Содержание
» вернуться к списку словарных статей
ACCRUALS (НАЧИСЛЕННЫЙ РАСХОД)
Обязательство по оплате полученных товаров или (чаще) услуг, возникающее из-за самого факта их получения, даже если компания ещё не получила формальный документ, удостоверяющий и уточняющий размер вашей задолженности (такой, как, например, инвойс или счёт-фактура). То есть, потребили услугу – вот вам и Дт Расход, и Кт Начисленный расход. В отчёте о финансовом положении начисленный расход находится среди краткосрочных обязательств.
От обычной кредиторской задолженности начисленный расход отличается именно тем, что, поскольку официальным документом он ещё не подтверждён, вы можете не на 100% угадать его сумму. В этом плане начисленные расходы – это один из видов резерва, то есть обязательства с неопределённой суммой и/или сроком погашения. Однако, так же, как и для кредиторской задолженности, для признания обязательства в этом случае необходимо наличие обязывающего события.
И последние замечания из категории «для любознательных». Обратите внимание на исторически сложившуюся терминологическую неувязку: называется начисленным «расходом», а на деле является обязательством. Поэтому в обиходе есть ещё один термин для обозначения этого явления, буквализм с английского: аккруалы.
Синонимы: Accrued expense » вернуться к списку словарных статей 31.05.2016
Руководство и финансовые специалисты при подготовке финансовой отчетности задумываются о том, как сделать компанию привлекательной для инвесторов и кредиторов. Их волнует вопрос, как показать информацию:
- об ожидаемом доходе от инвестирования (дивиденды, изменения рыночной стоимости компании);
- о возвратности вложенных средств (выплаты основного долга и процентов по нему).
- объем ресурсов компании;
- изменения в ресурсах компании;
- эффективность использования этих ресурсов.
Основными требованиями к финансовой информации, принятыми на мировом рынке, является отражение результатов о финансовой деятельности компании по методу начисления (Accrual Accounting). В первую очередь это касается «Отчета о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе». Также сюда иногда относят еще и «Отчет о движении денежных средств».
Что такое метод начисления?
Cуть метода начисления состоит в том, что результаты экономических операций и прочих событий, влияющих на экономические ресурсы компании и требования к компании должны признаваться и отражаться в том периоде, в котором они произошли, независимо от уплаты или получения денежных средств. Затраты должны максимально сопоставляться с доходами, которые они принесли.
Учет по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) и принципы управленческого учета в 1С не всегда дают возможности составить отчетность по методу начисления.
Почему так происходит?
1 Разница в правилах учета и оценки основных средств (ОС) и нематериальных активов в РСБУ и МСФО.
Пример:
Начисление амортизации ОС в РСБУ начинается с момента их ввода в эксплуатацию. А в МСФО — с момента приобретения ОС.
2 Первичные отгрузочные документы, подтверждающие расходные операции, могут быть приняты задним числом.
Пример:
Продавец выставил Покупателю закрывающие документы за оказанные услуги. Закрывающие документы остались на столе менеджера Продавца с пометкой «отдать при встрече». Встреча с представителем Клиента состоялась через месяц после даты оказания услуг.
3 Первичные отгрузочные документы, подтверждающие операции по получению дохода, могут быть перенесены на «будущее число».
Пример:
Бухгалтер понимает, что в текущем отчетном периоде налог на прибыль достаточно высок, поэтому он может фактическую операцию по продаже оформить следующим отчетным месяцем. Или может договорится с клиентом и изменить даты уже выставленных закрывающих документов. Иными словами, бухгалтер проводит «оптимизацию налогов».
4 Наличие непредвиденных расходов/доходов.
Пример:
Согласно МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», классификация статей «непредвиденные доходы/расходы» запрещена. А в учете по РСБУ или управленческом учете могут быть созданы статьи непредвиденных прочих доходов/расходов. Типовые документы систем (например, «Расходный/Приходный кассовый ордер» с видом операции прочий расход/доход) в 1С могут отразить такого рода информацию (доходы из ниоткуда, расходы в никуда). В бюджетных моделях некоторых компаниях в PL (отчет о финансовых результатах) иногда встречаются статьи «Непредвиденные расходы» и «Непредвиденные доходы».
Вполне вероятно, что в будущем станет возможным отражение результатов о финансовой деятельности компании по методу начисления по данным регламентированного учета. Предпосылки для этого уже есть и они существенные:
- РФ находится на пути сближения национальных стандартов и стандартов МСФО.
- Большое количество компаний выходят на мировой рынок и воспитывают внутри себя корпоративною культуру ведения регламентированного и управленческого учета.
Формирование Accruals в конфигурациях 1С
Какие конфигурации 1С позволяют отражать результаты о финансовой деятельности компании по методу начисления?
- 1С:Бухгалтерия КОРП МСФО;
- 1С:Управление холдингом;
- 1С:ERP;
- 1С:Комплексная автоматизация.
Базовая схема отражения хозяйственных операций по методу начисления
Шаги процесса | Описание шага процесса | |
1 | Формирование PL по сценарию «План» (рис. 1 и рис. 2) | |
2 | Формирование и утверждение потребности ЦФО | |
2.1 | Заявка на закупку (рис. 3 и рис. 4) | |
2.2 | График начислений в договоре (рис. 5) | |
3 | Формирование Accruals (рис. 6) | |
4 | Закупка товарно-материальных ценностей или услуг (поступление товаров или услуг, авансовый отчет и пр.) (рис. 7) | |
5 | Списание ТМЦ или услуг (поступление товаров или услуг, требование-накладная и пр.) | |
6 | Сторно Accruals (рис. 8) | |
7 | Формирование PL по методу начислений по сценариям «Факт» и «Прогноз», сравнение различных сценариев |
Пример работы с Accruals в 1С
Рисунок 1 — PL или Отчет о финансовых результатах назад к таблице
Рисунок 2 — Настройки формирования Accruals. назад к таблице
Рисунки 3-4 — Создание и проведение заявки на затраты назад к таблице
Рисунок 5 — График начислений в договоре назад к таблице
Рисунок 6 — Формирование Accruals назад к таблице
Рисунок 7 — Журнал закупок и проводок назад к таблице
Рисунок 8 — Сторно Accruals назад к таблице
Однако, готового функционала для использования метода начислений нет ни в одной из конфигураций. Но с небольшими доработками и настройками можно выполнить проекты и начать формировать Accruals.
Наши специалисты имеют успешный опыт доработок 1С в этом направлении, поэтому мы сможем помочь настроить формирование Accruals и в вашей компании!
Хотите использовать метод начислений в своей системе?
Оставьте заявку
и наши специалисты проконсультируют Вас!
Оставить заявку