Акт инвентаризации денежных средств

Добавить в «Нужное»

Обновление: 15 мая 2020 г.

Порядок инвентаризации наличных денежных средств в кассе мы описали в отдельной консультации. Теперь посмотрим, какой акт инвентаризации наличных денежных средств используется для оформления инвентаризации кассы.

Отдельно мы рассказали, как отразить в учете излишки и недостачи денежных средств, выявленные при инвентаризации.

Акт инвентаризации денежных средств

Для инвентаризации кассы предназначен типовой бланк по форме ИНВ-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств». Этот бланк утвержден Постановлением Госкомстата от 18.08.98 N 88. Вместе с тем, организация может использовать и самостоятельно разработанную и утвержденную руководителем форму Инвентаризационной описи денежных средств или Акта инвентаризации кассы. Ведь утвержденные Госкомстатом формы не являются обязательными к применению (Информация Минфина N ПЗ-10/2012). В частности, за основу можно взять Акт инвентаризации наличных денежных средств, являющийся Приложением 14 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.95 N 49.

Отметим, что если в ходе инвентаризации кассы проверялись ценные бумаги и бланки строгой отчетности, то на них оформляется Инвентаризационная опись по форме ИНВ-16 (утв. Постановлением Госкомстата от 18.08.98 N 88) либо инвентаризация опись по форме, утвержденной самой организацией.

Инвентаризация кассы (бланк ИНВ-15): образец заполнения

В акте ИНВ-15 инвентаризационная комиссия указывает, сколько наличных денег, ценностей и других денежных документов находится в кассе на момент проверки. Стоимость ценностей в кассе отражается по данным бухгалтерского учета. В этом же акте отражаются номера последнего на дату проверки приходного и расходного кассовых ордеров.

Если по итогам инвентаризации кассы выявлена недостача или излишек денежных средств, заполняется оборотная сторона акта ИНВ-15. Кассир, ответственный за сохранность ценностей в кассе (иное материально ответственное лицо), заполняет строку «Объяснение причин излишков и недостач».

Акт ИНВ-15 подписывают все члены комиссии и лица, ответственные за сохранность ценностей.

Образец заполнения акта ИНВ-15 можно посмотреть .

ИНВ-15 инвентаризации наличных денежных средств: сколько экземпляров

При годовой инвентаризации кассы оформляют 2 экземпляра акта ИНВ-15. Один акт остается у материально ответственного лица, второй – передается в бухгалтерию.

А при смене материально ответственного лица оформляют 3 экземпляра акта: один для кассира, сдающего ценности, один для кассира, принимающего ценности, и один для бухгалтерии (Указания, утв. Постановлением Госкомстата от 18.08.98 N 88).

Акт инвентаризации кассы: бланк скачать

Акт ИНВ-15 бланк можно скачать бесплатно в формате Word или Excel здесь — Постановление Госкомстата от 18.08.98 N 88.

Как часто и в соответствии с какими нормативными актами проводится инвентаризация наличных денежных средств

Инвентаризация кассы проводитсяв соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина от 13.06.1995 № 49. Согласно п. 1.2 данных указаний денежные средства являются имуществом хозсубъекта.

Для инвентаризации наличных денежных средств Госкомстат разработал унифицированную форму ИНВ-15 и утвердил ее в своем постановлении от 18.08.1998 № 88. Данная форма необязательна к применению и может быть заменена аналогичным документом, разработанным компанией самостоятельно. Однако ИНВ-15 продолжает широко использоваться.

Как часто оформляется акт формы ИНВ-15? Ответ зависит от установленной частоты проводимого контроля. Для внутренних ревизий кассы периодичность проверок определяет руководство юрлица или ИП (п. 7 указания Центробанка РФ о порядке ведения кассовых операций от 11.03.2014 № 3210-У). Проверки могут проводиться регулярно (по плану) или носить внезапный характер.

Не следует забывать и о законодательно установленных случаях, когда проведение инвентаризации кассы обязательно (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации, утв. приказом Минфина от 13.06.1995 № 49):

  • перед составлением годовых отчетов;
  • при смене кассиров;
  • при выявлении хищения денег или недостачи/излишков в кассе.

Как передать кассу новому кассиру при увольнении или на время отпуска, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Своевременная инвентаризация кассы — это возможность вовремя устранить кассовые нарушения, пресечь злоупотребления, а также избежать возможных штрафов. Если работать с наличными деньгами без учета требований нормативных документов, может последовать наказание по ст. 15.1 КоАП.

Подробнее о кассовой дисциплине и ответственности за ее нарушение — в статье «Кассовая дисциплина и ответственность за ее нарушение».

Порядок проведения инвентаризации наличных средств в кассе

Процедура проведения ревизии наличных средств в кассе состоит из следующих этапов:

  1. Утверждение состава комиссии в приказе по унифицированной форме ИНВ-22 (или аналогичной ей, разработанной самостоятельно)
  2. Получение расписки от кассира об отсутствии неоприходованной налички и неучтенных денежных документов. Кассир также передает комиссии последний кассовый отчет.
  3. Пересчет денежных средств и документов, сравнение результата с бухучетом, сверка наличия и движения бланков строгого учета с информацией, отраженной в журнале их регистрации.
  4. Оформление итогов инвентаризации в акте формы ИНВ-15.

Внимание! Инвентаризация денежных средств в кассе производится в присутствии материально ответственного за денежные средства лица (как правило, кассира).

Скачать бланк инвентаризации кассы по форме ИНВ-15 можно на нашем сайте.

Скачать бланк формы ИНВ-15

Порядок и образец заполнения акта ф. ИНВ-15 при инвентаризации кассы

Акт инвентаризации заполняется на компьютере или вручную. Не допускается наличие исправлений или помарок.

В соответствующие разделы акта вносятся:

  • название организации;
  • наименование подразделения (при проведении ревизии кассы в обособленном подразделении);
  • документ — основание для проведения проверки кассы, его номер и дата;
  • номер и дата акта, а также дата проведения инвентаризации;
  • подпись кассира в расписке;
  • фактическая сумма денежных средств, ценных бумаг и иных денежных документов;
  • учетные данные денежных активов;
  • данные результатов ревизии;
  • пояснение выявленных излишек/недостач;
  • подписи членов комиссии и материально ответственных лиц.

Скачать образец заполнения формы ИНВ-15

Подробнее о порядке, который следует соблюдать при ведении кассовых операций, читайте в этой статье.

Итоги

Периодическое проведение инвентаризации кассы в интересах любого юрлица и ИП, работающих с наличными деньгами. Это помогает вовремя выявить все недостачи, пресечь злоупотребления и дисциплинировать кассиров. Оформляются результаты инвентаризации с помощью акта формы ИНВ-15 или аналогичной ей.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить в «Нужное»

Обновление: 5 июня 2020 г.

Если в ходе инвентаризации имущества организации выявлены расхождения с учетными данными, то составляется сличительная ведомость. В ней отражаются расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Так, при инвентаризации товарно-материальных ценностей составляется инвентаризационная опись по форме ИНВ-3. О ее заполнении читайте в отдельной консультации. При выявлении отклонений между учетными данными по ТМЦ и их фактическим наличием составляется сличительная ведомость по форме ИНВ-19, утв. Постановлением Госкомстата от 18.08.98 N 88.

Форма ИНВ-19

Сразу предупредим, использовать по итогам инвентаризации именно сличительную ведомость по унифицированной форме ИНВ-19 необязательно (Информация Минфина N ПЗ-10/2012). Организация вправе утвердить иную форму сличительной ведомости в качестве приложения к учетной политике или в качестве самостоятельного документа.

Сличительная ведомость ИНВ-19 бланк — скачать

Скачать бланк сличительной ведомости по форме ИНВ-19 можно в системе Консультантплюс (Постановление Госкомстата от 18.08.98 N 88).

Сличительная ведомость: образец заполнения

В сличительную ведомость по форме ИНВ-19 вносятся только те позиции ТМЦ, по которым выявлены отклонения, зафиксированные в инвентаризационной описи ИНВ-3. Суммы излишков и недостач ТМЦ указываются в сличительных ведомостях в соответствии с их оценкой в бухучете (п. 4.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.95 N 49). Если подсчет недостач ведется с учетом норм естественной убыли, то к сличительной ведомости нужно приложить расчет потерь в пределах норм, обосновывающий суммы окончательных недостач.

Если в ходе инвентаризации были выявлены испорченные ТМЦ, то в сличительную ведомость заносятся показатели с учетом данных актов о порче или списании.

На ТМЦ, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухучете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

ИНВ-19 (образец заполнения) на примере инвентаризации форменной одежды, находящейся на ответственном хранении, можно посмотреть в системе Консультантплюс.

Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ: кто подписывает

Сличительную ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей подписывают:

  • бухгалтер в подтверждение того, что он согласен с правильностью ее заполнения;
  • материально ответственное лицо в подтверждение своего согласия с итогом инвентаризации и результатом пересчета стоимости имущества.

Сличительная ведомость составляется в 2-х экземплярах – для бухгалтерии и для материально ответственного лица.

Назначение формы ИНВ-17

Перед составлением бухотчетности организациям необходимо провести инвентаризацию своих активов и обязательств. Это способствует не только верному заполнению баланса, но и своевременному выявлению несоответствий между данными бухучета и сведениями, имеющимися у контрагентов.

О том, какие учетные данные нужно инвентаризировать перед началом составления годовой отчетности, читайте в материале «Как провести инвентаризацию перед годовой отчетностью».

Необходимость проведения инвентаризации возникает также в следующих случаях:

  • при смене материально-ответственных лиц;
  • хищении на предприятии и прочих нестандартных ситуациях;
  • ликвидации организации.

Бланк унифицированной формы ИНВ-17 используется для оформления результатов инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности. Он был введен в действие постановлением Госкомстата России «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» от 18.08.1998 № 88. Но к применению с 2013 года необязателен. Возможно использование вместо него разработанной самостоятельно формы аналогичного содержания. Однако форма ИНВ-17 содержит поля для заполнения всех тех сведений, которые подлежат отражению в подобном бланке, поэтому продолжает активно использоваться.

Как правильно провести инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами, узнайте в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Где скачать ИНВ-17

Бланк формы ИНВ-17 доступен для скачивания на нашем сайте.

Скачать унифицированную форму ИНВ-17

Акт инвентаризации по форме ИНВ-17 сопровождается справкой (приложением к форме ИНВ-17), подробно (по контрагентам) расшифровывающей данные о существующей задолженности и отражающей информацию о наличии подтверждающих ее сумму документов. В саму форму ИНВ-17 при существенном числе контрагентов могут вноситься сводные итоговые данные по счетам бухучета без разбивки по контрагентам. А если контрагентов немного, то ИНВ-17 может содержать также их наименования.

Образец заполнения акта по форме ИНВ-17 доступен для скачивания на нашем сайте.

Скачать образец заполнения акта по форме ИНВ-17

Как проводится инвентаризация задолженности

Началу инвентаризационного процесса предшествует предъявление актов сверок контрагентам, и эти документы служат основным (хотя и не единственным) источником данных для проведения инвентаризации задолженности. Затем руководством издается приказ и назначается инвентаризационная комиссия. Этот орган на основании документальных проверок должен проверить достоверность следующих сведений:

  • расчетов с поставщиками и покупателями;
  • расчетов с контролирующими органами, в том числе с ФНС, ФСС;
  • расчетов по оплате за труд;
  • расчетов с подотчетниками;
  • прочих расчетов организации.

В акте формы ИНВ-17 отражаются подтвержденные и неподтвержденные контрагентами данные, а также суммы с истекшим сроком давности.

Целью инвентаризации является выявление возможных несоответствий и подтверждение достоверности учетных сведений. Последнее является одним из важнейших условий составления достоверной бухотчетности.

О сроках, установленных для представления в ИФНС основной формы бухотчетности, читайте в статье «Когда сдается бухгалтерский баланс (сроки, нюансы)?».

По итогам инвентаризации задолженность, для которой есть основания для списания, например, вы выяснили, что контрагент ликвидирован и задолженность безнадежна, нужно списать. Как правильно это сделать, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Списать кредиторку вам поможет это Готовое решение. Если выявлена дебиторка, правильно отразить списание поможет этот материал. Полный и бесплатный пробный доступ к системе К+ можно получить бесплатно.

Итоги

Для оформления результатов инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности можно использовать самостоятельно разработанный бланк, а можно воспользоваться унифицированной формой ИНВ-17. Заполнить ее не сложно, что мы и показали в нашей статье.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *