Акциз на природный газ

Москва. Компании предлагают ввести обратный акциз для переработки природного газа в продукцию нефтегазохимии. О такой инициативе со стороны бизнеса сообщил советник руководителя аналитического центра при правительстве РФ Сергей Колобанов в ходе экспертного обсуждения предложений по дополнению «Дорожной карты» по развитию нефтегазохимии до 2025 года.

Идея данного предложения — в выравнивании условий для нефтегазохимических производств, использующих различные виды сырья, с учетом того, что на нафту, СУГ и этан введены или вводятся обратные акцизы. Но, по словам Колобанова, компании, предлагающие эту меру, не представили расчетов (например, необходимый размер акциза, критерии предоставления льгот и т.д.), идей, как компенсировать расходы бюджета при предоставлении обратного акциза, также нет.

Комментируя данное предложение, директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго РФ Антон Рубцов, отметил, что его нужно конкретизировать.

«Те, кто инициировал эти пункты, никакого даже маломальского технико-экономического обоснования не представили. Поэтому из пункта непонятно, о чем идет речь. Это говорит о том, что данный пункт, если он будет в таком виде, его непонятно как исполнять. Если мы говорим об этане и СУГах, то в принципе решение уже принято. Все, что касается природного газа, если давать на него обратный акциз с точки зрения метанола, то нужно отдельное обоснование», — передает слова Рубцова Финмаркет.

Летом правительство внесло в Госдуму законопроект (N984546-7), который предлагает ввести с 1 января 2022 года обратный акциз для переработчиков этана и СУГ при условии введения ими в эксплуатацию после 1 января 2022 г. новых производственных мощностей по переработке данной продукции с проектной мощностью по сырью не менее 300 тыс. тонн этана в год. Также вычет по акцизам может быть предоставлен при инвестировании в объекты основных средств, вводимых в эксплуатацию в период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2027 г. в размере не менее 65 млрд рублей, по заключённому до 1 января 2023 г. с Минэнерго соглашению. При этом в случае инвестирования в мощности по переработке СУГ в размере более 110 млрд рублей законопроект предусматривает ежегодную индексацию ставки акциза на СУГ с 1 января 2024 г.

Госдума планирует рассмотреть документ в сентябре.

С 1 апреля 2020 года вступили в силу изменения, внесенные в Налоговый кодекс Федеральным законом от 30.07.2019 года № 255-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ). Положения закона предусматривают уточнение понятия «средние дистилляты», а также в порядок их возмещения.

Что относят к средним дистиллятам

Средние дистилляты – это некоторые виды нефтепродуктов, которые получаются в результате перегонки углеводородов. В частности, к ним относят печное и судовое топливо. Они являются подакцизными товарами (подп. 11 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Законом № 255-ФЗ введены поправки в Налоговый кодекс, согласно которым с 1 апреля года средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком или твердом состоянии (при температуре 20°C и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной или вторичной переработки нефти, значения показателя плотности которых не превышают 1.015 кг/куб. м.

Это значит, что с апреля 2020 года к средним дистиллятам относятся темные нефтепродукты, часть из которых ранее не признавалась подакцизными товарами или была выделена в самостоятельную категорию. К примеру, подакцизным товаром впервые стал мазут.

Начислить акциз при получении средних дистиллятов необходимо в том случае, если у покупателя имеется свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами (пп. 29 п. 1 ст. 182 НК РФ).

В связи с изменением определения «средние дистилляты», а также в целях недопущения двойного налогообложения одних и тех же товаров Законом исключается понятие «темное судовое топливо» и, соответственно, связанные с ним объект налогообложения и вычет.

Также с 1 апреля 2020 года расширяется перечень продуктов, не относящихся к средним дистиллятам.

Обратите внимание: при проверке налоговая инспекция может потребовать подтверждения того, что топливо относится к средним дистиллятам. Тогда нужно будет представить документы, из которых видно, что топливо, с которым совершены операции, имеет физико-химические характеристики, соответствующие средним дистиллятам.

Расширен перечень технологических процессов по переработке средних дистиллятов

В соответствии с Законом № 255-ФЗ внесены также изменения в перечень технологических процессов по переработке средних дистиллятов, осуществление которых необходимо для получения свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами. Дополнительно в перечень включены:

  • замедленное коксование;

  • гидроконверсия тяжелых остатков;

  • получение технического углерода путем термического или термоокислительного разложения средних дистиллятов;

  • производство битума путем окисления гудрона.

Так, предприятия, которые при переработке средних дистиллятов выполняют перечисленные операции, могут получать вычет по акцизу.

Право на вычет акциза

С 1 апреля 2020 года больше организаций получили право заявить вычет акциза с повышающим коэффициентом 2.

Это предприятия, которые вырабатывают электро- и теплоэнергию из средних дистиллятов. Вычет положен им при получении средних дистиллятов в качестве топлива для сжигания и выработки энергии.

Чтобы поставить к вычету начисленный продавцом акциз, потребители должны будут второй раз начислить акциз, после чего смогут получить вычет в двойном размере (с коэффициентом 2), что в итоге вернет стоимость топлива к исходному значению до начисления акциза продавцом.

А при реализации средних дистиллятов для бункеровки морских судов сумму вычета нужно определять с учетом нового коэффициента Вдфо. Новые нормы п. 23 ст. 200 НК РФ установили порядок расчета этого коэффициента.

Для применения вычета нужно предоставить, в частности:

  • копию свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами;

  • копию договора поставки (купли-продажи) топлива, которое относится к средним дистиллятам, с российской организацией — поставщиком;

  • реестр накладных (актов приема-передачи) на поставку средних дистиллятов в качестве топлива;

  • регистры учета использованного топлива и отпуска энергии;

  • документы, подтверждающие выработку топлива по видам установок.

Перечень документов установлен п. 23 ст. 201 НК РФ.

Условия для вычета

ФНС России в письме от 08.09.2020 г. № СД-4-3/7604@ разъяснила, что использование вычета, предусмотренного пунктом 23 статьи 200 Налогового кодекса возможно лишь при соблюдении условий, установленных пунктом 2 статьи 54.1 НК РФ.

Так, должны соблюдаться одновременно два условия (п. 2 ст. 54.1):

  • снижение размера налоговых обязательств не является единственной целью сделки (то есть у сделки есть четкая деловая цель);

  • обязательство по сделке исполнено именно тем лицом, которое заявлено стороной договора, либо лицом, к которому обязательство перешло по закону или договору (например, по договору цессии, в порядке правопреемства и т. п.), а не «неустановленным лицом».

Таким образом, если налоговый орган поставит под сомнение возможность исполнения сделки, например, по доставке конкретного сырья конкретным контрагентом, затраты могут быть исключены. Или если инспекторы заподозрили, что основная цель сделки — избежать уплаты налога, а обязательство никто не исполнял. Но все это они должны доказать на проверке. То есть со стороны налоговиков контроль усилится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *