Аудиторная нагрузка

Зарплата преподавателя ВУЗа

Наука — это отрасль, куда люди идут по призванию, велению сердца. Преподавателей ВУЗов даже можно отнести к двум отраслям — научных работников и педагогов — людей, которые стоят на последнем этапе перехода молодого поколения во взрослую, самостоятельную жизнь. От того, как выполнит свою работу педагог высшего образовательного учреждения зависит судьба страны.

Такая ответственность за результат требует серьезного уровня подготовки и концентрации внимания в своем труде. Но уделять много времени своему профессиональному развитию и качеству услуг способны только те специалисты, которых меньше заботят бытовые неурядицы, связанные с финансовым состоянием. Для того, чтобы понимать, каково материальное положение педагогического состава, нужно знать, какая зарплата у преподавателей ВУЗов.

К сожалению, картина для молодых людей, желающих заканчивать аспирантуру и претендовать на должность в любимом учебном заведении на сегодня не самая оптимистичная. Преподаватель без ученой степени в заурядном ВУЗе без регалий зарабатывает 12-15 тысяч рублей. Доход доцента с хорошим опытом работы — 17 тысяч рублей. Больше остальных приближен к средним показателям зарплат по стране доход профессора — около 30-45 тысяч рублей.

Учитывая реальный рост цен в 2015-2016 году на 30 процентов, можно констатировать, что преподавательский состав учебных заведений стал зарабатывать еще меньше по сравнению с 2012-2014 годами, несмотря на плановое повышение зарплат. Однако, людям, желающим связать свою жизнь с преподавательской деятельностью, не стоит обреченно опускать руки. Можно и нужно претендовать на более высокую оплату труда в любом учебном заведении. Для этого нужно понимать, из чего складывается зарплата преподавателей ВУЗов.

Система оплаты труда схожа с общими правилами для всех педагогических работников России. Помимо фиксированного дохода существуют стимулирующие и компенсирующие денежные поощрения. Эта система применяется в Российской Федерации с 2008 года. Но если с окладом все должно быть понятно, то о дополнительных выплатах следует рассказать подробнее.
Допвыплаты по своему значению разделяются на три группы:

  • вознаграждения;
  • премии;
  • надбавки к фиксированному окладу;
  • компенсации.

Вознаграждения, в свою очередь, также подразделяются на несколько подвидов — поощрение за выслугу лет и тринадцатая зарплата. Данная выплата производится по решению ВУЗа или по приказу государственных органов. Размер выплаты зависит от среднего оклада сотрудника и часто ему соответствует.

Премирование может быть регулярным и однократным. В первом случае решение о премировании принимает ректор учебного заведения, однократная премия — это поощрения за достижения в труде, выплачиваемое по приказу.

Надбавки к фиксированному доходу могут быть начислены из сэкономленных средств ВУЗа или при совмещении преподавателем должностей, ставок.

Компенсации выплачиваются в целях возмещения расходов работника в интересах ВУЗа, например, когда представитель учебного заведения участвует в научных конференциях или отправляется в рабочую командировку.

Средняя зарплата преподавателей ВУЗов

Средний уровень доходов преподавателей ВУЗов зависит от опыта их работы, ученой степени, местонахождения учебного заведения. Официальная статистика Росстата показывает радужные цифры, судя по которым преподавателям не на что жаловаться. Официально средняя зарплата составляет 45 тысяч рублей.

Но здесь нужно отчетливо понимать, что вкладывают чиновники в понятие «средняя зарплата”. Под этот показатель подводится все, что работник может заработать в потенциале — оклад, премии, выплаты за научно-исследовательскую деятельность, гранты, оплату дополнительных академических часов. Реальный оклад преподавателя — 10-15 тысяч, а зарплата старшего преподавателя ВУЗа — около 17 тысяч.

Также нужно отметить, что в официальных докладах фигурируют суммарные доходы как преподавателей, так деканов и ректоров. Последние две категории могут считаться преподавателями, так как практически всегда совмещают должности, беря на себя несколько академических часов в неделю. Высшие руководители ВУЗов зарабатывают от 100 тысяч до 1 миллиона рублей в месяц. Эти цифры оказывают влияние на средний показатель по специальности, значительно повышая его. Но разница между зарплатами кандидатов наук, профессоров и ректора очень большая.

Зарплата преподавателя ВУЗа в Москве

В столице много престижных ВУЗов с дорогостоящими местами для студентов. Это позволяет держать уровень зарплаты для преподавателей на достойном уровне. Доходы московских преподавателей опережают средний уровень по стране на 30 процентов и достигают 62 тысяч рублей в месяц. Но, в основном, такую зарплату получает профессор, кандидаты наук и преподаватели без ученых степеней зарабатывают на 30 и 60 процентов меньше, соответственно.

Зарплата преподавателя ВУЗа в России

По данным Росстата средняя зарплата преподавателя ВУЗА в России — 45 тысяч рублей. Уровень дохода разнится в разных городах страны. Для понимания можно привести несколько примеров:

  • зарплата преподавателя ВУЗа в Санкт- Петербурге — 37-58 тысяч рублей;
  • зарплата преподавателей ВУЗов в Краснодаре — 15-25 тысяч рублей.

Зарплата преподавателя в ВУЗе 2017

Зарплаты преподавателей ВУЗов в 2017 году должны расти, так как относятся к бюджетной сфере. Указ о плановом повышении зарплат был подписан в 2012 году и будет действовать вплоть до 2018-го. Система образования, при этом находится в приоритете. До сих пор обещания правительства выполнялись — индексация зарплаты преподавателей ВУЗов проходит регулярно. Но будет ли повышение зарплат преподавателей ВУЗов 2017 года пока неизвестно.

В грядущем году по поводу зарплаты преподавателей ВУЗов новости есть и негативные, но пока не подтвержденные. Некоторые источники утверждают, что индексация будет заморожена. Также, возможно, увеличение зарплат произойдет за счет сокращения некоторых сотрудников. В связи с этим, возможное положительное решение вопроса о том, повысят ли зарплаты преподавателям ВУЗов, воспринимается не только с надеждой, но и опасением.

Актуально сегодня:

  • Зарплата учителей в 2018
  • Зарплаты в 2018 году
  • Повышение зарплаты в 2018
  • Зарплата бюджетникам 2018
  • Зарплата с октября

Возможно Вас заинтересуют:

  • Профессия преподаватель
  • Зарплата врачей
  • Зарплата учителей в 2017
  • Средняя зарплата в России в 2016 году
  • Зарплата учителей в 2016
  • Зарплата 2017
  • Бюджетная зарплата
  • Зарплата пожарного
  • Как стать преподавателем
  • Зарплата экономиста
  • Зарплата учителей в 2018
  • Зарплата бюджетников в 2017
  • Зарплата медиков в 2017
  • Куда пойти учиться на экономиста?
  • Зарплата медикам в 2018

Согласно ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» разработка и принятие правил внутреннего распорядка учащихся, иных локальных нормативных актов относятся к компетенции образовательной организации.

Относительно вопроса объема учебной нагрузки.

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать для обучающихся 5–7 классов – не более 7 уроков.

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (п. 10.6 и 10.7 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10)).

В соответствии с п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся.

Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся следующие:

максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка при 6-дневной неделе — не более 33 часов;

максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка при 5-дневной неделе — не более 30 часов;

максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (независимо от продолжительности учебной недели) — не более 10 часов.

При этом максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Дополнительно Департамент сообщает, что в соответствии с п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся.

Зарплата преподавателя ВУЗа в 2016-2017 году

Но гораздо интереснее оказались многочисленные отклики преподавателей вузов, из которых отчетливо складывается картина разорения не только высшего образования в России, но и самого социального слоя просветителей, сознательно ввергнутого реформаторами в полнейшую нищету.
Ниже идут упомянутые комментарии.

vnbiryukov

Министерство образования НИКОГДА не публиковало гистограмм распределения зарплат ассистентов, преподавателей, доцентов, деканов, проректоров и ректоров. НИКОГДА не публиковались официальные медианные и минимальные зарплаты. Во всяком случае, три месяца назад в Совете Федерации г-да сенаторы наперебой рассказывали ему о зарплатах в регионах, на что министр отвечал : «Этого не должно быть».

До 1934-го года аудиторная нагрузка преподавателя составляла 240 часов в год. После 34-го года ее увеличили до 750-ти часов и она стала САМОЙ БОЛЬШОЙ В МИРЕ. Сейчас МОН «рекомендует» вузам 900 часов. Российский преподаватель получает одну из самых маленьких зарплат в мире (ниже китайской, турецкой или эфиопской) при самой большой в мире аудиторной нагрузке.

Гавриил

В СПбПУ зарплата старшего преподавателя в 2010 г. примерно 6500 р, в 2013 — 8500 р., в 2015 г. — 9000 р./мес. Средняя по вузу примерно 50000 р./мес.

Иван

В 2010 году, после защиты кандидатской, устроился на кафедру в медвуз на должность ассистента. Зарплата была 8000-9000 рублей. В 2015 «перешел» в старшие преподаватели. В вузе (с учетом лечебной работы на 0,5 ставки (формально) — фактически доходит до 1 ставки) получаю 11500-12700. Вынужден дежурить дополнительно в больнице на 0,5 ставки = 6500 руб. Итог = 18000 (это кандидат наук). ВОТ ЭТО РЕФОРМА!?

Алена

В Череповецком государственном университете при наличии северного коэффициента 25% на руки получаем: ст.преподаватель на ставку — 8 т.р., к.т.н., доцент — 18 т.р., зав.кафедрой при 1 ставке нагрузки — 28 т.р. (это со статьями, конференциями, кураторством, организацией кружков и конкурсов для школьников). Доход ректора — около 1 млн. в месяц.

Премий нет уже год. Стимулирующие выплаты — не более 1 т.р. в месяц на каждого. Платных студентов нет. Кафедра готовит инженеров, бюджетные места закрываем, а вот платников набрать не можем, так как демографическая яма, и выпускников, которые сдают физику меньше, чем бюджетных мест. Т.е. нет ни денег от платных студентов, ни возможности работать на полторы ставки. В итоге последние 10 лет з/п постоянно снижается.

Пыталась писать через сайт президенту. В итоге все спустили в наш же отдел кадров, вызвали, спросили, чем недовольна. Ответ: ваша з/п соответствует нормативам. Вот так вот!

Артем18.09.2016

Аналогично поступили и с моими письмами в адрес президента РФ и Администрации президента. Обращение касалось ужасной системы оплаты труда в российских вузах и весьма странных подсчетов «средней» зарплаты по ВУЗам (не по наслышке знаю от своих коллег, что в большинстве вузов зарплаты преподавателей близки к нищенским). Сперва их (письма-обращения) послали в Мин. образования, те переслали в головной вуз, а 1 сентября меня вызвали пообщаться 3 замдиректора моего вуза (СЗИУ РАНХиГС) и устроили допрос в стиле доброго и злого полицейских, выясняли, что именно мне не нравится и убеждали, что «делают все возможное для более достойной оплаты труда преподавателей». На мои доводы, что оплата учебы у студентов-контрактников за последние 3-4 года выросла в 1,5 раза, а реальная зарплата (номинально чуть выросла, но перестали платить премии, которые раньше были как минимум ежеквартальными) преподавателей фактически не изменилась, всё стали валить на то, что головной вуз забирает львиную часть себе, а мы, бедные, живем по остаточному принципу.

В след. году расщедрились на повышение зарплаты процентов на 20%. Вместе с ростом учебной нагрузки не менее чем на 20%. Таким образом в реальном выражении (с учетом роста учебной и иной нагрузки, а также инфляции) зарплаты в ВУЗе с 2012 г упали по меньшей мере вдвое. Официальные данные средней зарплаты по СПб в 2016 г — 45,43 т.р. К этому времени средняя зарплата преподавателей должна была составить 150% от среднего по региону (субъекту Федерации) или 68,1 т.р. При этом начисленная (без вычета налогов) месячная зарплата доцента в моем ВУЗе меньше этого показателя в 2-2,5 раза, а полученная на руки еще ниже. Просто идеальное выполнение «майских указов» президента.

Михаил

У нас в Московском технологическом университете, образованном после объединения нескольких ВУЗов Москвы, по ставке старшего преп. со степенью платят теперь 53 т.р. (со всеми доплатами), до реорганизации было в районе 12 т.р.

Однако, наше руководство сочло урезать мне официальную нагрузку в 10 раз до 0,1 ставки (5 300 т.р.), при этом пытаясь вешать на меня фактическую нагрузку на 0,5 ставки. Вывод: превосходно отреформировали наш ВУЗ с «двойным отрицательным ростом зарплаты». А мухоморы, вроде депутата Никонова вешают нам очередную лапшу.

Борис Юнг

К сожалению, это так. В ДВПИ на 1000 преподавателей было 300 обслуживающего персонала, 3 человека обслуживали работу 10 преподавателей, зарплата отличалась не более чем в 2,5-2,8 раз, в ДВФУ на 2000 преподавателей 4000 административного персонала, на 10 преподавателей 20 чиновников, заработная плата отличается почти в 100 раз, от 11500 до 1 000 000 руб у ректора.

Конечно до социальной справедливости далековато. И нет профсоюза преподавателей. Решение видится в установлении в государственных ВУЗах нормативов — ограничений, принятых с участием, прежде всего, научно-педагогического сообщества. Сейчас управляют менеджеры-экономисты, назначенцы, а не крупные ученые организаторы.

Елена

Я к.ф.н, доцент, оклад 12500, на руки 10770. Вот правдивая картина. Расписание строят таким образом, что в других местах подработать проблематично. Да и почему преподаватели должны бегать с места на места, лишая себя возможности расти, совершенствоваться на одном месте, да и студентов качественной подачи знаний? Неужели ситуация не улучшится?

Евгения

Зарплата у доцента ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА все 14800 (минус подоходный отнимите и получается 13000 р.). ПОЗОРИЩЕ! Получить подачку в 6000 в начале месяца и чуть больше в конце, и не знаешь как ЖКХ заплатить, как еды купить, и как на лекарства выкроить. Я про одежду молчу, обувь себе и детям.
Однако зарплата у ректора — в 40 раз выше! Хотя мы бодро отчитывается, что средняя у нас якобы 50000. Ну-ну.
Вот за какие управленческие заслуги у него такая зарплата. Он ведь фактически к образовательному процессу не причастен — не это барское дело на вытяжке перед студентами стоять по 4 пары в день 6 дней в неделю, отвечать на вопросы, составлять бесконечные программы по ВЕЧНО МЕНЯЮЩИМСЯ ФГОСАМ, писать статьи (стоимость каждой от 5 тыс. и выше — а вузу то рейтинг нужен!), разрабатывать учебные планы и знать свой предмет.
Причем из всего перечисленного зарплату преподаватель получает лишь за аудиторные часы, а вся малинка/ статьи, программы, умк и т.д./ — все делает преподаватель на безвозмездной основе.

Svetlana

Тюменская область. В нашем вузе обстоят дела точно так же.

Каждого преподавателя обязали в этом году также заработать для вуза за год 100 тыс рублей или внести из собственного кармана только через какое-нибудь юридическое лицо. Кому не нравится, может искать новую работу или работать за спасибо. Обязанность доцента — иметь статьи в скопусе и опять же за свой счет.

Папанильда

Работаю в ЮФУ преподавателем. Конечно, официально з.п. доцента у нас составляет грязными 29 т.р. Однако тут есть одно большое НО. Сейчас в Вузе практически нет людей работающих на целую ставку — большинство это 0,5 — 0,75. Руководство вынуждает добровольно-принудительно переходить на долю ставки, в результате имеем такую з.п. как имеем.

Количество бумажной работы огромно, не проходит и трех дней чтобы не нагибали делать какой-то суперсрочный отчет или тому подобное, бесполезное.
Немного про аморфность преподавателей — действительно можно протестовать, написать письмо президенту или кому Вам еще захочется, можно и Леду Морозу, но результата не будет.

Последний случай коллективной жалобы происходящим в Вузе закончился расформированием целого факультета. Естественно авторам жалобы не нашлось рабочих мест и они были вынуждены искать новое место работы.
Что я жду от нового министра образования — ничего! Д.А. Медведев предельно ясно озвучил положение вещей — хочешь заработать, тогда иди в другое место.

Оксана

Кафедра физвоспитания Бауманского ВУЗа. С приходом нового семестра всегда идёт увеличение педнагрузки. Сейчас сделали 13 пар на ставку, 18 пар на полторы ставки. При этом что, в главном корпусе всегда 9 пар на ставку. У нас же на кафедре всегда нагрузка увеличивается без приказа ректора. Вуз один, нагрузки разные, да и зарплаты! Ставка-21600 на руки. При этом каждый преподаватель старается брать полторы ставки, чтобы выжить! И каждый год обещают увеличение зарплаты!!! Где??? Нагрузка увеличивается, зарплата на месте! При такой нагрузки преподаватели выползают из спортзала! Когда же будет справедливость?!

Алексей

Неужели не понятно преподавателям Вузов, что высшее образование не нужно ни руководству страны ни партии Единой России. Если бы было нужно, то сразу бы подняли зарплату как полиции, силовикам, прокурорам, судьям, депутатам, чиновникам ….. Просто преподаватели люди воспитанные, интеллигентные протестовать не будут. Вот этим и пользуется власть. Преподавателям платят эту низкую зарплату, чтобы понизить уровень напряженности в социальной сфере. Куда деток девать после школы? Работу сейчас нормальную в стране не найдешь. Я уж не говорю про регион, где сам живешь. Вот они и болтаются в вузе. А там глядишь, с корочками диплома уже шанс повышается найти работу. Вот такая ситуация. Руководству страны нужны несколько вузов в 3-х, 4-х городах. Но все вузы ликвидировать они боятся, боясь социальной напряженности. Чтобы уменьшить страх, повышают зарплату силовикам, полиции. Сейчас вот министерство безопасности собираются делать, национальную гвардию создавать. НА ЭТО У НИХ ДЕНЬГИ ЕСТЬ.

Мадина

Да, мы с вами повозмущались и что??? Я сейчас подписываю дополнительное соглашение к своему трудовому договору (экземпляр, которого, кстати, мне не дали)где мой оклад 7071 руб. полставки. Я не понимаю откуда эта сумма, мне интересно как рассчитана, думаю долго буду ждать ответа на вопрос. я Старший преподаватель кафедры. К.э.н. и это моя зарплата.

туля

Тоже такая мысль закралась. Хотела поступить в аспирантуру с последующей работой в вузе. Соотношение оплаты за учебу и зарплату педагога меня остановило . Не выгодно . И вообще специалисты на местах не нужны. То, что большинство чиновников не несут никакой пользы настолько очевидно, а директора в гос структурах бездари и марионетки . Что же будет дальше?

Александр

Абсолютно верно сказано! Нарушение трудового кодекса налицо, только при таких нагрузках и нервах затраченных на работу, вряд ли останутся моральные и физические силы, чтобы доказывать в судах, что ты не верблюд, котором можно воду возить!

Ещё добавлю, что сократили инженерный персонал, тех, кто занимается обслуживанием техники в ВУЗе, инженеров сделали зав. лабами, но все зав. лабы обладают профессиональными навыками в технических вопросах, многие работают не профилю той специальности, которой учит студентов кафедра, а занимаются больше оформлением бумаг, чтобы решить вопрос с повышением зарплаты, но и нагрузки добавили к этому. Мудрят как хотят! Нарушение трудового кодекса на лицо! Но сил ни моральных ни физических доказывать в судах и трудовых инспекциях свою правоту сил нет, всё уходит в работу, которой выше крыши за мизерную зарплату.

Евгений

Нужно собирать сообщество преподаватель высшей школы и не просто обсуждать т.к. и так видно, что тенденция одна и та же, а писать от всех вузов письмо. Есть юрфаки, наверняка преподаватели этих факультетов смогут помочь юридически правильно составить обращение.

vnbiryukov

Не думал, что придется писать повторно.

По поводу предложения «Евгения». Вы не забыли, что в РФ и президент и премьер — юристы? Кому вы хотите писать? Людям, нарушающим свои же законы (например, об индексировании пенсий) или издающие законы, позволяющие студентам НЕ учиться (новый закон об образовании разрешил вузам переводить студента на следующий курс с задолженностями).

Максимальная аудиторная нагрузка преподавателя была увеличена правительством СССР в 1934-м году с 240-ка до 750-ти часов. Это решение никто НЕ отменял, но министерство, НАРУШАЯ ЗАКОН, «рекомендует нагрузку «до 900-т часов».

Спросите М.С. Горбачева, — он вам подтвердит — мы живем не в правовом государстве, наша власть полностью безответственна. Русский национальный спорт — бег по граблям. Россия уже лет 8 идет в ту же сторону, в которую шел СССР. Русские самолеты генерала Дудаева уже не бомбят Герат, но бомбят Алеппо. Сколько лет нам осталось до конца пути?

«Вместе с тем наблюдается удивительная пассивность с их стороны. По какой-то причине эти люди предпочитают молча переносить неблагодарное отношение к собственной профессии».

Автор говорит заведомую неправду. Молчат все: и врачи, и фермеры, и малый бизнес. О. Голодец признала, что 20 миллионов человек живут непонятно на что и не платят налогов, — они тоже молчат! В России народ всегда «безмолствовал».

Н-да. Где как…По Москве хороший «научник» по химии, кибернетике или молбиологии меньше 60т/мес даже рассматривать места работы не будет. Ищут 70т-100т.
Хороший — 1-2 статьи в год своих в 25%топ международных журналах (Российских в этом списке нет), или пара патентов (в год). Значит он умеет вести проекты. Плюс несколько работ «в толпе» (не первым/ последним/для корреспонденции автором) — значит он умеет работать в команде. Плюс преподавание (новый курс или несколько аспирантов).
У меня 80т. и я нифига не босс: 20т ставка (с.н.с МГУ), 30т биотесты в рамках нескольких проектов (3 разных группы, 3 разных проекта), 10-15 т меданализы (я наладил тест по которому у меня нет конкурентов). Плюс 15-20 надбавки/преподавание/приработки. Рабочая неделя 50-55 часов. При этом официальная зп (в статистику) ~200т так как через меня платится с доп проектов реально работающим студентам, чтоб не плодить бумаги и, например, аспирантам из Белоруси/Казахстана, которых официально фиг возьмешь на работу.

Лидия Федоровна

Я бывший преподаватель техникума, пенсионерка с 1995 г. В те времена работали за зарплату и за квартиру. Сейчас сын — доцент МГТУ им Баумана (учился в вузе 11 лет) , получает мизерную ( ему стыдно назвать сумму своей маме) зарплату, на уровне дворника или продавца. Ни зарплаты, ни квартиры!
МИН. ОБРАЗОВАНИЯ! СТЫДНО ТАК РАБОТАТЬ НА БУДУЩЕЕ РОССИИ! КТО ДОЛЖЕН ОБЕСПЕЧИВАТЬ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ? ИНЖЕНЕР, ВРАЧ, УЧИТЕЛЬ!
Давайте сотрудникам социальную ипотеку, поднимите престиж специалистов, преподавателей . С высоких трибун обещалки звучат частенько , а уже имм никто не верит. Вы разоряете всю перспективу развития общества. ОПОМНИТЕСЬ! КУДА ИДЕТЕ С ТАКОЙ ПОЛИТИКОЙ? Душа матери, разрывается, жалко молодежь.

Jew 02.02.2017 AT 13:07

Калужский государственный университет. Ставка старшего преподавателя около 15 т.р. Премий не видели с тех пор, как Казак стал ректором. Раньше доплачивали за платные группы студентов — сейчас все включили в общую нагрузку. Помимо 4-5 пар в день нам расписали еще «вторую половину дня» (т.е. помимо занятий мы им должны еще вести воспитательную работу, организовывать всякие праздники, олимпиады и т.д., штамповать методички и статьи (за свой, кстати, счет). На ту же самую ставку.

Ректор сказал, что мы должны «развлекать» студентов и за ручки водить на пары (если не появляются на учебе — это теперь проблема преподавателя). И зачеты, соответственно, ставить «просто так». Т.е. зарплата наша зависит от этих самых платных групп студентов…поэтому каждый должен стоять зачет. Короче, бредни кодированного алкоголика начинают обретать все более материальное обличие, к сожалению…

Катя

Так и есть. Ставка ассистента в Рязанском ВУЗе — 8000. На ставку надо отработать 900 часов. За 1.5 ставки получаю 12000 в месяц.

То есть час работы преподавателя без степени равен 88.9 рублей в час. Это без учёта того,что есть куча организационной работы, написание статей, методичек, рабочих программ, подготовки к занятиям. Приходя домой, я не отдыхаю, а пишу программы и готовлюсь к парам. Фактически, я работаю постоянно, кроме часов сна. Только эти часы никто не оплачивает. А ещё, тобы повысить себе з.п, ланирую защищать кандидатскую. Обучение в аспирантуре более 40000 в год. Плюс на защиту придётся выложить более полумиллиона рублей. И возникает вопрос:как это сделать? Да никак!

Уже планирую бросать аспирантуру и пытаться выживать. Либо же пойду работать продавцом/оператором горячей линии/ консультантом, ибо опыта в другой сфере нет. Последую совету Медведева. Я последняя, кто пришёл в ВУЗ после учёбы, за 4 года. Скоро молодых преподов не будет.

Евгений 10.03.2017 AT 17:42

В Томском университете — аналогичная ситуация. Ректор Галажинский получает по официальным данным 500 тыс. в месяц. Проректора получают не меньше, деканы не в обиде. У меня ставка лаборанта и 0,5 старшего преподавателя — на руки получаю около 17 тысяч. Премий нет. Курс взят на коммерциализацию всего и вся.

Тамьяни 13.03.2017 AT 22:33

В 1999 году защитил кандидатскую, пришел работать в ВУЗ в 2001 году. До этого — работал в НИИ. Когда стал получать преподавательскую зарплату, даже порадовался, что, мол, жизнь то налаживается! Вместо 6 тысяч в НИИ — аж 7 тысяч за ставку! Решил на достигнутом не останавливаться, поступил в 2001 году в докторантуру, благо наработок из НИИ осталось на 2-3 докторские. В 2005 году защитил докторскую. Зарплата стала аж 15 тысяч! Посчитал, сколько потратил на докторскую, немного погрустнело, но решил: ерунда, наберу часов в других вузах, покатаюсь по филиалам, все возмещу! Возместил, правда, преподавание в таком темпе уже стало вызывать аллергию и рвотный рефлекс.

В итоге — в 2008 году бросил преподавание к чертям собачьим, а докторский диплом убрал в ящик стола. Прошло почти 9 лет, решил — а не вернуться ли обратно, по телевизору постоянно говорят про высокие зарплаты в вузах. Решил, по привычке, проверить инфу через Интернет, захожу по ссылке на этот сайт … Коллеги, дорогие мои, я, пожалуй еще лет … похожу во фрилансерах. Ленивых и не очень умных мажоров, и их старших товарищей на мой век — хватит

Василий.

Поволжье, строительный университет.

Выше 13 000 руб.за ставку старшего преподавателя за 20 лет никогда не было. Но за эти деньги администрация хочет видеть полное повиновение. Это означает переделку по 5-7 раз одних и тех же рабочих программ, сверхурочные, воспитательные и прочие тупые работы. Премии есть.Распределяются вузовской бюрократией на своё усмотрение. Профсоюз молчит даже тогда, когда ректор нарушает коллективный договор в части оказания социальной помощи.(Сообщение Василия пришло в порядке отклика на данную публикацию сайта ДЗВОН.- Ред.)

Сейчас ввели систему бакалавриата и магистратуры, и получается, что за шесть лет люди уже устают учиться и не хотят тратить еще три года в аспирантуре, чтобы пойти преподавать. Потому молодых преподавателей не так много. Их число часто зависит от отрасли. Например, в менее прикладных областях — химии, биологии, высшей математике — людям сложнее найти работу после вуза, и они остаются преподавать. Также много молодежи на кафедрах иностранных языков. В IT-дисциплинах нам очень нужна свежая кровь — те, кто хорошо разбирается в новых технологиях. Я часто советуюсь со своими бывшими одногруппниками, которые работают по специальности, узнаю, что они сейчас используют, хожу на различные курсы, ищу актуальные темы. Ведь если преподавать что-то устаревшее, студентам очень быстро становится скучно. Им надо обязательно показывать, где эти знания можно будет применять. Также мы стараемся приглашать вести занятия действующих сотрудников крупных компаний. Обычно они работают в течение недели, а к нам приходят только по субботам.

Конечно, молодым преподавателям не всегда просто. Когда я только начинала вести занятия, мои студенты не делали домашнее задание, но я это списываю на то, что в колледже нет особой дисциплины и мотивации у учащихся. Я стараюсь сразу дать понять студентам, что у меня нет халявы: рассказываю, что буду вести у них пары целый год, для допуска к экзамену нужно написать три контрольные, потом еще на третьем курсе мы встретимся снова — и придется сдать мне курсовую работу. Также я обычно беру группы помладше, чтобы разница в возрасте у нас была побольше, а то нынешние третьекурсники поступали в тот же год, когда я выпускалась из института.

Особенности работы

Каждый год с преподавателем заключается договор, в котором прописано, сколько учебных часов он должен отработать. Обычно пары бывают три дня в неделю, а в остальное время мы должны обновлять учебные планы и программы, готовить материалы к лекциям и семинарам, составлять задачи для студентов. Самая первая пара начинается в 8:30, но я нормально отношусь к таким ранним занятиям, так как люблю с утра поработать и освободиться уже в 13:20. В день мы проводим три, максимум четыре пары. Больше даже не ставят, просто потому что преподаватель устает и становится невнимательным.

Никаких требований к внешнему виду в нашем университете не предъявляют, единственная просьба — не носить на работу рваные джинсы. Зато есть специальный отдел, который следит за тем, что про наш вуз пишут в интернете. Как-то студенты выложили на одном сайте статью про очень придирчивого и строгого преподавателя, который к тому же ведет сложный предмет. Они высмеивали его внешность и голос, строили догадки насчет его сексуальной ориентации, пририсовали к фото всякие непристойности. У этих студентов на сайте были заполненные профили с личной информацией, потому их очень быстро вычислили и выгнали, потому что этот преподаватель заодно был проректором, то есть отвечал за все зачисления и отчисления. Как ни странно, но эту статью с сайта до сих пор не удалили.

В моих социальных сетях нет никакой лишней информации. У меня в группе как-то был студент — бывший моей подруги, благодаря ему мои соцсети моментально разлетелись по всему вузу. Я понимаю, что для студентов, особенно айтишных специальностей, не составляет труда накопать про тебя в интернете очень много информации. К тому же теперь можно просто взять фото преподавателя с официального сайта университета, а потом найти этого человека с помощью специальных сервисов и программ. Но даже если студентам стали известны твои соцсети, никто не станет тебе досаждать, максимум пару раз спросят что-нибудь по делу. Преподавателей в интернете не достают — просто боятся отчисления, а вот мемы с нашими лицами и коронными фразами сразу же попадают в группы и паблики.

Я веду занятия у школьников на подготовительных курсах, студентов дневного и вечернего отделений, и самые сложные из всех, конечно, школьники. Дисциплина у них хромает, нужно постоянно следить, чтобы они не играли в телефоне во время занятий. К тому же среди них много тех, кто уверен, что сразу же после окончания школы на них обрушатся успех и богатство. На дневном отделении у нас, как правило, простые студенты из семей со средним достатком, много иногородних.

Наш вуз больше ориентирован на финансовую сферу, а не на программирование, так что москвичи обычно выбирают более престижные МГУ, Вышку, Бауманку и МИФИ. А вот на экономическом и юридическом факультетах есть мажоры. После ЕГЭ мозги у студентов настроены на решение одинаковых задач по заданной формуле, но стоит что-то поменять, даже перенести цифры на примеры из реальной жизни, и начинаются ступор и возгласы: «Сложно!». Получается, что после ЕГЭ мы заново учим студентов применять знания и смотреть на мир шире. Где-то половина приходит с горящими глазами и действительно хочет учиться, а другая половина просто отсиживается. Возможно, родители отправили получать высшее образование — или сами студенты где-то услышали, что IT это престижно.

Самые ответственные и въедливые студенты на вечернем отделении, потому что у них есть отличная мотивация — финансовая. Подготовительные курсы для школьников стоят дорого, но все оплачивается из родительского кармана. На дневном студенты только начинают сами зарабатывать, а вот вечерники пошли учиться по собственному желанию, работают и оплачивают учебу. Они всегда задают много вопросов, будут писать в мессенджеры и соцсети преподавателям, если что-то не поняли. У нас есть такое правило: если группе не нравится преподаватель, студенты сообщают об этом в деканат, и тогда вести у них занятия будет кто-то другой. Преподаватель в этом случае понесет наказание: он может просто написать объяснительную, а может дойти до того, что с ним не продлят контракт на следующий год. На дневном отделении такие жалобы бывают очень редко и связаны они не с некомпетентностью преподавателя, а с тем, что он строгий и ставит много плохих оценок. А вот вечерники часто жалуются, например, если им читают устаревший материал.

Сейчас у нас есть онлайн-образование: преподаватель выкладывает записи своих лекций, студентам дается какое-то время на просмотр этих лекций, решение задач по ним, прохождение тестов. На экзамене студент сидит за компьютером и с помощью видеосвязи отвечают на вопросы преподавателя, защита диплома тоже проходит онлайн. Конечно, списать может быть очень просто, мы же не видим, что происходит у студента на экране, даже если он в этот момент ищет в интернете ответы. Единственный способ понять, выучил студент или нет, это задать вопрос, немного отличающийся от стандартного, где уже надо применить знания.

Конечно, студенты продолжают списывать, но делают это совсем не так, как раньше. Все знают: пока ты готовишь шпаргалку, хоть что-то откладывается в голове. Сейчас никаких шпаргалок нет, на экзамен приходят с наушниками. У кого длинные волосы, просто прикрывают их, но есть и беспроводные микронаушники, которые закладываются в ухо так, что их совсем не видно. Микрофон в таком устройстве выглядит как цепочка с кулоном, а на другом конце провода кто-то диктует правильные ответы.

Раньше мы перед экзаменом выдавали списки билетов с вопросами, которые в них будут. Сейчас, чтобы меньше списывали, сделали просто список вопросов, и как они будут объединены в билеты, студенты не знают. Но и тут придумали выход: помощник просто зачитывает весь список вопросов и, когда называет нужный, студент подает какой-то сигнал — щелкает ручкой или покашливает. Так что, если кто-то на экзамене издает много странных звуков, есть повод заподозрить, что он списывает. Мы боремся со списыванием теми же методами, которые используют на ЕГЭ — ставим средства глушения связи. Это такая небольшая коробочка, которая на радиус кабинета блокирует работу всех сотовых телефонов, но при этом довольно противно жужжит. Есть теория, что эти глушилки плохо влияют на здоровье, поэтому мы не можем их использовать, если в группе есть беременные студентки, у кого-то кардиостимулятор или слуховой аппарат.

До выпуска доходит процентов 50 из тех, кто поступил. Часть вылетает из-за неуспеваемости, а кто-то просто понимает, что сфера IT не для них, и уходит сам. Есть те, кто доучивается, но только ради корочки. На экзамены они приходят практически ничего не зная и просят поставить тройку. Мне вообще пока сложно влепить неуд, даже если он вполне заслужен. На экзамене я могу сидеть с утра до вечера, но всех двоечников вытяну на тройки — даю им простые задачи, разжевываю материал. Иногда мне кажется, что я трачу свое время на тех, кому это вообще не нужно, так что в эту сессию постараюсь обязательно научиться ставить справедливые двойки. После неуда студент идет на пересдачу. В случае, когда и на пересдаче оценка не становится лучше, собирается комиссия из трех преподавателей, и если студент опять заваливает экзамен, то за этим следует немедленное отчисление. Когда готовят приказы об отчислении, в деканатах просто очереди стоят, чтобы рассказать свою историю и разжалобить декана. Как правило, у студентов это получается, и декан или даже проректор разрешает еще раз попытаться все пересдать, особенно если проситель пришел впервые.

После третьего курса в учебном плане обязательно стоит производственная практика, и я всем студентам советую, чтобы они не где-то у родителей в фирме ставили печати в свой отчет, а по-настоящему шли работать — пусть стажером, пусть за очень мало денег. На четвертом курсе уже вполне можно совмещать учебу и подработку. Институт дает большой кругозор, но нет каких-то конкретных глубоких знаний и навыков в одной области, которые можно получить только на практике.

Доходы

У старшего преподавателя есть фиксированная ежемесячная зарплата — 40 тысяч рублей, она прописана в договоре вместе с количеством часов, которые нужно отработать. Вообще, чем выше должность, тем выше зарплата и меньше нужно работать. Так, у ассистента норма — это 850 часов, у старшего преподавателя — 800 часов, у доцента — 700. К тому же мы между собой условно делим преподавательскую нагрузку на легкую и тяжелую. Тяжелая нагрузка — это лекции и семинары, а легким считается, например, принимать практику у студентов. Тебе приносят отчет, который можно прочитать минут за 15, а проверка отчета одного студента по рабочему времени считается примерно как восемь пар, отработанных в аудитории. К легкой нагрузке мы относим также проверку курсовых работ или участие в комиссии во время защиты дипломов. Как правило, такие нагрузки берут профессора. Еще преподавателям доплачивают, если они ведут занятия у магистров или вечерников. Есть разнарядка, что 80 % процентов пар в магистратуре должны проводить именно профессора, так что эта нагрузка тоже достается им.

Раз в несколько месяцев у нас бывают премии, в конце года дают тринадцатую зарплату. Еще у преподавателей есть оплачиваемый отпуск 56 дней. Премии зависят от внутривузовского рейтинга, причем он составляется отдельно для профессоров, доцентов, старших преподавателей и ассистентов. Те, кто попадает в первые три десятка, получают весь следующий год прибавку к зарплате. То есть у нас, как и во многих корпорациях, тоже есть индекс KPI (Key Performance Indicators — ключевые показатели эффективности). Рассчитывается этот рейтинг с учетом множества факторов. Даже смотрят, что про тебя пишут студенты в группе «Подслушано», как оценивают тебя на специальных сайтах. Поэтому некоторые даже специально просят студентов, чтобы написали хорошие отзывы, могут даже начать с этого семинар.

Также при присвоении рейтинга обращают внимание на то, насколько часто преподаватель засветился в средствах массовой информации. Считается, что лучший пиар вузу обеспечат его сотрудники, которые будут выступать экспертами и давать комментарии. Так, университет постоянно мелькает в прессе, и это действует на наших потенциальных абитуриентов как двадцать пятый кадр. Потому многие преподаватели высказываются не всегда даже по темам предметов, которые они ведут. Можно, например, рассказать в каком-нибудь репортаже, что ты думаешь о взглядах молодого поколения или востребованности определенных профессий, главное, чтобы указали, из какого ты вуза.

На рейтинг положительно влияют публикации в научных журналах. Есть российские журналы, в них еще можно попасть, хотя и непросто, но особенно круто считается опубликовать что-то в международном журнале. Также при составлении рейтинга смотрят, как преподаватель участвует в научно-исследовательской работе, много ли берет подработок внутри университета, что про него отвечают студенты в анонимных опросах.

У преподавателя есть много возможностей для дополнительного заработка. Кто-то работает в нескольких вузах — три дня здесь, три дня там. Часто студенты приходят с просьбами дополнительно с ними позаниматься, но я всегда отказываю. У нас очень строго с коррупцией, и если узнают, что я за деньги занимаюсь со своими студентами, у меня будут проблемы. Так что я просто советую какие-то курсы, где можно подтянуть свои знания и не быть со мной финансово связанным.

Бывает, что компания, которая продает онлайн-обучение, присылает в университет запрос, что им нужно разработать целый курс по программированию. Я могу это подготовить за месяц, записать лекции и составить задания, оформить и сдать всю работу. Компания полностью выкупает авторские права, на счет вуза поступает определенная сумма, а потом эти деньги переводят мне. Это выгодно и компании, продающей онлайн-обучение, потому что они заключили договор с известным университетом, и нам, так как за разработку курса можно получить 250 тысяч. На кафедре маркетинга могут проводить на заказ какие-то исследования. К тому же проведение опросов и обработка результатов часто возлагается на студентов в качестве учебного задания. Иногда какие-то подработки можно найти внутри вуза, к примеру, разработать или обновить сайт. Вместе с различными подработками и доплатами у меня в среднем выходит 60 тысяч в месяц.

Расходы

Постоянные расходы — это 4 тысячи на квартплату и 2 тысячи на проезд. Еще 15 тысяч тратится на питание. Вокруг вуза много мест, куда можно пойти перекусить, и кофеен, я обычно хожу туда. У нас в университете есть столовая, но цены там совсем не студенческие — обед стоит 200–300 рублей, почти как бизнес-ланч в кафе.

У меня есть небольшие, но постоянные рабочие расходы. В месяц в среднем на них уходит около тысячи рублей. В аспирантуре я учусь бесплатно, как сотрудник вуза, но во время подготовки диссертации нужно публиковать статьи о своих исследованиях, и за это уже приходится платить. Бесплатно напечатать могут только в трех случаях: ты доктор наук, совершил какое-то важное открытие или твоя статья отлично подходит по теме номера. Если выходишь напрямую на редактора журнала, то публикация обойдется рублей в 800, а если через посредника, можно и 5 тысяч отдать.

Почти все нужные мне книги лежат в интернете в открытом доступе, тратиться на них не приходится. Но по ЕГЭ каждый год обновляются пособия и сборники типовых задач, которые я покупаю. У нас есть еще занятия для школьников по олимпиадному программированию. Оно мало общего имеет с реальной работой, но есть дети, которым это интересно. По нему нет материалов в открытом доступе, потому я тоже покупаю книги. Сейчас у нас в вузе все доски металлические, на которых можно писать только маркерами, но сами эти маркеры университет не закупает. Без маркера даже пару не получится провести, потому что постоянно надо что-то чертить. Стоят они дешево — рублей 100, но меня больше волнуют не затраты, а необходимость не забыть купить этот маркер заранее, потому что нигде в стенах университета их не продают. Обычно я покупаю сразу несколько и ношу с собой на случай, если кто-то забудет.

Еще не менее 15 тысяч — это расходы на внешний вид, то есть косметику, уход за собой, одежду. В нашем циничном мире тебя всегда будут встречать по одежке. В России и так есть стереотип, что преподаватели живут бедно, а если ты еще и выглядишь так, будто у тебя мало денег, то не сможешь завоевать авторитет у студентов. Вот я программист, рассказываю про IT, а студенты прекрасно знают, что в этой сфере высокие зарплаты. Если я не буду поддерживать имидж успешного человека, интерес сразу угаснет. Как говорится, «если ты такой умный, почему ты тогда такой бедный?». Поэтому так или иначе все преподаватели создают определенный образ — многие ездят на машине, все женщины, даже молодые, ходят в шубах. Кто-то может решить, что это просто пускание пыли в глаза студентам, но так делать необходимо, чтобы подтвердить свой статус.

Все свободные деньги я откладываю. Конечно, в моем возрасте хочется тратиться на развлечения, но сейчас я планирую большую покупку. Согласно майским указам, преподаватели к 2018 году должны получать 200 % среднего заработка по Москве, и наша зарплата понемногу растет. Еще сейчас падает ставка по ипотеке, она была 12 %, а стала 9,5 %. В какой-то момент я достигну пика по зарплате и ставка по ипотеке опустится до минимума, и это будет идеальный момент, для того чтобы купить квартиру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *