Бензин прямогонный

Получение

Получение базовых бензинов

Вагоны-цистерны российских железных дорог (20) для перевозки бензина

Прямогонные бензины

Долгое время бензин получали путём ректификации (перегонки) и отбора фракций нефти, выкипающих в определённых температурных пределах (до 100 °C — бензин I сорта, до 110 °C — бензин специальный, до 130 °C — бензин II сорта). Однако общим свойством этих бензинов является низкое октановое число. Вообще получение прямогонных бензинов с октановым числом выше 65 по моторному методу редко и возможно лишь из нефти Азербайджана, Средней Азии, Краснодарского края и Сахалина. Однако даже для дистиллятов из этих нефтей характерно резкое понижение октанового числа с ростом температуры конца отбора. Поэтому всю бензиновую фракцию (конец кипения 180 °C) используют редко. Для нефтей Урало-Волжского бассейна, Казахстана, а также месторождений Западной Сибири характерно преобладание нормальных парафиновых углеводородов, поэтому прямогонные бензины из них характеризуются низкими октановыми числами. Это побудило нефтепереработчиков ещё в 1930-е годы отбирать фракцию до 90-95 °C, чтобы в неё не попадал н-гептан, либо включать в отбор более тяжёлые фракции с их последующей чёткой ректификацией для удаления нормальных парафинов. Подобная «денормализация» прямогонных бензинов позволяет довести октановое число до 74-76 пунктов с существенным, однако, снижением выхода целевого продукта. В настоящее время из нефтей отгоняют фракцию НК-180 °C, которую потом вторично делят на фракции НК-62 °C или НК-85 °C. Эти последние дистилляты используют как компоненты товарных бензинов либо направляют на облагораживание (изомеризацию).

Алкил-бензин

Алкил-бензин представляет собой смесь изомеров углеводородов С7 и С8 и получается в процессе алкилирования изобутана бутиленами. Алкил-бензин широко используется как компонент автомобильных и авиационных бензинов и обладает высоким ОЧИМ 90-93. Алкил-бензин можно получать, вовлекая в сырьё алкилирования пропилен и амилены.

Лидером по производству алкил-бензина являются США (более 40 млн т/год). В России производится менее 1 млн т/год алкил-бензина, что объясняется отсутствием ресурсов бутан-бутиленовой фракции, которую получают в процессе каталитического крекинга, не получившего широкого распространения в России. Кроме того, сам процесс алкилирования в России технически устарел и стал малоэффективным, что повлекло сжигание избытка сырья.

В первой половине XX века для повышения октанового числа начали применять крекинг и риформинг, которые преобразуют линейные цепочки нормальных алканов — основной составляющей прямогонного бензина — в разветвлённые алканы и ароматические соединения соответственно.

Повышение качества автомобильного бензина

В первую очередь, не следует путать качество и марку (согласно октановому числу) бензина: бензин более низких марок (например, А-76) вовсе не обязательно является менее качественным, чем высокооктановый, а просто рассчитан на иные условия работы. Также не обязательно он является и более экологически вредным (вследствие меньшей концентрации присадок).

Повысить качество автомобильных бензинов можно за счёт следующих мероприятий:

  • неприменения свинцовых соединений, вредных и для двигателя, и для обслуживающего персонала;
  • снижения содержания в бензине серы до 0,05 %, а в перспективе до 0,003 %;
  • снижения содержания в бензине ароматических углеводородов до 45 %, а в перспективе — до 35 %;
  • нормирования концентрации фактических смол в бензинах на месте применения на уровне не более 5 мг на 100 см³;
  • деления бензинов по фракционному составу и давлению насыщенных паров на 8 классов с учётом сезона эксплуатации автомобилей и температуры окружающей среды, характерной для конкретной климатической зоны. Наличие классов позволяет выпускать бензин со свойствами, оптимальными для реальных температур окружающего воздуха, что обеспечивает работу двигателей без образования паровых пробок при температурах воздуха до +60 °С, а также гарантирует высокую испаряемость бензинов и лёгкий пуск двигателя при температурах ниже −35 °С;
  • введения моющих присадок, не допускающих загрязнения и осмоления деталей топливной аппаратуры.

Наиболее массовые отечественные бензины А-76, АИ-93 (ГОСТ 2084-77) и АИ-92 (ТУ 38.001165-97) не отвечают указанным требованиям по содержанию свинца (для этилированных бензинов), массовой доли серы, отсутствию регламентации содержания бензола и моющих присадок. Впрочем, они и давно не производятся. В настоящее время на бензоколонки поставляется в основном так называемое топливо «евро»-стандарта (на самом деле — соответствующий техрегламенту Таможенного союза ТР ТС 013/2011).

Разновидности бензина

Автомобильные бензины

В России автомобильные бензины выпускаются по ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97 и ГОСТ Р 51866-2002, а также по ТУ 0251-001-12150839-2015 Бензин АИ 92,95 (Альтернативный).

Автомобильные бензины подразделяются на летние и зимние (в зимних бензинах содержится больше низкокипящих углеводородов).

Автомобильные бензины использовавшиеся в СССР:

  • А-56 — с октановым числом не менее 56; выпускался до начала 1960-х годов.
  • А-66 — с октановым числом не менее 66, для двигателей со степенью сжатия до 6,5; выпускался до начала 1980-х годов.
  • А-72 — с октановым числом не менее 72, для двигателей со степень сжатия 6,5 — 7,0; выпускался до конца 1980-х годов.
  • А-74 — с октановым числом не менее 74, для двигателей автомобилей высокого класса;
  • А-76 — с октановым числом не менее 76, для двигателей со степенью сжатия свыше 7,0; в конце 1990-х заменен на бензин марки АИ-80.
  • АИ-93 — с октановым числом по исследовательскому методу не менее 93; в конце 1990-х заменен на бензин марки АИ-92.

Основные марки автомобильных бензинов ГОСТ 32513-2013:

  • АИ-80 — с октановым числом по исследовательскому методу не менее 80;
  • АИ-92 — с октановым числом по исследовательскому методу не менее 92;
  • АИ-95 — с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95;
  • АИ-98 — с октановым числом по исследовательскому методу не менее 98;
  • АИ-100, 101, 102 — с октановым числом по исследовательскому методу соответственно не менее 100, 101, 102. Выпускаются по СТО.

Маркировка автомобильных бензинов

Бензоколонка с бензином марки АИ-92 в российской глубинкеБензины разных марок на АЗС в Таиланде. Заправка производится вручную из бочек в связи с проблемой электроснабжения

В соответствии с ГОСТ Р 54283-2010, автомобильные бензины маркируются тремя группами знаков, разделёнными дефисом (например, «АИ-92-4»):

  1. «АИ», обозначающие автомобильные бензины с октановым числом по исследовательскому методу;
  2. цифровое обозначение октанового числа, определённого исследовательским методом (например, 80, 92, 95 или 98);
  3. число 2, 3, 4 или 5 — класс бензина в соответствии с техническим регламентом; число совпадает с номером экологического стандарта серии «Евро», которому должен соответствовать бензин (2 для Евро-2, 3 для Евро-3 и т. д.).

Пример. «АИ-92-4» расшифровывается как бензин автомобильный с октановым числом 92, измеренным исследовательским методом, соответствующий четвёртому экологическому классу (стандарту Евро-4).
Поскольку с 2003 года в России официально прекращено производство вредного этилированного бензина, то все бензины считаются неэтилированными, и данный факт в маркировке никак не отображается.

В США используют «октановый индекс», вычисляемый по формуле «моторный» плюс «исследовательский» делённый на два. По этому параметру американский бензин 87 соответствует российскому АИ-92, бензин 89 соответствует АИ-95, а бензин 91 соответствует АИ-98.

Физико-химические и эксплуатационные показатели автомобильных бензинов

Автомобильные бензины должны изготавливаться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51313-99 «Бензины автомобильные. Общие технические требования» (этот ГОСТ утратил свою силу) по технологической документации, утверждённой в установленном порядке.

Физико-химические и эксплуатационные показатели автомобильных бензинов.

Наименование показателя Нормаль-80 Регуляр-92 Премиум-95 Экстра-98 Супер-95+
ОЧММ 76 83 85 88
ОЧИМ 80 92 95 98
Концентрация Pb, г/л, не более 0,01
Концентрация Mn, мг/л, не более 50 нет
Концентрация фактических смол, мг/100 см³, не более 5
Индукционный период бензина, мин, не менее 360
Массовая доля серы, %, не более 0,05
Объёмная доля бензола, %, не более 5
Испытания на медной пластине Выдерживает, класс 1
Внешний вид Чистый, прозрачный
Плотность при 15 °C 700-750 725-780 725-780 725-780

Авиационные бензины

Авиационный бензин отличается от автомобильного более высокими требованиями к качеству, обычно содержит тетраэтилсвинец и имеет более высокое октановое число (что характеризует его детонационную стойкость на бедной смеси) и подразделяется по «сортности» (что характеризует его детонационную стойкость на богатой смеси).

Для авиабензина основными показателями качества являются:

  • детонационная стойкость (определяет пригодность бензина к применению в двигателях с высокой степенью сжатия рабочей смеси без возникновения детонационного сгорания)
  • фракционный состав (говорит об испаряемости бензина, что необходимо для определения его способности к образованию рабочей топливовоздушной смеси; характеризуется диапазонами температур выкипания (40—180 °С) и давлений насыщенных паров (29—48 кПа))
  • химическая стабильность (способность противостоять изменениям химического состава при хранении, транспортировке и применении)

Основной способ производства авиационных бензинов — прямая перегонка нефти, каталитический крекинг или риформинг без добавки или с добавкой высококачественных компонентов, этиловой жидкости и различных присадок.

Классификация авиационных бензинов основывается на их антидетонационных свойствах, выраженных в октановых числах и в единицах сортности. Сорта российских авиационных бензинов маркируются по ГОСТ 1012-72, как правило, дробью: в числителе — октановое число или сортность на бедной смеси, в знаменателе — сортность на богатой смеси, например, Б-91/115 и Б-95/130. Встречается маркировка авиационных бензинов и по одним октановым числам, например, Б-70 (изготовляется по ТУ 38.101913-82) и Б-92 (изготовляется по ТУ 38.401-58-47-92).

Бензины Б-91/115, Б-95/130 и Б-92 этилированные, а бензин Б-70 — нет (он используется в основном как растворитель).

Бензины-растворители

Основные статьи: Нефрас, Уайт-спирит

Нашли применение узкие легкокипящие продукты каталитического риформинга (Нефрас С2-80/120 (ГОСТ 26377-84), бензин-растворитель для резиновой промышленности БР-2 (ГОСТ 443-76)) или прямой перегонки малосернистой нефти ((Нефрас С3-80/120 (ГОСТ 26377-84), бензин-растворитель для резиновой промышленности БР-1 «Галоша» (ГОСТ 443-76)) в качестве растворителя для приготовления резиновых клеев, (Нефрас С-50/170) при производстве печатных красок, мастик; для обезжиривания электрооборудования, тканей, кожи, поверхностей металлов перед нанесением металлических покрытий; для промывки подшипников, арматуры перед консервацией, в производстве искусственного меха; для изготовления быстросохнущих масляных красок и электроизоляционных лаков; для извлечения канифоли из древесины, приготовления спирто-бензиновой смеси для промывки печатных плат в электротехническом производстве.

Экстракционные бензины (Нефрас С3-70/95) прямой перегонки малосернистой нефти применяются для экстракции растительных масел, извлечения жира из костей, никотина из махорочного листа, как растворитель в резиновой и лакокрасочной промышленности.

Малосернистый деароматизированный экстракционный бензин (Нефрас С2-70/85) применяется для выработки масел в районах с жарким климатом (высокой испаряемостью).

Получаемый из рафината каталитического риформинга бензин растворитель (Нефрас С3-105/130), содержащий в основном парафиновые углеводороды линейного и изомерного строения, производится специально для лесохимической промышленности и применяется для извлечения канифоли из древесной щепы, иногда при приготовлении резиновых клеев и лаковых рецептур типографских красок.

Узкую фракцию прямой перегонки (температура кипения 110—185 °C) (озокеритовый растворитель) применяют для экстракции озокерита из руд.

Широкое применение получил Нефрас С 50/170 (ГОСТ 8505-80) (широкая фракция прямой перегонки малосернистой нефти или рафината каталитического риформинга) в качестве растворителя при производстве искусственных кож, для химической чистки тканей, промывки деталей перед ремонтом, для смывания с деталей противокоррозийных покрытий и др.

Ксилольный рафинат каталитического риформинга и толуола с содержанием ароматики до 30 % — Нефрас САР применяется при производстве монолитных конденсаторов.

Особенно распространён бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности — Уайт-спирит. он же — Нефрас С4-155/200 узкой фракции прямой перегонки сернистой нефти, близок по свойствам и применяется так же, как и уайт-спирит, однако содержит больше серы и имеет более резкий запах.

В народе бензины-растворители бытового применения часто называют «Галоша», путая и смешивая наименование продуктов Нефрас С2-80/120 и Нефрас С3-80/120, схожего по составу с БР1, имевшего товарное наименование «Галоша».

Нафта (бензины для нефтехимии)

Основная статья: Лигроин

Нафта представляет собой фракцию нефти с пределами выкипания до 180 градусов Цельсия, состоит преимущественно из нормальных парафинов С5-С9. Получают прямой перегонкой нефти с добавлением небольшого количества вторичных фракций. Применяется как сырьё пиролиза для получения этилена на нефтехимических предприятиях, для блендинга и для экспорта. В РФ известны следующие товарные названия нафты:

  • Бензин газовый стабильный (БГС)
  • Бензин для химической промышленности
  • Бензин прямогонный (БП)
  • Дистиллят газового конденсата лёгкий (ДГКл)
  • Прочие продукты-аналоги

Производство, потребление и экспорт из СНГ

Динамика производства бензина в Российской Федерации в 1992—2008 годах, в млн тонн

В структуре производства на 2000-е (35 млн т) основную долю занимает АИ-92 — около 18 млн т (51 %), АИ-80 — около 10 млн т (29 %), на АИ-95 приходится до 4 млн т (11 %), прямогонный бензин около 3 млн т (8 %), на АИ-98 приходится меньше процента всего производства. В том числе производство МТБЭ составляет около 700 тыс. т.

На 2007 год внутреннее потребление бензина в стране составляет около 29 млн т в год, рост потребления, несмотря на существенный рост автомобильного парка (8 %), составляет около 1,5 % в год. Структура потребления повторяет структуру производства с меньшими долями экспортных прямогонного и 80-го бензинов: АИ-92 — 62 %, АИ-80 — 24 %, АИ-95 — 14 %. Причём прирост потребления отмечается прежде всего за счёт высокооктановых (АИ-95) бензинов, происходит постепенное замещение ими низкооктановых. Основным потребителем АИ-80 является грузовой, малотоннажный и внутригородской пассажирский транспорт.

Значительную часть экспорта составляет полуфабрикатный прямогонный, а также бензин марки АИ-80 экспортный.

  • В 2005 году 5,9 млн тонн бензина на 2,5 млрд долл.
  • В 2006 году 6,3 млн тонн — на 3,4 млрд долл.
  • В 2007 году 5,9 млн тонн — на 3,4 млрд долл.

Влияние на здоровье человека

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Бензин, использующийся в двигателях внутреннего сгорания, оказывает влияние на окружающую среду и является источником выбросов углекислого газа на планете. Он может проникать в окружающую среду как в виде жидкостей, так и в виде пара во время утечки, а также производства, транспортировки и доставки (например, из резервуаров для хранения ). В качестве примера можно упомянуть подземные резервуары, которые используются для предотвращения таких утечек. Бензин содержит бензол и другие канцерогены.

Отравление

Вдыхание паров бензина очень опасно для человека, может вызывать острые и хронические отравления.

При вдыхании небольших концентраций паров бензина наблюдаются симптомы, похожие на алкогольную интоксикацию: психическое возбуждение, эйфория, головокружение, тошнота, слабость, рвота, покраснение кожных покровов, учащение пульса. В более тяжёлых случаях могут отмечаться галлюцинации, обморочные состояния, судороги, повышенная температура.

Хроническое отравление бензином выражается в повышенной раздражительности, головокружении, поражении печени и ослаблении сердечной деятельности.

Попадание бензина в лёгкие, при засасывании его в шланг, используемый как сифон с целью слива из бака, может привести к развитию «бензиновой пневмонии»: появляются боли в боку, одышка, кашель с ржавой мокротой, повышение температуры.

При попадании бензина внутрь появляются обильная и повторная рвота, головная боль, боли в животе, жидкий стул. Иногда отмечаются увеличение печени и её болезненность, желтушность склер.

Бензиновая токсикомания

Бензиновая токсикомания

МКБ-10

MeSH

Бензиновая токсикомания заключается во вдыхании паров бензина с целью получения непродолжительного опьянения. Чаще всего бензиновая токсикомания встречается у подростков. Однако в последнее время она стала серьёзной проблемой среди австралийских аборигенов.

При бензиновой токсикомании быстро развивается зависимость, которая ведёт к тяжёлым поражениям центральной нервной системы, психоорганическому синдрому, необратимому падению интеллекта, влекущему за собой инвалидизацию.

Примечания

  1. Цифровой железнодорожный код страны — собственницы вагона.
  2. Принадлежность вагонов. Коды стран, в которых зарегистрированы грузовые вагоны.
  3. А. А. Гуреев, Ю. М. Жоров, Е. В. Смидович. Производство высокооктановых бензинов. — Москва: «Химия», 1981. — 224 с.
  4. Нефтехимия И Процессы Переработки
  5. Бензин // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. Приложение 1 технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту»
  7. Что означает «экологический класс» бензина и солярки. (недоступная ссылка). Дата обращения 14 июля 2014. Архивировано 14 июля 2014 года.
  8. В России с 1 июля запрещен этилированный бензин, 24.03.2003 г., AO «Телекомпания НТВ».
  9. Этилированного бензина нет и больше не будет, 15.11.2002 г., Марина Соколовская, «Газета.Ru».
  10. Федеральный закон «О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации» от 22.03.2003 г. № 34-ФЗ (действующая редакция, 26.11.2016 г.), Интернет версия ИПС «КонсультантПлюс».
  11. Е.В.Бойко. Химия нефти и топлив. Учебное пособие. — Ульяновск: УлГТУ, 2007. — 60 с. — ISBN 978-5-89146-900-0.
  12. Энциклопедия техники
  13. Экспорт основных товаров в 2005 году, ГТК
  14. Экспорт основных товаров в 2006 году, ГТК
  15. Экспорт основных товаров в 2007 году, ГТК
  16. https://en.wikipedia.org/wiki/Gasoline
  17. Энциклопедия автомобилиста Архивировано 22 июня 2015 года.
  18. 1 2 Принципы неотложной помощи при отравлениях бензином (керосином)
  19. Австралийские аборигены от тоски и невзгод стали чаще нюхать бензин в своих общинах, NEWSru.com (21 октября 2008). Дата обращения 28 сентября 2012.
  20. 1 2 Летучие вещества, которые могут являться предметом злоупотребления путём ингаляции (Фланаган Р. Д., Ивес Р. Д., 1994)
  21. Токсикомания (недоступная ссылка)

Прямогонный бензин

Прямогонным бензином называют лёгкие бензиновые фракции, которые были получены в результате переработки сырой нефти, газового конденсата, природного газа, попутного нефтегаза, горючих сланцев, угля и другого сырья. Данный термин характеризует вид топлива по способу получения. Если говорить о нефти, как об источнике получения прямогонного бензина, то это фракции её прямой перегонки с интервалом кипения 35-180 градусов по Цельсию.

Прямогонный бензин применяется как сырьё пиролиза для получения на нефтехимических объектах и предприятиях этилена, для блендинга и как продукт на экспорт.

В России распространены следующие названия для нафты:

  1. бензин газовый стабильный (БГС)
  2. дистиллят газового конденсата лёгкий (ДГКл)
  3. бензин для химической промышленности и бензин прямогонный (БП).

Полученный путём перегонки нефти, прямогонный бензин не обладает детонационной стойкостью, так необходимой для работы двигателя, поэтому и места его использования – это не карбюраторные и инжекторные двигатели внутреннего сгорания, а химическая и нефтехимическая промышленность, где нафта используется для производства олефинов в паровом крекинг-оборудовании.Обычно прямогонный бензин состоит из углеводородов короткой цепи и имеет прозрачный цвет. Однако различные его виды отличаются друг от друга:

  • удельным весом (плотностью);
  • содержанием парафинов, изопарафинов, олефинов, нафтенов и ароматических веществ в своём составе по результатам анализа ПИОНА;
  • давлением насыщенных паров;
  • содержанием серы в своём составе;
  • количеством ртути и кислородосодержащих добавок, которые могут оказать влияние и воздействие на химические установки.

Помимо использования прямогонного бензина в качестве сырья для производства этилена, пропилена, бутадиена, изобутилена и аммония, он нередко является компонентом товарных «неполуфабрикатных» бензинов, реактивных топлив, и осветительных керосинов.

Opel Astra Торнадо ›
Бортжурнал ›
Аи-98 Аи-95 Аи-92 и прямогонный бензин для «сарафанного» радио

Много статей в инете и на драйве про бензин, про исследовательский и моторный метод расчёта октанового числа.
Но смысл статьи донести до «бабушек» которые сидят на форумах и строчат слухи передающиеся из года в год из ушей в уши.
А именно что бензин Аи-92 это «настоящий» бензин а 95 и тем более 98 это 92 но с присадками которые губят двигатель свечи и прочее.
Инфа от меня от человека который работал на Уфанефтехиме в Топливном Производстве (туда куда поступает нефть после очистки на ЭЛОУ) потом на производстве Ароматики и того самого Гидрокрекинга который рванул (на этих установках фракции углеводородов дополнительно расщипляются и создаются высокооктановые компоненты бензина), и наконец товарного производство на котором у меня работал друг-одногрупник.
К чем все это, то что написано ниже это не домыслы и «лапша» от умников это реальная инфа а не теория!
Чистый бензин который так любят все называть выходит с АВТ называется прямогонный, внимание октанове число у него не более 65 пунктов! так что те кто хотят заправляться «чистым» бензином вперёд в Чечню, там чистый бензин из самодельных АВТ на любой дороге))). уазики на нем ездят не вопрос, а вот что будет с турбо движком)))…
Далее прямогонный отправляют на гидроочистку водородом чтобы убрать примиси и серу после он будет основным компонентом при производстве товарного бензина.
Более тяжёлые фракции с АВТ идут на Гидрокрекинга где идёт более глубокое расщипление и полимеризация углеводородов и получение дополнительного бензина (прочие фракции не расписываю)
после нефрас с Гидрокрекинга после гидроочистки направляется на самый сложный комплекс Ароматики (если бы взорвалась Ароматики а не Гидрокрекинга в Уфе близ заводов вылетели бы все окна и кратер был бы с километр это так для инфы)))
На Ароматике происходит синтез поступающих фракций на платиновых катализаторах (цена космос)! и получают высокооктановые компоненты бензина с о.ч. до 115 и выше.
далее высокооктановые фракции направляются в товарной производство в котором их ждет тот самый прямогонный очищенный бензин)))
И и и бензин самым обычным образом смешивается с высокоактановыми компонентами получеными на Ароматике в определённых пропорциях. (я держал в руках схему в который в процентах указывается что и сколько нужно смешивать чтобы получить товарные 98, 95, 92 бензины, инфа секретная поэтому скажу только что 92 что 95 и 98 бензин все состоят минимум из 10-15 различных компонентов фракций.
Разница 95 и 92 не равна 92 плюс присадка, т.к. в 95 используются уже другие высокоактановые фракции и в другом процентном соотношении.
Весть готовый товарный бензин проходит проверку на ГОСТ и ТУ в лабораториях и если по какому то параметру не укладывается в норматив то весь направляется заново на переработку в основном на Ароматику, т.е. выпуск негостовского бензина невозможен на рынок, в частности в Башнефти с этим очень строго, и если на заправке у вас что то бахнуло то винить надо заправку что они залили себе в резервуары (бывают случае путают не то что бензин а в бензиновый резервуар дизельку заливали однажды).
Теперь сплетни умников я думаю закрыты что 92 чище 95 это просто болтовня некомпитентного в этом вопросе человека.


Теперь поясню почему все таки 92 может быть лучше 95 или 98, это связано только с заправкой:
1. левый бензин, либо заправки сами добавляют хрень присадки чтобы из 92 сделать 95 (в башкирии на заправках башнефти с этим сверх строго поэтому наш бензин самый лучший! Москве неповезло с этим)))
2. Время нахождения бензина на заправке, чем более высокооктановый бензин тем быстрее идёт естественное испарение и выпадение смол, и если бензин на какой то заправке нелеквиден, покупают редко допустим 98 то естественно со временем он потеряет часть высокооктановые присадок и там небудет 98 о.ч.
Поэтому заправлять надо там где этот вид бензина часто покупается (у нас я заправляюсь 98 только на заправке на лесотехникума).
Ну и на последок чем запрваляться, для турбо движков зажигалок только 98, во первых программа с завода настроена только на него, ну не может двигатель со степенью сжатия от 10 и выше да ещё и с турбиной работать на 95 и ниже без вреда для себя, детонационная стойкость и охлаждение поршневой у 98 выше.
Разница в цене при заправке 98 а не 95 составит при среднем пробеге 15 т.км. в год и разнице в цене пусть 3 рубля и расходе 10 л. на 100 км в год составит 4,5 т.р. при общих затратах на бензин 60 т.р. стоит ли экономия выделки при возможных последствиях решать каждому лично)))
P.S. у нас в регионе только два гиганта это башнефть и лукойл, я выбираю башнефть т.к. время от производства до реализации минимально и очень сильный контроль за требованиями госта, счас по акции заправляюсь на лукойле но как акция кончится я на башнефти и да, от лукойловского 98 у меня малость копать на выхлопе на башнефти такого не было.
И ещё все эти добавки к названию атум, экто, все это маркетинг и отличие по присадке того же 95 и 95 атум просто смешное в плане октанового числа, хотите большего лейте 98 или же просто 95.
Всем удачи и только качественного и как вы поняли свежего как порного молока бензинчика)))

Как все же ездить на 95 на турбе в след статье про настоящий тюнинг а непросто чип-тюнинг.

Каким бывает и где применяется прямогонный бензин

Прямогонные бензины представляют собой фракцию нефти с пределами выкипания 180 градусов Цельсия. Состоят преимущественно из нормальных парафинов С5-С9. Получают его прямой перегонкой нефти с добавлением некоторого количества вторичных фракций.

Применяется в качестве сырья пиролиза углеводородного сырья, которое используется для получения этилена на предприятиях нефтяной и химической промышленности. Выпускаются прямогонные бензины под следующими названиями: бензин газовый стабильный (БГС), П-1 3. Прямогонный бензин обладает низким октановым числом 40-60 ед и является экспортным товаром.

Виды и сферы применения

Узкие легкокипящие продукты каталитическогориформинга (БР-2) или прямой перегонки малосернистых нефтей (БР-1). Данные сорта нашли применение в следующих сферах: растворителя для приготовления резиновых клеев при производстве печатных красок, мастик, для обезжиривания электрооборудования, тканей, кожи, поверхностей металлов перед нанесением металлических покрытий, для промывки подшипников, арматуры перед консервацией, в производстве искусственных мехов; для изготовления быстросохнущих масляных красок и электроизоляционных лаков; для извлечения канифоли из древесины, приготовления спиртобензиновой смеси для промывки печатных плат в электротехническом производстве.

Экстракционные бензины (температура кипения 70-95°С) прямой перегонки малосернистых нефтей. Применяются для экстракции растительных масел, извлечения жира из костей, никотина из махорочного листа, как растворитель в резиновой и лакокрасочной промышленности.

Малосернистый деароматизированный экстракционный бензин (температура кипения 70-85°С). Применяется для выработки масел в районах с жарким климатом (высокой испаряемостью).

Растворитель БЛХ. Применяется для извлечения канифоли из древесной щепы, а также при приготовлении резиновых клеев и лаковых рецептур типографских красок.

Узкая фракция прямой перегонки (температура кипения 110—185°С) (озокеритовый растворитель). Применяется для экстракции озокерита из руд.

Нефрас С 50/170 (ГОСТ 8505-80). Применяется в качестве растворителя при производстве искусственных кож, химической чистки тканей, промывке деталей перед ремонтом, смывания с деталей противокоррозийных покрытий и много другого.

Нефрас САР применяется при производстве монолитных конденсаторов.

Нефрас С 150/200. Близок по свойствам и применяется также как и Уайт-спирит. Ооднако содержит больше серы и имеет более резкий запах.

Химический состав прямогонных бензинов

Бензины, как и нефть, можно классифицировать в зависимости от содержания тех или иных групп углеводородов. К настоящему времени есть данные об индивидуальном составе около 200 нефтей основных нефтеносных провинций земного шара.

Количественное определение практически всех компонентов бензиновой фракции было осуществлено Ф.Россини в 1953 г. Им подсчитано, что во фракции с температурой кипения 40-180°С может находиться до 500 различных углеводородов, однако большая часть бензиновой фракции состоит из относительно небольшого количества компонентов (10 выделенных компонентов составляет примерно 50% бензиновой фракции , 20 компонентов – 70-75%, а 92 углеводорода – 82%). Остальные углеводороды представлены в ничтожных количествах. Углеводороды бензиновой фракции относятся к 5 гомологическим рядам: нормальных алканов, изоалканов, алкилциклопентанов, алкилциклогексанов и алкилбензолов.

Качественный состав бензиновых фракций, полученных из различных нефтей, практически одинаков, различия имеются в количественных соотношениях.

Н-алканы: С5 – С10 все выделены и идентифицированы. В большинстве нефтей преобладают алканы нормального строения. Например, нормальный гептан преобладает среди парафинов С7 в тринадцати из восемнадцати нефтей. Доля алканов в бензине составляет 55-60%.

Изоалканы: идентифицированы от изопентана i-С5Н12 до изодекана i-С10Н22. В настоящее время из бензинов различных типов выделены и идентифицированы все изомеры пентана, гексана и гептана; 17 из 18 теоретически известных изомеров С8; 24 из 35 изомеров С9. Из углеводородов состава С10 выделены в чистом виде декан и 2-, 3-, 4- метилнонаны.

Среди изомеров следует различать углеводороды с одной, двумя и т.д. боковыми цепями. Алканы С5-С10 имеют общее число изомеров около 300.

Установлено, что среди парафиновых углеводородов преобладают слабо разветвленные формы. Для ряда американских парафинистых нефтей характерно следующее соотношение:

Количество боковых цепей

в углеводороде

0,1

0,01

0,001

Следы

Боковые цепи в молекулах н-алканов чаще всего располагаются в положении 2-, реже в положении 3-, например, 2-метилгексана больше, чем 2,3-диметилпентана или 3-этилпентана.

Очень редко боковая цепь имеет более одного атома углерода. Исключением является Карачухурская нефть, в бензине которой обнаружено значительное количество 3-этилгексана: 5% от суммы всех изомеров.

Относительное содержание (в %) нормальных и изопарафиновых углеводородов в некоторых бензинах прямой гонки показано в таблице 1; общие формулы углеводородов, идентифицированных в различных нефтях, – в таблице 2.

Таблица 1 — Относительное содержание (в %) нормальных и изопарафиновых углеводородов в прямогонных бензинах различных нефтей

Алканы, %

нормального строения

изостроения

Бензин из нефти:

бакинской

грозненской

майкопской

западно-украинской

С учетом распределения нормальных и разветвленных алканов нефти можно разделить на 3 группы. В первую группу входят нефти с содержанием н-гептана и н-октана более 30% на сумму изомеров, а сумма нормальных монозамещенных составляет 80-90%. Нефти первой группы имеют метановое и метаново-нафтеновое основание, а в бензинах из нефтей метанового типа преобладают монометилзамещенные углеводороды. К этой группе относятся Ромашкинская, Грозненская и другие нефти. Выход бензина составляет 7-19%. Ко второй группе относятся нефти, в которых среди метановых преобладают монометилзамещенные (до 70%) углеводороды, например, Горгянская нефть. В нефтях третьей группы наблюдаются соотношения нормальных и изопарафиновых углеводородов близкие к равновесным (Балаханская нефть). Нефти второй и третьей групп имеют нафтеновое основание. В бензинах из нефтей нафтенового типа содержание нормальных парафинов не превышает 10-20%, среди изопарафинов преобладают монозамещенные в положении 2- и 3-, достаточно много дизамещенных с заместителями в положениях 2,4- и 2,5-; очень мало изомеров с метильными группами в положениях 2,2-, что объясняется термодинамическими свойствами углеводородов различного строения.

Циклоалканы (нафтеновые углеводороды) содержатся во всех бензинах. В бензинах из нефтей метанового типа (парафинистых) содержится до 20-30% циклоалканов, в бензинах из нафтеновых нефтей – 50-70%, причем в первых преобладают гомологи пятичленных, а во вторых – шестичленных нафтеновых углеводородов. Что касается распределения гомологов, то в бензинах всех типов больше всего монометилзамещенных, а затем дизамещенных циклопентана и циклогексана.

Из дизамещенных циклопентанов преобладают 1,3-, а затем 1,2-диметилциклопентан, в циклогексановом ряду – 1,3-;1,4- и 1,2-диметилциклогексан; среди тризамещенных: 1, 2, 4- триметилциклопентан и 1, 3, 5- триметилциклогексан.

Таким образом, в смеси циклоалканов преобладают изомеры с несколькими короткими цепями вместо одной длинной. Если общее число метильных групп в боковых цепях равно 3, то количество боковых цепей уменьшается в следующем ряду: триметилциклоалкан, метилэтилциклоалкан, пропилциклоалкан.

Эти закономерности можно объяснить, исходя из величины свободных энергий образования соединения из элементов.

Приращение длины боковой цепи на одну группу –СН2– приводит к возрастанию величины свободной энергии: на 8,4 кДж/моль при 300°К на 28,5 кДж при 500°С. Свободная энергия транс-изомеров меньше, чем для цис-производных.

Соотношение между пяти- и шестичленными циклами практически постоянно и равно 0,5 – 0,45. Кроме циклопентана и циклогексана в нефтях обнаружены в очень небольших количествах семичленные циклы – циклогептан и метилциклогептан.

Таблица 2 — Общие формулы углеводородов, идентифицированных в различных нефтях

Углеводороды

Гомологический ряд

Число атомов углерода в молекуле

Число идентифицированных углеводородов

Нормальные алканы

Изоалканы

––//––//––

––//––//––

Изоалканы (изопреноиды)

––//––//––

Циклоалканы (моноциклические)

––//––//––

––//––//––

Циклоалканы (гомологи циклопентана)

Циклоалканы (бициклические)

––//––//––

––//––//–– трициклические

тетра- и

пентациклические

Ароматические (моноциклические)

––//––//––(моноциклические, полизамещенные)

––//––//–– (бициклические)

––//––//–– (бициклические дифенилы и др.)

––//––//–– (трициклические)

––//––//–– (тетра и полициклические)

Нафтено-ароматические (инданы и тетралины)

Нафтено-ароматические (полициклические)

CnH2n+2

CnH2n+2

CnH2n+2

CnH2n+2

CnH2n+2

СnH2n+2

СnH2n

СnH2n

C1–C45

C4–C7

C8–C9

C10–C11

C14–C25

C5–C7

C12 и выше

C8–C9

C10–C12

C7–C8

C9–C12

C10–C13

C14–C30

C6–C11

C9–C12

C10–C16

C12–C15

C15–C16

C14–C16

C16–C18

C9–C14

Несколько общих закономерностей, наблюдаемых для многих бензинов:

  1. С увеличением температуры кипения бензиновых фракций для большинства образцов снижается содержание парафинов и возрастает содержание циклоалканов.

  2. Если в бензине много н-парафинов, то содержание изопарафинов с третичным атомом углерода незначительно, а изомеры с четвертичным или с двумя третичными атомами углерода вообще не обнаруживаются. Кроме того, в таком бензине мало нафтенов и вообще отсутствуют гем-замещенные формы.

Таким образом, наличие разветвленных форм среди изопарафинов сопровождается наличием разветвленных форм среди нафтенов.

Бициклические нафтены содержатся во фракциях выше 160°С. Это гомологи декалина /бициклодекана/ и гидроиндана /бициклононана/. Во фракции 125-150°С идентифицировано 18 бициклических углеводородов С5–С9 преимущественно с мостиковыми связями.

Ароматические углеводороды бензинов представляют собой различные гомологи бензола. Содержание самого бензола невелико и составляет в типичных бензинах прямой перегонки от десятых долей процента до 2,0-2,5%, а толуола – от 0,5 до 5% и более. В бензинах из нафтеновых нефтей ароматических углеводородов содержится меньше, чем в бензинах из нефтей метанового типа. Прямогонные бензины, как правило, содержат сравнительно немного ароматических углеводородов. Бензины с содержанием ароматических углеводородов порядка 1-3% относятся к малоароматизированным, 3-9% – среднеароматизированным, 9-15% – высокоароматизированным прямогонным фракциям нефти.

Термодинамический анализ структуры ароматических углеводородов объясняет преимущественное содержание в бензинах толуола и ксилолов по сравнению с бензолом и преобладание среди алкилбензолов изомеров с несколькими короткими боковыми цепями вместо одной длинной (табл.3).

Исходя из таблицы 3, следует, что при переходе от бензола к толуолу наблюдается довольно значительное снижение энергии. Этилбензол стоит выше толуола. В ряду двухзамещенных бензолов минимум свободной энергии приходится на мета-изомер (1, 3-); в ряду трехзамещенных – на 1, 2, 4 — изомер.

Удлинение боковой цепи на каждую группу –СН2– приводит к росту энергетического уровня приблизительно на 5,1 кДж. Изомеризация замещающего радикала приводит к снижению свободной энергии.

Поскольку алканы обладают более низким уровнем свободной энергии, чем ароматические, удлинение боковой цепи в расчете на всю молекулу приводит к увеличению свободной энергии. С переходом к более коротким цепям молекула имеет уровень энергии близкий к бензолу.

Таблица 3 — Свободная энергия образования ароматических углеводородов

Изомеры

кДж/моль

300°К

-500°К, 1 ат.

Бензол

Толуол

Этилбензол

1, 2 — диметилбензол

1, 3 — диметилбензол

1, 4 — диметилбензол

н-пропилбензол

1-метил-2-этилбензол

1, 2, 3-триметилбензол

1, 2, 4 — триметилбензол

1, 3, 5 — триметилбензол

изопропилбензол

94,78

89,54

95,70

89,50

87,15

88,83

100,69

96,20

90,09

85,77

86,61

100,52

54,97

76,59

88,91

85,81

84,05

85,56

100,64

97,96

95,32

92,26

93,81

101,57

Для конденсированных ароматических углеводородов с увеличением числа колец величина свободной энергии в расчёте на одну молекулу возрастает, а в расчёте на 1 атом углерода падает от нафталина к графиту до нуля.

Анализ термодинамических свойств показывает, что среди изомеров С8 сумма ксилолов всегда превышает содержание этилбензола, среди изомеров С9 преобладают триметилбензолы (1, 2, 4-; 1, 3, 5-; 1, 2, 3-), среди изомеров С10 — тетраметилбензолы(1, 2, 4, 5- и 1, 2, 3, 5 -).

Углеводородный состав прямогонных бензинов (стр. 1 из 6)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра » Химия «

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Химия нефти»

На тему: «Углеводородный состав прямогонных бензинов»

Тольятти 2010

Введение

1. Получение нефтяных углеводородов

2. Состав сырой нефти

3. Разделение сырой нефти

4. Получение базовых бензинов

5. Фракционный состав нефти

6. Методы исследования состава бензиновых фракций

7. Индивидуальный углеводородный состав

Заключение

Литература

Введение

Бензин (от франц. benzine) — смесь легких углеводородов с температурой кипения 30 – 205о С. Прозрачная жидкость плотностью 0,70-0,78 г/см3. Производится путем смешивания компонентов первичной (прямой) перегонки нефти, продуктов крекинга отдельных ее фракций и присадок.

Бензин является топливом для автомобильных двигателей с искровым зажиганием. Детонационная стойкость — важнейший показатель качества бензина. Несоответствие марки бензина параметрам двигателя может вызывать детонационное сгорание топлива, сопровождаемое характерным металлическим стуком, повышением дымности отработавших газов и температуры в цилиндрах двигателя. Октановое число (ОЧ) бензина — основной показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина. Определяют подбором смеси эталонных углеводородов — гептана (ОЧ = 0) и изооктана (ОЧ = 100), детонационная стойкость, которой равна детонационной стойкости испытываемого бензина при равных условиях испытания. Процентное содержание изооктана в полученной смеси принимают за октановое число бензина.

Для отдельных групп углеводородов, входящих в состав бензинов, можно сделать следующие краткие выводы об их стойкости.

Алканы нормального строения: начиная с пентана углеводороды этого ряда характеризуются очень низким октановым числом, причём чем выше их молекулярная масса, тем октановые числа ниже. Существует почти линейная зависимость от их молекулярной массы. Алканы разветвлённого строения: разветвление молекул предельного ряда резко повышает их детонационную стойкость, так у октана октановое число 20, а у 2,2,4 — триметилпентана 100. Наибольшие октановые числа отмечаются для изомеров с парными метильными группами у одного углеводородного атома (неогексан, триптан, эталонный изооктан), а также у других триметильных изомеров октана. Благодаря высоким антидетонационным свойствам изоалканов – они весьма желательные компоненты бензина.

Алкены: появление двойной связи в молекуле углеводородов нормального строения вызывает значительное повышение детонационной стойкости, по сравнению с соответствующими предельными углеводородами.

Циклоалканы: первые представители рядов циклопентана и циклогексана обладают хорошей детонационной стойкостью, особенно это относится к циклопентану. Их приёмистость к ТЭС также очень высока. Эти углеводороды являются ценными составными частями бензина. Наличие боковых цепей нормального строения как у циклопентановых, так и циклогексановых углеводородов приводит к снижению их октанового числа. При этом, чем длиннее цепь, тем ниже октановые числа. Разветвление боковых цепей и увеличение их количества повышают детонационную стойкость циклоалканов. Арены: почти все простейшие арены ряда бензола имеют октановые числа около 100 и выше. Арены и ароматизированные бензины наряду с разветвленными алканами — лучшие компоненты высокооктановых бензинов. Однако содержание аренов в бензинах следует ограничить примерно до 40 — 50%. Чрезмерно ароматизированное топливо повышает общую температуру сгорания, что влечёт за собой увеличение теплонапряжённости двигателя.

Вышеприведенные данные помогают понять особенности детонационных характеристик типичных компонентов компаундирования. А именно: в бензинах прямой перегонки нефти содержится много парафиновых углеводородов слабо разветвлённого строения с низкой детонационной стойкостью; октановые числа таких бензинов невелики. Лишь из отдельных «отборных» нефтей можно получить бензины прямой перегонки с октановым числом А-70. Бензины прямой перегонки и их головные фракции используют в небольшом объёме для приготовления автомобильного бензина А-76.

1. Получение нефтяных углеводородов

Необходимое для химической промышленности сырье получают из нефти двумя путями. Один путь состоит в том, что вещество, уже присутствующее в сырой нефти, выделяют из нее или концентрируют чисто физическими методами, например перегонкой, экстрагированием растворителями или кристаллизацией. Второй путь заключается в проведении определенных химико-технологических операций, применение которых в настоящее время на нефтеперерабатывающих заводах непрерывно раширяется. Эти операции дают возможность получать в качестве основных продуктов насыщенные и ароматические углеводороды, которые в сырой нефти присутствуют только в малых количествах, и в качестве побочных продуктов — ненасыщенные углеводороды, вообще отсутствующие в исходной нефти.

2. Состав сырой нефти

Нефть состоит в основном из углеводородов метанового, нафтенового и ароматического рядов. Нафтеновые углеводороды являются гомологами циклопентана и циклогексана или углеводородами с конденсированными пяти- и шестичленными циклами. Присутствие в нефти циклопропана, циклобутана, циклогептана и высших нафтеновых углеводородов не установлено. Олефины, диолефины и ацетиленовые углеводороды совершенно отсутствуют. Ароматические углеводороды представлены главным образом производными бензола; в нескольких случаях из нефти были выделены также нафталин, тетралин и их замещенные.

В зависимости от того, какие углеводороды преобладают в сырых нефтях, последние можно разделить на нефти метанового, нафтенового или ароматического оснований. Нужно с самого же начала уяснить себе, что в высококипящих фракциях нефти углеводороды всех этих трех рядов присутствуют одновременно, причем иногда молекулы нефтяного углеводорода нефти имеют смешанный характер. Как правило, ароматические и нафтеновые углеводороды почти всегда имеют боковые цепи в виде алкиль- ных радикалов; кроме того, молекула углеводорода может состоять из ароматических и нафтеновых циклов, многоядерных или конденсированных.

Указанная классификация не включает асфальтовые нефти, т. е. нефти, богатые асфальтами или битумами, которые по своему строению обычно родственны ароматическим углеводородам. Практически нефти представляют всегда смеси углеводородов, относящихся не менее чем к двум из этих четырех основных типов. В табл. 3 приведена классификация нефтей, предложенная Саханеном.

Состав нефтей, добываемых в различных странах, колеблется в широких пределах. В некоторых случаях даже из двух соседних скважин получают нефти различного состава. Грубо говоря, можно считать, что нефть в США преимущественно метановая, в России и Румынии — нафтеново-ароматическая, в Иране — метаново-нафтеновая, на о. Борнео — ароматическая, нефть месторождения в Икринге (Англия) — метанового основания с высоким содержанием твердого парафина и т. д. Конечно, представленная здесь картина весьма упрощена, как показывает табл. 3. Более подробные сведения о составе сырых нефтей читатель найдет в литературе.

Нефть состоит в основном из углеводородов, однако в нефтях некоторых месторождений присутствует также небольшое количество органических соединений, содержащих серу, азот или кислород . Нефти всегда сопутствует природный газ, т.е. низшие газообразные парафины.

Первичное разделение нефти осуществляют перегонкой; жидкие продукты разгонки кипят в широком интервале температур и всегда состоят из смеси индивидуальных соединений. При перегонке получают следующие основные фракции:

ФракцияТ. кип., °С

Бензин 20—200

Керосин 175—275

Газойль 200—400

Смазочные масла Выше 300

(могут перегоняться только в вакууме)

Мазут —

Пек или кокс—

Состав фракций нефти, кипящих до 100°, известен довольно точно. Вследствие большого числа изомеров полный анализ фракций, кипящих выше 100°*, невозможен, хотя отдельные простейшие ароматические углеводороды еще могут быть идентифицированы. Чтобы определить относительные количества парафинов, нафтенов и ароматических углеводородов в высших фракциях нефти, обычно пользуются методом Уотермена . По этому методу сначала находят содержание ароматических углеводородов гидрированием или определением анилиновой точки; после гидрирования находят по удельному весу и показателю преломления соотношение между нафтенами и парафинами. Метод Уотермена не дает возможность определять абсолютное количество углеводородов; тем не менее он является наилучшим из всех разработанных методов.

Определенный этим методом средний состав бензинов прямой гонки (конечная т. кип. 150—200°), т. е. бензинов, выделенных из нефти простой ее разгонкой, а не полученных с помощью термической или какой-либо химической обработки нефти, приведен ниже:

Углеводородыоб. %

Ароматические 6—22

Нафтеновые20—50

Парафиновые40—75

В большинстве случаев состав бензина прямой гонки соответствует составу исходной сырой нефти; таким образом, сырье с большим содержанием парафинов дает бензин, в котором преобладают эти же углеводороды. Содержание ароматических и нафтеновых углеводородов в отдельных фракциях бензина обычно увеличивается с повышением температуры кипения фракции. Об этом свидетельствуют данные табл. 4, помазывающие распределение углеводородов в различных фракциях пенсильванских бензинов прямой гонки.

Бензин состоит из углеводородов, содержащих в молекуле от 4 до 12 атомов углерода. Углеводороды керосина содержат от 9 до 16 атомов углерода. Присутствующие в газойле углеводороды, вероятно, имеют 15—25 атомов углерода в молекуле. Анализ по методу Уотермена показал, что газойли, кипящие в пределах 260—382°, состоят из 43—74% парафинов, 19—35% нафтенов и 7—22% ароматических углеводородов. Молекулярный вес смазочных масел находится в пределах 300—1000, что соответствует присутствию в них углеводородов с 20—70 атомами углерода. Фракции смазочных масел содержат твердый парафин и ароматические углеводороды, которые обычно удаляют в процессе очистки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *