Аудиторская деятельность за исключением профессиональных услуг аудиторских организаций осуществляется только при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление аудиторской деятельности.
Лицензирование аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов Республики Узбекистан (далее — лицензирующий орган).
По заявлению аудиторской организации лицензия выдается на осуществление следующих видов аудиторских проверок:
инициативных аудиторских проверок;
инициативных и обязательных аудиторских проверок хозяйствующих субъектов, за исключением открытых акционерных обществ, банков и страховых организаций;
аудиторских проверок всех хозяйствующих субъектов.
Аудиторская организация, зарегистрированная в установленном порядке Министерством юстиции Республики Узбекистан, для получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности представляет в лицензирующий орган заявление с приложением следующих документов:
нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан;
заверенные копии квалификационных сертификатов аудитора и международных сертификатов бухгалтера, принадлежащих штатным аудиторам, в количестве, соответствующем установленному настоящим Положением минимальному количеству штатных аудиторов, в том числе имеющих международный сертификат бухгалтера;
нотариально заверенные копии трудовых книжек и заверенные копии приказов о приеме на работу штатных аудиторов по основному месту работы в количестве, соответствующем предусмотренному настоящим Положением минимальному количеству штатных аудиторов;
копия документа, свидетельствующего о сформировании уставного капитала полностью в размере, предусмотренном законодательством для соответствующего вида лицензии на осуществление аудиторской деятельности;
банковский платежный документ, свидетельствующий об уплате сбора за рассмотрение заявления.
Указанные документы представляются в одном экземпляре. Требование от аудиторской организации представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
Аудиторские организации, осуществляющие:
только инициативные аудиторские проверки, должны иметь уставный капитал не менее 1500-кратного размера минимальной заработной платы и не менее 2 штатных аудиторов;
инициативные и обязательные аудиторские проверки хозяйствующих субъектов, за исключением открытых акционерных обществ, банков и страховых организаций, должны иметь уставный капитал не менее 3000-кратного размера минимальной заработной платы и не менее 4 штатных аудиторов, из которых не менее одного аудитора — с наличием международного сертификата бухгалтера;
аудиторские проверки всех хозяйствующих субъектов, должны иметь уставный капитал не менее 5000-кратного размера минимальной заработной платы и не менее 6 штатных аудиторов, из которых не менее двух аудиторов — с наличием международного сертификата бухгалтера
Требование настоящего пункта к аудиторской организации о наличии минимального количества штатных аудиторов предусматривает полную укомплектованность установленного минимального количества аудиторских штатов аудиторами, для которых данная аудиторская организация является основным местом работы.
При несоответствии после получения лицензии требованиям настоящего пункта аудиторская организация в 5-дневный срок со дня возникновения несоответствия письменно уведомляет об этом лицензирующий орган и в срок не более 3 месяцев с указанной даты обязана устранить возникшее несоответствие либо принять решение о получении лицензии на право осуществления другого вида аудиторской проверки или прекращении своей деятельности в установленном порядке. Проведение аудиторской организацией аудиторских проверок до устранения несоответствия требованиям настоящего пункта влечет ответственность в соответствии с законодательством.
Не менее пятидесяти процентов уставного капитала аудиторской организации формируется из денежных средств учредителей (участников), а оставшаяся часть — материальными ценностями, непосредственно используемыми при осуществлении деятельности аудиторской организации.
Действие лицензии может быть приостановлено в случае выявления нарушений аудиторской организацией лицензионных требований и условий, а также невыполнения аудиторской организацией решения лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений.
Решение лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии доводится до аудиторской организации в письменной форме не позднее чем через три дня со дня его принятия. Решение суда о приостановлении действия лицензии доводится до аудиторской организации и лицензирующего органа в сроки, установленные законодательством.
Лицензирующий орган или суд устанавливает аудиторской организации срок для устранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. При этом срок, установленный в решении суда для устранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не может превышать шести месяцев.
Осуществление аудиторской организацией деятельности в период приостановления действия лицензии влечет ответственность в соответствии с законодательством.
При устранении аудиторской организацией обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган или суд, принявший решение о приостановлении действия лицензии, обязан в десятидневный срок со дня получения подтверждения об устранении указанных обстоятельств принять решение о возобновлении действия лицензии.
Если аудиторская организация в установленный срок не устранила указанные обстоятельства, лицензирующий орган обращается в суд о прекращении действия лицензии.
Прекращение действия лицензии производится также в случаях:
обращения аудиторской организации с заявлением о прекращении действия лицензии;
ликвидации аудиторской организации;
прекращения деятельности аудиторской организации в результате реорганизации, за исключением ее преобразования;
систематического или однократного грубого нарушения аудиторской организацией лицензионных требований и условий;
неустранения аудиторской организацией обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, в установленный лицензирующим органом или судом срок;
установления незаконности решения лицензирующего органа о выдаче лицензии.
Прекращение действия лицензии в случаях, предусмотренных абзацами пятым-седьмым настоящего пункта, осуществляется по решению суда, а в других случаях — по решению лицензирующего органа.
Решение лицензирующего органа о прекращении действия лицензии доводится до аудиторской организации в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня его принятия. Решение суда о прекращении действия лицензии доводится до аудиторской организации и лицензирующего органа в сроки, установленные законодательством.
Лицензия в течение десяти дней со дня получения аудиторской организацией решения о прекращении действия лицензии подлежит возврату лицензирующему органу и уничтожению.
Действие лицензии прекращается с даты принятия решения о прекращении.
Лицензия на осуществление аудиторской деятельности аннулируется в случаях:
обращения аудиторской организации с заявлением об аннулировании лицензии;
установления факта получения лицензии с использованием подложных документов;
если аудиторская организация в течение трех месяцев с момента направления (вручения) уведомления о принятии решения на выдачу лицензии не представила лицензирующему органу документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, либо не подписала лицензионное соглашение.
Аннулирование лицензии в случае, предусмотренном в абзаце третьем настоящего пункта, осуществляется в судебном порядке, а в других случаях — по решению лицензирующего органа.
Решение лицензирующего органа об аннулировании лицензии доводится до аудиторской организации в письменной форме не позднее чем через три дня со дня его принятия. Решение суда об аннулировании лицензии доводится до аудиторской организации и лицензирующего органа в сроки, установленные законодательством.
В течение десяти дней со дня получения аудиторской организацией решения об аннулировании действия лицензии лицензия подлежит возврату лицензирующему органу и уничтожению.
Решение об аннулировании действует с даты выдачи лицензии.
При аннулировании лицензии уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит.
В соответствии с федеральными законами «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «Об аудиторской деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании аудиторской деятельности.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 190 «О лицензировании аудиторской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 14, ст. 1298);
пункт 62 изменений, которые вносятся в постановления Совета Министров РСФСР, Правительства РСФСР и Правительства Российской Федерации, касающиеся государственной регистрации юридических лиц, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 731 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров РСФСР, Правительства РСФСР и Правительства Российской Федерации, касающихся государственной регистрации юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 41, ст. 3983);
пункт 14 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. N 50 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 6, ст. 760).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Зубков
Положение о лицензировании аудиторской деятельности
1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования аудиторской деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
2. Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов Российской Федерации (далее — лицензирующий орган).
3. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
4. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) правил внутреннего контроля качества аудиторских проверок и соблюдение лицензиатом указанных правил при осуществлении аудиторской деятельности в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;
б) соблюдение лицензиатом требований статьи 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в отношении запрещения занятия им иными видами предпринимательской деятельности, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг;
в) наличие у аудиторов лицензиата — аудиторской организации или у лицензиата — индивидуального предпринимателя (индивидуального аудитора) квалификационных аттестатов аудиторов, тип которых соответствует профилю проводимого аудита;
г) соблюдение соискателем лицензии (лицензиатом) — аудиторской организацией требований, установленных пунктами 1 и 3 — 5 статьи 4 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;
д) страхование лицензиатом — аудиторской организацией в соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» риска ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг при проведении обязательного аудита;
е) соблюдение лицензиатом требований статьи 12 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;
ж) наличие у лицензиата — аудиторской организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее 2 лет, а при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа проведения аудиторской проверки кредитных организаций не менее 2 лет в соответствии с требованиями статьи 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
з) участие в проводимом лицензиатом обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее 2 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудиторов в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковский аудит);
и) соблюдение лицензиатом требований к представлению отчетности лицензиата лицензирующему органу в соответствии со статьей 18 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;
к) обеспечение лицензиатом условий проведения внешних проверок качества работы лицензиата, включая предоставление всей необходимой для этого документации и информации;
л) обеспечение лицензиатом сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и другими федеральными законами.
5. Осуществление лицензируемой деятельности с нарушением (в том числе грубым) лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Грубым нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении аудиторской деятельности является:
а) однократное невыполнение лицензиатом в течение календарного года хотя бы одного из лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «в», «е» и «л» пункта 4 настоящего Положения;
б) повторное невыполнение лицензиатом в течение календарного года хотя бы одного из лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а», «б» и «г» пункта 4 настоящего Положения.
6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет или направляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии и документы, указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также:
а) сведения о включенных в государственный реестр аттестованных аудиторов аудиторских организаций квалификационных аттестатах, принадлежащих аудиторам, состоящим в штате соискателя лицензии — коммерческой организации, или соискателю лицензии — индивидуальному аудитору;
б) справку, составленную соискателем лицензии — коммерческой организацией, о ее кадровом составе с указанием гражданства и места жительства каждого работника;
в) копию утвержденных правил внутреннего контроля качества проводимых аудиторских проверок;
г) копии документов о назначении руководителя соискателя лицензии — коммерческой организации.
Документы, прилагаемые к заявлению о предоставлении лицензии, должны быть перечислены в описи, которая представляется (направляется) соискателем лицензии в лицензирующий орган вместе с заявлением.
7. В день приема заявления о предоставлении лицензии и документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения, лицензирующий орган проводит проверку правильности заполнения заявления и полноты прилагаемых к нему документов.
В случае если заявление о предоставлении лицензии оформлено не в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», и (или) в составе прилагаемых к нему документов отсутствуют документы, предусмотренные пунктом 6 настоящего Положения, соискателю лицензии в течение 10 календарных дней вручается (направляется) копия описи представленных документов с уведомлением о необходимости устранения нарушений и (или) представления отсутствующих документов.
8. При рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Проверка лицензирующим органом полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, предоставляемыми лицензирующему органу Федеральной налоговой службой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
9. Заявление о продлении срока действия лицензии подается лицензиатом в лицензирующий орган не ранее чем за 30 календарных дней до истечения срока ее действия и не позднее 15 календарных дней после истечения срока действия лицензии.
10. В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган выдает его дубликат на основании письменного заявления лицензиата в течение 10 дней с даты получения заявления.
Дубликат документа, подтверждающего наличие лицензии, оформляется в 2 экземплярах (на каждом проставляется штамп «Дубликат»), один из которых направляется (вручается) лицензиату, а другой хранится в лицензионном деле лицензиата.
В случае необходимости лицензирующий орган выдает лицензиату заверенную лицензирующим органом копию документа, подтверждающего наличие лицензии, на основании письменного заявления лицензиата в течение 10 дней с даты получения заявления.
11. Информация, касающаяся осуществления лицензируемой деятельности, предусмотренная пунктом 2 статьи 6 и пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», размещается на официальном сайте лицензирующего органа в сети Интернет в течение 10 дней с даты:
а) официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности;
б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии, продлении, приостановлении и возобновлении или прекращении ее действия;
в) получения сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации;
г) получения сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального аудитора;
д) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
12. Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, а также ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в нем, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
13. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, а также за ее предоставление или переоформление уплачивается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
26
Введение.
Аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность. Но не смотря на это, этот вид предпринимательской деятельности затрагивает интересы не только аудиторских фирм и аудируемых лиц, но и государства. Именно поэтому государство устанавливает особый контроль за деятельностью аудиторских кампаний через лицензирование данного вида деятельности. Этот вопрос и обуславливает актуальность темы курсовой работы «Лицензирование аудиторской деятельности».
Целью курсового исследования является изучение основы и механизма лицензирования аудиторской деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)Характеристика аудиторской деятельности, её целей и задач;
2) Исследование законодательства в сфере аудиторской деятельности;
3) Рассмотрение сущности лицензирования, как метода контроля государства за соблюдением законодательства в области аудита;
4) Рассмотрение порядка выдачи лицензии на право осуществления аудиторской деятельности.
Объект исследования – аудиторская деятельность.
Предмет исследования – порядок лицензирования аудиторской деятельности.
При написании курсовой работы использовались различные методы исследования, такие как анализ библиографических источников и нормативно-правовых актов, систематизация материала, выборка и другие.
Методологической основой для написания курсовой работы послужили труды специалистов в области аудита и нормативно-правовые акты, регламентирующие в нашей стране аудиторскую деятельность.
Курсовая работа состоит из двух частей.
В первой части раскрываются общие вопросы, касательно аудиторской деятельности. Здесь рассматриваются её цели и задачи, а также даётся краткая характеристика законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, в то м числе её лицензирование
Во второй главе раскрывается сущность лицензирования, а также порядок выдачи лицензии на занятие аудиторской деятельности.
Глава 1. Понятие аудиторской деятельности.
1.1. Аудиторская деятельность, её цели и задачи.
Аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. В его основе лежит взаимная заинтересованность государства, администраций предприятий и их владельцев в достоверности учёта и отчётности.
Что касается Российской Федерации, то здесь развитие аудита в современном его понимании началось относительно недавно. В условиях плановой, централизованно управляемой экономики потребность в независимом финансовом контроле в РФ не возникала. Его вполне заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля, направленная на выявление нарушений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ошибок и отступлений в отчетности, нахождение и наказание виновных.
Развитие рыночных отношений обуславливает необходимость принятия большого количества новых нормативных документов, регламентирующих вопросы деятельности предприятий, бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения и порядка формирования себестоимости продукции. В связи с этим появились первые нарушения (порой неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятия. Органы, на которые возлагались обязанности по оказанию помощи предприятиям в правильности применения тех или иных законодательных актов, сами, в силу их малочисленности и перегруженности работой, оказались не готовы к такой работе. В связи с этим возникла необходимость создания новой формы контроля за деятельностью предприятий, который включал бы в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, правильности исчисления налогов, правовой позиции и другие виды услуг.
Собственники и прежде всего коллективные собственники, а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности. Так как обычно они не имеют доступа к учетным записям, соответствующего опыта, поэтому нуждаются в услугах аудиторов. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения. Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения интересующей их финансовой отчетности.
Понятие аудита намного шире, чем ревизии или других форм контроля, так как включает в себя «не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предположений по улучшению хозяйственной деятельности предприятий с целью рационализации расходов и оптимизации налогов» . Понятие аудиторской деятельности определяется Федеральным законом «Об аудиторской деятельности в РФ».
Аудиторская деятельность, аудит -предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой(бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
В теории существуют некоторые разногласия по поводу определения аудита, но не смотря на это, практически все авторы подчеркивают ту или иную его особенность:
1) независимость;
2) платность;
3)конфиденциальность.
Иногда его рассматривают слишком узко и ограничивают только проверкой отчетности негосударственных структур. В других случаях крайне широко, отождествляя с любой бухгалтерской деятельностью. Такой разброс в понимании аудита связан еще и с тем, что это понятие принято из западной литературы. В странах с развитой рыночной экономикой, где аудит возник уже давно, понятие аудита трактуют весьма многообразно. В Англии под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. При этом термин «аудит» применяется не только при проверке предприятий, попадающих под действие закона «О компаниях» или закона о промышленных или других обществах, но и при составлении проверки правительственных учреждений и местных органов власти, а также при оказании клиентам аудиторских услуг по соглашению.
Под аудитом понимается процесс снижения до приемлемого уровня информационного риска (т.е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные или неточные сведения) для пользователей финансовых отчетов. Проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдение действующего законодательства и составления аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор. Существует несколько определенных правил, касающихся деятельности аудиторов:
1. свободный выбор аудиторов (аудиторской фирмы) хозяйственными субъектами;
2. договорные отношения между аудитором и клиентом, позволяющие аудитору самому выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либо государственных органов;
3. возможность отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков;
4. невозможность аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;
5. запрещение аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других разрешенных законом услуг.
(бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях» .
Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.
При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами:
1) независимость;
2) честность;
3) объективность;
4) профессиональная компетентность и добросовестность;
5) конфиденциальность;
6) профессиональное поведение.
Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности. Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений. Профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.
При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.
Исходя из поставленных целей, задачи аудитора состоят:
— в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;
— в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;
— в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.
В последнее время в деятельности аудиторов появилась еще одна очень важная задача – это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах.
«Кредитная линия», №2(26) от 2 февраля 2010 года |
2010 год стал для аудиторских организаций началом «новой эры» в работе. С1 января отменено лицензирование аудиторской деятельности. Одновременно введено обязательное членство для аудиторов и для аудиторских компаний в одной из аккредитованных при Министерстве финансов РФ саморегулируемых организаций аудиторов (СРО). Перспектива перехода от лицензирования к саморегулированию в этой сфере была определена уже давно. Практика работы СРО аудиторов насчитывает более пятнадцати лет, поэтому процесс этот оказался не столь болезненным, более того, по мнению специалистов, он открыл перспективу оздоровления рынка аудиторских услуг. Эти и другие изменения в аудиторской деятельности читателям «Уральской кредитной линии» прокомментировала Светлана Витальевна Киселева, генеральный директор Группы компании «ВнешЭкономАудит».
Начиная с 2010 года, аудиторские услуги в России могут оказывать только аудиторские компании-члены аккредитованных СРО, причем аудиторы, работающие в этих организациях, также должны вступить в СРО. Речь о том, чтобы отменить лицензирование, велась еще с 2005 года. Это решение преследовало несколько важных целей: прежде всего, повысить качество аудита, очистить рынок аудиторских услуг от недобросовестных игроков, укрепить позиции профессиональных аудиторских компаний. «Не секрет, что раньше некоторые предприятия, подпадающие под обязательный аудит, практиковали»покупку» аудиторских заключений у недобросовестных аудиторских компаний. Порог входа в профессию и на рынок был достаточно низким. Для того чтобы получить лицензию, достаточно было набрать в штат пять аудиторов и заплатить «копеечный» лицензионный сбор. Как правило,такие компании не осуществляли страхование деятельности, не являлись членами профессиональных аудиторских объединений, формально относились к повышению квалификации своих сотрудников. Теперь таким компаниям придется либо пересмотреть свои представления о работе в сторону повышения качества, либо уйти с рынка. Дело в том, что членство в СРО требует от аудиторской компании строгого соблюдения стандартов качества аудита. Кроме того, далеко не все аудиторские фирмы смогут позволить достаточно существенные финансовые затраты на осуществление аудиторской деятельности «,-поясняет генеральный директор ГК «ВнешЭкономАудит» Светлана Киселева.
«Дело в том, что аудиторские компании, помимо взносов за вступление в СРО, должны произвести отчисления в компенсационный фонд который гарантирует заказчику выплату штрафных санкций,если аудиторские услуги были предоставлены некачественно, — продолжает Светлана Киселева. -Также компания должна ежегодно выплачивать членские взносы не только за себя, но и за своих аудиторов. Увеличилась стоимость повышения квалификации аудиторов, параллельно с этим усилился контроль за их обучением. Кроме того, аудиторская компания должна будет проходить процедуру внешнего контроля качества и, соответственно, нести дополнительные финансовые затраты,
Получается, что теперь аудит — достаточно недешевый бизнес, и заниматься им могут только финансово устойчивые аудиторские организации. «С отменой лицензирования я увидела для себя и для своей компании ряд положительных изменений, прежде всего, направленных на повышение качества работы аудиторов и повышение качества услуг, предоставляемых на рынке»,- заключает генеральный директор.
Есть еще одна новость, которая вызывает массу противоречивых мнений среди аудиторов.
Речь идет о планируемых поправках в закон «об аудиторской деятельности», предусматривающих освобождение от обязательного аудита субъектов малого бизнеса в статусе обществ с ограниченной ответственностью. Планируется освободить от обязательного аудита организации с выручкой менее 400 миллионов рублей и суммой активов бухгалтерского баланса менее 160 миллионов. На сегодня аудиторской проверке подлежат все компании, чья выручка составляет более 50 миллионов, а сумма активов бухгалтерского баланса более 20 миллионов рублей
С одной стороны, изменение законодательства и отмена обязательного аудита вызовет сокращение спроса на аудиторские проверки у региональных аудиторских компаний, в том числе челябинских, и, как следствие, произойдет уменьшение выручки от аудиторской деятельности. Основная причина — в Челябинской области и самом Челябинске не так много компаний, выручка которых превышает 400 миллионов рублей.
Однако,с другой стороны, эта нововведение может способствовать тому, что на рынке не останется места для недобросовестных аудиторов, которые за небольшую плату «штамповали» аудиторские заключения. Поскольку основная клиентура таких «аудиторов»-небольшие предприятия, они просто перестанут обращаться за данной услугой.
По мнению Светланы Киселевой, принятия поправки об отмене обязательного аудита для субъектов малого и среднего бизнеса, в первую очередь, стоит опасаться банкам, так как возможно появление большого числа «некачественных» заемщиков и, как следствие- ухудшение качества кредитного портфеля.
Несмотря на то что в банках есть свои специалисты, которые проводят анализ хозяйственной деятельности организаций-заемщиков, они делают это на основании бухгалтерской отчетности, предоставленной организацией, и не занимаются проверкой ее достоверности. Отличие работы аудиторов заключается в том, что мы, прежде чем выражать свое мнение, обязаны проверить и подтвердить данные бухгалтерской отчетности. Наличие у организации аудиторского заключения от аудиторской компании с хорошей репутацией является для банка своеобразной гарантией того, что его потенциальный заемщик ведет прозрачную, легитимную деятельность. Банк может быть уверен в том, что денежные средства получит добропорядочная организация, деятельность которой, как и ее бухгалтерская отчетность, не вызывает сомнений.
По мнению Светланы Киселевой, у серьезных аудиторских фирм, предлагающих рынку качественные аудиторские услуги, нет особых опасений, что спрос на их услуги, в связи с грядущим нововведением, пропадет. «Те клиенты, которые заказывают
аудиторские проверки в нашей компании сейчас, понимают, зачем они инициируют проведение аудита и осознают те преимущества, которые получат в результате аудиторской проверки. Ведь аудит-это та процедура внешнего и, главное, независимого контроля, которая, прежде всего, полезна собственникам компаний»,- добавляет Светлана Киселева.
Проведение аудита -это практически единственная возможность для добросовестных участников обществ оградить себя от несанкционированных вмешательств со стороны недружественных участников и других лиц так как выполняя аудиторские процедуры, мы обязательно увидим и просигнализируем о выводе или присвоении активов, о создании «искусственной» дебиторской и кредиторской задолженности, о наличии признаков банкротства. Кроме того, помимо обязательного аудита, компании инициируют аудиторскую проверку с целью проверить и минимизировать возможные правовые и налоговые риски, в том числе при приобретении бизнеса, при смене директора или главного бухгалтера.
Для решения таких задач клиенты обращаются только в проверенную аудиторскую компанию, которой доверяют. В начале 2009 года у нас были некоторые опасения, что в связи с кризисом заказов на аудит станет меньше. Но, как показала практика, от обязательного аудита отказались единицы. Зато в разы увеличилась потребность во владельческом аудите, налоговом консалтинге и налоговом аудите, финансовом анализе, в выявлении признаков преднамеренного и фиктивного банкротства компаний-партнеров. Я считаю, что большая часть наших клиентов заинтересована в качественном аудите, поскольку понимает, что желание минимизировать расходы на его проведение может привести к неприятным последствиям.