Автономные детские сады

Какие еще преимущества имеет автономный детский сад?

Что удобно, автономные детские сады комплектуются без привязки к месту жительства. Таким образом, ваш ребенок может попасть в выбранное вами учреждение, в какой бы части города вы ни жили.
Во главе автономного детского сада находится руководитель и наблюдательный совет. В состав наблюдательного совета могут входить общественные представители, представители от учредителя, воспитатели самого детского сада.
Автономные и бюджетные детские сады получают финансирование из городского бюджета в равном размере. При этом автономные учреждения пользуются правом льготного налогообложения и имеют возможность самостоятельно искать поставщиков и привлекать дополнительные инвестиции. Именно это преимущество становится одной из основных причин стремления многих дошкольных учреждений получить статус автономных.
В автономных детских садах, так же как и в бюджетных учреждениях, между родителями и детским садом заключается договор.
Как и в бюджетных детских садах, в автономных учреждениях действуют льготы по оплате и поступлению для определенной категории граждан. Их размер и порядок получения зависит от региона.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение?

Автономные детские сады — тема относительно новая и довольно-таки противоречивая. Наряду с явными плюсами есть и свои недостатки. Попробуем разобраться, чем же автономные детские сады отличаются от бюджетных? Отличий несколько. Начнем с плюсов::

  • автономный детский сад комплектуется без привязки к месту жительства, т.е. в него принимаются дети со всего города,
  • само дошкольное учреждение пользуется правом льготного налогообложения, самостоятельно ищет поставщиков, может привлекать инвестиции со стороны, при том, что деньги из бюджета города выделяются наравне с обычными детскими садами,
  • автономный детский сад является более самостоятельной единицой в организации образовательного процесса. Если в муниципальном ДОУ все проводимые мероприятия и занятия четко закреплены программой, принятой на федеральном уровне, то автономное дошкольное учреждение вправе предоставлять ряд дополнительных услуг. Например, могут пригласить нужного специалиста на время для конкретной группы детей или же заказать для воспитанников специальную программу медицинского страхования.

Плюсы и благая цель — улучшить качество предоставляемых услуг — привлекают все больше родителей отдавать своих детей именно в автономные дошкольные учреждения. Это подтверждается статистикой: . средняя посещаемость муниципальных ДОУ — 69-72 процента, автономных — 89 процентов. Тем не менее, перевод многих обычных детских садов в статус автономных вызвало большой резонанс со стороны родителей.

Минусы:

  • Хотя плата в муниципальном и автономном детских садах не должна различаться, в последнем она как раз и получается выше и может составлять от 3 000 рублей до 5 000 рублей, т.к. складывается из стандартной родительской платы и стоимости тех самых дополнительных развивающих услуг. Что и говорить, нахождение детей в одной группе может по-разному обойтись родителям, ведь, например, кто-то может посещать занятия вокалом, а кто-то нет.
  • Дополнительные услуги носят рекомендательный характер, но, как замечают многие родители, чаще всего предоставляется список альтернативных возможностей (психолог, логопед, рисование, иностранный язык, специальное медицинское сопровождение и т.д.), из которых они обязаны выбрать, например, 4 услуги.

Как и в обычном детском саду, между родителем и автономным дошкольным учреждением заключается договор. Во главе ДОУ находится руководитель и наблюдательный совет, в который могут войти и представители от учредителя (например, администрации города), и общественный представитель, и представитель от детского сада (за исключением заведующей и зама) — они отвечают за внесение дополнений в устав детского сада и утверждения бюджета.

Льготы по поступлению и оплате автономного детского сада могут различаться в разных городах, узнать их, а также встать на очередь в подобное дошкольное учреждение можно в местном управлении образования.

Чем автономные детские сады отличаются от обычных?

«Правда ли, что в ближайшее время в Саранске откроются еще несколько детских садов, работающих в автономном режиме? Чем автономные детские сады отличаются от обычных и как проводится набор в них?»
Аввакумова Светлана, жительница г.Саранск

Отвечает директор Департамента по социальной политике Администрации г.о. Саранск Галина ЛОТВАНОВА: «С мая 2008 года в Саранске работают два дошкольных образовательных учреждения автономного типа — № 41 и № 73. Кстати, по итогам года автономные детсады должны публиковать в СМИ подробный отчет, затрагивающий все аспекты деятельности учреждения. В мае этот отчет будет опубликован в «ВС».

В чем главное отличие автономного детского сада от обычного муниципального ДОУ? Во-первых, автономное учреждение имеет гораздо больше возможностей и самостоятельности в осуществлении образовательного процесса, но! — в рамках законов Российской Федерации. Эти возможности закреплены соответствующими законами РФ и прописаны в Уставе ДОУ автономного типа.

Второе отличие — условия комплектации. Если обычные детсады комплектуются детьми с привязкой к месту жительства, то в автономные принимаются дети со всего г.о. Саранск. Сейчас в детском саду № 73 работают 6 групп (полностью укомплектованные), ДОУ № 41 также заполнен на 100 процентов.
При поступлении в автономное МДОУ каждый родитель (либо законный представитель) подписывает с учреждением договор, в котором зафиксированы все права и обязанности сторон.

Органом управления детского сада автономного типа являются наблюдательный совет и руководитель. Форма самоуправления — общее собрание, совет дошкольного автономного учреждения, педсовет и родительский комитет. Что из себя представляет наблюдательный совет? В него входят 4 представителя от учредителя (учредитель — Администрация г.о. Саранск), депутат саранского горсовета и представитель общественности и один представитель детского сада (но не заведующая и не ее заместитель). В компетенции наблюдательного совета — работа над уставом автономного МДОУ и внесение в него изменений и дополнений (которые впоследствии утверждает Глава г.о. Саранск).

Также наблюдательный совет обсуждает и утверждает бюджет детского сада. Бюджетное финансирование МДОУ автономного типа идет (в отличие от обычных детских садов) единой суммой, не разбитой по статьям расходов. Как израсходовать полученные деньги, решает наблюдательный совет по согласованию с учредителями. И здесь у МДОУ появляются широкие возможности в оказании услуг дополнительного образования, оздоровительных услуг (в т.ч. платных) — спортивных, лечебно-физкультурных, мер сезонного укрепления здоровья. Автономный детский сад может на договорной основе привлечь медицинских работников, массажистов, узких специалистов. Например, в МДОУ № 41 автономного типа заключен специальный договор с поликлиникой № 3 на медицинское сопровождение и мониторинг здоровья детей.

Кроме того, автономный детсад имеет право оказывать целый комплекс развивающих услуг — иностранные языки, хореография, консультация психолога, логопеда. Нужного специалиста можно пригласить, например, на 2 месяца либо для конкретной группы детей. В обычном детском саду таких возможностей нет — там утверждено штатное расписание, за рамки которого выйти нельзя. Также в автономное ДОУ по решению родителей может быть введено дополнительное питание — в виде фруктов, соков и пр.

Отмечу, что перечисленные преимущества позволяют автономным ДОУ более качественно оказывать муниципальную услугу по содержанию детей в детском саду. Анализируя посещаемость городских ДОУ, выяснилось, что средняя посещаемость в автономных детсадах — 89 процентов, а в обычных лишь 69—72 процента.
Финансовый вклад родителей в содержание детей в детском саду автономного типа определяется как сумма стандартной родительской платы плюс стоимость дополнительных услуг (принятых и утвержденных коллегиально). В режиме автономного учреждения дети, находящиеся в одной группе, могут получать разные дополнительные услуги. В этом случае родительская плата за содержание ребенка в детском саду будет различаться даже в масштабах одной группы.

Число родителей, желающих отдать своего ребенка в детсад автономного типа, постоянно увеличивается, поэтому к 1 сентября в городе планируется переход еще 10 муниципальных ДОУ на автономный режим. Это большие детские сады — №№ 46, 90, 89, 104, 20, 55, 37, 71, 119. При принятии решения об изменении типа ДОУ в учет берутся материально-техническое состояние детского сада, возможности педагогического коллектива, обязательное условие — поблизости от автономного ДОУ должен находиться обычный детский сад, чтобы родители могли выбирать. Кстати, при изменении типа детского сада на автономный в обязательном порядке принимается во внимание мнение родителей, чьи дети посещают этот детский сад.

Во многих российских городах переход детских садов на автономный режим идет достаточно динамично и успешно. В Орске, опыт которого мы изучали, на автономный режим за 2 года перешли 90 процентов детских садов. Когда в Саранске первые два детсада перешли на автономию, своих детей из них забрали единицы родителей. Остальные довольны широкими возможностями, открывшимися в содержании, развитии, оздоровлении детей.
Кстати, в детском саду № 73 планируется открыть Клуб выходного дня, который будет работать в направлении расширения детского кругозора и педагогической поддержки родителей. Для родителей в этом детсаду планируют ввести оказание в выходные дни платных консультативных услуг — психолога и других специалистов, которые помогут родителям научиться правильно общаться со своими детьми.

Как оформить ребенка в детский сад автономного типа? Каждый четверг в ГУО специалисты отдела дошкольного образования проводят прием родителей. В том числе и по вопросу оформления ребенка в ДОУ автономного типа либо перевода его из обычного детского сада в автономное ДОУ.

«Вечерний Саранск»

Управление автономным ДОУ

Надежда Чистякова
Управление автономным ДОУ

Автономное учреждение как организационно-правовая форма некоммерческой организации появилось в Российской Фе-дерации после принятия Федерального закона от 03.10.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Цель данного закона — предоставить большую самостоятельность (правовую, управленческую, организационно-содержательную, финансово-экономическую и др.) образовательным организациям.

Само название типа государственного (муниципального) учреждения — «автономное» — указывает на возможность са-мостоятельной деятельности (прежде всего — бухгалтерской, финансово-хозяйственной). Автономия — (от греческого слова аиtоs-сам, пomos-закон) — это самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов. Автономия – это признание особых, независимых от окружающей реальности, внутренних законов развития организации. Естественно, речь идет не об абсолютной независимости образовательной организации, поскольку такая организационно-правовая форма, как «учреждение», предусматривает законодательные ограничения со стороны учредителя. Однако, получив большую самостоятельность, такие учреждения смогут более эффективно функционировать и развиваться.

В настоящее время Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») является базовым нормативным актом, устанавливающим правовые основы функционирования как всей системы образования РФ. так и отдельных образовательных организаций РФ. В связи с его принятием прекращают свое действие более 100 нормативных актов РСФСР и РФ, в т. ч. Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Для того чтобы привести в соответствие с ним существующие нормативные акты, Государственная Дума разрабатывает закон, который внесет изменения в более чем 100 федеральных законов.

Со дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, будут применяться постольку, поскольку они не противоречат ему или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам РФ. Изданные до дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, которые в соответствии с ним могут регулироваться только федеральными законами, действуют до дня вступления в силу соответствующих федеральных законов.

Основными задачами нового закона об образовании являются:

— обновление и развитие системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики;

— расширение образовательных возможностей граждан;

— комплексная модернизация законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования;

— обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ;

Что касается предмета исследования наших методических рекомендаций, то Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вводит вместо давно переставшего быть адекватным термина «образовательное учреждение» термин «образовательная организация». В своё время Закон РФ «Об образовании» разрешал образовательную деятельность любым некоммерческим организациям, однако именовал их все образовательными учреждениями. В результате в отношении автономных некоммерческих организаций, фондов и т. п. приходилось каждый раз решать вопрос, применимо ли к ним данное нормативное регулирование, не противоречит ли оно их организационно-правовой форме.

Для более эффективного управления созданием, функционированием и развитием образовательных организаций в рамках нового закона необходимо обратиться к таблице №1, составленной сотрудником Института развития образования Высшей школы экономики Вавиловой А. И.

Современная система детских дошкольных учреждений в России

В числе учреждений данного типа наиболее распространённым является детский сад. Помимо этого в России существуют и такие виды дошкольных учреждений как:

  • детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
  • детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
  • детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
  • детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
  • центр развития ребёнка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Основными задачами дошкольного учреждения в России являются:

  • охрана жизни и укрепление здоровья детей;
  • обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка;
  • осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  • взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.

В Российской Федерации в 2007 году насчитывалось более 45 тыс. детских дошкольных учреждений, в которых воспитывалось 4800 тыс. детей (61,3 % детей в возрасте до 7 лет, что почти приближается к уровню 1991 года — 63,9 %). Вместе с тем в ряде регионов сохраняется очередь на право получения места в дошкольном учреждении, что порой вынуждает родителей подавать заявление о приёме в дошкольное учреждение едва ли не сразу после рождения ребёнка. По данным Росстата, показатели очерёдности в дошкольные образовательные учреждения составляли на начало 2007 года около 1 млн детей.

На протяжении последних лет активно внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений группы кратковременного пребывания детей, различные центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребёнка и др. Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними.

Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий родителей.

Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

Количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости, принятой при расчёте норматива бюджетного финансирования. В группах: от 2 месяцев до 1 года — 10 детей; от 1 года до 3 лет — 15 детей; от 3 лет до 7 лет — 20 детей. В разновозрастных группах: при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) — 8 детей; при наличии в группе детей любых трёх возрастов (от 3 до 7 лет) — 10 детей; при наличии в группе детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) — 20 детей.

Взаимоотношения родителей и детского дошкольного учреждения

В соответствии с законодательством (Закон об образовании) правоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. На основе договора и в соответствии со своими уставными целями и задачами дошкольное образовательное учреждение вправе реализовывать дополнительные образовательные программы, а также оказывать дополнительные платные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учётом потребностей семьи в данных дополнительных образовательных услугах. Важно обратить внимание на то, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счёт средств бюджета. Средний размер родительской платы в субъектах Российской Федерации колеблется от 176 рублей в месяц в Орловской области до 2129 рублей в месяц в Ямало-Ненецком автономном округе. Различна и доля, которую составляет родительская плата от общих расходов дошкольных образовательных учреждений на содержание ребёнка: от 7 % в Орловской области до 31,9 % в Тюменской области. При этом постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 г. № 5-П и Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» установлены ограничения по размеру родительской платы, а именно — родительская плата должна составлять не более 20 % от расходов на содержание ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Для отдельных категорий граждан (в частности, для родителей, имеющих 3 и более детей) размер родительской платы не должен превышать 10 % от расходов на содержание ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.

5 февраля 2019 года министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин заявил, что с 2020 года начнет действовать программа развития частных детских садов, которая будет финансироваться из федерального бюджета). «Этот год взят на подготовку такого проекта, потому что не везде же сможем построить садик в отдаленной местности, это будут такие специальные мини-группы. Мы должны будем подготовиться, чтобы эту задачу решить»,— сказал министр.

Статья: Деятельность детсадовского автономного учреждения (Васильев Ю.А.) («Руководитель автономного учреждения», 2010, n 3)

«Руководитель автономного учреждения», 2010, N 3
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСАДОВСКОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта РФ), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)). В настоящее время все большее количество бюджетных ДОУ становятся автономными учреждениями. Детсадовские АУ, в отличие от бюджетных учреждений, более свободны в своей деятельности, это касается, в частности, возможности использования полученных доходов по своему усмотрению. Каковы основные особенности деятельности детского сада, являющегося автономным учреждением?
На законодательном уровне деятельность автономных ДОУ регулируется Законом об автономных учреждениях , который вступил в силу с 08.01.2007. Кроме того, все ДОУ, независимо от организационно-правовой формы, руководствуются другими федеральными законами, включая Закон об образовании , указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, а также Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении или Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста , уставом ДОУ и договором, заключенным между учреждением и родителями (законными представителями). Кстати, Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении является обязательным для государственных и муниципальных ДОУ, а значит, и для автономных ДОУ. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста предназначено для следующих видов государственных и муниципальных учреждений: начальной школы — детского сада, начальной школы — детского сада компенсирующего вида — с осуществлением квалифицированной коррекции ограниченных возможностей здоровья воспитанников и обучающихся, прогимназии — с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся.
———————————
Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1.
Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666.
Утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 N 1204.
Зарождение автономного ДОУ
Автономное ДОУ может быть создано путем учреждения либо в результате изменения типа уже существующего государственного или муниципального учреждения (п. 1 ст. 5 Закона об автономных учреждениях). Чаще случается второе. Инициатива перевода бюджетного ДОУ в АУ может исходить как от самого бюджетного учреждения, так и от федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, в ведении которого находится данное учреждение. В первом случае бюджетное ДОУ подготавливает предложение об изменении типа бюджетного учреждения (письменное сообщение) и представляет его в федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления (в зависимости от того, в чьем ведении оно находится). Если же инициатор изменения типа бюджетного учреждения — один из названных органов власти, соответствующее решение может быть принято только при наличии согласия учреждения. Таким образом, бюджетное ДОУ не может быть переведено в АУ в принудительном порядке .
———————————
Более подробная информация о процедуре перевода бюджетного учреждения в автономное представлена в статье А.Г. Снегирева «Создание АУ путем изменения типа бюджетного учреждения: от инициативы до проекта решения» («Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», N 8, 2009).
Примечание. Автономное ДОУ вправе заниматься только теми видами деятельности, которые зафиксированы в его уставе.
Учтите, создание автономного ДОУ путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией (п. 14 ст. 5 Закона об автономных учреждениях). В этом случае вносятся необходимые изменения в устав — единственный учредительный документ АУ.
Устав детсадовского АУ
Утверждение устава относится к компетенции учредителя АУ. В уставе должны содержаться сведения, перечисленные в п. 2 ст. 7 Закона об автономных учреждениях и ст. 13 Закона об образовании. Среди прочего в уставе следует в обязательном порядке закрепить:
— наименование АУ, включающее в себя слова «автономное учреждение» и указывающее на характер его деятельности, а также на собственника его имущества (например, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N 25 «Солнышко»);
— место нахождения АУ;
— сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя АУ. Собственником имущества (учредителем) АУ является РФ, субъект РФ или муниципальное образование. Функции и полномочия учредителя осуществляет федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления соответственно;
— предмет и цели деятельности АУ;
— сведения о филиалах, представительствах АУ;
— структуру, компетенцию органов АУ, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов;
— исчерпывающий перечень видов деятельности, которые АУ вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Согласно п. 1 ст. 4 Закона об автономных учреждениях основной для АУ является деятельность, направленная непосредственно на достижение целей, ради которых это учреждение создано. Цель создания образовательного АУ — выполнение работ, оказание услуг для осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере образования (в нашем случае — дошкольного). Основной деятельностью АУ занимается в рамках выполнения задания учредителя. Кроме того, образовательное АУ может оказывать платные образовательные услуги, относящиеся к его основной деятельности, и вести иные виды деятельности, приносящие доход. При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем автономного ДОУ (п. 5 Правил оказания платных образовательных услуг ).
———————————
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505.
К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, не относятся:
— снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ;
— реализация основных общеобразовательных программ, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом;
— факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.
Привлечение на эти цели средств потребителей не допускается.
Что касается предпринимательской деятельности образовательного учреждения, к таковой согласно п. 2 ст. 47 Закона об образовании относятся:
— торговля покупными товарами, оборудованием;
— оказание посреднических услуг;
— долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
— приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
— осуществление приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
Основная деятельность автономного ДОУ
Основная деятельность автономного ДОУ — воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет. В свою очередь, учредитель АУ в соответствии с основной деятельностью учреждения устанавливает ему задание. Задание для автономного ДОУ — оказание государственных (муниципальных) услуг, связанных с обучением, воспитанием, присмотром, уходом и оздоровлением детей до семи лет, в целях осуществления полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение выполнения задания — также забота учредителя. Условия и порядок формирования задания учредителя и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяет:
— Правительство РФ — в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (см. Положение о формировании задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания (далее — Положение));
— высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ — в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
— местная администрация — в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
———————————
Утверждено Постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 N 182.
Согласно п. 3 ст. 4 Закона об автономных учреждениях учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом:
— расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ учредителем или приобретенного учреждением на средства, выделенные специально на эти цели учредителем;
— расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Примечание. Размер субсидий АУ определяется исходя из нормативных затрат, а не на основании бюджетной сметы, устанавливающей лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.
Кроме того, учредитель может осуществить финансовое обеспечение развития АУ в рамках программ, утвержденных в установленном порядке. Со стороны учредителя финансовое обеспечение происходит путем выделения субсидий (субвенций) из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Таким образом, АУ может в соответствии с заданием учредителя получить субсидию в качестве:
— оплаты услуг, оказываемых в рамках ведения основной деятельности. В этом случае учредитель выступает в роли заказчика;
— возмещения затрат по содержанию недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ учредителем или приобретенного на средства, полученные от него на приобретение этого имущества, и расходов по уплате налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, включая земельные участки. Кстати, указанное имущество АУ «неприкосновенно», поскольку по сути является залогом деятельности учреждения. Так, к категории особо ценного движимого имущества относится имущество, без которого осуществление АУ своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Поясним по поводу «неприкосновенности». Имущество АУ закрепляется за ним на праве оперативного управления (п. 1 ст. 3 Закона об автономных учреждениях). При этом АУ наделено правом самостоятельно распоряжаться таким имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенного учреждением на средства, выделенные ему на это учредителем. Последним АУ может распорядиться только при наличии согласия учредителя. Кроме того, АУ не отвечает по своим обязательствам «неприкосновенным» имуществом. В случае ликвидации АУ данное имущество передается учредителю.
Подтверждение тому, что учредители делят субсидию, выделяемую АУ, на две обозначенные составляющие, можно найти в утвержденных на соответствующем уровне документах, которыми установлен порядок финансового обеспечения выполнения задания (например, п. 8 Положения, п. 2 Порядка определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области государственным автономным учреждениям Новосибирской области в сфере физической культуры и спорта , п. 2 Положения о порядке финансового обеспечения выполнения заданий учредителя муниципальными автономными учреждениями городского округа город Воронеж , п. 8 Положения о формировании задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности города Нальчика, и порядке финансового обеспечения выполнения задания ).
———————————
Утвержден Постановлением администрации Новосибирской обл. от 30.04.2009 N 181-па.
Утверждено Постановлением главы городского округа г. Воронежа от 26.09.2008 N 1250.
Утверждено Постановлением главы местной администрации г. Нальчика от 16.06.2008 N 1077.
Расчет размера субсидии производится учредителем на основании нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) в рамках задания и нормативных затрат на содержание соответствующего недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем, а также расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество. Кстати, финансовое обеспечение основной деятельности АУ, в том числе осуществляемой в рамках выполнения задания учредителя, может производиться за счет не только субсидий (субвенций), но и других не запрещенных федеральными законами источников (п. 4 ст. 4 Закона об автономных учреждениях).
Что должно содержать задание учредителя автономного ДОУ?
Что именно должно содержать государственное (муниципальное) задание, перечислено в п. 1 ст. 69.2 БК РФ. Кроме того, учредитель АУ при формировании задания должен учитывать Методические рекомендации (положения) о порядке формирования задания, разработанные на соответствующем уровне, например, в отношении федеральных АУ, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 03.12.2008 N 424.
Итак, в состав задания для автономного ДОУ должны быть включены следующие разделы:
1. Выписка из реестра расходных обязательств. Под реестром расходных обязательств в соответствии с п. 2 ст. 87 БК РФ подразумевается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные

Особенности автономного детского сада

На территории России автономный такой тип детского сада, как автономный появился относительно недавно. Такие детские сады не имеют программы, закреплённой государством. Каждый из таких детских учреждений может иметь уклон на каком-то определённом предмете, например, детский сад с уклоном на изучение иностранных языков или же музыки. Подобное учреждение имеет право приглашать для работы с детьми специалистов со стороны.

В подобном детском саду чаще всего имеются следующие дополнительные услуги:

  • Секции с различных видов спорта.
  • Творческие кружки – рисование, вышивание, танцы, пение, актерские кружки.
  • Медицинский пункт.
  • Психолог.
  • Логопед.

Данные сады не прикреплены к какому-то месту жительства, поэтому посещать его могут дети даже с другого конца города.

Автономные детские сады получают финансирование как из городского бюджета, так и за счёт инвестиций со стороны представителей власти или родителей воспитанников. Поступить в автономный детский сад можно не только на обычных, но и на льготных условиях (для многодетных семей, матерей одиночек).

Группы в автономных детских садах маленькие не более 5–7 детей в группе. Огромный недостаток такого детского сада заключается в том, что при оформлении детей в данный сад, родители обязаны внести определённую сумму денег, которая достаточно часто является неподъемной для простых людей.

Особенности бюджетного детского сада

Данные детские сады работают по программе, закреплённой государством. В подобных детских садах нет какого-то определённого направления, детей просто пытаются подготовить к школе, а именно изучают с ними буквы, развивают чтение и играют в различные развивающие игры. Как правило, знаний, которые даются в бюджетном детском саду не хватает для быстрой адаптации в школьной среде, поэтому родителям приходится водить своих детей на индивидуальные занятия с воспитателями.

Чаще всего в бюджетных детских садах отсутствуют всевозможные кружки, поскольку не хватает финансирования. Такие типы детских садов функционируют только за счёт денег, выдаваемых из городского бюджета, требовать финансирования с родителей, руководство данных учреждений, не имеет права.

Каждый бюджетный детский сад прикреплён к определённому населённому пункту, поэтому дети из других населённых пунктов и районов не могут претендовать на место в таком детском саду.

Группы в бюджетных садах достаточно большие 20–25 детей. На льготных условиях (бесплатное питание) могут поступать в детский сад дети-сироты, дети из многодетных семей и дети у которых только один родитель.

Отличия между автономным и бюджетным детским садом

Эти типы детских садов имеют огромное количество отличий:

  1. В автономном детском саду программа работы с детьми определяется самими воспитателями. В бюджетном саду программа работы с детьми устанавливается государственными органами.
  2. В автономных детских садах имеется множество кружков для развития талантов ребёнка, в бюджетных садах на ведение таких кружков не хватает денежных средств (а достаточно часто, у воспитателей нет желания вести кружки).
  3. Автономный детский сад не имеет прикрепления к населённому пункту и району и может принимать детей из любого уголка города. Бюджетный детский сад прикреплён к определённому населённому пункту и может принимать детей только из этого населённого пункта.
  4. Функционирование автономного детского сада производится за счет бюджета, выделяемого городом и различных инвестиций власти и родителей. Бюджетный сад функционирует только за счёт денег полученных из городского бюджета.
  5. В автономных садах основной упор идёт на воспитание в детях индивидуальности, поэтому группы маленькие. В бюджетных садах группы достаточно большие.

Проанализировав всю информацию можно увидеть, что, если родителя хотят, чтобы ребёнок быстрее развивался и находился в благоприятных условиях стоит отправить его в автономный детский сад и при этом выложить большую сумму денег. Если финансы не позволяют отдать ребёнка в автономный сад, то нет никакого варианта кроме бюджетного детского сада.

Вопрос: Здравствуйте! В сентябре мой сын пойдет в детский сад. В нашем городе в этом году открылись 2 автономных детских сада. И мы попали в один из них по общей очереди.

Подскажите, по каким критериям распределяют места в бюджетных и в автономных ДОУ? За детский сад будем платить около 4000 рублей, а доход нашей семьи 12000 рублей. Правомерно ли это? И существуют какие нибудь льготы для посещения автономных садов?

Ответ подготовила Мария Даниленко:

Автономные детские сады — тема относительно новая и довольно-таки противоречивая. Наряду с явными плюсами есть и свои недостатки. Попробуем разобраться, чем же автономные детские сады отличаются от бюджетных? Отличий несколько. Начнем с плюсов::

  • автономный детский сад комплектуется без привязки к месту жительства, т.е. в него принимаются дети со всего города,
  • само дошкольное учреждение пользуется правом льготного налогообложения, самостоятельно ищет поставщиков, может привлекать инвестиции со стороны, при том, что деньги из бюджета города выделяются наравне с обычными детскими садами,
  • автономный детский сад является более самостоятельной единицой в организации образовательного процесса. Если в муниципальном ДОУ все проводимые мероприятия и занятия четко закреплены программой, принятой на федеральном уровне, то автономное дошкольное учреждение вправе предоставлять ряд дополнительных услуг. Например, могут пригласить нужного специалиста на время для конкретной группы детей или же заказать для воспитанников специальную программу медицинского страхования.

Плюсы и благая цель — улучшить качество предоставляемых услуг — привлекают все больше родителей отдавать своих детей именно в автономные дошкольные учреждения. Это подтверждается статистикой: . средняя посещаемость муниципальных ДОУ — 69-72 процента, автономных — 89 процентов. Тем не менее, перевод многих обычных детских садов в статус автономных вызвало большой резонанс со стороны родителей.

Минусы:

  • Хотя плата в муниципальном и автономном детских садах не должна различаться, в последнем она как раз и получается выше и может составлять от 3 000 рублей до 5 000 рублей, т.к. складывается из стандартной родительской платы и стоимости тех самых дополнительных развивающих услуг. Что и говорить, нахождение детей в одной группе может по-разному обойтись родителям, ведь, например, кто-то может посещать занятия вокалом, а кто-то нет.
  • Дополнительные услуги носят рекомендательный характер, но, как замечают многие родители, чаще всего предоставляется список альтернативных возможностей (психолог, логопед, рисование, иностранный язык, специальное медицинское сопровождение и т.д.), из которых они обязаны выбрать, например, 4 услуги.

Как и в обычном детском саду, между родителем и автономным дошкольным учреждением заключается договор. Во главе ДОУ находится руководитель и наблюдательный совет, в который могут войти и представители от учредителя (например, администрации города), и общественный представитель, и представитель от детского сада (за исключением заведующей и зама) — они отвечают за внесение дополнений в устав детского сада и утверждения бюджета.

Льготы по поступлению и оплате автономного детского сада могут различаться в разных городах, узнать их, а также встать на очередь в подобное дошкольное учреждение можно в местном управлении образования.

Ниже приведено ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

Приложение N 2
к Постановлению
Администрации Тюменской области
от 20 апреля 2004 г. N 32-пк

I. Общие положения

1.1. Автономной некоммерческой организацией дошкольного образования признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления дошкольного образования.

1.2. Деятельность автономной некоммерческой организации дошкольного образования регулируется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и уставом организации, разрабатываемым с учетом Закона РФ «Об образовании», настоящего Положения, а также Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Правительством РФ.

II. Особенности деятельности автономной некоммерческой организации дошкольного образования

2.1. Автономная некоммерческая организация дошкольного образования может быть создана путем учреждения или в результате реорганизации в форме преобразования муниципальных учреждений дошкольного образования.

2.2. Учредителями автономной некоммерческой организации дошкольного образования могут выступать граждане и (или) юридические лица. Число учредителей не ограничено. При создании автономной некоммерческой организации дошкольного образования путем реорганизации муниципального учреждения учредителями могут выступать работники реорганизуемого учреждения.

2.3. Учредительным документом автономной некоммерческой организации дошкольного образования является устав, утвержденный учредителями.

2.4. Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления автономной некоммерческой организации дошкольного образования, порядок принятия ими решений и выступления от имени организации устанавливаются уставом организации.

2.5. Высшим органом управления автономной некоммерческой организации дошкольного образования является коллегиальный орган (правление).
К исключительной компетенции высшего органа управления автономной некоммерческой организации дошкольного образования относится решение следующих вопросов:

  • изменение устава организации;
  • образование исполнительного органа управления организации и досрочное прекращение его полномочий;
  • утверждение программы дошкольного образования, реализуемой организацией;
  • утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
  • утверждение финансового плана организации и внесение в него изменений;
  • определение системы и условий оплаты труда работников организации;
  • утверждение тарифов на услуги, предоставляемые организацией, в том числе размера платы за содержание детей;
  • создание филиалов и открытие представительств организации;
  • реорганизация и ликвидация организации.

Состав высшего органа управления автономной некоммерческой организации дошкольного образования (как правило, не более 5 человек) формируется из числа учредителей организации, представителей муниципального органа управления образованием, профсоюза работников образования. Работники автономной некоммерческой организации дошкольного образования не могут составлять более чем одну треть общего числа членов высшего органа управления организации.

Заседание высшего органа управления автономной некоммерческой организации дошкольного образования правомочно, если на нем присутствует более половины его членов. Решение принимается большинством голосов членов, присутствующих на заседании. Решение по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления принимается большинством голосов, составляющим две трети от общего числа его членов.

2.6. Исполнительный орган управления автономной некоммерческой организации дошкольного образования является единоличным (управляющий). Он осуществляет текущее руководство деятельностью организации и подотчетен высшему органу управления организации.

2.7. Источниками формирования имущества автономной некоммерческой организации дошкольного образования являются:

  • бюджетные средства, выделяемые организации при получении на конкурсной основе муниципального заказа на предоставление дошкольного образования;
  • средства, получаемые в качестве платы за содержание детей, доходы от предоставления дополнительных образовательных услуг, иной предпринимательской деятельности в соответствии с уставом организации;
  • регулярные и единовременные поступления от учредителей;
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • доходы, получаемые от использования имущества, находящегося в собственности организации или переданного ей по иным основаниям;
  • другие не запрещенные законом поступления.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации дошкольного образования учредителями, является собственностью организации. Учредители организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

2.8. Автономная некоммерческая организация дошкольного образования при получении на конкурсной основе муниципального заказа обеспечивает предоставление бесплатных образовательных услуг в пределах программы дошкольного образования, разрабатываемой в соответствии с требованиями государственного стандарта, и объема выделенных бюджетных средств, рассчитанного в соответствии с нормативом бюджетного финансирования дошкольного образования.
Автономная некоммерческая организация дошкольного образования самостоятельна в установлении размера платы за содержание детей, тарифов на предоставляемые дополнительные образовательные и иные услуги.

2.9. Автономная некоммерческая организация дошкольного образования самостоятельна в определении системы и условий оплаты труда работников организации. При создании организации путем реорганизации муниципального учреждения трудовые отношения с работниками реорганизуемого учреждения с их согласия продолжаются.

2.10. Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация автономных некоммерческих организаций дошкольного образования проводятся в соответствии с требованиями действующего законодательства.

2.11. Налогообложение автономных некоммерческих организаций дошкольного образования производится в порядке, установленном налоговым законодательством.

2.12. Реорганизация и ликвидация автономных некоммерческих организаций дошкольного образования осуществляются в соответствии с гражданским законодательством.

III. Особенности экономической поддержки автономной некоммерческой организации дошкольного образования

3.1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать автономным некоммерческим организациям дошкольного образования экономическую поддержку в различных формах, не противоречащих законодательству.

3.2. Органы местного самоуправления оказывают автономным некоммерческим организациям дошкольного образования, как правило созданным путем реорганизации муниципальных учреждений, экономическую поддержку в форме предоставления имущественного комплекса реорганизованного учреждения по договору безвозмездного пользования, заключаемому в соответствии с гражданским законодательством.

3.3. В качестве условий предоставления имущественного комплекса автономной некоммерческой организации дошкольного образования в договоре безвозмездного пользования предусматриваются:

3.3.1. Обязанности организации по целевому использованию переданного имущества, в том числе:

  • участие в проводимых органами местного самоуправления конкурсах на обеспечение предоставления дошкольного образования;
  • обеспечение содержания и медицинского обслуживания детей;
  • установление дифференцированных размеров платы за содержание детей с учетом имущественного положения семьи.

3.3.2. Предоставление имущества на определенный срок (1 — 2 года), по истечении которого в случае достаточной эффективности деятельности организации возможна автоматическая пролонгация договора на неопределенный срок.

3.3.3. Возможность изъятия имущества в случаях:

  • использования не в соответствии с договором, то есть нарушения обязанностей по целевому использованию имущества, или ненадлежащего содержания (досрочное расторжение договора);
  • неэффективности использования, то есть неполучения организацией по итогам конкурса муниципального заказа на предоставление дошкольного образования более одного раза и неспособности организации за счет собственных доходов обеспечить выполнение своих обязательств (отказ от бессрочного договора).

3.3.4. Возложение на организацию обязанности по содержанию, текущему и капитальному ремонту переданного имущества или с учетом фактического состояния имущества (износа и т.п.), сохранение обязанности по его капитальному ремонту за органами местного самоуправления.

3.3.5. Поступление в собственность организации доходов, полученных в результате использования переданного имущества, включая доходы от предоставляемых услуг и предпринимательской деятельности.

3.3.6. Поступление в собственность организации произведенных ею отделимых улучшений переданного имущества (приобретенного за свой счет оборудования, инвентаря), при этом неотделимые улучшения могут быть произведены организацией лишь с согласия органов местного самоуправления, которые в случае расторжения договора возмещают организации их стоимость.

3.3.7. Правопреемство по договору безвозмездного пользования в случае реорганизации автономной некоммерческой организации дошкольного образования или отчуждения переданного ей имущества из муниципальной собственности.

3.3.8. Прекращение договора безвозмездного пользования и изъятие переданного имущества в случае ликвидации автономной некоммерческой организации дошкольного образования.

3.4. В случае неполучения по итогам конкурса муниципального заказа на обеспечение предоставления дошкольного образования автономной некоммерческой организацией дошкольного образования, созданной путем реорганизации муниципального учреждения, ее деятельность продолжает осуществляться в соответствии с уставными целями и назначением переданного имущества за счет собственных доходов.
При возникновении кредиторской задолженности (по выплате заработной платы, содержанию имущества) организации в соответствии с бюджетным законодательством могут быть предоставлены из местного бюджета целевая субвенция или бюджетный кредит на ее погашение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *