Аморальный проступок

Содержание

Аморальный проступок: особенности определения

Если перед работодателем стоит вопрос об увольнении подчиненного за аморальный проступок, то руководствоваться он должен кругом обязанностей сотрудника. Закон не допускает ситуацию, в которой гражданин может быть уволен за аморальное поведение исключительно на том основании, что так решило руководство.

Трудовые функции любого члена коллектива оговариваются нормативными документами, актуальными для данного предприятия:

  • трудовым договором;
  • должностными инструкциями;
  • (локальными нормативными актами).

Что подразумевается под понятием аморальный проступок? Прежде всего, толковый словарь определяет его как противоречащий общеустановленным и общепринятым канонам нравственности. Это значит, что четких границ этого определения не существует. В разных социальных, этнических и профессиональных областях этические нормы могут перекликаться, дополнять друг друга. Вместе с этим, они могут существенно разниться.

Таким образом, руководителям рекомендуется отталкиваться от тех положений, что выработаны многолетней практикой. Увольнение за аморальный проступок ТК РФ трактуется как невозможность пребывания сотрудника в должности, связанной с воспитательными функциями. Согласно п.8 ч.1 ст. 81 ТК РФ, аморальное деяние, находящееся в противоречии с этическими нормами и ставшее поводом для увольнения, может быть совершено не только непосредственно на предприятии. Так называемые бытовые конфликты часто заканчиваются драками и неподобающим поведением. Как правило, фоном для совершения аморального проступка является наркотическое или алкогольное опьянение.

По вышеназванной статье могут быть уволены:

  • мастера производственного обучения;
  • сотрудники детских дошкольных учреждений;
  • педагоги общеобразовательных школ;
  • педагоги профессиональных лицеев;
  • преподаватели профильных учебных заведений с углубленным изучением предметов;
  • преподаватели музыкальных школ и развивающих центров.

При этом нельзя смешивать факты аморального проступка и нарушение устава учреждения. Например, педагог Иванова Клавдия Сергеевна неоднократно была уличена в грубом отношении к воспитанникам интерната. На устные замечания руководства она не реагировала. В конце концов, по требованию родительского комитета Иванову Клавдию Сергеевну уволили за аморальное поведение, поскольку она нарушила и устав учреждения, и совершила аморальный проступок.

При этом Красильникова Антонина Петровна многократно опаздывала к началу учебных занятий. Она была подвергнута административному наказанию, поскольку грубо нарушала устав учреждения. Но аморальной составляющей в ее поведении не было. Поэтому к сотруднице были применены другие дисциплинарные взыскания, но не увольнение.

Увольнение за аморальное поведение: примеры

Примером такого увольнения может послужить ситуация, имеющая место в филологическом лицее, когда заведующая учебной частью в присутствии студентов дала пощечину преподавателю.

Судебная коллегия не признала данный поступок аморальным, ссылаясь на то, что в трудовом законодательстве отсутствует четкое определение данного деяния. Тем самым директору лицея была дана возможность решить вопрос с увольнением заведующий учебной частью самостоятельно.

Директор, в свою очередь, принял решение об увольнении по статье 81. Свою позицию он аргументировал тем, что заведующая учебной частью применила физическое воздействие к коллеге, что было усугублено присутствием рядом студентов. Между тем воспитательная функция педагога предполагает демонстрацию уважительного отношения не только к ученикам, студентам, но и к коллегам. В учебных заведениях любого статуса превыше всего ценится умение минимизировать конфликтную ситуацию и, главное, ни в коем случае не вовлекать в нее воспитанников.

Кроме того, директор аргументировал свое решение об увольнении тем, что аморальный проступок был совершен:

  • на территории лицея;
  • в рабочее время;
  • в середине учебного процесса;
  • в присутствии студентов.

Таким образом, проступок заведующей учебной частью попадал под дисциплинарное воздействие. В этом случае таковым было увольнение.

Еще более убедителен пример, когда уволенный за аморальный проступок сотрудник был восстановлен в занимаемой должности. Это произошло, когда заместитель директора по обеспечению социальных условий воспитанникам, применил физическую силу к подростку, вернувшемуся из самовольного увольнения в нетрезвом виде. Воспитатель нанес один удар (шлепок) по голове воспитаннику без нанесения вреда здоровью.

В результате он был уволен с формулировкой «за аморальное поведение». Обращаясь в судебную инстанцию за восстановлением справедливости, сотрудник аргументировал свою позицию тем, что:

  • в интернате не было проведено служебного расследования;
  • он не давал никому объяснений;
  • воспитательная функция не входит в его обязанности.

Данный сотрудник занимался обеспечением бытовых условий, не более того. Суд решил, что основания для расторжения трудового договора в данном случае нет. В должностной инструкции заместители директора по режиму нет указаний о выполнении обязанностей, связанных с воспитательным процессом. Данный сотрудник занимался административно-распорядительными полномочиями.

В результате самостоятельное решение работодателя об увольнении было отменено. Само увольнение признано незаконным. Заместитель директора потребовал выплаты среднего заработка за вынужденные прогулы, а также компенсацию причиненного ему морального вреда. Все требования истца были удовлетворены.

Таким образом, решение вопроса об увольнении за аморальный проступок в судебной практике зависит от соотношения нарушение устава учреждения и собственно неэтичного поведения, находящегося в противоречии с принятыми в обществе моральными критериями.

При этом следует понимать, что увольнение — это исключительная мера дисциплинарного воздействия. Каждый работодатель имеет право применять несколько вариантов воздействия на сотрудника, в том числе выговор или общественное порицание. Исключение составляют ситуации, которые содержат в себе общественно опасную составляющую. В этом случае увольнение является непререкаемым.

Кого могут уволить за совершение аморального поступка?

Сфера применения п. 8 ст. 81 ТК РФ очерчена в тексте самого пункта кодекса. В ней говориться, что «выгнать за аморалку» могут исключительно работников образовательных или воспитательных учреждений любой формы собственности. Больше конкретики, относительно практического применения данной нормы можно найти в законе об образовании в РФ 273-ФЗ. В ст. 23 указанного нормативного акта перечислены типы учреждений, педагогические работники которых должны с особым вниманием относиться к собственным поступкам:

  • дошкольные организации;
  • общеобразовательные;
  • организации профобучения;
  • ВУЗы;
  • учреждения дополнительного образования.

Существует заблуждение, что указать на дверь в связи с потерей репутации могут только учителям или воспитателям, поскольку они воздействуют на неокрепшие детские умы. Это далеко не так, возраст воспитуемых не играет роли, и в этом смысле преподаватели ВУЗов, психологи, спортивные тренеры, руководители кружков и мастера-наставники в такой же степени ответственны за нравственную сторону образовательной своей деятельности.

Примечательно, что законного преследования за непристойные действия могут опасаться только те специалисты, обязанности которых связаны с воспитательной функцией. Если в штате образовательной организации есть представители, чьи должностные инструкции не содержат таких обязанностей, то проступок, нарушающий общественную мораль, может повлечь замечание начальства, но до увольнения дело не дойдет.

Кроме того будет не лишним ознакомиться с законом о занятости населения.

Какой поступок и поведение считаются «аморальными»?

Если с кругом лиц, подпадающих под действие п. 8 ст. 81 ТК РФ, определиться довольно легко, то составить исключительный список неприличных поступков практически невозможно. Часть аморальных деяний квалифицируются как уголовные или административные правонарушения. Если работник образования совершил какой-либо из них, то его суть и обстоятельства будут отражены в протоколе или приговоре суда. К ним добавляются бытовые ситуации или поведение на рабочем месте:

  • грубое нарушение правил поведения в обществе (пьянство, развратные действия, публичные проявления тяжелой формы пагубной зависимости и тому подобное);
  • применение необоснованного физического насилия или психического давления на воспитуемых;
  • вовлечение учеников в сомнительные мероприятия;
  • прочие уголовно или административно наказуемые действия в отношении учащихся или в их присутствии.

Но даже в этом случае нельзя слепо следовать полученной бумаге и надеяться на то, что она защитит от разбирательств в обстоятельствах трудового спора. Трудовой кодекс позволяет уволить только тогда, когда поступок педагога не может быть совместим с продолжением его воспитательной работы. Другими словами, недопустимо увольнение за совершение аморального проступка, если человек нарушил правила пересечения улицы, превысил скорость либо нарушал тишину в ночное время.

А вот поведение учителя, связанное с применением силы в отношении его подопечных, оскорбительные высказывания, вызывающее поведение, являющие собой отрицательный пример для воспитуемых, вполне могут быть предметом рассмотрения комиссии по морально-этическим вопросам. Менее значимые проступки также могут быть поводом усомниться в пригодности работника образования, если предполагается их постоянное проявление и отсутствие стремления к исправлению ситуации.

Уволить за аморальные действия можно лишь в случае, когда это несовместимо с воспитательной работой, п. 8 ст. 81 ТК РФ.

Особенности и порядок увольнения

Поскольку понятие морали может трактоваться по-разному даже в пределах небольшой группы одинаково воспитанных людей, самовольно решать трудовую судьбу кого-либо из сотрудников руководству не стоит. Вот почему увольнение за аморальное поведение учителя или воспитателя потребует дополнительных мероприятий для придания процедуре законности. Чаще всего подобные выводы должны быть подтверждены коллегиальным мнением таких же педагогов.

Засвидетельствование факта проступка

Если произошедшее не попадает под юрисдикцию полиции, то заботы по фиксации и сбору подтверждений лягут на руководство заведения. В современном учебном заведении получить материалы и основания начать расследование не составляет труда:

  • докладная от коллеги или непосредственного руководителя;
  • жалоба заинтересованного лица (родителей, опекунов, самих учащихся);
  • данные видеонаблюдения;
  • ролик, снятый на мобильное устройство одного из участников или свидетелей событий.

Причем, даже если письменное обращение отсутствует, но директору стало доподлинно известно о произошедшем, расследование можно начать по инициативе руководителя. Толчком могут стать даже материалы, изначально попавшие в сеть Интернет, если они позволяют идентифицировать всех участников или хотя бы подтвердить личность педработника.

Оформление факта совершения аморального проступка

Как только сигнал о ЧП дошел до начальства, нужно закрепить все детали в виде акта, приложив к нему докладные, объяснительные и письменные свидетельские показания от очевидцев не из числа коллектива. Для подробного и объективного рассмотрения обстоятельств нужно также изъять или скопировать видео- и аудио- файлы, если они могут помочь установить истинные мотивы и степень виновности сотрудника.

Создание комиссии по расследованию факта совершения аморального проступка

Выводы об аморальности поведения одного из работников, сделанные единолично одним из уполномоченных должностных лиц, сразу вызовут сомнения в их объективности. Чтобы избежать искажения фактов, в учебном заведении создаются специализированные комиссии, призванные оценить тяжесть провинности и меру ее воздействия на дальнейшую воспитательную работу.

Состав комиссии должен быть утвержден приказом. Причем в ее составе должны быть только те, кого нельзя упрекнуть в систематических нарушений в сфере этики. Принципы формирования комиссии поименно зависят от того, что написано во внутреннем локальном акте (назначение членов по решению руководителя или выборы внутри коллектива). В особенно сложных случаях допустимо привлекать в состав комиссии сторонних лиц в качестве экспертов (психологов, юристов, технических специалистов и прочее).

Обстоятельства поступка и его последствия рассматриваются коллегиально.

Оформление решения комиссии по расследованию факта совершения аморального проступка

Главная задача комиссии состоит не в том, чтобы рассмотреть доказательства и установить факт нарушения дисциплины и морали. Первоочередное задание коллегии – обосновать ответ на сомнения работодателя в том, можно ли уволить за аморальное поведение воспитателя в конкретной ситуации.

Как будут проходить заседания этого «судейского» органа в законодательстве не прописано. Но логичным представляется, что по итогам совещания будет составлен акт о проведенном рассмотрении, а к нему приложены все подтверждающие документы. Обязательной частью акта или протокола заседания комиссии должен стать недвусмысленный вывод о возможности дальнейшей работы с учениками.

Получение объяснений от работника, совершившего аморальный проступок

Принятие объективного решения невозможно без учета мнения и обстоятельств другой стороны. В случае, если все произошло на территории образовательной организации, у директора возникает необходимость обязательного рассмотрения объяснений работника, ст. 193 ТК. Из этого логически вытекает вывод, что достаточно письменно предложить написать объяснительную, под роспись ознакомить с ней провинившегося, а затем подождать не менее двух суток до утверждения результатов служебной проверки.

Если по истечении пары дней объяснение не предоставлено, у работодателя есть все основания принимать любые решения без учета деталей , известных увольняемому сотруднику.

Совершения непристойных действий за пределами работы или в быту освобождает от обязанности дожидаться объяснительной. Однако судебная практика говорит о том, что ее нужно требовать в любом случае, чтобы результаты рассмотрения в комиссии по трудовым спорам или в суде не стали для работодателя сюрпризом.

Сроки увольнения

Право исключить воспитателя с «подмоченной» репутацией из состава педагогического коллектива от места на карте не зависит. Разница есть только для определения процедуры и сроков проведения увольнения:

Место происшествия Порядок проведения процедуры Сроки проведения увольнения
Проступок произошел в рабочее время в пределах образовательного учреждения либо на глазах у учеников. В порядке наложения дисциплинарного взыскания, ст. 193 ТК РФ. В течение месяца со дня обнаружения, но не позднее 6 месяцев после его совершения.
Все случилось после работы или в быту. Придерживаться ст. 193 ТК РФ нет оснований, поскольку увольнение не будет квалифицировано как дисциплинарное наказание, а станет расторжением договора по отдельным основаниям. Расчет по инициативе дирекции следует реализовать не позднее года от даты обнаружения проступка или предоставления достоверной информации о его совершении, п. 47 Постановления Пленума ВС РФ № 2.
Проступок произошел в рабочее время либо в пределах образовательного учреждения либо за ними, но выполнению воспитательных функций это не помешало. При наличии признаков дисциплинарного нарушения, к сотруднику можно применить соответствующее наказание, ст. 193 ТК РФ. Оснований для увольнения в соответствии с п. 8 ст. 81 ТК РФ уже нет. Прекращение трудовых отношений возможно лишь только, если у работника уже есть непогашенные взыскания.

Отстранение от работы педагога, совершившего аморальный проступок, возможно лишь при совершении уголовного преступления, ст. 76 ТК РФ.

Запись в трудовой книжке

Трудовую книжку работнику нужно выдать в день фактического расчета либо, при наличии письменного согласия, переслать ему ее по почте. На страницах документа должна быть запись о причине увольнения, указание на п. 8 ст. 81 ТК, а также ссылка на приказ по предприятию.

Если сторонам все же удалось достичь соглашения об уходе без скандала и огласки, то указывается п. 1 ст. 77 ТК РФ (согласие сторон).

Увольнение за аморальный поступок, как любой вид расчета по инициативе работодателя, требует доказательства вины. Закон возлагает эту обязанность на руководство, руководствуясь презумпцией невиновности в отношении работника, пока нет аргументов в пользу обратного. Поэтому директору образовательного учреждения нужно особенно внимательно подходить не только к сбору подтверждающих материалов, но и обоснованию пагубного влияния произошедшего на воспитание учащихся.

Зиновьева Наталья Игоревна

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении дел, связанных с трудовыми спорами. Защита в суде, подготовка претензий и других нормативных документов в регулирующие органы.

Остались вопросы по теме Спросите у юриста

На вопрос отвечает мировой судья судебного участка Золотухинского района Наталья Викторовна ГОЛУБЯТНИКОВА.

Что подразумевается под выражением «аморальное поведение» и какое наказание предусмотрено?

(Наталья Т., п.Золотухино).

-Аморальное поведение, не соответствующее никаким общепринятым нормам поведения, противоречащее любому этикету и всем нравственным устоям человеческого общества.

В обществе довольно часто можно столкнуться с безнравственным поведением людей: различного рода ругательства, распитие алкоголя в общественных местах, а также пребывание в нетрезвом виде. Люди намеренно вредят друг другу, совершая преступления, не задумываясь об аморальности своих поступков.

В современном мире понятие аморальности можно оценить во взаимосвязи с понятиями законности и противоправности. В моей практике очень часто встречается такой вид аморального поведения, как оскорбление граждан. Согласно статье 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Достоинство личности подлежит защите в качестве общего условия осуществления всех иных прав и свобод, независимо от фактического социального положения человека, и предопределяет недопустимость произвольного вмешательства в сферу автономии личности.

Оскорбление представляет собой разновидность психического насилия, которая выражается в отрицательной оценке виновным личности гражданина, подрывает репутацию последнего в глазах окружающих и наносит ущерб его самоуважению.

За 9 месяцев этого года по данному виду аморального поведения рассмотрено 9 административных дел.

Приведу такой пример: гражданин выразился в отношении гражданки в неприличной форме грубой нецензурной бранью, унизив её честь и достоинство. Иначе говоря, оскорбил. Оскорбление заключается в действиях, которые унижают честь и достоинство определённого лица в неприличной форме (циничной, противоречащей установленным правилам поведения, требованиям общечеловеческой морали). Оскорбление может быть нанесено словесно, письменно, действием, публично, как в присутствии, так и в отсутствии пострадавшего, при оскорблении не сообщается позорящих пострадавшего сведений, а даётся отрицательная оценка его личности в грубой форме. В данном случае совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5. 61 КоАП РФ. Мужчине назначено наказание в виде административного штрафа в размере одной тысячи рублей. Но это минимум, что можно получить за оскорбление.

Согласно статье 5.61 ч. 1 КоАП РФ наказание предусмотрено в виде административного штрафа для граждан в размере от одной тысячи до трёх тысяч рублей; для должностных лиц — от 10 тысяч до 30 тысяч рублей, для юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, — влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

Непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц — от 10 тысяч до 30 тысяч рублей, на юридических лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

О том, что есть морали и нормы поведения знают все. Но что это значит, понятие у всех свое. Скорее всего, это связано с тем, что у каждого свои взгляды на это. Но мы живем в цивилизованном мире, и нас окружает общество, где нужно соблюдать определенные правила, как в поведении, так и в общении. Для того чтобы понимать, как жить и как общаться, необходимо понимать, что такое амораль и как она проявляется.

Основные термины морали и аморли

Перед тем, как обсуждать вопрос разных проступков, стоит выяснить основные правила и нормы поведения, для того, чтобы понимать, что является отклонением.

Социальные нормы представляют собой определенные нормы поведения, которые существуют внутри общества, которые считаются общепризнанными в общества. И специалисты выделяют несколько типов отклонения от этих самых норм:

  1. Позитивные. Это аморальный образ жизни, смысл которого в том, чтобы преодолеть все устаревшие нормы и правила, но только те, которые связанные с социальным обществом. Суть в том, чтобы изменить в лучшую сторону социальную систему;
  2. Негативные. Здесь речь идет о дисфункциональной дезорганизации, которая ведет на полное разрушение общества.

Стоит отметить еще два важных термина, которые помогут полностью разобраться в данной ситуации:

  • Мораль — это специальные правила поведения человека, которые, по сути, считаются правильными и подобающими в самом обществе. Но тут, стоит понимать, что у каждого человека есть свое понятие морали. Каждый сам для себя, приходит к выводу ,как правильно вести себя, а как нет. К примеру, для одного алкоголизм — это способ решить проблемы забыть о них, для другой группы людей, пить без повода, просто аморально, и таких людей нужно ликвидировать от общества в целом;
  • Аморальщина представляет собой определенный социальный выбор человека. Бывают случаи, что человек прибегает к аморальному поведению, чтобы достичь той, или иной цели. Другие же личности могут вести себя неподобающим образом только потому, что хотят выделиться и общества. Много причин есть на то, чтобы вести себя неправильно, но в любом случае, для общества это не правильно и не понятно.

Причины аморального поведения

В общем можно выделить следующие причины возникновения такого вот поведения:

  • Часто причиной такого вот неправильного поедания может стать разделение населения на неравные классы, на богатых и бедных. То, что нехватка денег может привести к тому, что человек будет деградировать, логично и так. Личность будет вести себя аморально, при этом начнет употреблять вредные вещества и вести непристойный образ жизни, при всем этом он может и разлагать общество, которое находиться рядом с ним;
  • Факторы морально-эстетичные. Здесь речь идет о низком воспитании человека. Родители могут не заложить в ребенка нужные знания и понимания;
  • То, что окружает человека. Так как мы находимся в обществе, на нас очень сильно влияет то , что в нем происходит. Семья, школа, университет, компания друзей, все это, так или иначе, оставит отпечаток на характере, взглядах и личностных качествах человека. К сожалению, учеными было доказано то, что именно близкое окружение оставляет самый большой отпечаток на формировании человека в целом. Поэтому, если ребенок родился в семье алкаша, больше 85% детей будут вести именно такой же образ жизни, как его родители. Он для него становятся ярким примером, как нужно проводить время и день.

Ученые говорят, что именно молодежь подвергнута аморальному поведению, и на это есть свои причины и логические :

  1. Неустойчивая психика;
  2. Возможны разного рода внутренние переживания и противоречия;
  3. Почти нулевой уровень терпения;
  4. Желание выделиться среди толпы, делая это странными способами;
  5. Состояние в секте, или определенной субкультуре.

АМОРАЛЬНЫЙ ПРОСТУПОК

АМОРАЛЬНЫЙ ПРОСТУПОК

проступок, не совместимый с продолжением работы, связанной с выполнением воспитательных функций, может служить основанием, в соответствии с п.3 ст.254 КЗоТ, для прекращения трудового договора(контракта). По такому основанию могут быть уволены учителя, преподаватели учебных заведений, мастера производственного обучения, воспитатели детских учреждений. Как аморальный проступок работника, выполняющего воспитательные функции, может быть расценено появление его в нетрезвом состоянии в общественных местах, вовлечение несовершеннолетних в пьянство, неправомерное поведение в быту и т.д. Прекращение трудового договора(контракта) по рассматриваемому основанию не является мерой дисциплинарного взыскания, применение которой обусловлено сроками, установленными законом. Однако при решении вопроса об основаниях такого увольнения следует учитывать время, истекшее с момента совершения соответствующего проступка, последующее поведение работника и другие обстоятельства (п.43 пост. Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г.).

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия трудового права

Понятие в трудовом праве

Четкого законодательного определения, что представляет собой аморальный проступок, не введено. В то же время аморальными считают все поступки, которые не вписываются в общепринятые стандарты поведения современного человека и могут стать основанием для привлечения гражданина к уголовной, административной ответственности, либо осуждения со стороны гражданского общества.

Обычно аморальными поступками считаются:

  1. Нахождение в общественных местах в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения.
  2. Хулиганские или преступные действия, зафиксированные правоохранительными органами.
  3. Поведение (на работе или в быту), которое выходит за рамки приличия (излишняя сексуальная свобода в действиях и одежде, извращённое сексуальное поведение, домогательство в сексуальном плане к своим подчиненным, нецензурная брань в общении, нежелание придерживаться элементарных правил гигиены и другие).
  4. Участие в драках.
  5. Факты физического или психологического насилия относительно учеников (удары, побои, принуждение к различным унижающим личность действиям, причиняющие душевные страдания молодому человеку).
  6. Алкоголизм, наркомания.

В Трудовом кодексе предусмотрена норма, позволяющая работодателям прекращать трудовые отношения с педагогическими сотрудниками, совершившими аморальный проступок. Важно обозначить, что такой проступок должен быть несовместим с дальнейшей работой гражданина.

Нужно понимать, что поступок может считаться аморальным как в обществе в целом, так и непосредственно в конкретном коллективе. Прежде, чем применять последнюю норму, работодатель должен учесть, что рамки морали в учебном заведении изначально должны быть установлены и доведены всем воспитателям под личную роспись.

Они не должны отходить от общепринятых в обществе моделей поведения. Если эти критерии не будут соблюдены – работник сможет через суд восстановиться в прежней должности и вытребовать компенсацию за возникший прогул не по вине работника, а также возмещение морального вреда.

Помните, применить статью о прекращении трудовых отношений из-за аморального поступка можно только к гражданам, выполняющим воспитательные функции и только в случае, если такой проступок несовместим с дальнейшей деятельностью конкретного сотрудника на этой должности.

Кого можно уволить

Кого можно уволить за аморальный проступок

Если внимательно ознакомиться с законодательными нормами, а также судебной практикой и выданными на ее основании разъяснениями, то под категорию лиц, которых можно уволить за аморальное поведение, попадают исключительно педагогические работники. Но и здесь не все категории сотрудников выполняют воспитательную функцию.

Поэтому прежде чем применить п. 8 первой части статьи 81 ТК РФ, следует внимательно ознакомиться с трудовыми обязанностями сотрудника, а также действиями, которые он совершил.

К категориям граждан, к которым может применяться в процессе наказания в виде увольнения обозначенная выше статья, относятся:

  1. Воспитатели, работающие в детских садиках.
  2. Школьные учителя, преподаватели, контактирующие с обучаемыми.
  3. Мастера, выполняющие функции производственного обучения.
  4. Спортивные тренеры, логопеды, вожатые спортлагерей.

Нужно понимать, что определяющим фактором отнесения должности к разряду педагогических является не ее непосредственное название, а конкретно выполняемая по условиям должностной инструкции работа. К примеру, если учителя, который выполняет административно-хозяйственные функции и не контактирует с учениками в нерабочее время уличили в нетрезвом виде, уволить его за аморальное поведение нельзя.

Процесс увольнения сотрудника за аморальное поведение должен сопровождаться всесторонним изучением не только реальных (и закрепленных в документах) обязанностей, но и тяжести совершенного проступка. Особенно, если все это обнаружено в нерабочее время.

Не стоит забывать, перед применением нормы увольнения работодатель обязан, по возможности, применить другие средства воздействия (предупреждение, снижение премиальных выплат, выговор, понижение в должности, перевод на другую работу). Исключение – если совершенный проступок несовместим с возможностью продолжения работы в конкретном учебном заведении.

Помните, даже если гражданин является педагогическим сотрудником и попался за аморальное поведение, чтобы применить к нему как наказание соответствующую статью об увольнении, работодатель обязан доказать, что он выполняет воспитательную функцию по отношению к другим людям, и что совершенный проступок несовместим с выполнением дальнейшей работы.

Особенности увольнения за аморальное поведение

Пожалуй, главная особенность законодательной нормы, предусматривающей увольнение за аморальное поведение, заключается в отсутствии четкой привязки такого проступка к месту и времени его совершения. Это может быть на работе и в быту. Часто увольняют за аморальные проступки, совершенные в прошлом, если они изначально были скрыты от администрации и открылись спустя некоторое время.

Чтобы применить норму увольнения за аморальный проступок, работодатель должен собрать доказательную базу, подтверждающую, что такой проступок действительно имел место. В перечень доказательных документов входят:

  • заявления от родителей, докладные записки от коллег по работе, объяснительные записки от свидетелей происшествий;
  • протоколы и постановления об административной ответственности, письма из правоохранительных и превентивных органов;
  • копии решений либо же постановлений суда.

Помните, руководствоваться при увольнении сотрудников домыслами, слухами, непроверенной информацией из глобальной сети (сегодня с легкостью можно смонтировать практически любую фотографию или видеоролик) не стоит. При дальнейших разбирательствах в суде работник будет восстановлен в должности, а вот репутация администрации может серьезно пострадать.

Если же такой проступок зафиксирован в рабочее время, работодатель обязан всесторонне разобраться, что произошло на самом деле, и как это все влияет на возможность сотрудника выполнять свои педагогические функции. Нужно учитывать, увольнение с работы, это крайняя мера, применение которой возможно только если будет доказано, что совершенное действие несовместимо с дальнейшей работой гражданина, либо происходило систематически раньше, за что к сотруднику уже применялись меры дисциплинарного воздействия.

Разборы аморального поведения должны проводиться в присутствии работника, который его совершил. Обязательным документом, который должен затребовать работодатель, является письменное объяснение самого сотрудника.

Если же провинившийся работник отказывается написать объяснение – необходимо составить акт, которым все это зафиксировать. Желательно в таком акте кратко изложить суть беседы с нарушителем. Подписывают акт не менее 3 человек. Желательно, чтобы они не были заинтересованы в исходе разбирательства.

Процедура увольнения

Порядок увольнения за аморальное поведение

Чтобы выполнить процедуру увольнения работника, совершившего аморальный проступок, законно, необходимо выполнить включить в нее следующие этапы.

Фиксируем факт аморального проступка. Учитывая, что увольнение по этой причине может применяться за поступок как на работе, так и в быту, единой формы подтверждения не установлено. Обычно это официальный документ компетентного органа (полиция, суд, прокуратура), а может быть и от сознательных граждан (например, соседи по квартире).

Если же случай зафиксирован на работе – необходимо его письменно оформить. Делается это в виде докладной записки, акта за подписью нескольких сотрудников, заявлений родителей.

Объяснение со стороны провинившегося сотрудника. Учитывая, что часто люди могут заниматься распространением откровенно ложной информации из-за личной неприязни друг к другу, работодатель обязан рассмотреть доводы другой стороны.

И делается это исключительно в письменном виде (чтобы было документальное доказательство). Дальнейшие действия администрации часто зависят от полученной информации со стороны совершившего проступок работника.

Проводится служебное расследование. Чтобы удостовериться в правдивости доказательств, работодатель обязан провести служебную проверку изложенных сторонами фактов. Обычно для этого создается специальная комиссия.

Создается она приказом работодателя, наделяется определенными полномочиями, устанавливаются сроки и порядок ее работы. По окончанию работы комиссии составляется акт, где излагаются полученные в процессе расследования факты, а также предлагаются меры воздействия относительно нарушителя. Нарушитель знакомиться с актом расследования под личную роспись.

Принимается решение о наказании. На основании выводов комиссии, а также имеющихся документов работодатель должен принять решение о привлечении работника к ответственности. Это может быть дисциплинарное взыскание, либо же увольнение с работы. Оформляется приказом по предприятию. В трудовой книжке делается соответствующая запись. В день увольнения с работником выполняют полный расчет.

Важно отметить, в зависимости от документов, которые поступили на рассмотрение работодателю, этапы могут сокращаться или увеличиваться. К примеру, если это набравшее законную силу судебное решение, оно уже само по себе является доказательством совершенного проступка и дальнейшей перепроверки не требует.

В то же время, если поступило просто заявление от сознательного соседа, целесообразно оформить дополнительный запрос в полицию по месту жительства сотрудника с целью проведения дополнительной официальной проверки. И только после получения положительного ответа от правоохранительных органов можно переходить к следующему этапу.

Помните, достаточно часто нерадивые сотрудники восстанавливаются в должности через суд из-за нарушения процедуры оформления аморального проступка. Поэтому, чтобы формальности не мешали избавляться от недостойных воспитателей, всегда следите за процедурой и сроками ее оформления.

Если же сотрудник совершил нарушение трудовой дисциплины, но доказать аморальность такого проступка проблематично, целесообразно привлекать его к дисциплинарной ответственности на общих основаниях. Ведь за систематическое нарушение трудовой дисциплины в дальнейшем также можно уволить.

Как происходит обжалование в суде

Обжалование незаконного увольнения

Часто уволенный «по статье» сотрудник не соглашается с таким решением работодателя и обращается в суд с целью отмены приказа об увольнении и восстановления в своей прежней должности. Важно помнить, обязанность доказывать свою правоту возлагается не на работодателя, а не работника.

Изначально суд стоит на стороне гражданина. И малейшее отклонение в процедуре оформления увольнения будет причиной принять решение в пользу уволенного сотрудника.

В случае обжалования увольнения в суде особое внимание уделяется таким моментам:

  1. Был ли уволенный сотрудник непосредственно связан с воспитательной работой, какими документами это было зафиксировано, как доводилось к сотруднику.
  2. В чем состоял факт совершенного работником аморального проступка, как это влияло на его дальнейшую работу, почему такому работнику невозможно продолжать трудиться в этом заведении.
  3. Как определялась тяжесть проступка, почему принято решение уволить сотрудника, применялись ли ранее к нему другие меры дисциплинарного воздействия.
  4. Были ли выдержана процедура и сроки наложения взысканий, рассмотрел ли работодатель проступок со всех сторон, как подошел к изучению доказательной базы, послужившей основанием для принятия решения об увольнении.
  5. Учитывался ли факт нахождения сотрудника на больничном или в отпуске на дату его увольнения.
  6. Был ли работник своевременно ознакомлен с докладными записками по поводу аморального проступка, актами, протоколом служебных разбирательств и рассмотрения, приказом об увольнении.
  7. Своевременно ли произведен расчет при увольнении, соответствует ли сделанная в трудовой книжке запись действующему трудовому законодательству.

Поэтому, чтобы доказать правомерность принятого решения работодателю потребуется предоставить суду такие документы (заверенные копии или выписки):

  • приказ о трудоустройстве работника;
  • приказ, подтверждающий факт увольнения;
  • докладную записку, акт, заявление, письменное обращение уполномоченного лица, подтверждающее факт аморального проступка;
  • личное письменное объяснение работника;
  • документы, подтверждающие проведение служебной проверки (разбирательства). Как правило, это акт служебной проверки, либо протокол служебного рассмотрения аморального проступка;
  • должностную инструкцию работника с его личной подписью;
  • другие документы, на основании которых принимались решения.

Помните, обязанность доказывать свою правоту полностью лежит на работодателе. Поэтому изначально следует проверить наличие всех подтверждающих документов, подписей виновника, а также соответствие их установленной законодательством процедуре.

Подробнее о дисциплинарных взысканиях в Трудовом кодексе смотрите в этом видео:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *