Административная реформа

Итоги административной реформы

В последние годы в нашей стране ведутся реформы во многих сферах государственной и общественной жизни. Не обошли они стороной и сферу управления. Проводимая административная реформа направлена, в первую очередь, на создание оптимальной системы государственного управления. Эффективная государственная власть необходима для решения неотложных социально-экономических проблем, для повышения уровня и качества жизни населения.

В современном мире заметны тенденции нового понимания роли государства, его функций, взаимоотношений общества и государства, его органов. В результате этого в ряде стран возникла необходимость проведения административных реформ. Их опыт показывает, что это длительная, сложная работа, требующая усилий всего общества и, что важно, открытости власти для диалога с ним. В то же время поспешные и непродуманные решения могут привести к значительным экономическим и социальным потерям.

Необходимо отметить, что проведение административной реформы, осуществляется в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006—2010 годах. Целями реформы являлись: повышение качества и доступности государственных услуг; ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Задачами реформы были определены следующие: внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам; разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти; оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти; повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти; модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти; формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.

В Концепции предложены конкретные направления ее осуществления, а также основные мероприятия, которые необходимо провести в течение каждого года ее действия.

Ответственными за реализацию административной реформы были назначены Правительственная комиссия по проведению административной реформы, комиссии по проведению административной реформы, создаваемые в субъектах РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

С. Е. Нарышкин отмечает, что «реформирование управления — это не только и не столько изменение структуры и штатов, сколько пересмотр полномочий органов исполнительной власти, совершенствование механизмов реализации этих полномочий и функций. С другой стороны, перераспределение полномочий, устранение дублирования, ликвидация излишних функций — не самоцель, а объективно необходимая составляющая административной реформы. В то же время эта сложная и ответственная задача должна решаться с учетом недопустимости “потери” важных и необходимых обществу функций».

Органы исполнительной власти, как аппарат государственного управления являются наиболее динамичной частью органов государственной власти, так как им приходится гибко реагировать на происходящие изменения в различных сферах общественной жизни. За годы перестроек в нашей стране они претерпели различные реорганизации. Шел поиск соотношения отраслевых, функциональных и территориальных принципов управления. Каждый год с начала проведения рыночных реформ регулярно изменялась один или два раза система и структура федеральных органов исполнительной власти. В период с 1992 по 2005 г. она менялась около 100 раз.

Вопросы практики

До марта 2004 г. любой федеральный орган исполнительной власти мог осуществлять не только регулятивные, но и контрольные, надзорные функции, а также функции оказания государственных услуг.

В ходе осуществления административной реформы была осуществлена типизация государственных функций и разделение их между разными видами федеральных органов исполнительной власти. Появились федеральные министерства, основной целью деятельности которых являются определение государственной политики в порученной им сфере деятельности и нормотворчество; федеральные службы, основной функцией которых являются государственный контроль и надзор; федеральные агентства, призванные организовать оказание государственных услуг и управление государственным имуществом.

В результате реформы наряду с сокращением числа федеральных органов исполнительной власти произошло перераспределение полномочий между ними, упразднена часть дублирующих и избыточных функций этих органов власти.

Однако, просуществовав чуть более трех лет, в сентябре 2007 г. система федеральных органов исполнительной власти претерпела изменения. В нее вновь вернулись государственные комитеты, на которые были возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном органе. Таким образом, они могли осуществлять все функций, присущие и федеральным министерствам, и федеральным службам, и федеральным агентствам. Исключение составляли лишь специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности, которые осуществляются строго определенными федеральными службами.

Было создано два государственных комитета: по рыболовству и по делам молодежи. Но, они просуществовали только до 12 мая

2008 г. и были вновь преобразованы. На основании Указа Президента от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» была возвращена названная выше трехзвенная система федеральных органов исполнительной власти и государственный комитет по рыболовству был преобразован в федеральное агентство по рыболовству, а государственный комитет по делам молодежи — в Министерство спорта, туризма и молодежной политики и федеральное агентство по делам молодежи.

Этот Указ внес существенные изменения в систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. Так, было образовано несколько новых министерств (Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, Министерство энергетики РФ).

Преобразован ряд министерств с перераспределением их функций. Например, Министерство информационных технологий и связи РФ преобразовано в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ — в Министерство культуры РФ, Министерство природных ресурсов РФ — в Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ — в Министерство промышленности и торговли РФ и Министерство энергетики РФ.

Был упразднен ряд федеральных агентств: по высокотехнологичной медицинской помощи; по здравоохранению и социальному развитию; по культуре и кинематографии; по промышленности; по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; по энергетике с передачей их функций другим органам и т.д.

Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 были внесены дальнейшие изменения в систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.

Так, Министерство здравоохранения и социального развития РФ было преобразовано в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития переименована в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.

Федеральной службе по труду и занятости переданы функции по надзору в сфере социальной защиты населения.

Образовано Министерство РФ по развитию Дальнего Востока, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Министерство спорта, туризма и молодежной политики преобразовано в Министерство спорта РФ.

Федеральное агентство по делам молодежи передано в ведении Министерства образования и науки РФ, а Федеральное агентство по туризму — в ведении Министерства культуры РФ.

Затем были образованы новые министерства: по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Минстрой), по делам Северного

Кавказа и по делам Крыма. Но вскоре были ликвидированы Министерство регионального развития РФ и его функции переданы Минстрою и другим министерствам, а также Министерство по делам Крыма.

Указом Президента РФ от 28 декабря 2015 г. № 666 было упразднено Федеральное космическое агентство. Его полномочия в установленной сфере деятельности были переданы Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

В 2016 г. продолжилось совершенствование системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.

Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 г. № 40 было ликвидировано Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации. Его функции были переданы Минтрансу России. Этим же Указом была упразднена Федеральная служба финансовобюджетного надзора. Ее функции по контролю и надзору в финансовобюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций перешли к Федеральному казначейству, а функции органа валютного контроля — к ФТС России и ФНС России.

ФТС России и Росалкогольрегулирование были выведены из подчинения Правительства РФ и переданы в ведение Минфина России.

Изменения коснулись и силовых правоохранительных ведомств.

Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» были упразднены Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба. Их функции были переданы МВД России.

Указом от 5 апреля 2016 г. № 157 Президент РФ образовал новый правоохранительный орган — Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, преобразовав внутренние войска МВД России в войска национальной гвардии Российской Федерации и т.д.

Указом Президента РФ от 29 декабря 2016 г. № 727 было упразднено Федеральное агентство специального строительства и его функции были переданы Минобороны России.

Однако в настоящее время не удалось достичь в полной мере типизацию государственных функций и разделение их между федеральными министерствами, службами и агентствами. Не реализовалась идея инициаторов реформы о том, чтобы министерства занимались только нормотворческой деятельностью, агентства и службы выполняли свои функции.

Можно назвать такие проблемы российского государственного управления, как: большая забюрократизированность государственного аппарата; коррумпированная система, не мотивированная на позитивные изменения и на динамичное развитие; чрезмерное административное давление на экономику; необходимость оптимизации функций и изменения системы финансирования, которая может обеспечить мотивацию эффективной деятельности исполнительных органов государственной власти и самих государственных и муниципальных служащих, и др.

  • Одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р.
  • См.: постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 451 «О Правительственной комиссии по проведению административной реформы».
  • См.: Административная реформа в России : научно-практическое пособие / подред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой. М., 2006. С. 10.
  • См.: Административная реформа в России : научно-практическое пособие / подред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой. М., 2006. С. 6.
  • См.: Указ Президента РФ от 24 сентября 2007 г. № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

Административная реформа

Информация о реализации административной реформы в Карачаево-Черкесской Республике по состоянию на 1 августа 2016 года

Одним из ключевых факторов успешного экономического развития России является качество государственного управления. Новые рыночные условия предъявляют более высокие требования к эффективности государственного аппарата и самой исполнительной власти.

За последнее десятилетие тематика совершенствования государственного управления по сложившейся практике и особенностям правового регулирования разбивалась на несколько базовых блоков: административная реформа, реформа государственной службы, электронное правительство, бюджетная реформа. Как показал опыт реализации данных реформ, их содержательное пересечение по составу мероприятий, подходам, идеологии больше не позволяет их разделять на отдельные частные реформы. Объектом реформирования становится государственный сектор со всеми его компонентами – государственной службой, финансами, системой управления, информационными ресурсами.

Ключевые направления совершенствования системы государственного управления были обозначены в программных документах – «Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы» и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

При этом центральными направлениями совершенствования системы государственного управления, по которым ведется систематическая работа, остаются:

· снижение избыточного государственного регулирования;

· повышение качества государственных услуг;

· повышение эффективности органов власти;

· повышение информационной открытости.

Главной целью административной реформы является преобразование системы и порядка работы органов исполнительной власти, которое сориентирует их деятельность, прежде всего, на реализацию интересов населения.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон) закреплены права граждан на получение государственной (муниципальной) услуги своевременно и в соответствии со стандартом; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных (муниципальных) услуг; получение государственных (муниципальных) услуг в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя; досудебное рассмотрение жалоб в процессе получения государственных (муниципальных) услуг; получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах.

В соответствии с Федеральным законом государственные органы, органы местного самоуправления обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя; предоставлять в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также получать от них такие документы и информацию.

Федеральным законом запрещается также требовать от граждан и предпринимателей предоставления информации или документов, которые уже имеются в соответствии с законодательством в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления, а также информации или документов, предоставление которых не предусматривается напрямую нормативными актами.

Федеральным законом предусмотрена регламентация и стандартизация предоставления государственных и муниципальных услуг, а также перевод этих услуг в электронный вид.

Основным инструментом регламентации предоставления государственных и муниципальных услуг является принятие административных регламентов – нормативных правовых актов государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, устанавливающих сроки и последовательность административных процедур и административных действий органов власти, а также порядок их взаимодействия с физическими или юридическими лицами.

Таким образом, в настоящее время административный регламент является единственным документом, содержащим всю необходимую информацию, предусмотренную законодательными актами Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики, необходимую как для граждан, так и для должностных лиц (сроки, перечень документов, основания для отказа, ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, контактная информация, стандарт комфортности и пр.).

В соответствии с указанным Федеральным законом государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестр государственных и муниципальных услуг.

Формирование и ведение реестра услуг осуществляется исключительно в электронной форме в специально созданной федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг» (далее – федеральный реестр). Реестр государственных и муниципальных услуг содержит сведения, отображаемые на Едином портале государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru).

В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом Правительством республики организуется предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ).

Основной идеей создания системы МФЦ является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.

Создаваемые на территории Карачаево-Черкесской Республики, также как и на территории всей Российской Федерации, МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.

Работа МФЦ строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального и муниципального уровня осуществляется в одном месте. Таким образом, МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Сегодня в республике действует 13 МФЦ во всех муниципальных районах и 80 территориально обособленных структурных подразделения во всех сельских поселения республики с общим количеством окон обслуживания 217. Значение показателя охвата населения «одним окном» составляет более 99 %.

В МФЦ предоставляется 89 услуг, из которых 52 – федеральные, 14 – государственные (органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики) и 23 – муниципальные. Это получение паспорта, регистрация актов гражданского состояния, получение разрешения на строительство и пр.

Все МФЦ оформлены в соответствии с единым брендом «Мои документы», разработанным Минэкономразвития России, ставшим отражением существующих возможностей и особенностей новой организации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ по жизненным ситуациям заявителей.

Идея бренда МФЦ «Мои документы» заключается в том, что документы нужны людям в важные и значимые моменты их жизни. Первый паспорт, свадьба, рождение ребенка, свое дело или новый дом — в этих ситуациях людям важно получить нужные им документы без проблем и как можно быстрее вернуться к решению своей текущей жизненной ситуации. Система МФЦ стремится быть надежным спутником человека на протяжении всей жизни, быть рядом и делать процесс получения документов простым и необременительным.

В этой связи, планируется новая организация системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ. Скоро гражданину в рамках его жизненной ситуации не нужно будет обращаться в разные организации, чтобы собрать все необходимые ему документы, а будет достаточно обратиться в один МФЦ.

Для этого утвержден перечень государственных и муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано в МФЦ в рамках следующих девяти «жизненных ситуаций»: «Рождение ребенка», «Индивидуальное жилищное строительство», «Открытие своего дела», «Утрата документов», «Выход на пенсию по старости», «Смена места жительства», «Перемена имени», «Утрата близкого человека», «Приобретение жилого помещения».

Результаты работы МФЦ демонстрируют значительное сокращение сроков получения государственных услуг, снижение межведомственной волокиты, достижение существенного антикоррупционного эффекта за счет отсутствия непосредственного взаимодействия с многочисленными предоставляющими услуги государственными и муниципальными служащими, исчезновение спроса на деятельность включенных в коррупционные схемы посредников и, как следствие, повышение комфортности и удовлетворенности граждан взаимодействием с государственными органами.

Органом исполнительной власти, ответственным за координацию работ в области административной реформы в Карачаево-Черкесской Республике, является Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики.

В рамках этой работы осуществлены следующие мероприятия:

— в целях повышения эффективности деятельности органов государственной власти, предотвращения фактов коррупции разработаны и введены в действие 80 административных регламентов предоставления государственных услуг и 1600 административных регламентов предоставления муниципальных услуг физическим и юридическим лицам;

— регулярно проводится мониторинг качества предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.

Популярные события

  • В Усть-Джегутинском городском поселении Карачаево-Черкесии строятся два дома в рамках программы по переселению граждан 23 Июля 2015 Просмотров:396801
  • Рашид Темрезов провел торжественную церемонию вручения государственных наград и почетных званий жителям Карачаево-Черкесии 22 Декабря 2018 Просмотров:306289
  • Учитель из Абазинского района Людмила Мураткова стала обладателем Гранта Президента РФ по итогам конкурса «Лучший учитель России 2018 года» 14 Ноября 2018 Просмотров:295060
  • Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов обсудил вопросы межрегионального сотрудничества с председателем Госсовета Крыма Владимиром Константиновым 29 Мая 2018 Просмотров:263968

Последнее видео

  • 11:42 30 мая 2019 Доклад-Послание Главы КЧР Р.Б Темрезова об итогах работы органов власти КЧР за 2018 год

Анонсы и события

2019 Июнь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Портал Административной реформы в Российской Федерации о совершенствовании государственного управления: ar.gov.ru

Одним из ключевых факторов успешного экономического развития России является качество государственного управления. Новые рыночные условия предъявляют более высокие требования к эффективности государственного аппарата и самой исполнительной власти.

За последнее десятилетие тематика совершенствования государственного управления по сложившейся практике и особенностям правового регулирования разбивалась на несколько базовых блоков: административная реформа, реформа государственной службы, электронное правительство, бюджетная реформа. Как показал опыт реализации данных реформ, их содержательное пересечение по составу мероприятий, подходам, идеологии больше не позволяет их разделять на отдельные частные реформы. Объектом реформирования становится государственный сектор со всеми его компонентами – государственной службой, финансами, системой управления, информационными ресурсами.

Ключевые направления совершенствования системы государственного управления были обозначены в программных документах – «Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы» и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

При этом центральными направлениями совершенствования системы государственного управления, по которым ведется систематическая работа, остаются:

  • снижение избыточного государственного регулирования;
  • повышение качества государственных услуг;
  • повышение эффективности органов власти;
  • повышение информационной открытости.

Оптимизация предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций

В июле 2010 года принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон № 210-ФЗ), закрепляющий инновационные для Российской Федерации принципы и механизмы взаимодействия органов государственной власти и общества при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

В частности, законом закреплены права граждан на получение государственной (муниципальной) услуги своевременно и в соответствии со стандартом; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных (муниципальных) услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных (муниципальных) услуг в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя; досудебное рассмотрение жалоб в процессе получения государственных (муниципальных) услуг; получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре.

В соответствии с законом государственные органы, органы местного самоуправления обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя; предоставлять в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также получать от них такие документы и информацию.

Законом запрещается требовать от граждан и предпринимателей предоставления информации или документов, которые уже имеются в соответствии с законодательством в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления, а также информации или документов, предоставление которых не предусматривается напрямую нормативными актами.

Определяются конкретные случаи взимания платы за предоставление государственных и муниципальных услуг – либо на основании Налогового кодекса Российской Федерации, либо на основании Перечней платных услуг, утверждаемых Правительством Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования.

Регламентация и стандартизация предоставления государственных и муниципальных услуг, а также перевод этих услуг в электронный вид

Основным инструментом регламентации предоставления государственных и муниципальных услуг является принятие административных регламентов – нормативных правовых актов государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, устанавливающих сроки и последовательность административных процедур и административных действий органов власти, а также порядок их взаимодействия с физическими или юридическими лицами.

Следует отметить, что до принятия административных регламентов не существовало единых требований к структуре и содержанию нормативных правовых актов, устанавливающих порядок реализации органами государственной власти тех или иных полномочий. Порядок предоставления большинства государственных и муниципальных услуг (исполнения государственных и муниципальных функций) регулировался документами различного уровня, при этом нередко не существовало единого документа, описывающего такой порядок.

Разработка административных регламентов позволила систематизировать полномочия органов государственной власти, восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве Российской Федерации, упорядочить административные процедуры, а в отдельных случаях исключить избыточные действия. В рамках административных регламентов устанавливаются в том числе требования к обслуживанию и комфортности граждан, а также персональная ответственность должностных лиц и возможность досудебного обжалования их действий (бездействия).

Таким образом, в настоящее время административный регламент является единственным документом, содержащим всю необходимую информацию, предусмотренную законодательными актами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, необходимую как для граждан, так и для должностных лиц (сроки, перечень документов, основания для отказа, ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, контактная информация, стандарт комфортности и пр.).

Административные регламенты государственных и муниципальных услуг, включающие в себя стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг, разрабатываются в соответствии с главой 3 Федерального закона № 210-ФЗ.

Административные регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти на основе федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

На постоянной основе проводится оптимизация административных регламентов, в первую очередь – административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг. Указанная оптимизация затрагивает как структуру административных регламентов, так и содержание, основными целями являются наиболее полное и наглядное представление информации об услугах для заявителей и ее максимальная адаптация к лучшему восприятию заявителями. В настоящее время одним из основных направлений работы является закрепление в административных регламентах предоставления государственных и муниципальных услуг требования о максимальном сроке ожидания в очереди при подаче запроса и получении результата – не более 15 минут.

За период с 2006 по 2015 год федеральными органами исполнительной власти было утверждено в установленном порядке более 550 административных регламентов, свыше 17000 административных регламентов утверждено на региональном, более 94000- на местном уровне.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 указанного Федерального закона государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Формирование и ведение реестров услуг осуществляется исключительно в электронной форме в специально созданной федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг» (далее – федеральный реестр), Соответствующие реестры государственных и муниципальных услуг содержат сведения, отображаемые на Едином портале государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru).

Размещению в федеральном реестре и регламентации подлежат не только государственные и муниципальные услуги, предоставляемые по запросам граждан и предпринимателей, но и другие функции, которые предполагают непосредственное взаимодействие органов власти с физическими и юридическими лицами (прежде всего, контрольные и надзорные полномочия, связанные с проведением проверок).

На федеральном уровне насчитывается 809 государственных услуг и функций, связанных с непосредственным взаимодействием органов власти и граждан. По каждой из государственных функций и услуг федеральными органами исполнительной власти в Федеральном реестре государственных услуг (функций) и на Портале государственных и муниципальных услуг размещена информация.

Всего в региональном разделе федерального реестра размещена информация более чем о 22531 услуге (функции) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На муниципальном уровне в Сводный реестр внесены сведения более чем по 177717 муниципальным услугам (функциям).

Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна»

Основной идеей создания системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.

Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.

В настоящее время МФЦ может быть учреждение любой организационной правовой формы, соответствующее требованиям к функциям МФЦ, помещениям МФЦ, к взаимодействию МФЦ с заявителем и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и прочим условиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закреплены особенности организации предоставления государственных услуг в МФЦ, функции, права и обязанности МФЦ, требования к соглашениям о взаимодействии, а также обязанности органов, предоставляющих государственные услуги и муниципальные услуги, в том числе их обязанность предоставлять МФЦ необходимые для осуществления госуслуг сведения и доступ к информационным системам, содержащим такие сведения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены требования к функционированию МФЦ в целях обеспечения единообразного применения таких требований в каждом из МФЦ на территории страны, в том числе требования к материально-техническому обеспечению МФЦ, к информационно-коммуникационным технологиям, применяемым в деятельности МФЦ, к взаимодействию МФЦ с организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, к количеству окон обслуживания, режиму работы, к площади, зонированию, к расположению МФЦ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» определены вопросы взаимодействия МФЦ с органами государственной власти, местного самоуправления, заключения соглашений о взаимодействии, а также утверждены перечни услуг, предоставление которых организуется в МФЦ. Утвержденные перечни включают в себя наиболее массовые и востребованные населением услуги, предоставление которых организуется во всех МФЦ страны.

Основными функциями МФЦ являются:

  • прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
  • представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
  • представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;
  • информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, о ходе выполнения запросов о предоставлении госуслуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
  • взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении госуслуг;
  • выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Работа МФЦ строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня осуществляется в одном месте. Таким образом, МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов и МФЦ при предоставлении государственных услуг.

По состоянию на 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации создано 2 684 центра и 10130 офисов государственных и муниципальных услуг. Значение показателя охвата населения «одним окном» составило более 94%.

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2013 года Минэкономразвитием России выполнены работы по созданию единого бренда для системы МФЦ в Российской Федерации. В рамках проекта разработан единый для всех регионов страны бренд МФЦ, ставший отражением существующих возможностей и особенностей новой организации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ по жизненным ситуациям заявителей.

Идея общего бренда системы МФЦ заключается в том, что документы нужны людям в важные и значимые моменты их жизни. Первый паспорт, свадьба, рождение ребенка, свое дело или новый дом — в этих ситуациях людям важно получить нужные им документы без проблем и как можно быстрее вернуться к решению своей текущей жизненной ситуации. Система МФЦ стремится быть надежным спутником человека на протяжении всей жизни, быть рядом и делать процесс получения документов простым и необременительным.

Этой логике соответствует и текущее совершенствование нормативной-правовой базы, определяющее новую организацию системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ. Скоро гражданину в рамках его жизненной ситуации не нужно будет обращаться в разные организации, чтобы собрать все необходимые ему документы, а будет достаточно обратиться в один МФЦ. Для этого в нормативные-правовые акты внесены правки, расширяющие текущий перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ в рамках девяти основных жизненных ситуаций: рождение ребенка, смена фамилии, выход на пенсию, индивидуальное жилищное строительство и земельно-имущественные отношения, утрата документов, открытие своего дела (малое предпринимательство), смена места жительства, утрата близкого человека, приобретение жилья.

Ключевыми ценностями единого бренда МФЦ определены: внимание к потребностям людей, дружелюбный сервис и комфорт, близкое расположение центров и офисов, а также доступность государственных услуг и инфраструктуры МФЦ каждому россиянину.

Новое имя бренда МФЦ – «Мои Документы». Под этим именем с 2014 года начали открываться новые центры и офисы, а после прохождения стадии ребрендинга и действующие отделения МФЦ по всей стране. Коммуникационная кампания, сопровождающая ребрендинг, проходит под слоганом «На все случаи жизни».

Совершенствование контрольно-надзорных и разрешительных функций

Основная задача – совершенствование контрольно-надзорных и разрешительных функций в различных сферах общественных отношений для преодоления существующих административных барьеров.

Такая работа преследует, в том числе, цели повышения инвестиционной привлекательности и формирования благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности.

В 2010-212 гг. Правительством Российской Федерации утверждено 19 планов-графиков реализации предложений по оптимизации государственного регулирования в сферах:

  • сельского хозяйства,
  • рыболовства,
  • градостроительства,
  • образования,
  • здравоохранения, социального развития, санитарно-эпидемиологического благополучия, потребительского рынка ,
  • транспорта,
  • перевозки грузов,
  • связи,
  • миграции и паспортно-визового обслуживания граждан,
  • регистрации актов гражданского состояния,
  • государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
  • таможенного администрирования экспорта высокотехнологичной продукции и совершенствованию процедур экспортного контроля в отношении высокотехнологичной продукции,
  • природопользования и охраны окружающей среды,
  • деятельности Минпромторга России,
  • деятельности Росстандарта России,
  • деятельности Ростехнадзора;
  • деятельности МЧС России,
  • регистрации и технического осмотра транспортных средств;
  • выдачи водительских удостоверений.

В рамках каждого плана определены федеральные органы исполнительной власти, ответственные за реализацию конкретных мероприятий, а также ведомство, ответственное за размещение информации о выполнении плана. В каждом таком ведомстве должны быть назначены заместители руководителей, несущие ответственность за реализацию утвержденного отраслевого плана.

На портале ar.gov.ru, публикуются отчеты о состоянии выполнения планов федеральными органами исполнительной власти в разрезе отраслей и ведомств, ответственных за реализацию конкретных мероприятий планов.

Сводный отчет по отраслям отражает степень исполнения федеральными органами исполнительной власти мероприятий, предусмотренных отраслевыми планами. А сводный отчёт по ведомствам – активность каждого федерального органа исполнительной власти по реализации им, как головным исполнителем, мероприятий, предусмотренных отраслевыми планами.

Административная реформа: понятие, концепция, результаты.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Узнать цену Поделись с друзьями

Нет легального определения понятия «административной реформы», т.е.нет в документах и понятие дается общее.

Административная реформа – преобразование государственного управления (дословный перевод); признаки: одна из реформ современной РФ; является реформой одной из проводимых, но является ведущей в стране; проводится не как разовое мероприятие, а как система мероприятий (для каждого мероприятия определены цели и задачи, сроки, ответственные исполнители); предполагает совершенствование всех элементов механизма государства (гос аппарат, персонал, государственные и муниципальные предприятия, гос и муниципальные учреждения); имеет хронологические рамки; цели — повышение эффективности гос управления; благодаря реформе должно измениться место в мировом рейтинге.

Административная реформа – в системном совершенствовании механизма российского государства, которая предполагает последовательную реализацию взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий с целью повышения эффективности гос. управления

Этапы реформы :

1. 2003-2005гг проводился в соответствии с указом президента от 23юиль 2003 №824. Было поставлено основных 5 задач:

-ограничение вмешательства гос-ва в сферу экономики

— исключение дублирования функций органов исполнительной власти

— организационное разделение функций регулирования, надзора и контроля

— и другие приоритеты

Чтобы решать задачи была создана комиссия постановлением правительства №451 31июль 2001

2. 2006-2010гг в соответствии с распоряжением правительства от 25окт 2005 №1789-р.

-переход на предоставление услуг по электронной форме

— начало построения механизма противодействия коррупции

-повышение эффективности взаимодействия органов власти и органов гражданского общества

-внедрение процедур управления результатом

3. 2011 — 2020гг.Единого документа, который определяет направление реформы, но существует государственная политика, которая отражается в программных документах( виды документов : ежегодное послание президента (о состоянии дел в стране и бюджетное), доктрины, стратегии( национальной безопасности утв указом №537 от 12мая2009, транспортная, развития финансового рынка, развития информационного общества), концепции( долгосрочного социально-экономического развития РФ №1662-р), национальный план (противодействие коррупции №460 от 13апр2010), федеральные целевые программы.

Основная доля этих документов принята после 2008года, что означает, что государственная политика оформляется прямо на наших глазах.

Как правило, эти программные документы рассчитаны на реализацию до 2020года.

Эти федеральные программы, как правило, влекут создание региональных программ.

Главный недостаток программных документов – они между собой не всегда согласованы.

К результатам на начальных этапах можно отнести:

— Завершен процесс разграничения полномочий между органами власти разных уровней(№184 ФЗ 6 окт 1999(с поправкой 4 июль2003г №95); 6 окт 2003 №131)

— В результате административной реформы были уточнены функции федеральных органов исполнительной власти.

— изменение приоритетов государственного управления (государство сокращает свою роль в сфере экономике, но в некоторых секторах экономики роль гос-ва наоборот увеличивается(создание госкорпораций – Росатом, Ростехнологии, Росавтодор, Роснано и найти остальные); социальная – растет роль государства, применение нацпроектов; административно-политическая(силовой блок).

— реформа будет походить в административно политическом блоке.

— проведена реформа федеральных органов исполнительной власти.

Основные направления:

• Новая система. В неё входят фед службы, министерства, агентства. Выписать функции этих органов власти из указа

• Новая структура(указ президента от 12мая 2008г №24-много изменений претерпел).

• идет реформа федеральных территориальных органов

• разработаны 2 постановления правительства относительно взаимодействии (№30 19янв2005) и внутренней организации(28июль2005 №452)

• начало реформы гос и муниципальной службы

• реформа государственного сектора в экономике. Форма оптимизация – ликвидация, упразднение, приватизация, реорганизация, сокращение видов деятельности подлежащих лицензированию(страхование и саморегулирующие организации)

• в РФ проведена реформа системы закупок для государственных и муниципальных нужд*есть специальный ФЗ 25июль2005 №94 и постановление правительства 10сент2009 №722

• и иные результаты реформы)

3. приоритеты административной реформы

Должны быть введены стандарты качества и доступности государственных услуг (оформляются в административном регламенте – правило разработки – постановление правительства от 11 ноября 2005г №679).

Должны быть созданы многофункциональные центры предоставления государственных услуг (требования к этим центрам утверждены постановлением правительства от 3 окт 2009 года №796).

Обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов (ФЗ от 9фев2009 №8; ФЗ от 22дек2008 №262)

Должны быть разработаны критерии оценки эффективности деятельности органов власти

Разработка механизмов противодействия коррупции (ФЗ от 2008 25дек № 273 )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *