Аккруал

» вернуться к списку словарных статей

ACCRUALS (НАЧИСЛЕННЫЙ РАСХОД)

Обязательство по оплате полученных товаров или (чаще) услуг, возникающее из-за самого факта их получения, даже если компания ещё не получила формальный документ, удостоверяющий и уточняющий размер вашей задолженности (такой, как, например, инвойс или счёт-фактура). То есть, потребили услугу – вот вам и Дт Расход, и Кт Начисленный расход. В отчёте о финансовом положении начисленный расход находится среди краткосрочных обязательств.

От обычной кредиторской задолженности начисленный расход отличается именно тем, что, поскольку официальным документом он ещё не подтверждён, вы можете не на 100% угадать его сумму. В этом плане начисленные расходы – это один из видов резерва, то есть обязательства с неопределённой суммой и/или сроком погашения. Однако, так же, как и для кредиторской задолженности, для признания обязательства в этом случае необходимо наличие обязывающего события.

И последние замечания из категории «для любознательных». Обратите внимание на исторически сложившуюся терминологическую неувязку: называется начисленным «расходом», а на деле является обязательством. Поэтому в обиходе есть ещё один термин для обозначения этого явления, буквализм с английского: аккруалы.

Синонимы: Accrued expense » вернуться к списку словарных статей 31.05.2016

Руководство и финансовые специалисты при подготовке финансовой отчетности задумываются о том, как сделать компанию привлекательной для инвесторов и кредиторов. Их волнует вопрос, как показать информацию:

  • об ожидаемом доходе от инвестирования (дивиденды, изменения рыночной стоимости компании);
  • о возвратности вложенных средств (выплаты основного долга и процентов по нему).
  • объем ресурсов компании;
  • изменения в ресурсах компании;
  • эффективность использования этих ресурсов.

Основными требованиями к финансовой информации, принятыми на мировом рынке, является отражение результатов о финансовой деятельности компании по методу начисления (Accrual Accounting). В первую очередь это касается «Отчета о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе». Также сюда иногда относят еще и «Отчет о движении денежных средств».

Что такое метод начисления?

Cуть метода начисления состоит в том, что результаты экономических операций и прочих событий, влияющих на экономические ресурсы компании и требования к компании должны признаваться и отражаться в том периоде, в котором они произошли, независимо от уплаты или получения денежных средств. Затраты должны максимально сопоставляться с доходами, которые они принесли.

Учет по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) и принципы управленческого учета в 1С не всегда дают возможности составить отчетность по методу начисления.

Почему так происходит?

1 Разница в правилах учета и оценки основных средств (ОС) и нематериальных активов в РСБУ и МСФО.

Пример:

Начисление амортизации ОС в РСБУ начинается с момента их ввода в эксплуатацию. А в МСФО — с момента приобретения ОС.

2 Первичные отгрузочные документы, подтверждающие расходные операции, могут быть приняты задним числом.

Пример:

Продавец выставил Покупателю закрывающие документы за оказанные услуги. Закрывающие документы остались на столе менеджера Продавца с пометкой «отдать при встрече». Встреча с представителем Клиента состоялась через месяц после даты оказания услуг.

3 Первичные отгрузочные документы, подтверждающие операции по получению дохода, могут быть перенесены на «будущее число».

Пример:

Бухгалтер понимает, что в текущем отчетном периоде налог на прибыль достаточно высок, поэтому он может фактическую операцию по продаже оформить следующим отчетным месяцем. Или может договорится с клиентом и изменить даты уже выставленных закрывающих документов. Иными словами, бухгалтер проводит «оптимизацию налогов».

4 Наличие непредвиденных расходов/доходов.

Пример:

Согласно МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», классификация статей «непредвиденные доходы/расходы» запрещена. А в учете по РСБУ или управленческом учете могут быть созданы статьи непредвиденных прочих доходов/расходов. Типовые документы систем (например, «Расходный/Приходный кассовый ордер» с видом операции прочий расход/доход) в 1С могут отразить такого рода информацию (доходы из ниоткуда, расходы в никуда). В бюджетных моделях некоторых компаниях в PL (отчет о финансовых результатах) иногда встречаются статьи «Непредвиденные расходы» и «Непредвиденные доходы».

Вполне вероятно, что в будущем станет возможным отражение результатов о финансовой деятельности компании по методу начисления по данным регламентированного учета. Предпосылки для этого уже есть и они существенные:

  • РФ находится на пути сближения национальных стандартов и стандартов МСФО.
  • Большое количество компаний выходят на мировой рынок и воспитывают внутри себя корпоративною культуру ведения регламентированного и управленческого учета.

Формирование Accruals в конфигурациях 1С

Какие конфигурации 1С позволяют отражать результаты о финансовой деятельности компании по методу начисления?

  • 1С:Бухгалтерия КОРП МСФО;
  • 1С:Управление холдингом;
  • 1С:ERP;
  • 1С:Комплексная автоматизация.

Базовая схема отражения хозяйственных операций по методу начисления

Шаги процесса Описание шага процесса
1 Формирование PL по сценарию «План» (рис. 1 и рис. 2)
2 Формирование и утверждение потребности ЦФО
2.1 Заявка на закупку (рис. 3 и рис. 4)
2.2 График начислений в договоре (рис. 5)
3 Формирование Accruals (рис. 6)
4 Закупка товарно-материальных ценностей или услуг (поступление товаров или услуг, авансовый отчет и пр.) (рис. 7)
5 Списание ТМЦ или услуг (поступление товаров или услуг, требование-накладная и пр.)
6 Сторно Accruals (рис. 8)
7 Формирование PL по методу начислений по сценариям «Факт» и «Прогноз», сравнение различных сценариев

Пример работы с Accruals в 1С

Рисунок 1 — PL или Отчет о финансовых результатах назад к таблице

Рисунок 2 — Настройки формирования Accruals. назад к таблице

Рисунки 3-4 — Создание и проведение заявки на затраты назад к таблице

Рисунок 5 — График начислений в договоре назад к таблице

Рисунок 6 — Формирование Accruals назад к таблице

Рисунок 7 — Журнал закупок и проводок назад к таблице

Рисунок 8 — Сторно Accruals назад к таблице

Однако, готового функционала для использования метода начислений нет ни в одной из конфигураций. Но с небольшими доработками и настройками можно выполнить проекты и начать формировать Accruals.

Наши специалисты имеют успешный опыт доработок 1С в этом направлении, поэтому мы сможем помочь настроить формирование Accruals и в вашей компании!

Хотите использовать метод начислений в своей системе?

Оставьте заявку
и наши специалисты проконсультируют Вас!

Оставить заявку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *