Анализ счета 90 пример

Характеристика счета 90 в бухгалтерском учете

Это пассивный субсчет;

  • 90.2 — «Себестоимость продаж». Активный субсчет, отражает себестоимость проданного товара;
  • 90.3 — «НДС по продажам». Счет НДС тоже является активным, в корреспонденции со счетом 68 отражает сумму НДС, начисленного в бюджет;
  • 90.4 — «Акцизы». На активном субсчете акцизов отражаются акцизы, включаемые в сумму реализованных товаров;
  • 90.9 — «Прибыль (убыток) от продаж». Субсчет выступает регулирующим, на него закрываются все другие субсчета.

Типовые корреспонденции счета 90: Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

  • Бесплатный видео самоучитель по 1С Бухгалтерии 8.3 и 8.2;
  • Самоучитель по новой версии 1С ЗУП 3.0;
  • Хороший курс по 1С Управление торговлей 11.

Закрытие 90 счета, проводки По итогам месяца на субсчете 90.9 формируется результат от продаж.
Счет 90 бухгалтерского учета — это активно-пассивный счет «Продажи», используется для отражения информации, связанной с реализацией готовой продукции по основной деятельности предприятия. Счет является одним из самых сложных в плане счетов.

Его особенность в том, что на конец периода он должен закрываться без остатка. С помощью типовых проводок и практических примеров для чайников разберемся в специфике использования счета 90 и рассмотрим закрытие счета 90 в конце месяца и в конце года.

  • 1 Счет 90 в бухгалтерском учете
    • 1.1 Субсчета счета 90
    • 1.2 Закрытие 90 счета, проводки
  • 2 Примеры операций с использованием 90 счета
    • 2.1 Пример 1
    • 2.2 Пример 2

Счет 90 в бухгалтерском учете Ежемесячно на счете отражается финансовый результат от продаж по основной деятельности.

Бухгалтерский счет 90 — специальный счет, используемый для отражения и анализа сумм полученных доходов и понесенных расходов предприятия. На основании остатков по данному счету определяется финансовый результат деятельности организации. В статье мы рассмотрим основные операции по счету 90 в примерах и проводках.

Операций по счету 90 на примерах

Для рассмотрения учета операций по отражению сумм реализации, НДС и финансового результата на счете 90, воспользуемся наглядными примерами.

Проводки по реализации с отсрочкой платежа (счет 90.1)

Между АО «Сигнал» и ООО «Фаза» заключен договор на поставку лакокрасочной продукции, согласно которого стоимость товара составляет 857.500 руб. ООО «Фаза» оплачивает товар в течение 30 дней после его получения. Получая возможность отстрочки платежа, ООО «Фаза» оплачивает 0,15% за каждый день отсрочки (857.500 руб. * 30 дней * 0,15% = 38.588 руб.)

В учете АО «Сигнал» были отражены такие проводки:

Дт Кт Описание Сумма Документ
62 90.01.1 Учтена сумма выручки от реализации лакокрасочной продукции 857.500 руб. Товарная накладная, счет-фактура
62 90.01.1 Сумма выручки от реализации лакокрасочной продукции увеличена на сумму процентов 38.588 руб. Товарная накладная, счет-фактура
51 62 Зачислены средства от ООО «Фаза» в счет оплаты за поставку товара (857.500 руб. + 38.588 руб.) 896.088 руб. Банковская выписка

Учет сумм НДС (счет 90.3)

Согласно договору поставки, ООО «Магнит» отгрузил АО «Маршал» партию товара (спортивный инвентарь). Стоимость поставки по договору — 457.000 руб., НДС 69.712 руб. Себестоимость товара — 305.400 руб. АО «Маршал» получает право собственность на партию спортивного инвентаря после осуществления оплаты.

В учете ООО «Магнит» были сделаны следующие записи:

Дт Кт Описание Сумма Документ
45 41 Отгружена партия спортивного инвентаря 305.400 руб. Товарная накладная
76 68.02 Начислена сумма НДС на стоимость отгруженного товара 69.712 руб. Счет-фактура
51 62 Зачислены средства от АО «Маршал» в счет оплаты за спортивный инвентарь 457.000 руб. Банковская выписка
62 91.01.1 Учтена сумма полученной выручки 457.000 руб. Банковская выписка
90.02.1 45 Себестоимость отгруженной партии спортивного инвентаря списана на расходы 305.400 руб. Калькуляция себестоимости

Отражения финансового результата в проводках — закрытие 90 счета

По итогам декабря 2015 года АО «Гигант»:

  • реализовано продукции 261.000 руб., НДС 39.814 руб.;
  • себестоимость реализации — 133.500 руб.

Определяя финансовый результат, бухгалтер АО «Гигант» сделал такие записи:

Дт Кт Описание Сумма Документ
62 90.01.1 Учтена выручка от товаров, реализованных в декабре 2015 261.000 руб. Товарная накладная, счет-фактура
90.02.1 41 Себестоимость реализованных товаров списана на расходы 133.500 руб. Калькуляция себестоимости
90.3 68.02 Начислен НДС на сумму реализации 39.814 руб. Счет-фактура
51 62 Зачисление средств в счет оплаты за реализованную продукцию 261.000 руб. Банковская выписка
90.09 99 Отражен финансовый результат (прибыль) по итогам марта 2015 (261.000 руб. — 39.814 руб. — 133.500 руб.) 87.686 руб. Оборотно-сальдовая ведомость

По итогам месяца было произведено закрытие счета 90 (90.1, 90.2, 90.3):

Дт Кт Описание Сумма Документ
90.1 90.9 Закрытие суммы полученной выручки, отраженной по счету 90.1 261.000 руб. Оборотно-сальдовая ведомость
90.9 90.2 Закрытие суммы себестоимости, учтенной на счете 90.2 133.500 руб. Оборотно-сальдовая ведомость
90.9 90.3 Закрытие суммы НДС, начисленного на счете 90.3 39.814 руб. Оборотно-сальдовая ведомость

Бухучет выручки и себестоимости

Счет 90 «Продажи» входит в раздел «Финансовые результаты» плана счетов бухучета, утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. Он служит для сбора данных о доходах и расходах по основным видам деятельности организации.

Согласно п. 5 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н, выручкой считаются поступления от продажи товаров, работ, услуг (ТРУ).

Также ею могут считаться:

  • предоставление имущества в аренду;
  • предоставление в пользование интеллектуальной собственности;
  • участие в уставных капиталах прочих юридических лиц —

при условии, что организация позиционирует эти занятия предметом своей деятельности. Организациям, не относящим эти виды бизнеса к основным, они приносят прочие доходы.

Планом счетов рекомендуется введение таких субсчетов:

90.1 «Выручка»;

90.2 «Себестоимость продаж»;

90.3 «Налог на добавленную стоимость»;

90.4 «Акцизы»;

90.5 «Экспортные пошлины»;

90.9 «Прибыль/убыток от продаж».

Помимо этого, целесообразно ввести специальный субсчет для списания на него расходов на продажу. А организациям, ежемесячно относящим общехозяйственные расходы на 90-й счет, рекомендуется также вводить специальный субсчет для этого вида расходов. Это облегчит составление отчета о финансовых результатах в рамках заполнения строк «Коммерческие расходы» и «Управленческие расходы».

При признании выручки в бухучете производится запись:

Дт 62 Кт 90.1.

Выручка признается при соблюдении условий, оговоренных в п. 12 ПБУ 9/99:

  • фирма имеет юридически засвидетельствованное право на ее получение;
  • она может быть исчислена в суммовом выражении;
  • компания получила или получит оплату;
  • был осуществлен переход права собственности;
  • расходы, понесенные для получения выручки, могут быть исчислены в суммовом выражении.

Если не выполнено хотя бы одно условие, то оплата, полученная организацией, должна отражаться как кредиторская задолженность, а не погашать дебиторскую.

О взаимосвязи показателя выручки и баланса читайте в статье «Как отражается выручка в бухгалтерском балансе?».

В момент, когда в учете показывается выручка, должна быть списана и соответствующая себестоимость проданных ТРУ:

Дт 90.2 Кт 40, 41, 43, 45.

А также необходимо начислить НДС от продажи:

Дт 90.3 Кт 68.

Списание управленческих и коммерческих расходов на себестоимость

Списание управленческих и коммерческих расходов происходит через 90-й счет следующим образом:

  • Дт 90 субсчет «Управленческие расходы» Кт 26;
  • Дт 90 субсчет «Коммерческие расходы» Кт 44.

Остановимся на выборе метода списания расходов с 26-го счета.

Организация может выбрать и зафиксировать в учетной политике один из 2 способов списания на следующие счета:

  • 20 (23, 29);
  • 90.

При 1-м способе общехозяйственные расходы участвуют в формировании полной себестоимости готовой продукции, попадая на счета учета затрат в полной сумме в конце месяца. Они могут распределяться между основным, вспомогательным и обслуживающими производствами, а также между видами продукции. В дальнейшем с 20-го (23-го, 29-го) счета эти расходы попадут на счета учета готовой продукции и будут списаны пропорционально объему проданной продукции на себестоимость.

При 2-м способе на финансовый результат попадает вся сумма общехозяйственных расходов, понесенных за месяц, не распределяясь между проданной продукцией и оставшейся на складе. 2-й способ намного упрощает списание расходов с 26-го счета, а также увеличивает расходы, уменьшая прибыль. Выбор метода списания общехозяйственных расходов организация должна описать в учетной политике.

План счетов не дает выбора, на какой счет списывать расходы на продажу — только на 90-й. Однако при этом организация может выбрать, полностью ли их списывать или частично. Частичное списание подразумевает ежемесячное распределение между проданными товарами и оставшимися на складе:

  • для производственных компаний — расходов на упаковку и доставку;
  • для торговых компаний — расходов на доставку.

Остальные статьи расходов на продажу списываются полностью.

О распределении расходов на доставку читайте в статье «Как правильно рассчитать транспортные расходы (нюансы)?».

Определение финансового результата по основной деятельности

Проводки по субсчетам 90-го счета делаются в течение года, накапливая суммы доходов и расходов. Такой подход обеспечивает простоту формирования соответствующих строк отчета о финансовых результатах. Для получения информации о результатах работы организации за месяц бухгалтер подсчитывает расходы (оборот по дебету 90-го счета) и доходы (оборот по кредиту 90-го счета). Разница между этими величинами является прибылью или убытком за месяц, данная величина отражается проводкой Дт 90.9 Кт 99 при получении прибыли или Дт 99 Кт 90.9 при получении убытка.

Как результат, к концу года на всех используемых организацией субсчетах сформируется конечное сальдо, которое должно быть обнулено. Для субсчетов с дебетовым сальдо запись на полную его сумму делается по кредиту этого субсчета и дебету субсчета 90.9, для субсчетов с кредитовым сальдо — наоборот:

Дт 90.1 Кт 90.9

Дт 90.9 Кт 90.2

Дт 90.9 Кт 90.3 и т. д.

Анализ продаж — это один из главных аспектов, которые необходимо учитывать при проработке маркетинговой политики организации. Поэтому важно настроить правильную аналитику по счету 90. Чаще всего анализ продаж ведется по видам продукции, по географическим местоположениям, по контрагентам, по структурным подразделениям организации и т. д. Аналитический учет организуется в зависимости от потребностей пользователей в бухгалтерской информации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *