Арбитражного управляющего

Содержание

Вопрос: О налогообложении НДФЛ с 1 января 2011 г. доходов физлица от деятельности в качестве арбитражного управляющего, также занимающегося предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя, применяющего УСН.
1 ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 26 августа 2011 г. N 03-11-10/50

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке налогообложения доходов арбитражных управляющих и сообщает следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2 , 4 и 5 ст. 224 Кодекса).

Согласно положениям Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ ‘О несостоятельности (банкротстве)’, действовавшим до 1 января 2011 г., арбитражным управляющим (временным управляющим, административным управляющим, внешним управляющим или конкурсным управляющим) мог быть гражданин РФ, зарегистрированный в качестве ИП и соответствовавший иным требованиям, установленным названным ФЗ.

В связи с этим доходы ИП, применявшего упрощенную систему налогообложения, полученные от деятельности в качестве арбитражного управляющего, до 1 января 2011 г. облагались налогом в рамках упрощенной системы налогообложения.

В соответствии со ст. 20 названного ФЗ (в ред. ФЗ от 30.12.2008 N 296-ФЗ ‘О внесении изменений в ФЗ ‘О несостоятельности (банкротстве)’) и с учетом ст. 2 ФЗ от 17.12.2009 N 323-ФЗ ‘О внесении изменений в статьи 20.6 и 20.7 ФЗ ‘О несостоятельности (банкротстве) и статью 4 ФЗ ‘О внесении изменений в ФЗ ‘О несостоятельности (банкротстве)’ с 1 января 2011 г. деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не требует регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую названным Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

АУ вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности, а также предпринимательской деятельностью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и не приводит к конфликту интересов.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 227 Кодекса лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, являются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц по суммам доходов от такой деятельности. Таким образом, с 1 января 2011 г. доходы АУ, также занимающегося предпринимательской деятельностью в качестве ИП, применяющего упрощенную систему налогообложения, от деятельности в качестве управляющего должны облагаться налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном гл. 23 Кодекса.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН

2 ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО от 10 июня 2011 г. N ЕД-4-3/9304@

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо о налогообложении налогом на доходы физических лиц доходов, полученных арбитражным управляющим после 01.01.2011, и сообщает:

В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 20 Закона N 127-ФЗ законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», и с учетом ст. 2 ФЗ от 17.12.2009 N 323-ФЗ «О внесении изменений в статьи 20.6 и 20.7 ФЗ «о несостоятельности (банкротстве)» и статью 4 ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с 1 января 2011 г. деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не требует регистрации в качестве ИП.

Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую Законом N 127-ФЗ профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

В абз. 5 п. 1 ст. 20.3 Закона N 127-ФЗ закреплено право арбитражного управляющего на получение вознаграждения за период осуществления им своих полномочий.

Пунктами 1, 3 ст. 20.6 Закона N 127-ФЗ установлено, что арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, при этом сумма вознаграждения состоит из фиксированной суммы и процентов от балансовой стоимости активов должника.

Вознаграждение выплачивается за счет должника на основании п. 2 ст. 20.6 Закона N 127-ФЗ.

Доходы арбитражного управляющего, полученные от деятельности в качестве управляющего, облагаются налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 227 Кодекса нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Таким образом, арбитражные управляющие относятся к лицам, которые занимаются в установленном действующим законодательством порядке частной практикой.

Согласно п. 1 ст. 221 Кодекса лица, занимающиеся частной практикой, при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

В соответствии с п. 7 ст. 227 Кодекса лица, занимающиеся частной практикой, в случае появления в течение года доходов, полученных от занятия частной практикой, обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от данной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

Кроме того, п. 1 ст. 229 Кодекса установлено, что налогоплательщики, указанные в ст. 227 Кодекса, самостоятельно осуществляют декларирование полученных доходов по итогам налогового периода.

АУ в деле о банкротстве имеет право привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности в соответствии с п. 1 ст. 20.3 Закона N 127-ФЗ.

Следовательно, АУ, от которого налогоплательщик получил доход за выполненную работу, оказанную услугу по договору гражданско-правового характера, признается налоговым агентом и в соответствии со ст. 226 Кодекса обязан исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет исчисленную сумму налога.

Указанная позиция по данному вопросу согласована Письмом Минфина России от 16.05.2011 N 03-04-08/8-80.

Советник государственной гражданской службы РФ

2 класса Д.В.ЕГОРОВ 10.06.2011

3 ответ:

Вопрос: Обязан ли арбитражный управляющий с 01.01.2011 уплачивать страховые взносы как лицо, которое осуществляет профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой, и приравнено законодательством РФ о страховых взносах к индивидуальным предпринимателям, и в случае если обязан, то в каком порядке?

Ответ: Арбитражный управляющий как лицо, осуществляющее профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой, и приравненное законодательством РФ о страховых взносах к индивидуальным предпринимателям, с 01.01.2011 обязан уплачивать страховые взносы исходя из стоимости страхового года.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон N 127-ФЗ) (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон N 296-ФЗ) и от 28.12.2010 N 429-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и признании утратившими силу частей 18, 19 и 21 статьи 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)») арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую данным Законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Частью 9 ст. 4 Закона N 296-ФЗ также установлено, что положения ст. 20 Закона N 127-ФЗ (в ред. Закона N 296-ФЗ) в части определения арбитражного управляющего в качестве субъекта профессиональной деятельности, занимающегося частной практикой, а также в части исключения обязанности регистрации арбитражного управляющего в качестве индивидуального предпринимателя применяются с 01.01.2011.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ) иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям, которые являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Страхователи, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 6 Закона N 167-ФЗ, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) (п. 1 ст. 28 Закона N 167-ФЗ). Стоимость страхового года определяется в соответствии с Законом N 212-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона N 212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного ч. 2 ст. 12 данного Закона, увеличенное в 12 раз.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона N 167-ФЗ регистрация страхователей-организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (лиц, приравненных к ним в целях данного Закона) и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, реестре членов саморегулируемых организаций.

В настоящее время отсутствует специальный порядок регистрации в территориальных органах ПФР в качестве страхователей арбитражных управляющих, осуществляющих профессиональную деятельность, которые с 01.01.2011 не являются индивидуальными предпринимателями. Постановлением Правления ПФР от 02.08.2006 N 197п утвержден Порядок регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей. Также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств), нотариусы, занимающиеся частной практикой, частные детективы, адвокаты и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, подлежат регистрации в качестве страхователей в Порядке регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей, производящих выплаты физическим лицам, в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 N 296п.

Вместе с тем исходя из норм действующего законодательства в целях выполнения п. 1 ст. 11 Закона N 167-ФЗ регистрация, в частности, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (лиц, приравненных к ним в целях настоящего Федерального закона) и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в территориальных органах страховщика (ПФР), осуществляется в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций (далее — Реестр), в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 1 ст. 20 Закона N 127-ФЗ арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Он вправе быть членом только одной саморегулируемой организации.

Пунктом 3 Порядка ведения реестра арбитражных управляющих, являющихся членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2010 N 148 (далее — Порядок N 148), предусмотрено, что включение сведений о лице, принятом в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих, в Реестр осуществляется этой организацией в течение трех рабочих дней с даты вступления в силу решения о приеме такого лица в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих на основании документов, представленных таким лицом для приема в ее члены, и документов, подтверждающих исполнение таким лицом всех условий членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, установленных в соответствии со ст. 20 Закона N 127-ФЗ.

В соответствии с п. 2 Порядка ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 08.07.2010 N 284 (далее — Порядок N 284), Реестр ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, на бумажном и электронном носителях путем внесения в Реестр реестровых записей, содержащих сведения о некоммерческой организации по Перечню сведений, включаемых в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее — ЕГР).

С 30.12.2008 таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Постановление Правительства РФ от 03.02.2005 N 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», Указ Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»).

Так, в п. 7 Порядка N 148 указывается информация, которая содержится в Реестре, о каждом арбитражном управляющем, являющемся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Также согласно пп. 1.11 и 1.12 п. 1 Перечня сведений, включаемых в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 08.07.2010 N 284, данный реестр должен содержать в том числе перечень членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих с указанием их персональных данных (фамилия, имя, отчество, место жительства, дата и место рождения, данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика) и членов саморегулируемой организации, прекративших свое членство в саморегулируемой организации, с указанием оснований прекращения членства и персональных данных (фамилия, имя, отчество, место жительства, дата и место рождения, данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика).

Таким образом, одним из условий для включения в перечень членов арбитражных управляющих и прекращения членства в целях размещения сведений в ЕГР является наличие ИНН налогоплательщика. Следовательно, арбитражный управляющий в обязательном порядке должен встать на учет в налоговом органе по месту жительства (ст. 84 Налогового кодекса РФ).

В разд. IV Порядка N 284 установлен порядок предоставления сведений, которые являются открытыми и общедоступными, за исключением персональных данных и идентификационных номеров налогоплательщиков — арбитражных управляющих.

Вместе с тем по запросам заинтересованных лиц в срок не позднее пяти рабочих дней с даты поступления запроса в орган по контролю (надзору) могут передаваться сведения в виде выписок из ЕГР.

В связи с отсутствием в выписке ЕГР сведений о ИНН налогоплательщика — арбитражного управляющего саморегулируемой организации арбитражных управляющих Порядком N 284 предусмотрена передача дополнительных сведений (при наличии в запросе заинтересованного лица соответствующего требования) к выписке из ЕГР в виде копий документов, содержащихся в деле саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Таким образом, после регистрации юридического лица саморегулируемой организации арбитражных управляющих в качестве страхователя в органах ПФР на основании сведений ФНС России, используя права, предоставленные Порядком N 284, заинтересованное лицо вправе получить другие сведения из ЕГР в отношении арбитражного управляющего (в том числе его ИНН) от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Частью 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 данного Закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. При этом согласно ч. 5 ст. 14 Закона N 212-ФЗ такой плательщик не начисляет и не уплачивает страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, однако вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы по указанному виду обязательного социального страхования в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Согласно ст. 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее — страховые взносы) — это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

Поэтому данный страхователь, в соответствии ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, является одновременно застрахованным лицом.

В соответствии с п. 4 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся физические лица, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ, в частности индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Согласно п. 1 ст. 10 Закона N 167-ФЗ суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Если арбитражный управляющий начинает осуществлять профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате им за этот расчетный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности.

За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Следует помнить, что Законом N 212-ФЗ (в частности, ст. 58) не установлены льготы в виде пониженных тарифов в отношении деятельности арбитражного управляющего.

Арбитражный управляющий – это лицо, которое является гражданином Российской Федерации и назначено арбитражным судом для осуществления процедуры банкротства несостоятельного должника — организации или граждан Российской Федерации.

Деятельность арбитражного управляющего нужна для координации всей хозяйственной деятельности должника под контролем арбитражного суда для достижения цели максимального удовлетворения требований кредиторов должника за счет осуществления операций по полной или частичной продаже имущества должника.

В каком качестве выступает арбитражный управляющий при проведении процедуры банкротства

В зависимости от способа проведения процедуры банкротства и осуществления выполняемых функций в каждом конкретном судебном деле о банкротстве арбитражный суд назначает арбитражного управляющего в качестве:

— внешнего управляющего (осуществляется процедура внешнего управления). Основная цель на этой стадии — восстановить платежеспособность должника. Внешний управляющий — арбитражный управляющий, который фактически руководит должником после введения внешнего управления. Особенность этой процедуры в том, что прежнее руководство должника отстраняется от работы. Внешний управляющий:

  • ведёт реестр требований кредиторов;

  • разрабатывает план внешнего управления;

  • ведёт бухгалтерский, финансовый и статистический отчёт;

— административного управляющего (осуществляется процедура финансового оздоровления). На стадии финансового оздоровления основная функция арбитражного управляющего – это контролирующая функция. Арбитражный управляющий ведёт реестр требований кредиторов, контролирует выполнение плана финансового оздоровления, графика погашения долга, перечисления денежных средств кредиторам;

— временного управляющего (осуществляется процедура наблюдения). На стадии процедуры наблюдения арбитражный управляющий обязан выяснить, есть ли возможность поправить финансовые дела должника и восстановить его платежеспособность;

— финансового управляющего (осуществляется процедура банкротства граждан);

— конкурсного управляющего (осуществляется процедура конкурсного производства). Конкурсный управляющий руководит должником. В статусе конкурсного управляющего арбитражный управляющий имеет право:

  • распоряжаться имуществом должника;

  • увольнять работников;

  • искать, выявлять и возвращать имущество должника, которое находится у третьих лиц;

  • требовать возврата задолженности перед должником.

Права и обязанности арбитражных управляющих

Арбитражный управляющий имеет следующие права:

  • получать вознаграждение за свою деятельность согласно действующему законодательству;

  • созывать собрание кредиторов;

  • обращаться в арбитражный суд с требованиями и ходатайствами;

  • привлекать для выполнения своих обязанностей третьих лиц или компетентных специалистов, если это не противоречит закону о несостоятельности;

  • подавать прошение об отстранении его от ведения дела о банкротстве в судебную инстанцию.

Обязанности арбитражного управляющего заключаются в следующем:

  • проводить анализ финансовой деятельности должника;

  • составлять реестр кредиторов;

  • выявлять признаки преднамеренного или фиктивного банкротства, и при их обнаружении докладывать в судебную инстанцию о выявленных правонарушениях;

  • защищать имущество должника;

  • сохранять конфиденциальность сведений, которые были получены при осуществлении процедуры банкротства в ходе работы с должником.

Арбитражный управляющий и членство в саморегулируемой организации арбитражных управляющих

Арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации должен быть членом только одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО).

Для членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих арбитражный управляющий должен соответствовать требованиям, которые устанавливаются соответствующей организацией арбитражных управляющих для каждого ее члена, а именно:

  • наличие положительного результата сдачи теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

  • наличие стажа работы на руководящих должностях не менее 1 года и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее 2-х лет;

  • наличие высшего профессионального образования;

  • отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;

  • отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

  • не быть исключённым из саморегулируемой организациии арбитражных управляющих в течение 3-х лет до момента подачи заявления на членство;

  • наличие своевременного и в полном объеме внесения установленных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих членских и иных взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд;

  • наличие договора обязательного страхования ответственности.

Кроме этого конкурсный кредитор, который является заявителем по делу о банкротстве, либо собрание кредиторов имеют право предъявить к кандидатуре арбитражного управляющего, осуществляющего процедуру банкротства, следующие дополнительные требования, а именно:

  • наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;

  • проведение в качестве арбитражного управляющего определенного количества процедур, применяемых в деле о банкротстве;

  • наличие высшего юридического или экономического образования либо образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.

Порядок назначения арбитражных управляющих

Порядок назначения арбитражных управляющих установлен законом «О банкротстве» и выглядит следующим образом:

Сначала в Арбитражный суд подаётся заявление о признании должника банкротом.

В этом заявлении указывается наименование и адрес саморегулируемой организациии, из числа членов которой нужно определить арбитражного управляющего.

Далее саморегулируемая организациия получает определение арбитражного суда о принятии заявления и представляет арбитражному суду информацию о кандидатура арбитражного управляющего.

После этого, если кандидатура арбитражного управляющего удовлетворяет установленным требованиям, то арбитражный суд утверждает этого кандидата.

Порядок действий арбитражного управляющего

Деятельность арбитражного управляющего можно разделить на несколько этапов.

Этап 1. Сбор сведений о должнике.

В рамках первого этапа основной обязанностью арбитражного управляющего является проведение объективного анализа финансового статуса должника как для юридических, так и для физических лиц. Арбитражный управляющий проверяет имущественные активы должника, его деятельность и собирает любые другие сведения, необходимые для принятия решения. Кроме этого, арбитражный управляющий обязан выяснить, существуют ли основания для подозрения должника в фиктивном или преднамеренном банкротстве.

Этап 2. Извещение кредиторов.

На этом этапе арбитражный управляющий извещает кредиторов о проведении процедуры банкротства. При этом арбитражный управляющий ведет реестр кредиторов, в котором учитывается вся задолженность.

Этап 3. Составление плана внешнего управления.

На этом этапе арбитражный управляющий составляет план внешнего управления и представляет его кредиторам. В этом документе содержатся меры по восстановлению платежеспособности организации или физического лица, порядок реализации данных мер и предстоящие расходы на проведение указанных мероприятий.

Этап 4. Собрание кредиторов.

На этом этапе арбитражный управляющий созывает первое собрание кредиторов, на котором обсуждается возможность восстановления платежеспособности должника и принимаются решения между кредитором и должником. Также собрание обсуждает план внешнего управления или выносит решение о проведении конкурсного производства.

Этап 5. Передача утвержденного плана в судебную инстанцию.

План внешнего управления или конкурсного производства обязательно передаются в арбитражный суд.

Этап 6. Судебное заседание и получение решения арбитражного суда.

Арбитражный суд назначает заседание, на котором подводятся итоги деятельности арбитражного управляющего и выносится определение о дальнейших действиях в отношении должника.

Этап 7. Реализация имущества должника.

Ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве

Ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве предусмотрена законом «О банкротстве», а также кодексом об административных правонарушениях и в отдельных случаях Уголовным Кодексом РФ.

Меры, направленные на привлечение арбитражного управляющего к ответственности, условно можно разделить на категории.

  • Отстранение. Такая мера может применяться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего.

  • Административная ответственность. Основанием для привлечения к административной ответственности может являться сокрытие имущества, сведений об имуществе или его размерах.

  • Уголовная ответственность. В отдельных случаях фальсификация бухгалтерских или прочих учетных документов, отчуждение или уничтожение имущества подпадает под уголовную ответственность.

Статьи

Оставить комментарий | Читать комментарии

Производство по искам в арбитражном суде возникает в результате разногласий индивидуальных предпринимателей, юридических и физических лиц, которые занимаются хозяйственной деятельностью. Необходимость обращения в суд возникает только тогда, когда не удалось добиться досудебного урегулирования спора.

Иногда иск в арбитражный суд для юридического лица является единственной возможностью восстановить свои нарушенные права. Разрешение в арбитраже спора в его пользу обещает материальную выгоду и экономию средств.

Арбитражный спор — сложная категория дел. Все доказательства, заявления фиксируются и их изъять из дела — невозможно, поэтому одна ошибка или оговорка может решить судьбу всего дела.

Арбитражные споры по недвижимости в России возникают достаточно часто. Это объясняется тем, что сопровождение сделки такого дорогостоящего актива, как недвижимость проводит недостаточно добросовестный риэлтор, который не дал себе труда разобраться досконально в документах, стремясь получить свой процент от заключенного договора.

При правовой нестабильности в России и хитросплетениях судебной практики юридические лица и предприниматели не могут самостоятельно защитить свои интересы.

Следует отметить, что споры по недвижимости в арбитражном суде — это одна из сложных категорий дел, поэтому потребуется квалифицированный адвокат по недвижимости. Особенностью подготовки к рассмотрению таких дел является то, что и до начала судебного заседания, и во время него адвокат проводит огромную работу с множеством внесудебных инстанций. Это и согласовывающие, и регистрирующие органы, и органы, которые выдают определенные разрешительные документы.

Большинство организаций провести эту работу самостоятельно не могут. Здесь необходимо не просто собрать для суда документы, но и иметь практическую и теоретическую подготовку сопровождения доверителя в рассмотрении таких дел.

Споры по нежилому помещению чаще всего возникают из его приобретения, залога, арендных правоотношений, использования или самовольного строительства. Кроме того возникают споры вследствие переоборудования помещения или его несогласованной перепланировки.

В соответствии с ГК РФ к недвижимости относятся: объекты незавершенного строительства, здания и земельные участки. Рассмотрение дела в арбитражном суде по нежилому помещению возникает:

*из договора купли-продажи;

*из административных отношений:

— штрафы за несанкционированную перепланировку и встроенным помещениям, и за самовольное строительство (без разрешительных документов);

*из защиты нарушенного права:

— отказ регистрирующего органа в регистрации;

— споры по сносу самовольной постройки, между собственниками зданий и земельных участков.

Чтобы избежать судебного разбирательства, следует обратиться к арбитражному адвокату за сопровождением, перед проведением сделки с недвижимостью. Он поможет проверить юридическую чистоту сделки, оформит документы и регистрацию объекта недвижимости.

Поделиться ссылкой в социальных сетях:

МОСКВА, 22 октября. /ТАСС/. Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов считает, что проект поправок в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» вносит «излишние требования к работе арбитражных управляющих». Такие выводы содержатся в отзыве бизнес-омбудсмена на законопроект, сообщили в четверг ТАСС в пресс-службе Титова.

В качестве спорных положений поправок он отметил, в частности, введение дублирующей государственной регистрации арбитражных управляющих. «Сводный государственный реестр арбитражных управляющих уже ведется Росреестром по данным, представляемым саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих (СРО АУ). Введение государственной регистрации арбитражных управляющих еще одним федеральным органом исполнительной власти представляется избыточным», — указал Титов.

В поправках устанавливается порядок выбора арбитражного управляющего на основании регистра путем применения балльной системы оценки. По мнению Титова, подобная практика «может привести к формальному набору характеристик, отвечающих критериям оценки, при отсутствии реального опыта работы, при этом критерии ранжирования не ясны, специфика должника и кредитора не учитывается». В качестве альтернативы он предложил «рассмотреть возможность предоставления арбитражным судам права случайного выбора СРО, рейтингование возложить на сами СРО, а его критерии предусмотреть в федеральных стандартах, которые разработает национальное объединение СРО АУ и утвердит регулирующий орган».

Среди других причин отрицательного отзыва — требование к СРО в течение трех месяцев со дня обнаружения недостаточности компенсационного фонда либо пополнить его, либо принять решение о ликвидации. «При исключении нормы о предельном размере выплаты из компенсационного фонда подобное положение приведет фактически к ликвидации саморегулируемых организаций из-за убытков одного арбитражного управляющего», — отметил Титов, добавив, что минимальный размер компенсационного фонда для каждой из групп СРО (от 50 до 200 млн рублей) «неоправданно завышен».

Титов добавил, что изменения в закон «требуют существенной доработки с учетом мнения и позиции предпринимателей и сообщества арбитражных управляющих».

Арбитражный управляющий – это интегрирующее понятие, которое объединяет всех профессионалов в сфере антикризисного управления, привлекаемых в ходе банкротства. В зависимости от стадии, которая вводится по отношению к должнику, суд назначает временного, конкурсного, внешнего или административного управляющего.

Административный управляющий назначается в случае, если по отношению к компании введена процедура финансового оздоровления, внешний управляющий – стадии внешнего управления, конкурсный управленец – этап конкурсного производства. Стоит отметить, что несмотря на разные названия, все указанные полномочия может выполнять одно лицо. Но это возможно, если его профессиональный уровень и опыт работы позволяет исполнять обязанности на разных этапах банкротства юридического лица.

Административный управляющий должен придерживаться определенных правил и не выходить за зоны ответственности, возложенные на него ФЗ-127. Порядок его утверждения и работы содержатся в 45 ст. российского законодательства о банкротстве.

Особенности работы административного управляющего определяются спецификой этапа финансового оздоровления. Указанный этап по сути представляет собой реструктуризацию задолженности перед кредиторами на срок до двух лет. Но он далеко не всегда вводится на предприятии, иногда кредиторы ходатайствуют о незамедлительном переходе к конкурсному производству.

На стадии финансового оздоровления от арбитражного управляющего требуются по большей части контролирующие функции в отношении руководства юридического лица. Тогда как на этапе внешнего управления он полностью берет в свои руки руководство бизнесом с учетом того, что менеджмент должника отстраняется от дел. Конкурсный управляющий и вовсе вправе свободно распоряжаться имуществом должника, проводить его инвентаризацию и продажу на торгах.

Утверждение административного управляющего

Административный управляющий назначается решением Арбитражного суда из числа СРО, указанной кредиторами или непосредственно должником в качестве рекомендуемой. Его полномочия действуют начиная с даты введения стадии финансового оздоровления вплоть до отстранения или освобождения по решению суда.


Кандидатура арбитражного управленца утверждается с учетом отсутствия личной заинтересованности в исходе дела, опыта работы и профессиональной компетенции.

Полномочия административного управляющего при банкротстве предприятия могут длиться не более двух лет, т.е. максимального срока стадии финансового оздоровления. Он может оставаться на своей должности вплоть до утверждения стадии внешнего управления или объявления юридического лица банкротом и введения в его отношении конкурсного производства.

Возможна ситуация, что должник-юрлицо в ходе финансового оздоровления сможет досрочно рассчитаться по своим обязательствам перед кредиторами, тогда процесс банкротства юридического лица прекращается. Соответственно, в дальнейшей работе управляющего более никто не нуждается.

Административный управляющий может быть отстранен досрочно:

  • по собственному желанию (заявлению, поданному в суд);
  • ходатайству СРО, членом которой он является (если он был дисквалифицирован или исключен из организации);
  • в иных случаях.

Арбитражного управляющего в ходе финансового оздоровления также могут отстранить от работы по жалобе, поступившей от собрания кредиторов или непосредственно должника, на бездействие или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей, а также если он нарушил условия членства в СРО.

Утверждение, назначение и отстранение административного управленца находятся в компетенции арбитражного суда.

Права арбитражного управляющего в стадии финансового оздоровления

Спектр прав административного управляющего закреплен 127-ФЗ. Он включает в свой состав:

  1. Возможность запроса от руководителя компании сведений о текущем экономическом положении и соответствующей документации.
  2. Приятие непосредственного участия в процедуре инвентаризации, если она проводится по инициативе юрлица на данном этапе.
  3. Участвовать в согласовании сделок и принимаемых решений должником, при необходимости передавать нужные сведения кредиторам.
  4. Проводить переговоры с кредиторами от лица должника.
  5. Ходатайствовать об отстранении топ-менеджмента предприятия перед судом; принятии дополнительных мер по сохранению активов и имущества (при наличии оснований полагать, что юрлицо постарается продать/спрятать принадлежащее ему имущество); об отмене незаконных и притворных сделок юрлица за последнее время.
  6. Осуществлять иные полномочия, возложенные на него 127-ФЗ.

Обязанности административного управляющего

Помимо прав, административный управляющий наделен рядом обязанностей:

  1. Ведение кредиторского реестра.
  2. Созыв кредиторских собраний.
  3. Участие в разработке графика погашения задолженности или плана оздоровления; утверждение плана, предложенного юридическим лицом.
  4. Отчетность перед кредиторами о ходе выполнения плана финансового оздоровления.
  5. Контроль за своевременным перечислением денег в счет погашения задолженности перед кредиторами.
  6. Контроль за текущими расходными операциями предприятия и процесса оказания ему финансовой помощи.
  7. При отклонении плательщика от графика требовать от лиц, предоставивших обеспечение, исполнение их обязанностей как поручителей или гарантов.

Ответственность арбитражного управляющего в стадии финансового оздоровления

В случае неудовлетворительных результатов работы административного управляющего, которая в конечном итоге привела к убыткам кредиторов, ему грозят следующие меры ответственности:

  1. Отстранение от работы по ходатайству кредиторского собрания.
  2. Исключение из СРО при ненадлежащем исполнении своего функционала или нарушения свода правил организации.
  3. Возмещение убытков от действий или бездействия: например, при неиспользовании всех возможностей по возврату дебиторской задолженности или аннулированию фиктивных сделок и пр.
  4. Применение иных видов ответственности, вплоть до административного или уголовного наказания при причинении убытков в крупных размерах.

Ответственность административного управленца при банкротстве предприятия подлежит обязательному страхованию гражданской ответственности. Размер покрытия страховкой составляет не менее 1 млн.р.

План действий административного управляющего

В своей работе административный управляющий руководствуется такими важными документами, как план финансового оздоровления и график реструктуризации задолженности. В указанных документах содержится следующая информация:

  1. Общая характеристика банкротящегося предприятия.
  2. Срок действия плана, размер задолженности, величина субсидий от государства и банковских гарантий (если имеются).
  3. Каких результатов планируется добиться.
  4. Обзор финансовой ситуации в компании: чистая стоимость, норма рентабельности, срок окупаемости, причины временной неплатежеспособности и пр.
  5. Перечень мероприятий по восстановлению платежного баланса.
  6. Оценка необходимости привлечения заемных средств.
  7. Обоснование маркетинговых стратегий и плана продаж.
  8. Финансовый план.
  9. График погашения задолженности с конкретными датами и суммами в разбивке по кредиторам.

Административный управленец и кредиторское собрание должны контролировать исполнение данного плана и при необходимости могут ходатайствовать об отстранении руководства юридического лица от управления компанией.

Вознаграждение управляющего

Административный управляющий получает за свою работу вознаграждение, состоящее из фиксированной части и переменной. Первая часть составляет 15000 р. ежемесячно и выплачивается из прибыли, полученной юрлицом в ходе процедуры.

Административный управляющий получает вознаграждение исходя из балансовой стоимости активов предприятия. Именно от этого во многом зависит уровень сложности его работы в процессе банкротства.

Сумма бонусного вознаграждения будет составлять:

Кредиторское собрание вправе установить управленцу дополнительное вознаграждение, но выплачиваться оно будет за счет кредиторов, а не самого должника.

Расходы арбитражного управляющего в стадии финансового оздоровления

Расходы административного управляющего на проведение процедуры несостоятельности предприятия должны компенсироваться из средств должника. В частности, это могут быть затраты на судебные издержки, публикацию сообщений о стадиях банкротной процедуры в СМИ и интернете, привлечение сторонних специалистов для проведения ревизии финансовых показателей, оценки активов или инвентаризации при банкротстве.

Если размер расходов управляющего покажется должнику или кредиторам чрезмерным, приведшим к ухудшению и без того сложного финансового положения у юрлица-должника и уменьшившим шансы на погашение обязательств перед кредиторами, то участники процедуры могут обжаловать их. Тогда арбитражному управляющему придется погашать часть понесенных затрат из своего кармана.

Отчет административного управленца

По завершении своей работы административный управляющий обязан представить кредиторскому собранию и суду план финансового оздоровления. Он должен содержать детальную информацию о результатах работы по погашению обязательств перед кредиторами. В отчете должна содержаться следующая информация:

  • сведения о выполнении плана оздоровления, соблюдения утвержденного графика, перечня выполненных мероприятий;
  • кредиторский реестр с указанием на размер задолженности, которую удалось закрыть;
  • информация о срыве сроков, зафиксированных графиком погашения долгов;
  • предложения по дальнейшей судьбе должника: введение в отношении него следующей стадии внешнего управления или конкурсного производства/завершение процедуры признания несостоятельности из-за снятия проблемы просроченных долговых обязательств;
  • сведения о результатах требований в пользу гарантов и поручителей должника;
  • сведения обо всех ходатайствах управленца в арбитраж (например, о необходимости аннулирования сделок);
  • прочая информация.

Обжалование действий административного управляющего

Неэффективная работа административного управляющего, злоупотребление им своим положением может заставить участников процесса финансового оздоровления обжаловать его действия в судебном порядке. По результатам ее рассмотрения управленец может быть привлечен к ответственности, отстранен от работы или дисквалифицирован.

Помимо суда, жалоба может быть передана в прокуратуру (при наличии признаков уголовного преступления), в СРО или Росреестр, а также в Налоговую инспекцию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *