Ассоциация студентов России

Настоящая работа посвящена проблемам возникновения и функционирования различных студенческих сообществ в рамках учебного заведения. Особое внимание уделяется направлениям деятельности и формам организации подобных объединений, а также их участию в реализации целей воспитательной работы. Отмечены проблемы нормативно-правового регулирования деятельности молодежных общественных объединений и намечены пути их решения.
Ключевые слова:
Молодежные общественные объединения, студенческие сообщества, студенческое самоуправление, воспитательное пространство вуза, воспитание, личность студента.Формирование личности в период обучения в высшем учебном заведении — важнейший этап социализации молодого поколения, связанный с воспитанием социально-зрелой личности. В связи с этим, существует необходимость системной постановки воспитательного процесса в вузе, при котором данная сфера деятельности выступает в органическом единстве с учебным процессом и научно-исследовательской подготовкой студентов. Взаимосвязь и взаимозависимость учебной, научной и воспитательной работы определяется целой совокупностью качеств, установок и ценностных ориентации личности, определяющих профессиональную и социальную компетенцию специалиста. Немаловажным аспектом взаимосвязи учебных и воспитательных задач в контексте образовательной политики является и проблема социально-психологического комфорта в студенческой среде. Будет ли студент овладевать знаниями с радостью и желанием и будет ли тем самым обеспечена высокая успеваемость, не в последнюю очередь зависит от того, как выстраиваются отношения внутри учебных коллективов, между студентами и преподавательским корпусом, между студенчеством и администрацией вуза. Только совокупное действие таких условий и средств воспитания, как создание благоприятной образовательной среды, влияние личности воспитателя и его деятельности, личностное и социально-ролевое общение, активная творческая деятельность студентов, соотнесенная с особенностями их социально-возрастного периода развития, может дать положительный эффект. На наш взгляд, сейчас сложились предпосылки к тому, чтобы в большей степени перевести процесс воспитания студентов в плоскость их самовоспитания, развития мотивационных стремлений к достижению поставленной цели (по нашим наблюдениям их уровень у большинства студентов достаточно низкий). Сегодня вузами востребованы и используются в воспитательном процессе идеи таких известных педагогов, как А. А. Захаренко, И. А. Зимняя, И. П. Иванов, И. С. Якиманская, Е.А. Ямбург и др. В воспитательных системах вузов отражение признания личности как высшей социальной ценности, каждая из которых обладает своей уникальностью и своеобразием. Значительную роль в формировании будущего специалиста и социально-зрелой личности играет система воспитательной работы в высшем учебном заведении, одним из неотъемлемых компонентов которой должна быть коллективная самоорганизация в студенческой среде. В той или иной степени она всегда была присуща студенческой молодежи, независимо от того приобретала она реальный статус студенческого самоуправления или нет.
Большинство студенческих неформальных сообществ функционируют по принципу студенческого самоуправления. В целом, студенческое самоуправление можно рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее активности, поддержку социальных инициатив. В научных трудах процесс функционирования студенческих сообществ в рамках высших учебных заведений отражен в работах И. А. Винтина, Н. В. Романовой, Н. М. Стасенко, Т. В. Лесиной, региональные и конкретные вузовские инновационные подходы к развитию студенческой активности в различных формах отражены в трудах А. Ф. Шарафеевой, Н. Т. Шафигуллиной, Б.П.Дементьева, О. П. Кузнецовой, Л. П. Шигаповой, Н. Н. Ананьевой, и др.
Сбалансированное сочетание административного управления образовательным учреждением с внедрением механизмов самоуправления студентов способно привести к эффективным решениям. Само современное понимание студенческого самоуправления предполагает, что студенты имеют своё постоянное представительство, закреплённое соответствующими нормативными актами, в различных руководящих и общественных структурах вуза. А задачи воспитательных структур при этом заключаются в содействии взаимодействию всех органов студенческого самоуправления, действующих в учебном заведении, объединению и координации их усилий. При этом нельзя допустить нивелирования их самостоятельности, подмены их функций, игнорирования их решений. В настоящее время существует огромное количество форм студенческого самоуправления в рамках учебных заведений разного уровня, начиная от официально зарегистрированной первичной профсоюзной организацией студентов, и заканчивая мелкими студенческими объединениями созданными на уровне факультета или отдельной академической группы .
Важно отметить разницу в понятиях между общественными молодежными (студенческими) объединениями и неформальными студенческими сообществами. Основное различие состоит в том, что молодежными общественными объединениями принято называть такие корпорации, форма организации которых подразумевает официальную регистрацию в органах региональной юстиции, функционирование лицевого счета, должность бухгалтера, устав и т. д. Но на практике, мы имеем огромное количество различных молодежных структур, не имеющих официальной регистрации, которые, несмотря на это, называют себя общественными объединениями. Фактически они относятся к неформальным студенческим сообществам, которые официально не регистрируются но, тем не менее, ведут активную работу по различным направлениям и в рамках всевозможных корпоративных структур, к которым относятся и высшие учебные заведения. Такого рода объединения чаще всего имеют один основополагающий документ, регламентирующий их деятельность и утвержденный администрацией учебного заведения, как правило, это устав или положение.
В рамках функционирования воспитательной системы вуза можно выделить три основных уровня организации студенческих неформальных общественных объединений;
1. Академический — характерен тем, что студенческие сообщества на этом уровне формируются на основе отдельной академической группы студентов. Организуются они по инициативе студентов-лидеров, и, как правило, поддерживаются кураторами из числа преподавателей. Подобного рода объединения могут принимать участие в университетских мероприятиях различного уровня.
2. Факультетский — формируется из числа студентов факультета различных курсов, основываясь на сообществах академического уровня. Такого рода объединения принимают участие в решении проблем различной направленности на своем уровне и участвуют в межфакультетских мероприятиях в высшем учебном заведении.
3. Общеуниверситетский — предполагает такую форму организации студенческих сообществ, при которой в их деятельности принимают участие студенты различных факультетов. Важно подчеркнуть тот факт, что на этом уровне могут существовать официально зарегистрированные молодежные общественные объединения, такие как первичная профсоюзная организация студентов или различного рода студенческие советы. Эти объединения призваны решать задачи университетского уровня зачастую тесно взаимодействуя с администрацией.
Важно отметить неразрывную связь всех трех уровней организации студенческих объединений. Как правило, существует преемственность кадров на всех уровнях и коллективное участие в различных внеучебных мероприятиях. Студенты, проявившие себя наиболее ярко в рамках неформального академического сообщества, становятся организаторами и вдохновителями факультетских и общеуниверситетских проектов. Различные студенческие группы, объединенные в те ли иные неформальные студенческие объединения, призваны решать большой спектр задач, связанных с процессом обучения и воспитания в рамках высшего учебного заведения.
В целом, все официально зарегистрированные и неформальные студенческие объединения, действующие в рамках вуза можно условно разделить на две основные группы.
1. Студенческие организации, созданные в рамках университета, так или иначе подчиняющиеся администрации вуза и призванные решать проблемы в рамках корпоративного студенческого сообщества. Они могут создаваться как по инициативе группы студентов, так и непосредственно администрацией.
2. Молодежные объединения регионального или федерального уровня осуществляющие деятельность в рамках отдельного учебного заведения с целью реализации своих целей и задач, связанных зачастую с молодежной политикой. К таким сообществам можно отнести молодежные политические объединения («Наши», «Молодая гвардия») и общественные объединения («Профсоюз студентов», «Российский Союз Молодежи», «Штаб молодежного актива», «Молодежный парламент» и др.) Как правило, представители данной группы объединений, согласуют свою деятельность с администрацией учебного заведения и их работа, так или иначе, решает задачи в рамках концепции воспитательной деятельности.
Сообщества обеих групп могут носить статус как официального общественного объединения, так и неформального, но на практике, в рамках вуза, редко можно увидеть официально зарегистрированное молодежное объединение созданное и функционирующее в рамках отдельного учебного заведения. Студенческие сообщества так же условно можно разделить на конструктивные и деструктивные. Деструктивные организации зачастую ведут подпольную деятельность и крайне опасны для функционирования воспитательной системы в целом.
При организации студенческих сообществ в вузе ставится задача не только решения учебно-воспитательных задач, но и активного приобщения молодёжи к практической деятельности. В результате функционирования студенческих объединений выполняется большая конкретная работа и одновременно студенты получают огромный нравственный заряд, приобретают опыт, организаторские навыки и профессиональные знания. В целом, направления деятельности студенческих объединений можно условно разделить на четыре основные группы:
1. Социальное направление. Одно из самых массовых, к которому, в первую очередь, стоит отнести первичные профсоюзные организации действующие на базе высшего учебного заведения. Как правило, практически все студенты являются членами профсоюза за редким исключением. Это сообщество имеет свои представительства на разных уровнях, которые подчиняются председателю, избираемому из числа студентов. Профком занимается защитой прав и социальной поддержкой студентов.
Так же к этому направлению стоит отнести волонтерское движение, которое в том или ином виде существует практически в каждом учебном заведении. В основном штаб добровольческих отрядов находится в ведении профсоюза, поскольку соответствует направлению его деятельности. Студенческие волонтерские отряды создаются стихийно на разных уровнях и поддерживаются администрацией вуза, поскольку эта деятельность носит конструктивный воспитательный характер и соотносится с концепцией воспитательной работы в целом, кроме того, к социальному направлению стоит так же отнести большое количество всевозможных студенческих объединений таких как Ассоциация студентов сирот, студенческий совет общежитий, штаб стройотрядов, которые решают студенческие проблемы социального характера в рамках своей компетентности.
2. Творческое направление. Охватывает большое количество студентов стремящихся проявить свой творческий потенциал в период обучения. Во многих вузах создается специальная административная структура призванная объединить все творческие коллективы, действующие в студенческом сообществе, поскольку процесс формирования и становления подобных групп носит стихийный характер. В Рязанском государственном университете имени С. А. Есенина, к примеру, существует центр творчества и досуга студентов при отделе внеучебной работы, который координирует и развивает это направление .
3. Спортивное направление. В первую очередь сюда стоит отнести спортивные команды академического, факультетского и университетского уровня, действующие в рамках вуза. Это направление носит массовый характер и организуется под руководством спортивного клуба. Спортивные студенческие команды не только представляют свой вуз или факультет на соревнованиях разного уровня, но и сами могут выступать инициаторами проведения спортивных мероприятий. Существуют официально зарегистрированные общественные объединения регионального уровня, функционирующие в этом направлении и имеющие свое представительство в различных учебных заведениях.4. Научное направление. Практически в каждом учебном заведении существует студенческое научное общество, которое координирует работу всех молодежных структур работающих в данной сфере в рамках учебного заведения. Это направление студенческих объединений носит системный характер и всесторонне поддерживается администрацией. Здесь так же могут существовать официально зарегистрированные общественные объединения, что позволяет им получать грантовую поддержку и участвовать в системной проектной деятельности.
Отдельно стоит сказать и о студенческих советах различных уровней, которые являются органами студенческого самоуправления и решают проблемы как в рамках внеучебной воспитательной деятельности, так и процесса обучения. Зачастую, это главный координационный студенческий орган, который совместно с воспитательными структурами вуза участвует в работе по развитию студенческого самоуправления. Важно подчеркнуть, что практически все студенческие общественные объединения в структуре высшего учебного заведения так или иначе действуют в системе студенческого самоуправления, за исключением организаций, созданных по инициативе административных структур с последующим системным руководством.
Одной из форм организации студенческой активности становятся дискуссионные политические клубы. Они основываются на самодеятельной и творческой инициативе их членов, являются добровольными агитационно-пропагандистскими объединениями студентов. Основные функции дискуссионных политических клубов студентов следующие: углубленное изучение и пропаганда работ известных философов и экономистов, нормативных документов; апробирование новых форм и привитие студентам навыков самоуправления; приобщение к гражданской ответственности; развитие ораторских навыков; участие в развитии профессионального мастерства.
Несмотря на принципы студенческого самоуправления, значительная роль в организации и становлении студенческих объединений принадлежит административным воспитательным структурам. Помогая молодым людям приобретать навыки сначала исполнительской, а затем и организаторской деятельности, формируя их управленческий потенциал, воспитательные структуры возделывают почву, на которой впоследствии и вырастает тяга к самодеятельности и самоорганизации. Очень важно, чтобы были созданы условия для удовлетворения самого широкого спектра интересов студенческой молодёжи, от разнопрофильных научных кружков, секций физической культуры и художественной самодеятельности до любительских объединений по интересам и общественных организаций.
По мере развития студенческой среды в ней начинает формироваться наиболее энергичное, деятельное ядро — студенческий актив. Отсюда одна из существенных задач, которую должна решать воспитательная система вуза — это обеспечение духовного и профессионального роста организаторов всего комплекса этой деятельности: руководителей кружков и секций, лидеров студенческих организаций и т. д. До их сознания следует довести не только значимость организации многопрофильной, содержательной работы, но и одновременной подготовки партнёров по организации данной деятельности из числа наиболее активной студенческой молодёжи.
Эффективная и действенная работа студенческих общественных объединений невозможна без закрепления их статуса в структуре данного учебного заведения. И здесь многое зависит от позиции и заинтересованности администрации учебного заведения, которая должна помочь членам студенческого сообщества стать полноправными участниками всей вузовской жизни. Ощущение собственного бессилия, невозможности реально влиять на учебные и общественные процессы в учебном заведении зачастую приводит к пассивности, безынициативности студентов и конфликту с администрацией.
Значительную роль в демократизации воспитательной структуры вуза играют официально зарегистрированные общественные объединения, осуществляющие свою деятельность в рамках студенческого коллектива, поскольку только такая форма организации может эффективно влиять на процессы, происходящие внутри учебного заведения. Важно подчеркнуть, что мы здесь имеем ввиду конструктивные молодежные объединения, действующие на региональном или федеральном уровне, поскольку профсоюзные организации студентов не всегда готовы решать проблемы студентов, так как боятся идти на конфронтацию с администрацией. Устав каждого высшего учебного заведения обязывает руководящие органы организовывать деятельность профсоюзов и содействовать их функционированию вплоть до предоставления всей необходимой материально-технической базы и помещений. Первичные профсоюзные организации подчиняются областному комитету профсоюзов, хотя фактически, находятся под полным контролем администрации вуза. Поэтому, на наш взгляд, эффективным стимулом к развитию студенческих и молодежных сообществ, могли бы стать поправки в устав вузов, с целью законодательного закрепления деятельности конструктивных молодежных объединений в рамках учебного заведения, наравне с профсоюзом студентов.
В заключении стоит сказать, что все структуры внеучебной деятельности могут быть эффективны в плане самореализации студентов при соблюдении целого ряда факторов. Важнейшими среди них являются: продуманная и теоретически обоснованная концепция, включение студентов в процедуры самоуправления и прививание им чувства ответственности, наличие соответствующей регламентированной инфраструктуры. В первую очередь, учащийся вуза должен уметь самостоятельно принимать решения и понимать свою активную роль в данном процессе.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Косарецкая С. В., Синягина Н. Ю. О неформальных объединениях молодежи. -М.: Владос, 2004.
2. Балыхин Г. А. Современный этап модернизации российского образования и проблемы развития студенческого движения // Вестник молодежной политики. Специальный выпуск, 2005.
3. Платова, Е. Э. Воспитание студентов в современных условиях: проблемы и пути их решения / Е. Э. Платова, Ф. Ю. Сафин, В. В. Фортунатов. — СПб.: ГУАП, 2006.
4. Соколовская О. В. Формирование коллектива группы как главная цель студенческого самоуправления // Педагогика высшей и средне-специальной школы. — Минск, 1988.
5. Пропп В. Концепция воспитательной работы // Высшее образование в России. -2007. -№ 1.
6. Нормативно-правовые основы воспитательной работы: сборник материалов / под общ. ред. А. Н. Козлова. — Рязань, 2007.
7. Костенко С. Модели жизнеутверждающей адаптации студентов в вузе // Высшее образование в России.-2007.-№ 7.
8. Винтин И. А. Педагогические основы социального самоопределения студентов во внеучебной деятельности в высшем учебном заведении: Дис. … д-ра пед. наук. -Саранск, 2006.
Боков Д.А. Российский научный журнал №6 (..2011)

Ассоциация студентов – это орган студенческого самоуправления в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА), состоящий из более чем 35 студенческих объединений, консолидирующих в общей сложности 1000 студентов, занимающихся общественной деятельностью.

Основной задачей Ассоциации студентов является представление интересов студентов и организация внеучебной деятельности.

Ассоциация студентов поддерживает и развивает потенциал студентов в различных сферах деятельности – от культурно-массовой, спортивной, социальной до организационной и административной.

Структура Ассоциации студентов: председатель, который осуществляет общее руководство организацией и координацию всех ее структурных подразделений, его заместители, а также руководители отделов, реализующие основные направления деятельности Ассоциации.

В нашем органе студенческого самоуправления существуют следующие отделы:

  • Кураторский отдел;
  • Культурно-массовый отдел:
    • Танцевальная студия;
    • Вокальная студия;
    • Театральная студия;
  • Информационный отдел;
  • Отдел делопроизводства;
  • Спортивный отдел;
  • Организационный отдел;
  • Социальный отдел;
  • Отдел студенческих инициатив;
  • Отдел общественных проектов;
  • Отдел по развитию общежитий;
  • Комитет по межнациональному взаимодействию.

Студенчество Университета – это активные молодые люди со своей жизненной позицией. Инициативность и деятельность каждого студента очень важна для Ассоциации студентов, что подтверждается их активным участием в реализации Программ развития деятельности студенческих объединений на 2012-2013 гг., 2014 г. и 2015 г., которые реализуются при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

Подтверждением ответственного подхода к делу является тот факт, что сами студенты, в тесном взаимодействии с администрацией Университета, участвуют в написании самой заявки на данную программу.

Члены Ассоциации студентов принимают участие в самых крупных молодежных мероприятиях в России:

  • Всероссийский молодежный образовательный форум «Территория смыслов на Клязьме»;
  • Всероссийский студенческий форум;
  • Международный летний молодёжный юридический форум «ЮрВолга» в Ульяновской обл.;
  • Всероссийский конкурс лидеров и руководителей детских и молодёжных общественных объединений «Лидер XXI века»;
  • Всероссийский конкурс «Мисс юридическая Россия» в г. Екатеринбург;
  • «Российская студенческая весна» в г. Тольятти;
  • Лагерь студенческого актива «Студенческий творческий лидер «Фестос» в г. Анапа;
  • Общероссийский проект «Территория УСПЕХА» в г. Калининград;
  • «Школа студенческой весны ЦФО»;
  • Международный Фестиваль команд КВН «КиВиН» в г. Сочи;
  • Международный молодежный юридический форум в г. Санкт-Петербург;

Ассоциация студентов активно сотрудничает с общероссийскими общественными организациями и движениями:

  • Ассоциация юристов России;
  • Всероссийский межнациональный союз молодежи;
  • «Корпус «За чистые выборы»;
  • Молодежный антикоррупционный проект;
  • Союз защитников памяти Великой Отечественной войны «Народная сеть памяти»;
  • Экспертный центр «Общественная дума»;
  • Движение «За качественное образование».
  • Возглавляет Объединенный совет обучающихся и Ассоциацию студентов студентка 4 курса Института частного права Алевтина Рогозина.

    Председатель Объединенного совета обучающихся и Ассоциации студентов
    Алевтина Рогозина, студентка 4 курса Института частного права
    кабинет: 25а
    телефон:

    (499) 244-86-18

    ссылка VK: Алевтина Рогозина

    Координируют деятельность Объединенного совета обучающихся и Ассоциации студентов – проректор по учебной и воспитательной работе, доцент, к.ю.н. Мария Викторовна Мажорина и начальник Управления по внеучебной и воспитательной работе Николашкина Виолета Евгеньевна.

    Если ты активен, инициативен и деятелен, то тебе дорога к нам!

    Приглашаем всех студентов, желающих заниматься общественной деятельностью, к сотрудничеству.

    НАШ АДРЕС:

    125993, г. Москва,

    ул. Садовая-Кудринская, д. 9

    каб. 25а

    НАШИ КОНТАКТЫ:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *