23. 03. 2014 г. Сегодня в Грозном состоялся ряд мероприятий, посвященных знаменательной дате – Дню принятия Конституции Чеченской Республики, которое вошло в историю на основе всенародного референдума, организованного по инициативе и проведенного под непосредственным руководством первого Президента ЧР Героя России А-Х.Кадырова.
Референдум 23 марта 2003 года сыграл решающую роль в вопросе определения политического статуса Чеченской Республики в составе России, и с этого дня началось фактическое урегулирование конфликта на территории региона.
Сегодня в честь данного события в Грозненском Театрально-концертном зале состоялось торжественное собрание общественности с участием представителей Администрации Главы и Правительства, министерств и ведомств, членов Общественной палаты республики, депутатов Парламента ЧР.
Участники мероприятия еще раз подчеркнули непреходящее значение дня 23 марта 2003 г., когда народы Чеченской Республики решительно заявили о своем желании жить и трудиться в составе России, тем самым осудив и попытки сепаратистского решения вопроса самоопределения народов республики.
В этот же день на стадионе «Ахмат-Арена» состоялся митинг с участием жителей столицы республики и сельских районов в поддержку референдума жителей Республики Крым. Здесь также в качестве примера эффективного и верного политического курса упоминались итоги всенародного голосования 23 марта 2003 г. в Чеченской Республике. Об этом напомнил в своем выступлении министр ЧР по национальной политике, внешним связям, печати и информации Ш. В. Жамалдаев. В прозвучавших затем выступлениях также подчеркивалось судьбоносное значение народного плебисцита 23 марта 2003 г., определившее судьбу Чеченской Республики и ее народов.
16 лет назад по инициативе Первого Президента Чеченской Республики Ахмата-Хаджи Кадырова состоялся референдум, на котором абсолютное большинство жителей республики проголосовало за этот исторический документ.
В референдуме приняли участие 510 125 человек. Для республики, находящейся на тот момент в сложной общественно-политической ситуации, когда еще властям невозможно было гарантировать общественную безопасность, это считается большой цифрой, свидетельствующей об огромной подготовительной работе и о том, что чеченское общество уже было ориентировано на консолидацию вокруг идеи мира и созидания, что уже обозначился национальный лидер, способный повести за собой целый народ.
Многие политики и общественные деятели отговаривали Ахмата-Хаджи Кадырова и советовали ему не ставить в течение десяти лет вопросы принятия Конституции и выборов президента.
Но Ахмат-Хаджи верил в мудрость народа. Он был готов согласиться с любыми итогами голосования. Потому что считал референдум самым демократичным, самым честным способом узнать мнение народа о будущем республики.
И народ сделал свой выбор в пользу мира и стабильности. Он высказался за желание быть равноправным субъектом России. Референдум поставил окончательную точку в войне. С него начался курс на возрождение.
Чеченская Республика уверенно двигается вперед к благополучию и процветанию, развитию экономики и социальной сферы, к укреплению веры, культуры и нравственных ценностей нашего народа. Этот курс на развитие обеспечивает Основной закон, по которому живет республика.
23.03.2019 07:02
Ровно 16 лет назад в Чеченской Республике состоялся всенародный референдум по принятию Конституции и законов о выборах Президента и Парламента ЧР. Без всякого преувеличения, можно сказать, что это событие стало переломным моментом в истории чеченского народа.
Стоит отметить, что условия для проведения референдума были крайне сложными. Первому Президенту ЧР, Герою России Ахмату-Хаджи Кадырову пришлось противодействовать сепаратистам, влиятельным политическим силам в России и за рубежом, а также различным ангажированным средствам массовой информации. Несмотря на это, референдум состоялся. Президент РФ Владимир Путин решительно поддержал стремление здоровых сил чеченского общества выйти из затянувшегося политического кризиса. Впервые за всю историю чеченский народ получил возможность определить свое будущее.
Но кто, как не помощник Первого Президента ЧР, знает о всех сложностях в подготовке и проведении референдума. Альви Каримов — человек, который до самой трагической гибели Ахмата-Хаджи Кадырова оставался его помощником, и в то же время занимался информационно-аналитическим обеспечением деятельности А. А. Кадырова.
В беседе с корреспондентом ИА «Грозный-информ» пресс-секретарь Главы ЧР – начальник Информационно-аналитического управления Главы и Правительства ЧР рассказал о целях, организации и значении всенародного референдума для ЧР и страны в целом.
Альви Ахмадович, Вы занимали должность помощника Главы Временной Администрации, а затем и Первого Президента Чеченской Республики Ахмата-Хаджи Кадырова до самой его смерти. Расскажите, как осуществлялся процесс подготовки к проведению референдума?
— Вопрос о том, что необходимо провести референдум и принять Конституцию республики, Ахмат-Хаджи Абдулхамидович поднимал с первых дней своего назначения на должность Главы Временной Администрации ЧР. Конечно, политиками большого ранга, многими действующими лицами и в России его предложение было воспринято скептически. Они говорили о том, что нельзя проводить референдум и принимать Конституцию до тех пор, пока в Чеченской Республике полностью не завершатся боевые действия и не будут решены проблемы обеспечения мира и безопасности. Категорически против проведения референдума выступала Парламентская Ассамблея Совета Европы и ряд западных политиков, которые делали вид, что они очень обеспокоены судьбой чеченского народа. В руководстве России, особенно среди руководителей военного командования и спецслужб, считали, что это невозможно. Но Ахмат-Хаджи Кадыров приводил веские аргументы. Он считал, что невозможно начать процесс восстановления мира и стабильности в Чечне до тех пор, пока у республики не будет своей Конституции. Он говорил, что у человека есть паспорт, даже у машины есть технический паспорт, как может быть республика без Основного закона.
Конституция –это паспорт Республики. Ахмат Абдулхамидович принимал самое активное участие в подготовке конституционного проекта, который в дальнейшем был поддержан чеченским народом. В своих выступлениях он призывал народ прийти проголосовать, давал им право выбора. Он говорил, что будет уважать любой выбор чеченского народа, каким бы он ни был.
Как создавались Консультативный Совет при Главе Временной Администрации ЧР и Инициативная группа? Какие задачи перед ними ставились?
— На самом деле, это была группа людей, которые днем и ночью занимались тяжким трудом: рассмотрением проектов, подготовкой предложений для Главы ЧР по этим проектам, выработкой рекомендаций. Ими была проделана огромная работа. На тот момент было опасно говорить, что человек входит в какую-то группу, тем более в Консультативный Совет. Вооруженные террористы, которые находились практически везде, ставили перед собой задачу любыми способами сорвать проведение референдума. Они считали, что, сорвав подготовку, можно сорвать и референдум. На членов Консультативного Совета покушались, поступали угрозы, но, тем не менее, люди проявили мужество, героизм и выполнили свой долг перед народом, занимаясь анализом проектов и их подготовкой.
Как Ахмату-Хаджи удалось убедить Федеральный центр в необходимости проведения референдума и готовности чеченского народа к этому шагу, а также заручиться личной поддержкой Президента РФ Владимира Путина?
— Я находился рядом с ним каждый день и был свидетелем этого процесса. В первую очередь, он в своем сердце, не на словах, а на деле был убежден, что это самый главный путь спасения народа. У народа, как у любого элемента, вещества есть своя структура. Так вот, структура чеченского народа была разрушена, и возникал вопрос о том, может ли народ дальше существовать. Конечно, как отдельные люди они остались бы в живых, но многие покинули территорию Чеченской Республики. Наш народ был разбросан по всей стране и миру. Для того, чтобы спасти этот народ, Ахмат-Хаджи считал необходимым принять закон. В первую очередь это было связано с тем, что все органы государственной власти, включая Администрацию Главы ЧР, носили временный характер. Руководитель Временной Администрации не имел права без согласования с вышестоящим начальством назначить главу населенного пункта. Ахмат-Хаджи считал, что нужно провести референдум, принять Конституцию и создать в ЧР легитимные органы власти на всех уровнях, которые могли бы опираться на Конституцию. Права у чеченского народа были не определены. Это была даже не республика, а территория. Любая область имеет свой устав, а в Чеченской Республике не было ни устава, ни Конституции, ни какого-либо документа, который определял бы права и обязанности граждан.
Ахмат-Хаджи Кадыров был убежден, что это самый верный политический путь. Эту уверенность он сумел донести до Президента страны. Владимир Путин, отзываясь о нем, характеризует его как мудрого и дальновидного человека, который видел своей главной целью спасение народа. Он никогда ничего не просил для себя. Его уверенность передалась главе российского государства и народу, потому что он был человеком с безупречной репутацией и биографией.
Я всегда поражался его мужеству. Он открыто мог сказать главарям террористических группировок, что они проливают кровь чеченского народа. Были люди, которые говорили Ахмату-Хаджи, что в случае неудачи на выборах — это будет крах, на что он отвечал: «Я верю в свой народ». И не ошибся. Около 87 % населения проголосовали за проект Конституции Ахмата-Хаджи Кадырова.
Альви Ахмадович, можно ли считать, что на тот период ключевая цель Ахмата-Хаджи Кадырова заключалась в проведении референдума?
— Создание легитимных органов – это был инструмент, с помощью которого он собирался остановить терроризм. Давайте вспомним его слова: «Я хочу навсегда искоренить причины, порождающие войны, трагедии и кровопролития на чеченской земле». Он хотел спасти народ. Он никогда не ставил перед собой задачу остановить войну. Войны можно остановить, но они вновь вспыхивают. Мы знаем тысячу подобных примеров по всему миру. Его цель заключалась в том, чтобы искоренить причины войны навсегда. Для этого ему была нужна Конституция. Его правоту показали дальнейшие события, которые последовали за принятием Конституции.
На Ваш взгляд, прийти на референдум было сложным решением для жителей нашей республики, учитывая разрозненность общества и давление разных политических и социальных групп?
— Когда Ахмат Абдулхамидович становился Главой Временной Администрации, чеченское общество было расколото на десятки частей по разным признакам: территориальным, тукхумным, тейповым; различными группировками, объединениями и т.д. Тем не менее, к дате проведения референдума Ахмату Абдулхамидовичу удалось сделать большой шаг по сплочению общества. Время показало, что Ахмат-Хаджи был прав. Перед самым референдумом было много людей, «доброжелателей», которые говорили ему о том, что глава государства итак оставит Ахмата-Хаджи на своем посту, и в Конституции нет необходимости. Тем не менее, он настаивал на голосовании. На тот момент в Москве тоже выражали опасения. Стоял вопрос не только о принятии Конституции, но и о том, согласен ли народ с тем, чтобы Чеченская Республика была субъектом РФ. Ахмат-Хаджи Абдулхамидович сказал, что поддержит любое решение чеченского народа. Я никогда не видел другого человека, который сделал бы подобное заявление перед президентом огромной страны. Уверенность в том, что это не игра, что все делается на благо народа, передалась народу, который Ахмат-Хаджи удалось в значительной степени сплотить.
Конечно, это было опасно для любого человека, но не менее опасно, чем не принимать Конституцию. В жизни приходится рисковать, жертвовать и подвергать себя опасности. Люди, ложась спать, не знали проснутся ли они утром. Эта опасность была в тысячу раз больше, чем прийти и проголосовать.
Вы проделали большую и кропотливую работу в те тяжелые времена в рядах журналистов, будучи собственным корреспондентом агентства «Интерфакс» на Северном Кавказе, вплоть до 2009 года. Расскажите, как СМИ освещали процесс проведения референдума. Какие трудности возникали в этой работе?
— В день голосования в Чеченской Республике находилось более 110 иностранных, а также огромная армия российских журналистов. Со стороны властей не было препятствий к тому, чтобы журналисты принимали участие в этом процессе, но для них исходила опасность от террористов. Информационное обеспечение в подготовке к референдуму было на высоком уровне. За годы моей работы бывали случаи, когда за день на информационную ленту выходило по 10 материалов. При этом не было ни одного случая, чтобы переданная нами информация «ушла в отвал». Кроме того, нам удалось создать благоприятный фон для Ахмата-Хаджи Абдулхамидовича в центральных изданиях страны, таких как: «Интерфакс», «ИТАР -ТАСС», «РИА Новости» и другие. Они систематически проводили пресс-конференции, давали ему трибуну, чтобы он доносил до общественности России и всего мира свое мнение.
Если говорить о СМИ Чеченской Республики, то нужно быть честным. Ребята и девушки были очень мужественными, но, к сожалению, технических возможностей оперативно доводить информацию не было.
Ахмат Абдулхамидович, как человек очень открытый, понимал значение прессы. Он никогда не отгораживался и очень много общался с журналистами. Если говорить обо мне, то я, будучи одновременно его помощником, оставался и корреспондентом федерального информагентства. Он создавал для меня уникальные возможности. В то время не было телефонов, гаджетов, но у него в кабинете стоял спутниковый телефон, которым всегда можно было воспользоваться. Однажды при всех своих товарищах, он сказал помощнице: «Какое бы совещание я не проводил, если Альви пришел, эта дверь для него всегда открыта. Он сам решает, нужно ему зайти или нет». В этом плане, он был уникальным человеком и пытался создать подобные условия для всех.
Я передавал на ленту сотни его комментариев и интервью. За это время, не помню ни одного случая, когда бы он сделал мне замечание по тексту, которое привело к скандалу. Хотя скандалы тоже были. Он знал, что ты действуешь искренне, твои намерения чисты и человек где-то может ошибиться или споткнуться. Думаю, поэтому он сумел собрать вокруг себя единомышленников, и весь народ в целом. Наверное, вы помните его ответ на вопрос: «Кто ваша команда»? Он ответил: «Моя команда — это чеченский народ».
С 2007 года Вы являлись советником Главы ЧР Рамзана Кадырова, а чуть позже стали его пресс-секретарем. Скажите, пожалуйста, как оценивает те события Рамзан Ахматович?
— В то время, будучи молодым человеком, Рамзан Ахматович принимал активное участие в подготовке, проведении, обеспечении безопасности референдума. Как и тогда, сейчас он оценивает проведение референдума как величайшее событие в истории чеченского народа. Его оценка такова, потому что это было решение народа. Ахмат–Хаджи говорил, что необходимо хотя бы раз спросить мнение народа и поступить согласно его решению. Это смелое заявление, сделанное в республике, где сотни тысяч людей потеряли своих родных и близких. Спросить у народа и быть уверенным, что он тебя поддержит — для этого нужно иметь личное мужество. Я со стопроцентной уверенностью могу сказать, что народ не поддержал бы другого человека, потому что не было других политиков, за которыми не тянулся бы шлейф предательства своего народа.
Как Вы считаете, какое значение в историческом контексте имеет референдум для чеченского народа и России в целом?
— Конституция является паспортом Чеченской Республики. Сегодня мы имеем массу возможностей, которых никогда прежде не было в истории ЧР.
Многие не знают, что Чеченская Республика является государственным образованием в составе Российской Федерации. В мире есть много стран, которые имеют Конституцию, армию, герб, гимн, но при этом не обладают никакими государственными правами. Они не защищены. В Чеченской Республике принятие Конституции позволило нам сделать огромный шаг вперед. В своем динамичном развитии мы опережаем многие успешные регионы страны. Это те субъекты, которые в период двух военных кампаний на территории ЧР активно развивались. Сегодня по многим показателям социально-экономического развития наша республика опережает их. Например, несколько дней назад в Москве были подведены итоги рейтинга по качеству дорог. Дороги Чеченской Республики признаны самыми лучшими в Российской Федерации среди 85 субъектов. Я со всей ответственностью могу сказать, что в Москве нет таких больниц как у нас. Это колоссальное достижение.
Наша республика и народ впервые получили свой полноценный документ — Конституцию. Конституция становится таковой только тогда, когда люди живут согласно ее базовым предписаниям. Ответственность перед Конституцией – это ответственность перед народом. Каждый должен помнить об этом. Наша Конституция представляет собой практический опыт для всего мира, как пример решения глобальных проблем. Эту практику можно было бы применить в ряде таких стран как Ливия, Афганистан и Сирия.
Беседу вела Элиза Абиева
При перепечатке ссылка на сайт ИА «Грозный-информ» обязательна.
www.grozny-inform.ru Информационное агентство «Грозный-информ»
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:
Также в разделе «Интервью»:
21.10.2020 / 17.33 Н. Эльсункаев: Теракт в пригороде Парижа призван погасить во французском обществе симпатии к чеченцам 29.09.2020 / 17.44 Н. Эльсункаев: Дижонские события стали детонатором новой информационной атаки против Чеченской Республики 13.08.2020 / 19.46 Борис Титов рассказал машуковцам, как развивать бизнес в условиях современной России 01.07.2020 / 12.07 Б. Терекбаев: «Добро пожаловать в Чечню» — это единственный и самый огромный их провал 27.06.2020 / 04.12 Муслим Байтазиев: Мы сильно рассчитываем на дальнейшее развитие курорта «Ведучи»
Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 21 (159). Право. Вып. 20. С. 41-44.
Р. А. Цекиева
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
Анализируются основные принципы Конституции Чеченской Республики, раскрывается их значение, рассматриваются особенности правосознания мусульман в России.
Ключевые слова: конституция, принцип, суверенитет, правосознание, мусульманское право.
В 2003 г. была принята Конституция Чеченской Республики. Особенности и проблемные вопросы Основного Закона Республики являются предметом рассмотрения В. Черепанова1, который обозначил некоторые перспективы реализации конституционных норм.
В частности, автор указывает на то, что принцип ограниченного суверенитета, закрепленный в ст. 1 Конституции Чечни, представляется одним из важнейших и вместе с тем проблемных положений рассматриваемого документа.
Конституционный Суд РФ неоднократно обращался к вопросу о суверенитете республик в составе Российской Федерации. Комплексная его оценка дана в определении от 27 июня 2000 г. № 92-О2, где отмечено, что Конституция РФ не предполагает иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации не допускает суверенитета, даже ограниченного, ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. Республики, как субъекты Российской Федерации, не имеют статуса суверенного государства, и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделять себя свойствами суверенного государства — даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным.
Правовая позиция Конституционного Суда РФ по этому вопросу, особенно с учетом новой политической ситуации, возникшей после принятия Конституции Чеченской Республики, представляется спорной.
В Основном Законе страны суверенитет республик не обозначен, но и не отрицается. Федеративный договор подписали органы власти суверенных республик. В соответствии с Конституцией РФ Федеративный договор остается важнейшим источником конституционного права (ч. 3 ст. 11), а республики имеют конституционный статус государств (ч. 2 ст. 5). Вполне убедительной в связи с этим выглядит точка зрения Б. Эбзеева о том, что «тем самым признается
их суверенитет, ибо он является атрибутивным свойством любого государства. Суверенность государства определяется не наличием записи об этом в конституции, а объемом его полномочий и прав»3.
Вопрос о суверенитете Чечни остро обсуждался при подготовке и проведении референдума. Идеи суверенности за последние годы глубоко проникли в массовое сознание населения Республики, и не учитывать этого было невозможно. За юридическими формулировками стояли две чеченские кампании, судьба чеченского народа и его нахождение в составе Российской Федерации. В Конституции Чечни, как и в новой Конституции Татарстана 2002 г., принцип ограниченного суверенитета сформулирован следующим образом: «Суверенитет Чеченской Республики выражается в обладании всей полнотой власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и Чеченской Республики и является неотъемлемым качественным состоянием Чеченской Республики».
В. Черепанов, в частности, подчеркивает, что, приняв Конституцию, чеченский народ тем самым дал согласие на ограничение своей суверенности федеральными полномочиями и дальнейшую интеграцию в составе России. В этом заключается важнейшая позитивная особенность Конституции Чеченской Республики. Представляется, что принцип ограниченного суверенитета республик в составе Российской Федерации, закрепленный в Федеративном договоре как согласованная воля этих республик (для Татарстана и Чечни — закрепленный в их конституциях), является важным фактором, интегрирующим российскую федеративную систему, а не разрушающим ее. Принцип единства и неделимости территории Республики, которая составляет неотъемлемую часть территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 1
Конституции Чеченской Республики), является отражением федерального конституционного принципа целостности и неприкосновенности территории России. Это представляется особенно важным в отношениях с Чечней, позитивный вектор формирования которых направлен на обеспечение целостности территории России. Единство территории является важным, но не единственным признаком вхождения Республики в состав Федерации. В республиканской Конституции субъектность в составе России специально не обозначена. Это можно лишь предполагать на основе анализа ее положений. Субъектность Чечни в составе России определена Конституцией РФ (ч. 1 ст. 65), нормы которой имеют высшую юридическую силу, прямое и непосредственное действие на всей территории Российской Федерации, в том числе и в Чеченской Республике. Однако отсутствие конституционного закрепления нахождения Чечни в составе России, а также единства системы исполнительной власти в Российской Федерации представляется пробелом республиканского документа.
Перечень предметов ведения Республики (ст. 61 Конституции Чеченской Республики) содержит основные сферы общественных отношений, регулируемые субъектами Российской Федерации и обычно включаемые в их конституции (уставы). Республиканская Конституция содержит не открытый, а исчерпывающий состав предметов самостоятельного ведения, что может осложнить правовую ситуацию. Вызывает сомнение конституционность таких республиканских полномочий, как «установление республиканских налогов и сборов» (п. «з» ст. 61). Согласно п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации относится к предметам совместного ведения. В соответствии с этим правилом Налоговым кодексом РФ определено, что региональные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 12 НК РФ). Таким образом, данные вопросы все-таки относятся к предметам совместного с Российской Федерацией, а не исключительного республиканского ведения1.
Подытоживая сказанное, автор отмечает, что Республиканской Конституционной комиссии при активном содействии органов юстиции Республики, Южного федерального окру-
га и Министерства юстиции РФ удалось подготовить целостный конституционный документ, учесть практику конституционного законодательства других регионов и национальноисторическую специфику Чечни. Неизбежные при этом отдельные погрешности обусловливают необходимость поиска законодательных путей их компенсации и преодоления1.
Таким образом, Конституция Чеченской Республики в целом скопирована с Конституции РФ. В ней не указывается о каких-либо особенностях правосознания чеченского народа и о необходимости их учета. Однако факт признания ограниченного суверенитета Чеченской Республики не означает отказ чеченского народа от своей религии и культурного наследия.
Среди принципов и положений данной Конституции интерес представляет п. 1 ст. 11, в котором указано, что «Чеченская Республика — светское государство». Данным положением изначально отрицаются какие-либо особенности правосознания чеченского народа в связи с исповедуемой им религией.
Моральные установки и религиозные нормы находят свое отражение в ст. 35 Конституции Чеченской Республики. Так, в п. 2 указанной статьи говорится: «Забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей», п. 3 соответственно гласит: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, обязаны заботиться о родителях».
В связи с этим возникает вопрос о том, скопированы ли данные нормы с положений Конституции РФ, или реальность возвела их в статус конституционных прав, так как наблюдается их невыполнение.
Мощнейшим регулятором взаимоотношений в семье на Кавказе является мораль, основные принципы которой отражены и в исламе. Само общество регулирует вопросы морали гораздо эффективнее, чем если бы это делало государство.
В п. 4 ст. 35 Конституции Чеченской Республики закреплено следующее положение: «Общепризнанные традиции и обычаи народов Чеченской Республики — уважение к старшему, женщине, людям различных религиозных убеждений, гостеприимство, милосердие — священны, охраняются Конституцией Чеченской Республики и законами Республики». Закон таким образом пытается защитить национальные традиции и обычаи
чеченского народа, но все-таки не совсем понятно, какие именно традиции и обычаи являются общепризнанными. Являются ли таковыми лишь те, которые перечислены в статье, или их перечень не ограничен? Остается надеяться, что традиции и обычаи, не нашедшие своего закрепления на конституционном уровне, просто не упоминаются в Конституции, а не объявляются вне закона.
В ст. 60 Конституции Чеченской Республики перечисляются вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и Чеченской Республики, в частности, «общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта». Остается открытым вопрос о том, каким образом будет осуществляться это положение на практике при исповедании чеченским народом мусульманской религии. На наш взгляд, было бы уместным отдать данные вопросы в ведение Чеченской Республики.
Россия по-прежнему игнорирует самобытность национального сознания чеченцев, особенности их морально-правовых установок, связанных с религией. Интересным в связи с этим представляется мнение З. Х. Мисрокова, считающего, что необходимо учитывать особенности правосознания мусульман России в связи с исповедуемой ими религией, но при этом он отмечает, что «надо радикально реформировать мировоззрение северокавказских народов, а не только право, и отказаться от исламской цивилизации в целом, чтобы полностью ликвидировать мусульманскую юридическую традицию в этническом социуме»4. В данном случае автор выступает последователем идеи глобализации, придерживаясь принципа: индивидуальность мешает управлять массой.
Однако данная публикация интересна тем, что затрагивается статус права мусульман в правовом пространстве России. Автор, анализируя проблему востребованности ислама и мусульманской правовой традиции в новейшее время на Северном Кавказе, связывает ее с издержками процесса становления нового социального и правового порядка, обусловленного внедрением единообразного права, имеющего большие пробелы и игнорирующего культурно-правовые традиции народов4.
На наш взгляд, в законодательстве субъектов Российской Федерации необходимо учитывать религиозные и моральные нормы, кото-
рых придерживаются народы, исповедующие ислам. Однако при этом не должны ущемляться права граждан других субъектов Российской Федерации, где не исповедуют ислам. Не следует отдавать предпочтение какой-либо религии, как это закреплено, к примеру, в Федеральном законе от 19 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»5, преамбула которого выделяет особую роль православия в России. При этом согласно ст. 28 Конституции РФ «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Так, Г. Л. Касторский отмечает, что «светское право веками формировалось под влиянием религии. Учитывая преемственность норм права в их историческом развитии, можно обнаружить ряд аналогий светского и религиозного права. Эти аналогии имеют большое криминологическое значение, поскольку вызывают у верующих уважение к действующему законодательству»6. Автор раскрывает ряд аналогий светского и религиозного права, поскольку они имеют криминологическое значение, т. е. вызывают у верующих уважение к действующему законодательству, если при этом нет противоречия с нормами религии, что в противном случае может привести к проявлению крайнего фундаментализма.
Представляется уместным привести также точку зрения В. Н. Никитенко, который отмечает, что, например, низкий уровень корыстных преступлений в Саудовской Аравии больше связан с экономическим развитием этой страны и социальной защитой населения, нежели с религиозностью граждан7. Однако есть страны более развитые в экономическом плане, чем Саудовская Аравия, но уровень корыстных преступлений в них сдерживается законами и проведением мероприятий по повышению уровня правосознания населения. В мусульманском мире фактором сдерживания служит религия — коранический запрет, который превратился в убеждение.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Мораль в исламе влияет на право больше, чем в других правовых системах мира, она, наряду с религиозными нормами, не только не утратила своей ценности, но и имеет
приоритетное положение. В этом и заключается особенность правосознания мусульман России. Игнорирование или отрицание этого факта создает почву для возникновения религиозного (исламского) фундаментализма в его крайней форме, ведет к разжиганию национальной и религиозной вражды в России.
Примечания
1 См.: Черепанов, В. Основные принципы Конституции Чеченской Республики // Рос. юстиция. 2003. № 8. С. 6-8.
2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 29. Ст. 311.
5 Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
7 См.: Лепешкина, О. И. Криминология и религия / В. С. Харламов, Д. А. Шестаков // Там же. С. 219-220.
30 ноября 2009 года
30 ноября 2000 года Государственный Совет Чувашской Республики второго созыва на своей внеочередной двадцать третьей сессии в 17 часов 20 минут 74 голосами (против 2) принял новую Конституцию Чувашской Республики. В тот же день был принят Закон Чувашской Республики «О порядке введения в действие Конституции Чувашской Республики», который был подписан Президентом Чувашии Н. В. Фёдоровым 9 декабря 2000 года и в тот же день вместе с текстом Конституции Чувашской Республики был опубликован в республиканских газетах «Республика», «Советская Чувашия» и «Хыпар».
Ряд статей проекта Конституции Чувашской Республики претерпели изменения, в частности пункт 3 статьи 69 принят в редакции: «Ограничения на занятие должности Президента Чувашской Республики устанавливаются только в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом».
Новая Конституция Чувашской Республики вступила в силу 10 декабря 2000 года.
Конституция Чувашской Республики вобрала в себя все положительное, имеющее в практике подготовки и принятия конституции субъектов Российской Федерации с учетом требований федерального законодательства последних лет и является стабильной, по всем статьям отвечающей требованиям Конституции Российской Федерации и федеральным законам. За восемь лет, истекшие со дня принятия Конституции республики, в неё вносились всего четыре изменения, в последний раз – 5 октября 2006 года.
- Минкультуры Чувашии «День принятия новой Конституции Чувашской Республики». . (архив)
- Государственный исторический архив Чувашской Республики «Календарь памятных дат истории Чувашии и чувашского народа». . (архив)
- Государственный Совет Чувашской Республики «Конституционный процесс в Чувашии: от первой Конституции до ныне действующей». . (архив)