Актуарная оценка

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об актуарной деятельности в Российской Федерации Принят Государственной Думой 25 октября 2013 года Одобрен Советом Федерации 30 октября 2013 года (в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4219; Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 39-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст. 1409; Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 231-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4357; Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 194-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 26, ст. 3863) Статья 1. Правовое регулирование актуарной деятельности в Российской Федерации Актуарная деятельность в Российской Федерации (далее — актуарная деятельность) осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (Банка России), регулирующими отношения, возникающие при осуществлении актуарной деятельности. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) актуарная деятельность — деятельность по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, а также разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми рисками; 2) актуарное оценивание — вид актуарной деятельности по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, результатом которой является актуарное заключение; 3) актуарий — физическое лицо, осуществляющее на профессиональной основе в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором актуарную деятельность и являющееся членом саморегулируемой организации актуариев; 4) ответственный актуарий — актуарий, сведения о котором внесены уполномоченным органом в единый реестр ответственных актуариев, который имеет право осуществлять в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором подготовку актуарного заключения для направления его в уполномоченный орган и несет ответственность за обоснованность содержащихся в таком заключении выводов в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) уполномоченный орган — Центральный банк Российской Федерации (Банк России); 6) субъекты актуарной деятельности — актуарий и ответственный актуарий; 7) объект актуарной деятельности — деятельность органов и организаций в части финансовых рисков и (или) выполнения обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, которая подлежит актуарному оцениванию или в отношении которой осуществляется иной вид актуарной деятельности; 8) результаты актуарной деятельности — актуарное заключение, результаты актуарных расчетов; 9) актуарное заключение — документ, который подготовлен по итогам актуарного оценивания, содержит обоснованные выводы об объеме финансовых обязательств органа или организации, деятельность которых являлась объектом актуарного оценивания, о возможности их выполнения или о возможности достижения определенных финансовых показателей и предназначен для использования заказчиком или уполномоченным органом, иными заинтересованными лицами; 10) актуарные расчеты — расчеты в процессе осуществления актуарной деятельности финансово-экономических показателей с использованием математических и статистических методов. Статья 3. Обязательное актуарное оценивание 1. Объектом обязательного актуарного оценивания является деятельность: 1) уполномоченного органа при разработке страховых тарифов по обязательному страхованию; 2) негосударственных пенсионных фондов; 3) страховых организаций, за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование (в ред. Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 194-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 26, ст. 3863); 4) обществ взаимного страхования. 2. Федеральными законами могут быть установлены иные кроме указанных в части 1 настоящей статьи органы и организации, деятельность которых является объектом обязательного актуарного оценивания, а также дополнительные требования к порядку проведения актуарного оценивания. 3. Обязательное актуарное оценивание деятельности негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, обществ взаимного страхования проводится ответственным актуарием не реже чем один раз в год. При этом обязанность обеспечения проведения такого актуарного оценивания возлагается на указанные организации. Статья 4. Основания осуществления актуарной деятельности 1. Актуарная деятельность осуществляется на основании трудового договора, заключенного между работодателем и работником — субъектом актуарной деятельности, или гражданско-правового договора об осуществлении актуарной деятельности, заключенного в простой письменной форме между заказчиком и субъектом актуарной деятельности. 2. Актуарное оценивание деятельности организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, и иных организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами государственной власти, может проводиться ответственным актуарием на основании распоряжения, изданного Правительством Российской Федерации. В этом случае Правительство Российской Федерации выступает в качестве заказчика актуарного оценивания. 3. Заказчиком проводимого в соответствии с требованиями статьи 3 настоящего Федерального закона обязательного актуарного оценивания может выступать: 1) уполномоченный орган в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона; 2) организация, деятельность которой является объектом актуарного оценивания. 4. В случаях, если заказчиком обязательного актуарного оценивания в отношении деятельности организаций, указанных в пунктах 2-4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, является уполномоченный орган, осуществляющий надзор за деятельностью указанных организаций, указанные организации обязаны предоставить субъекту актуарной деятельности сведения и документы, необходимые для проведения актуарного оценивания. 5. Гражданско-правовой договор об осуществлении актуарной деятельности должен содержать: 1) задачу, поставленную перед субъектом актуарной деятельности; 2) сроки осуществления актуарной деятельности и предоставления заказчику актуарного заключения или результатов актуарных расчетов; 3) права и обязанности сторон при осуществлении актуарной деятельности в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона; 4) указание на стандарты актуарной деятельности и статистические данные, которые будут применяться при осуществлении актуарной деятельности; 5) сведения о саморегулируемой организации актуариев, членом которой является субъект актуарной деятельности (наименование такой организации, ее основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика и другие сведения); 6) регистрационный номер, присвоенный ответственному актуарию в едином реестре ответственных актуариев. 6. Наряду со сведениями, указанными в части 5 настоящей статьи, гражданско-правовой договор о проведении актуарного оценивания должен содержать сведения об организации, в отношении деятельности которой проводится актуарное оценивание (наименование организации, ее основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения), и о размере денежного вознаграждения субъекта актуарной деятельности. 7. Заключенный на основании статьи 3 настоящего Федерального закона договор о проведении обязательного актуарного оценивания деятельности одной из организаций, указанных в пунктах 2-4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, или распоряжение уполномоченного органа должны содержать ссылку на эту статью и наименование уполномоченного органа, в который направляется актуарное заключение (в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4219). 8. Гражданско-правовой договор о проведении обязательного актуарного оценивания, заключенный в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, должен также содержать сведения о заключенном в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона договоре страхования гражданской ответственности ответственного актуария и максимальном размере подлежащих возмещению убытков в случае их причинения заказчику в результате виновных действий ответственного актуария. 9. Трудовой договор между работодателем и работником — субъектом актуарной деятельности может предусматривать в качестве объекта актуарной деятельности только деятельность работодателя, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи. 10. При проведении ответственным актуарием на основании трудового договора обязательного актуарного оценивания деятельности уполномоченного органа или организаций, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в распоряжении работодателя должны содержаться сведения, указанные в пунктах 1, 2, 4-6 части 5 настоящей статьи. Статья 5. Требования к актуарному заключению 1. Актуарное заключение должно содержать: 1) сведения о субъекте актуарной деятельности и саморегулируемой организации актуариев, членом которой является такой субъект; 2) сведения о заказчике актуарного оценивания; 3) сведения об объекте актуарной деятельности; 4) дату составления актуарного заключения; 5) дату, по состоянию на которую проведено актуарное оценивание; 6) перечень предоставленных заказчиком актуарного оценивания сведений; 7) указание на стандарты актуарной деятельности, использованные при подготовке актуарного заключения; 8) описание методики проведения актуарных расчетов, позволяющее провести проверку достоверности выводов, содержащихся в актуарном заключении; 9) информацию о математических моделях и статистических данных, использованных при проведении актуарного оценивания для обоснования выводов, содержащихся в актуарном заключении; 10) ответ на задачу, поставленную перед субъектом актуарной деятельности в распоряжении или договоре о проведении актуарного оценивания, результаты актуарных расчетов, необходимые для обоснования выводов актуарного заключения; 11) выводы, а также рекомендации по устранению выявленных недостатков. Выводы, содержащиеся в актуарном заключении, могут носить вероятностный характер. 2. Актуарное заключение составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа. Актуарное заключение, составленное на бумажном носителе, должно быть пронумеровано постранично, прошито и подписано субъектом актуарной деятельности. Требования к актуарному заключению, составленному в форме электронного документа, устанавливаются Банком России (в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 231-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4357). 3. Федеральными законами, нормативными актами уполномоченного органа, федеральными стандартами актуарной деятельности могут быть установлены дополнительные требования к актуарному заключению. 4. Актуарное заключение, подготовленное по итогам проведения обязательного актуарного оценивания в соответствии с требованиями статьи 3 настоящего Федерального закона в отношении деятельности организаций, указанных в пунктах 2-4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, направляется в уполномоченный орган непосредственно ответственным актуарием, если иной порядок направления актуарного заключения в уполномоченный орган не установлен федеральными законами. При этом опубликование актуарного заключения осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом (в ред. Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 39-ФЗ — Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст. 1409). 5. Актуарное заключение, подготовленное на основании статьи 3 настоящего Федерального закона, должно содержать информацию о том, что оно подготовлено для представления в уполномоченный орган, осуществляющий надзор за деятельностью организаций, указанных в пунктах 2-4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона. Такое актуарное заключение обязательно для использования организацией, деятельность которой являлась объектом обязательного актуарного оценивания, и уполномоченным органом. Статья 6. Права и обязанности субъекта актуарной деятельности, заказчика при осуществлении актуарной деятельности 1. При осуществлении актуарной деятельности субъект актуарной деятельности имеет право: 1) требовать от заказчика обеспечения в полном объеме доступа к документации, необходимой для осуществления актуарной деятельности; 2) запрашивать у заказчика сведения, необходимые для осуществления актуарной деятельности, за исключением сведений, составляющих государственную тайну; 3) получать от заказчика разъяснения, необходимые для осуществления актуарной деятельности; 4) отказаться от осуществления актуарной деятельности в случае непредоставления заказчиком необходимых для ее осуществления сведений либо в случае предоставления заказчиком недостоверных или заведомо ложных сведений; 5) использовать математические модели и их параметры, соответствующие поставленной задаче и не противоречащие стандартам актуарной деятельности. 2. При осуществлении актуарной деятельности субъект актуарной деятельности обязан: 1) соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов уполномоченного органа, стандарты актуарной деятельности, в том числе стандарты и правила саморегулируемой организации актуариев, членом которой он является; 2) соблюдать кодекс профессиональной этики актуария, установленный саморегулируемой организацией актуариев, членом которой он является (далее — кодекс профессиональной этики); 3) обеспечивать сохранность документов, полученных от заказчика при осуществлении актуарной деятельности; 4) не разглашать конфиденциальные сведения, полученные от заказчика при осуществлении актуарной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 5) предоставить саморегулируемой организации актуариев сведения о наименовании и об идентификационном номере налогоплательщика организации, с которой он заключил договор о проведении обязательного актуарного оценивания на основании статьи 3 настоящего Федерального закона, а также сведения о расторжении данного договора с указанием причины его расторжения; 6) предоставить по требованию заказчика заверенную саморегулируемой организацией актуариев, членом которой он является, выписку из реестра членов саморегулируемой организации актуариев и, если сведения об актуарии внесены в единый реестр ответственных актуариев, выписку из такого реестра; 7) проинформировать уполномоченный орган о своем отказе по основаниям, указанным в пункте 4 части 1 настоящей статьи, от проведения обязательного актуарного оценивания, предусмотренного статьей 3 настоящего Федерального закона. 3. При осуществлении актуарной деятельности заказчик обязан: 1) предоставлять по запросам актуария достоверные сведения и документы в отношении объекта актуарной деятельности, необходимые для осуществления актуарной деятельности; 2) запрашивать по запросам актуария у третьих лиц сведения в отношении объекта актуарной деятельности; 3) сообщить в уполномоченный орган, осуществляющий надзор за деятельностью организаций, указанных в пунктах 2-4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, о заключении с ответственным актуарием договора о проведении обязательного актуарного оценивания на основании статьи 3 настоящего Федерального закона в пятидневный срок со дня заключения такого договора. 4. Субъект актуарной деятельности несет ответственность за соблюдение требований настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 7. Требования, предъявляемые к актуарию и ответственному актуарию 1. Актуарий должен соответствовать следующим требованиям: 1) иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о соответствующем высшем образовании, признаваемым в Российской Федерации; 2) не иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; 3) быть членом саморегулируемой организации актуариев. 2. Актуарий имеет право осуществлять актуарную деятельность со дня вступления в члены саморегулируемой организации актуариев. Актуарий может быть членом только одной саморегулируемой организации актуариев. 3. Саморегулируемая организация актуариев при приеме физических лиц в свои члены вправе предъявлять дополнительные требования, связанные с осуществлением актуарной деятельности и не противоречащие настоящему Федеральному закону, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным актам уполномоченного органа. 4. При вступлении в саморегулируемую организацию актуариев физическое лицо подтверждает свое соответствие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и саморегулируемой организацией актуариев, а также сдает квалификационный экзамен. 5. Ответственный актуарий должен соответствовать всем предъявляемым к актуариям требованиям, а также: 1) иметь подтвержденный саморегулируемой организацией актуариев стаж работы в области проведения актуарного оценивания и (или) актуарных расчетов не менее чем три года из последних пяти календарных лет; 2) быть аттестованным саморегулируемой организацией актуариев; 3) соответствовать дополнительным требованиям к квалификации ответственных актуариев, установленным уполномоченным органом. 6. Основанием для принятия уполномоченным органом решения о внесении сведений об актуарии в единый реестр ответственных

Юридическим лицам, в штате которых состоит актуарий, хотят предоставить право заключать гражданско-правовые договоры на осуществление актуарной деятельности. Соответствующий проект изменений в Федеральный закон от 02.11.2013 № 293-ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» (далее — закон № 293-ФЗ) внесен в Госдуму группой парламентариев.

Актуарная деятельность применяется во всех видах страхования. С ее помощью проводятся расчеты страховых тарифов на основе методов математической статистики. Расчеты проводят специалисты в этой области — актуарии. Итогом деятельности актуария в ходе актуарной оценки является актуарное заключение. Этот документ содержит выводы об объеме финансовых обязательств органа или организации, которые являлись объектом оценивания, о возможности их выполнения или о возможности достижения определенных финансовых показателей. Субъектом актуарной оценки, согласно закону № 293-ФЗ, могут быть только уполномоченный орган при разработке страховых тарифов по обязательному страхованию, негосударственные пенсионные фонды, страховые организации и общества взаимного страхования.

Сейчас актуарная деятельность осуществляется на основании трудового договора, заключенного между актуарием и его работодателем, либо же на основании гражданско-правового договора, заключенного в простой письменной форме между заказчиком и актуарием. Как видим, само юридическое лицо, в штате которого трудится актуарий, напрямую заключать договоры на проведение актуарной оценки с заказчиком не может. Законопроект наделяет компании таким правом, выдвигая к ним требование иметь в штате не менее двух актуариев и обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц.

Для обеспечения достоверности оценки рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств негосударственных пенсионных фондов и страховых организаций предусматривается проведение ответственным актуарием проверки актуарного заключения по результатам обязательного актуарного оценивания деятельности указанных организаций. По результатам проверки актуарного заключения составляется отчет о результатах проверки актуарного заключения, подлежащий направлению в Банк России и опубликованию в установленном Банком России порядке. При этом законопроектом устанавливаются требования к ответственным актуариям, которые могут проводить проверку актуарного заключения. Законопроектом исключается возможность проведения проверки актуарных заключений, составленных по результатам обязательного актуарного оценивания, ответственными актуариями, у которых может быть заинтересованность в проведении в отношении финансовой организации заведомо недостоверной оценки. Например, данное ограничение устанавливается в отношении ответственных актуариев, состоящих в штате или являющихся аффилированными лицами оцениваемой организации.

Законопроект раскрывает понятие заведомо ложного актуарного заключения и отчета (за предоставление которого ответственному актуарию грозит исключение из соответствующего единого реестра ответственных актуариев). Согласно тексту документа, заведомо ложным будет считаться актуарное заключение, составленное без фактического проведения анализа и оценки рисков и (или) финансовых обязательств либо составленное по результатам такого анализа, но явно противоречащее содержанию документов и информации, предоставленных заказчиком. Ложными ли являются заключение или отчет, определяет суд. С заявлением в суд о признании актуарного заключения (отчета по результатам проверки актуарного заключения) заведомо ложным вправе обратиться:

1) уполномоченный орган в отношении оцениваемых лиц;

2) организация, деятельность которой является объектом актуарной деятельности;

3) саморегулируемая организация актуариев, членом которой является ответственный актуарий, подготовивший актуарное заключение и (или) отчет о результатах проверки актуарного заключения.

Законопроект предусматривает изменение порядка разработки, согласования и утверждения федеральных стандартов актуарной деятельности по аналогии с порядком разработки, согласования и утверждения базовых стандартов саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка в целях применения единых формулировок в отношении разных субъектов финансового рынка и исключения неопределенности в правоприменительной практике. В связи с этим законопроектом предлагается закрепить за саморегулируемыми организациями актуариев право разрабатывать проекты федеральных стандартов актуарной деятельности, которые после согласования их советом по актуарной деятельности будут при их соответствии всем установленным требованиям утверждаться уполномоченным органом.

Ужесточена ответственность актуариев. Лицо, исключенное из членов СРО за нарушение закона № 293-ФЗ, нормативных актов, федеральных стандартов актуарной деятельности, кодекса профессиональной этики, не может быть восстановлено в реестре в течение пяти лет со дня его исключения.

Одновременно законопроектом вводится положение, которое устанавливает гражданско-правовую ответственность юрлица за убытки, причиненные заказчику, если они явились результатом действий или бездействия, совершённых его работником.

Авторы проекта также предлагают ввести проверку достоверности оценки актуарием рисков. Это позволит повысить надежность результатов актуарного оценивания, что является обязательным условием для дальнейшего перехода к их использованию при расчёте платежеспособности страховщика.

По мнению разработчиков законопроекта, повышение надежности результатов актуарного оценивания позволит также повысить уровень доверия к информации о финансовом состоянии наиболее социально-значимых некредитных финансовых организаций.

Чтобы исключить возложение дополнительной административной нагрузки на большое количество финансовых организаций, законопроектом предусмотрено проведение указанной проверки только в отношении наиболее социально значимых страховых организаций.

Этим проектом также предлагается дополнить статью закона «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» положениями, закрепляющими обязанность ответственного актуария, проводящего на основании гражданско-правового договора оценку актуарного заключения, составленного по результатам актуарного оценивания, заключать договор страхования своей гражданской ответственности.

Законопроект внесен в Госдуму и зарегистрирован в базе нижней палаты российского парламента под № 713218-7.

Алексей Шоломицкий, актуарий компании «Первый пенсионный консультант», доцент ГУ–ВШЭ, канд. физ.-мат. наук
Одним из самых сложных стандартов международной финансовой отчетности считается МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам». Его применение требует хороших знаний математики и многих непривычных для российского бухгалтера понятий, таких как «актуарные разницы» и «пенсионные планы с установленными выплатами».
Классификация выплат работникам
В МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» (Employee Benefits) раскрываются правила отражения в отчетности информации о выплатах работникам. Все выплаты делятся на краткосрочные и долгосрочные (см. рисунок). Краткосрочные вознаграждения выплачиваются в течение года после окончания того периода, когда сотрудник выполнял работу.
К долгосрочным пособиям можно отнести единовременные выплаты при выходе на пенсию или выплаты бывшим работникам предприятия – пенсии и материальную помощь. Они могут осуществляться компаниями напрямую либо через пенсионные, благотворительные и другие фонды.
Отражение в отчетности вознаграждений по окончании трудовой деятельности требует хороших знаний стандарта и актуарной математики. МСФО (IAS) 19 вводит опреде-
ление двух типов пенсионных планов: с установленными взносами (Defined Contribution, далее – DC) и с установленными выплатами (Defined Benefit, далее – DB). Если компания применяет пенсионный план с установленными взносами, это значит, что она должна осуществлять определенные, фиксированные взносы в отдельный пенсионный фонд и не несет никаких обязательств, если фонд не сможет выплачивать пособия. Как правило, в DC-планах компании платят взносы в виде фиксированного процента от текущей заработной платы сотрудников. В результате внесения авансовых платежей в пенсионный фонд признается актив, а если взносов не было, то обязательство.
Личный опыт
Ирина Щербилина, начальникдепартамента консолидированноймеждународнойотчетностиООО»ЕвразХолдинг» (Москва) Станислав Маламуд, АССА, руководительблока международнойотчетностиугледобывающих предприятийООО»ЕвразХолдинг» (Москва)

Наша компания является крупным металлургическим холдингом. На предприятиях группы работает свыше 100 тыс. сотрудников. На всех предприятиях заключены коллективные договоры, которые предусматривают различные выплаты, включающие пособия при выходе на пенсию, регулярную материальную помощь пенсионерам, премиальные выплаты и т.д. Кроме этого, предприятия группы участвуют в плане с установленными выплатами в рамках программы негосударственного пенсионного обеспечения сотрудников. Важной задачей при учете выплат сотрудникам является корректная классификация действующего плана (с установленными взносами или выплатами), так как часто не очевидно, под какой план подпадают условия выплат, прописанные в соглашениях с негосударственными пенсионными фондами.
Если компания использует пенсионный план с установленными выплатами, то это говорит о том, что после выхода сотрудника на пенсию она обязуется регулярно выплачивать ему определенную сумму денег. Эта сумма может рассчитываться как процент от последней заработной платы специалиста либо зависеть от периода его службы в компании. Поскольку международные стандарты используют принцип начисления, то по DB-планам для каждого работника компания ежегодно рассчитывает и начисляет долгосрочные обязательства. Они каждый год изменяются, поскольку чем солиднее срок работы специалиста в компании, тем больше у него прав на будущие выплаты, и чем ближе срок выхода работника на пенсию, тем выше вероятность того, что компании придется ему ее выплачивать. Стандарт требует оценивать не только формализованные, то есть юридически оформленные, но и так называемые конструктивные обязательства, то есть те, которые вытекают из практики работы компании, их еще называют традиционными. Рассмотрим разницу между ними на примере.
Пример 1
На предприятии «Бета» из прибыли выплачиваются единовременные пособия при выходе на пенсию и ежеквартальная материальная помощь пенсионерам предприятия. В коллективном договоре указано, что размер единовременных пособий рассчитывается путем умножения коэффициента, зависящего от стажа, на среднемесячный заработок, и приведена формула расчета. Размер ежеквартальной материальной помощи в договоре не регламентирован.

Необходимо оценить, к какому типу выплат и пенсионному плану относятся пособия и материальная помощь.
Обязательства по выплате единовременных пособий должны быть оценены как формализованные исходя из приведенной в коллективном договоре формулы. А обязательства по выплате ежеквартальной материальной помощи оцениваются как конструктивные и будут определяться на базе фактически ведущихся выплат. Оба вида выплат относятся к DB-планам.
Планы выплат пособий (в частности, DB-планы) могут быть разными по степени фондирования. Под фондированием понимается обеспеченность обязательств плана его активами (например, деньгами или ценными бумагами). Планы, где денежные резервы под обязательства не создаются, являются нефондируемыми. Фондируемые планы предусматривают не только создание резервов, но и их инвестирование. В российской практике обычно такие планы осуществляются через негосударственные пенсионные фонды.

Оценка обязательств
Стандарт определяет методы оценки обязательств пенсионного плана по каждому работнику и способы соотнесения обязательства с периодом их стажа. Кроме того, он показывает, как рассчитать сумму прав, «зарабатываемых» каждым работником в течение отчетного периода. Величина обязательств и расходов по пенсионному плану оценивается с помощью метода прогнозируемой условной единицы (см. пар. 64–71 МСФО (IAS) 19). Суть этого метода заключается в нахождении актуарной дисконтированной стоимости выплат (далее – APV), которые должна произвести компания в пенсионный фонд, и «распределении» этой стоимости по годам стажа. APV рассчитывается на основе прогнозирования обязательства. Обязательство показывает ту часть стоимости пособия, которая уже «заработана» и должна быть начислена на данный момент.
Пример 2
В компании «Альфа» при выходе сотрудника на пенсию выплачиваются единовременные пособия. Они рассчитываются по формуле путем умножения коэффициента, который зависит от стажа работника в компании, на среднемесячный заработок.
Требуется оценить обязательства и стоимость текущего стажа по выплате единовременного пособия для работника. При этом сейчас ему ровно 47 лет, стаж составляет 15 лет, и планируется, что он выйдет на пенсию в 57 лет. При выходе на пенсию предполагаемый стаж составит 25 лет. Рассчитывается предполагаемая на момент выхода на пенсию зарплата с учетом ее вероятного роста. На основе предполагаемых зарплаты и стажа вычисляется величина пособия. Для нахождения дисконтированной стоимости пособия прогнозируемую величину выплат умножают на коэффициент
дисконтирования и коэффициент вероятности его получения. Предположим, что в результате расчетов APV пособия составила 45 тыс. руб. Обязательство, которое существует у компании по данному пособию на момент оценки, будет равно 27 тыс. руб. (45 тыс. / 25?15). Стоимость текущего стажа или услуг рассчитывается как доля современной стоимости причитающегося пособия, заработанная за отчетный период. Допустим, что в нашем примере он равен году, тогда CSC = 45 тыс. / 25?1 = 1,8 тыс. руб. Это доля стоимости пособия, «заработанная» работником за год стажа.

Оценка активов
Стоимость активов плана может рассчитываться разными методами. Стандарт рекомендует оценку активов плана по рыночной стоимости (см. пар. 102 МСФО (IAS) 19). При этом активами плана считаются только те, которые предназначены для пенсионных выплат и не могут быть возвращены компании.
Пример 3
Финансирование пенсионного плана российской компании производится путем перечисления средств на пенсионные счета в негосударственный пенсионный фонд (далее – НПФ): часть средств вносится на солидарный счет компании, часть – на именные счета работников. Когда работник выходит на пенсию, ему назначается пожизненная пенсия. На данный момент на солидарном счету компании находится 1 млн руб. Работник уходит на пенсию, и современная стоимость выплат по всей его пенсии в течение оставшейся жизни составляет 100 тыс. руб. В момент выхода работника на пенсию эта сумма с солидарного счета резервируется, а оставшиеся 900 тыс. руб. остаются незарезервированными. В пенсионном договоре компании с НПФ указано, что зарезервированная сумма при расторжении договора компании не возвращается. Необходимо найти стоимость активов пенсионного плана.
При оценке активов плана в их сумму будут включены только зарезервированные на солидарном счете суммы (то есть 100 тыс. руб.), а также суммы на индивидуальных счетах работников компании. Незарезервированный остаток на солидарном счете не будет включаться в активы плана на том основании, что при расторжении договора он может быть возвращен компании. Поэтому 900 тыс. руб. будет трактоваться как отдельный актив компании.

Актуарные прибыли и убытки
Актуарная прибыль или убыток представляет собой финансовый результат изменений активов и обязательств по пенсионному плану в течение отчетного периода. Причины возникновения актуарных разниц заключаются в том, что фактическое изменение обязательств и активов в течение отчетного периода отличается от прогнозного. Актуарные разницы рассчитываются отдельно по активам и обязательствам. Актуарные прибыли и убытки возникают из-за того, что в процессе оценки активов и обязательств пенсионных планов присутствуют актуарные риски (меняются количество участников программы, средний возраст,
социальный и профессиональный состав участников программы, возраст дожития, возраст ухода на пенсию), а также финансовые риски (колеблются процентная ставка, уровни инфляции, заработной платы и др.). Так, если при оценке активов плана использовалась норма доходности 11% годовых, а реальная доходность составила 14%, то появится актуарная прибыль по активам. Стандарт определяет порядок учета разницы между фактом и прогнозной актуарной оценкой. Постоянное признание актуарных прибылей и убытков в отчетности может привести к существенным искажениям финансового результата. Поэтому для их признания разрешается использовать так называемое «правило коридора» (см. пар. 92 МСФО (IAS) 19). Другими словами, компания вправе признавать в качестве доходов или расходов только ту часть актуарной прибыли или убытка, которая выходит за пределы 10% от максимальной из двух величин: стоимости активов плана или дисконтированной стоимости обязательств. Однако эта разница будет признаваться не сразу, а со следующего года и по частям в течение среднего срока службы работников.

Личный опыт
Ирина Щербилина, начальникдепартамента консолидированноймеждународнойотчетностиООО»ЕвразХолдинг» (Москва) Станислав Маламуд, АССА, руководительблока международнойотчетностиугледобывающих предприятийООО»ЕвразХолдинг» (Москва) Основными актуарными допущениями, которые утверждает топ-менеджмент группы и затем использует актуарий, являются ставка дисконтирования, ожидаемая ставка инфляции и темпы роста заработной платы. Актуарные разницы возникают в результате изменения дисконтированной стоимости обязательств в силу, например, непредвиденно высокого уровня текучести кадров, смертности персонала или темпов роста заработной платы.

Таблица 1 Расчет ожидаемой стоимости активов и обязательств пенсионного плана

Показатель

Значение

Справедливая стоимость активов пенсионного плана, тыс. руб. Предполагаемая доходность инвестиций, %

Дисконтированная стоимость обязательств пенсионного плана, тыс. руб. Процентная ставка для дисконтирования обязательств, %

(500)

CSC за год, рассчитанная актуарием, тыс. руб.

Уплаченные в пенсионный фонд взносы, тыс. руб.

Выплаченные за счет активов фонда пенсионные вознаграждения, тыс. руб.

Непризнанные актуарные разницы на начало года, тыс. руб

Ожидаемая стоимость активов на конец 2006 года, тыс. руб.: 600 + (90) + 600 ? 11% + 70

Ожидаемая стоимость обязательств на конец 2006 года, тыс. руб.: 500 + 50 + (500 ? 10%) + (90)

Ожидаемая стоимость чистых активов, тыс. руб.: 646 — 510

Средний срок службы работников до выхода на пенсию, лет

Пример отражения актуарных разниц
Специалисты компании «Гамма» за 2006 год произвели расчет ожидаемых стоимостей активов и обязательств пенсионного плана (см. табл. 1).
Пусть фактическая стоимость активов на конец 2006 года составила 716 тыс. руб., реальная стоимость обязательств – 470 тыс. руб., а фактическая стоимость чистых активов – 246 тыс. руб. (716 — 470).
Таким образом, в компании была получена актуарная прибыль по обязательствам 40 тыс. руб. (510 — 470) и актуарная прибыль по активам 70 тыс. руб. (716 — 646), в результате чистая актуарная разница (в данном случае прибыль) составила 110 тыс. руб. Эта разница появилась в результате переоценки активов и обязательств.
В балансе компании в разделе «Долгосрочные инвестиции» нужно показать обязательства по пенсионной программе (плану).
Отражение операций в учете, тыс. руб.
Выплатапенсий
Д-т Обязательства пенсионного плана 90
К-т Активы пенсионного плана 90
Доходпоактивамплана
Д-т Активы пенсионного плана 66
К-т Прибыли и убытки 66
Дисконтпообязательствам
Д-т Прибыли и убытки 50
К-т Обязательства пенсионного плана 50
Пополнениеактивовплана
Д-т Активы пенсионного плана 70
К-т Расчетный счет 70
НачислениеCSC
Д-т Прибыли и убытки 50
К-т Обязательства пенсионного плана 50
Учетактуарнойприбыли
Д-т Активы 110
К-т Непризнанная актуарная прибыль 110.
В примечаниях к отчетности за 2006 год компания должна раскрыть сумму расходов компании по пенсионному плану (см. табл. 2).

Актуарная разница, которую получила компания по итогам 2006 года (110 тыс. руб.), будет рассматриваться на предмет признания только в 2007 году. Она будет сравниваться со значением коридора 71,6 тыс. руб. И поскольку 110 тыс. руб. больше, чем 71,6 тыс. руб., то разницу между этими значениями (38,4 тыс. руб.) нужно разделить на средний срок службы работников (8 лет), и полученная сумма 4,8 тыс. руб. будет признанной актуарной прибылью. Такая схема признания позволяет сгладить случайные колебания актуарных прибылей и убытков.

Показатель

Значение

СSC

Стоимость процентов по обязательствам

Ожидаемый доход по активам плана

(66)

Актуарная прибыль или убыток

Специфика актуарной оценки
Для оценки обязательств по пенсионным планам международные стандарты рекомендуют привлекать актуария (см. пар. 57 МСФО (IAS) 19). В процессе актуарной оценки обычно используются следующие документы:
• индивидуализированные базы данных о работниках, пенсионерах и изменениях в их составе;
• финансовая информация о плане: взносы, выплаты, информация об активах и прочее;
• документы, регламентирующие условия выплат: коллективные договоры, положения, трудовые соглашения и т. д.
Актуарная оценка обязательств выполняется по каждому работнику и пенсионеру отдельно, а затем дается сводный результат.
Личный опыт
Ирина Щербилина, начальникдепартамента консолидированноймеждународнойотчетностиООО»ЕвразХолдинг» (Москва) Станислав Маламуд, АССА, руководительблока международнойотчетностиугледобывающих предприятийООО»ЕвразХолдинг» (Москва) Несмотря на то что стандарт предполагает привлечение актуария для расчета обязательств перед сотрудниками, от специалистов компании требуется не только доскональное знание стандарта, но и значительные усилия по свое-
временному сбору, обработке и сведению необходимой информации. Например, сведения, предоставляемые актуарию, должны содержать финансовые данные, раскрытие половозрастного состава сотрудников, непрерывного стажа работы на предприятии и др. Возможность предоставления такой информации в установленные сроки подготовки отчетности предполагает высокий уровень автоматизации в компании.
Российские реалии учета
Основными документами, регулирующими деятельность пенсионных фондов в России, являются Федеральные законы от 07.05.98 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и от 15.12.01 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Однако их положения во многом отличны от правил международного учета, что зачастую вызывает трудности как в понимании стандарта, так и при трансформации российской отчетности в отчетность по МСФО. Отчисления предприятий на государственное (обязательное пенсионное страхование – далее ОПС) трактуются как DC-план, поэтому учитываются в том же году и расчета долгосрочных обязательств не требуют.
Личный опыт
Ирина Щербилина, начальникдепартамента консолидированноймеждународнойотчетностиООО»ЕвразХолдинг» (Москва) Станислав Маламуд, АССА, руководительблока международнойотчетностиугледобывающих предприятийООО»ЕвразХолдинг» (Москва) Часть разделов МСФО (IAS) 19 посвящены учету различных планов предприятия, связанных с негосударственным пенсионным обеспечением работников. Российские правила учета совпадают с требованиями МСФО лишь в части учета плана с установленными взносами. Кроме того, российские правила бухгалтерского учета предписывают признавать только юридически оформленные обязательства перед сотрудниками, в то время как МСФО требуют учитывать и конструктивные обязательства – являющиеся следствием сложившейся практики деловых взаимоотношений либо взаимоотношений с работниками. Другими словами, учитываются и те обязательства, которые предприятие обязано выполнить в любом случае. К тому же обычно в РСБУ расходы на вознаграждение сотрудников учитываются в том периоде, когда возникло обязательство по их выплате. В терминах МСФО это так называемые краткосрочные вознаграждения, и здесь нет особых отличий в учете. Однако при признании долгосрочных обязательств, например по вознаграждению сотрудников по окончании их трудовой деятельности, согласно МСФО это нужно сделать уже в текущем отчетном периоде, в отличие от российского учета. В этом заключается основная специфика учета пенсионных планов, и о ней не следует забывать при трансформации.
В России при отчислении средств по системе ОПС в государственный пенсионный или
негосударственный пенсионный фонд (НПФ) работник, который увольняется из компании раньше выхода на пенсию, сохраняет все права на пенсионные выплаты и получит их по достижении пенсионного возраста. Так бывает и в тех планах с установленными взносами, где компании осуществляют перечисления на именные счета работников в НПФ.
В большинстве российских пенсионных планов, в особенности в планах с установленными выплатами, пенсионные права работников никак не защищены. Как правило, они не сохраняются и уволившийся работник не может претендовать на пенсию, начисленную ему компанией. В немногих российских компаниях существует практика применения отложенных пенсионных прав, и работник, уволившийся с предприятия до выхода на пенсию, может впоследствии получать ежемесячные выплаты. На Западе для защиты прав работников существует законодательная база, которая обеспечивает им возможность претендовать на пенсию, даже если они ушли из компании задолго до выхода на пенсию. В России таких механизмов пока нет.

Опыт применения МСФО (IAS) 19 в ОАО «Связьинвест»
Интервью с заместителем главного бухгалтера – начальником отдела методологии департамента бухгалтерского, налогового и статистического учета ОАО «Связьинвест» Русланом Аксяитовым
– Руслан, расскажите, пожалуйста, какие пенсионные планы используются в группе компаний «Связьинвест»?
– Наряду с обязательными отчислениями в государственный пенсионный фонд наши компании осуществляют выплаты негосударственного пенсионного обеспечения.
– Как давно компания работает с негосударственным пенсионным фондом и есть ли какая-то специфика при взаимодействии с такими организациями?
– Пенсионные планы негосударственного пенсионного обеспечения используются компанией с 2001 года. Целью их создания стало улучшение материального положения работников наших предприятий после выхода на пенсию. До 2003 года компании группы самостоятельно заключали договоры с пенсионными фондами. Сегодня ОАО «Связьинвест» имеет единый для всех компаний типовой договор с одним пенсионным фондом. При приеме на работу специалист по желанию заключает такой договор.
– Руслан, какие пенсионные планы наиболее распространены в компании? И как осуществляется их учет?
– Для большинства работников действуют планы с установленными выплатами. Согласно типовому коллективному договору, работник имеет право на пенсионные выплаты в зависимости от ряда факторов, включающих стаж работы, возраст и прочее. Согласно требованиям МСФО у таких планов более сложная схема учета, поскольку они связаны с проведением оценочных расчетов и требуют привлечения специалиста-актуария.
– Как рассчитываются актуарные величины? Вы привлекаете независимых актуариев?
– Да, для проведения расчетов и оценки пенсионных обязательств и актуарных прибылей и убытков мы привлекаем независимого актуария. Актуарные допущения он устанавливает, исходя из своих профессиональных знаний и опыта, а также использует общедоступные статистические данные. По запросу актуария мы предоставляем всю необходимую для расчетов информацию. Оценка таких показателей, как средняя оставшаяся продолжительность работы сотрудников до пенсии, производится на основании внутренних статистических данных.
Основная трудность при проведении актуарных расчетов заключается в неразвитости рынка актуарных услуг в России – довольно сложно найти профессионального оценщика, а собственный персонал компании пока недостаточно обучен, чтобы проводить такие расчеты и отстаивать их результаты перед аудиторами.
– Возникают ли трудности с применением МСФО (IAS) 19?
Справка
– Компании группы «Связьинвест» на практике имеют дело с широким спектром вознаграждений: премии, пенсионные планы, выплаты социального характера, выходные пособия и прочее. Поэтому приходится детально анализировать каждый вид вознаграждения и интерпретировать его в соответствии с требованиями стандарта.
С одной стороны, МСФО (IAS) 19 позволяет выработать единый подход к представлению полной, достоверной и понятной пользователям информации обо всех видах вознаграждений. С другой стороны, мы стараемся как можно больше унифицировать учет этих операций в соответствии как с РСБУ, так и с МСФО, чтобы облегчить затем процесс трансформации.
Учет в компании налажен таким образом, что позволяет максимально использовать положения международных стандартов в отношении подготовки отчетности в соответствии с РСБУ. Например, в отчетности по РСБУ компания отслеживает обязательства по премированию сотрудников и учитывает их путем создания резервов в том периоде, к которому эти премии относятся, независимо от даты фактической выплаты. В отчетности по РСБУ также создается резерв по выходным пособиям с использованием требований МСФО, которые предусматривают начисление расходов в том периоде, когда сотрудникам было направлено извещение о сокращении.
– Какие основные отличия существуют в учете пенсионных вознаграждений по РСБУ и МСФО?
– Основным различием при подготовке отчетности по МСФО и РСБУ является то, что в российских формах отчетности компания не отражает пенсионные обязательства перед сотрудниками, а только указывает общую информацию о существующих планах НПФ в пояснительной записке. Тогда как МСФО (IAS) 19 требует признания таких обязательств, а также связанных с ними актуарных прибылей и убытков. Компания признает в отчетности актуарные прибыли или убытки по методу «коридора», то есть когда их накопленная величина превышает 10% от большей из сумм текущей (приведенной) стоимости определенного пенсионного обязательства на отчетную дату или справедливой стоимости активов плана на отчетную дату.

ОАО «Связьинвест» – крупный телекоммуникационный холдинг. Его уставный капитал образован путем консолидации закрепленных в федеральной собственности акций предприятий электросвязи. В группу «Связьинвест» входят семь межрегиональных компаний, четыре открытых акционерных общества электросвязи, ОАО «Гипросвязь» и оператор междугородной и международной связи ОАО «Ростелеком». Численность работников на конец 2006 года составила 260 тыс. чел., выручка по МСФО – 200 млрд руб.

Справка
Пенсионный план – это соглашение, программа или совокупность условий, задающих правила выплаты пособий, а также способы их финансирования. Согласно этим правилам компания выплачивает вознаграждения по окончании трудовой деятельности сотрудника.
Активы плана – это денежные средства, ценные бумаги и другие активы фондов долгосрочного вознаграждения работников.
Обязательства плана – часть общей суммы ожидаемых выплат по пенсионному плану, подлежащая раскрытию в финансовой отчетности. Актуарий – специалист, который выполняет расчеты обязательств по пенсионному обеспечению, тарифных ставок по долгосрочному страхованию жизни и т.д.
Актуарные расчеты – система вычислений, которая позволяет определить необходимый уровень выплат в пенсионный план, а также активов и обязательств для обеспечения его нормального функционирования в будущем.
Актуарная современная стоимость выплат – это дисконтированная стоимость выплат по пенсионному плану с учетом вероятностей получения работниками пенсий.
Стоимость текущего стажа (current service cost, CSC) – рост дисконтированной стоимости обязательств пенсионного плана перед работником за текущий период.

Актуарное заключение – это официальный документ, подтверждающий соответствие обязательств фонда перед клиентами и стоимостью активов фонда.

Актуарное оценивание деятельности фонда осуществляется ежегодно. Необходимо отметить, что специалист, предоставляющий заключение о соответствии активов фонда его обязательствам, в обязательном порядке является независимым лицом. Требования к квалификации актуариев установлены Постановлением Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 10.04.2007 года №222 «О порядке установления требований к квалификации актуариев, осуществляющих актуарное оценивание деятельности негосударственных пенсионных фондов»).

Результаты оценивания актуарием деятельности фонда может помочь потенциальному клиенту сделать вывод о надежности того или иного фонда.

Актуарное заключение за 2019 год

Актуарное оценивание деятельности АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию по состоянию на 31.12.2019 года выполнено ответственным актуарием Котляровым О.Л. (регистрационный номер 4 в едином реестре ответственных актуариев, являющийся членом саморегулируемой организации актуариев «Ассоциация профессиональных актуариев»). По результатам актуарного оценивания стоимость активов превышает стоимость обязательств. Актуарный дефицит не установлен. Фонд имеет возможность выполнить свои финансовые обязательства, в том числе по выплате уже назначенных негосударственных пенсий, а также в условиях прекращения поступления взносов вкладчиков и страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.

Актуарное заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд за 2019 год
Актуарное заключение НПФ ВТБ 2019IV.pdf

Актуарное заключение за 2018 год

Актуарное оценивание деятельности АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию по состоянию на 31.12.2018 года выполнено ответственным актуарием Котляровым О.Л. (регистрационный номер 11 в едином реестре ответственных актуариев, являющийся членом саморегулируемой организации актуариев «Ассоциация профессиональных актуариев»). По результатам актуарного оценивания стоимость активов превышает стоимость обязательств. Актуарный дефицит не установлен. Фонд имеет возможность выполнить свои финансовые обязательства, в том числе по выплате уже назначенных негосударственных пенсий, а также в условиях прекращения поступления взносов вкладчиков и страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.

Актуарное заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд за 2018 год
Актуарное заключение НПФ ВТБ 2018IV.pdf

Актуарное заключение за 2017 год

Актуарное оценивание деятельности АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию по состоянию на 31.12.2017 года выполнено ответственным актуарием Котляровым О.Л. (регистрационный номер 11 в едином реестре ответственных актуариев, являющийся членом саморегулируемой организации актуариев «Ассоциация профессиональных актуариев»). По результатам актуарного оценивания стоимость активов превышает стоимость обязательств, актуарный дефицит не установлен, Фонд имеет возможность выполнить свои финансовые обязательства перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами. Актуарное оценивание деятельности Фонда проведено в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», с требованиями Федерального стандарта актуарной деятельности «Общие требования к осуществлению актуарной деятельности» и Федерального стандарта актуарной деятельности «Актуарное оценивание деятельности негосударственных пенсионных фондов», разработанных в соответствии со статьями 10 и 17 Федерального закона от 2 ноября 2013 года № 293 «Об актуарной деятельности в Российской Федерации», а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года №95 «О порядке проведения актуарного оценивания деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению».

Актуарное заключение за 2017 год
actuary_2017.pdf

Актуарное заключение за 2016 год

Актуарное оценивание деятельности АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию по состоянию на 31.12.2016 года ответственным актуарием Соломатиной Л.Е. (регистрационный номер 33 в едином реестре ответственных актуариев, являющийся членом саморегулируемой организации актуариев «Ассоциация гильдии актуариев») показало, что на отчетную дату Фонд имеет актуарный профицит в размере 3,05%. Нормативный размер страхового резерва выдержан. Фонд платежеспособен и финансово устойчив. Обязательства Фонда перед застрахованными лицами могут быть выполнены в полном объеме.
Актуарное оценивание деятельности Фонда проведено в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», с требованиями Федерального стандарта актуарной деятельности «Общие требования к осуществлению актуарной деятельности» (далее – федеральный стандарт), разработанного в соответствии со статьями 10 и 17 Федерального закона от 2 ноября 2013 года № 293 «Об актуарной деятельности в Российской Федерации», а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года №95 «О порядке проведения актуарного оценивания деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению».

Актуарное заключение за 2016 год
actuary_2016.pdf

Актуарное заключение за 2015 год

Актуарное оценивание деятельности АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию по состоянию на 31.12.2015 года ответственным актуарием Соломатиной Л.Е. (регистрационный номер 33 в реестре ответственных актуариев, являющийся членом саморегулируемой организации актуариев «Ассоциация гильдии актуариев») показало, что на отчетную дату актуарный баланс Фонда практически выдержан. Нормативный размер страхового резерва выдержан. Фонд платежеспособен и финансово устойчив. Обязательства Фонда перед застрахованными лицами могут быть выполнены в полном объеме.
Актуарное оценивание деятельности Фонда проведено в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», с требованиями Федерального стандарта актуарной деятельности «Общие требования к осуществлению актуарной деятельности» (далее – федеральный стандарт), разработанного в соответствии со статьями 10 и 17 Федерального закона от 2 ноября 2013 года № 293 «Об актуарной деятельности в Российской Федерации», а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года №95 «О порядке проведения актуарного оценивания деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению».

Актуарное заключение за 2015 год
actuary_2015.pdf

Актуарное заключение за 2014 год

Актуарное оценивание деятельности АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию по состоянию на 31.12.2014 года ответственным актуарием Соломатиной Л.Е. (регистрационный номер 33 в реестре ответственных актуариев, являющийся членом саморегулируемой организации актуариев «Ассоциация гильдии актуариев») показало, что на отчетную дату актуарный баланс Фонда практически выдержан. Фонд финансово устойчив и платежеспособен. Активов по пенсионным накоплениям достаточно для выполнения Фондом обязательств перед застрахованными лицами.

Актуарное оценивание деятельности Фонда проведено в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», с требованиями Федерального стандарта актуарной деятельности «Общие требования к осуществлению актуарной деятельности» (далее – федеральный стандарт), разработанного в соответствии со статьями 10 и 17 Федерального закона от 2 ноября 2013 года № 293 «Об актуарной деятельности в Российской Федерации», а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года №95 «О порядке проведения актуарного оценивания деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению».

Актуарное заключение за 2014 год
Актуарное заключение о деятельности АО НПФ ВТБ за 2014год_1.pdf

Актуарное заключение за 2013 год

Актуарное оценивание деятельности НПФ ВТБ Пенсионный фонд на 31.12.2013 года независимым актуарием негосударственных пенсионных фондов Соломатиной Л.Е. (свидетельство об аккредитации при Инспекции НПФ № 17 от 25 марта 2004 года; удостоверение о краткосрочном повышении квалификации при МГСУ, регистрационный номер 02-04 от 07 февраля 2004 года) показало, что на отчетную дату актуарный баланс Фонда практически выдержан. Фонд финансово устойчив и платежеспособен. Активов по пенсионным накоплениям достаточно для выполнения Фондом обязательств перед застрахованными лицами.
Актуарное оценивание деятельности Фонда проведено в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года №95 «О порядке проведения актуарного оценивания деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению».

Актуарное заключение за 2013 год
actuary_2013.pdf

Актуарное заключение за 2012 год

Актуарное оценивание деятельности НПФ ВТБ Пенсионный фонд на 01.01.2013 года независимым актуарием негосударственных пенсионных фондов Соломатиной Л.Е. (свидетельство об аккредитации при Инспекции НПФ № 17 от 25 марта 2004 года; удостоверение о краткосрочном повышении квалификации при МГСУ, регистрационный номер 02-04 от 07 февраля 2004 года) показало, что на отчетную дату актуарный баланс Фонда практически выдержан. Фонд финансово устойчив и платежеспособен. Активов по пенсионным накоплениям достаточно для выполнения Фондом обязательств перед застрахованными лицами.

Актуарное оценивание деятельности Фонда проведено в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года № 95 «О порядке проведения актуарного оценивания деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению».

Актуарное заключение за 2012 год
actuary_2012.pdf

Актуарное заключение за 2011 год

Актуарное оценивание состояния НПФ ВТБ Пенсионный фонд на 01.01.2012 года независимым актуарием Соломатиной Л.Е. (свидетельство об аккредитации при Инспекции НПФ №17 от 25 марта 2004 года; удостоверение о краткосрочном повышении квалификации при МГСУ, регистрационный номер 02-04 от 07 февраля 2004 года) показало, что на отчетную дату актуарный баланс фонда практически выдержан. Активы Фонда достаточны для выполнения обязательств перед застрахованными лицами. Фонд финансово устойчив и платежеспособен.

Актуарное заключение за 2011 год
actuary_2011.pdf

Актуарное заключение за 2010 год

Актуарное оценивание состояния фонда на 01.01.2011 года независимым актуарием Соломатиной Л.Е. (свидетельство об аккредитации при Инспекции НПФ №17 от 25 марта 2004 года; удостоверение о краткосрочном повышении квалификации при МГСУ, регистрационный номер 02-04 от 07 февраля 2004 года) показало, что на отчетную дату актуарный баланс фонда практически выдержан. Фонд финансово устойчив и платежеспособен.

Актуарное заключение за 2010 год
actuary_2010.pdf, 288 KБ

Актуарное заключение за 2009 год

Актуарное оценивание состояния фонда на 01.01.2010 года независимым актуарием Соломатиной Л.Е. (свидетельство об аккредитации при Инспекции НПФ №17 от 25 марта 2004 года; удостоверение о краткосрочном повышении квалификации при МГСУ, регистрационный номер 02-04 от 07 февраля 2004 года) показало, что на отчетную дату актуарный баланс фонда практически выдержан. Фонд финансово устойчив и платежеспособен.

Актуарное заключение за 2009 год
actuary_2009.pdf, 194 KБ

Актуарное заключение за 2008 год

Актуарное оценивание состояния фонда на 01.01.2009 года независимым актуарием Соломатиной Л.Е. (удостоверение о краткосрочном повышении квалификации при МГСУ, регистрационный номер 02-04 от 07 февраля 2004 года) показало, что на отчетную дату актуарный баланс фонда практически выдержан. Фонд финансово устойчив и платежеспособен.

Актуарное заключение за 2007 год

Актуарное оценивание актуарием ООО «Пенсионные и Актуарные Консультации» (свидетельство об аккредитации №1 от 25 марта 2004 года) состояния фонда на 01.01.2008 года показало, что на отчетную дату актуарный баланс фонда выдержан. Текущее финансовое положение фонда устойчиво.

Актуарная оценка — это финансовый документ, сравнивающий фактическую эффективность пенсионного плана с допущениями, сделанными при его составлении. Актуарная оценка обычно используется в пенсионных планах компаний, где сама компания несет ответственность за предоставление окончательной пенсии. Оценка может выявить серьезный дефицит, который может повлиять как на будущее плана, так и на финансовое положение компании.

Существует два основных типа пенсионных планов, которые компания может использовать для своих сотрудников. Точные термины варьируются от места к месту, но наиболее часто встречаются «установленный вклад» и «установленный выигрыш». В плане с установленными взносами компания договаривается о сумме денег, которые она будет инвестировать от имени своих сотрудников. Их окончательные пенсии зависят от того, насколько хороши эти инвестиции, и от стоимости пенсионных продуктов после выхода на пенсию.

План с установленными выплатами, однако, гарантирует, что работник будет получать пенсию на основе согласованного метода расчета, а не просто в зависимости от того, сколько денег доступно. Типичным примером является план окончательной заработной платы, где, например, выходящий на пенсию работник может получать пенсию в размере двух третей заработной платы, которую он получал после выхода на пенсию. В планах с установленными выплатами компания несет ответственность за обеспечение того, чтобы в плане было достаточно денег для выплаты этих пенсий.

При расчете финансов плана с установленными выплатами компания должна сделать два набора допущений. Во-первых, сколько денег нужно будет предоставить в будущем, принимая во внимание, когда люди выйдут на пенсию и как долго они будут жить. Другая причина заключается в том, насколько успешной будет компания в инвестировании денег для получения достаточного дохода для финансирования этих пенсий.

Поскольку суммы денег так велики, компания не может просто надеяться на лучшее и беспокоиться о любых недостатках только тогда, когда сотрудники уходят на пенсию. Если прогнозы оказались неверными, дефицит может стать серьезной финансовой проблемой для компании. Чтобы избежать таких неприятных сюрпризов, компания может провести актуарную вариацию. Это включает в себя актуария, финансового специалиста по статистическому анализу по таким вопросам, как демография населения и ожидаемая продолжительность жизни, проверка первоначальных ожиданий и сравнение их с последней доступной информацией о фактических показателях инвестиций и структуре выхода на пенсию и ожидаемой продолжительности жизни.

В соответствии с законодательством США пенсионный план должен иметь актуарную оценку не реже одного раза в три года. Многие компании будут проводить оценку чаще, например, раз в год. Хотя это более затратно, оно может выявить проблемы раньше, и зачастую дешевле увеличить уровень инвестиций в то время, чтобы снизить вероятность дефицита в будущем. Оценка может также показать, что компания инвестирует в пенсионный план больше денег, чем она действительно должна выполнить свои обязательства.

ДРУГИЕ ЯЗЫКИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *