Что проверяют пожарники при проверке

Содержание

Законодательное обеспечение проверок пожарной безопасности


Проверки пожарной инспекции регламентируются принятым в 2004 году №820-ФЗ «О государственном пожарном надзоре». Этот нормативный акт устанавливает порядок проведения проверок, полномочия инспекторов, права и обязанности проверяемого лица или организации, периодичность проведения проверок. В соответствии с этим законом пожарная инспекция обязана

  • заблаговременно уведомить проверяемого о факте предстоящей проверки,
  • а саму проверку проводить не чаще одного раза в 2 года, с продолжительностью не более 1 месяца (увеличение этих сроков возможно только в исключительных случаях).

Более частый визит проверяющего допускается при условии контроля за исполнением предписаний инспекции по ранее выявленным нарушениям.


Основываясь на другом нормативном акте — №294-ФЗ «О защите прав юр.лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении гос. контроля…» органы государственной власти, а именно – Генеральная прокуратура и сама контролирующая организация – не только направляют в адрес проверяемого уведомление о проверках, но и публикуют во всеобщем доступе план их проведения, в том числе и план пожарных проверок.
В частности, по адресу ]]>http://plan.genproc.gov.ru/plan2018/]]> размещен план проверок контролирующими организациями юр. лиц и ИП на 2018 год. Любой предприниматель может ввести наименование своей организации (или ИП), ИНН и в результате узнать будет ли проведена проверка пожарной безопасности в предстоящем году.

Мораторий на плановые проверки для субъектов малого бизнеса

На период 01.01.2016 – 31.12.2018 объявлен мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства.
Этот запрет имеет свои исключения – он не распространяется на некоторые ИП, которые работают в особо значимых сферах, например:

  • здравоохранение,
  • образование,
  • социальная сфера,
  • электроэнергетика и другие.

В этих организациях плановые проверки разрешается проводить и два и три раза в три года. Виды деятельности и допустимая периодичность проверок определены Постановлением Правительства Российской Федерации.

Несмотря на мораторий, всем организациям без исключения, нужно неукоснительно выполнять все правила пожарной безопасности, начиная от проектирования и строительства зданий и оборудования помещений и заканчивая наличием огнетушителей в должном количестве и заправленных, проверенных на работоспособность. Огонь не прощает халатности, расхлябанности и упрощений всего и вся! Тому есть немало трагических примеров с массовыми человеческими жертвами.

Шаг 1: Начало пожарной проверки

Итак, начало проверки пожарной безопасности – это получение уведомления о дате визита проверяющих, сроках и порядке проведения проверки. В указанную в уведомлении дату к вам придет пожарный инспектор и первое, что он должен сделать – предъявить вам письменное распоряжение начальника пожарного управления (или его заместителя).
Без предъявления этого документа никакой проверки пожарной безопасности проводиться не может.

В этом документе обязательно должна присутствовать

  • информация о дате проведения проверки,
  • ее виде,
  • наименовании проверяемой организации (или ИП)
  • и самое главное – о Ф.И.О. и звании инспектора.

Всю эту информацию вам необходимо проверить самым тщательным образом и при обнаружении несоответствий потребовать замены документа на достоверный (например, к вам пришел другой инспектор). Кроме этого, проверяющие не вправе превышать сроки проверки, заявленные в данном распоряжении.

Не лишним будет снять ксерокопию распоряжения о проверке пожарной безопасности, чтобы вы могли всегда обратиться к его содержанию и проконтролировать действия инспектора на предмет нарушения.

Шаг 2: Проверка документов

После того, как пожарный инспектор подтвердит свои полномочия, он в первую очередь попросит вас предъявить документы, которые необходимы для соблюдения режима пожарной безопасности контролируемого объекта. Перечень таких документов может варьироваться в зависимости от вида осуществляемой деятельности, опасности производства, размеров помещения, количества работников и так далее. Тем не менее в этот перечень обязательно войдут:

  • внутренние приказы о противопожарных мероприятиях (назначении ответственных лиц, о проведении инструктажей, указании и оборудовании мест для курения);
  • план эвакуации сотрудников на случай пожара (на следующем шаге проверки пожарной безопасности инспектор обязательно сравнит предъявленный план с реальным планом здания);
  • журнал проведения противопожарных инструктажей (необходимо, чтобы в журнале были отражены факты регулярных инструктажей всех работников);
  • договоры с организациями, устанавливающими и проводящими техническое обслуживание средств пожарной сигнализации и систем пожаротушения (в большинстве случаев у вас также спросят и копии лицензий этих организаций, которые вы должны затребовать до подписания соответствующих договоров);
  • акты проверок пожарных гидрантов или водопроводов (если они, конечно, есть в вашем здании).

Необходимость наличия в помещении средств пожарной сигнализации и пожаротушения зависит от площади и специфики использования здания. Уточнить подпадает ли используемое вами здание или помещение под действующие нормы можно в так называемом НБП 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», а скачать его – в конце данной статьи.

Шаг 4: Составление акта проверки пожарной безопасности

По итогам проведенных контрольных мероприятий инспектор должен составить акт о проведенной проверке пожарной безопасности. Еще в процессе осмотра помещения и проверки документов, он может попросить дать объяснения о каких-либо выявленных нарушениях или недочетов в организации противопожарной безопасности. Учитывая эти комментарии, а также основываясь на общепринятой практике, составляется Акт пожарной проверки. Как правило, его составление занимает 2-3 дня, после чего пожарный инспектор предъявляет его руководителю проверяемого юр. лица или ИП под подпись.

В Акте пожарной проверки содержится:

  • информация о составителе (инспектор) и проверяемой фирме, дате проведения проверки;
  • описание текущего пожарно-технического состояния проверенного помещения;
  • перечень выявленных нарушений с апелляцией к действующим нормам противопожарной безопасности;
  • меры воздействия на нарушителя, возложенная на него ответственность;
  • объяснения ответственных за выявленные нарушения лиц;
  • отметки об ознакомлении проверяемого лица (или его представителя) с актом, а также о согласии или несогласии с его содержанием и информацией о нарушениях;
  • в случае выявления серьезных нарушений, к акту прикладываются протоколы, составленные в ходе проверки на ответственных за противопожарную безопасность лиц.

Если вы не согласны с содержанием Акта пожарной проверки, в нем не зафиксированы ваши объяснения, вы считаете нарушения или меры воздействия необоснованными, то обязательно в форме акта указывайте «Не согласен» и подробно аргументируйте свою позицию.

Из существующей практики можно утверждать, что проверка пожарной безопасности дело серьезное, но редко приводящее к серьезной ответственности в случае первоначального обнаружения несерьезных нарушений. В большинстве случаев пожарный инспектор ограничивается предупреждением и составляет соответствующее предписание с рекомендациями по устранению нарушения, а также с указанием сроков проверки соблюдения этих предписаний. Если же вы злостно нарушаете противопожарные нормы, либо не соблюдаете предписания пожарных инспекторов, то вам не избежать административной ответственности, а в крайних случаях – и возбуждения уголовного дела.

Видео по теме

Вложенные файлы:

Крупные пожары с большим количеством жертв, которые потрясли всю страну в последние несколько месяцев, заставили в очередной раз вспомнить о необходимости соблюдать правила пожарной безопасности. В свою очередь сотрудники пожарного надзора усилили контроль. Хотя основная волна проверок уже прошла, ни один из предпринимателей не застрахован от внезапного появления инспектора на пороге офиса или магазина. Чтобы этот визит не стал неприятной неожиданностью, полезно знать порядок проведения таких проверок.
Кто вправе осуществлять пожарный надзор
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — ФЗ-69) государственный пожарный надзор в нашей стране осуществляется органами государственного пожарного надзора, которые на сегодня находятся в ведении МЧС РФ. Нормативной основой для деятельности «пожарников» являются вышеупомянутый ФЗ-69 и Положение о государственном пожарном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 820 «О государственном пожарном надзоре» (далее — Положение).
Основные полномочия органов пожарного надзора
Полномочия закреплены в ст. 6 ФЗ-69, согласно которой должностные лица органов пожарного надзора при проведении мероприятий по контролю имеют право:

  • проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
  • входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;
  • рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований;
  • давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
  • производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
  • вызывать в органы управления и в подразделения государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;
  • налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц органов государственного пожарного надзора.

И это еще не полный перечень полномочий, мы указали только наиболее актуальные из них.
Объем полномочий сотрудников пожарного надзора зависит от занимаемой ими должности (п. 9-13 Положения). Тем не менее благодаря п. 9 Положения любой инспектор обладает всем необходимым набором полномочий для проведения проверок. По мере повышения в должности этот набор расширяется. Таким образом, проверять полномочия инспектора во время проведения проверок нет необходимости.
Порядок проведения проверок
Проверки должны проводиться в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — ФЗ-294).
Допускается два варианта проверок: плановые и внеплановые. Плановые проводятся по заранее утвержденному графику, с предварительным уведомлением проверяемого не позднее чем за 3 рабочих дня по согласованию с прокуратурой. О проведении внеплановых проверок предпринимателей обязаны уведомить за 24 часа до их проведения с обязательным уведомлением прокуратуры.
Исключение составляют случаи:

  • возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, нарушение безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Проверяющий обязан предъявить служебное и распоряжение (приказ) о проведении проверки. В распоряжении должны присутствовать обязательные реквизиты (ст. 14 ФЗ-294):

  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • ФИО, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  • наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  • перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
  • перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • даты начала и окончания проведения проверки.

Помните, вам обязаны вручить под роспись копию распоряжения (приказа), заверенную печатью.
По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах. В нем указывается:

  • дата, время и место составления акта проверки;
  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • дата и номер распоряжения или приказа о проведении проверки;
  • ФИО и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
  • наименование проверяемого юридического лица (индивидуального предпринимателя), ФИО и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (ИП), присутствовавших при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (ИП), присутствовавших при проведении проверки; о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица (ИП) указанного журнала;
  • подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

К данному акту прилагаются объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки. По результатам проверки при выявлении нарушений инспектор вправе вынести предписание с требованием устранить допущенные нарушения и указать срок для их устранения.
Что интересует инспектора при проведении проверки
Объектом внимания любого пожарного инспектора будет соблюдение проверяемым Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) (далее — ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313. Помимо этого организация или предприниматель обязаны соблюдать еще целый ряд нормативов пожарной безопасности, однако мы остановимся на основных моментах, которые интересуют инспектора.
В соответствии с п. 6 ППБ 01-03 каждая организация, независимо от организационно-правовой формы обязана иметь инструкцию о мерах пожарной безопасности, которая должна содержать следующие обязательные сведения, предусмотренные Приложением № 1 к ППБ 01-03:

  • порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
  • мероприятия по обеспечению пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования, производства пожароопасных работ;
  • порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
  • места курения;
  • порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
  • предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
  • обязанности и действия работников при пожаре:

— правила вызова пожарной охраны;
— порядок аварийной остановки технологического оборудования;
— порядок отключения вентиляции и электрооборудования;
— правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;

  • порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей.

Так как все сотрудники организации обязаны пройти противопожарный инструктаж (п. 7. ППБ 01-03), то при проверке инспектор может потребовать предъявить журнал ознакомления с правилами пожарной безопасности.
Схематический план эвакуации людей при пожаре и система оповещения предусмотрены Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, утвержденным Федеральным законом N 123-ФЗ от 22.07.2008 и Нормами пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС России N 323 от 20.06.2003.
В местах массового скопления людей (50 человек и более) дополнительно к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть инструкция для персонала по безопасной и быстрой эвакуации.
Кроме того, необходимо соблюдать следующее:

  • в каждом помещении на видных местах вывешивать таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, чтобы при возникновении опасности любой сотрудник учреждения мог с ней связаться (п. 13 ППБ 01-03);
  • чтобы двери на путях эвакуации могли открываться свободно и по направлению выхода из здания за исключением дверей, открывание которых не нормируется документами по пожарной безопасности (п. 52 ППБ 01-03);
  • рядом с оборудование, имеющим повышенную пожарную опасность, нужно вывешивать стандартные знаки безопасности (п. 33 ППБ 01-03)
  • обеспечить помещения огнетушителями и другими первичными средствами пожаротушения (п. 108 ППБ 01-03). Количество, типы и виды средств тушения пожара в зависимости от площади и видов помещений определены в Приложении № 3 к Правилам.
  • держать свободными дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для пожаротушения, а в зимний период очищать их от снега (п. 23 ППБ 01-03).

Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденные Приказом МЧС, устанавливают правила установки автоматических систем пожаротушения в зависимости от типа помещения.
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности
За нарушение этих правил предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Ст. 20.4. КоАП РФ «Нарушение требований пожарной безопасности» в зависимости от степени и вида нарушения предусматривает наказание начиная от штрафа в 500 рублей и заканчивая приостановлением деятельности сроком до 90 суток.
Ст. 219 УК РФ «Нарушение требований пожарной безопасности» применяется в случае причинения в результате пожара вреда здоровью средней тяжести или смерти одного или более человек. Санкции этой статьи варьируются от штрафа в размере 80 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 7 лет.
Обжалование результатов проверки
Если вы не согласны с результатами проверки, то вы вправе их обжаловать. Жалобу следует направить либо в суд, либо в вышестоящий орган. При этом в жалобе следует обратить внимание как на процессуальные ошибки (например, участие неуполномоченного лица со стороны предпринимателя), так и нарушения норм материального права (неправильное их применение, применение недействующих нормативных актов и т.д.). Обратите внимание, разные документы, составленные в ходе проверки, имеют свой порядок обжалования, так, предписание обжалуется в порядке главы 25 ГПК, а постановление по делу об административном правонарушении — в порядке гл. 30 КоАП РФ.
Помните, что не стоит выражать свое несогласие молчанием, дожидаясь, когда вас еще раз привлекут к административной ответственности, но уже по одной из следующих статей: ст. 19.5. КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)», ст. 19.6. КоАП РФ «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения» или ст. 20.25. КоАП РФ «Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста». Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Какие бывают проверки

Проверка соблюдения требований пожарной безопасности может быть плановой и внеплановой. Плановые проверки могут проводиться, в большинстве случаев, один раз в три года. При этом организации, которые будут проверяться в текущем году, определяются заранее.

Составляется план проверок, который утверждает руководство органа пожарного надзора (подразделения МЧС). Узнать, включена ли организация в план проверок, можно с помощью сервиса «Эксперт» (см. «Пользователи «Эксперта» могут проверить, включена ли организация или ИП в план неналоговых проверок») или на сайте МЧС. То есть, к плановой проверке вполне можно заранее подготовиться, приведя в порядок всю документацию.

А вот внеплановые проверки проводятся без предупреждения, и поводом для них может стать практически любая информация, поступившая в органы пожарного надзора (МЧС) и содержащая сведения о возможных нарушениях правил пожарной безопасности или угрозе причинения вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, государства или юридических лиц.

Правда, надо отметить, что выездная внеплановая проверка возможна только по согласованию с прокуратурой. Необходимость такого согласования служит своеобразным фильтром от частых и надуманных поводов для проверок (подробнее о порядке назначения административных проверок см. «Что бухгалтеру нужно знать о неналоговых проверках»).

Пожарные штрафы внушают уважение

Ответственность за нарушения в сфере пожарной безопасности сильно зависит от тех последствий, которые это нарушение повлекло. К примеру, если в результате допущенных нарушений пострадали люди или имущество, то речь может идти об уголовной ответственности, причем, с весьма значительными сроками тюремного заключения.

В частности, статья 219 Уголовного кодекса устанавливает санкции вплоть до семи лет лишения свободы (если нарушение повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц). Но это случаи исключительные и ответственность тут наступает, конечно, не за отсутствие того или иного документа, а за реальные действия – загромождение путей эвакуации, устранение дымоходов и т. п.

«Пожарные» же проверки, как правило, проводятся превентивно, когда никаких жертв еще нет. Поэтому их результатом обычно становится привлечение не к уголовной, а к административной ответственности по статье 20.4 КоАП РФ «Нарушение требований пожарной безопасности».

Эта статья предусматривает ответственность за несколько видов нарушений, и размеры штрафов весьма внушительны. Так, даже минимальный штраф для организаций по этой статье составляет 90 тысяч рублей, а максимальный – полмиллиона! Кроме того, по ходатайству проверяющих суд может приостановить деятельность организации на срок до трех месяцев.

Дела об административных правонарушениях в сфере пожарной безопасности рассматривают органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, а именно: специальное подразделение в составе МЧС России и его подразделений на местах (ст. 23.34 КоАП РФ).

Арендаторы тоже отвечают

Говоря о нарушениях в сфере противопожарной безопасности, важно понимать, кто может являться субъектом ответственности, то есть лицом, которое можно оштрафовать или подвергнуть иным санкциям. Напомним, что по КоАП ответственность может наступать как для юрлица, так и для его должностных лиц. Но в случае с нарушением правил противопожарной безопасности есть еще один немаловажный момент, касающийся лица, подлежащего привлечению к ответственности.

Не секрет, что значительная часть помещений для ведения бизнеса не находится в собственности тех организаций, которые в них располагаются, а арендуется. В этой связи возникает логичный вопрос: кто должен отвечать за соблюдение мер противопожарной безопасности в таких зданиях. Ответ на этот вопрос четко прописан в законодательстве: ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, если иное прямо не установлено договором аренды.

Заметим, что, как правило, в договорах аренды указывается, что арендаторы отвечают за соблюдение пожарной безопасности внутри арендуемых помещений, тогда как забота о пожарной безопасности здания в целом лежит на собственнике. Поэтому даже если организация арендует помещение, ей, скорее всего, придется выполнять требования по противопожарному документальному оформлению.

От этого вывода перейдем к тем документам, которые могут потребовать проверяющие.

Какие документы нужны всем

Согласно Правилам противопожарного режима в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.12 № 390) на каждом предприятии должен иметься приказ руководителя, в котором устанавливается противопожарный режим. В частности, приказ должен определять порядок обесточивания электрооборудования в конце рабочего дня и в случае пожара, фиксировать места, в которых разрешено курение, а также регулировать места хранения и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Это первый обязательный документ.

Второй «противопожарный» приказ руководителя должен регламентировать порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначать ответственных за их проведение.

Также организация должна регламентировать вопросы о том, как следует действовать работникам при обнаружении пожара, как проводить осмотр и закрытие помещений после окончания работы, а также установить порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ. Утвердить подобные регламенты можно как в общем приказе о противопожарном режиме, так и в отдельных документах. Мы рекомендуем делать отдельные документы – это облегчит контроль за их актуальностью и ознакомление с ними сотрудников.

Наконец, отдельным приказом нужно определить, кто персонально будет отвечать за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных кранов, пожарных щитов и т. п.). Одновременно следует утвердить и форму журнала, в котором будет вестись учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения.

Документы для особых случаев

Итак, с теми документами, которые должны быть в любой организации, мы разобрались. Дальше начинаются особенности в зависимости от вида деятельности и численности персонала организации.

Так, если в помещении на одном этаже единовременно находится более 10 человек, то обязательно должны быть разработаны, утверждены и вывешены на видных местах планы или схемы эвакуации людей в случае пожара. А если количество людей, находящихся в помещении, превышает 50, то в дополнение к схематическому плану эвакуации при пожаре нужно разработать и утвердить инструкцию о действиях персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации.

При этом полагается не реже одного раза в полугодие проводить практические тренировки всех задействованных в эвакуации работников, и обязательно фиксировать этот факт в специальном журнале. Еще один нюанс: если в помещении не используются технические средства оповещения о пожаре, нужно издать приказ о порядке оповещения людей о возгорании и назначить ответственных за это лиц.

Идем дальше. Предприятия, у которых есть оборудование с повышенной пожарной опасностью (например, компрессоры в автосервисах, работающие на сжатом воздухе, нагревательное оборудование и т. п.), должны установить или повесить около каждого такого объекта знаки безопасности.

Если имеются производственные и складские помещения, на дверях таких помещений необходимо разместить информацию о категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также указать на каждой двери класс зоны, который определяется по правилам устройства электроустановок (ПЭУ). Класс взрывоопасных и пожароопасных зон определяют технологи совместно с электриками проектной или эксплуатирующей организации.

Наконец, если в организации есть подразделения (мастерские, цеха), отнесенные при аттестации к взрывопожароопасным и пожароопасным, то для каждого такого объекта нужно разработать и утвердить приказом руководителя отдельную инструкцию о мерах пожарной безопасности.

Таковы вкратце основные требования к оформлению документов, связанных с пожарной безопасностью. Наличие этих документов способно значительно упростить взаимоотношения организации с инспекторами пожарного надзора и снизить риски наложения весьма внушительных штрафов.

Что должен знать руководитель о проверках пожарной инспекции ?

Проверки инспектора МЧС могут быть плановыми и внеплановыми. Основанием для внеплановой проверки МЧС может стать истечение срока исполнения выданного ранее предписания МЧС, поступление в органы МЧС информации о следующих фактах:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Основание для внеплановой проверки может стать жалоба. Действия инспектора госпожнадзора в этом случае согласуются с прокуратурой.

Плановые проверки пожарной инспекцией осуществляются не чаще одного раза в 3 года. И не раньше 3-х лет с момента образования предприятия. О плановой проверке по пожарной безопасности руководитель предприятия должен быть уведомлен письмом не меньше чем за 3 дня до её начала.

Как узнать о проверке пожарной инспекции?

Информация о проверке МЧС есть на сайт прокуратуры РФ, в разделе «Сводный план проверок МЧС», Информация по плановым проверкам пожарной инспекции обновляется на сайте 30 декабря каждого года.

Какой срок длится пожарная проверка? Проверка пожарной безопасности не может длиться более 20 рабочих дней. На предприятии до 15 рабочих мест в штате, проверка не может превышать 15 часов. В организации с 100 штатных рабочих единиц – не дольше 50 часов.

Что проверит пожарный инспектор в первую очередь?

  • Средства пожарной безопасности и документацию по пожарной безопасности: приказы о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность, наличие удостоверения о прохождении обучения по пожарной безопасности.
  • Наличие огнетушителей и паспортов на них.
  • Акт испытания противопожарного водопровода и наличие пожарных рукавов в пожарных щитах.
  • Договор на обслуживание пожарной сигнализации и систем оповещения.
  • Проектную документацию на пожарную сигнализацию, систему пожаротушения, наружного и внутреннего противопожарного водопровода.
  • Акт на огнезащитную обработку стропильной системы чердака и других горючих материалов.
  • Протоколы и акты повышения пределов огнестойкости и работ по огнезащите металлических конструкций и косоуров лестниц.
  • Акты проверки и обследования вентиляционных, дымовых и газовых каналов.
  • Протоколы замера сопротивления изоляции.
  • Акты и протоколы испытания противопожарных наружных лестниц и ограждений кровли здания.
  • Расчеты категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности для производственных, складских помещений, кладовых.
  • Наличие планов эвакуации при пожаре.
  • Документацию на противопожарные двери, противопожарные окна, противопожарные ворота, противопожарные шторы и люки.
  • Сертификаты на материалы используемые при отделке помещений.
  • Состояние и размеры путей эвакуации.
  • Декларацию пожарной безопасности.

По окончании проверки пожарной инспекции выдаётся акт или предписание в случае выявления нарушений требований пожарной безопасности. Штрафы за нарушения пожарной безопасности для юридических лиц составляют: от 150 тыс. руб. до 200 тыс. руб., а индивидуального предпринимателя — предупреждение и штраф от 6 тыс. руб. до 40 тыс. руб.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

  • В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений.
  • Проведение независимых оценок пожарного риска (пожарный аудит) исключает предприятия из списка плановых проверок.

Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Приказ МЧС России № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности»

Теги:

Что должно быть или, что проверяет пожарный инспектор и пожарная инспекция при проверке.

В основные задачи пожарного инспектора входит проверка соблюдения организацией правил пожарной безопасности. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 г. Москва «О противопожарном режиме», существует также ряд иных нормативных документов, устанавливающих требования в этой области.

В ходе проверки пожарный инспектор должен следовать Правилам Пожарной безопасности. В процессе осмотра инспектор проверяет:

1.Наличие и содержание приказа руководителя фирмы о соблюдении правил пожарной безопасности (о назначении лиц ответственных за пожарную безопасность: по учреждению; по структурным подразделениям; за хранение и применение ЛВЖ и ГЖ, выделение мест для курения, инструктаж со трудников и т. п.);

2.Наличие плана здания и вывешенных на видном месте планов (схем) эвакуации людей в случае пожара (наличие журнала отработки плана эвакуации).

3.Содержание плана мероприятий по предписаниям. В нем должны быть расписаны меры, которые были приняты, чтобы устранить выявленные в ходе предыдущих проверок нарушения;

4.Наличие и исправность системы оповещения людей о возгорании, если в здании на одном этаже находится более 10 человек (акт приемки).

5.Наличие и исправность систем автоматической пожарной сигнализации и противопожарной защиты (акт приемки, договор на обслуживание и схему ее расположения).

6.Ведение журнала осмотра помещений ответственным лицом, перед закрытием предприятия.

7.Наличие инструкций по пожарной безопасности и по действиям в случае пожара, если на этаже находится более 50-ти человек, разработанных для каждого пожароопасного участка (цех, мастерская и т. д.). О том, как их составить, рассказано в приложении № 1 к ППБ 01-03;

8.Наличие журнала инструктажа о мерах противопожарной безопасности.

9.Наличие первичных средств пожаротушения, их исправность, (огнетушители должны иметь бирку с указанным сроком перезарядки).

10.Наличие внутренних пожарных кранов, их укомплектованность рукавами и наконечниками (акт проверки пожарного водопровода).

11.Обозначение эвакуационных выходов светящимися табло («ВЫХОД») белого цвета на зеленом фоне.

12.Наличие акта об обработке огнезащитным составом деревянных конструкций, панелей, стелажей и т.п.

13.Состояние путей эвакуации (наличие глухих решеток на оконных и дверных проемах, мест хранения ключей от запасных выходов)

14.Перепланировка помещений без согласования с пожарной охраной

15.Техническое состояние электросетей:

  • протоколы замеров сопротивления изоляции и заземляющих устройств;

  • наличие аварийного освещения, либо электрических фонарей;

  • наличие замков на электрощитах, наличие исполнительной схемы, наличие маркировки электрощита;

  • договор на обслуживание электросетей;

  • наличие перегрузок питающих линий (подключение дополнительных токоприемников без учета допустимой нагрузки электросети);

  • наличие времянок;

  • наличие скруток в проводах;

  • наличие некалиброванных плавких вставок;

  • наличие электропроводки с поврежденной изоляцией;

  • пользование плитками, кипятильником, чайником в помещениях, не предназначенных для приема пищи.

16.Наличие специальных мест выделенных для курения, оборудованных пепельницами и урнами.

17.Наличие плакатов с ФИО ответственного за пожарную безопасность, и номером телефона, по которому можно вызвать пожарную охрану.

18.Сертификаты на противопожарные двери – при их наличии.

Проверки пожарной безопасности

В России проведением проверок соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности, а также принятием мер в отношении различных субъектов по результатам этих проверок занимается Федеральный Государственный пожарный надзор (ГПН).

Предметом пожарной проверки является соблюдение требований пожарной безопасности на территориях, в зданиях и сооружениях, используемых (эксплуатируемых) организациями в процессе осуществления своей деятельности.

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодно составляемыми графиками пожарных проверок. Ежегодные планы проверок до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок, размещаются на официальном сайте МЧС России.

Срок проведения каждой плановой и внеплановой проверки МЧС не может превышать двадцати рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения длительных экспертиз, срок может быть продлен распоряжением начальника органа ГПН, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Административная процедура проверки соблюдения требований пожарной безопасности проводится только в форме выездной проверки.

Плановые и внеплановые пожарные проверки

Основанием проведения проверки являетя распоряжения органа ГПН о проведении плановой (внеплановой) проверки. Распоряжение подписывается начальником органа ГПН либо его заместителем и заверяется печатью издавшего его органа ГПН.

Проверка должна проводиться только тем должностным лицом органа ГПН, которое указано в распоряжении о проведении проверки. В случае болезни (иных обстоятельств) проверяющего, начальником органа ГПН либо его заместителем издается новое распоряжение.

О проведении плановой пожарной проверки уполномоченные должностные лица объекта (руководитель организации или лица, правомочные действовать от имени руководителя), в отношении которого проводится проверка, уведомляются органом ГПН не позднее чем за три рабочих дня до ее начала посредством направления копии распоряжения о проведении плановой проверки.

Заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки одновременно с предъявлением служебного удостоверения вручается под роспись должностным лицом органа ГПН уполномоченному лицу объекта.

Что проверяют пожарные при проверке?

При осуществлении плановой пожарной проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе:

  • соответствия объекта требованиям пожарной безопасности;
  • выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
  • наличие документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания требований пожарной безопасности в пределах компетенции;
  • готовность персонала к действиям в случае возникновения пожара;
  • правила поведения людей, порядок содержания территорий, зданий.

Непосредственно при проведении проверки должностные лица органов ГПН, при необходимости с привлечением экспертов и экспертных организаций, могут проводить следующие проверки:

  • Проверка документации по обеспечению пожарной безопасности, а также документов, характеризующих пожарную опасность.

  • Проверка наличия проектной и исполнительной документации на здания и системы противопожарной защиты.

  • Обследование территорий, зданий, сооружений, помещений с целью определения соблюдения требований пожарной безопасности технических регламентов, нормативных документов по пожарной безопасности и правил противопожарного режима. При этом пожарной проверке подлежат:

    1. въезды на территорию, проезды и подъезды для пожарной техники;
    2. противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и участками открытого хранения веществ и материалов;
    3. источники наружного противопожарного водоснабжения (наличие, характеристики, расположение, возможность подъезда пожарной техники);
    4. соответствие параметров зданий (площадь, этажность, высота) их степени огнестойкости, классам конструктивной пожарной опасности и категории по взрывопожарной и пожарной опасности;
    5. соответствие пределов огнестойкости и классов пожарной опасности строительных конструкций;
    6. классы пожарной опасности материалов, используемых для отделки (облицовки) помещений;
    7. наличие и состояние огнезащиты строительных конструкций, инженерного оборудования и материалов;
    8. категории производственных и складских помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности, их обозначение на дверях помещений;
    9. классы пожароопасных (взрывоопасных) зон и соответствие этим классам применяемого электрооборудования;
    10. защита от короткого замыкания и перегрузки электроустановок;
    11. молниезащита зданий и сооружений;
    12. устройства защиты от статического электричества;
    13. системы отопления (тип, теплоноситель, отвод продуктов сгорания, размещение радиаторов);
    14. системы вентиляции (размещение оборудования, огнестойкость воздуховодов, очистка от горючих отложений, огнезадерживающие клапаны);
    15. выполнение мероприятий по ограничению распространения пожара: разделение зданий на пожарные отсеки и секции, противопожарные преграды и заполнение проёмов в них, разделение помещений различных категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, огнепреграждающие устройства на оборудовании, огнестойкость узлов пересечения коммуникациями ограждающих конструкций, коммуникации за подвесными потолками,
    16. складирование горючих материалов;
    17. очистка конструкций и коммуникаций от горючих отходов и их уборка;
    18. эвакуационные пути и выходы: наличие и количество эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий, рассредоточенность эвакуационных выходов, высота и ширина эвакуационных выходов, двери эвакуационных выходов (вид, наличие легкооткрываемых запоров, направление открывания), пути эвакуации и их параметры (протяжённость, ширина, высота, наличие препятствий, перепады высот, материалы отделки, освещённость, загромождение, хранение материалов), лестницы и лестничные клетки (тип лестниц и лестничных клеток, освещённость, уклон маршей лестниц, размещение оборудования и коммуникаций, размеры маршей, ступеней, площадок, наличие устройств для самозакрывания и уплотнений в притворах дверей), планы эвакуации (количество, соответствие планировке помещений и требованиям ГОСТ);
    19. лифты (огнестойкость шахт и дверей шахт, режим «пожар», подпор воздуха в шахты и лифтовые холлы);
    20. автоматическая пожарная сигнализация, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах, автоматические установки пожаротушения: наличие, соответствие проектной документации и нормам, работоспособность, электроснабжение;
    21. внутренний противопожарный водопровод: наличие, комплектация, пожарные шкафы, рукава, насосы, маркировка, работоспособность, проведение периодических испытаний;
    22. противодымная вентиляция: наличие, устройство, размещение оборудования, автоматизация, работоспособность;
    23. первичные средства пожаротушения: наличие, количество, марки и тип огнетушителей, размещение, перезарядка, исправность, ведение эксплуатационной документации;
    24. знаки пожарной безопасности, таблички с номером телефона вызова пожарной охраны;
    25. пожарные лестницы и ограждения на кровлях: наличие, количество, исправность, наличие протоколов испытаний;
    26. выходы на кровлю и в чердаки;
    27. применение электронагревательных приборов;
    28. режим складирования и допустимость совместного хранения материалов.

Права и обязанности проверяющих

Для того, чтобы представитель проверяемого объекта мог защитить законные права и интересы объекта в случае неправомерных действий со стороны должностных лиц органа ГПН, ему необходимо знать права и обязанности проверяющего.

Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции имеют право:

  • запрашивать документы и информацию, необходимые для проведения проверки, а при выявлении в них ошибок вправе требовать письменные пояснения;

  • беспрепятственно посещать объекты и проводить их обследования (в том числе проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и прочие мероприятия по контролю);

  • использовать технические средства фиксации хода и результатов проверки, а также выявленных нарушений требований пожарной безопасности;

  • привлекать экспертов и экспертные организации для проведения исследований, испытаний, экспертиз, а также представителей общественных организаций. При этом привлекаемые лица должны быть указаны в распоряжении о проверке;

  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции не вправе:

  • осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении уполномоченного лица проверяемого объекта;

  • отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний и измерений без оформления соответствующих протоколов.

При проведении проверок должностные лица органов ГПН обязаны:

  • проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН;

  • предоставлять уполномоченному лицу объекта информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, а также знакомить его с результатами проверки;

  • осуществлять запись о проведенной проверке в журнале пожарных проверок при его наличии;

  • по требованию представлять информацию об органе ГПН, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения полномочий.

Права и обязанности проверяемых организаций

В свою очередь определенный набор прав имеют уполномоченные лица объектов, в отношении которых осуществляется проверка. Так, они могут непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения. Стоит отметить, что присутствовать могут как руководитель организации, так и их уполномоченные представители.

Руководитель или его представители вправе знакомиться с результатами проверки и указывать в акте о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с действиями должностных лиц органа ГПН, обжаловать решения и действия должностных лиц органа ГПН, повлекшие за собой нарушение их прав при проведении проверки, в досудебном порядке;

Лица, в отношении которых проводится проверка, обязаны:

  • обеспечить присутствие при проверке руководителей или уполномоченных представителей (ответственных за пожарную безопасность);

  • обеспечивать доступ должностным лицам органов ГПН при осуществлении ими проверок на территории, в здания, сооружения и на иные объекты, производственные, хозяйственные и иные помещения и строения;

  • предоставлять при проведении проверок по требованию должностных лиц органов ГПН сведения и документы о состоянии пожарной безопасности объекта защиты.

Акт проверки пожарных

По результатам проверки должностным лицом органа ГПН, проводящим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах.

В акте проверки пожарных указываются:

  • дата, время и место составления акта проверки;
  • наименование органа ГПН с указанием вида государственного контроля (надзора) — федеральный государственный пожарный надзор;
  • дата и номер распоряжения на проверку;
  • ФИО и должность лица, проводившего проверку;
  • ФИО и должность представителя объекта, присутствовавшего при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки пожарной безопасности представителя объекта, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи;
  • подписи должностного лица, проводившего проверку.

Подпись должностного лица органа ГПН, проводившего проверку, в акте проверки пожарных заверяется печатью должностного лица органа ГПН.

К акту проверки пожарной безопасности могут прилагаться следующие документы:

  • решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты;

  • протоколы отбора образцов продукции, проб;

  • протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз;

  • объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности;

  • предписания об устранении нарушений;

  • рапорт на продление срока проверки с визой начальника органа ГПН (в случае продления срока проведения проверки);

  • распорядительный документ органа прокуратуры (в случае проведения проверки в рамках прокурорского надзора).

Номер акта проверки должен соответствовать номеру распоряжения о проведении проверки.

На соседей

Наиболее распространенная ситуация – это жалоба в пожарную инспекцию на соседей, которые захламляют лестничную площадку или общий коридор, особенно в случаях, когда расположенные в местах общего пользования предметы затрудняют открытие дверей либо же преграждают эвакуационные выходы.

Обычно на коридор выносят различный строительный мусор и старую мебель, которая в случае возникновения экстренной ситуации может воспламеняться. Требование по соблюдению правил пожарной безопасности жителями многоквартирных домов регулируется Жилищным кодексом РФ.

При подаче жалобы нужно позаботиться о наличии доказательств – следует сделать фотографии свалки и указать срок, в течение которого соседи не выбрасывают строительный мусор. В ответ на поступление подобного заявления сотрудники пожарной инспекции выезжают на место и проводят проверку. Если факт нарушения правил пожарной безопасности будет установлен, на жильцов будет наложен штраф. Обычно это служит достаточной мотивацией для своевременного вывоза крупногабаритного мусора на свалку и проведения уборки в местах общего пользования.

Обратите внимание! Если соседи не реагируют даже после проведения проверки, жалобу можно подать повторно.

На предпринимателя или организацию

В соответствии с правилами пожарной безопасности в РФ, предприятие любой организационно-правой формы должно соблюдать ряд нормативов пожарной безопасности. В частности, в отношении:

  • порядка содержания зданий, территории, эвакуационных путей;
  • обеспечения пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования;
  • хранения и транспортировки пожароопасных и взрывопожароопасных веществ;
  • содержания мест для курения;
  • сбора, хранения и использования горючих веществ;
  • содержания спецодежды;
  • эксплуатации приборов (термометров и манометров), которые в случае отклонения показателей могут взорваться;
  • применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.

Грубым нарушением правил пожарной безопасности считается:

  • отсутствие на видном месте таблички с номером телефона пожарной охраны;
  • наличие препятствий для открытия двери на пути эвакуации;
  • отсутствие предупреждающих знаков рядом с оборудованием повышенной пожарной опасности;
  • отсутствие огнетушителей и первичных средств пожаротушения;
  • заграждение подъезда к зданиям, сооружениям, наружным пожарным лестницам и водоисточникам.

Обратите внимание! Нарушения правил пожарной безопасности представляют потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, животных, окружающей среде, а также безопасности государства в целом, поскольку могут спровоцировать масштабные техногенные катастрофы.

При выявлении фактов нарушений граждане обязаны обращаться с жалобой в пожарную инспекцию. После поступления заявления на объект выезжает пожарный инспектор с внеплановой проверкой. Проведение таких проверок согласовывается с прокуратурой, а предприниматель уведомляется не позднее чем за 24 часа до появления инспектора.

По результатам визита инспектор выносит предписание с требованием устранить нарушения с четким указанием срока для выполнения подобных действий.

Важно! За нарушения правил пожарной безопасности предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Куда жаловаться

Государственная противопожарная служба входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий — МЧС (Как пожаловаться в МЧС читайте в этой статье). Именно эта структура осуществляет контроль за соблюдением федеральных законов, нормативно-правовых актов, технических регламентов в области пожарной безопасности.

В состав подразделения входит Федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов РФ.

Главное управление МЧС России находится в г. Москва по адресу: Театральный пер., 3, тел. 8 (495) 624-19-46, электронная почта — info@mchs.gov.ru.

С адресами территориальных органов управления можно ознакомиться на сайте http://www.mchs.gov.ru/contacts, выбрав в Справочнике МЧС России пункт «Контакты территориальных органов МЧС России», а затем область проживания.

В открывшемся окне появится адрес, телефон и сайт регионального подразделения в Интернете.

Обратите внимание! Жалобу на нарушение правил пожарной безопасности следует подавать в МЧС соответствующего региона.

Правила составления заявления

Обращения граждан должны в обязательном порядке содержать такую информацию:

  • наименование государственного органа или территориального подразделения, куда направляется обращение;
  • ФИО должностного лица;
  • ФИО заявителя;
  • почтовый адрес для направления ответа;
  • суть жалобы;
  • дату;
  • подпись;
  • приложения, содержащие материалы, подтверждающие указанные в заявлении факты.

Анонимные заявления не принимаются к рассмотрению. Текст жалобы излагается в свободной форме. Если вы хотите получить ответ на обращение в электронном виде, следует указать e-mail. Желательно дополнить контактную информацию номером мобильного телефона, по которому с вами можно будет оперативно связаться.

Важно, чтобы текст жалобы не содержал нецензурных слов, угроз и был легко читаем.

С примером жалобы в пожарную инспекцию вы можете ознакомиться ниже:

Заявление должно быть принято к рассмотрению в течение 3 дней с момента поступления в пожарную инспекцию. При отказе в рассмотрении жалобы заявитель уведомляется письменно.

Если вопросы, изложенные в жалобе, не входят в компетенцию государственной инстанции, в течение 7 дней документ перенаправляется в компетентные органы с обязательным уведомлением заявителя.

На рассмотрение принятого заявления предусмотрено 30 дней. Письменный ответ на обращение заявитель должен получить не позднее указанного срока. В исключительных случаях рассмотрение может быть продлено еще на 30 дней, о чем также сообщается заявителю.

Обращение в электронной форме

Для направления жалобы в пожарную инспекцию в электронном виде следует воспользоваться формой на официальном сайте МЧС России по адресу http://www.mchs.gov.ru/dop/feedback/feedback_form.

Алгоритм заполнения формы обращения:

  1. Выбрать территориальное подразделение МЧС России.
  2. Ознакомиться с правилами составления заявления.
  3. Указать в какой форме следует предоставить ответ – в письменной или электронной.
  4. Заполнить информацию о заявителе – ФИО, адрес проживания, контактный телефон.
  5. Указать почтовый адрес или адрес электронной почты, в зависимости от того, куда следует направить ответ.
  6. Написать тему обращения и текст жалобы, размером не более 2 тыс. символов.
  7. Добавить вложения в виде файлов в формате txt, doc, rtf, xls, pps, ppt, pdf, jpg, bmp, png, tiff, gif, pcx, mp3, wma, avi, mp4, mkv, wmv, mov, flv без архивирования.

Важно! Обращения, содержащие неполную или неточную информацию об отправителе, обсуждение политических или экономических проблем, некорректную лексику, рекламу, а также заявления без изложения сути претензий не рассматриваются.

После поступления заявления на объект направляется внеплановая проверка. Для обжалования действий и решений инспектора Государственной пожарной службы следует направлять жалобу в вышестоящий орган ГПС, суд или прокуратуру.

>Что шокировало пожарных: видео

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *