Акцизные марки на сигареты

Фото .com

Рост рынка нелегальных сигарет требует противодействия федеральной власти и введения особых мер отметили участники круглого стола в Госдуме 19 декабря. Например, в 2020 году в России могут ввести минимальную цену за пачку сигарет – 90 рублей. По мнению депутатов Госдумы, эта мера поможет остановить распространение нелегальных табачных изделий, которые наносят вред не только здоровью населения, но и бюджету страны. Какие еще законодательные меры помогут решить эту проблему, депутаты и эксперты обсудили на круглом столе Комитета по экономической политике ГД РФ.

«Если в начале 2019 года эксперты говорили нам о том, что из-за распространения нелегальной табачной продукции бюджет России недополучает 60 млрд рублей, то в конце 2019 года оценка еще серьезнее – недополученные доходы оцениваются уже в 100 млрд рублей», – заявил в начале заседания Эдуард Воронцов, исполнительный директор Совета по вопросам развития табачной промышленности.

Его доклад (есть в распоряжении «НГ») обозначил главную экономическую проблему. Торговля нелегальными сигаретами не просто лишает бюджет доходов: «черный» и «серый» рынок в этой сфере с каждым годом становится все весомее. Главный фактор – нелегальные сигареты существенно дешевле. Часто они стоят менее 62 рубля — минимальной налоговой составляющей, которая включает акциз и НДС. Основной поток нелегальной табачной продукции, между тем, идет из стран, которые Россия считает своими ближайшими партнерами. Речь о государствах-членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Воронцов ссылался на исследования международных агентств Kantar TNS и Nielsen, которые ежегодно отслеживают российский оборот нелегального табака. По этим данным, с 2017-го его доля на отечественном рынке росла более чем на 2% в год. В 1 квартале 2019-го, согласно Kantar, она составила 10,3%. В 3 квартале, согласно Nielsen – уже более 15%. Больше половины от этого объема (55%) приходится на нелегальный табак, произведенный в странах ЕАЭС.

В приграничных с ЕАЭС районах России процент нелегальных сигарет еще выше: 26,5% в республиках Северного Кавказа, 23,5% – на границе с Белоруссией и Украиной.

Проблема связана далеко не только с тем, что в странах ЕАЭС сохраняется сравнительно высокий уровень нелегального производства сигарет. Основа потоков в Россию нелегальной продукции из стран ЕАЭС – легально произведенные в этих странах сигареты на экспорт, но завозятся они в Россию и реализуются в нашей стране без уплаты российских акцизов – т.е. нелегально. Основной экономический эффект дает различие в ставках акциза, которые в России выше. В итоге цена легальных и нелегальных сигарет в России сегодня различается в 3 раза. Самые дешевые на отечественном рынке – нелегальные белорусские и армянские сигареты.

Важно отметить, что рост нелегального рынка табака означает не только потери федерального бюджета, но и стимулирование незаконной конкуренции. По оценкам Ассоциации малоформатной торговли, представленным Владленом Максимовым, от масштабной торговли нелегальными сигаретами, добросовестный малый и средний бизнес — небольшие магазины у дома, — недополучают не менее 10 миллиардов рублей в год.

Анна Сорочинская, исполнительный директор Общественного совета по проблеме подросткового курения, подчеркнула тот факт, что нелегальная торговля стимулирует рост подросткового курения. Общественный совет смог добиться существенного снижения продажи табачной продукции несовершеннолетним к 2015 году. Однако, начиная с 2016 года, после скачкообразного роста акцизов на сигареты, в большинстве приграничных регионов фиксируется рост доступности нелегально ввезенных сигарет для подростков. Так, в среднем по России, продать сигареты подросткам даже без запроса документов готовы 8 из 10 торговых точек, реализующих нелегальные сигареты. По инициативе Совета Роспотребнадзором проводятся рейды по точкам продаж нелегальной продукции, но нередко привлечению к ответственности мешает недостаточное взаимодействие между правоохранителями.

Сигареты не уедут

Председатель круглого стола Дмитрий Сазонов, зампред комитета по экономической политике Госдумы РФ, предложил прояснить те меры, которые позволят переломить ситуацию, и кто должен их вводить?

Ведомство, которое является регулятором табачной отрасли и координирует борьбу с нелегальными сигаретами со стороны государства, – это Министерство сельского хозяйства. Впрочем, основная дискуссия шла между представителями экономических ведомств, бизнеса и «силовиками»: МВД и Федеральной таможенной службы.

Для борьбы с нелегальным табаком нужны новые жесткие меры, настаивал Василий Груздев, директор по работе с органами государственной власти JTI Россия. Он представил обзор инициатив, которые уже внесены депутатами в Госдуму в виде проектов законов или пока рассматриваются в органах исполнительной власти

Среди них: кратное повышение административных штрафов за незаконное производство и сбыт табачной продукции, введение уголовной ответственности за незаконное перемещение табачной продукции через границу РФ с государствами-членами ЕАЭС, обязательное уничтожение изъятой нелегальной табачной продукции и оборудования, на котором она производилась, введение для физлиц лимита на перемещение немаркированных сигарет по территории России (подобные лимиты уже установлены в российском законодательстве для алкогольной продукции). Это, по мнению Груздева, должно решить одну из важнейших проблем «черного» табачного рынка: нехватку у контролирующих и правоохранительных органов инструментария для эффективной борьбы с потоком нелегальных сигарет. По словам целого ряда участников круглого стола, у российских полицейских недостаточно полномочий, и они вынуждены отпускать грузовики груженные сигаретами без маркировок, так как нет ответственности за пересечение российской границы с грузом немаркированных сигарет и нет лимита для физлиц на перевозку немаркированных сигарет. А штрафовать можно только тех, кто ведет непосредственную торговлю такими товарами.

Оперуполномоченный МВД по особо важным делам Евгений Петухов объяснял ситуацию с фурами с процессуальной точки зрения. «В таких случаях невозможно доказать злого умысла», – говорил он. Сергей Катасонов, первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам, отметил что сотрудники МВД останавливают и штрафуют другие фуры – с нелегальным алкоголем. Меры против перевозки немаркированных спиртных напитков уже прописаны в статье 26 федерального закона (ФЗ) номер 171, утверждал депутат. По его мнению, такой же закон нужен и против транспортировки нелегальных сигарет.

Кроме того, необходимо дать силовым ведомствам более широкие возможности по уничтожению нелегальных сигарет, выразили уверенность участники круглого стола. С этим согласился и замначальника отдела Федеральной таможенной службы Алексей Журавлев. По его словам, склады уже заполнены нелегальной табачной продукцией, но у них нет права на уничтожение.

Цена вопроса

В предварительную программу рассмотрения Госдумы на начало 2020 года уже внесен законопроект, который предлагает ввести единую минимальную цену на сигареты, напомнил Катасонов. Поправки в ФЗ-15 должны привести к тому, что любые сигареты в России не смогут в 2020 году продаваться дешевле 86,3 рублей. Такую меру стоит вводить вместе с комплексом других изменений прокомментировала инициативу Наталья Исаева, заместитель контрольно-финансового управления Федеральной антимонопольной службы РФ. «Вводить единую минимальную цену стоит после того, как будут приняты другие легальные меры, которые не затрагивают конечного пользователя табачной продукции. Например, ужесточение таможенного контроля и расширения полномочий правоохранительных органов по препятствованию транспортировки, – заявила она. – К единой минимальной цене, учитывая нынешние доходы населения, – нужно подходить осторожно».

По мнению Константина Райнота, представителя компании Philip Morris, у Роспотребнадзора, который контролирует оборот табачной продукции, не хватает ресурсов для борьбы с «черным» рынком. В итоге около половины жалоб на нелегальную торговлю игнорируется. А торговые точки с дешевыми нелегальными сигаретами вытесняют с рынка тех, кто продает эти товары легально.

Но и в ЕАЭС стремятся гармонизировать свое акцизное законодательство с российским. Начальник отдела акцизов Минфина Светлана Базанова сообщила о предстоящем подписании правительствами стран-членов ЕАЭС соглашения о гармонизации налоговой политики по акцизам на табачную продукцию, которое поможет борьбе с нелегальным табаком. Для того, чтобы остановить дальнейший рост нелегального рынка, необходимо принятие комплекса мер и как можно скорее. Судя по обмену мнениями, депутаты и представители исполнительной власти ожидают активизации работы против нелегальных сигарет в ближайшее время.

Акцизная марка на табачные изделия – это вид косвенного налога (акциз), оплачиваемый за счет покупателя и включаемый в стоимость товара. За счет этого сбора вырастает не только качество, но и цена товаров.

Акцизная марка на табачные изделия является своего рода знаком качества алкогольной продукции, который означает, что продукт прошел сертификацию, изготовлен согласно требованиям государственных стандартов и его качественные характеристики находятся на самом высоком уровне. Таким образом, акцизная марка на табачные изделия выступает гарантией того, что продукция безопасна, прошла все необходимые проверки, и налог за ее изготовление или импорт государству был оплачен в полном объеме.

Кто выдает специальные марки для маркировки табака и табачных изделий

Согласно подпункту 5.3.5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, выдачей специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации, занимается Федеральная налоговая служба России.

Выдача специальных марок для маркировки табачной продукции, производимой на территории Российской Федерации и действующее законодательство

К нормативным правовым актам, которые регулируют вопросы выдачи специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации, относятся следующие документы:

  • федеральный закон от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию»;

  • постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2010 № 27 «О специальных марках для маркировки табачной продукции»;

  • административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по выдаче специальных марок для маркировки табачной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.02.2013 № 20н.

Порядок получения специальных марок для маркировки табачной продукции

Специальные марки приобретаются лицами, осуществляющими производство табачной продукции, на условиях предварительной оплаты указанных марок в территориальных налоговых органах (управлениях Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации или межрегиональных инспекциях Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам) по месту осуществления производства табачной продукции (пункт 3 Правил изготовления специальных марок, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных специальных марок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2010 № 27).

Чтобы получить специальные марки, необходимые для маркировки табачной продукции, которая производится на территории Российской Федерации, производители табачной продукции должны представить в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам или в Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации по месту осуществления производства табачной продукции следующие документы:

  1. Заявление, которое заполнено способами, обеспечивающими его однозначное прочтение, подписанное заявителем и заверенное печатью заявителя;

  2. Отчет об использовании заявителем выданных специальных марок, подписанный заявителем и заверенный печатью заявителя.

Учет специальных марок для маркировки табачной продукции

Учет специальных марок, полученных производителями табачной продукции, ведется материально ответственным лицом, за которым закреплено право получения, хранения, учета и выдачи специальных марок для нанесения их на табачную продукцию. Информация о специальных марках, полученных производителями табачной продукции, отражается в журнале учета специальных марок, поступивших производителю табачной продукции.

Учет специальных марок, подлежащих уничтожению, ведется производителем табачной продукции в журнале учета уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих требованиям к образцам специальных марок.

Указанные журналы должны быть пронумерованы, прошнурованы, опломбированы, подписаны руководителем организации и (или) главным бухгалтером организации (индивидуальным предпринимателем) и выданы под расписку материально ответственному лицу производителя табачной продукции (индивидуальному предпринимателю). Журналы учета специальных марок подлежат хранению производителем табачной продукции не менее 3 лет.

Порядок хранения специальных марок для маркировки табачной продукции

Производители табачной продукции должны хранить специальные марки в помещениях, которые:

  • служат для хранения марок и для проведения операций, связанных с получением и выдачей марок;

  • размещаются в зданиях по месту нахождения производителей табачной продукции;

  • имеют прочные перекрытия пола и потолка (бетонные);

  • изолированы от других служебных и подсобных помещений капитальными стенами;

  • закрываются на внешнюю и внутреннюю двери;

  • соответствуют правилам пожарной безопасности, в том числе оборудованы охранно-пожарной сигнализацией, первичными средствами пожаротушения.

Порядок уничтожения специальных марок для маркировки табачной продукции

Специальные марки, которые:

— получены, но не использованы производителем табачной продукции;

— оказались поврежденными:

  • во время транспортировки от территориального налогового органа до производителя табачной продукции;

  • во время хранения у производителя табачной продукции;

  • или при нанесении на табачную продукцию

подлежат уничтожению производителем табачной продукции в присутствии должностного лица территориального налогового органа.

Уничтожение производителем табачной продукции специальных марок проводится на основании акта об уничтожении специальных марок. К акту об уничтожении специальных марок должны быть приложены листы бумаги, подлежащие уничтожению, со специальными марками, которые наклеены на эти листы следующим образом:

  • специальные марки наклеиваются так, чтобы четко просматривалась центральная часть марки;

  • специальные марки наклеиваются без складок и неровностей;

  • при разрыве специальной марки отдельные ее части должны быть соединены.

Акт об уничтожении специальных марок составляется в двух экземплярах и подписывается материально ответственным лицом со стороны производителя табачной продукции и должностным лицом территориального налогового органа.

Первый экземпляр акта об уничтожении специальных марок остается у производителя табачной продукции, второй экземпляр акта об уничтожении специальных марок вручается должностному лицу территориального налогового органа.

Ответственность за нарушения требований о маркировке табачных изделий

Производители, поставщики и продавцы за несоблюдение требований об обязательной маркировке несут как административную, так и уголовную ответственность.

Административная ответственность

Административная ответственность за нарушения требований о маркировке установлена ст. 15.12 КоАП РФ. Согласно ч. 1 данной статьи, производство немаркированной продукции, подлежащей обязательной маркировке, влечет наложение штрафа на ИП в размере от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей. Дополнительно к штрафу назначается конфискация всей немаркированной продукции.

Продажа продукции без маркировки квалифицируется как нарушение по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ. Штраф для физлиц составляет от 2 до 4 тысяч рублей, для ИП — от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц — от 50 до 300 тысяч рублей с конфискацией продукции. Такие же санкции предусмотрены за хранение, перевозку либо приобретение в целях сбыта немаркированной продукции.

Производство немаркированных сигарет, помимо конфискации продукции, повлечет также штраф для ИП в размере от 10 до 15 тысяч рублей. Штраф для юридических лиц составит от 100 до 150 тысяч рублей с конфискацией (ч. 3 ст. 15.12 КоАП РФ).

Самые большие штрафы предусмотрены за оборот табачных изделий без маркировки (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ). Штраф для физлиц по данному составу нарушения составляет от 4 до 5 тысяч рублей, для ИП – от 10 до 15 тысяч рублей, для организаций – от 200 до 300 тысяч рублей. При этом предусмотрена обязательная конфискация немаркированных табачных изделий.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку и сбыт немаркированных товаров предусмотрена ст. 171.1 УК РФ. Уголовная ответственность наступает лишь в случаях, когда стоимость немаркированной продукции превысит крупный и особо крупный размер. Напомним, в соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1,5 млн рублей.

Согласно ч. 1 ст. 171.1 УК РФ, производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт непродовольственных товаров без маркировки наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей.

Самые строгие санкции предусмотрены за оборот немаркированных табачных изделий. Данное деяние, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом до 500 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 120 тысяч рублей (ч. 5 ст. 171.1 УК РФ). Причем крупным размером здесь признается стоимость немаркированных табачных изделий, превышающая 100 тысяч рублей (прим. 2 к ст. 171.1 УК РФ).

Черный рынок сигарет мешает государству, честному бизнесу и обществу, подрывая госполитику по борьбе с курением, повышая доступность табака и стимулируя подростковое курение. При этом объем пресеченной торговли нелегальными сигаретами и наложенных штрафов в сравнении с объемами региональных рынков выглядят совершенно незначительно. Эксперты, представители бизнеса и органов власти регулярно встречаются, чтобы обсудить ход решения проблемы и меры, которые можно предпринять на уровне региона и муниципалитетов. В октябре организатором круглого стола по этой теме стал «Ъ-Юг”.

Побочный эффект заботы о здоровье

Нелегальные сигареты ежегодно снижают бюджетные поступления на 70 млрд руб. и уводят у законопослушного бизнеса около 10 млрд руб. прибыли. Регионы, где особенно остра проблема таких сигарет — ввезенных без уплаты налогов, контрафакта или с поддельными акцизными марками, находятся в основном у границ со странами ЕАЭС, с которыми у России практически прозрачные границы и нет таможенного контроля.

Если по стране уровень нелегального табака составляет чуть выше 10%, то в отдельных областях может доходить до 36%, как в Брянской области, или до 44% в отдельно взятых городах, например в Ростове-на-Дону.

После резкого повышения акциза на сигареты в России и, как следствие, их итоговой стоимости, объем контрафактной и контрабандной продукции на российском рынке серьезно возрос. По данным президента Ассоциации малоформатной торговли (АМТ) Владлена Максимова, увеличение оборота нелегальной продукции с 2013 года оказалось десятикратным. По мнению участников, одна из ключевых причин именно в росте акциза на сигареты. Это было сделано в целях борьбы за общественное здоровье, несмотря на то что табачная отрасль по собираемости налогов уступает только нефтегазовому сектору.

«Налоговый маневр привел к тому, что к 2019 году минимальная ставка акциза на сигареты выросла в три с половиной раза — с 730 руб. до 2568 руб.,— сообщил менеджер по связям с органами государственной власти «JTI Россия» Роман Трошкин.— Рост акцизов и негативные тенденции в экономике привели к резкому сокращению объемов легального рынка». Компании JTI сейчас принадлежит фабрика «Донской табак».

Несмотря на то что на уровне регионов акцизы не уплачиваются, бюджеты субъектов лишаются других налоговых поступлений от легальных производителей табачной продукции. По данным Игоря Буракова, председателя комитета ЗСРО по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям, недополученные налоги на прибыль табачников и их подоходные налоги в Ростовской области составляют не менее 1 млрд руб.

«Чем больше нелегальный рынок, тем меньшую долю на нем занимают легальные производители, а Ростовская область — это один из крупных российских производителей табачных изделий,— отметил Игорь Бураков.— Мы также недосчитываемся в валовом региональном продукте порядка 15 млрд руб. Цифра существенная, даже несмотря на то что ВРП Ростовской области — порядка 1,5 трлн руб.».

Роман Трошкин привел данные, согласно которым оборот нелегального рынка табачной продукции в регионе — той, что продается без контрольно-кассовой техники,— составляет 4 млрд руб.

«Этот расчет сделан исходя из объемов рынка нелегальной торговли и средней стоимости пачки нелегальных сигарет в размере 50 руб.,— объяснил он.— Если пересчитать все и заместить нелегальный рынок легальным, то оборот, который выпадает из торговли региона, составляет 8 млрд руб.».

Владлен Максимов добавил, что увеличение доли контрафакта негативно сказывается на ритейле в целом. «Табак — это драйвер торговли,— пояснил он.— Когда человек раз за разом приходит в магазин и видит, что сигареты в нем дороже, чем где-либо еще, он перестает посещать торговую точку и, соответственно, больше не покупает в этом магазине ни колбасу, ни консервы, ни хлеб. При наименее благоприятном развитии событий магазин закрывается».

В топе антирейтинга

Быстрее всего серый рынок растет в приграничных регионах России, и Ростовская область, по признанию участников круглого стола, возглавляет антирейтинг. «Ситуация в регионе особенно тяжелая: доля нелегальной продукции — 29%. В самом Ростове — 44%, это совершенно чудовищные показатели»,— подчеркнул Владлен Максимов.

Ирина Теларова, директор департамента потребительского рынка Ростовской области, добавила, что сегодня минимальная цена на пачку сигарет, продаваемую легально, составляет 106 руб., тогда как в незаконном обороте находятся сигареты стоимостью 30–40 руб. Такая стоимость объясняет популярность нелегальных аналогов целого ряда известных марок.

Основной объем незаконно оборачиваемой продукции, по данным участников круглого стола, поступает из стран ЕАЭС — Казахстана и Республики Беларусь, а также из Украины. Акцизы в них существенно ниже российских. В Белоруссии ставка акциза на сигареты первой ценовой категории составляет четверть от российской ставки. В результате цена на пачку таких сигарет втрое ниже стоимости легальной пачки в России.

Активный поставщик нелегальных сигарет — непризнанные республики ДНР и ЛНР. Рост выпуска такой продукции на этих территориях, по мнению участников дискуссии, обусловило резкое снижение уровня жизни в последние несколько лет и тот факт, что после изменения акцизной политики табачная продукция стала наиболее выгодной для контрабандистов, в фокусе которых до вооруженного конфликта были главным образом ГСМ, а также имелись налаженные способы поставки.

Проблема импорта из ЛНР и ДНР обостряется также из-за качества продукции. По словам представителя «JTI Россия», известно, что на территории непризнанных республик функционирует несколько табачных производств, с чьих конвейеров сходят подделки на известные бренды. Такие сигареты могут представлять угрозу: в июле в Донецке зафиксировано массовое отравление табаком местного производства, в нем была обнаружена плесень.

Контакт тесный, но недостаточно эффективный

Ирина Теларова рассказала, что для борьбы с нелегальным оборотом табачной продукции на региональном уровне еще в 2016 году определен порядок взаимодействия уполномоченных органов в лице полиции, управления Роспотребнадзора, таможенного управления и пограничного управления регионального ФСБ Ростовской области, а также Совета муниципалитетов. Однако взаимодействие не дает даже возможности самостоятельно собирать информацию.

«К сожалению, говорить о результативности мы все еще не можем: ситуация продолжает усугубляться. Мы опираемся на аналитику, которую предоставляют табачные компании: других источников, помимо собственного мониторинга, у нас нет. Взаимодействие уполномоченных органов есть, но оно не столь результативно, как нам хотелось бы»,— подчеркнула госпожа Теларова.

По ее словам, на базе комиссии при губернаторе, занимающейся борьбой с контрафактом, недавно создана рабочая группа, которая будет отдельно заниматься в числе прочего решением проблем рынка нелегального табака. Ожидается, что рабочая группа позволит ускорить и стимулировать принятие решений. Например, при выявлении нарушения полиция должна будет оперативно направить информацию в муниципалитет или в департамент потребительского рынка.

О результатах работы рассказали представители правоохранителей. Управление Роспотребнадзора за текущий период 2019 года наложило штрафы на сумму 1,5 млн руб. Полиция за этот период выявила 178 преступлений в сфере нелегального оборота табачной продукции. Из незаконного оборота было изъято 634 пачки нелегальной табачной продукции, что в денежном эквиваленте составляет около 40 млн руб. В суд направлено 12 уголовных дел.

Органы таможни в регионе возбудили шесть уголовных дел, изъяли 91 тыс. 116 пачек табачных изделий общей стоимостью более 8,6 млн руб., а также возбудили 618 административных дел по фактам незаконного перемещения табачной продукции через таможенную границу ЕАЭС.

Заместитель начальника подразделения УФСБ по Ростовской области Илья Лаус отметил, что с учетом протяженности границы региона, которая не везде оборудована техническими устройствами и персоналом, невозможно перекрыть абсолютно все каналы поставок.

Таким образом, была отмечена невозможность полного пресечения поставок нелегальных сигарет на территорию России и, в частности, в Ростовскую область, что может быть вопросом уже федеральной компетенции.

Инструментарий ограничен

По словам представителей региональной власти, способы, которые они могут использовать для борьбы с табачным контрафактом, немногочисленны. Эта проблема в принципе характерна для региональных властей в России. Однако способы предотвратить или пресечь деятельность криминальных сетей поставщиков черного рынка табака могут быть найдены.

Например, в 2018 году УФНС по Воронежской области через суды удалось добиться запрета на продажу десятков тысяч акцизных марок юрлицу, которое не сумело подтвердить возможность для производства указанного объема сигарет, а при осмотре помещения выявились списанный станок и табак, хранимый в ненадлежащих условиях.

В части нормативного регулирования субъекты Российской Федерации также ограничены, поэтому работу стараются вести силами муниципальных властей. «Что касается регионального законодательства, то здесь рычагов и полномочий у нас практически нет,— подчеркнула Ирина Теларова.— Мы предусмотрели в постановлении о порядке размещения объектов нестационарной торговли возможность для органов местного самоуправления в одностороннем порядке расторгать договоры аренды и договоры размещения объектов нестационарной торговли в случае получения информации о нарушении от уполномоченных органов. Это может быть вступившее в законную силу решение суда либо постановление об административном правонарушении».

Ирина Теларова добавила, что сегодня на территории Ростовской области около 7 тыс. зарегистрированных нестационарных торговых точек. При этом большое число объектов находится на частной территории. «И здесь, конечно, проблематично принятие мер со стороны муниципалитетов»,— отметила она.

По словам председателя комитета по торговле и бытовому обслуживанию администрации Ростова-на-Дону Константина Тихонова, полномочия муниципалитета сейчас сводятся к освобождению земельных участков. «В июне у нас появились полномочия… Уже освобождено около 280 земельных участков из-под незаконно размещенных объектов торговли; порядка 10% — 27 перемещенных объектов — осуществляли продажи табачной продукции. Говорить о расторгнутых на этих основаниях договорах размещения мы пока не можем: информации от органов, уполномоченных составлять протоколы, и от судебных органов пока не поступало». Господин Тихонов добавил, что полной самостоятельности в этом вопросе нет, активные действия предприниматься могут только по обращениям граждан.

По словам Александра Туркина, замначальника управления экономической безопасности регионального ГУ МВД, правоохранительные органы будут активно участвовать во внедрении нового инструмента для борьбы с контрафактом, предусматривающим разрыв договоров. «К настоящему моменту мы отработали 122 торговых объекта, из них 77 — нестационарные. Запуск процедуры расторжения договоров с этими арендаторами будет иметь место»,— заявил он.

Как добавили эксперты в кулуарах, у силовиков сегодня нет достаточных полномочий. Практика работы правоохранительных органов в других регионах показывает, что достижение эффекта требует политического решения. В противном случае усилия не будут минимально себя окупать. Пересечение границы с государствами ЕАЭС не предполагает полного контроля, а у контрабандистов уже накопился достаточный опыт, чтобы избежать ускоренной проверки. Роспотребнадзор может эффективно работать лишь в условиях контрольной закупки, которая проводится по заявлению физического или юридического лица, со стороны которых не проявляется большой активности. Штраф за торговлю немаркированной продукцией составляет пару тысяч рублей за счет того, что вину на себя берет продавец-физлицо, обладающий небольшим объемом продукции, недостаточным для возбуждения уголовного дела. Кроме того, в Ростовской области известны случаи, когда даже после возбуждения уголовных дел торговая точка возобновляла работу уже в течение считанных дней.

Привлечь общественников. Честно

Участники круглого стола сошлись во мнении, что институт общественных организаций пока недостаточно вовлечен в борьбу с нелегальным оборотом табачной продукции. Владлен Максимов предположил, что «втянуть» простых граждан в эту борьбу не получится: реальные доходы населения не растут — потребители в любом случае будут выбирать точки продаж с самыми низкими ценами и будут покупать сигареты там.

Работать предлагается в партнерстве с самим розничным бизнесом. Стимулировать общественность, способствовать продвижению торговых точек, реализующих легальный табак, и координировать усилия органов власти поможет федеральный проект «Честный магазин». Проект запущен АМТ в регионах страны, где проблема незаконного оборота табачной продукции стоит особенно остро. В Ростовской области он начал действовать нынешней осенью. Его основная задача — научить потребителей и розничных партнеров, как и по каким признакам можно отличить легальные сигареты от нелегальных, а также предоставить им необходимую поддержку и инструменты для борьбы с нарушениями в правовом поле.

«Речь идет об информационно-образовательном проекте. Это способ передать сообщение о нарушениях,— рассказал Владлен Максимов.— Мы проводим мониторинг реакций на обращения, в том числе со стороны представителей региональной власти».

В то же время глава АМТ добавил, что показатели в других регионах тревожные: из примерно 1,5 тыс. обращений около половины были просто «выброшены в мусорное ведро».

Владлен Максимов добавил, что «Честный магазин» предполагает специальную маркировку точек, где нет контрафактных сигарет,— информационные стикеры с отличительными признаками нелегальных сигарет и информации об ответственности за реализацию нелегальной табачной продукции. Также предусмотрено проведение общественных проверок торговых точек силами волонтеров и некоммерческих организаций для выявления нарушений.

Участники поддержали запуск проекта, а Игорь Бураков предложил привлечь к работе представителей ОНФ.

Долгожданное регулирование, туманные перспективы

Участники круглого стола сошлись во мнении, что борьба с контрафактом окажется эффективной только в том случае, если ее удастся сделать комплексной. Наиболее действенными мерами могут стать смягчение акцизной политики, с одной стороны, и существенное ужесточение ответственности нелегальных производителей и продавцов сигарет — с другой.

«Мы искренне рассчитываем на то, что все согласительные процедуры по вопросу акцизной политики в ЕАЭС будут завершены до конца года. Но даже в этом случае выйти на уровень индикативной ставки €35 можно будет только к 2024 году. При этом предусмотрены отклонения плюс-минус 20% в каждую сторону. Это, конечно, очень много,— уточнил Роман Трошкин.— Но так или иначе это будет являться шагом вперед».

Господин Трошкин также заявил о необходимости запустить механизм ценового регулирования на рынке — так, как это произошло с алкоголем. «Существует минимальная цена, ниже которой табачная продукция не может реализовываться,— отметил он.— В любой легальной пачке сигарет доля акциза и НДС — 62 руб. В эту сумму не входят ни издержки производителя, ни логистика, ни маржинальность»,— поделился данными представитель «JTI Россия».

Говоря о повышении ответственности производителей и продавцов табачной продукции, участники круглого стола сошлись во мнении о том, что размеры штрафов необходимо увеличить многократно. Один из доступных инструментов — инициирование изменений федерального законодательства. Так, в частности, по инициативе представителей Ростовской области в новую редакцию Кодекса об административных нарушениях войдет отдельная статья, связанная с оборотом контрафактной и контрабандной табачной продукции. КоАП в новой редакции планируется ввести в действие 1 января 2021 года.

«Нам необходимо принуждать розницу к отказу от приобретения нелегальной продукции,— заявил Илья Лаус.— Потому что контрабандисты, например, распределяют все мелкими партиями, а дальше нарушителям грозит только административная ответственность, которая никого не пугает. На этом этапе правоохранительные органы уже борются с ветряными мельницами. Если нам не удалось партию на границе перехватить, то дальше мы уже бьем из пушки по воробьям»,— рассказал представитель УФСБ.

Владлен Максимов сообщил, что в Госдуму внесена законодательная инициатива — предложение ввести максимально допустимый объем немаркированной табачной продукции для перемещения физлицами. «Подобная норма существует для алкоголя, ограничение — 10 литров. Такой же подход предлагается применить в отношении табака»,— уточнил он, добавив, что законопроект ожидает заключения правительства.

Александр Туркин заявил, что, по его мнению, штрафы за административные правонарушения станут барьерами тогда, когда будут составлять 30–50 тыс. руб., а не 1,5–2 тыс. руб.

Роман Трошкин добавил, что ввод цифровой маркировки сигарет, вступившей в силу 1 июля, не будет являться панацеей, однако может быть очень эффективной мерой в составе комплекса. Нелегальная продукция, как правило, продается без применения контрольно-кассовой техники, а цифровая маркировка привязана именно к онлайн-кассам. «Так или иначе внедрение цифровой маркировки будет в определенной степени способствовать обелению рынка. В датаматриксовом формате на нее нанесена защищенная информация, которая включает в себя данные о производителе, стоимости, а также о дате выпуска партии»,— подытожил он.

Игорь Бураков поделился с собравшимися идеей о том, как стимулировать органы местного самоуправления к максимально активной борьбе с табачным контрафактом. Он напомнил, что еще в первой половине 2000-х годов табачники уплачивали акциз не только в федеральный, но и в региональный бюджет.

«Для регионального бюджета это была серьезная статья доходов. Если регионам вернут акциз и потери бюджета составят уже не 1 млрд руб., а 3–4 млрд руб., то и мотивация глав муниципалитетов ходить по всем ларькам и выявлять нелегальный оборот существенно повысится. Это гипотеза, которая, на мой взгляд, стоит того, чтобы ее обсудить»,— резюмировал представитель ЗСРО.

Пока на федеральном уровне изменения проходят неспешное рассмотрение, остается надеяться на усиление давления на черный рынок на местах. Ведь даже решения на уровне ЕАЭС будут реализовываться региональными и муниципальными властями. Но эффективной реализации можно достигнуть, лишь если схема работы будет выстроена и опробована заранее.

Алена Александрова

Сколько метров от детсадов, школ, колледжа и вузов

В первую очередь в документе идёт речь о расстояниях, которые должны отделять детские сады, школы, колледж и высшие учебные заведения от точек, где продаётся алкоголь. К последним относятся Сосновоборский политехнический колледж, Институт ядерной энергетики и Институт ФСБ России, он находится на Копорском шоссе,2.
В постановлении прописано, что между образовательными учреждениями и торговыми объектами, где продаётся алкоголь, должно быть минимум 50 метров. Если же спиртное продаётся в заведениях общественного питания, то расстояние должно составлять 85 метров.

А от учреждений допоб­разования?

Ещё один пункт в документе — расстояние между учреждениями дополнительного образования и точками по продаже алкогольной продукции. В постановлении прописан список из 16 учреждений: Центра информационных технологий, дома детского и юношеского туризма «Ювента», Дома детского творчества, художественной школы, Центра развития творчества, ДЮСШ, школы искусств «Балтика». Отметим, что ряд из них располагается по нескольким адресам.
Расстояние между ними и точками по продаже алкоголя также, как и в образовательных организациях, составляет: 50 метров до торговых объектов и 85 — до общественного питания.

С медорганизациями и спортобъектами всё по-другому

Иная картина складывается с медицинскими организациями, включая ЦМСЧ‑38 и все частные клиники.
В документе прописано, что между ними и торговыми объектами, где продаётся алкоголь, должно быть минимум 25 метров. Если же спиртное продаётся в заведениях общественного питания, то расстояние должно составлять также 25 метров.
Такое же количество метров предусмотрено и до спортивных объектов: СКК «Малахит», СКК «Энергетик», зала бокса на улице Космонавтов, 24 и зала по рукопашному бою на улице Мира.
Иная картина складывается с железнодорожными вокзалами, точнее, с одним из них — станцией «Калище». В постановлении говорится о том, что между ними и торговыми объектами, а также заведениями общественного питания должно быть не менее 100 метров. Сколько должно быть метров от другой станции — платформы «80 км» — в документе не указывается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *