Содержание
Нужно ли проводить начисление амортизации ОС фирмам на упрощенке?
Все юридические лица, зарегистрированные в РФ, обязаны вести бухгалтерский учет. Это установлено ст. 6 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Учет основных средств (ОС), в том числе их износа, является неотъемлемой частью бухучета.
Но не только общая обязанность вести бухучет является причиной, по которой бизнесменам необходимо очень внимательно относиться к начислению амортизации при УСН.
Дело в том, что применение упрощенки связано с рядом ограничений, одно из которых — остаточная стоимость ОС. Этот показатель не должен превышать 150 млн руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Поэтому бизнесмену нужно внимательно следить за стоимостью ОС, особенно если она приближается к порогу.
Читайте нас в Яндекс.Дзен Яндекс.Дзен
В некоторых случаях, чтобы избежать потери права на применение УСН, есть смысл изменить методику расчета амортизации. Часто компании по умолчанию пользуются самым простым, линейным методом. Однако другие методики при определенных условиях могут позволить снизить остаточную стоимость и остаться в рамках спецрежима.
Амортизация для предпринимателей на УСН
Индивидуальные предприниматели (ИП) имеют право не вести бухучет (п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ).
Однако контролировать остаточную стоимость ОС при работе на упрощенке (т. е. начислять амортизацию) они обязаны (письмо Минфина РФ от 28.10.2016 № 03-11-11/63323).
Предприниматели нередко спорят с налоговиками по этому вопросу. Но судебные органы, в том числе Верховный суд РФ, в данной ситуации обычно встают на сторону чиновников (решение ВС РФ от 02.08.2016 по делу № АКПИ 16-486).
В то время как одни предприниматели вступают в споры с контролерами по поводу амортизации при УСН, другие ИП не просто считают амортизацию «по обязанности», но и ведут полноценный бухучет. Дело в том, что данные бухучета являются основой для принятия управленческих решений. Одного налогового учета для этого часто бывает недостаточно. Особенно если речь идет об УСН с объектом «доходы».
Бизнес многих ИП является достаточно крупным. Нередко речь идет о серьезном производстве с существенным количеством оборудования. Поэтому учет амортизации важен для оценки затрат и финансовых результатов в целом.
Кроме того, во многих случаях бизнесмену требуется бухгалтерская отчетность. Ее наличие важно, например, при заключении контрактов с крупными потребителями (особенно с государственными компаниями). Привлечение кредитов или инвестиций без предъявления бухгалтерской отчетности тоже весьма затруднено.
Списание стоимости ОС, приобретенных во время использования УСН
В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ затраты на новые объекты ОС списываются в первом налоговом периоде.
Поскольку упрощенцы не платят НДС, необходимо учитывать полную стоимость приобретения объекта с учетом данного налога.
Существенной особенностью здесь является то, что списывать можно только оплаченные затраты (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Поэтому если объект оплачивается в рассрочку, то фактически его стоимость может учитываться и в течение более длительного, чем год, периода.
Пример
Организация, работающая на УСН, приобрела ОС стоимостью 800 тыс. руб. в феврале 2018 года. Если оплата произведена единовременно при получении объекта, то списание в течение 2018 года производится по 200 тыс. в квартал.
Предположим теперь, что условия договора предусматривают оплату 400 тыс. руб. в феврале 2018 года и 400 тыс. руб. в феврале 2019 года. Тогда в 2018 году можно будет включить в затраты только 400 тыс. руб. — по 100 тыс. в квартал. Вторая половина суммы будет списана в 2019 году по аналогичной схеме.
***
Амортизация при УСН «доходы» и «доходы минус расходы» начисляется по одинаковым принципам. В данном случае она нужна не для налогового учета, а для получения достоверной бухгалтерской информации и контроля за лимитом стоимости ОС.
Налоговый учет затрат на ОС при упрощенке ведется по специальному алгоритму. В отдельных случаях он напоминает линейную амортизацию, но по сути не является ею.
***
Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.
Амортизация — это…
Все компании, применяющие УСН, обязаны вести бухгалтерский учет (ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Учет основных средств (ОС) обязателен еще и потому, что в случае превышения остаточной стоимости ОС 150 млн руб. организация теряет право применения спецрежима. При этом в расчет принимается только амортизируемое имущество (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Амортизация — списание начальной стоимостной оценки объекта ОС в течение предполагаемого срока использования. Подсчет амортизации в бухучете начинается со следующего после ввода объекта ОС в эксплуатацию месяца. Амортизация может начисляться несколькими способами:
- линейным;
- методом уменьшаемого остатка;
- по сумме чисел лет полезного использования;
- пропорционально объему выпуска готовой продукции.
О методах подсчета амортизации узнайте из статьи «Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете».
Результаты подсчетов отображаются в ведомости начисления амортизации, которую компания разрабатывает самостоятельно с учетом правил оформления первичной документации, утвержденных в ст. 9 закона № 402-ФЗ. Расчет амортизации осуществляется ежемесячно, за исключением компаний, которым позволено вести упрощенный бухучет. Такие организации вправе списывать амортизационные отчисления раз в год, 31 декабря, или самостоятельно устанавливать периодичность (п. 19 ПБУ 6/01).
О том, кто может вести бухучет по упрощенной схеме, см. материал «Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях».
ВАЖНО! ИП на УСН не обязаны вести бухучет, а потому обязанность по начислению амортизации у них также отсутствует.
Алгоритм начисления амортизации в бухучете един для всех организаций на любой системе налогообложения и регламентирован ПБУ 6/01.
Ознакомиться с нормами ПБУ 6/01 можно в этом материале.
Как включить расходы на покупку ОС в книгу учета доходов и расходов
В налоговом учете при применении УСН «доходы минус расходы» амортизация не начисляется. Стоимость объекта списывается в течение календарного года, в котором он был приобретен (построен), ежеквартально равными частями (п. 3 ст. 346.16 НК РФ). То есть если объект был введен в эксплуатацию:
- в 1 кв. — списывается по ¼ от стоимости объекта;
- во 2 кв. — по 1/3 части от стоимости объекта;
- в 3 кв. — по ½ части;
- в 4 кв. — списание осуществляют единовременно.
В книге учета доходов и расходов (КУДиР) расходы отображаются последним днем отчетного квартала.
При этом объект ОС:
- должен быть оплачен,
- иметь корректно оформленную первичную документацию на приобретение,
- использован в деятельности предприятия,
- экономически целесообразен,
- должен относиться к амортизируемому имуществу согласно гл. 25 НК РФ.
Пример
Объект куплен в январе 2018 года за 400 000 руб. Тогда в последний день каждого квартала этого года в КУДиР следует списать по 100 000 руб. (400 000 ÷ на 4 кв.). Если объект оплачен в 3 кв., то 30 сентября и 31 декабря отображается по 200 000 руб. То есть на конец года в налоговом учете погашается полная стоимость объекта ОС.
Если первоначальная стоимость актива не более 100 000 руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ), то всю сумму можно учесть в составе затрат в момент оплаты единовременно.
Если оплата имущества осуществляется частями, то и его стоимость в налоговом учете будет погашаться равными долями от оплаченных сумм.
Пример
В феврале 2017 года компания ООО «Ригма» приобрела станок стоимостной оценкой 800 000 руб. Оплата производилась следующим образом:
1 кв. 2017 — 300 000 руб.
2 кв. 2017 — 210 000 руб.
3 кв. 2017 — 100 000 руб.
4 кв. 2017 — 90 000 руб.
1 кв. 2018 — 100 000 руб.
В КУДиР расходы следует включать следующим образом:
Дата включения в КУДиР |
Сумма, тыс. руб. |
Расчет тыс. руб. |
Пояснения |
300 / 4 кв. |
300 000 руб. равными долями принимаются в 1, 2, 3 и 4 кв. 2017г. |
||
75 + 210 ÷ 3 кв. |
210 000 руб. будут приниматься во 2, 3 и 4 кв. 2017 г. |
||
75 + 70 + 100 ÷ 2 кв. |
100 000 руб. учитываются в 3 и 4 кв. 2017 г. |
||
75 + 70 + 50+ 90 |
90 000 принимаем в полном объеме в 4 кв. 2016 г. |
В 2018 году оставшиеся 100 000 руб. необходимо включать в расходы равными частями в каждом квартале по 25 000 руб. на 31.03, 30.06, 30.09, 31.12.
Если объект ОС был приобретен до перехода на УСН, остаточную стоимость по данным налогового учета на 31 декабря года перед переходом на УСН нужно списать равными долями в расходы следующим образом (подп. 3 ст. 346.16 НК РФ):
- В течение календарного года, если срок предполагаемого использования не более 3 лет.
- В течение 3 лет (50% — в 1 год, 30% — во 2 год, 20% — в 3 год), если срок предполагаемого использования свыше 3 и до 15 лет включительно.
- В течение 10 лет, если срок превышает 15 лет.