Чек лист по охране труда

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПРИКАЗ
№ 655 от 10 ноября 2017 года

(в ред. Приказа Роструда № 201 от 11.04.2018)

Об утверждении проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

В соответствии с частью 11.3 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6249; 2009, № 52, ст. 6441; 2011, № 30, ст. 4590; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 9, ст. 874; 2014, № 42, ст. 5615; 2015, № 29, ст. 4372; 2016, № 27, ст. 4210), абзацами 2, 3, 4 пункта 8 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства от 1 сентября 2012 года № 875 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 37, ст. 4995; 2015, № 30, ст. 4586; 2016, № 48 (часть III), ст. 6773; 2017, № 9, ст. 1361; Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru, 12.09.2017, № 0001201709120014), и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 года № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 9, ст. 1359), приказываю:

1. Утвердить проверочные листы (списки контрольных вопросов), применяемые при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно приложению:

1.1. Приложение №1 «По проверке порядка оформления приема на работу»;

1.2. Приложение №2 «По проверке соблюдения требований по содержанию трудовых договоров»;

1.3. Приложение №3 «По проверке соблюдения порядка и условий изменения трудового договора»;

1.4. Приложение №4 «По проверке соблюдения порядка прекращения трудового договора»;

1.5. Приложение №5 «По проверке соблюдения общих требований по установлению режима работы и учету рабочего времени»;

1.6. Приложение №6 «По проверке соблюдения требований по предоставлению ежегодного основного оплачиваемого отпуска»;

1.7. Приложение №7 «По проверке соблюдения общих требований по установлению и выплате заработной платы»;

1.8. Приложение №8 «По проверке соблюдения требований по регулированию труда несовершеннолетних»;

1.9. Приложение №9 «По проверке соблюдения требований по регулированию труда иностранных работников»;

1.10. Приложение №10 «По проверке соблюдения требований по регулированию труда инвалидов»;

1.11. Приложение №11 «По проверке соблюдения требований по регулированию труда женщин и лиц с семейными обязанностями»;

1.12. Приложение №12 «По проверке соблюдения требований по регулированию труда лиц, работающих на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к нему»;

1.13. Приложение №13 «По проверке соблюдения требований по установлению продолжительности рабочего времени»;

1.14. Приложение №14 «По проверке соблюдения порядка и условий увольнения работника в связи с сокращением численности или штата работников»;

1.15. Приложение №15 «По проверке соблюдения требований по предоставлению ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска»;

1.16. Приложение №16 «По проверке соблюдения требований по предоставлению прочих видов времени отдыха (кроме ежегодных оплачиваемых отпусков)»;

1.17. Приложение №17 «По проверке правомерности и порядка удержаний из заработной платы»;

1.18. Приложение №18 «По проверке соблюдения требований по регулированию труда лиц, занятых на подземных работах и с вредными условиями труда»;

1.19. Приложение №19 «По проверке соблюдения порядка и условий привлечения к работе за пределами рабочего времени»;

1.20. Приложение №20 «По организации расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

1.21. Приложение №21 «По проведению специальной оценки условий труда (СОУТ)»;

1.22. Приложение №22 «По информированию работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты»;

1.23. Приложение №23 «По проверке выполнения требований охраны труда при работе на высоте»;

1.24. Приложение №24 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по обслуживанию электроустановок»;

1.25. Приложение №25 «По проверке выполнения требований охраны труда при строительных работах»;

1.26. Приложение №26 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах в сельском хозяйстве»;

1.27. Приложение №27 «По проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров»;

1.28. Приложение №28 «По организации обучения по охране труда»;

1.29. Приложение №29 «По проверке выполнения требований охраны труда при погрузочно-разгрузочных работах»;

1.30. Приложение №30 «По приобретению, выдаче и применению прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной и коллективной защиты»;

1.31. Приложение №31 «По созданию и функционированию системы управления охраной труда (СУОТ)»;

1.32. Приложение №32 «По обеспечению режима труда и отдыха работников в соответствии с нормами трудового права»;

1.33. Приложение №33″По обеспечению санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников (в том числе доставки работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи)»;

1.34. Приложение №34 «По разработке и утверждению правил и инструкций по охране труда для работников» Пункт утратил силу (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201);

1.35. Приложение №35 «По обеспечению наличия комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации»;

1.36. Приложение №36 «По обеспечению соответствующих требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте»;

1.37. Приложение №37 «По ознакомлению работников с требованиями охраны труда»;

1.38. Приложение №38 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах в жилищно-коммунальном хозяйстве»;

1.39. Приложение №39 «По проверке выполнения требований охраны труда при электросварочных работах»;

1.40. Приложение №40 «По проверке выполнения требований охраны труда при газосварочных работах»;

1.41. Приложение №41 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации тепловых энергоустановок»;

1.42. Приложение №42 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации холодильных установок»;

1.43. Приложение №43 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах в замкнутых объемах или ограниченных пространствах»;

1.44. Приложение №44 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах с сосудами, работающими под давлением»;

1.45. Приложение №45 «По проверке выполнения требований охраны труда при газоопасных работах»;

1.46. Приложение №46 «По проверке выполнения требований охраны труда при огневых работах»;

1.47. Приложение №47 «По проверке выполнения требований охраны труда при окрасочных работах»;

1.48. Приложение №48 «По проверке выполнения требований охраны труда при подводных взрывных работах»;

1.49. Приложение №49 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по ремонту зданий и сооружений»;

1.50. Приложение №50 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации сетей водоснабжения и канализации»;

1.51. Приложение №51 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах с ядохимикатами (пестицидами) и минеральными удобрениями»;

1.52. Приложение №52 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах в химических лабораториях»;

1.53. Приложение №53 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования»;

1.54. Приложение №54 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по ремонту и обслуживанию грузоподъемных машин»;

1.55. Приложение №55 «По проверке выполнения требований охраны труда при малярных работах»;

1.56. Приложение №56 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации котельных»;

1.57. Приложение №57 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации газового хозяйства»;

1.58. Приложение №58 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации мазутного хозяйства»;

1.59. Приложение №59 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации складов твердого топлива»;

1.60. Приложение №60 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации технологического транспорта»;

1.61. Приложение №61 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах с инструментом и приспособлениями»;

1.62. Приложение №62 «По проверке выполнения требований охраны труда при лесозаготовительных, лесохозяйственных работах и работах по деревообработке»;

1.63. Приложение №63 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах в морских и речных портах»;

1.64. Приложение №64 «По проверке выполнения требований охраны труда при земляных работах»;

1.65. Приложение №65 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах с инструментом и приспособлениями»;

1.66. Приложение №66 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по зарядке и обслуживанию аккумуляторных батарей»;

1.67. Приложение №67 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по складированию»;

1.68. Приложение №68 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по сливу, наливу нефтепродуктов»;

1.69. Приложение №69 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств»;

1.70. Приложение №70 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по перевозке грузов и пассажиров с помощью автотранспортных средств»;

1.71. Приложение №71 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации грузовых автомобилей»;

1.72. Приложение №72 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации внутризаводского транспорта»;

1.73. Приложение №73 «По проверке выполнения требований охраны труда при монтажных работах»;

1.74. Приложение №74 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по изготовлению и сборке металлоконструкций»;

1.75. Приложение №75 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по холодной обработке металлов»;

1.76. Приложение №76 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации и обслуживанию производственного оборудования машиностроительного профиля»;

1.77. Приложение №77 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах в литейном производстве»;

1.78. Приложение №78 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах в организациях машиностроения»;

1.79. Приложение №79 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по ремонту мостов и путепроводов»;

1.80. Приложение №80 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по тех. обслуживанию и ремонту внутрипортового транспорта»;

1.81. Приложение №81 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации машин и механизмов на территории порта»;

1.82. Приложение №82 «По проверке выполнения требований охраны труда при выполнении работ по эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов»;

1.83. Приложение №83 «По проверке выполнения требований охраны труда при проведении слесарно-сантехнических работ»;

1.84. Приложение №84 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по химической чистке, стирке»;

1.85. Приложение №85 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации бульдозера»;

1.86. Приложение №86 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации экскаватора»;

1.87. Приложение №87 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации трактора»;

1.88. Приложение №88 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по ремонту автомобильных дорог»;

1.89. Приложение №89 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации катка»;

1.90. Приложение №90 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по укладке асфальтобетона»;

1.91. Приложение №91 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по разметке автомобильных дорог»;

1.92. Приложение №92 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах в полиграфических организациях»;

1.93. Приложение №93 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по пайке, лужению, наплавке»;

1.94. Приложение №94 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах на металлообрабатывающих станках и оборудовании»;

1.95. Приложение №95 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации, перевозке и хранению баллонов с сжиженным газом и газовых баллонов»;

1.96. Приложение №96 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по производству цемента»;

1.97. Приложение №97 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по переработке молока»;

1.98. Приложение №98 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по производству хлебобулочных и макаронных изделий»;

1.99. Приложение №99 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по производству алкогольной и безалкогольной продукции»;

1.100. Приложение №100 «По проверке соблюдения требований по обеспечению принятия мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи»;

1.101. Приложение №101 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по газопламенной обработке металлов»;

1.102. Приложение №102 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по напылению и нанесению металлопокрытий»;

1.103. Приложение №103 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по термической обработке металлов»;

1.104. Приложение №104 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по ремонту и техническом обслуживании сельскохозяйственной техники»;

1.105. Приложение №105 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации торговых складов, баз и холодильников»;

1.106. Приложение №106 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах на городском электрическом транспорте»;

1.107. Приложение №107 «По проверке соблюдения гарантий медицинских работников»;

1.108. Приложение №108 «По проверке соблюдения требований по порядку оформления материальной ответственности (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.109. Приложение №109 «По проверке соблюдения гарантий работников, занятых у физических лиц – индивидуальных предпринимателей (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201) «;

1.110. Приложение №110 «По проверке соблюдения гарантий работников угольной промышленности (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.111. Приложение №111 «По проверке соблюдения гарантий творческих работников (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.112. Приложение №112 «По проверке соблюдения гарантий спортсменов и тренеров (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.113. Приложение №113 «По проверке соблюдения требований по организации профессионального образования и обучения, дополнительного профессионального образования, повышения квалификации работников, заключения ученических договоров (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.114. Приложение №114 «По проверке соблюдения требований при проведении специальной оценки условий труда организациями, проводящими специальную оценку условий труда (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.115. Приложение №115 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по добыче песчано-гравийных материалов на плавучих добывающих снарядах (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.116. Приложение №116 «По проверке выполнения требований охраны труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.117. Приложение №117 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации автозаправочных станций (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.118. Приложение №118 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах на линейных сооружениях кабельных линий передачи (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.119. Приложение №119 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах на радиорелейных линиях связи (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.120. Приложение №120 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах в организациях общественного питания (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.121. Приложение №121 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах в организациях масложировой промышленности (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.122. Приложение №122 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах в организациях мясной промышленности (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.123. Приложение №123 «По проверке выполнения требований охраны труда при работе по производству сахара, патоки и кондитерских изделий (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.124. Приложение №124 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по производству плодово-овощной продукции (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»4

1.125. Приложение №125 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по производству соков (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.126. Приложение №126 «По проверке выполнения требований охраны труда при переработке пластмасс (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.127. Приложение №127 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах в организациях табачной промышленности (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.128. Приложение №128 «По проверке выполнения требований охраны труда при производстве асбеста и асбестосодержащих материалов и изделий (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.129. Приложение №129 «По проверке выполнения требований охраны труда при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных биоресурсов (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.130. Приложение №130 «По проверке выполнения требований охраны труда при проведении работ в легкой промышленности (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.131. Приложение №131 «По проверке выполнения требований охраны труда при отделочных работах (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.132. Приложение №132 «По проверке выполнения требований охраны труда при кровельных работах (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.133. Приложение №133 «По проверке выполнения требований охраны труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)».

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2018 года. Пункт утратил силу (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201);

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости И.И. Шкловца.

Руководитель
В. Л. ВУКОЛОВ

В Закон № 294-ФЗ, защищающий права юридических лиц при осуществлении контроля, в июле 2016 года введены поправки, касающиеся применения проверочных листов. Ведется активная работа по реализации данной возможности. Что же такое проверочный лист, в каких случаях он используется и насколько трудны в нем вопросы?

Внедрение проверочных листов предусмотрено Планом контрольно-надзорной деятельности на 2016 – 2017 годы и Реформой контрольно-надзорной деятельности.

Что такое проверочные листы?

Проверочные листы (ПЛ) включают в себя перечни контрольных вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении объектом проверки обязательных требований, составляющих предмет проверки. Например, ПЛ, разработанный Рострудом для проверки соблюдения требований по содержанию трудовых договоров, может содержать вопрос о наличии в трудовом договоре обязательных положений, таких как трудовая функция, сведения о гарантиях и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, условий оплаты труда и т. д.

Отвечая на данные вопросы, работодатель выбирает один из трех предложенных вариантов ответа: «да» – если положения есть, «нет» – если положений нет, «не относится» – если требование неприменимо к конкретному трудовому договору (например, о характере работы, если работа конкретного человека не имеет подвижный, разъездной или какой-то другой характер).

При этом с перечнем вопросов должны быть соотнесены реквизиты нормативных правовых актов (с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования) или требования, определенные муниципальными правовыми актами. Например, если вопрос Росприроднадзора, касающийся внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, сформулирован так: «Не допускалось ли лицами, обязанными вносить плату, сокрытие или умышленное искажение информации, содержащейся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду?» – то ссылка на НПА быть следующей: «ст. 8.5 КоАП РФ» (сокрытие или искажение экологической информации).

В соответствии с положением о виде контроля (надзора) перечень может содержать вопросы, затрагивающие все предъявляемые к объекту проверки обязательные требования, либо ограничить предмет проверки только частью обязательных требований, соблюдение которых наиболее значимо.

Кроме перечня вопросов проверочный лист согласно Требованиям к ПЛ должен содержать следующие сведения:

  • указание вида контроля (надзора), вида (видов) деятельности объекта контроля, производственных объектов, их типов и (или) отдельных характеристик, категорий риска, классов (категорий) опасности, позволяющих однозначно идентифицировать сферу применения формы проверочного листа;
  • указание на ограничение предмета плановой проверки обязательными требованиями, требованиями, установленными муниципальными правовыми актами, изложенными в форме проверочного листа (если это предусмотрено соответствующим положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения вида регионального государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля);
  • наименование органа контроля (надзора) и реквизиты правового акта об утверждении формы проверочного листа.

Этот список открытый, поскольку согласно п. «ж» ст. 4 Требований к ПЛ в проверочный лист могут быть включены и иные данные, установленные положением, порядком или регламентом осуществления определенного вида контроля.

Кроме того, проверочный лист должен содержать поле для внесения сведений, в частности, о наименовании объекта проверки, месте ее проведения, а также реквизиты распоряжения или приказа о ее проведении, должность, фамилию и инициалы контролера.

Статьей 5 Требований к ПЛ предусмотрена возможность оформления проверочных листов в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В каких случаях применяются ПЛ?

Проверочные листы могут быть применены при проведении проверок всех или отдельных юридических лиц – применение обуславливается типом (отдельными характеристиками) используемых ими производственных объектов либо отнесением деятельности юридического лица и (или) используемых им производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности (ч. 11.2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ с 01.01.2018 введен риск-ориентированный подход при организации отдельных видов государственного контроля (надзора).

Перечень видов контроля, при которых такой подход применяется, определен Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.

Контроль с применением риск-ориентированного подхода будет осуществляться, в частности, в виде проверок с использованием проверочных листов.

Проверочные листы применяются только при проведении плановых проверок. Обязанность их использования предусматривается соответствующим положением о виде федерального государственного контроля (надзора), а также порядком организации и проведения отдельных видов государственного, муниципального контроля (ч. 11.1 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Например, Постановление Правительства РФ от 14.07.2017 № 840 обязывает Росздравнадзор с 01.01.2018 при проведении плановых проверок применять проверочные листы. Постановление вносит изменения в некоторые акты Правительства РФ в части установления обязанности использования списков контрольных вопросов Росздравнадзор при осуществлении госконтроля обращения медицинских изделий; федерального госнадзора в сфере обращения лекарственных средств; госконтроля качества и безопасности медицинской деятельности.

А Постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 774 вносит соответствующие изменения в Положение о пожарном надзоре. Аналогичные постановления вводят процедуру использования ПЛ в сфере природопользования, при федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, при проведении плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля и т. д.

При этом предмет плановой проверки будет ограничиваться перечнем вопросов, включенных в проверочные листы. Так, Роструд разработал несколько групп контрольных вопросов для разных контрольных мероприятий: о соблюдении порядка и условий изменения трудового договора, о соблюдении порядка прекращения трудового договора, о соблюдении общих требований по установлению режима работы и учету рабочего времени, о соблюдении требований по предоставлению ежегодного основного оплачиваемого отпуска и т. д.

Заполненный список контрольных вопросов прикладывается к акту проверки.

Кто разрабатывает список контрольных вопросов?

Проверочные листы разрабатывают и утверждают органы государственного или муниципального контроля. Каждый разработчик должен составить свой проверочный документ на основании Требований к ПЛ.

При проведении совместных проверок могут применяться сводные списки контрольных вопросов. В этом случае ПЛ разрабатываются и утверждаются несколькими органами контроля (надзора) (п. 5 ст. 7.1, ч. 11.4 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Где ознакомиться с проверочными листами по конкретному виду контроля?

Формы проверочных листов, утвержденные контрольно-надзорными органами федерального, регионального и муниципального уровня, должны быть размещены на официальных сайтах данных органов (п. 6 Требований к ПЛ).

Эти формы могут использоваться для разработки и размещения в сети интерактивных сервисов для проведения юридическими лицами самопроверки соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Утвержденных форм проверочных листов пока мало – большинство из них в стадии проектов. А немногие готовые пока в большинстве своем не размещены на официальных сайтах. Например, автору статьи не удалось найти на сайте Ростехнадзора (gosnadzor.ru) утвержденную Приказом Ростехнадзора от 18.05.2017 № 167 проверочную форму, применяемую при осуществлении федерального государственного строительного надзора на этапе строительства, реконструкции гидротехнических сооружений объектов электроэнергетики (типовая форма). В справочно-информационных системах она уже есть. На официальном сайте – пока нет.

Информация о разработке проектов соответствующих актов и итогах их общественного обсуждения должна размещаться на Портале проектов нормативно-правовых актов (regulation.gov.ru). Такие формы на момент написания статьи (август 2017 года) там разместили: Росздравнадзор, Роструд, Россельхознадзор, Росприроднадзор, МЧС, Росгидромет, Ространснадзор, Минкомсвязь.

Подготовка к проверкам органов надзора неминуема для любого предприятия, так как требования ОТ и ТБ необходимо соблюдать при любых обстоятельствах. Чек-листы ГИТ по охране труда содержат перечень вопросов, на основании которого администрация организации обеспечивает контроль за соблюдением нормативов.

Зачем нужны проверочные листы

Начиная с 2019 г., инспекторы руководствуются листами, в которых отражены вопросы из нормативных актов. Это документы специально разработаны ГИТ (государственной инспекцией труда). Такое положение дел зафиксировано распорядительным актом от Роструда № 655 от 10 ноября 2017 г. Для проведения проверок по плану вопросы разработаны на 107 листах.

Памятка

Таким образом, можно проверить:

  • как организована последовательность при трудоустройстве;
  • какие требования излагаются по решению трудовых разногласий;
  • каков порядок выплаты денежного вознаграждения за работу и продолжительность рабочего дня;
  • отдельные требования, регулирующие безопасность при выполнении задач, не связанных с функциональным выполнением.

При подготовке к приему инспекторов информация, указанная в листах, актуальна. Наиболее чаще документы представляются в табличной форме:

  • в первой графе указывается вопрос, содержащий требования нормативных актов;
  • во второй графе — ответ на поставленный вопрос.

Обратите внимание! Перечень вопросов специально сформирован, чтобы знать границу и область знаний по ОТ руководству предприятия и проверяющим. Инспектор за основу принимает сведения из документа при выполнении задачи.

Перечень проверочных листов ГИТ по кадровым вопросам

По содержанию выделяют две разновидности чек-листов: по ОТ и по кадровым вопросам.

Список последних:

  • правила трудоустройства после приема на предприятие;
  • какие договора заключаются с сотрудниками и каково их содержание;
  • изменения данных, указанных в трудовых соглашениях;
  • сведения о расторжении контракта между работником и представителем администрации, уполномоченным заниматься этим;
  • учет времени работы и режимов отдыха;
  • как предоставляются отпуска;
  • правильность начисления зарплаты;

Проверка

  • правила регулирования труда несовершеннолетних;
  • мониторинг законодательства (в том числе использование системы Консультант);
  • применение в производстве женской рабочей силы;
  • процесс увольнения и сокращения на предприятии;
  • как производятся удержания из заработанных средств;
  • рабочие часы сверх положенного времени;
  • изучение документации о вредных или опасных условиях.

Кого проверяют с использованием проверочных листов

Государственная инспекция труда, включая все структуры ее ведомства, осуществляет проверки всех организаций. Причем форма собственности не имеет значения. Даже если это ИП, у которого работают наемные сотрудники, подвергается этим мероприятиям.

Важно! Проведение проверок распространяется на тех, кто включен в план на основании листов. Если предполагается внеплановое мероприятие со стороны органов надзора, то контрольный проверочный лист не будет принят к руководству.

Из чего состоят проверочные листы

После того как зародилась идея выполнения нормативов по ОТ по результатам единого подхода, сформулированного в одну концепцию, нагрузка на проверяющих значительно снизилась. Исполнительный орган, прежде всего, позаботился о сокращении временного показателя по проверкам. В настоящее время инспекторы действуют в соответствие с установленным регламентом. Из рамок информации, указанной в листах, последний не имеет прав выходить.

Расшифровки в листе

Основная польза заключается в том, что разработанные документы предполагается применять для аудиторских нужд. Администрация предприятия имеет возможность подготовиться на основании изложенных вопросов, соблюдая законодательные требования.

К сведению! Чек-листы содержат максимально исчерпывающую информацию по требованиям законодательных актов.

Инспектирующий при себе должен иметь документ, в котором указаны:

  • реквизиты организации;
  • где планируется провести проверку;
  • номер приказа и дата его регистрации;
  • кто конкретно будет проводить проверку (об одном или нескольких инспекторах).

В листе содержится следующая информация:

  • поставленный вопрос;
  • на какой нормативный акт делается отсылка;
  • полный и достоверный ответ.

Образец можно скачать из Интернета.

Правила заполнения проверочного листа

По результатам проверки инспектор обязан поставить отметку в чек-листе напротив каждого вопроса о соблюдении либо несоблюдении требования. Если все соответствует, то ставится положительная отметка, а если, наоборот, то эта графа не заполняется вообще.

Важно! Если к предприятию никакого отношения информация, содержащаяся в пункте, не имеет, то пишется «не применяется». К примеру, если в штате нет сотрудников, работающих на механическом участке, то не нужно данную информацию проверять.

В каких случаях инспекция применяет проверочные листы

Использование проверочных документов инспекторами осуществляется при проведении внеочередных проверок в организации. Во время визита предполагается задавать разные вопросы, но при этом не допускается расширять область изложенного.

Список вопросов

Что не вошло в чек-лист по СОУТ

Проверочные листы Роструда специально внедрены для обеспечения и усиления контрольных действий при передаче сведений по спецоценке в общую информационную систему учета полученных результатов. Такая система именуется ФГИС. В нее входят все предприятия.

Передача данных производится после заключения договорных отношений с руководством предприятий. На основании него можно проводить экспертную оценку СОУТ.

Минтруда с недавних пор стало выявлять, какие предприятия не организовали проведение спецоценки. Базы данных будут сравниваться с данными из ФНС и ПФР. После предприятиям будут адресованы предупредительные предложения, а после предъявят штрафные санкции.

Какой чек-лист отменили

Проведение проверочных мероприятий в структурах частной или государственной собственности регулируется нормативными актами и иными законодательными документами. Когда конкретно предприятие посетят инспектора, несложно узнать из системы на сайте ведомства. Для этого рекомендуется найти документы и ответить на все вопросы, указанные в нем. Таким образом можно избежать негативных последствий, связанных с приездом окружающих.

Обратите внимание! Форма по проверке по типу разработки правил и иных нормативов, в том числе инструкций по ТБ в будущем будет отменена. Это планируется принять и ввести в действие, так как по мероприятию данного плана уже существует иной чек. На основе последнего документа будет выполняться проверка.

Как успешно пройти проверку

Чек-лист по охране труда специально разработан в помощь руководящему составу промышленных предприятий, а также специалистам образовательных учреждений.

Перечень рекомендаций и пояснений:

  • для начала следует изучить информацию, указанную в листах, относящуюся к данному предприятию;
  • после подробной переработки сведений выписать правила, в которых содержатся актуальные данные;
  • в Интернете найти информацию и подготовить конспекты;
  • передать полученные результаты на предприятие должностному лицу, ответственному за ОТ;
  • после приступить к предварительным мероприятиям по проверке;

Проведение проверок в 2019 г.

  • при выявлении нарушений следует сделать записи в рабочей тетради;
  • собрать совещание и огласить проблемные моменты;
  • разработать план мероприятий и установить сроки не позднее приезда инспекторов. В документе могут отражаться данные: имеются ли удостоверения по ОТ у работников; правила организации работы на складе; каковы технические нормы; перечень мер по безопасности; проведение инструктажей; разработка программ; о проведениях медосвидетельствований; как организована выдача СИЗ сотрудникам объекта и т. д.;
  • далее рекомендуется вновь проверить участки.

Таим образом можно избежать лишних неприятностей и навести порядок на производстве. Выполнять эти обязанности возлагается на инженеров по ОТ, а заинтересованными должны быть все руководители.

Важно! При наличии хотя бы одного замечания администрация предприятия может быть привлечена к любой из форм ответственности в зависимости от степени несоответствия.

Существует ли перечень ответов на проверочные листы Роструда

Согласно установленным правилам, на каждый поставленный вопрос существует ответ. По практическим соображениям ответов на чек-листы нет, так как они специально разработаны на основании нормативных актов. Чтобы было понятно, достаточно заглянуть в правила ОБ и ОТ, в каждом пункте излагается половина ответа на вопрос.

Листы ГИТ разработаны специально, чтобы была возможность самостоятельной подготовки к плановому выезду инспекторов на территорию предприятия. Также документы допускается использовать при создании билетов для аттестации сотрудников или перед наймом компаний на аутсорсинге.

Что это за документы

Приказом Роструда № 655 от 10.11.2017 с 01.01.2018 введены новые требования к проведению проверок Государственной инспекцией труда (ГИТ). В частности, у трудовых инспекторов возникла законодательная обязанность заполнять проверочный лист при проведении плановой проверки ГИТ. При этом формы документа обязательно должны соответствовать предмету контроля.

До принятия этого приказа, согласно требованиям п. 11.1–11.5 ст. 9 294-ФЗ, инспекторы могли использовать проверочные чек-листы для проверки ГИТ, но их использование было не обязательным.

С 01.01.2018 использовать проверочные листы ГИТ по кадровым вопросам при проведении плановой проверки организаций, которые относятся к категории умеренного риска, стало обязательным. С 01.07.2018 использование этого документа станет обязательным и для остальных категорий риска.

Всего утверждено 107 листов для оценки соблюдения требований трудового законодательства при ведении кадрового и бухгалтерского учета, а также в сфере охраны труда в организации.

Каждый представляет собой таблицу из нескольких столбцов. В первом столбце содержится вопрос, во втором — ссылка на нормативно-правовой акт, в третьем, соответственно, ответ. Каждая из табличек содержит сведения об организации-работодателе: название юридического лица, вид его деятельности, категорию риска, а также сведения о надзорно-контрольном мероприятии (основание проведения, место, учетные данные).

Елена Коптенко, эксперт Института повышения квалификации (ИПК) «ТехноПрогресс»:

Чек-листы как инструмент, созданный для внешних проверок государственной инспекцией труда, удобен всем участникам процесса: проверяющим, работодателям (специалистам отделов кадров) и работникам. Он позволяет оценить, насколько грамотно оформлены документы и реализованы процессы внутри организации.

Чек-лист — это перечень вопросов, на которые можно ответить «да», «нет», «не касается компании по специфике». Подготовка к внешней проверке с их помощью даст практический навык работы с этим инструментом и научит правильно отвечать на вопросы контролирующей организации.

ВАЖНО! Используйте чек-листы для самопроверки! Это поможет вовремя обнаружить и устранить нарушения и избежать штрафа.

Где найти

На официальном сайте Роструда вы можете изучить и скачать проверочные листы ГИТ по охране труда. В качестве примера предлагаем один из них.

Скачать

Как можно использовать для подготовки

Проверочные листы по отделу кадров ГИТ содержат в себе вопросы, относящиеся к определенной теме. Напомним, что все проверочные листы ГИТ скачать на 2019 год можно на сайте Роструда.

Во время инспекции проверяющий определяет перечень вопросов, которые должны быть исследованы в ходе конкретного планового контрольно-надзорного мероприятия. Исходя из этого, он подготавливает формы, соответствующие тематике поверки. В ходе исследования инспектор задает вопросы, запрашивает соответствующие документы и заполняет бланки. Исходя из полученных ответов на заданные вопросы (с изучением соответствующих документов), он делает выводы, соблюдается или нет в организации трудовое законодательство. Проделав все то же самое, вы обнаружите слабые места и сможете исправить все недостатки. А также сможете заранее подготовить нужные документы, чтобы сократить время проверки.

Давайте рассмотрим проверочный лист 6 ГИТ в качестве примера. В нем содержатся вопросы, касающиеся предоставления работникам ежегодного оплачиваемого отпуска. В ходе проведения планового исследования инспектора может заинтересовать вопрос соблюдения в организации правил оформления и предоставления работникам организации отпусков.

Чтобы выявить факты непредоставления ежегодных оплачиваемых отпусков несовершеннолетним работникам или категориям работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, или факты непредоставления ежегодного оплачиваемого отпуска в течение 2 лет подряд, необходимо изучить перечень документов, который инспектор может запросить у работодателя, проверить начисление и своевременность оплаты отпускных сумм (ст. 114, ч. 9 с. 136 ТК РФ).

Использование таблиц дает возможность работодателям подготовиться к плановому контролю и сориентироваться в требованиях к запрашиваемым документам.

Татьяна Чакина, руководитель службы охраны труда ГК «ТехноПрогресс»:

Существует сервис самопроверки «Электронный инспектор». Он позволяет анонимно пройти предварительную проверку соответствия требованиям ТК РФ. Сервис дает возможность работодателю ответить на вопросы из проверочных листов, выявить возможные нарушения и получить рекомендации по их устранению в виде инструкций, шаблонов и образцов документов.

Предполагается, что ресурс станет официальной площадкой, принимающей результаты онлайн-проверки. Если в ходе тестирования не найдут нарушения, работодатель получит декларацию в электронном виде. Таким образом появится возможность избежать выездных проверок со стороны надзорных органов.

Проверочный лист ГИТ, образец № 6

Скачать

Как узнать об изменениях

Кадровиками и другим работникам организаций, чья деятельность непосредственно связана с взаимодействием с надзорно-контрольными органами, необходимо следить за изменениями трудового законодательства, чтобы быть в курсе всех нововведений, а также посещать официальный сайт Роструда, где размещена соответствующая информация.

Чек-лист – это список, содержащий ряд необходимых проверок во время тестирования программного продукта. Отмечая пункты списка, команда или один тестировщик могут узнать о текущем состоянии выполненной работы и о качестве продукта. Работая над проектом по чек-листу, исключена вероятность повторной проверки по тем же кейсам, а также повышается качество тестирования, так как вероятность оставить без внимания какой-то функционал существенно снижается. Поэтому очень важно знать из каких элементов состоит чек-лист и уметь им эффективно пользоваться. Как правило, чек-листы делают в Google-таблице для обеспечения общего доступа всем QA-специалистам.

Из чего состоят чек-листы

Чек-листы устроены предельно просто. Любой из них содержит перечень блоков, секций, страниц, других элементов, которые следует протестировать, например:

Пункты могут содержать как линейную структуру, так и древовидную, с разделами/подразделами или без них. Они должны быть максимально краткие и в то же время понятные тестировщику, который еще не знаком с приложением. Пункты должны быть однозначными, чтобы их нельзя было понять как-то иначе. Все пункты должны быть оформлены на одном языке: русском или английском.

Как правило, каждый чек-лист имеет несколько столбцов. Каждый столбец предназначен для тестирования на отдельной платформе. Следует всегда указывать название устройства, браузера и его версии.

Тестировать приложение может несколько человек одновременно. В этом случае каждый тестировщик берет по одной-две платформы и тестирует только на них. При этом следует напротив каждой платформы указать тестировщика, который выполняет указанный объем работ.

При прохождении чек-листов тестировщик отмечает статус напротив каждого тестируемого пункта. Возможны следующие варианты статусов:

  • «Passed» – проверка пройдена успешно, багов не найдено;
  • «Failed» – найден один или более багов;
  • «Blocked» – невозможно проверить, т.к. один из багов блокирует текущую проверку;
  • «In Progress» – текущий пункт, над которым работает тестировщик;
  • «Not run» – еще не проверено;
  • «Skipped» – проверяться не будет по какой-либо причине. Например, текущий функционал еще не реализован.

Для большей наглядности, как правило, каждый из статусов имеет свой цвет.

После завершения тестирования не должно быть ячеек, отмеченных как «Not run».

Все заведенные по чек-листу баг-репорты должны быть добавлены в примечания к ячейке со статусом «Failed».

Вполне допустимо добавлять примечания и в некоторые ячейки с другими статусами, если это необходимо.

Для ячеек со статусом «Blocked» примечания со ссылками на баг-репорты также обязательны. Однако, как правило, примечание в ячейке со статусом «Blocked» ссылается на ранее заведенный баг-репорт, который в одном из предыдущих пунктов уже отмечен как «Failed». Другими словами: пункт, однажды отмеченный как «Failed» может быть блокером для нескольких или всех последующих пунктов чек-листа. Рассмотрим пример:

Здесь видно, что есть два различных бага. Допустим, первый баг в браузере Chrome – функционал не работает. В этом случае мы заводим баг-репорт и отмечаем текущий пункт как «Failed». Все остальные пункты будут отмечены как «Blocked», т.к. их невозможно будет протестировать.

Примерно то же самое и с браузером Firefox. Письмо невозможно отправить, на это заводится баг-репорт, а все остальные пункты, связанные с отправкой, проверить невозможно, поэтому отмечаем их как «Blocked», указывая ссылку на тот же баг-репорт.

Отметим несколько основных моментов, которые стоит учитывать при работе с чек-листами:

  1. По завершении прохождения чек-листа не должно остаться ячеек со статусом «Not run».
  2. Все ячейки со статусом «Failed» и «Blocked» обязательно должны иметь примечания со ссылками на баг-репорты.
  3. Статус «Passed» устанавливается только для пунктов, которые проверены и не содержат ошибок.

Правила составления чек-листов

Для составления эффективного чек-листа сформулируем несколько правил.

  1. Один пункт – одна операция.
    Пункты чек-листа – это однозначные атомарные и полные операции. Например, добавление товара в корзину сайта и оплата заказа – две разные задачи. В списке проверок подобные операции оформлены отдельными пунктами: добавлен товар в корзину, оплата отправлена.
  2. Пункты начинаются с существительного.
    Цель чек-листа – учесть все действия для наиболее полного покрытия тестами ПО, поэтому составляя пункты следует придерживаться унифицированной формы. Для понятного и однозначного представления пункты лучше начинать с существительного – «Проверка», «Добавление», «Отправка» или глагола неопределенной формы – «Проверить», «Добавить», «Отправить».
  3. Составление чек-листа по уровням детализации.
    Для удобства прохождения чек-листа лучше всего составлять тесты в том виде, который будет последовательным исходя из логики использования функционала. В рамках раздела «Регистрация и Личный профиль»: регистрация на сайте, редактирование профиля. Раздел «Форма обратной связи»: валидация полей, отправка письма, доставка письма.

Преимущества использования чек-листов

  • Использование чек-листов способствует структурированию информации у сотрудника.
  • При правильной записи необходимых действий у сотрудника появляется однозначное понимание задач. Это способствует повышению скорости обучения новых сотрудников.
  • Чек-листы помогают избежать неопределенности и ошибок связанных с человеческим фактором. Увеличивается покрытие тестами программного продукта.
  • Повышается степень взаимозаменяемости сотрудников.
  • Экономия рабочего времени. Написав чек-лист единожды его можно использовать повторно, учитывая актуальность информации.
    Использование чек-листов – один из приёмов повышения бас фактора. В области разработки программного обеспечения бас фактор («bus factor» – фактор автобуса) проекта – это мера сосредоточения информации среди отдельных членов проекта.

Хороший чек-лист – это документ, описывающий что должно быть протестировано. При этом чек-лист может быть абсолютно разного уровня детализации. Насколько детальным будет чек-лист зависит от требований к отчётности, уровня знания продукта сотрудниками и сложности продукта.

Чек-лист нужен чтобы:

  1. Не забыть требуемые тесты.
  2. Делить задачи по уровню квалификации.
  3. Сохранять отчетности и результаты тестирования.

Чек-лист содержит:

  1. Список проверок (с требуемой степенью детализации).
  2. Окружение проверки:
    • сборка, на которой проводилось тестирование;
    • тестовое окружение (если применимо);
    • информация о тестировщике.
  3. Результат проверки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *