Акт проверки ФХД казенного учреждения

Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности – документ, который составлен несколькими лицами и подтверждает факт проверки финансово-хозяйственной деятельности. Хозяйственная финансовая деятельность лиц, которые проводят внешнеэкономические операции, которые подлежат экспортному контролю, должна проверяться в согласии с 17 статьей Федерального закона ФЗ «Об экспортном контроле» от 18.07.1999. Проверка проводится на основе соответствующего предписания, дата и номер которого указывают в акте, который составлен по результатам проверки.

Акт проверки хозяйственной финансовой деятельности составляют уполномоченные лица, которые имеют право восстребовать документы, которые необходимы для проверки.

Если в течение предыдущей проверки были выявлены недостатки и нарушения, в акте указывают, исполнено ли решение по их устранению.

Назначение проверки

Проверки финансовой деятельности предприятия проводятся, когда необходимо составить исчерпывающую картину состояния компании. При проверке должны быть досконально проанализированы все направления деятельности, для чего необходимо изучить:

документы, подтверждающие право собственности на недвижимость или правильность оформления аренды помещений;

отчеты бухгалтерии;

материальные активы;

наличие задолженностей;

совершенные и текущие финансовые операции с акциями и ценными бумагами и т. д.

Инициировать проверку может инвестор, как заинтересованное лицо, контролирующие органы или собственник.

Задачи проверки

В процессе проверки происходит оценка:

достоверности информации о хозяйственной деятельности компании;

соответствия документов компании требованиям закона;

правдивости и точности информации, содержащейся в инвестиционной документации;

доходности и конкурентоспособности компании;

целесообразности избранной компанией стратегии развития;

рисков, связанных с покупкой компании или ее инвестированием.

При принятии решения об инвестировании компанию потенциальный инвестор должен составить объективную оценку рентабельности предстоящих финансовых вложений.

Порядок осуществления проверки

Для поведения проверки финансово-хозяйственной деятельности заинтересованные лица в подавляющем большинстве случаев обращаются к аудиторским компаниям, так как только сторонняя организация может справедливо оценить состояние дел предприятия.

В рабочую группу для проведения проверки обычно включаются консультант, бухгалтер, аналитик, аудитор и юрист. По результатам сбора и тщательного анализа деятельности компании составляется промежуточный отчет по каждому из направлений деятельности. При желании заказчика данные могут быть сведены в общий отчет.

Как правило, в ходе проверки исследуются следующие вопросы:

система хозяйственного учета, контроля и анализа на предприятии;

законность всех финансовых операций;

выдача и получение денег, подлинность выполненных работ и совершенных сделок;

сравнение данных бухгалтерского учета с теми сведениями, которые представлены в отчетности и балансе;

сопоставление информации об операциях и хозяйственных процедурах, связанных с ними;

сравнение записей о банковских выплатах и счетах с информацией, предоставленной банком.

Довольно часто проблемы в финансовой и хозяйственной деятельности компании обнаруживаются только при проведении проверки. Именно поэтому так важно перед инвестированием в компанию и для объективной оценки ее состояния осуществить комплексное и квалифицированное исследование.

По результатам анализа деятельности компании составляется акт – документ, подтверждающий факт проверки и содержащий выявленные нарушения. В тех случаях, когда никаких нарушений выявить не удалось, также составляют акт.

В этом документе обязательно должны содержаться следующие сведения:

Наименование компании (полное и сокращенное), а в случае проверки предпринимателя без образования юридического лица – фамилия, имя, отчество.

ИНН.

Место, в котором проверка проводилась.

Данные о проверяющих — фирме или должном лице.

Период проведения проверки (даты ее начала и завершения).

Существенные обстоятельства, относящиеся к выявленным нарушениям.

Суть нарушения.

Факты отказа в представлении документов.

Общий вывод о результатах проверки.

Акт составляют в 2 или 3 экземплярах, в зависимости от числа заинтересованных лиц. Обычно один экземпляр передается заказчику проверки, второй – проверяемой компании, а третий – проверяющим.

Образец акта проверки финансово-хозяйственной деятельности

Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности

СТ «Лувр» за период с 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г.

10 октября 2015 год.

СТ «Лувр»

Курская область,

Курский район,

Юзуфовский с/с,

д. Казеково

Ревизионной комиссией СТ «Лувр» в составе :Русан И.М., Гайдук Л.И., Тымченко О.Н. по поручению внеочередного собрания садоводов СТ «Лувр» проводилась проверка финансово-хозяйственной деятельности СТ за период с 01.01.2013 года по 30.06.2015 года путем изъятия документов на основании акта приема-передачи и передачи их по описи для проверки.

12 июля 2015 г. казначей Говзич В.В. и председатель правления Зыль К.К. в нарушение решения общего собрания отказали в выдаче документов членам ревизионной комиссии.

19 июля 2015 г. было созвано внеочередное заседание правления СТ «Лувр», на котором присутствовала казначей Говзич В.В. и повторно отказалась выдать документы по акту приема-передачи.

В связи с ограниченным доступом к документам, ревизионная комиссия составила промежуточный акт проверки финансово-хозяйственной деятельности только за 2013 год.

Для проведения ревизии были запрошены все документы, касаемые финансово-хозяйственной деятельности СТ «Лувр».

Устав СТ «Лувр».

Протоколы общих собраний, протоколы заседаний правления.

Договор о материальной ответственности с председателем Зыль К.К.

Штатное расписание.

Должностные инструкции.

Трудовые договоры, договоры подряда, контракты, заключенные сработниками СТ за проверяемый период.

Ведомости выплаты зарплат.

Сметы.

Кассовая книга, приходно-расходные ордера, авансовые отчеты.

Выписки банка, платежки.

Договоры со сторонними организациями и частными лицами на выполнение услуг, акты выполненных работ, ведомости выплаты денежных средств по договорам подряда.

Книга учета электроэнергии (по участкам).

Ведомости по поступлению взносов садоводов.

Ведомости по поступлению денежных средств на целевые взносы.

Акты предыдущих ревизионных комиссий.

И т.д.

Для анализа были предоставлены следующие документы:

Устав СТ «Лувр».

Ведомости выплаты зарплат.

Сметы.

Частично были предоставлены приходно-расходные ордера.

Выписки банка, платежки.

Частично договоры со сторонними организациями и частными лицами на выполнение услуг (предоставлен только договор с Курскэнерго).

Ведомости по поступлению взносов садоводов.

Ведомости по поступлению денежных средств на целевые взносы.

Ревизионной комиссией просчитаны поступления членских взносов от садоводов и затраты согласно сметам и сверены с книгой доходов и расходов. В этой части расхождений не обнаружено.

Согласно ст. 40, 45 Устава СТ «Лувр», протоколы общих собраний, протоколы заседаний правления хранятся постоянно.

В предоставлении протоколов общих собраний, протоколов заседаний правления за проверяемый период, а также договора о материальной ответственности председателя, штатного расписания, должностных инструкций штатных работников, председатель правления Зыль К.К. отказал в грубой форме. С его слов из-за их отсутствия. Данный факт говорит о систематическихнарушениях Устава СТ «Лувр»Зыль К.К. за время его нахождения в должности председателя правления.

Согласно ст. 46 Устава СТ «Лувр», председатель правления избирается сроком на три года из членов товарищества. По той же причине (Зыль К.К., являясь председателем правления, категорически отказался предоставить все протоколы общих собраний) проверить законность его нахождения в должности не представляется возможным.

Трудовые договоры, договоры подряда, контракты ни с кем из штатных работников СТ не заключались. Поэтому проверить законность начисления и выплаты зарплат работникам, а также увеличение зарплат не представляется возможным.

Согласно Устава СТ «Лувр» сметы доходов и расходов товарищества, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них, утверждаются общим собранием.

За проверенный период председатель правления Зыль К.К., совместно с казначеем Говзич В.В. самостоятельно составляли ежеквартальные сметы и сами их утверждали. Выявленный факт говорит о преувеличении полномочий указанными должностными лицами, а также грубое нарушение Устава СТ «Лувр».

Председатель правления Зыль К.К. отказал в предоставлении всех договоров со сторонними организациями. Например, отсутствуют договоры:

— об оказании услуги по вывозу мусора. В соответствии с чем, проверить кратность и условия вывоза по договору, а также тарифы, не представляется возможным;

— договор на газоснабжение (аналогично).

За проверенный период на СТ «Лувр» накладывалась пеня за просрочку перечислений в ФСЗН:

Июль 2013 – 10335 р.

Август 2013 — 8362 р.

Октябрь – 3500 р.

Выявленный факт говорит о том, что собранные по ведомостям членские взносы, сдавались в банк не своевременно. Указанный период (июль, август, октябрь) относится к дачному сезону, это говорит о том, что поступление взносов от садоводов носит регулярный характер. К штрафным санкция со стороны ФСЗН привело халатное отношение к работе казначея Говзич В.В.

Проанализировано ведение книги учета электроэнергии по садовым участкам за период с 2013 г. по 1 квартал 2015 г. Выявлены факты не внесения оплаченных сумм через банк. Так, например, в книгу не внесены оплаты за электроэнергию по участку № 84 за весь 2014 г., по участку № 88 – частично за 2014 г. Что говорит о халатном отношении к работе казначея Говзич В.В. Выявить расхождения между фактическими оплатами и записями в книге учета электроэнергии по остальным участкам возможно только путем личной сверки каждого члена товарищества (сверить записи в садовой книжке, квитанции оплаты через банк с книгой учета электроэнергии).

В 2013 году были собраны целевые взносы для реконструкции помещения для насосной станции. Решение было принято на общем собрании в апреле 2013 г., протокол которого отсутствует.

Согласно ведомости, от членов СТ поступило 41 900 000 руб. Ведомость не закрыта, через кассу не проведена. Что является грубым нарушением законодательства РБ.

Казначеем Говзич В.В. предоставлен письменный отчет о распределении и использовании этих денежных средств, согласно которому деньги были потрачены следующим образом:

2 400 000 руб. – потрачены на строительные материалы за наличный расчет:

Кран подъемный — 1 500 000

Песок — 600 000

Кирпич, задвижки, вывоз трактором (чего?) — Количество не известно — 300 000

8 900 000 руб. – выплачены за строительные работы и работы по установке автоматики для насоса. Ведомости выплат отсутствуют.

Выдано Тарелко Р. — 1 000 000

Для строителей (получал Зыль К.К.) — 4 900 000

Выдано Назарову А.В. — 3 000 000

19 700 000 руб. – переданы председателю Зыль К.К. для покупки строительных материалов.

На сумму 10 900 00 руб. финансовые документы вообще не представлены. Пояснения по данному вопросу председатель Зыль К.К. дать отказался. Казначей Говзич В.В. пояснила, что все денежные средства по мере поступления от членов СТ, выдавала председателю под роспись и финансовые документы, подтверждающие их законное расходование, находятся у него же.

Предоставлены чеки, по которым производились покупки до принятия решения общим собранием о реконструкции помещения для насосной, принять основанием для подтверждения расходов такие чеки невозможно в связи с не соответствием дат.

Товарный чек (без даты!) на покупку прибора учета воды принять основанием для подтверждения расходов невозможно в связи с тем, этот прибор не входил в смету реконструкции, фактическое его (прибора) наличие не известно.

В отчет казначея Говзич В.В. внесена оплата штрафа установленного за административное взыскание, совершенное председателем Зыль К.К. и наложенное представителем Филиала «Энергонадзор» РУП «Курскэнерго Межрайонное отделение Курского района по надзору за электроустановками» Постановление № 200251 от 20 октября 2014 года, принять основанием для подтверждения расходов невозможно в связи с тем, что этот штраф наложен на Зыль К.К. и должен оплачиваться из его личных средств, а также в связи с тем, что штраф был наложен годом позже, после реконструкции насосной. Погашение данного штрафа денежными средствами членов садового товарищества, является грубым нарушением Устава о целевом использовании денежных средств и превышением полномочий председателя Зыль К.К. и казначея Говзич В.В.

Документами, подтверждающими расходы по приобретению товаров (выполнению работ, оказанию услуг), являются:

кассовый чек (его копия, заверенная руководителем юридического лица, подразделения или лицом, им уполномоченным, индивидуальным предпринимателем), содержащий номер, наименование юридического лица, инициалы, фамилию индивидуального предпринимателя, дату продажи товара (выполнения работы, оказания услуги), наименование, количество и цену товара (выполнения работы, оказания услуги), сумму, идентификатор кассира, при осуществлении оплаты товара (работ, услуг) наличными деньгами. В случае отсутствия в кассовом чеке указанных реквизитов документами, подтверждающими расходы по приобретению товаров (выполнению работ, оказанию услуг), являются кассовый чек и товарный чек либо иной документ, подтверждающий приобретение товаров (выполнение работ, оказание услуг), содержащий номер, наименование юридического лица, инициалы, фамилию индивидуального предпринимателя, дату продажи товара (выполнения работы, оказания услуги), наименование, количество и цену товара (выполнения работы, оказания услуги), сумму, подписанные лицом, непосредственно осуществившим отпуск товаров (выполнение работ, оказание услуг), с указанием его должности, фамилии и инициалов.

Таким образом, товарный чек является лишь дополнением кассового чека и без чека не является основанием для подтверждения расходов.

Проанализировав представленные документы, ревизионная комиссия пришла к выводу, что на строительные материалы было потрачено 11 103 650 руб. Законным основанием принять для подтверждения расходов на покупку строительных материалов возможно только кассовые чеки на сумму 527 950 руб.

Возникли вопросы по количеству использованных материалов (цемент – 44 мешка, клей «Люкс» — 12 мешов). Дать пояснения по этим вопросам председатель правления Зыль К.К. отказался.

В сентябре 2013 года уже проводилась ревизионная комиссия по проверке отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности садового товарищества «Лувр» (а именно использование целевых денежных средств на реконструкцию насосной станции) по результатом которой, был составлен акт. Финансовые документы, подтверждающие их законное расходование предоставленные в 2013 году и в 2015 году разнятся.

Так, например, вместо чека на блоки газосиликатные 625*300*200 на сумму 4 311 600 руб., в 2015 предоставлен только товарный чек на покупку прибора учета воды на сумму 2 450 000 руб.

В связи с тем, что не все документы были представлены ревизионной комиссии, провести, полную проверку комиссия не смогла.

Исходя из вышеизложенного, ревизионная комиссия сделала следующие выводы:

1. Суммой недостачи по использованию целевых взносов членов садового товарищества «Лувр» на реконструкцию насосной станции считать 19 496 350 руб.

2. Признать хозяйственно-финансовую работу СТ «Лувр» неудовлетворительной.

3. Выразить недоверие председателю правления СТ «Лувр» Зыль К.К

4. Указать казначею Говзич В.В. на халатное отношение к своим фукнциональным обязанностям.

5. Поставить вопрос о привлечении председателя правления Зыль К.К. к материальной ответственности в соответствии с законодательством РФ, в случае неисполнения решения, поставить вопрос о привлечении к уголовной ответственности как причинившего своими действиями материальный ущерб СТ «Лувр».

Предложения:

1. Привести документацию СТ «Лувр» в соответствие с законодательством РФ (ответственные – правление ТС, председатель, казначей) и Устава СТ «Лувр».

2. Запретить казначею сбор любых наличных средств (членские взносы, целевые взносы, налоги, оплата электроэнергии, оплата газовых балонов и т.д.). Членам СТ «Лувр» все оплаты производить исключительно по безналичному расчету.

3. Сумму целевых взносов прописывать в протоколах общих собраний, как в рублях, так и в конвертируемой валюте (например, доллар) по курсу НБРФ. Членам СТ, просрочившим платеж, оплачивать долг исходя из суммы в долларах. Платеж производить в рублях по курсу НБРФ на день оплаты. (ответственный — секретарь собрания).

4. Включить в должностную инструкцию казначея:

— до 7 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять информацию о сделанных платежах, поступивших денежных средствах, остатке денежных средств на счетах СТ. Данную информацию распечатывать на бумажном носителе и вывешивать в открытый доступ на стенде, а также на сайте СТ;

5. Указать правлению, председателю правления, казначею руководствоваться в деятельности СТ «Лувр» исключительно официальными документами . Запретить покупку необходимого и оплату услуг для СТ за наличный расчет.

Ревизионная комиссия:

Русан И.М.

Гайдук Л.И.

Тымченко О.Н.

В соответствии с требованиями п.8 ст.13 Положения о Контрольно-счетной палате Камышинского муниципального района Волгоградской области (далее по тексту КСП, Палата, Контрольно-счетная палата), отчеты по результатам проведенных контрольных мероприятий в полном объеме представлены в Камышинскую районную Думу, Главе Камышинского муниципального района. В октябре — ноябре 2018 года, в соответствии с утвержденным планом работы на год, Палатой проведены следующие контрольные мероприятия.

  1. Проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения Усть-Грязнухинская средняя школа Камышинского муниципального района Волгоградской области за период с 01 января 2017 года по 01 октября 2018 года.

По результатам проверки оформлено 2 акта: акт осмотра муниципального имущества и акт проверки финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, установлено следующее:

— ведение Реестра объектов муниципальной собственности МКОУ Усть-Грязнухинской СШ осуществлялось в соответствии с «Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» (далее Порядок ведения реестра), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 №424. В соответствие п.2 Порядка ведения реестра, данные реестра соответствуют данным представленной к проверке оборотной ведомости по нефинансовым активам на 01.01.2018. В рамках проведения контрольного мероприятия произведен осмотр имущества, находящегося на балансе Учреждения. При выборочной проверке наличия основных средств и материальных запасов, принятых к учету нарушений не установлено;

— выборочной проверкой заключенных образовательной организацией гражданско-правовых договоров в проверяемом периоде установлены нарушения п.1 ст.432 ГК РФ (отсутствие существенных условий договора), а именно, в муниципальных контрактах на общую сумму 3,3 тыс.рублей отсутствует информация о сроках исполнения услуг;

— при выборочной проверке правильности начисления заработной платы сотрудникам Учреждения:

установлена переплата в сумме 28,50 тыс.руб. при начислении оплаты труда за 2017/2018 учебный год руководителям методических объединений;

начисления в сумме 17,5 тыс.руб. за 2017-2018 год ответственному за организацию летней оздоровительной кампании, учебно — тренировочные сборы, не соответствуют установленным в приказе Учреждения.

  1. Нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств не установлено.
  2. По результатам проведенного контрольного мероприятия по фактам выявленных нарушений Контрольно-счетной палатой вынесено представление директору образовательной организации МКОУ Усть-Грязнухинская средняя школа Камышинского муниципального района для принятия мер по устранению нарушений и недостатков, установленных проверкой, и привлечению к дисциплинарной ответственности виновных лиц.
  3. Проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального казенного учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная клубно-библиотечная система» Камышинского муниципального района Волгоградской области за период с 01 января 2017 года по 01 октября 2018 года.

По результатам контрольного мероприятия оформлен акт проверки финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, установлено следующее.

  1. Представленные к проверке сметы расходов на содержание МКУК МЦКБС на 2017 и 2018 годы подписаны руководителем Учреждения и утверждены Главой Камышинского муниципального района. Изменения, принятые Решениями Камышинской районной Думы о бюджете, а также перемещения бюджетных ассигнований между кодами экономической классификации расходов по соответствующим разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов отражены в уточненных сметах доходов и расходов.
  2. Выборочной проверкой правильности начисления заработной платы установлено следующее:

— не соблюдение раздела 4 «Порядок и условия установления выплат стимулирующего характера» Положения «Об оплате труда работников муниципального казенного учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная клубная система» Камышинского муниципального района и Положения «Об оплате труда работников Муниципального казенного учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная клубно-библиотечная система» Камышинского муниципального района, выразившееся в превышении выплат стимулирующего характера сотрудникам Учреждения в общей сумме 48,20 тыс.руб.;

— нарушение раздела 3 «Порядок и условия установления выплат компенсационного характера» Положения «Об оплате труда работников Муниципального казенного учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная клубно-библиотечная система» Камышинского муниципального района, выразившееся в неправомерной выплате за совмещение обязанностей в сумме 20,3 тыс.рублей.

  1. Нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств не установлено.
  2. По результатам проведенного контрольного мероприятия по фактам выявленных нарушений Контрольно-счетной палатой вынесено представление директору МКУК «Межпоселенческая централизованная клубно-библиотечная система» Камышинского муниципального района для возмещения в бюджет неправомерно выплаченных средств за совмещение обязанностей, принятия мер по устранению нарушений и недостатков, установленных проверкой, и привлечению к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

ББК 65.052.247

А. М. Павлова

Кафедра бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

За последнее время экономика России претерпела значительные изменения: другими стали условия хозяйствования не только коммерческих организаций, но и бюджетных учреждений.

Администрации учреждений важно оперативно контролировать ход хозяйственных процессов, эффективно управлять имуществом, предупреждать негативные тенденции. Чтобы убедиться, что бухгалтерская отчетность составлена в соответствии с требованиями стандартов и объективно отражает состояние и результаты финансово-хозяйственной деятельности учреждения, привлекаются специалисты, обладающие соответствующей квалификацией. Ревизию проводят работники ревизионного аппарата, ее оплачивает вышестоящая организация или государственный орган.

Ревизия — это сложный и трудоемкий процесс.

В ходе осуществления контрольных мероприятий проверяется законность всех совершаемых финансово-хозяйственных операций, устанавливаются полнота и своевременность формирования финансовых ресурсов, их целевой характер и эффективность использования, выявляются нарушения финансовой дисциплины.

Приступая к ревизии учреждения, ревизор должен четко представлять, какие сведения он должен собрать и из каких источников эти сведения могут быть им получены. Объем и характер информации о финансовохозяйственной деятельности учреждения определяются задачами ревизии, которые формулируются в программах ревизии. Источники данной информации достаточно разнообразны и имеют неодинаковое значение для написания акта ревизии. В большинстве своем это внутренние документы проверяемого учреждения. Но кроме них анализируются различные внешние документы и данные, полученные от третьих лиц.

Целенаправленный финансовый контроль позволяет постоянно следить за движением финансовых ресурсов в общественном производстве, в том числе в деятельности бюджетных учреждений; благодаря ему удается правильно оценивать результаты финансово-хозяйственных операций бюджетных учреждений, выявлять отклонения от действующего законодательства, принимать меры по устранению негативных последствий. Финансовый контроль является необходимым условием и обязательной предпосылкой осуществления финансового регулирования, благодаря которому бюджетные учреждения изменяют объемы и пропорции распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с реально складывающейся финансовой ситуацией.

Информационная основа для проведения ревизий — это совокупность количественных показателей и данных аналитического и бухгалтерского учета, а также финансовой отчетности, отражающих совершённые финансово-хозяйственные операции и степень исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения.

В настоящее время наряду с публикациями соответствующих документов в периодической печати, справочниках, различного рода сборниках ревизоры применяют компьютерные информационно-справочные системы «Консультант +», «Гарант» и др. Эти системы содержат полные базы нормативных данных, которые оперативно пополняются и удобны в использовании. Это значительно облегчает ревизору поиск нужных документов, позволяет повысить качество ревизий, сократить время их проведения.

Основными нормативными актами, регламентирующими бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях Российской Федерации, являются Гражданский кодекс РФ; Бюджетный кодекс РФ; Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная приказом МФ РФ от 30.12.99 г. № 107н .

Совокупность сведений, используемых ревизором в ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности, определяет ее информационную базу, которая может быть разделена на внешнюю и внутреннюю. Внешняя информационная база — это различные нормативные документы (законы, положения, методические указания, инструкции, письма, рекомендации и др.) по бухгалтерскому учету, отчетности, налогообложению, данные, полученные от третьих лиц, и др. Нормативные документы используются ревизором для установления соответствия ведения учета и составления отчетности, налогообложения и применения льгот по налогообложению в бюджетном учреждении требованиям действующего законодательства.

Под третьими лицами в практике проведения ревизий финансовохозяйственной деятельности учреждений понимаются как физические, так и юридические лица, которые связаны с проверяемым учреждением определенными отношениями. Необходимость обращения к ним возникает, как правило, при подозрении на неполное оприходование материальных ценностей или наличных денежных средств, при перечислении денежных средств организациям за товары и услуги по подложным документам, когда имеют место серьезные нарушения в оформлении документов, при проверке реальности дебиторской и кредиторской задолженности и т. п. В данных случаях проводятся встречные проверки, которые оформляются отдельными справками с указанием всех реквизитов организации или данных физического лица.

Внутренняя информационная база — это учредительные документы, лицензии на осуществление деятельности, протоколы заседаний, положение об учетной политике, штатное расписание, положения об оплате труда и стимулирования работников, тарификационные списки, внутренняя отчетность, договоры с другими организациями, учетные регистры, первичные документы. В ходе ознакомления с учредительными документами,

такими как устав, свидетельства о регистрации в различных органах и фондах, договоры с УФК, банками на расчетно-кассовое обслуживание, разрешение У ФК на открытие внебюджетного счета, приказы руководителя вышестоящей организации, ревизор получает представление об организационной структуре учреждения, наличии филиалов и т. д. Изучая виды деятельности, осуществляемые учреждением, ревизор устанавливает их соответствие тем видам деятельности, которые зафиксированы в его уставе и полученных лицензиях. Если учреждение осуществляет не подтвержденные документально виды деятельности, это означает незаконность осуществления соответствующих хозяйственных операций. Очень важно в ходе ревизии установить фактическое соответствие совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг и т. п. .

Рассмотрим несколько вопросов, касающихся проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности. Одной из проблем в настоящее время является несоответствие законодательства, регламентирующего бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, новым условиям их хозяйственной деятельности. Так, учреждения получили право заниматься предпринимательской деятельностью. Рассмотрим на примере: производство продукции в рамках предпринимательской деятельности предусматривает формирование себестоимости продукции для целей налогообложения в общеустановленном порядке, но принципы бухгалтерского учета, например начисления износа основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, не соответствуют принципам учета для целей налогообложения. Какой из двух механизмов отнесения стоимости основных средств на себестоимость продукции (амортизационные отчисления или отнесение на себестоимость всей стоимости основных средств в момент постановки на учет) применять, до введения Инструкции № 107н не указывалось. Но и данная Инструкция не привела систему бюджетного бухгалтерского учета в соответствие с новыми условиями хозяйствования. Механизм отнесения стоимости основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг) не изменился. Следовательно, при постановке на учет основных средств, используемых для предпринимательской деятельности, значительно завышается себестоимость продукции в данном отчетном периоде.

В существующем законодательстве внебюджетные доходы бюджетных учреждений квалифицируются крайне противоречиво.

Проблема учета внебюджетной деятельности заключается не только в том, на каком балансе учитывать эту деятельность, но и в том, в чью собственность поступают эти доходы. В соответствии с Гражданским кодексом РФ доходы юридического лица должны облагаться налогами, а в соответствии с Бюджетным кодексом, если плата поступает от заказчика в бюджет (через ОФК), ни о каком налогообложении этих сумм речи идти не может. Получается, что каким бы образом бюджетные учреждения не учитывали внебюджетные средства, они нарушают какой-либо нормативный акт. В Налоговом кодексе мало учитывается специфика деятель-

ности бюджетных учреждений, следовательно, притязания налоговых органов на налогообложение этих средств будут обоснованны в обоих случаях. Есть и другие нюансы .

Одним из самых важных участков ревизии является проверка правильности осуществления расчетов по оплате труда.

Изучая штатное расписание, тарификационные списки, положения об оплате труда и стимулированию работников и пр., ревизор определяет виды начислений заработной платы и других выплат; устанавливает, не противоречат ли внутренние документы, которыми пользуются в проверяемом учреждении, действующим законодательным и нормативным правовым актам, отраслевым приказам; определяет соответствие численности работников утвержденному (нормативному) количеству. При проверке первичных документов по заработной плате ревизор устанавливает, сколько средств фактически израсходовано на заработную плату работникам, а также по трудовым договорам и сколько произведено кассовых расходов; устанавливает правильность выплаты заработной платы в соответствии с установленными окладами, надбавками к зарплате, выплаты премий; правильность исчисления среднего заработка для оплаты отпусков, помимо этого Трудовым кодексом РФ установлено, что денежной компенсацией может заменяться только та часть отпуска, которая превышает 28 календарных дней и только по письменному заявлению работника; из практики известно, что часто эти нормы не соблюдаются и при отзыве работника из отпуска бухгалтерией учреждения не производится перерасчет и не засчитывается сумма отпускных в счет начислений по заработной плате; правильность выплат за совместительство, за замещение отсутствующих работников и вакантных ставок, выплат сторонним лицам за работы, подлежащие выполнению штатными работниками; соблюдение норм рабочего времени, установленных законодательством работникам учреждений образования и здравоохранения; своевременность выплаты заработной платы, причины ее задержки и другие вопросы, возникшие в ходе ревизии. Контроль за выплатой заработной платы отнюдь не исчерпывается только выявлением нарушений. В процессе контроля одновременно проводится глубокий анализ рабочей ситуации, определяются негативные тенденции в оплате труда, вырабатываются рекомендации по их возможному устранению.

При проведении проверки расчетов с дебиторами и кредиторами проводится анализ дебиторской и кредиторской задолженности по срокам ее возникновения, выявляются факты просроченной задолженности, проверяется реальность задолженности путем проведения встречных проверок и указывается сумма реальной задолженности на момент проведения проверки. Ревизор выявляет факты необоснованных расходов, которые произведены без подтверждающих документов. Изучая договоры и контракты, заключенные с другими организациями, ревизор определяет правильность их заключения в соответствии с действующим законодательством, выявляет факты закупок бюджетным учреждением товаров, работ, услуг на сумму свыше 2 000 минимальных размеров оплаты труда без заключения контракта, выявляет факты заключения договоров с организациями, не имеющими

права осуществлять деятельность, предусмотренную в договоре, определяет порядок расчетов, основные условия поставки материалов и др.

Сведения, содержащиеся в учетных регистрах и первичных документах, анализируются ревизором с целью подтверждения правильности оформления и отражения хозяйственных операций в учете.

Целью ревизии является выявление недостатков для их устранения и наказания виновных. Она выполняется на основе инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов и предназначена для обеспечения сохранности активов, пресечения и профилактики злоупотреблений.

Акт ревизии — внутриведомственный документ, в котором фиксируются все выявленные, даже незначительные, недостатки и который подписывается ревизором и уполномоченными на то должностными лицами проверяемых учреждений. В акт не включаются выводы, предположения и факты, не подтвержденные документами или результатами ревизии. В акте не дается правовая или морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемого бюджетного учреждения, а также не квалифицируются поступки проверяемых должностных лиц, их намерения и цели. Только факты, подкрепленные соответствующими доказательствами, и обоснованные аргументы могут служить основанием для отражения в акте определенных действий. Акт и другая информация передается вышестоящей организации и контролирующим органам для принятия организационных выводов, взысканий. Вся информация, полученная в ходе ревизии, может быть использована в целях проводимого финансового контроля и разглашению не подлежит .

Финансовый контроль за деятельностью бюджетных учреждений имеет большое значение для обеспечения нормального их функционирования. С помощью финансового контроля бюджетные учреждения добиваются полной сохранности материальных и финансовых ресурсов, своевременного формирования целевых денежных фондов, их эффективного и экономного использования. Общество получает возможность следить за пропорциями в распределении финансовых ресурсов между секторами и отраслями экономики, проверять полноту и своевременность поступлений необходимых денежных средств субъектам хозяйствования, оценивать степень экономности и эффективности их использования. В целом финансовый контроль способствует укреплению финансовой дисциплины во всех сферах общественного производства, благотворно влияя на финансовую стабилизацию в стране .

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Гражданский кодекс РФ. — М., 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бюджетный кодекс РФ. — М., 2000.

3. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная приказом МФ РФ от 30.12.99 г. № 107н.

4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» 21.11.1996 г. ФЗ-129 // Бухгалтерский учет — 1997. — № 1. — С. 3-7.

5. Безруких П. С. и др. Бухгалтерский учет. — М.: Б/у, 1999. — 576 с.

6. Банк В. Р. Российский и западный учет: единство, различия и адаптация. Астрахань: ЦНТЭП, 1999. — 192 с.

7. Энциклопедия общего аудита. Законодательная и нормативная база, практика, рекомендации и методика осуществления: В 2 т. М.: Дис, 1999.

8. Банк В. Р. Система бухгалтерского учета в России и переход к международным стандартам. — Астрахань: АГТУ, 2000. — 104 с.

Получено 21.07.04

SPECIAL FEATURES OF PERFORMING AUDIT IN BUDGET ORGANIZATION

A. M. Pavlova

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *