Что относится к принципам гражданской службы

Уважаемые граждане!

Порядок поступления на государственную гражданскую службу в органы государственной власти

Право поступления на государственную гражданскую службу

1. На государственную гражданскую службу (далее — гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

2. Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет.

Поступление на гражданскую службу

1. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение государственными гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

2. Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определённый срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

2) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении государственного гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включённого в кадровый резерв на гражданской службе.

3. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента Российской Федерации.

4. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

5. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и её прохождения.

6. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

7. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

8. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им государственные гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов.

9. Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учётом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

10. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

11. Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

12. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года № 112.

Квалификационные требования к стажу государственной службы Российской Федерации, стажу работы по специальности, необходимым для исполнения государственным гражданским служащим Свердловской области своих должностных обязанностей

1. В соответствии с федеральным законом для замещения должности государственной гражданской службы Свердловской области требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу государственной гражданской службы Российской Федерации или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя — к специальности, направлению подготовки.

2. Квалификационные требования к уровню профессионального образования устанавливаются федеральным законом.

3. Для замещения должностей государственной гражданской службы Свердловской области устанавливаются следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы Российской Федерации или работы по специальности, направлению подготовки:

1) не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы Российской Федерации или стажа работы по специальности, направлению подготовки — для замещения должностей государственной гражданской службы Свердловской области, относящихся к группе высших должностей государственной гражданской службы Российской Федерации;

2) не менее двух лет стажа государственной гражданской службы Российской Федерации или стажа работы по специальности, направлению подготовки либо не менее одного года стажа государственной гражданской службы Российской Федерации или стажа работы по специальности, направлению подготовки (для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома) — для замещения должностей государственной гражданской службы Свердловской области, относящихся к группе главных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации.

Для замещения должностей государственной гражданской службы Свердловской области, относящихся к группе ведущих, старших и младших должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы Российской Федерации или работы по специальности, направлению подготовки не предъявляются.

Информация для инвалидов, заинтересованных в поступлении на государственную гражданскую службу Российской Федерации

Если у Вас возникают вопросы по поступлению на государственную гражданскую службу, просим направлять их по адресам:

Почтовый адрес — 620004, г . Екатеринбург,

ул.Малышева, д. 101, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области

Адрес электронной почты — Е- mail : mpre@egov66.ru ;

Адрес сайта – http://www.mprso.ru/ .

График работы и номер телефона отдела, обеспечивающего деятельность:

с понедельника по четверг: с 08:30 до 17:30, в пятницу: с 08:30 до 16:30. тел.: (343) 312-00-13,

доб (124) Иванова Оксана Евгеньевна начальник отдела государственной гражданской службы и кадровой работы

доб (042) Истомина Татьяна Геннадьевна главный специалист отдела государственной гражданской службы и кадровой работы

доб (166) Харлова Марина Геннадьевна главный специалист отдела государственной гражданской службы и кадровой работы

доб (097) Андриевская Марина Александровна ведущий специалист отдела государственной гражданской службы и кадровой работы

доб (108) Мохова Екатерина Федоровна ведущий специалист отдела государственной гражданской службы и кадровой работы

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;
5) стабильность гражданской службы;
6) доступность информации о гражданской службе;
7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Комментарий к статье 4
В комментируемой статье закрепляются основные принципы государственной гражданской службы. Исходя из смысла термина «принцип», означающего начало, основу, правовые принципы определяются как основополагающие идеи, закрепленные в законе . Комментируемый Закон является базовым для всей системы государственной гражданской службы. Поэтому принципы, закрепленные в нем, должны учитываться при разработке всех иных законодательных и подзаконных актов о государственной гражданской службе.
———————————
Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации // Государство и право. 1996. N 11. С. 92.
1) Первым среди принципов государственной гражданской службы назван принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип основывается на ст. 2 Конституции РФ, которая гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Государственная служба как институт, призванный на практике реализовывать функции государства, в первую очередь должна способствовать реализации прав и свобод человека и гражданина. Более того, исходя из содержания ст. 18 Конституции РФ, именно права и свободы человека и гражданина должны определять деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.
2) Государственная гражданская служба несмотря на разделение на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации является единым целостным механизмом, призванным реализовывать функции государства. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации выражается в установлении единого правового статуса государственного гражданского служащего (гл. 3 комментируемого Закона); установлении приоритета федерального законодательства в закреплении правовых основ государственной гражданской службы.
3) Принцип равного доступа граждан к гражданской службе и равных условий ее прохождения основывается на ч. 4 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». Это положение в целом соответствует требованиям п. «c» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (Резолюция 2200 A (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 г., вступил в силу 23 марта 1976 г.), согласно которому каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации (в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства) и без необоснованных ограничений должен иметь право и возможность допускаться в своей стране к государственной службе. Основным отличием комментируемой нормы от указанного выше положения п. «c» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах является указание в российском Законе на обязательность владения гражданином, претендующим на поступление на государственную гражданскую службу Российской Федерации, государственным языком Российской Федерации. Данное требование является вполне обоснованным, т.к. вполне очевидно, что лицо, не владеющее в полной мере государственным языком, не может полноценно выполнять обязанности, связанные с обработкой информации или работой с людьми (а именно такова, в основном, специфика государственной гражданской службы).
В целях реализации принципа равного доступа граждан к государственной службе комментируемым Законом установлено общее правило, в соответствии с которым поступление гражданина на гражданскую службу (а равно замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы) осуществляется по результатам конкурса, осуществляемого конкурсной комиссией, образуемой актом соответствующего государственного органа. Ограниченный перечень исключений из этого правила предусмотрен ч. 2 — 4 ст. 22 Закона и носит исчерпывающий характер.
4) Государственная гражданская служба является профессиональной деятельностью, требующей для своего осуществления специальных знаний и навыков. В силу этого п. 4 комментируемой статьи закрепляет принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих. Реализации данного принципа должны способствовать закрепляемые комментируемым Законом требования, предъявляемые к уровню и виду образования, профессиональному стажу, знаниям и навыкам лиц, претендующих на занятие должности государственной гражданской службы (ст. 12). На повышение профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих направлены профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка служащих (ст. 62 — 63).
5) Принцип стабильности государственной гражданской службы является необходимым условием функционирования данного института. Только в условиях стабильности и уверенности в своем завтрашнем дне государственный гражданский служащий может эффективно исполнять свои функции. Проявлением данного принципа является установление исчерпывающего перечня случаев заключения срочного служебного контракта (ст. 25); закрепление правил о переводе гражданских служащих (ст. 28) и об изменении существенных условий служебного контракта (ст. 29); определение гарантий для государственного гражданского служащего при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы (ст. 31) и др.
6) Принцип доступности информации о государственной гражданской службе основывается прежде всего на ч. 2 ст. 24 Конституции РФ: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».
Комментируемым Законом предусмотрен ряд мер, направленных на реализацию принципа открытости государственной гражданской службы. В первую очередь необходимо отметить обязательность включения представителей научных и образовательных учреждений, других организаций в качестве независимых экспертов-специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, в ряд комиссий, результаты деятельности которых имеют наиболее важное значение для гражданской службы, а именно:
а) в состав комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов (ст. 19);
б) в состав конкурсной комиссии (ст. 22);
в) в состав аттестационной комиссии (ст. 48).
7) Государственная гражданская служба не противопоставляется гражданскому обществу, а напротив, тесно взаимодействует с ним, что видно уже из ее названия. На это и направлен принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами.
В то же время следует помнить, что государственные гражданские служащие должны быть всегда независимы от политических партий, движений и иных общественных объединений и организаций. При исполнении служебных обязанностей они не вправе руководствоваться решениями каких-либо партий, политических общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.
8) Защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность также является важным условием эффективного осуществления ими своей деятельности. Данный принцип означает, что государственные гражданские служащие обязаны исполнять поручения лишь соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий. Государственный гражданский служащий имеет право на защиту от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Обязанность — это понятие, как бы уравнивающее содержание правового статуса личности

Тлеубаева З.А., юрист

Как известно, физические лица, находящиеся на территории определенного государства, с точки зрения их правового положения, делятся на 3 категории: граждане данного государства, иностранцы и лица без гражданства. К поведению данных физических лиц государство, на территории которого они находятся, предъявляют определенные требования. Эти требования называются обязанностями. На наш взгляд, обязанность — это понятие, как бы уравнивающее содержание правового статуса личности. Лицо не только наделяется определенными возможностями (права и свободы), но наряду с этим к его поведению предъявляются определенные притязания, требования.

Конституционные обязанности закреплены в статьях 34-38 Основного Закона Республики Казахстан. Их можно подразделить на обязанности человека и обязанности гражданина.

К обязанностям человека относятся:

а) соблюдение Конституции и законодательства Республики Казахстан, уважение прав, свобод, чести и достоинства других лиц (п.1 ст.34);

б) уважение государственных символов Республики (п.2 ст.34);

в) уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей (ст.35).

На гражданина Республики Казахстан наряду с указанными обязанностями возлагается также дополнительно:

а) обязанность защищать Республику Казахстан и нести воинскую службу в порядке и видах, установленных законом (пп.1 и 2 ст.36);

б) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст.37);

в) обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст.38).

Если рассматривать обязанности применительно к Республике Казахстан, то они закреплены в статьях 34-38 Основного Закона. Их можно подразделить на обязанности человека и обязанности гражданина. Обязанности человека — это обязанности, которые должны выполняться любыми физическими лицами, находящимися на территории Республики Казахстан. Вывод о том, что определенная обязанность относится к категории обязанностей человека, можно сделать из формулировки самой статьи, которая начинается словом «каждый». В данном случае эта обязанность распространяется и на граждан Республики Казахстан, и на граждан других государств, и на лиц без гражданства, находящихся на территории нашего государства. К таким обязанностям относятся: 1) соблюдение Конституции и законодательства Республики Казахстан, уважение прав, свобод, чести и достоинства других лиц; 2) уважение государственных символов Республики; 3) уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей. Применительно к гражданам нашего государства к перечисленным обязанностям добавляются еще три, которые возлагаются только на лиц, состоящих с Республикой Казахстан в особой политико-правовой связи, то есть в состоянии гражданства. Это такие обязанности, как: 1) защита Республики Казахстан и несение воинской службы в порядке и видах, установленных законом; 2) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; 3) обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

Вменение первых двух обязанностей только гражданам Республики Казахстан не вызывает никаких сомнений и споров. Действительно, было бы нелогичным требовать от иностранных граждан или лиц без гражданства нести воинскую службу или защищать Республику Казахстан от посягательств со стороны других государств. То же самое можно сказать и о такой обязанности как обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории культуры. Историческое и культурное наследие, доставшееся нам от предков, памятники истории и культуры нашего государства — кому как не гражданам Республики Казахстан заботиться об их сохранении.

Определенные сомнения вызывает третья обязанность, которая относится только к гражданам Республики Казахстан. Это — обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам. Почему сохранение природы и бережное отношение к природным богатствам как обязанность возлагается только на граждан Республики Казахстан. Согласно п.1 ст.31 Конституции Республики Казахстан, государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека. Заметим, человека, а не гражданина. То есть государство, создавая благоприятные условия для человека, не делает разграничений физических лиц на граждан и неграждан. Они создаются для всех людей, о чем мы делаем вывод из формулировки п.1 ст.31 Конституции Республики Казахстан. Получается, что государство создает благоприятные для жизни и здоровья условия для всех людей, а сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам должны только граждане Республики Казахстан. Думается, что здесь законодатель не совсем удачно сформулировал данную статью, тем самым, закрепляя эту обязанность только за гражданами Республики Казахстан. Для сравнения можно привести ст.58 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (1). Или же, согласно ст. 53 Конституции Эстонии каждый обязан бережно относиться к жизненной и природной среде и возмещать нанесенные им окружающей среде ущерб. (2).

Теперь рассмотрим расположение статей Конституции об обязанностях. Сначала расположены статьи, закрепляющие обязанности человека. Это обязанность соблюдать Конституцию, законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц (п.1 ст.34 Конституции Республики Казахстан), обязанность уважать государственные символы Республики (п.2 ст.34 Конституции Республики Казахстан), а также уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей (ст.35 Конституции Республики Казахстан). Далее располагаются обязанности гражданина. И, если мы отнесем обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам к обязанностям человека, то после статьи 35 статьей 36 необходимо расположить данную обязанность. Соответственно будут сдвинуты и следующие обязанности. Воинская обязанность будет закреплена в ст.37, а обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, соответственно, в ст.38 Конституции Республики Казахстан.

1 — Конституция Российской Федерации. — Москва: Проспект, 2000 г., с. 17

Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции

В рамках уровневой классификации государственная гражданская служба подразделяется на два уровня: высший — федеральную государственную гражданскую службу и низший — государственную гражданскую службу субъекта РФ. Военная и правоохранительная службы являются по закону вилами федеральной государственной службы.

Попытка дать определение понятия «федеральная государственная служба» была предпринята отечественным законодателем еще в 1993 г. в Положении о федеральной государственной службе, утвержденном указом Президента РФ № 2267 от 22 декабря 1993 г., хотя еще до этого в ст. 11 Конституции РФ было зафиксировано конституционное разделение государственной власти (значит, и государственной службы) на «государственную власть в Российской Федерации» и «государственную власть в субъектах Российской Федерации» с разграничением предметов ведения и полномочий. Статья 71 Конституции отнесла федеральную государственную службу к ведению центра, т.е. Российской Федерации.

В Положении о федеральной государственной службе была дана и довольно объемная формулировка федеральной государственной службы: «Федеральная государственная служба осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, законодательными и иными нормативными актами РФ на государственных должностях в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, в аппаратах палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ. Верховного Суда РФ. Высшего Арбитражного Суда РФ, Центральной избирательной комиссии РФ. Счетной палаты РФ, в федеральных государственных органах, подведомственных Президенту РФ и Правительству РФ, а также на иных должностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Как видим, в данной формулировке не содержится определения понятия и сущности федеральной государственной службы.

В 1995 г. в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» № 119-ФЗ, узаконившем институт государственной службы, законодатель вновь обращается к этой теме. Так, в ст. 2 весьма кратко говорится, что российская государственная служба подразделяется на два уровня: федеральную и субъектов РФ. Но определения сущности федеральной государственной службы не было дано, поскольку еще не была наработана научная база этого понятия, и полностью отсутствовал практический опыт.

Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации (2001) и Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2002) также не дали подробного толкования сущности федеральной государственной службы и ее признаков, упомянув только, что единую систему государственной службы образуют различные виды федеральной государственной службы и государственная служба субъектов РФ.

Впервые на законодательном уровне определение сущности федеральной государственной службы было сформулировано в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ (2003 г.). В ст. 4 этого правового акта говорится: федеральная государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Там же вводятся понятия «должности федеральной государственной службы» и «федеральный государственный служащий».

Анализ данного понятия показывает, что базовым для него является нормативное определение государственной службы РФ вообще. Отличительным признаком служит то, что на федеральной службе государственные служащие обеспечивают исполнение полномочий только федеральных структур и должностных лиц: Российской Федерации, федеральных государственных органов и политиков федерального уровня.

Наряду с нормативным целесообразно дать и теоретическое определение этого понятия, обозначенное в трудах ряда ученых — социологов и политологов. Здесь, на наш взгляд, приемлем комплексный, обобщающий подход: федеральная государственная служба — это центральная публичная административная система страны, правовой, социальный и организационный институт федерального уровня, предназначенный для выполнения задач и функций государства, профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации, замещающих должности государственной гражданской, военной и правоохранительной службы в федеральных органах государственной власти, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством.

Анализ позволяет выделить отличительные черты федеральной государственной службы:

  • данная служба заключается в осуществлении от имени государства государственного управления в масштабе всей страны;
  • федеральные государственные органы, в которых функционирует федеральная государственная служба создаются на основании Конституции РФ и федерального законодательства;
  • данная служба обеспечивает исполнение полномочий только федеральных государственных органов и политиков федерального уровня;
  • федеральные государственные служащие получают денежное содержание за счет средств федерального бюджета;
  • правовые, организационные и иные основы федеральной государственной службы, а также правовой статус федеральных государственных служащих регулируются федеральным законодательством.

Основой федеральной государственной службы служат штатные должности, включенные в Реестр должностей федеральной государственной службы. В соответствии с законодательством государственные должности федеральной государственной службы подразделяются на должности федеральной гражданской службы (в федеральных органах государственной власти), воинские и должности правоохранительной службы. В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы разных видов. Должности замешают федеральные государственные служащие — российские граждане, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающие денежное содержание за счет средств федерального бюджета. Это нормативное определение.

Кадровый состав федеральных государственных служащих достаточно представителен.

По данным Росстата на 2008 г., общая численность государственных гражданских служащих Российской Федерации составляла 770,8 тыс. человек. Из них федеральных государственных служащих насчитывалось 548,4 тыс. человек, в органах государственной власти субъектов Федерации — 222,4 тыс. Федеральных государственных служащих в законодательной ветви власти насчитывалось сравнительно немного — чуть более 4 тыс., в исполнительной ветви служило абсолютное большинство — около 469,3 тыс., в судебной власти и прокуратуре — около 79,1 тыс. Можно констатировать, что в количественном отношении кадровый корпус федеральных государственных служащих является оптимальным и в целом отвечает предъявляемым требованиям системы государственного управления.

Цели и функции федеральной государственной службы не имеют четкого определения ни в нормативных актах, ни в научной литературе. Если исходить из сущности и социальной роли федеральной государственной службы как административной деятельности по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, то главной целью федеральной государственной службы является служение интересам Российского государства и общества качественное обеспечение исполнения функций государства, его федеральных органов и должностных лиц. Будучи инструментом и механизмом государства, федеральная государственная служба обеспечивает эффективность и стабильность государственного управления в масштабе Российской Федерации.

Что касается функций федеральной государственной службы, то их можно в большей мере увидеть в нормативно закрепленных положениях и регламентах отдельных федеральных государственных органов. В рамках обеспечения исполнения полномочий федеральных органов власти целесообразно выделить несколько основных функций: информационно-аналитическую; организационно-техническую; подготовки и процедур принятия решения; выполнения принятого управленческого решения; правового; финансово-экономическую; кадровую; экспертную; документационную.

Перечисленные функции не исчерпывают всего многообразия функций федеральной государственной службы, но показывают наиболее существенные направления деятельности. Эти функции реализуются во всех федеральных государственных органах, независимо от их принадлежности к той или иной ветви власти. В каждом из этих органов государственная служба имеет и другие, специфические для данного органа функции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *