Акт недопоставки товара, образец

Последствия недопоставки, какие документы оформляются

Согласно п. 1 ст. 466 ГК РФ, если поставщик поставил товара меньше, чем указано в договоре, покупатель вправе потребовать:

  • восполнения недопоставленного;
  • возврата поставленного обратно поставщику;
  • возврата денег за непоставленное.

Если покупатель от договора не отказался и срок действия договора еще не истек, то поставщик становится обязанным совершить допоставку (п. 1 ст. 511 ГК РФ).

По истечении срока основного договора поставщик уже не вправе допоставлять, а покупатель требовать этого и взыскивать неустойку за неисполнение требования (определение ВАС РФ от 07.11.2011 № ВАС-12410/11).

Покупатель может взыскать убытки, понесенные им в результате неполной доставки груза (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.10.2008 по делу № А-79-266/2008).

Если, несмотря на просрочку договора, поставщик привез, а покупатель принял допоставленный товар, это будет считаться разовой сделкой купли-продажи, независимой от завершившегося договора поставки.

Недопоставка фиксируется актом, о составлении которого можно прочитать ниже.

ВАЖНО! Недопоставка деталей оборудования не означает, что товар некачественный или имеет существенный недостаток. По этому основанию договор поставки расторгнут быть не может (постановление ФАС Поволжского округа от 24.12.2009 по делу № А49-2023/2009).

Бланк акта о недопоставке товара

Акт о недопоставке составляется в произвольной форме, если особый порядок не установлен договором.

Так, договор может содержать условие о применении инструкции о приемке товара по количеству, утв. постановлением Госарбитража от 15.06.1965 № П-6.

В пп. 16, 25–27 указанной инструкции регламентируется процедура оформления недостачи:

  1. При обнаружении недостачи приемка товара сразу приостанавливается и приглашается представитель продавца для оформления акта о недостаче.
  2. В акте указываются:
    • наименование получателя;
    • данные о лицах, принимавших участие в приемке;
    • дата и номер товарной накладной;
    • точное количество недостачи и т. д.
  3. К акту прикладываются копии сопроводительных документов и т. д.

Еще одна готовая форма, используемая при оформлении недостачи товара в ходе его приемки, — акт ТОРГ-2 (или ТОРГ-3 — для импортных товаров), утв. постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132.

Формы актов также могут быть предусмотрены договором (например, оформлены приложениями к нему).

Таким образом, если договор поставки содержит порядок и форму оформления недостачи, иной способ применяться не может.

Бланк акта недопоставки товара можно скачать здесь: Образец акта о недопоставке товара.

Образец претензии за недопоставку

Итак, претензия при неполной поставке товара составляется, если покупатель хочет:

  • отказаться от груза, который привез поставщик, и уплаты за него;
  • вернуть деньги за непривезенное;
  • отнести на поставщика расходы по приобретению продукции у другого продавца в части разницы между ценами по неисполненному договору и вынужденному заключенному (п. 1 ст. 520, ст. 524 ГК РФ);
  • взыскать неустойку в соответствии со ст. 521 ГК РФ.

Кроме того, претензионный порядок должен быть соблюден в силу требований п. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, если вторая сторона отказывается удовлетворить вышеперечисленные требования.

Претензия составляется по общим правилам делового оборота. В ней указываются:

  • отправитель и получатель;
  • информация о нарушении;
  • требования отправителя;
  • срок выполнения требований;
  • предупреждение о переносе спора в суд в случае игнорирования требований.

Образец претензии можно скачать по ссылке: Образец претензии за недопоставку товара.

Претензия по недопоставке товара содержит в себе требование — желаемый для покупателя исход спора. Это может быть расторжение договора поставки, взыскание неустойки и убытков, возврат уплаченных денег.

Договор поставки в гражданском законодательстве

Договор поставки – это разновидность соглашения о купле-продаже. Документ направлен на урегулирование отношений между участниками имущественного оборота, занимающимися предпринимательской деятельностью.

Договор поставки, согласно ст. 506 ГК РФ, имеет ряд особенностей:

  • субъектами выступают продавец – физическое или юридическое лицо, занимающееся предпринимательством и покупатель – физическое или юридическое лицо, который приобретает ТМЦ (товарно-материальные ценности) с целью использования в предпринимательстве, но не связанной с личными целями;
  • предметом является — товар, который производит или закупает поставщик;
  • целью документа является коммерческая деятельность, которая ориентирована на получение прибыли;
  • в договоре поставки основным пунктом признается срок поставки, т.е. обозначается период, в который должна произойти отгрузка товара;
  • наименование ТМЦ и его количество могут выступать существенными условиями в самом договоре, а могут быть указаны в дополнениях (спецификациях, счетах или приложениях).

Правила приемки продукции по количеству и по качеству

Приемка товара – важнейшая составляющая работы любой организации. Это мероприятия, направленные на недопущение разногласий между участниками сделки, которые регламентируются Гражданским кодексом РФ и другими инструктивными указаниями. Правила приемки также могут быть описаны в самом договоре поставки. Все зависит от специфики поставляемых ТМЦ.

Общие правила:

  • приемку материальных ценностей осуществляет материально-ответственное лицо (далее МОЛ);
  • ответственный работник должен знать правила приемки товара по качеству и количеству и соблюдать их в процессе поставки;
  • при сертифицированной продукции необходимо проверить наличие сертификата;
  • ограниченные по сроку годности ТМЦ включают проверку даты производства и условий хранения;
  • если нарушены правила приемки и своевременно не оформлены соответствующие документы, то в дальнейшем, принимающей организацией сложно оспорить нарушение условий поставки;
  • в случае отсутствия претензий со стороны приемщика, специалист визирует товарно-транспортные документы своей подписью и заверяет печатью.

Процесс приемки:

  1. МОЛ производит проверку ценностей на предмет количества, цены, качественных характеристик, в соответствии с сопроводительными документами.
  2. Далее происходит оформление товара соответствующими документами, например, заполняется приходный ордер на оплату.
  3. Третьим этапом является постановка на складской учет поступивших ТМЦ.

Наиболее распространенные сопроводительные документы:

  1. Товарно-транспортная накладная (ф. 1-Т). Ее используют, когда доставка производится автотранспортом.
  2. Товарная накладная (ф. ТОРГ-12). Оформляется при реализации товаров, сырья, материалов или оборудования. Содержит данные о стоимости полученных ценностей, в каком количестве реализовано, стране производителе и наименовании продукции. На основании этого документа производится оприходование товара на склад.
  3. Счет. Документ, предназначенный для оплаты поставляемого товара. Основными данными являются сумма счета и реквизиты для перечисления.
  4. Счет-фактура содержит подробные данные о продукции и его родовых признаках, о транспортных документах, реквизиты. Основным предназначением документа является возмещение НДС (налога на добавленную стоимость).

Понятие недопоставки и как оформить ее документально

Недопоставка товара – это несоответствие количества или номенклатуры поставляемой продукции. Следует разделять понятия с не поставкой или ее просрочкой, т.к. в зависимости от ситуации меняется и степень ответственности.

Варианты решения:

  • потребовать недопоставленную продукцию (ст. 511 ГК РФ);
  • потребовать возместить расходы эквивалентные стоимости покупки (ст. 520 ГК РФ);
  • расторгнуть договор с возмещением компенсации, в случае существенного нарушения условий (ст. 450 ГК РФ).

В части денежной компенсации покупатель вправе:

  • взыскать убытки;
  • в случае предоплаты – взыскать процент за пользование чужими денежными средствами;
  • взыскать пени или штрафы, если это предусмотрено договором.

Документально оформление недопоставки при осуществлении приемки:

  1. Зафиксировать натуральные расхождения с документальными, путем занесения фактических данных в товарную накладную. Запись делается в двух экземплярах. Второй передается грузоперевозчику. Для большей убедительности нужно сфотографировать недопоставленную продукцию и документы, сопровождающие его.
  2. Написать претензию на имя поставщика и отправить заказным письмом. К письму нужно приложить фотографии и копии документов.
  3. Пригласить поставщика с целью комиссионного подписания акта осмотра недостачи.

Документальное оформление выявленной недопоставки, осуществленной после приемки:

  1. Найти условия в контракте, которые дают дополнительный срок на проверку качества и приемку ценностей.
  2. Провести расследование о причине несвоевременной проверки товара. Необходимо выяснить, была ли возможность провести качественную приемку в процессе отгрузки.
  3. Организовать комиссионный осмотр в присутствии поставщика, если он отказывает в участии, пригласить независимого эксперта.

Судебная практика показывает, что зафиксированные данные о принимаемом товаре в сопроводительном документе являются подтверждением о выполнении обязательств по соглашению о качестве и количестве.

Алгоритм действий после фиксации

После того, когда выяснилось, что условия поставки нарушены, и МОЛ зафиксировало реальное количество продукции в накладной, необходимо действовать следующим образом:

  1. Оформление претензии. Она оформляется в письменном виде и отправляется по юридическому адресу поставщика. К претензии прикладывается доказательная база, указывается, какой пункт поставки нарушен, и возможный вариант возмещения затрат. Все документы по направлению претензионного письма необходимо сохранить, на случай предъявления их в суд. У поставщика есть 30 дней на принятие претензии, в противном случае вопросы решаются через судебные разбирательства.
  2. Если поставщик не ответил на претензию в течение отведенного времени или ответ не удовлетворяет пожеланиям покупателя, то у него есть основания подать иск в арбитраж о незаконном обогащении.
  3. В случае удовлетворения иска, поставщик может проигнорировать указания суда и не исполнить постановление. В такой ситуации возбуждают исполнительное производство, либо взыскивают средства принудительно с расчетного счета поставщика, предъявив исполнительный лист напрямую в банк.

Меры ответственности

Недосчитаться нескольких единиц или наименований товара бывает не только неприятно. Иногда от этого зависит успех деятельности самого покупателя, и, безобидная на первый взгляд, недопоставка может обернуться серьезными проблемами. Для того чтобы этого не происходило, предусмотрено несколько видов ответственности, которые могут быть применены на каждом этапе взаимоотношений.

По договору

Случаи наступления ответственности должны быть как можно подробнее описаны в самом договоре поставки. Это изначально дисциплинирует стороны соглашения и облегчает ведение дела в суде. В контракте или его приложениях можно предусмотреть несколько схем, исходя из которых покупатель вправе требовать:

  1. Если нарушено количество – принимающая сторона может ожидать допоставки товара либо отказаться от всей поставки с возмещением оплаченной суммы.
  2. Если не соответствует заявленный ассортимент:
  • принять ценности, которые соответствуют условиям, и отказаться от остальных;
  • отказаться принимать материальные ценности полностью;
  • заменить поставку в соответствии с заявленным ассортиментом;
  • принять ТМЦ.
  1. Если не соответствует качество – можно потребовать уменьшить стоимость, безвозмездно исправить недостатки в оговоренный срок или возместить затраты покупателя на устранение таковых.
  2. Если товар не доукомплектован – возможно, снизить цену, дать срок поставщику на доукомплектование, потребовать заменить ценности на укомплектованные, либо отказаться от исполнения контракта.

По суду

Статья 521 ГК РФ предусматривает выплату поставщиком неустойки за недопоставку или нарушение сроков поставки. Оплата производится до момента полного выполнения обязательств поставщиком, при этом покупателю не нужно доказывать суду понесенные убытки, так как это расплата за невыполнение обязательств по договору. Неустойку взыскивают с целью стимулирования поставщика исполнить свои договорные обязательства.

Понуждение к исполнению обязательств

Если поставщик не исполняет свои договорные обязанности, актуальным становится понуждение к исполнению контракта. Если соглашение исполнено ненадлежащим образом, то вне зависимости от уплаты неустойки и штрафных санкций, исполнитель не освобождается от исполнения обязательств. Если договор не исполнен полностью, то после возмещения убытков, покупатель может найти другого поставщика и аннулировать договорные обязательства.

Иск о понуждении к исполнению гарантий оформляется по общим правилам составления исковых заявлений. Сбор доказательств ложится на заявителя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *