Административный штраф за несвоевременную сдачу отчетности

Штраф за несвоевременную сдачу отчетности в пфр в 2018 году

Какими будут в 2018 году штрафы за несданную пенсионную отчетность? Так как с 2018 года контроль за страховыми взносами перейдет к налоговикам, рассмотрим, какими будут штрафы за несдачу пенсионной отчетности в 2018 году для нарушителей установленного порядка подачи документов:

  • штраф за несданный в ПФР в 2018 г. отчет РСВ-1 составит 5% от суммы начисленных взносов (но не менее 1000 рублей);
  • за несвоевременную отправку формы СЗВ-М предприниматели обязаны будут уплатить по 500 рублей за каждого сотрудника, по которому не была подана информация;
  • должностные лица будут подходить под административную ответственность, размер штрафа за несдачу отчетности за 2018 год в ПФР – от 300 до 500 рублей.

Наказание за задержку отчетов в ФСС Если юридическое лицо с опозданием сдало расчет 4-ФСС, на него налагается штраф за несдачу отчетности ООО в 2018 г.

Компания подала отменяющие сведения СЗВ-М с нарушением срока на 5дней. Будет ли штраф? Штрафа в данном случае не будет. Как неоднократно отмечали сотрудники ПФР, отвечающие на вопросы бухгалтерских изданий, в данном случае речь идет об исправлении данных, уже представленных ранее и вовремя. Вопрос № 2. Отчет СЗВ-М отправляли по ТКС, сообщение об ошибке пришло на следующий день, после истечению срока отправки отчета.

Исправленный отчет отправили еще через день. Будет ли штраф за нарушение сроков? Читайте также статью: → «Образец, сроки подачи и правила заполнения отчета СЗВ-М». В данном случае штрафа не будет, так как страхователю дается 5 дней на исправление ошибок. Вопрос № 3. Вправе ли ПФР списать штраф, начисленный за нарушение сроков представления отчетности с расчетного счета страхователя? Нет, такой возможности у ПФР нет. Штраф может быть списан только по решению суда.
Подробнее о правилах определения сроков уплаты различных налогов читайте в материале «Что нужно знать о сроках уплаты налогов». Размеры штрафов за несдачу отчетности в налоговую П. 1 ст. 119 НК РФ гласит, что задержка сдачи налоговой декларации или расчета по страховым взносам грозит налогоплательщику штрафом в размере 5% от суммы налога или взноса, которая не была уплачена вовремя, за каждый полный или неполный месяц задержки. При этом минимальная сумма штрафа — 1 тыс. руб., максимальная же ограничена 30% от неуплаченной суммы налога либо взноса, взятой из данных отчета.

ВАЖНО! В случае отсутствия деятельности по налогам, не предполагающим непредставления отчетности при отсутствии объекта налогообложения, должна быть сдана нулевая налоговая декларация. Ее отсутствие повлечет штраф в размере 1 000 руб. (письмо Минфина от 07.10.2011 № 03-02-08/108).
ВниманиеЕсли организация не ведет деятельность, она все равно должна сдавать отчетность, установленную НК РФ. Обычно такую отчетность называют «нулевой». Штраф за не сдачу «нулевой» отчетности такой же, как и во всех других случаях. Нужно учесть, что если организация не ведет деятельность, у нее нет движения денежных средств по расчетному счету и кассе организации, она может представлять единую упрощенную декларацию, снизив таким образом количество «нулевых» отчетов и размеры возможных санкций в случаях, когда отчетность по каким-либо причинам не будет сдана. В случае если нарушения допущено впервые, ответственность по КоАП может быть заменена предупреждением. Информация по штрафам за не сдачу отчетности: Вид отчетности Вид нарушения Штраф Нормативный документ минимум расчет максимум Декларация, расчет по страховым взносам 1 000 руб.
В 2018 году штрафы за несданную нулевую отчетность будут такими:

  • для предприятий штраф в 2018 году за несдачу отчетов в ИФНС будет составлять 1000 рублей, для физлиц – 300-500 рублей за каждый документ;
  • в ПФР для юридических лиц – 1100 рублей, для руководителей − 1000 рублей;
  • в территориальное управление Росстата для ответственных лиц – 3000-5000 рублей.

Взыскания за непредоставление бухгалтерских отчетов По итогам прошедшего периода всеми организациями подается бухгалтерская отчетность, исключением являются только те юридические лица, которые освобождены от ведения бухучета. Отчеты надо предоставить в ФНС и Росстат не позднее 31.03.2018 г., пакет документов должен состоять из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о перемещении денежных средств и изменении капитала, а также приложений к этим документам.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННУЮ СДАЧУ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ
И.Б. ШТУКМАСТЕР, юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

Наступают сроки сдачи большинства налоговых деклараций. За просрочку их представления штрафы грозят не только компаниям, но и их должностным лицам. Мы комментируем основания и порядок привлечения к ответственности за несвоевременную подачу деклараций. В каких случаях считается неправомерным наложение штрафа на компании; как снизить размер санкций; обязана ли фирма представлять декларацию, если сумма к уплате равна нулю; могут ли привлечь к ответственности за сдачу декларации по старой форме?

так, налоговую декларацию обязан представлять каждый налогоплательщик и по каждому подлежащему уплате налогу (подп. 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 80 НК РФ). Также применительно к конкретному налогу представляется расчет авансового платежа. Размер санкции за несвоевременную сдачу декларации различен в зависимости от количества дней просрочки (ст. 119 НК РФ).

Основания применения ответственности

Ответственность по ст. 119 НК РФ неприменима к отчетным периодам

Применение санкций по ст. 119 НК РФ возможно только по итогам налогового, а не отчетного периода. Законодатель четко разграничивает два документа — налоговую декларацию и расчет по авансовым платежам. Иными словами, за непредставление в установленные сроки расчетов авансовых платежей ответственность по ст. 119 НК РФ применена быть не может (п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71). Налоговые органы за непредставление в срок авансовых расчетов могут привлечь к ответственности лишь по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Кроме того, привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ налоговые органы вправе только налогоплательщика, но не налогового агента (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98). Не подлежат представлению в налоговые органы декларации (расчеты) по тем налогам, по которым компания освобождена от обязанности по их уплате в связи с применением того или иного спецрежима (п. 2 ст. 80 НК РФ).

Ответственность по ст. 119 НК РФ не распространяется на случаи несвоевременной сдачи деклараций по сборам и взносам. Однако за непредставление расчетной ведомости в органы ФСС организация может быть привлечена к ответственности в виде штрафа в размере от 1000 до 5000 руб. по ст. 20 Федерального закона от 08.02.2003 N 25-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации». Налоговая ответственность неприменима и к взносам на обязательное пенсионное страхование, поскольку они не соответствуют понятию налога (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106; постановления ФАС ДВО от 11.05.2006 N Ф03-А37/06-2/1072; ФАС ЗСО от 24.05.2006 N Ф04-2365/2006(22215-А70-25)).

Не применяются ст. 119 и 126 НК РФ к нарушениям, связанным с исчислением сборов и взносов

За подобное правонарушение не могут привлечь и по п. 1 ст. 126 НК РФ. Дело в том, что она предусматривает ответственность за непредставление сведений, прямо предусмотренных НК РФ. Обязанность же по представлению расчетов по обязательному пенсионному страхованию следует из норм Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Более того, органы Пенсионного фонда не вправе привлекать к ответственности за непредставление в срок деклараций (расчетов) по ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ.

Отсутствие у налогоплательщика по итогам налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности подачи декларации (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71; см. также решение ВАС РФ от 03.02.2004 N 16125/03).

Отсутствие суммы к уплате налога не освобождает от обязанности подачи декларации

Такая позиция ВАС РФ нашла отражение в решениях федеральных окружных судов. Привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в 100 руб. обоснованно, даже если у налогоплательщика не было обязанности по уплате налогов по этим декларациям (постановления ФАС УО от 02.07.2001 N Ф09-1395/01АК; ФАС ЗСО от 05.11.2001 N Ф04/3414-990/А46-2001; ФАС ДВО от 30.06.2005 N Ф03-А73/05-2/1800).

Если компания не признается плательщиком какого-либо налога (например, у нее нет в собственности транспортных средств, земельных участков), то на нее не возложена обязанность по сдаче деклараций, а значит, не может быть применена ответственность по ст. 119 НК РФ. Отметим, что налоговые органы соглашаются с такой позицией (письмо Управления ФНС по г. Москве от 14.03.2008 N 03-05-05-02/13).

Еще один важный момент, о котором необходимо помнить при подаче деклараций: сама по себе уплата суммы исчисленного налога в установленный срок автоматически не освободит вас от ответственности за несвоевременное представление декларации (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).

Что грозит за нарушение формы и порядка подачи декларации?

Поскольку действия представителя налогоплательщика, подавшего декларацию в инспекцию, расцениваются как действия самого налогоплательщика, то факт нарушения срока подачи декларации представителем не снимает ответственности с организации (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

По общему правилу налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации (расчета). Однако есть одна оговорка: если она представлена по установленной форме или формату (п. 4 ст. 80 НК РФ).

Для организаций, среднесписочная численность которых превышает 100 человек, существует обязанность сдавать декларации (расчеты) в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ). Возникает вопрос: может ли привлекаться к ответственности такая организация, если она представила декларацию на бумажном носителе?

Организация представила декларацию на бумажном носителе вместо электронного. Каковы последствия?

Минфин РФ в письме от 24.12.2007 N 03-01-13/9-269 очень осторожно подошел к разъяснению этого вопроса. С одной стороны, он указал, что представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в ненадлежащем виде и (или) неустановленным способом является неисполнением налогоплательщиком обязанности. Но с другой — привлечение к ответственности налогоплательщика, представляющего декларацию (расчет) с нарушением ст. 80 НК РФ, должно производиться с учетом правоприменительной практики и поэтапного характера введения обязательности представления электронных деклараций.

Арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщиков. Санкция по ст. 119 НК РФ может применяться только за несдачу декларации в срок, а за нарушение порядка (формы) ее представления ответственность неприменима (постановление ФАС ЗСО от 28.09.2006 N Ф04-6577/2006(27077-А45-29)). Так, налогоплательщик подал декларации по транспортному налогу в электронном виде на магнитных носителях с подтверждением на бумаге. Инспекция отказала ему в приеме декларации, сославшись на нарушение порядка представления и необходимость подачи ее в электронном виде по телекоммуникационным каналам. Однако суд признал неправомерным привлечение компании к ответственности по ст. 119 НК РФ, поскольку данной статьей не предусмотрена ответственность за сдачу декларации по неустановленной форме (постановление ФАС ВСО от 16.10.2007 N А58-2710/07-Ф02-7689/07). ВАС РФ эту позицию поддержал (определение ВАС РФ от 14.02.2008 N 1475/08).

Если у Вас устаревшая форма бланка налоговой декларации

Не секрет, что бухгалтеру иногда бывает сложно отследить все изменения форм деклараций. Но подача декларации по старой форме не образует состава налогового правонарушения по ст. 119 НК РФ. Представление декларации на бланке старого образца не влияет на правильность исчисления подлежащего уплате налога. Именно такой вывод сделан в определениях ВАС РФ от 24.04.2008 N 5284/08, от 18.01.2008 N 227/08, от 09.10.2007 N 11937/07, от 18.10.2007 N 12554/07, от 31.10.2007 N 13878/07.

Но арбитражный суд Поволжского округа вынес недавно постановление, в котором указал, что налоговый орган вправе отказать в принятии декларации, составленной налогоплательщиком на старом бланке. Так как в абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ указано, что инспектор не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), только если она представлена налогоплательщиком по установленной форме. В дальнейшем если налогоплательщик не подаст ее в исправленном виде, фискальные органы могут привлечь его к ответственности за просрочку (постановление ФАС ПО от 06.05.2008 N А12-15036/07).

Между тем, несмотря на положительную судебную практику в этом вопросе, учитывая новые формулировки ст. 80 НК РФ, советуем отслеживать изменения в налоговом законодательстве и представлять декларации по действующим формам(*1).

Не применяйте факсимиле при оформлении деклараций

В недавнем определении ВАС РФ от 02.06.2008 N 6600/08 был сделан вывод, что воспроизведение подписи руководителя на декларации при помощи факсимиле не подтверждает сведения, указанные в ней. Значит, такая декларация не соответствует налоговому законодательству. Организациям необходимо обращать внимание на оформление подписи в декларации, чтобы избежать ситуации ее отклонения в инспекции.

Правила исчисления штрафа за несвоевременную подачу декларации

Нередко организации задают вопрос: что является базой для исчисления штрафа? Вправе ли инспекция привлечь к ответственности за просрочку сдачи декларации, если сумма налога к уплате по ней равна нулю?

В ст. 119 НК РФ четко определены правила исчисления размера штрафа — от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе несвоевременно поданной декларации.

Из какой суммы исходят налоговые органы при определении суммы штрафа?

Но анализ судебной практики показывает, что все же налогоплательщику надо готовиться к тому, что инспекторы могут рассчитать размер штрафа иначе, а именно — со всей суммы налога за год (письмо Минфина РФ от 16.08.2006 N 03-02-07/1-224).

К счастью, сложилась единообразная практика, в том числе ВАС РФ, которая такой подход не поддерживает. Размер штрафа должен определяться исходя из суммы налога, подлежа-щей уплате либо доплате, на основе поданной с нарушением срока налоговой декларации (постановления ФАС ВВО от 04.06.2007 N А29-7619/2006а; ФАС ВСО от 11.01.2008 N А74-1746/07-Ф02-9642/07; ФАС МО от 24.05.2007 N КА-А40/4236-07).

Когда сумма штрафа будет равна нулю?

Каков же будет штраф за представление декларации, по которой сумма налога равна нулю? За непредставление декларации в течение более чем 180 дней штраф составит ноль руб-лей, поскольку п. 2 ст. 119 НК РФ не содержит условия о минимальном размере штрафа. Такого подхода придерживается ВАС РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 10.10.2006 N 6161/06). Это не оспаривается и налоговыми органами (письмо МНС России от 04.07.2001 N 14-3-04/1279-Т890). Если просрочка подачи декларации составит менее полугода, то налоговый орган, скорее всего, наложит штраф в размере 100 руб., поскольку из п. 1 ст. 119 НК РФ следует, что штраф в любом случае не может быть менее этой суммы.

Но эту позицию можно попытаться оспорить! В частности, сошлитесь на постановление ФАС ВСО от 24.04.2008 N А19-2170/08-51-Ф02-1843/08, в котором суд указал, что поскольку сумма налога составляет ноль рублей, то сумма штрафа за непредставление декларации в установленный срок также составляет ноль рублей. Иными словами, суд не признал 100 руб. в качестве обязательного минимального размера штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ.

На наш взгляд, такой подход может быть обоснован тем, что если для более тяжкого правонарушения (п. 2 ст. 119 НК РФ) минимальный размер штрафа не установлен, то невозможно и установление минимального штрафа в 100 руб. для менее тяжкого правонарушения (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Не забудьте указать на обстоятельства, смягчающие ответственность!

В случае выявления хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства по п. 1 ст. 112 НК РФ размер санкции подлежит уменьшению. Причем не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ). Однако в зависимости от количества таких обстоятельств суд вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза (п. 19 постановления Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 11.06.1999 N 41/9).

Что относится к смягчающим обстоятельствам?

Перечень смягчающих обстоятельств открыт. Как налоговый орган, так и суд могут признать таковыми и иные обстоятельства (подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ). Рекомендуем еще на стадии производства о налоговом правонарушении указать на те или иные оправдывающие налогоплательщика факты. В обязанности руководителя (его заместителя) налогового органа входит выявление всех обстоятельств, в том числе смягчающих или отягчающих ответственность (подп. 4 п. 5 ст. 100 и подп. 4 п. 7 ст. 101.4 НК РФ).

Суд учтет Ваши смягчающие ответственность обстоятельства, если налоговый орган этого не сделал

Суды обращают внимание на данный факт. И если руководитель инспекции имел возможность при вынесении решения учесть смягчающие обстоятельства, но не сделал этого, они признают решение инспекции в этой части недействительным. Так, в постановлении ФАС ДВО от 18.01.2008 N Ф03-А59/07-2/6075 налоговый орган не согласился с принятым судебным актом. Инспекторы сослались на то, что снижение санкций по причине установления судом смягчающих вину обстоятельств не является основанием для признания обжалуемого решения недействительным. Однако суд не принял во внимание этот довод инспекции и признал недействительным спорное решение в части начисленного штрафа. К аналогичным выводам пришел суд в постановлении ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-3123/2007(34389-А75-31): «Налоговый орган при рассмотрении дела о налоговом правонарушении должен устанавливать и учитывать смягчающие ответственность налогоплательщика обстоятельства».

И даже если инспекторы учтут определенные обстоятельства, это не мешает суду принять во внимание иные обстоятельства и еще более снизить штраф (постановление ФАС СЗО от 05.09.2007 N А42-8861/2006). Встречаются и такие экзотические варианты, как, например, в постановлении ФАС ЗСО от 14.09.2006 N Ф04-5987/2006(26424-А70-7). В этом деле суд не счел смягчающим обстоятельством наличие у предпринимателя несовершеннолетних детей в отсутствие доказательств расходов на их содержание. Но при этом он снизил штраф в два раза, так как налогоплательщик признал факт неуплаты налогов и совершение налоговых правонарушений, добровольно уплатил большую часть задолженности по налогам, пене и санкциям и к тому же является физическим лицом.

Обобщив арбитражную практику, мы можем выделить следующие обстоятельства, чаще всего признаваемые судами в качестве смягчающих ответственность:

  1. самостоятельное обнаружение налогоплательщиком и устранение нарушений налогового законодательства (постановление ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-3123/2007(34389-А75-31)). Дело в том, что непринятие во внимание этих обстоятельств при решении вопроса о штрафе может породить в налогоплательщике надежду, что ошибки налоговым органом не будут обнаружены (п. 17 информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 N 71);
  2. совершение правонарушения впервые и отсутствие вредных последствий для бюджета (определения ВАС РФ от 10.04.2008 N 2752/08 и от 19.03.2008 N 3088/08; постановления ФАС СКО от 13.08.2007 N Ф08-4669/2007-1824А; ФАС ВВО от 30.06.2005 N А43-1504/2005-34-71; ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-362/2008(906-А67-26). Приведем два ярких примера: сославшись на это основание в постановлении ФАС ВВО от 22.01.2008 N А82-5165/2007-99, суд снизил размер штрафа с 162 298 руб. до 3000 руб, а в постановлении ФАС ДВО от 07.11.2007 N Ф03-А73/07-2/4872 — с 335 196,25 руб. до 1000 руб.
    Является ли совершение правонарушения впервые смягчающим обстоятельством — решит суд Между тем не всегда совершение правонарушения впервые признается судами как смягчающее обстоятельство. Так, в постановлении ФАС СЗО от 30.06.2007 N А21-4829/2006 суд указал на неправомерность ссылки на такое обстоятельство, как совершение правонарушения впервые. Он пояснил, что «совершение правонарушения впервые не может быть признано обстоятельством, смягчающим ответственность, поскольку оно является обстоятельством, не отягчающим ее» (определением ВАС РФ от 21.11.2007 N 15375/07 в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ по заявлению налогоплательщика отказано);
  3. незначительный характер правонарушения, а именно небольшой период просрочки представления налоговой декларации (постановления ФАС ВСО от 08.04.2008 А10-3436/07-Ф02-1188/08, от 21.02.2008 N А33-13458/07-Ф02-356/08, от 19.02.2008 N А33-12418/07-Ф02-383/08; ФАС МО от 14.04.2008 N КА-А41/802-08). Так, в постановлении ФАС ВСО от 11.01.2008 N А74-1746/07-Ф02-9642/07 суд снизил размер штрафа с 91 464,45 руб. до 11 433 руб., руководствуясь незна-чительным (4 дня) нарушением срока подачи декларации по земельному налогу, вызванным неполадками в компьютерной системе организации;
  4. тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения. Но может ли это обстоятельство распространяться на юридическое лицо? Полагаем, что да! Ведь перечень смягчающих обстоятельств в НК РФ не является исчерпывающим. Арбитражная практика также признает тяжелое финансовое положение организации смягчающим вину обстоятельством (п. 19 постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 11.06.1999 N 41/9; постановления ФАС ВСО от 21.02.2008 А33-13458/07-Ф02-356/08, ФАС СКО от 09.10.2007 N Ф08-6608/2007-2456А; ФАС СЗО от 13.11.2006 N А05-4018/2005-29, от 14.01.2008 N А56-1698/2007; ФАС ВВО от 22.01.2007 N А43-38466/2005-34-1275). Однако такое положение необходимо доказывать со ссылками на бухгалтерские документы;
  5. Может ли штраф быть больше суммы налоговых платежей?

  6. несоразмерность величины штрафа совершенному налоговому правонарушению. Так, при вынесении постановления ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-362/2008(906-А67-26) суд сослался на п. 19 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9, которым предусмотрено, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции. Суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
    В письме, направленном заявителем (ответчиком) в налоговый орган, он просил при принятии налоговым органом решения учесть в качестве смягчающего обстоятельства, помимо прочих, несоразмерность штрафа допущенному нарушению (сумма налога, подлежащая уплате по декларации, составляет 1 601 090 рублей, а размер штрафа — 2 721 853 руб.). Арбитражный суд исходя из принципов соразмерности и справедливости уменьшил подлежащую взысканию с общества сумму штрафа.
    Аналогичное решение содержится и в другом постановлении ФАС СЗО от 22.04.2008 N Ф04-2542/2008(3973-А81-31). Налогоплательщик может ссылаться на правовую позицию Конституционного Суда РФ. В постановлении КС РФ от 15.07.1999 N 11-П указано, что в случаях, когда подлежащие принудительному взысканию суммы в совокупности многократно превышают размеры налоговых обязательств, это не только приводит к лишению предпринимателей дохода (прибыли), но и ставит под угрозу их дальнейшую деятельность, вплоть до ее прекращения;
  7. Сошлитесь на неопределенность налогового законодательства

  8. заблуждение относительно режима налогообложения осуществляемой предпринимателем деятельности. Это, как правило, вызвано неопределенностью действующего в спорный период законодательства о налогах и сборах и отсутствием официальных разъяснений компетентных органов (постановления ФАС ЗСО от 13.03.2008 N Ф04-1691/2008(1961-А75-29) и от 18.01.2007 N А52-2613/2006/2);
  9. социальная значимость налогоплательщика (постановления ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-362/2008(906-А67-26); ФАС МО от 14.04.2008 N КА-А41/802-08; ФАС ВВО от 28.01.2002 N А29-7560/01А; ФАС ВСО от 08.05.2007 N А19-10870/06-Ф02-2519/07; ФАС СКО от 19.11.2007 N Ф08-7587/07-2838А);
  10. добросовестность налогоплательщика, что выражается в своевременной и полной уплате налогов в бюджет (определение ВАС РФ от 10.04.2008 N 2752/08; постановление ФАС ВВО от 22.01.2007 N А43-38466/2005-34-1275);
  11. возраст предпринимателя и наличие у него на иждивении несовершеннолетних детей (постановления ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-3123/2007(34389-А75-31); ФАС ПО от 27.11.2007 N А65-3005/2007-СА2-8); состояние здоровья предпринимателя и его близких, например болезнь ребенка, инвалидность матери (постановления ФАС ЗСО от 25.08.2005 N Ф04-4498/2005(13053-А27-19); ФАС ВСО от 13.02.2007 N А19-16402/06-44-Ф02-220/07, от 19.03.2007 N А33-12072/06-Ф02-1271/07; ФАС ВВО от 15.03.2006 N А79-1673/2005);
  12. Больничный главбуха послужит оправданием вашей просрочки

  13. болезнь главного бухгалтера организации (постановления ФАС ВСО от 10.07.2003 N А33-17991/02-С3с-Ф02-2039/03-С1; ФАС ЗСО от 02.12.2002 N Ф04/4353-1705/А45-2002; ФАС СЗО от 17.07.2001 N А26-5260/00-02-03/407) или его неквалифицированность (постановления ФАС ВСО от 24.07.2007 N А19-913/07-41-Ф02-4575/07; ФАС ЗСО от 13.03.2007 N Ф04-1166/2007(32271-А45-3);
  14. изъятие документов уполномоченным государствен-ным органом (постановление ФАС СЗО от 30.05.2000 N А56-31511/99);
  15. ошибочное направление декларации в другую инспекцию, в том числе через оператора электронной связи (постановления ФАС ВСО от 16.10.2007 N А19-4293/07-44-Ф02-7638/07; ФАС ЗСО от 01.02.2007 N Ф04-45/2007(30821-А81-32)).

Когда налогоплательщик одновременно имеет отягчающие и смягчающие вину обстоятельства

Заметим также, что наличие отягчающих вину обстоятельств не препятствует суду учесть одновременно и смяг-чающие обстоятельства. Ведь предельный размер уменьшения налоговой санкции не установлен (постановления ФАС ВСО от 08.05.2007 N А19-10870/06-Ф02-2519/07; ФАС ВВО от 16.04.2007 N А38-3216-17/288-2006; ФАС СКО от 16.04.2008 N Ф08-1888/2008-680А). НК РФ не ставит возможность уменьшения размера штрафа при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства в зависимость от наличия отягчающих вину обстоятельств.

Наконец, не следует забывать и об административной ответственности должностного лица организации за несвоевременную подачу декларации (ст. 15.5 КоАП РФ). За это же правонарушение при просрочке в течение 10 дней налоговый орган может прибегнуть к еще одному действенному способу — приостановлению операций организации по счетам в банках (п. 3 ст. 76 НК РФ). Но проследите за тем, чтобы такое решение было отменено не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления вами налоговой декларации(*2).

*1) Обращаем внимание, что приказом Минфина от 05.05.2008 N 54н утверждена новая декларация по налогу на прибыль, поэтому декларацию за первое полугодие 2008 г. необходимо подавать уже по новой форме.

*2) Подробнее на эту тему см.: Мясников О.А. Блокировка счета: законные способы выхода из кризиса // Арбитражное правосудие в России. 2008. N 7. С. 45.

Журнал «Арбитражное правосудие в России» N 7/2008, И.Б. ШТУКМАСТЕР, юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

Правовые последствия непредоставления отчетности

Размер санкций, предписанных за несоблюдение сроков предоставления декларации и неуплаты налога, равняется 5% от его суммы за каждый месяц, в котором имела место просрочка. Граничным пределом штрафных начислений является планка в 30%: начисленная сума к оплате не может превышать этот показатель, так же как и не может быть меньше 1 000 рублей.

Еще сравнительно недавно при прочтении соответствующих статей налогового законодательства, посвященных этому вопросу, у налогоплательщиков возникали некоторые разногласия касательно ее трактовки в части определения даты наступления штрафных санкций. Новая формулировка вносит необходимые разъяснения: если налог оплачен своевременно и в полном размере, однако декларация была подана с опозданием, сумма штрафа равняется 1 000 рублям. Если была оплачена лишь часть налога при несвоевременной подаче отчетности, штраф следует рассчитывать, опираясь на разницу, получившуюся между суммой налога к оплате, и суммой, поступившей в государственную казну в предписанный термин.

За непредставление отчетности или ее подачи позже прописанного налоговым законодательством срока судебные органы на основании заявления, поданного ИФНС, имеют право привлечь руководящих лиц, работающих в компании, к ответственности через вынесение предупреждения или применения штрафных санкций в размере от 300 до 500 рублей. За правонарушения, сроком давности от 3 лет, санкции не предусмотрены.

Помимо применения штрафов ФНС может заблокировать банковские счета компании

Если речь идет, например, о несвое­вре­мен­ной по­да­че СЗВ-М или другой пер­сональной отчетности в ПФР, подобное на­ру­ше­ние предусматривает штра­ф в раз­ме­ре 500 рублей за каж­дого субъекта, в от­но­ше­нии ко­то­ро­го необходимо было подать информацию.

Если фирма не предоставила налоговую декларацию по истечению 10 рабочих дней после установленного законодательством срока, происходит блокировка счета. Ограничений, касающихся суммы, подлежащей блокировке, законодательством не прописано.

Механизм уменьшения штрафа за непредоставление отчетности

После того как инспектор налоговой службы обнаружил факт нарушения сроков подачи отчетности, следует официальное уведомление, в котором назначается встреча с сотрудником фискальных органов. Результатом этого визита станет подписание Акта налоговой проверки, указывающего на выявленные правонарушения. Однако отчаиваться в подобной ситуации не стоит, поскольку многие случаи непредоставления декларации попадают под «юрисдикцию» смягчающих обстоятельств, которые могут существенно уменьшить размер штрафа.

С момента подписания Акта отведено 14 рабочих дней на подачу ходатайства про снижение суммы штрафа

Под смягчающими обстоятельствами с точки зрения налогового законодательства предусмотрены следующие ситуации, при которых было совершено нарушение сроков подачи:

  • тяжелые личные, в том числе семейные обстоятельства;
  • наличие факта угрозы либо принуждения;
  • плачевное финансовое положение физлица.

НК РФ также прописывает пункт «иные обстоятельства», под которыми чаще всего подразумевают следующие:

  • привлечение к налоговой ответственности впервые;
  • наличие у лица, ответственного за предоставление документов, иждивенцев.

Иждивенцами считаются дети до 18 лет включительно или до 23 лет, в случае, если они находятся на очной форме обучения.

Практика показывает, что чем больше причин, поспособствовавших задержке в подаче декларации будет указано в ходатайстве, тем больше будет вероятность снижения штрафа.

За непредставление отчетности или ее подачи позже прописанного налоговым законодательством срока судебные органы на основании заявления, поданного ИФНС, имеют право привлечь руководящих лиц, работающих в компании, к ответственности через вынесение предупреждения или применения штрафных санкций в размере от 300 до 500 рублей. За правонарушения, сроком давности от 3 лет, санкции не предусмотрены. Помимо применения штрафов ФНС может заблокировать банковские счета компании Если речь идет, например, о несвое­вре­мен­ной по­да­че СЗВ-М или другой пер­сональной отчетности в ПФР, подобное на­ру­ше­ние предусматривает штра­ф в раз­ме­ре 500 рублей за каж­дого субъекта, в от­но­ше­нии ко­то­ро­го необходимо было подать информацию. Если фирма не предоставила налоговую декларацию по истечению 10 рабочих дней после установленного законодательством срока, происходит блокировка счета.

На всякий случай напомнить, что за не сдачу бухгалтерской отчетности в органы статистики еще больше — предупреждение или наложение на организацию административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ). Ответы на распространенные вопросы Вопрос № 1: В небольшой организации бухгалтерский и налоговый учет ведет сторонняя бухгалтерская фирма. В случае сдачи налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в ИФНС с опозданием, кто будет нести ответственность? Ответ: В соответствии с «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утв.
Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, если ведение учета и отчетности передано сторонней бухгалтерской фирме, бухгалтерская отчетность организации в этом случае подписывается как руководителем организации, так и руководителем бухгалтерской фирмы.

Штраф за несвоевременную сдачу декларации

С момента подписания Акта отведено 14 рабочих дней на подачу ходатайства про снижение суммы штрафа Под смягчающими обстоятельствами с точки зрения налогового законодательства предусмотрены следующие ситуации, при которых было совершено нарушение сроков подачи:

  • тяжелые личные, в том числе семейные обстоятельства;
  • наличие факта угрозы либо принуждения;
  • плачевное финансовое положение физлица.

НК РФ также прописывает пункт «иные обстоятельства», под которыми чаще всего подразумевают следующие:

  • привлечение к налоговой ответственности впервые;
  • наличие у лица, ответственного за предоставление документов, иждивенцев.

Иждивенцами считаются дети до 18 лет включительно или до 23 лет, в случае, если они находятся на очной форме обучения.

А затем уже, раз вы нарушили способ представления расчета (бумажный вместо электронного), наложить штраф в размере 200 руб. по статье 119.1 НК РФ Вопрос № 3: Летом 2017 купили на организацию автомобиль. Расчет авансовых платежей по налогу на имущество не сдавали, будут ли штрафы со стороны ИФНС? Ответ: Автомобиль в 2017 относится к имуществу, имуществу. Но декларацию по налогу на имуществу представлять надо.

А вот чтобы ответить на вопрос, надо ли было сдавать расчет по авансовому платежу по налогу на имущество, надо обратиться к региональному законодательству. Не во всех регионах установлена обязанность налогоплательщиков сдавать расчет по авансовым платежам по налогу на имущество. Если в вашем регионе такая обязанность есть, то возможен штраф в размере 200 руб.

по статье 126 НК РФ. Оцените качество статьи.

Административный штраф за несвоевременную сдачу декларации по налогу на имущество

ВажноПри обнаружении фактов несвоевременной сдачи отчетности в ИФНС, штраф по НК РФ будет применен к самой организации, а вот к административной ответственности могут привлечь как руководителя организации, так и руководителя бухгалтерской фирмы. Вопрос № 2: В ИФНС не приняли расчет по форме 6-НДФЛ в бумажном виде (численность 26 человек). Какие нам грозят штрафы? Ответ: В данном случае расчет необходимо было сдавать в электронном виде (численность более 25 человек).
По формальному признаку расчет не сдан (раз его не приняли), значит, будет штраф по статье 126 НК РФ в размере 1 000 руб. Причем не единовременно, а за каждый месяц, истекший со дня срока, в который расчет должен был быть представлен. Но нужно учесть, что сотрудник ИФНС должен был принять расчет, т.к. оснований не принять у него не было.
Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения

  1. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере сорока тысяч рублей.
  2. Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере восьмидесяти тысяч рублей.

Комментарий к статье 119 Налогового кодекса РФ Статья 119 НК РФ устанавливает ответственность за нарушение сроков представления налоговой декларации. При этом ответственность за направление декларации неустановленной (устаревшей, утратившей силу) формы названной нормой не предусмотрена.

В избранноеОтправить на почту Штрафы за несдачу отчетности в налоговую — страшный сон любого главного бухгалтера и головная боль руководителя. Как избежать проблем с инспекцией и быть всегда пунктуальным налогоплательщиком? Несвоевременная сдача отчетности в налоговую Размеры штрафов за несдачу отчетности в налоговую Итоги Несвоевременная сдача отчетности в налоговую Нарушение сроков сдачи отчетов в инспекцию (или вовсе несдача отчетности) — явление довольно частое, объясняемое постоянными изменениями сроков и порядка их представления. ВАЖНО! Не стоит забывать, что если последний день подачи отчетности выпадает на воскресенье или нерабочий общегосударственный праздник, то он смещается на ближайший следующий за этим выходным или праздником рабочий день (п.

7 ст. 6.1 НК РФ).

Ответственность за непредставление отчетности

Все организации, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, должны представлять в контролирующие органы определенные виды отчетности. Исполнение обязанности по своевременному представлению отчетности обеспечивается различными мерами ответственности.

Прежде всего, речь идет о бухгалтерской и налоговой отчетности, представляемой организациями в налоговые органы.

На основании ст.15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) все организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики.

В частности, бухгалтерская отчетность представляется организациями — налогоплательщиками в налоговый орган по месту своего учета (пп.4 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ). Этой же нормой определяется обязанность представления организациями налоговых деклараций (ст.80 НК РФ) по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Помимо налоговых деклараций организациями на основании норм НК РФ и других законодательных актов в налоговые органы представляются документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также сведения об организации, предусмотренные п.2 ст.23 НК РФ.

Ответственность за непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности установлена НК РФ.

В соответствии с п.1 ст.119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации по истечении менее 180 дней после установленного законодательством о налогах и сборах срока наказывается штрафом в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п.2 ст.119 НК РФ). Указанные меры ответственности применяются к налогоплательщикам только за непредставление в соответствующий срок налоговых деклараций и расчетов по налогам.

Организациям — налогоплательщикам следует обратить внимание на положения п.2 ст.76 НК РФ, согласно которому в случае непредставления налоговой декларации в течение двух недель по истечении установленного для ее представления срока, а также в случае отказа представить налоговую декларацию налоговый орган вправе приостановить операции по счетам налогоплательщика в банке.

За несвоевременное представление либо непредставление в налоговый орган бухгалтерской отчетности, определенной ст.13 Закона N 129-ФЗ, организация может быть привлечена к ответственности на основании п.1 ст.126 НК РФ, согласно которой непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

В соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации (Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) организации, являющиеся страхователями по обязательному пенсионному страхованию и уплачивающие страховые взносы, обязаны представлять в территориальные органы ПФР документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения (ст.14 Закона N 167-ФЗ).

Меры ответственности за нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании установлены ст.27 Закона N 167-ФЗ. В частности, на основании п.3 ст.27 названного Закона неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые оно должно было сообщить в орган Пенсионного фонда РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. Несвоевременное сообщение таких сведений, совершенное повторно в течение календарного года, наказывается штрафом в размере 5000 руб.

Данные санкции налагаются органами пенсионного фонда РФ, при этом привлечение страхователей к ответственности за совершение указанных правонарушений осуществляется в соответствии с общими принципами привлечения к ответственности и с соблюдением процедур, установленных НК РФ.

Необходимо также отметить определенную п.п.2 и 6 ст.24 Закона N 167-ФЗ обязанность организаций — страхователей представлять в налоговые органы расчеты об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей (в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным) и декларации по страховым взносам (в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом) в налоговый орган по утверждаемой МНС России и ПФР форме. В то же время, по нашему мнению, действующим законодательством не установлено мер ответственности за непредставление указанных документов.

На основании ст.ст.6, 8, 9, 11, 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (далее — Закон N 27-ФЗ) организации — работодатели, являющиеся плательщиками страховых взносов государственного пенсионного страхования, обязаны в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах.

Ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений установлена ст.17 Закона N 27-ФЗ. В этом случае к организациям могут быть применены финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд РФ, взыскание которых производится в судебном порядке органами ПФР.

Основные обязанности организаций в сфере обязательного социального страхования определены ст.17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», согласно которой организации — страхователи обязаны представлять Фонду социального страхования РФ в установленные им сроки документы, являющиеся основанием для начисления и уплаты страховых взносов, назначения пособий по страхованию, и иные сведения, необходимые для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сообщать о наступлении страхового случая, а также представлять отчетность по установленной форме.

В настоящее время санкции за нарушение установленного срока представления отчетности в Фонд социального страхования РФ установлены ст.8 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» (далее — Закон N 17-ФЗ).

Несвоевременное представление отчетности в ФСС РФ влечет наложение штрафа в размере 1000 руб., а за повторное совершение указанного правонарушения в течение календарного года — штрафа в размере 5000 руб. При этом взыскание штрафов осуществляется исполнительными органами ФСС РФ в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ для применения мер ответственности за налоговые правонарушения (абз.4 ст.8 Закона N 17-ФЗ).

Следует обратить внимание на то, что все вышеупомянутые штрафные санкции налагаются на организации, тогда как должностные лица организаций привлекаются к административной ответственности за непредставление (несвоевременное представление) отчетности на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), вступившего в силу с 1 июля 2002 г.

Так, ст.15.5 КоАП РФ установлен специальный состав административного правонарушения, выражающегося в нарушении установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организации в размере от 3 до 5 МРОТ.

Статья 15.6 КоАП РФ устанавливает ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Так, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 МРОТ (ч.1 ст.15.6 КоАП РФ).

Специальный состав административного правонарушения установлен за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов (ст.15.11 КоАП РФ). При этом под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% и (или) искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%. Совершение должностным лицом организации данного правонарушения наказывается административным штрафом в размере от 20 до 30 МРОТ.

Как указывалось выше, ст.15 Закона N 129-ФЗ установлена обязанность организаций представлять бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики. В настоящее время порядок представления сведений определен Положением о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 15.07.2002 N 154.

Ответственность за непредставление сведений в органы статистики, в том числе бухгалтерской отчетности, установлена ст.13.19 КоАП РФ. Так, нарушение должностным лицом порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ.

А.Музыченко

АКДИ «Экономика и жизнь»

Об изменениях налогообложения акцизами подакцизных товаров в 2003 г.
О принудительной ликвидации юридических лиц, не подавших сведения до 1 января 2003 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *