетельствующие о том, что лицо лично прямо или косвенно заинтересовано в том или ином результате дела.

При наличии обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела, лицо рассматривающее дело должно заявить о самоотводе. Заявление подается председателю суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу.

Участники производства (25.1 – 25.5.) могут заявить об отводе. Заявление разрешается самим судьей, органом или должностным лицом в производстве которого находится дело.

Об отводе выносится мотивированно определение

При отводе дело передается судье или должностному лицу того же органа, если это не возможно, то другому судье того же уровня или вышестоящему органу.

3. Правильно ли составлен протокол по делу и иные процессуальные документы? Проверяется:

l Полномочия должностного лица на составление протокола

l Наличие сведений о должностном лице, составившем протокол, его подписи

l Наличие сведений о лице в отношении которого составлен протокол и его подписей

l Наличие квалификации и её соответствие признакам объективной стороны

Отсутствие хотя бы одного из элементов влечет возвращение протокола для устранения недостатков (п.3 29.1, п.4 ч.1 ст.29.4). О возвращении выносится определение или (при наличии организационной подчиненности) даются указания устранить недостатки.

Если основания для возвращения протокола не были выявленыпри подготовке дела, то на этапе слушания их выявление может служить основанием для прекращения производства по 24.5.

Иные процессуальные нарушения: отсутствие сведений о свидетелях и потерпевших, неполнота описания признаком объективной стороны, технические опечатки – не могут служить основанием для возвращения протокола 12

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу

4. Имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу?

При выявлении обстоятельства 24.5. Выносится постановление о прекращении производства по делу (ч.2 ст.29.4)

5. Достаточно ли имеющихся по делу материалов для рассмотрения по существу?

Проверяется минимальный набор процессуальных документов:

l Протокол по делу

l Протоколов о применении мер обеспечения

l Документов, подтверждающих особый правовой статус лица, привлекаемого к ответственности.

Неполнота документов может быть устранена 2 способами:

l Путем истребования (в определении о назначении дела судья предлагает органу представить недостающие документы). Этот вариант возможен только если уже имеющихся материалов достаточно для начала рассмотрения дела

l Путем возвращения материалов дела органу или должностному лицу, который возбудил дело.

В обоих случаях выносится определение

6. Имеются ли ходатайства и отводы?

Ходатайства могут быть заявлены, а заявления об отводах поданы субъектами 25.1 – 25.5.

Этап подготовки дела к рассмотрению завершается принятием решения о назначении времени и места рассмотрения дела. Решение оформляется судами в виде определения, а органы могут просто уведомлять участников производства о дате, месте и времени рассмотрения

Этап подготовки дела может повторяться неоднократно если протокол по делу или все материалы возвращались для устранения недостатков или истребовались необходимые документы.

Этап — слушания дела
Подэтап – открытие заседания

Подэтап открытия заседания направлен на получение информации:

l о готовности заседания для рассмотрения дела по существу

l О наличии процессуальных препятствий для принятия итогового решения по существу

l Создание условий для всестороннего полного и объективного рассмотрения дела

Этап подготовки дела к рассмотрению включает следующие процессуальные действия:

1. Объявление о том, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности

2. Выяснение явки и статуса явившихся участников. Выясняются явившиеся лица, устанавливается их статус, рассматривается вопрос о возможности продолжения рассмотрения дела при текущей явке.

3. Разъяснение участникам дела их прав и обязанностей;

4. Рассмотрение заявленных отводов и ходатайств

5. Принимается решение о продолжении рассмотрения дела или его переносе:

l Определение об отложении рассмотрения дела:

– Удовлетворение заявления об отводе или самоотводе

– Неявка деликвента, если его явка обязательна в силу абз.2 ч.3 ст.25.1 (арест, выдворение), неявка иного участника, если его явка признана обязательной , неявка по уважительной причине или в связи с ненадлежащим уведомлением

– Принятие решение о назначении экспертизы или истребовании иных дополнительных материалов

При отложении назначается дата и время нового заседания. Одновременно с этим могут приниматься и иные процессуальные решения, необходимость которых привела к отложению дела.

l Определение о передаче дела по подведомственности (29.5. или Гл 23.)

Этап — слушания дела
Подэтап – рассмотрения дела по существу

Последовательность действий:

l Оглашение пртокола

l Заслушивание объяснений лица, привлекаемого к ответственности, его представителей

l Заслушивание показаний потерпевшего, его представителя

l Заслушивание показаний свидетелей. В начале заседания после установления личности и статуса они удаляются из зала и вызываются по одному.

l Заслушивание или оглашение показаний специалиста, заключений эксперта, исследование иных доказательств

l Если участвует прокурор, то заслушивается его заключение

Ход рассмотрения дела в судах общей юрисдикции регулируется нормами ГПК, применяемыми по аналогии

Ход рассмотрения дела в арбитражных судах регулируется АПК

В ходе слушания дела первоначальная квалификация может быть изменена если это не влечет изменения подведомственности.

Этап вынесения решения по делу

По результатам рассмотрения дел могут быть вынесены:

l Постановления – форма итогового решения

l Определения – форма промежуточных решений.13

Постановления могут быть 2 видов:

» о назначении административного наказания;

» о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Арбитражный суд выносит итоговый акт в форме «решения»:

z О привлечении к административной ответственности

z Об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной отвтетсвенности.

z В зависимости от того, кто выносит акт, меняется его природа: если суд – это акт правосудия, а если орган или должностное лицо – это акт государственной администрации

Коллегиальные органы выносят постановление простым большинством голосов

Форма постановления единая вне зависимости от того, кто его вынес

Решение суда выносится в совещательной комнате и подписывается судьей, а должностным лицом – просто путем подписания

Постановление о назначении административного наказания выносится если установлены:

♥ Событие административного правонарушения: т.е. все признаки объекта и объективной стороны;

♥ Лицо, совершившее адм правонарушение и соответствующие ему признаки общего или специального субъекта

♥ Виновность лица и иные элементы субъективной стороны

♥ Отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу

♥ Отсутствие иных обстоятельств, позволяющих освободить лицо от административной ответственности

В рамках одного слушания может быть вынесено только одно постановления, даже если обвиняемый совершил несколько административных правонарушений, дела о которых возбуждены одним протоколом или несколькими протоколами. Если деяния совершены соисполнителями, то решение в отношении каждого из них выносится в отдельном заседании.

Постановление о прекращении производства по делу выносится в случаях:

  1. Наличие хотя бы одного из обстоятельств 24.5.
  2. объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса
  3. Передача материалов дела органу предварительного следствия или дознания если деяние содержит признаки преступления
  4. Применение к несовершеннолетнему в возрасте от 16 до 18 лет мер воспитательного воздействия
  5. освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9 (наркотики), 14.32 (антимонопольное законодательство) настоящего Кодекса, в соответствии с примечаниями к указанным статьям.
  6. Постановления по делу (кроме судебных) выносятся на типографских бланках (как правило, номерных)

Структура постановления по делу об АП:

1. Вводная часть:

å Должность, фамилия, инициалы судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа

å Дата и место рассмотрения дела (число, месяц, год, административно-территориальная единица)

å Сведения о лице в отношении которого рассмотрено дело

– Для физического лица: ФИО, год рождения, место жительства, временного пребывания или фактического нахождения, место работы + семейное положение, месячный доход, если они важны для индивидуализации наказания

– Для юридического лица: наименование, организационно-правовая форма, юридический адрес, ИНН, банковские реквизиты

2. Описательная часть:

z Начинается со слова «установил».

z Кратко излагаются данные протокола (в т.ч. Время, место, средства и способ совершения правонарушения, обстоятельства обнаружения, данные свидетельствующие о причастности лица, объяснения участников производства)

3. Мотивировочная часть:

♫ Фактические обстоятельства, установленные при рассмотрении дела

♫ Сведения, послужившие доказательством виновности или невиновности лица

♫ Обоснование принятия или отказа в принятии доказательств

♫ Оценка доказательств

♫ Обосновывается избранный вид и размер административного наказания

♫ Дается окончательная юридическая квалификация правонарушения или обстоятельства по которым дело прекращается

♫ Ссылка на процессуальные нормы на основании которых выносится постановление

4. Резолютивная часть:

— Начинается со слова «постановил»

— Констатируется признание лица виновным или невиновным в совершении правонарушения

— Указывается вид и размер назначенного наказания

— Решается вопрос об изъятых вещах и документах;

— Может быть решен вопрос о возмещении имущественного вреда

— Данные о сроке и порядке обжалования

Определения по делу констатируют невозможность его рассмотрения по существу конкретным судьей, органом или должностным лицом.14

Виды определений:

² о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации

o По делам с условной подведомственности (ч.2 ст.23.1.)

² о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

– Если лицо фактически совершило правонарушение, имеющее иную квалификацию и с учетом новой квалификации дело перестает быть подведомственным судье, органу или должностному лицу, который его рассматривает.

Структура определений по делу:

1. Вводная часть:

Ø Наименование определения

Ø Дата и место его составления

Ø Должность, ФИО судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа

Ø Сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство или в отношении которого рассматривается дело

2. Описательно-мотивировочная часть:

² Начинается со слова «установил»

² Содержание поданного заявления, ходатайства или обстоятельства

² Обстоятельства, установленные при рассмотрении дела

² Обоснование необходимости принятия данного решения и его правовое основание

3. Резолютивная часть:

å Начинается со слова «определил»

å Принятое решение

Определение может приниматься судом без удаления в совещательную комнату

Определения, которые не требуют исполнения другими органами и не влекут передачу материалов дела могут включаться в протокол (если он ведется)

Этап доведения постановления или определения до сведения участников производства

Общее правило – постановление оглашается немедленно в полном объеме

Специальное правило – в исключительных случаях изготовление мотивированного постановление может быть осуществлено в течение 3-х дней

Особое правило – специальное правило не распространяется на ускоренное производство. В нем все постановления должны быть изготовлены немедленно.

Копии постановления вручаются присутствующим участникам производства под расписку, а остальным направляются по почте.

Понятие административной процедуры

Административная процедура — это нормативно установленный последовательный порядок реализации административно-властных полномочий, направленный на разрешение индивидуального административного дела, или выполнение управленческой функции. Под индивидуальным административным делом понимается возникающий в сфере государственного управления вопрос, связанный с применением административных норм, и требующий в целях его разрешения оперативно-исполнительных действий полномочных органов и должностных лиц публичной администрации.

Административная процедура — это, по сути, алгоритм действий, который должна выполнить публичная администрация (орган государственной власти или орган местного самоуправления) для решения конкретного дела.

Значение административных процедур:

  • 1. Уменьшают риск отклонения от цели правоотношения. Если целью правоотношения является установить право на ношение огнестрельного оружия — требуют только то, что необходимо для установления этого права.
  • 2. Административные процедуры снижают степень усмотрения. Решение должно быть принято в течение 30 дней, т.е. нет возможности рассматривать дело столько, сколько ему хочется.
  • 3. Обеспечивают административные процедуры для более эффективного контроля за деятельностью публичной администрации (публичной власти; органов власти), причем как контроля внутреннего, так и внешнего — со стороны судебной системы, или институтов защиты прав гражданского общества.
  • 4. Создают единообразие в правоприменительной практике. Единый алгоритм обеспечивают ситуацию, при которой схожие дела разрешаются примерно одинаковым образом.
  • 5. Обеспечивают гласность правоотношения. Все участники от служащего до гр-на и организации знают все этапы и функционирование публичной администрации.

Задачи административных процедур (которые они решают):

  • 1. Обеспечивается эффективность деятельности публичной администрации/публичной власти.
  • 2. Создание благоприятных условий для участия граждан и организаций в публичных правоотношениях.

Цели административных процедур:

  • 1. Выровнять правовое положение властного и невластного субъектов. Процедура позволяет превратить права представителя публичной администрации в обязанности, а также предоставить дополнительные права невластному субъекту.
  • 2. Процедура должна давать возможность невластным субъектам понять, в каком порядке они могут реализовать свое право или каким образом будет осуществляться контроль за исполнением возложенной на них обязанности.

Структура административной процедуры.

Элементы процедуры (обязательные):

  • 1. участники процедуры и их правовой статус. Существуют 2 стороны:
    • — наделенная властными полномочиями и осуществляющая публичную функцию, по общему правилу это государственные органы, могут быть государственные и муниципальные учреждения, а также при передаче соответствующие функции иные организации. Может быть представлена несколькими органами и должностными лицами. В этой ситуации процедура должен определять порядок координации действий этих органов и должностных лиц. Процедура должна определять, чье требование будет решающим. Способы:
    • 1) Указывается, какой орган должен скорректировать свои требования в случае противоречия требованиям иных органов.
    • 2) Если внутри администрации муниципального образования устанавливается согласование в нескольких инстанциях, должен быть определен единый орган/структурное подразделение, которое курирует процесс согласования и ответственно за подготовку единого консолидированного решения.
  • — невластные субъекты — граждане или организации. Правовой статус включает права и обязанности. С точки зрения нормативного регулирования права и обязанности субъектов, обладающими властными полномочиями делятся на 2 группы:
    • 1) Права, не связанные с обременением невластных субъектов. — право запросить информацию у другого органа. Реализация данного права невластного субъекта не затрагивает. Право собирать дополнительную информацию, запрашивать документы. Их регулирование может носить максимально общий характер в рамках процедуры.
    • 2) Права, связанные с обременением невластных субъектов. Затребовать у гражданина дополнительные сведения, или обязать предоставить дополнительную справку, обязать явиться. Должно быть определено, при каких условиях соответствующее право может быть реализовано. Простого усмотрения должностного лица недостаточно. Должны быть основания для реализации права, формы решения, сроки и требования, предъявляемые к действиям гражданина или организации.

Права и обязанности невластных субъектов зависят от характера процедуры, а также степени усмотрения должностных лиц при разрешении дела. Общее правило: чем меньше усмотрения у должностных лиц, тем меньше дополнительных процедурных прав предоставляется гражданам и организациям. Чем больше усмотрения — тем больше прав, чтобы обеспечить контроль за использованием этого усмотрения.

Понятие и виды административных процедур в деятельности органов исполнительной власти, их значение в обеспечении прав и свобод граждан

Административные процедуры в деятельности органов исполнительной власти

Административная процедура — порядок деятельности административных органов по рассмотрению и разрешению административных дел, который делится на ряд процессуальных стадий и завершается принятием управленческого или юрисдикционного решения.

Административная процедура основывается:

  • на нормах, которые содержатся в Конституции РФ;
  • на нормах, которые содержатся в федеральных законах (например, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним и др.);
  • на нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Арбитражного процессуального кодекса РФ;
  • на указаниях и разъяснениях пленумов Верховного Суда РФ;
  • на правилах, изложенных в административных регламентах (например, Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452; «Административном регламенте исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора», утвержденном Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 191).

Процессуальные стадии административных процедур:

  1. процедура возбуждения административного производства;
  2. процедура рассмотрения административного дела;
  3. процедура принятия решения по административному делу в форме административного акта (принятие административного акта);
  4. процедура пересмотра решения по административному делу;
  5. процедура исполнения решения по административному делу.

Виды административных процедур

Административные процедуры делятся на регулятивно-управленческие, посредством которых органом исполнительной власти (его должностным лицом) реализуются установленные дня него полномочия, и правоохранительные (юрисдикционные), посредством которых обеспечивается подчинение физических и юридических лиц общеобязательным правилам поведения и деятельности.

Регулятивно-управленческие процедуры:

  • процедура принятия актов управления. Акт управления — подзаконное решение, принятое органом исполнительной власти с соблюдением установленной процедуры по вопросу, отнесенному к его компетенции. Акты управления делятся на нормативные и индивидуальные. Нормативный правовой акт — это письменный документ, принятый органом власти и управления и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Индивидуальный правовой акт — это акт применения закона или подзаконного нормативного акта. К актам управления относятся постановления, распоряжения, приказ, указание, инструкция (например, «Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденная приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2013 г. № 45);
  • процедура рассмотрения заявлений и обращений граждан;
  • процедуры принятия, рассмотрения и разрешения жалоб граждан (общие и специальные, например, путем обращения в органы прокуратуры или к Уполномоченному по правам человека);
  • лицензионно-разрешительные административные процедуры (например, процедура выдачи Федеральной службой технического и экспортного контроля России лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации; процедура выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ; процедура выдачи лицензии на производство лекарственных средств, производство и техническое обслуживание медицинской техники; процедура выдачи лицензии на перевозку опасных грузов; процедура выдачи лицензии на осуществление частной охранной деятельности);
  • регистрационные административные процедуры (например, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; регистрация граждан по месту жительства и месту пребывания; регистрация транспортных средств, государственная регистрация общественных организаций, государственная регистрация средств массовой информации);
  • процедуры управления государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;
  • сертификационные административные процедуры (например, процедура обязательной сертификации продукции, работ и услуг; процедура сертификации электронной подписи удостоверяющим центром);
  • иные процедуры, связанные с выдачей документов, имеющих юридическое значение;
  • процедуры по аттестации (аккредитации) Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации удостоверяющего центра электронных подписей.

Правоохранительные (юрисдикционные) процедуры.

  • процедуры применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (например, процедура осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов);
  • процедуры возбуждения дела об административном правонарушении (например, процедура составления протокола об административном правонарушении);
  • процедура рассмотрения дела об административном правонарушении;
  • процедура пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
  • процедуры исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях (например, процедура исполнения постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения, процедура исполнения постановления о наложении административного штрафа).

Участники административной процедуры. Участники административной процедуры — это субъекты процедурных правоотношений, наделенные соответствующим административно-правовым статусом. В регулятивно-управленческих процедурах их участниками являются представители и должностные лица органов публичной власти, с одной стороны, и граждане (организации граждан) — с другой. К числу участников юрисдикционных процедур относятся должностные лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его законный представитель и защитник, иные процессуальные лица (например, эксперт, свидетель).

Эта стадия главная, основная, решающая, генеральная, она юрисдикционно-судьбоносная, т.к. именно на этой стадии решается вопрос о том, был ли состав административного правонарушения с точки зрения наличия всех четырех элементов и виновно ли лицо в совершении данного правонарушения. На стадии рассмотрения предметно решается вопрос о подведомственности. Подведомственность – это часть компетенции, которая указывает на конкретные предметы ведения того или иного субъекта правоприменения (субъекта ИВ или СВ). подведомственность как понятие – достаточно сложное по составу и разнообразное по содержанию. Подведомственность отвечает на вопрос «в каких пределах субъект власти может распоряжаться порцией полномочий, выданных ему государством?». Подведомственность можно подразделить в соответствии с правовыми отраслями (уголовно-правовая, гражданско-правовая и др.).

Административно-правовая подведомственность имеет уровни:

1. Международная – это та подведомственность, в основе которой международно-правовые договоры между РФ и другими государствами, в т.ч. государствами б. СССР.

2. Государственная, которая подразделяется на подведомственность:

a. Федерального центра.

b. Субъектов РФ.

c. Муниципальных образований.

Ст.1.1 КоАП РФ: законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

3. Родовая – в рамках данного уровня АО решается вопрос, субъекты какой власти вправе рассматривать дело об административном правонарушении (ИВ или СВ).

4. Видовая – здесь решается вопрос, какие конкретно органы (представители властей) участвуют в рассмотрении дела (ИВ – свыше 70 субъектов функциональной власти; СВ – мировые, районные, арбитражные, военные гарнизонные суды).

5. Иерархическая (инстанционная).

6. Территориальная – в рамках этого уровня решается вопрос о том, какие органы, с точки зрения территориальной расположенности, будут заниматься конкретным делом.

7. Должностная – решается вопрос о том, кто может произвести определенное действие (доставить, составить протокол, произвести задержание и т.д.).

Поскольку в производстве по делам об административных правонарушениях участвуют субъекты двух властей – исполнительной и судебной – возникает вопрос, что из себя представляет судебная подведомственность и каковы её виды.

Виды судебной подведомственности:

1. Исключительная судебная подведомственность. А рамках этого вида рассматриваются те категории дел, которые доверены только суду в силу их конституционной важности (независимо от видов наказания). Эта дела, связанные с нарушением конституционных прав граждан.

2. Условная (относительная) судебная подведомственность. Этот уровень характеризуется тем, что дела об административных правонарушениях могут рассматриваться судьями лишь при условии, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело, передало его для рассмотрения в суд (ч.2 ст.23.1). как правило, в рамках условной подведомственности рассматриваются такие составы административных правонарушений, за совершение которых предусмотрена альтернативная санкция, причем одна и альтернатив может назначаться исключительно судом (ст.20.1 – мелкое хулиганство – штраф или административный арест; для правоприменителя эта статья рассматривается в альтернативном порядке, т.е. дело об административном правонарушении по ст.20.1 первоначально поступает в орган внутренних дел, но первая альтернатива не всегда оказывается самодостаточной, т.к. субъект правонарушения не всегда имеет официальный источник существования, поэтому возникает ситуация: возможности ОВД исчерпаны тем, что назначаемое им наказание не будет исполнено; в итоге дело передается в суд, а субъекта административного правонарушения наказывают арестом).

3. Экстраординарная (ситуативная) судебная подведомственность. Этот вариант подведомственности рассчитан на исключительную ситуацию, связанную с упразднением указанных в главе 23 КоАП РФ органов, учреждений, структурных подразделений или должностей должностного лица. В соответствии со ст.22.3 КоАП РФ до внесения в КоАП или закон субъекта РФ соответствующих изменений или дополнений подведомственные упраздненным органам дела рассматривают судьи. Сравнительно недавно в КоАП появилось такое понятие как «подсудность». Возникла проблема соотношения судебной подведомственности и подсудности. Наиболее объемным понятием является судебная подведомственность, т.к. она имеет три разновидности и прежде всего правоприменителю нужно будет определить, с каким видом судебной подведомственности он сталкивается, а затем, убедившись, что данное дело будет рассматриваться в судебном порядке, необходимо будет конкретизировать правоприменителю, какой вид подсудности имеет место быть в данном производстве.

Виды подсудности:

a. В соответствии с общим правилом определения подсудности дела об административных правонарушениях, подлежащих рассмотрению в судебном порядке, рассматриваются мировыми судьями. Из этого правила есть ряд исключений, каждое из которых имеет свое основание.

b. Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов (особенности субъекта правонарушения).

c. Дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов (особенности субъекта правонарушения).

d. Дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, которые влекут: 1) административное выдворение ИГ или ЛБГ за пределы РФ; 2) административное приостановление деятельности; 3) дисквалификацию, — рассматриваются судьями районных судов.

Территориальная административная подведомственность. Ст.29.5 дает ответ на вопрос, что будет местом рассмотрения поступившего дела.

Здесь выделяется два правила:

1. Общее – дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту совершения административного правонарушения. Из этого правила есть ряд исключений.

2. Специальные:

a. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

b. Дело может быть рассмотрено по месту выявления административного правонарушения, если местом его совершения является территория другого государства в случаях, предусмотренных МД РФ.

c. Дело, по которому проводилось административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

d. Если субъектом административного правонарушения является несовершеннолетний, то дело в отношении него рассматривается по месту жительства самого несовершеннолетнего.

e. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП, если материалы дела зафиксированы с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств фото- и видеосъемки, такие дела будут рассматриваться по месту нахождения органа, в который поступили эти материалы.

Сроки рассмотрения дела об АПН.

При рассмотрении дел об АПН законодатель определяет так называемый общий срок рассмотрения дела об АПН (общее правило) – 15 дней со дня получения органом или должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протоколе об АПН и других материалов дела (поступивших со стадии возбуждения).

Исключения:

1. Дела, рассматриваемые в судебном порядке, то срок его рассмотрения составляет 2 месяца со дня поступления протокола об АПН и других материалов дела в суд.

2. Если поступили ходатайства от участников производства по делу об АПН, либо есть потребность в необходимости дополнительного выяснения обстоятельств по делу, срок рассмотрения дела может быть продлен широким правоприменителем еще на 1 месяц.

3. Дела об АПН в сфере избирательной системы рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об АНП.

4. Если по делу об АПН предусмотрены такие наказания как административный арест, либо административное выдворение ИГ или ЛБГ за пределы РФ, само дело рассматривается в день получения протокола, т.е. немедленно, а в отношении лица, которое до назначения ему этих наказаний подвергалось такой мере административно-правового принуждения как административное задержание, дело может быть рассмотрено не позднее 48 часов со момента его задержания.

5. Дело об АПН, за совершение которого может быть назначено АН в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее 7 суток с момента фактического прекращения деятельности. Временный запрет деятельности – мера первичная по отношению к АПД. Она предворяет АПД. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок АПД.

Порядок рассмотрения дела читать самостоятельно.

Стадия рассмотрения дела

На данной стадии выделяют 3 этапа: подготовительный, рассмотрения дела по существу, вынесения постановления по делу и его оглашение.

При подготовке дела к рассмотрению судья орган должностное лицо выясняют следующие вопросы, имеющие важное юридическое значение: 1) относится ли к компетенции рассмотрения данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьёй, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли ходатайства и отводы; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения; 6) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.

Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрении которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать дело, если между ними и иными участниками производства имеются родственные связи. При наличии указанных обстоятельств, предусмотренных ст. 29.2 КоАП РФ, судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подаётся председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ).При наличии тех же обстоятельств другие участники производства имеют право заявить отвод лицам, рассматривающим дело об административном правонарушении. Заявление об отводе рассматривается судьёй, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело. По результатам рассмотрения заявление о самоотводе или, об отводе указанных лиц выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

При подготовке дела к рассмотрению разрешаются следующие вопросы, по которым в необходимых случаях выносится определение: 1) о назначение времени и места рассмотрения дела; 2) о вызове необходимых для рассмотрения дела лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы; 3) об отложении рассмотрения дела; 4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, составившим протокол, в случае их составления и оформления неправомочными лицами, неправильного составления либо неполноты предоставленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела; 5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, члена коллегиального орган, должностного лица. При наличие обстоятельств, исключающих производство по делу и предусмотренных КоАП РФ, выносится постановление о прекращение производства по делу.

Дело рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведётся производство, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего такое расследование. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях родителей несовершеннолетних и заменяющих их лиц рассматриваются по месту жительства указанных лиц. Дело об административном правонарушении, влекущем лишение прав управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учёта транспортного средства.

Дело рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьёй, органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов. В случае поступления ходатайства от участников производства по делу либо в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств срок рассмотрения дела судьёй, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, продляется на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо выносят мотивированное решение. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечёт административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов. Дело в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, рассматривается не позднее 48 часов с момента его задержания.

Кодекс РФ об административных правонарушения установил определенный порядок рассмотрения дела. Судья, орган, должностное лицо начинают рассмотрение дела с выяснения обстоятельств, имеющих важное юридическое значение для правильного разрешения дела.

Далее оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости иные материалы. Заслушиваются объяснения физического или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся производство по делу. Оглашаются показания других участников производства, пояснение специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства. В случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. При рассмотрения дела коллегиальным органом составляется протокол, требования к которому установлены в ст. 29.8 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела выносится постановление, которое констатирует принятое по делу решение. Оно может состоять в наложении административного наказания либо в прекращение производства по делу. Постановление о наложении административного наказания выносится, если: материалами дела и в ходе слушаний по делу доказана вина лица в совершении административного правонарушения; отсутствуют обстоятельства, исключающие административную ответственность лица; отсутствуют основания для освобождения лица от административной ответственности. Воронцов Г.А. Админастративное право — Ростов н/Д.: Феникс, 2011.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносятся в случае: 1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ; 2) объявления устного замечания согласно ст. 2.9 КоАП РФ; 3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, если в действиях (бездействии) содержаться признаки преступления.

Требования к содержанию постановления по делу установлены в ст. 29.10 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении включает вводную, описательную и резолютивную части. Во вводной части приводятся: реквизиты постановления (номер, дату, адрес его вынесения); должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело.

В описательной части постановления указываются: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, в том числе результаты анализа и оценки доказательств, исследованных в процессе рассмотрения дела; статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность правонарушителя.

Резолютивная часть постановления по делу об административном правонарушении содержит: мотивированное решение, в том числе о признании лица, в отношении которого ведётся дело, виновным в совершении административного правонарушения; статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, по которым данное лицо признано виновным; вид и размер административного наказания; срок и порядок обжалования постановления. Постановление объявляется немедленно по окончанию рассмотрения дела.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Последние обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внёсшим представление.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *