Акт о распределении имущества при ликвидации, образец

Нередко после ликвидации юридического лица, выплаты всех долгов кредиторам у компании остается нераспределенное имущество. Это может быть недвижимость, оргтехника, оборудование, акции, остаток денег на счетах. Имущество должно быть распределено между бывшими участниками ООО. Если они решили этот вопрос без обращения в суд, при отсутствии споров, то ликвидационная комиссия (далее — ЛК) оформляет акт распределения имущества.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта распределения имущества при ликвидации ООО .docСкачать образец акта распределения имущества при ликвидации ООО .doc

Коротко о ликвидации

Алгоритм процедуры зафиксирован в ст. 63 ГК РФ. Закрытие компании проходит в несколько этапов:

  1. Участники должны принять решение о ликвидации ООО, уведомить госорган и назначить членов ЛК.
  2. ЛК или ликвидатор должны выявить все обязательства перед кредиторами, сообщить им о прекращении деятельности, а также отправить для публикации сообщение в СМИ. Далее она рассчитывает промежуточный ликвидационный баланс.
  3. Делаются расчеты с кредиторами и составляется ликвидационный баланс.
  4. Если у компании или предприятия осталось имущество, то его нужно распределить между бывшими учредителями юрлица.

Компания будет считаться ликвидированной после того, как в ЕГРЮЛ будут внесены сведения о прекращении ее существования.

Что говорит закон о распределении имущества

Определенного плана действий, как именно должно осуществляться распределение имущества ООО, в законодательных актах не указано. П. 8 ст. 63 ГК РФ гласит, что то имущество, которое осталось после расчетов с кредиторами, должно быть передано учредителям, которые имеют на него вещные права или обязательственные в отношении ООО, если иное не предусмотрено другими правовыми актами или учредительными документами компании.

Закон об ООО (ФЗ №14 от. 08.02.1998), точнее его ст. 58, утверждает, что первым делом участникам должна быть выплачена распределенная, но невыплаченная прибыль (если таковая осталась), а затем распределяется имущество пропорционально долям учредителей в уставном капитале Общества.

То есть ЛК или ликвидатор делят только то имущество, которое осталось невостребованным после завершения всех расчетов с кредиторами.

Конкретного алгоритма, как передается имущество, нет. Как правило, ЛК составляет акт распределения имущества или акт приема-передачи имущества, чтобы в дальнейшем избежать претензий со стороны бывших участников ООО.

Как составить акт

Законодательно закрепленной формы документа нет. Оформляется акт аналогично другим подобным документам. В нем должна содержаться такая информация:

  1. Наименование документа. Город или другом населенный пункт и дата составления.
  2. Информация о ликвидируемой организации: полное и сокращенное наименование, ОГРН, ИНН.
  3. Информация о составе ЛК: ФИО, паспортные данные, дата и место рождения.
  4. Реквизиты решения участников ООО (номер бумаги и дата составления).
  5. Суть документа: произвести выплату распределенной, но невыплаченной части прибыли, распределить имущество.
  6. Данные о том, кто из участников какое имущество или сумму получает. Стоимость имущества необходимо также указать. Этот пункт можно оформить в виде таблицы.
  7. Подписи председателя и членов ЛК.

К сведению! Заниматься оформлением прекращения деятельности компании может и один ликвидатор. В этом случае расписывается только он.

После этого рекомендуется составить акт приема-передачи имущества для каждого бывшего участника ООО.

Наш вариант оформления носит лишь рекомендательный характер. Аналогами данного документа могут быть протокол распределения имущества и решение ЛК. Поскольку законодательно не зафиксировано обязательное использование каждого из них, следует опираться на судебную практику. Она и позволяет определить важность составления вышеуказанных документов при распределении и передаче имущества при ликвидации ООО.

ИА ГАРАНТ

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При ликвидации организации сведения о застрахованных лицах по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М за последний отчетный период необходимо представить в территориальный орган ПФР в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня, когда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган), будут представлены документы, необходимые для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ за последний налоговый период должны быть представлены в налоговый орган до даты, когда в Единый государственный реестр юридических лиц будет внесена запись о прекращении юридического лица.

Обоснование вывода:

Согласно п. 3.5 ст. 55 НК РФ в целях исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ и в целях определения расчетного периода по страховым взносам даты начала и завершения налогового (расчетного) периода определяются с учетом положений, установленных этим пунктом.

При прекращении организации путем ликвидации или реорганизации последним налоговым (расчетным) периодом для такой организации является период времени с начала календарного года до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации. Эта норма действует с 19.08.2017, внесена Федеральным законом от 18.07.2017 N 173-ФЗ (смотрите также письма Минфина России от 08.02.2018 N 03-15-06/7435, УФНС России по г. Москве от 10.01.2018 N 13-11/001299@).

Представление сведений о страховых взносах и страховом стаже

Согласно п. 2 ст. 8, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон N 27-ФЗ), постановлению Правления ПФР от 11.01.2017 N 3п страхователь обязан ежегодно представлять в орган ПФР по месту регистрации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице по форме «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)». Сведения представляются не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены Законом N 27-ФЗ.

В силу п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, постановления Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем, представляет в орган ПФР сведения о каждом работающем у него застрахованном лице по форме СЗВ-М.

Пунктом 3 ст. 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что при ликвидации страхователя — юридического лица он представляет сведения, предусмотренные п.п. 2-2.3 той же статьи, в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня представления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица*(1).

Также обратим внимание на правило пп. «г» п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ), в соответствии с которым при государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган, помимо прочих документов, представляется документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с п.п. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если такой документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется территориальным органом ПФР по межведомственному запросу в установленном порядке. Смотрите также «Вопрос: Необходимо ли обязательное представление в регистрирующий орган документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии законодательством о персонифицированном учете и взносах на накопительную часть трудовой пенсии в отношении юридических лиц, прекращающих деятельность в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения) или ликвидации? (официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», ноябрь 2014 г.)».

Таким образом, ликвидируемая организация обязана представить в орган ПФР сведения о застрахованных лицах по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня, когда в регистрирующий орган представлено заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма N Р16001, утвержденная приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@) и иные документы, предусмотренные п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ.

Полагаем, что в этом случае в форме СЗВ-СТАЖ в качестве отчетного периода указывается календарный год, на который приходится дата представления этой формы. Соответственно, в форме СЗВ-М в качестве отчетного периода календарного года необходимо указать месяц, в котором эта форма представлена в территориальный орган ПФР.

2. Представление сведений налоговым агентом

Согласно п. 2 ст. 230 НК РФ, приказу ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@, приказу ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@ налоговые агенты обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета справку о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ), а также расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) за год, не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (то есть календарным годом — ст. 217 НК РФ).

Особенности представления этих документов в связи с ликвидацией организации, являющейся налоговым агентом, НК РФ не предусматривает.

Разъясняя вопрос о сроках представления этих форм при ликвидации налогового агента, контролирующие органы приходят к выводу о том, что ликвидируемая организация обязана представить сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ, расчет по форме 6-НДФЛ за период времени от начала года до дня завершения ликвидации этой организации. Этот вывод основывается на том, что в силу п. 3 ст. 55 НК РФ при прекращении организации путем ликвидации последним налоговым периодом для такой является период времени с 1 января календарного года, в котором прекращена организация, до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации (смотрите, например, письмо ФНС России от 26.10.2011 N ЕД-4-3/17827@, «Вопрос: Наша организация ликвидируется в форме присоединения к другой организации. Нужно ли представлять сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ? (официальный сайт УФНС РФ по Воронежской области, раздел «Помощь налогоплательщику», август 2012 г.)»).

Как уже сказано выше, в настоящее время налоговый период (порядок определения даты его начала и окончания) для целей исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ установлен в п. 3.5 ст. 55 НК РФ. Со ссылкой на эту норму в письме УФНС России по г. Москве от 10.01.2018 N 13-11/001299@ «О представлении расчета по форме 6-НДФЛ в случае реорганизации» сказано, что до завершения ликвидации (реорганизации) организация представляет в налоговый орган по месту своего учета расчет по форме 6-НДФЛ за период времени от начала года до дня завершения ликвидации (реорганизации) организации.

Ликвидация юридического лица влечет за собой прекращение его правоспособности (п. 3 ст. 49, п. 9 ст. 63 ГК РФ), а следовательно, прекращение обязанностей налогового агента. Поэтому мы полагаем, что ликвидируемая организация обязана представить в налоговый орган сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ за год, в котором состоялась ликвидация, в период до предполагаемой даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, с учетом того, что срок такой регистрации составляет не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (ст. 8 Закона N 129-ФЗ). Поскольку конкретная дата прекращения юридического лица при его ликвидации может быть определена лишь предположительно, эти формы целесообразно представить не позднее даты представления в регистрирующий орган документов, необходимых для завершения процедуры ликвидации.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Налоговая отчетность ликвидируемых организаций;

— Энциклопедия решений. Отчетность ликвидируемых организаций, представляемая в налоговые органы, ФСС и ПФР;

— Энциклопедия решений. Государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

29 июня 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) При ликвидации страхователя — юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае применения процедуры банкротства сведения представляются до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Цены на наши услуги

  • Общие положения
  • Принятие решения о ликвидации
  • Уведомление регистрирующего органе о начале ликвидации
  • Уведомление фондов о начале реорганизации
  • Уведомление кредиторов
  • Деятельность ликвидационной комиссии
  • 5.1. Взыскание дебиторской задолженности
    5.2. Инвентаризация имущества
    5.3. Расчеты с работниками
    5.4. Уплата налогов в период ликвидации предприятия

  • Налоговая проверка
  • Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса
  • Удовлетворение требований кредиторов
  • Составление и утверждение ликвидационного баланса
  • Расчеты с учредителями
  • Закрытие счетов в банках
  • Государственная регистрация ликвидации юридического лица
  • Снятие с учета во внебюджетных фондах
  • Заключительные операции по ликвидации

Общие положения

Добровольная ликвидация производится на основании Гражданского кодекса (ст. 61-64 части 1) и специальных законов (ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О некоммерческих организациях» и т.д.). Кроме того, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установил порядок государственной регистрации факта ликвидации.

Как уже говорилось выше, основанием для добровольной ликвидации может быть:

  1. Потеря интереса собственников к деятельности, осуществляемой организацией (как правило, в совокупности с невозможностью продать бизнес);
  2. Убыточность (нерентабельность) финансово-хозяйственной деятельности;
  3. Окончание срока, на который была создана организация;
  4. Достижение целей, ради которых была создана организация;
  5. Состояние чистых активов в ООО и АО.

Принятие решения о ликвидации

Решение о ликвидации принимается органом, уполномоченным учредительными документами организации. В обществах с ограниченной ответственностью – Общее собрание участников, в акционерных обществах — Общее собрание акционеров, в некоммерческих партнерствах, ассоциациях, союзах — общее собрание членов и т.д. Некоммерческий фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда.

На Общее собрание выносятся следующие вопросы:

    1. Принятие решение о ликвидации (с указанием причины ликвидации);
    2. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и избрание председателя ликвидационной комиссии;
    3. Порядок и сроки ликвидации, в том числе уведомление кредиторов о ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. В законодательстве не существует норм, посвященных механизму контроля над действиями ликвидационной комиссии, ее ответственности за действия, которые нарушают права заинтересованных лиц. Поэтому следует весьма тщательно отнестись к выбору кандидатур будущих членов ликвидационной комиссии. Как правило, в состав ликвидационной комиссии включаются руководитель, главный бухгалтер, юрист, могут включаться представители учредителей. Председателем ликвидационной комиссии, как правило, назначается руководитель.

Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий в некоторых случаях должна производится с разрешения антимонопольного органа (ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Уведомление регистрирующего органа о начале ликвидации

В соответствии с п. 1 ст.62 Гражданского кодекса РФ (часть 1) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. В соответствии со ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сделать это необходимо в трехдневный срок с даты принятия решения о ликвидации.

Для этого в регистрирующий орган (налоговую инспекцию по месту нахождения организации ) представляются следующие документы:

    1. Уведомление о ликвидации по форме Р15001 — подпись надо нотариально удостоверить. Внимание: с 4 июля 2013г. вводится новая форма заявления.
    2. Уведомление о формировании ликвидационной комиссии по форме Р15002- подпись надо нотариально удостоверить. Внимание: с 4 июля 2013г. вводится новая форма заявления.
    3. Протокол (решение) общего собрания о ликвидации и избрании ликвидационной комиссии — 2 экз.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Уведомление фондов о начале ликвидации

В соответствии с п.3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» юридическое лицо обязано письменно уведомить Пенсионный фонд и Фонд социального страхования о начале ликвидации в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Уведомление кредиторов

Сразу после принятия решения о ликвидации ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» публикацию о ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.

В объявлении должны быть отражены следующие данные:

    1. полное наименование юридического лица, принявшего решение о ликвидации;
    2. основной государственный регистрационный номер (ОГРН) указанного юридического лица;
    3. идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП) указанного юридического лица
    4. адрес (место нахождения) указанного юридического лица;
    5. сведения о принятом решении о ликвидации: орган, принявший решение о ликвидации;
    6. дата и номер принятого решения;
    7. порядок, сроки, адрес, телефон для заявления требований кредиторов.

Примерный текст публикации сообщения о принятии решения о ликвидации юридического лица:

Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка» (ОГРН 1234567890123, ИНН 1234567890, КПП 123456789, место нахождения: 123456, Москва, Кавашевская набережная, 92, к. 1) уведомляет о том, что общим собранием участников (Протокол №8 от 01.01.2010) принято решение о ликвидации ООО «Лютик». Требования кредиторов общества могут быть заявлены в течение 2-х месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 123456, Москва, Кавашевская набережная, 92, к. 1.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно (путем направления письма с уведомлением) уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Деятельность ликвидационной комиссии

В течение срока, определенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия работает в соответствии с разработанным и утвержденным ею планом. Он должен включать в себя следующие мероприятия:

    1. Инвентаризация имущества предприятия.
    2. Подготовка сведений о размерах и составе активов предприятия (характеристика активов, подлежащих реализации, их состояние, степень ликвидности).
    3. Сбор сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества предприятия, оставшегося после расчетов с кредиторами.
    4. Составление развернутой характеристики финансового состояния предприятия на момент ликвидации.
    5. Увольнение персонала ликвидируемого предприятия.
    6. Установление всех организаций, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей. Если ликвидируемое предприятие является единственным учредителем другой организации, то эта организация должна быть тоже ликвидирована.
    7. Сверка расчетов по всем федеральным и территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами.
    8. Анализ и оценка дебиторской задолженности, разработка мероприятий по ее взысканию (группировка дебиторской задолженности по степени ликвидности, возможности и срокам получения долгов или их реализация).
    9. Анализ и характеристика кредиторской задолженности (подготовка решения по каждому долгу).
    10. Определение порядка реализации имущества ликвидируемого предприятия (группировка имущества по степени ликвидности, возможностям и условиям реализации).
    11. Предварительное определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной очереди удовлетворения требований кредиторов.
    12. Определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов.
    13. Подготовка документов для исключения предприятия из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с утвержденным планом необходимые поручения даются бухгалтерии и другим отделам и службам предприятия.

Подробнее остановимся на некоторых пунктах плана ликвидации.

Взыскание дебиторской задолженности

Для взыскания задолженности ликвидационная комиссия направляет дебиторам письма с требованием выплатить деньги или вернуть имущество. Если должники отказываются платить, можно обратиться с иском в суд. В этом случае представлять интересы организации в суде будут представители ликвидационной комиссии. Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, отражается в составе внереализационных расходов, а в дальнейшем списывается в убыток

Инвентаризация имущества

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учет и отчетности в РФ ликвидационная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества ликвидируемого предприятия. Инвентаризация, проводимая при ликвидации предприятия, ничем не отличается от обычной инвентаризации. При этом проверке подлежат абсолютно все позиции активов и пассивов. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета.

При проведении инвентаризации следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995г. №49.

Расчеты с работниками

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Кроме того, работнику выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск.

В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса администрация предприятия должна рассчитаться с увольняемым сотрудником в последний день его работы. Если же в этот день его не было на рабочем месте, то деньги сотруднику выплачивают на следующий день, после того, как он за ними обратился.

Уплата налогов в период ликвидации предприятия

В соответствии с п.1 ст. 49 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налогов ликвидируемой организации исполняет ликвидационная комиссия за счет денежных средств, которые поступают от реализации имущества. Если организация продала какие-либо активы, то у нее возникает обязанность по уплате налогов, связанных с этой продажей (НДС, налог на прибыль). Ликвидационная комиссия обязана представлять в налоговый орган декларации по каждому из налогов, подлежащих уплате в бюджет до момента ликвидации организации.

Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Налоговая проверка

Получив уведомление о начале ликвидации, налоговая инспекция, являясь потенциальным кредитором организации в случае недоначисления налогов, начинает проверять ликвидируемое предприятие. Налоговая проверка проводится по все налогам вне зависимости от времени проведения предыдущих проверок. Налоговая проверка проводится за последние 3 календарных года. Налоговая проверка является выездной.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности организации.

Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

В соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса РФ по окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Расчеты с кредиторами будут производиться только после утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Таким образом, промежуточный ликвидационный баланс — это баланс, который составляется перед тем, как удовлетворять требования, предъявленные кредиторами в срок, установленный ликвидационной комиссией. Цель составления этого баланса — уточнить реальное финансовое положение ликвидируемого предприятия.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит полные сведения о составе активов и пассивов предприятия, стоимости всего имущества, которым оно располагает, дебиторской и кредиторской задолженности. Кроме того, ликвидационный баланс должен содержать полный перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты рассмотрения их ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В течение трех дней с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия обязана уведомить об этом регистрирующий орган. Для этого в налоговую инспекцию по месту нахождения организации представляются:

    1. Уведомление об утверждении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15003;
    2. Протокол (решение) об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;
    3. Промежуточный ликвидационный баланс;
    4. Копия страницы журнала «Вестник государственной регистрации» с объявлением о ликвидации

Удовлетворение требований кредиторов

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
  • в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Порядок реализации имущества установлен Федеральным Законом №119-ФЗ от 21 июля 1997г. «Об исполнительном производстве» и осуществляется в следующей очередности.

Перед продажей имущества ликвидационная комиссия сама оценивает его по рыночной стоимости или привлекает независимого оценщика. Затем оно реализуется специализированной организации.

Недвижимое имущество реализуется на торгах. Эти торги подготавливают и проводят организации, имеющее право совершать сделки с недвижимостью.

Сначала продается имущество, которое не участвует в производстве. Это могут быть ценные бумаги, валютные ценности, транспортные средства и т.д. Затем продаже подлежит готовая продукция. В последнюю очередь продается недвижимость, сырье, материалы и основные средства.

Ликвидационная комиссия должна принять решение об очередности реализации активов предприятия исходя из экономической целесообразности.

Нельзя забывать, что операции по выбытию имущества облагаются всеми установленными налогами. Полученные денежные средства поступают в кассу предприятия или на его расчетный счет. После этого продолжается процесс расчетов с кредиторами.

Составление и утверждение ликвидационного баланса

После того, как ликвидационная комиссия рассчиталась со всеми кредиторами, она в соответствии с п.5 ст.63 Гражданского кодекса РФ должна составить ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс содержит информацию об активах, которые остались у организации к моменту ее ликвидации и до того, как будут произведены расчеты с учредителями. По ликвидационному балансу можно судить об имуществе, которое переходит к учредителям.

Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, а также подается в налоговый орган на заключительную ликвидацию.

Расчеты с учредителями

Имущество, оставшееся у организации после расчетов с кредиторами, распределяется между ее участниками пропорционально их доле в уставном капитале организации. Распределение имущества между учредителями производится на основании акта. В нем указываются, кому и что передается. Акт подписывают все участники организации. Обращаем Ваше внимание на то, что в некоторых некоммерческих организациях нет возможности распределения оставшегося имущества между участниками.

Закрытие счетов в банках

После проведения всех взаиморасчетов (с налоговой инспекцией, кредиторами, участниками) необходимо закрыть все счета организации в банках. Для этого достаточно подписать заявление о закрытии счета, которое выдается самим банком. При этом необходимо не забыть уведомить налоговую инспекцию о закрытии счетов. В налоговую инспекцию подаются следующие документы:

  1. Сообщение о закрытии счета – 2 экз.
  2. Уведомление банка о закрытии счета

В течении 7 дней со дня закрытия счета в банке необходимо также уведомить фонды — Фонд социального страхования и Пенсионный фонд.

Форма уведомления.

Государственная регистрация ликвидации юридического лица

Предприятие прекращает свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в налоговую инспекцию по месту нахождения организации представляются:

    1. Заявление на государственную регистрацию ликвидации по форме Р16001. Внимание: с 4 июля 2013г. вводится новая форма заявления.
    2. Ликвидационный баланс
    3. Протокол об утверждении ликвидационного баланса
    4. Справка из Пенсионного фонда об отсутствии задолженности по сдаче отчетности по персонифицированному учету и оплате страховых взносов. Можно не предоставлять, тогда налоговый орган будет делать запрос в Пенсионный фонд для получения соответствующей информации.
    5. Документ об оплате госпошлины (квитанция или платежное поручение)

В течение 5 дней с даты подачи указанного комплекта документов налоговая инспекция обязана выдать свидетельство о прекращении деятельности юридического лица. В связи с реализацией принципа «одного окна» снятие с налогового учета производится одновременно с государственной регистрацией факта ликвидации юридического лица.

Снятие с учета во внебюджетных фондах

Внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования) снимают с учета после снятия с учета в налоговом органе. Также как и налоговая инспекция фонды обязаны провести проверку налогоплательщика, включая сверку по платежам. Фонды также могут являться кредиторами по неуплаченным страховым взносам. Поэтому сверку с фондами необходимо провести до составления промежуточного ликвидационного баланса.

Что касается самого снятия с учета, то для этого в фонд необходимо предоставить следующие документы:

    1. Заявление (как правило, в произвольной форме)
    2. Протокол о ликвидации (копия)
    3. Свидетельство о прекращении деятельности (копия нотариальная)
    4. Уведомление о снятии с налогового учета (копия нотариальная)
    5. В ФСС возвращается страховое свидетельство

Заключительные операции по ликвидации

После получения свидетельства о прекращении деятельности уничтожить печать и сдать документы в архив. Обращаем Ваше внимание на то, что в связи с реализацией принципа «одного окна», снятие с учета в органах Статистики производится автоматически на основании данных, предоставляемых налоговым органом.

Из всех хранящихся в организации документов в Мосгорархив сдаются только документы по личному составу, в том числе личные карточки, лицевые счета всех работников, расчеты по начислению и выплате заработной платы.

По всем возникшим вопросам Вы можете связаться со специалистами нашего АГЕНТСТВА (ЗАО «Столичный Стандарт») по телефону (495) 781-3423, написав письмо по адресу info@st-standart.ru или подъехав к нам в офис: г.Москва, ул. Профсоюзная, д.3, оф.219, проезд ст.м. «Академическая».

Инвентаризация имущества. В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона № 129-ФЗ при ликвидации организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса необходимо провести инвентаризацию. Порядок инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. Основные цели инвентаризации при ликвидации организации – выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета и проверка полноты отражения в учете обязательств.

Методическими указаниями установлены Правила проведения инвентаризации. Согласно этим Правилам инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация имущества производится по его месту нахождения.

Правила проведения инвентаризации включают:

• инвентаризацию имущества и финансовых обязательств;

• инвентаризацию основных средств;

• инвентаризацию нематериальных активов;

• инвентаризацию финансовых вложений;

• инвентаризацию товарно-материальных ценностей;

• инвентаризацию незавершенного производства и расходов будущих периодов;

• инвентаризацию животных и молодняка;

• инвентаризацию денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности;

• инвентаризацию расчетов (расчетов с банками и кредитными учреждениями по ссудам, расчетов с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами), которая заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета;

• инвентаризацию резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов (проверяется правильность и обоснованность созданных в организации резервов: на предстоящую оплату отпусков работникам; расходов на ремонт основных средств; производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства).

Имущество инвентаризируется по его местонахождению и по материально-ответственному лицу. По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости. В них отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между показателями бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Выявленные расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке.

Излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации – Дебет счетов учета имущества (01, 03, 04, 08 и др.) Кредит сч. 91.1.

Недостача имущества и его порча относятся:

2) за счет виновных лиц (сверх норм) – Дебет сч. 94 Кредит сч. 10, 41;

3) если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то эти убытки списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации – Дебет сч. 91.2 Кредит сч. 94.

Если излишки, учтенные по рыночной стоимости в соответствии с п. 5 ст. 274 НК РФ, увеличивают налоговую базу по налогу на прибыль в качестве внереализационных доходов (п. 20 ст. 250 НК РФ), то расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены, могут быть признаны в уменьшение налоговой базы только в том случае, если факт отсутствия виновных лиц документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти (пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ).

При дальнейшей реализации выявленных в результате инвентаризации излишков ТМЦ в целях налогообложения прибыли организация сможет признать расходы в сумме налога на прибыль, исчисленного с дохода, который был отражен в налоговом учете при оприходовании выявленных излишков (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Пример. В результате инвентаризации ТМЦ на складе выявлена недостача 50 метров хлопчатобумажной ткани по цене 100 руб. за метр и излишек ткани льняной в количестве 40 метров по цене 150 руб. за метр. Лица, виновные в недостаче, не установлены, на основании распоряжения ликвидационной комиссии недостача относится на убытки организации. Документов уполномоченных органов государственной власти, подтверждающих отсутствие виновных лиц, нет. Выявленные излишки ткани реализованы в процессе ликвидации.В бухгалтерском учете результаты инвентаризации отражаются следующими записями:Дебет сч. 94 Кредит сч. 10 – 5000 руб. – отражена недостача хлопчатобумажной тканиДебет сч. 19 Кредит сч. 68.2 – 900 руб. – восстановлен НДС, принятый ранее к вычетуДебет сч. 94 Кредит сч. 19 – 900 руб. – НДС отнесен на счет недостачДебет сч. 91.2 Кредит сч. 94 – 5900 руб. – недостачи отнесены на расходыДебет сч. 10 Кредит сч. 91.1 – 6000 руб. – оприходованы излишки льняной тканиДебет сч. 62 Кредит сч. 91.1 – 7080 руб. – реализованы излишки льняной тканиДебет сч. 91.2 Кредит сч. 10 – 6000 руб. – списана стоимость реализованной тканиДебет сч. 91.2 Кредит сч. 68.2 – 1080 руб. – начислен НДС.В уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль при реализации оприходованных излишков можно будет принять только 6000 руб. х 24% = 1440 руб.

Инвентаризации подлежит не только имущество организации, но и ее обязательства (расчеты с бюджетом, с подотчетными лицами, с персоналом по оплате труда, с дебиторами и кредиторами и проч.). Порядок проведения сверки расчетов налогоплательщиков по налогам и сборам установлен Приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами». Правила сверки расчетов налогоплательщиков, изложенные в этом документе, применяются начиная с 01.11.2005.

Списание стоимости основных средств. Порядок ликвидации и списания с баланса объектов основных средств установлен п. 94 – 97 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20.07.1998 № 33н.

1. Создание комиссии.

Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности их восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации (если наличие основных средств является существенным) приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих инспекций.

2. Составление акта на списание основных средств.

Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 утверждены новые формы первичной учетной документации по учету основных средств.

Для оформления и учета списания пришедших в негодность основных средств применяются следующие формы:

• акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) – форма № ОС-4;

• акт о списании автотранспортных средств – форма № ОС-4а;

• акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) – форма № ОС-4б.

Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, назначенной руководителем организации, и утверждается руководителем или уполномоченным им лицом. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. При списании автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (Госавтоинспекции).

Затраты по списанию объектов основных средств, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки объектов основных средств, отражаются:

а) в разд.3 «Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания» (форма № ОС-4);

б) в разд.5 «Сведения о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания» (форма № ОС-4а);

в) в разд.2 «Сведения о поступлении материальных ценностей от списания объектов основных средств» (форма № ОС-4б).

3. Оприходование материальных ценностей.

Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по рыночной стоимости, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов.

4. Отметка в инвентарной карточке (книге).

На основании актов на списание основных или автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке (инвентарной книге) производится от метка о выбытии объекта. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся и в документе, открываемом по месту его нахождения.

Прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов.

Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации.

Согласно п.101 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств списание стоимости объектов основных средств отражается в бухгалтерском учете развернуто: по дебету счета учета списания (реализации) основных средств – первоначальная стоимость объекта, учитываемая на счете учета основных средств, и затраты, связанные с выбытием основных средств, которые предварительно аккумулируются на счете учета затрат вспомогательного производства (начисленная оплата труда и произведенные отчисления на социальное страхование работников, участвующих в операциях по выбытию основных средств, налоги и сборы, уплачиваемые из выручки при реализации основных средств, и др.), а по кредиту указанного счета – сумма начисленных амортизационных отчислений, сумма выручки от продажи ценностей, относящихся к основным средствам.

Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы, расходы и потери от списания объектов основных средств с бухгалтерского баланса подлежат зачислению со счета учета списания (реализации) на финансовые результаты организации (п.103 Методических указаний).

Согласно п.75 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28.06.2000 № 60н, расходы, связанные со списанием основных средств, включая их остаточную стоимость, учитываются в составе прочих расходов:

– в случае списания при моральном и физическом износе основных средств;

– в случае списания в результате аварий, стихийных бедствий и в иных чрезвычайных ситуациях.

Доходы в виде материальных ценностей, оставшихся после списания основных средств, отражаются соответственно в составе прочих доходов.

В бухгалтерском учете списание объекта основных средств отражается следующими проводками:

Дебет 01 «Выбытие основных средств» Кредит 01 – отражена первоначальная (восстановительная) стоимость списываемого объекта основных средств;

Дебет 02 Кредит 01 «Выбытие основных средств» – списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91-2 Кредит 01 «Выбытие основных средств» – списана остаточная стоимость объекта основных средств;

Дебет 91-2 Кредит 23 (25, 69, 70, другие счета) – списаны затраты, связанные с ликвидацией (списанием) объекта основных средств;

Дебет 10 Кредит 91-1 – оприходованы материальные ценности, оставшиеся от списания объекта основных средств (по рыночной стоимости).

< Предыдущая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *