Что такое механическое транспортное средство по ПДД

Определение понятия «водитель» в законодательстве РФ

Законодательство РФ содержит следующие нормы права, содержащие определение понятия «водитель».

Водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) «О безопасности дорожного движения»).

Водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению (п. 1.2 Правил дорожного движения).

Водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо (статья 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (в ред. от 18.12.2018) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Исходя из приведенных норм права, водителем является:

  • лицо, управляющее транспортным средством (механическим или немеханическим), будь то автомобиль, мотоцикл, трамвай, троллейбус, трактор, гужевая повозка, мопед или велосипед;
  • лицо, обучающее управлению транспортным средством;
  • погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо.

Дополнительные требования к определенным категориям водителей содержатся в разделах 24 и 25 ПДД, они касаются особенностей движения велосипедов, мопедов, гужевых повозок, саней и прогона животных.

Верховный Суд РФ о том, кто признается водителем

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ водителем признается:

  • управляющее транспортным средством лицо, получившее в установленном законом порядке право управления транспортными средствами;
  • иное лицо, управляющее транспортным средством, в том числе не имеющее права управления всеми или отдельными категориями (подкатегориями) транспортных средств;
  • управляющее транспортным средством лицо, лишенное права управления транспортными средствами
  • лицо, обучающее вождению, при осуществлении учебной езды;
  • лицо, находящееся за рулем буксируемого транспортного средства, за исключением случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего;
  • погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо
  • водитель гужевой повозки (саней).

Рекомендуемые публикации:

Транспортное средство — это .. Определение понятия, категории, виды

Управление транспортным средством – это .. Понятие, судебная практика

Владелец транспортного средства, водитель – это … Определение понятия

Транспортные средства (далее ТС) необходимы для передвижения, перевозки пассажиров или грузов. Нормы передвижения на разных типах транспорта определяются ПДД. Что собой представляют механические ТС, а также о правилах их эксплуатации, читайте ниже.

Что представляет собой механическое ТС

Под определением «механическое ТС» подразумевается транспорт, который приводит в движение 1 двигатель или сразу несколько. Понятие, согласно правилам дорожного движения РФ (глава 1.2 об основных понятиях), охватывает:

  • тракторы;
  • троллейбусы;
  • поезда;
  • самоходки;
  • мотоциклы, мопеды;
  • ТС с электродвигателями мощностью до 3 кВт;
  • весь транспорт с объёмом двигателя более 50 см³.

Для сравнения в РБ (Республика Беларусь) механический транспорт — это все виды средств передвижения, исключая велосипед, инвалидную коляску и прицеп.

Относительно недавно мопеды в России не причислялись к ТС механического типа. Однако в новой редакции ПДД в главе 1.2 даётся чёткое определение понятия «мопед». В нём прописано, что это ТС механического типа, развивающие скорость до 50 км/ч на 2-3 колёсах, с двигателем внутреннего сгорания, объёмом до 50 см³, или электродвигателем мощностью в пределах 0,25–4 кВт. Также там указано, что к мопедам приравниваются квадроциклы с аналогичными характеристиками.

Строение таких средств передвижения представляет собой: двигатель, передаточное, исполнительное устройства и систему управления. За счёт преобразования химической энергии топлива в двигателе производится механическое движение, что позволяет преодолевать человеку большие расстояния без приложения особой физической силы.

Важно! Для управления механическим транспортом, водитель обязательно должен получить права соответствующей категории (А, В, С, Д, М), пройдя специальный курс теории и практики, а также сдав экзамены в автошколе.

Категории ТС

Классификация механических ТС в Российской Федерации:

  • самоходные;
  • рельсовые;
  • несамоходные;
  • безрельсовые.

Видео: классификация транспортных средств

Между собой они будут отличаться системой управления и типом двигающего устройства. Так после приведения в действие всех внутренних механизмов двигателем, движение может осуществляться за счёт колёс, гусениц и пр. От этого зависит по какой поверхности сможет двигаться транспорт.

Самоходные

Самоходный транспорт относится к механическому типу ТС с независимым приводом, оснащённый двигателем внутреннего сгорания, объёмом более 50 см³ или электродвигателем мощностью до 4 кВт. Подобная машина предназначается для осуществления конкретного вида деятельности (трудовой или любой др.). Может передвигаться по разному дорожному покрытию, кроме рельс.

В перечень самоходных ТС входят:

  • внедорожники, а также ТС с максимальной конструктивной скоростью до 50 км/ч, массой до 3,5 т с числом посадочных мест до 8 включительно, не учитывая водительское;
  • аналогичные вышеуказанным средства передвижения с массой свыше 3,5 т вне зависимости от числа посадочных мест;
  • автобусы с числом посадочных мест более 8;
  • гусеничный и колёсный транспорт для строительных, сельскохозяйственных и пр. работ (тракторы, экскаваторы, снегоболотоходы, бульдозеры, овощеуборочные машины и подобные им).

Рельсовые

Приспособления для комфортного, безопасного транспортирования грузов и перевозки людей по железнодорожным путям. В совокупности рельсовые ТС и ж/д пути образуют отдельную транспортную систему — железную дорогу.

Знаете ли вы? В 1895 г. на весь штат Огайо было всего 2 автомобиля.

Рассматриваемая категория делится на несколько типов:

  • обычные — ходят по стандартным двухрельсовым путям (паровозы, тепловозы, электровозы, дизель-поезда, газотурбовозы, трамваи, дрезины, метрополитен);
  • узкоколейные — передвигаются по вспомогательным двухрельсовым путям с зауженной колеёй;
  • универсальные — дают возможность совершать манёвры не только по ж/д путям, но и безрельсовым дорогам, используются в качестве вспомогательного транспорта при ремонтных работах;
  • монорельсовые — передвигается по дороге с одним рельсом.

Несамоходные

Рассматриваемая категория отличается от самоходной типом управления. Для осуществления движения водитель должен приложить физические усилия или присоединить ТС к другому транспорту (прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски).

Знаете ли вы? На весь мир приходится всего 2 полностью подземно-тоннельных линии — обе в Японии между населёнными пунктами Татэяма и Омати. Кстати надземных троллейбусов в этой стране нет вообще.

В эту категорию входят:

  • мотоциклы;
  • мопеды, мотовездеходы;
  • велосипеды.

Даже при том, что мотоциклы и мопеды, а также приравниваемые к ним ТС, оснащены двигателями, человеку нужно уметь держать равновесие, а соответственно прилагать силу на протяжении всего времени поездки.

Безрельсовые

Эта группа объединяет все сухопутные ТС, которые не передвигаются по рельсам. Они ездят по ровным или грунтовым дорогам. Могут быть оснащены не только колёсами, но и гусеничными системами или полозьями для движения по ледяным поверхностям, снегу.

Важно! Владельцам авто разрешается передавать управление третьим лицам только, если у них при себе имеется удостоверение с соответствующей категорией.

Эксплуатация механических ТС

Основные правила эксплуатации ТС механического типа:

  1. Соблюдать правила дорожного движения.
  2. Обязательно проходить техосмотр в соответствии с требованиями закона о безопасности на дороге для конкретного транспорта.
  3. Поставить средство передвижения на учёт в ГИБДД.
  4. Застраховать собственность в течение 10 дней с момента покупки.
  5. Ежегодно продлевать страховку.
  6. Не создавать помех другим участникам движения.
  7. Использовать транспорт только по назначению (служебный, рабочий, личный) и только на предназначенном для него дорожном покрытии.
  8. Вовремя ремонтировать ТС.
  9. Использовать средства защиты при езде на мотоциклах, мопедах и подобных им ТС (шлем).
  10. Не превышать скорость. Учитывать положение дорожных знаков, разметок, сигналы светофора и регулировщика.

Видео: Эксплуатация транспортных средств

При себе каждый водитель должен иметь удостоверение, страховой полис и техпаспорт. В общественном транспорте, помимо этого пакета документов, должна быть схема маршрута и точное расписание его прохождения по времени. Для военной техники нужно оформлять технический талон.

Механические типы транспорта характеризуются наличием внутреннего двигателя и делятся на несколько категорий. Предназначены для транспортировки грузов, выполнения различных работ, перевозки пассажиров. Используя специальные виды механических ТС по назначению, можно осуществлять передвижение по дорожному покрытию с различной структурой (бездорожье, асфальт, рельсы и пр.).

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. «О дорожном движении» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 85, 2/881) и устанавливают порядок дорожного движения на территории Республики Беларусь.
В случаях, не предусмотренных указанным Законом и настоящими Правилами, порядок движения должен быть согласован с органами Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (далее – ГАИ).
Изменения организации дорожного движения вводятся в соответствии с Законом и настоящими Правилами и осуществляются путем регулирования дорожного движения регулировщиками, а также при помощи дорожных знаков, дорожной разметки, светофоров и других технических средств организации дорожного движения, размещаемых по согласованию с органами ГАИ.
2. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования настоящих Правил, действовать добросовестно и разумно, а также быть взаимно вежливыми. Каждый участник дорожного движения, соблюдающий настоящие Правила, вправе рассчитывать на то, что и другие участники движения будут выполнять содержащиеся в них требования.
Участники дорожного движения и другие лица, которые могут повлиять на установленный порядок движения, не должны создавать опасности или препятствия для движения.
3. Лица, нарушившие настоящие Правила, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
4. В настоящих Правилах применяются следующие термины и понятия:
безопасность дорожного движения – состояние дорожного движения, обеспечивающее минимальную вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия и опасности для движения;
велосипед – транспортное средство, за исключением инвалидных колясок, приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на (в) нем;
водитель – физическое лицо, управляющее транспортным средством, за исключением лица, обучаемого вождению. К водителю приравниваются лицо, обучающее вождению транспортного средства и при этом находящееся в нем, а также всадник, извозчик, погонщик животных;
вынужденная остановка – прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой участниками дорожного движения, перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением объекта, препятствующего движению;
видимость в направлении движения – максимальное расстояние, на котором с места водителя можно распознать элементы дороги перед транспортным средством и правильно ориентироваться при управлении;
главная дорога – дорога, обозначенная дорожными знаками «Главная дорога», «Пересечение со второстепенной дорогой», «Примыкание второстепенной дороги» или «Автомагистраль», по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с усовершенствованным покрытием по отношению к дороге без усовершенствованного покрытия, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с усовершенствованным покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой;
дорога – комплекс инженерных сооружений либо полоса земли, предназначенные и используемые для движения в установленном порядке транспортных средств и пешеходов;
дорожное движение – движение пешеходов и (или) транспортных средств по дороге, в том числе стоянка и остановка в пределах дороги, и связанные с ним общественные отношения;
дорожно-транспортное происшествие – происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица;
железнодорожный переезд – пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне;
железнодорожное транспортное средство – подвижной железнодорожный состав: локомотивы, вагоны, электропоезда, дизель-поезда, автомоторисы и т.п.;
жилая зона – территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Жилая зона» и «Конец жилой зоны»;
заблаговременно – момент оповещения (информирования) о маневре участников дорожного движения, с которого они имеют возможность безопасного продолжения движения;
крупногабаритное и (или) тяжеловесное транспортное средство – транспортное средство таких габаритов и (или) массы, при которых для проезда по дорогам Республики Беларусь требуется специальное разрешение, выдаваемое в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
максимальная масса транспортного средства – масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная организацией (заводом)-изготовителем в качестве максимально допустимой. Сумма максимальных масс транспортных средств, входящих в состав транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается как максимальная масса состава транспортных средств;
маневрирование – перестроение транспортного средства в движении из одной полосы в другую, а также его поворот направо или налево, разворот, съезд с дороги;
маршрутное транспортное средство – транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси), движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами (остановками);
механическое транспортное средство – транспортное средство, приводимое в движение двигателем;
мопед – механическое транспортное средство, оборудованное двигателем с рабочим объемом до 50 кубических сантиметров и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие механические транспортные средства с аналогичными характеристиками;
мотоцикл – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него и двигателем с рабочим объемом более 50 кубических сантиметров. К мотоциклам приравниваются трехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 килограммов, а также мопеды, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 километров в час;
населенный пункт – застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Начало населенного пункта» и «Конец населенного пункта»;
недостаточная видимость – видимость дороги в направлении движения менее 300 метров, обусловленная погодными и метеорологическими условиями;
нетранспортное положение (сельскохозяйственных, дорожных, строительных и других машин и механизмов) – положение конструктивных элементов сельскохозяйственных, дорожных, строительных и других машин и механизмов, в котором они при транспортировке могут стать препятствием для дорожного движения, повредить покрытие дороги, железнодорожный путь, оборудование железнодорожного переезда, средства организации дорожного движения;
обгон – опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части) встречного движения;
обзорность – объективная возможность видеть дорожную обстановку с места водителя;
обеспечение безопасности дорожного движения – комплекс мер, направленных на защиту участников дорожного движения, транспортных средств и перевозимых на них грузов от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
обозначенный перекресток – перекресток, перед которым на данной дороге установлены дорожные знаки приоритета;
обочина – выделенный конструктивно или сплошной линией дорожной разметки элемент дороги, примыкающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, расположенный с ней на одном уровне и не предназначенный для движения транспортных средств, кроме случаев, предусмотренных настоящими Правилами. Обочина может использоваться для остановки и стоянки транспортных средств, движения пешеходов, мопедов, велосипедов (при отсутствии тротуаров, пешеходных, велосипедных дорожек), гужевых повозок (саней);
ограниченная обзорность – видимость дороги в направлении движения, ограниченная геометрическими параметрами дороги, придорожными инженерными сооружениями, насаждениями и прочими объектами, а также транспортными средствами;
одноколейное транспортное средство – транспортное средство на колесах, у которого все они размещены на одной линии одно за другим;
опасность для движения – изменение условий дорожного движения или технического состояния транспортного средства, угрожающее безопасности участников дорожного движения, вынуждающее водителя изменить скорость движения или остановиться;
опережение – движение транспортного средства со скоростью, превышающей скорость попутного транспортного средства (транспортных средств), движущегося по соседней полосе;
организация дорожного движения – комплекс правовых, технических, организационно-распорядительных и иных мер по обеспечению эффективности дорожного движения и его безопасности;
организованная пешеходная колонна – группа людей, передвигающаяся по определенному маршруту и имеющая руководителя;
организованная транспортная колонна (далее – колонна) – группа из двух и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенным ближним светом фар в сопровождении транспортного(ых) средств(а) оперативного назначения с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячками синего и красного цветов и включенным специальным звуковым сигналом;
остановка – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут и более, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства;
очевидец дорожно-транспортного происшествия – физическое лицо, непосредственно наблюдавшее дорожно-транспортное происшествие, которое располагает соответствующей информацией и может ее предоставить;
пассажир – физическое лицо, находящееся на (в) транспортном средстве, но непричастное к управлению им, а также лицо, входящее в транспортное средство или садящееся на него, сходящее с транспортного средства или высаживающееся из него;
перекресток – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий;
пешеход – физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске без двигателя, ведущее велосипед, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску и не выполняющее на дороге ремонтные и другие работы;
пешеходный переход – участок проезжей части, обозначенный дорожными знаками «Пешеходный переход» и (или) дорожной разметкой и предназначенный для движения пешеходов через дорогу;
полоса движения – любая полоса из продольных полос проезжей части дороги, обозначенная или не обозначенная дорожной разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения;
полоса отвода – полоса земли, на которой размещается дорога и все ее сооружения;
препятствие для дорожного движения – объект, который находится на пути движения транспортного средства и вынуждает водителя снизить скорость, маневрировать или остановиться;
преимущество (приоритет) – право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения;
прилегающая территория – территория, непосредственно прилегающая к дороге (дворы, жилые массивы, автозаправочные станции, предприятия, строительные площадки, автостанции и иное);
прицеп – транспортное средство, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством (в настоящих Правилах в это понятие входят прицепы, прицепы-роспуски и полуприцепы);
проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения транспортных средств;
разделительная полоса – выделенный конструктивно или с помощью дорожной разметки элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально оборудованных мест;
регулировщик – уполномоченное лицо, имеющее соответствующее удостоверение и экипировку и осуществляющее регулирование дорожного движения;
стоянка – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства;
тахограф – контрольное устройство, устанавливаемое на механических транспортных средствах в целях непрерывного измерения и (или) регистрации в автоматическом режиме данных о движении этих механических транспортных средств: пройденного пути, скорости движения, периодов работы и отдыха водителей и иной дополнительной информации;
темное время суток – промежуток времени, который начинается после захода солнца и заканчивается с восходом солнца;
технические средства организации дорожного движения – комплекс устройств, конструкций, сооружений и изображений, применяемых на дорогах для регулирования дорожного движения, обеспечения его безопасности и повышения пропускной способности дорог;
трамвай – механическое транспортное средство, движущееся по рельсам, которые расположены на дороге на одном уровне с проезжей частью;
транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дороге людей, грузов или установленного на нем оборудования;
транспортное средство оперативного назначения – транспортное средство, имеющее специальную цветографическую окраску и (или) световую и звуковую сигнализацию;
тротуар – часть дороги, предназначенная для движения пешеходов и примыкающая к проезжей части или отделенная от нее газоном;
усовершенствованное покрытие – покрытие дороги из асфальтобетонных или цементобетонных смесей, из щебеночных, гравийных, шлаковых или других минеральных материалов, обработанных органическими или минеральными материалами, а также мостовые из штучных материалов: брусчатки, булыжника, клинкера, мозаики и иных изделий;
уступить дорогу (не иметь преимущества) – не начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения изменить направление движения или скорость;
участник дорожного движения – физическое лицо, находящееся в пределах дороги на (в) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщика и лица, выполняющего на дороге ремонтные и другие работы;
элементы дороги – одна или несколько проезжих частей дороги, в том числе трамвайные пути, а также тротуары, пешеходные дорожки, разделительные полосы, настилы железнодорожных переездов, обочины, съезды, примыкания и пересечения (при их наличии).

Другие главы ПДД Республики Беларусь

Глава 2 ПДД РБ Права участников дорожного движения Глава 3 ПДД РБ Обязанности водителей Глава 4 ПДД РБ Обязанности водителей и иных участников дорожного движения в особых случаях Глава 5 ПДД РБ Обязанности пешеходов Глава 6 ПДД РБ Обязанности пассажиров Глава 7 ПДД РБ Сигналы дорожных светофоров и регулировщика Глава 8 ПДД РБ Применение аварийной световой сигнализации и знака аварийной остановки Глава 9 ПДД РБ Начало движения, маневрирование Глава 10 ПДД РБ Расположение транспортных средств на проезжей части дороги Глава 11 ПДД РБ Скорость движения Глава 12 ПДД РБ Обгон, встречный разъезд Глава 13 ПДД РБ Остановка и стоянка Глава 14 ПДД РБ Проезд перекрестков Глава 15 ПДД РБ Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств Глава 16 ПДД РБ Железнодорожные переезды Глава 17 ПДД РБ Движение по автомагистрали Глава 18 ПДД РБ Движение в жилых зонах Глава 19 ПДД РБ Приоритет маршрутных транспортных средств Глава 20 ПДД РБ Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами транспортных средств Глава 21 ПДД РБ Буксировка механических транспортных средств Глава 22 ПДД РБ Обучение вождению механического транспортного средства Глава 23 ПДД РБ Перевозка пассажиров Глава 24 ПДД РБ Перевозка грузов Глава 25 ПДД РБ Движение на велосипедах и мопедах Глава 26 ПДД РБ Движение гужевого транспорта и прогон животных Глава 27 ПДД РБ Основные положения по допуску транспортных средств к участию в дорожном движении, их техническое состояние, оборудование Глава 28 ПДД РБ Обязанности должностных и иных лиц автотранспортных и других организаций по обеспечению безопасности дорожного движения

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 17 (372).

Право. Вып. 43. С. 30-37.

УДК 342.9

ББК 67.301

ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СФЕРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

В. В. Денисович

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия

B. И. Майоров

ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», Тюмень, Россия

C. В. Полякова

ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), Челябинск, Россия

Словосочетание «сфера дорожного движения» практически постоянно применяется при обсуждении вопросов безопасности участников дорожного движения. Оно вошло в обиход на всех уровнях нашего общества, начиная от рядовых участников дорожного движении и заканчивая председателем правительства и президентом страны. При этом не до конца понятно содержание этого термина, что, по нашему мнению, является одной из проблем обеспечения безопасности участников дорожного движения.

Ключевые слова: сфера дорожного движения, аварийность, опасность, обеспечение безопасности участников дорожного движения, безопасность в сфере дорожного движения.

B. Н. Разгуляева , С. Б. Мамаева . Несмотря на то что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушения (далее — КоАП РФ) глава 12 называется «Административные правонарушения в области дорожного движения», профессор Б. В. Россинский в статье «Административные наказания в сфере дорожного движения и аварийность на автомобильном транспорте» (аналитическое исследование причин аварийности в нашей стране за последние сорок лет) в качестве ключевых слов и в названии статьи также использует словосочетание «сфера дорожного движения».

Анализ научных публикаций показал стремление ученых исследовать проблемные вопросы административной ответственности в той или иной «сфере», а не в «области», как это закреплено в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, например, А. А. Караваев и Т. М. Занина иссле-

довали вопросы административной ответственности за правонарушения в сфере охраны конфиденциальной информации, при этом глава 13 КоАП РФ имеет название «Административные правонарушения в области связи и информации». Т. А. Зайцева исследовала проблемы соотношения контроля и надзора в сфере предпринимательства , а глава 14 КоАП РФ называется «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций».

Как известно, системный подход (системный метод) — это современное направление философии и методологии науки, относящееся к классу общенаучных понятий и категорий. «Системный подход ориентирует научное исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину» .

По нашему мнению, изучение общественных отношений с учетом общесистемных признаков дает возможность рассматривать совокупность этих отношений именно как сферу. Обусловлено это тем, что в условиях государства общественные отношения определенным образом упорядочиваются и приобретают содержание некой налаженной системы, в которой соблюдается определенный баланс интересов всех участников общественных отношений.

В русском толковом словаре в первом значении слово «сфера» рассматривается как шар или его поверхность с произвольным радиусом для представления видимого расположения чего-либо (например, земная сфера) .

В общественных науках, и прежде всего в социально-экономических, например, в социологии, «сфера» (англ. sphere) понимается как пределы распространения чего-либо; среда, общественное окружение . В Большом экономическом словаре более детально представлены различные сферы жизнедеятельности общества, а также субъектов деятельности, например: сфера деятельности, сфера материального производства, социальная сфера, сфера услуг, сфера компетенций руководителя и др.

Таким образом, сферы жизни общества представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности. Из этого следует, что сферы общественной жизни являются различными совокупностями устойчивых отношений между со -циальными субъектами, включенными в различные виды и сферы деятельности. Центральное место человека в них обусловлено тем, что так или иначе, но он вписан во все сферы жизни общества. Поэтому сферы жизни общества — это не «геометрические пространства», где обитают отдельно взятые индивиды, а отношения одних и тех же субъектов в связи с различными сторонами их жизнедеятельности.

Предложение рассматривать дорожное движение как сферу дорожного движения аргументируется нами прежде всего тем, что общественные отношения по поводу удовлетворения транспортной потребности общества значительно шире , чем это изложено в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» . В Законе дорожное движение определено как «со -вокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог». Такой подход к определению понятия дорожного движения расширил его содержание, но, по мнению Н. В. Якубенко, это было не совсем корректно, так как для определения такого сложного явления, как дорожное движение, допускалось использование термина «совокупность», который не подходит в связи с тем, что дорожное движение должно рассматриваться как сложная открытая система, характеризующаяся целенаправленностью и динамичностью.

Позволим себе отметить, что понятие «совокупность» — это «сочетание, соединение, общий итог чего-нибудь» .

Дорожное движение, включающее в себя пространственное перемещение людей и грузов, в це -лом не является стихийным процессом, а представляет собой результат сознательной и управляемой деятельности, причем эта деятельность не отдельных индивидуумов, а процесс дорожно-транспортной системы государства.

Транспортная потребность, без удовлетворения которой невозможна социальная и экономическая жизнь и на обслуживание носителей которой направлено дорожное движение, есть пространственное перемещение людей, средств и продуктов их труда. Оно составляет неотъемлемую часть материального производства, социально-культурной и административно-политической сферы, быта людей. Это вполне естественно и закономерно, так как пространство и время являются основными формами существования материи, в том числе ее социальной составляющей. Современное общество немыслимо без его автомобилизации. Практически все члены нашего общества в различном качестве участвуют в дорожном движении.

В связи с этим предлагается официально признать и включить в оборот определение понятия «сфера дорожного движения», содержащее общественные отношения не только по удовлетворению транспортной потребности, но и те отношения, которые возникают на стадии подготовки и обеспечения транспортного процесса. Чем обусловлено это предложение? Во-первых, тем, что дорожное движение является социотехни-ческой системой, связанной единством социальных и технических элементов, состоящей из комплекса подсистем и взаимосвязанных элементов. В первом приближении можно выделить подсистему подготовки процесса удовлетворения транспортной потребности. К этому относится комплекс элементов по подготовке участников дорожного движения, транспортных средств, дорог, а также подсистема непосредственного удовлетворения транспортной потребности, или ее можно обозначить как подсистему реализации транспортной возможности.

Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» определена общая цель для этих двух подсистем — защита участников дорожного движения от дорожно-транспортных происше -ствий и их последствий.

Следовательно, деятельность, направленная на выявление и предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, должна осуществляться на этапах подготовки и реализации транспортной возможности. Именно такой подход дает право рассматривать дорожное движение как сферу общественных отношений. Эти отношения объединены одной целью, урегулированы различными нормами, в том числе нормами права.

Применительно к сфере дорожного движения обеспечение безопасности участников процесса, удовлетворение транспортной потребности предлагается рассматривать как деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по управлению в этой сфере. Таким образом, предлагаемая сфера дорожного движения приобретает системообразующий характер. На ее нижнем уровне находится подсисте -ма, функционирование которой непосредственно обеспечивает удовлетворение транспортных потребностей, т. е. пространственное перемещение людей и грузов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субъектом управления в этой подсистеме являются участники дорожного движения, объектом — технический комплекс «транспортные средства — улично-дорожная сеть».

Существование подсистемы удовлетворения транспортной потребности и процесс ее функционирования возможны только как результат деятельности подсистемы второго уровня — подсистемы подготовки и обслуживания дорожного движения. Она объединяет в себе предприятия, организации, учреждения, деятельность которых связана с созданием условий дорожного движения, а следовательно, и с обеспечением безопасности участников дорожного движения. Результат ее функционирования — определенное состояние улично-дорожной сети, транспортных средств, уровень подготовки участников дорожного движения, прежде всего водителей транспортных средств.

Третий, высший уровень системы обеспечения безопасности дорожного движения занимает подсистема, образуемая органами исполнительной власти, осуществляющими функции государственного управления отраслевого и межотраслевого характера по отношению к подсистемам первого и второго уровней. Функционирование данной подсистемы обеспечивает, во-первых, подготовку и принятие в пределах компетенции

нормативных актов; во-вторых, конкретную организацию деятельности субъектов «обслуживающей» подсистемы. От эффективности этой работы зависит качество работы субъектов второго уровня и в конечном итоге уровень дорожно-транспортного травматизма.

Эффективность в государственном управлении достигается различными способами воздействия, в том числе и административно-правовым . Именно правовой аспект как средство регулирования отношений в сфере дорожного движения занимает очень важное место в общей проблематике обеспечения безопасности участников дорожного движения. Возникающие в процессе управления им общественные отношения и служат предметом административно-правового регулирования. Более того, вопросы правового регулирования этих общественных отношений требуют особого подхода, так как автотранспортная деятельность является источником повышенной опасности. Правовая регламентация деятельности и поведения всех участников дорожного движения и последующая реализация этих норм играют решающую роль в обеспечении безопасности. Важное значение для обеспечения эффективной деятельности в пределах установленных нормативов и правомерного поведения в сфере дорожного движения имеет юридическая ответственность за нарушение правил и норм, действующих во всех трех подсистемах.

В юридической науке до сих пор продолжаются дискуссии о понятии и сущности юридической ответственности, однако применительно к сфере дорожного движения наиболее подходящим является понимание ответственности с точки зрения общепринятого подхода, а именно как меры государственного принуждения, выраженной в отрицательных последствиях для правонарушителя, наступающих в виде ограничений личного или имущественного характера.

Безопасное удовлетворение транспортной потребности возможно при условии качественного функционирования комплекса подготовки и обслуживания транспортного процесса. Этот комплекс включает в себя предприятия, организации, учреждения, деятельность которых связана с созданием условий дорожного движения, а следовательно, и с обеспечением безопасности участников дорожного движения. Результат его функционирования — определенное состояние улично-дорожной сети, транспортных средств, уровень подготовки участников дорожного дви-

жения, прежде всего водителей транспортных средств.

В сфере дорожного движения, по нашему мнению, меры юридической ответственности прежде всего должны быть направлены на предупреждение общественно опасных деяний участников дорожного движения и других субъектов, обеспечивающих безопасное транспортное перемещение, а также на устранение вредных последствий этих общественно опасных деяний.

При этом рассмотрение сферы дорожного движения с точки зрения системного подхода дает нам право заявить о наличии проблем как в вопросах регулирования общественных отношений, так и в вопросах юридической ответственности в подсистемах подготовки и обслуживания транспортного процесса.

В подсистеме, удовлетворяющей транспортную потребность общества (процессе транспортного перемещения), общественные отношения регулируются Правилами дорожного движения и другими нормативными документами. За допущенные нарушения правил и нормативов участниками дорожного движения законодательством Российской Федерации предусмотрена юридическая ответственность, среди которой можно выделить: дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную.

Дисциплинарная ответственность водителя транспортного средства, принадлежащего работодателю, может наступить за совершение дисциплинарного проступка, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ст. 192 ТК РФ). В данном случае работодатель имеет право применить к работнику дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, либо увольнение по соответствующим основаниям.

Материальная ответственность водителя транспортного средства, принадлежащего работодателю, наступает за ущерб, причиненный имуществу работодателя в результате виновного, противоправного поведения, выраженного в виде действия или бездействия.

Гражданская правовая ответственность водителя — владельца источника повышенной опасности предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ). В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинив-

шим вред. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины его причинителя. Такая ответственность владельцев источников повышенной опасности предусмотрена ст. 1079 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 1079 ГК юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (например, использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если они не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Пункт 3 ст. 1079 ГК РФ предусматривает, что владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (например, столкновение транспортных средств) третьим лицам по основаниям, предусмотренным п. 1 указанной статьи. Данный вид юридической ответственности предусмотрен ввиду того, что источник повышенной опасности — это материальные объекты, обладающие вредоносными свойствами и не поддающиеся в процессе деятельности полному контролю человека.

Административная ответственность предусмотрена ст. 12.1-12.37 главы «Административные правонарушения в области дорожного движения» КоАП РФ. Кроме указанной главы за нарушения нормативов в подсистеме непосредственного удовлетворения транспортной потребности предусмотрена административная ответственность в главе 11 «Административные правонарушения на транспорте» (ст. 11.14, 11.14.1, 11.15.1, 11.23, 11.26, 11.29 КоАП РФ).

За нарушение правил и норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования ст. 9.3 КоАП РФ установлена административная ответственность (глава 9 «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике»).

Статьей 8.23 предусмотрена ответственность за эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах, либо нормативов уровня шума (глава 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды»).

Также можно выделить ст. 14.38 КоАП РФ, которой установлена ответственность за нарушение требований к размещению рекламы на дорожных

знаках и транспортных средствах (глава 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности»).

В главе 19 «Административные правонарушения против порядка управления» ст. 19.3 и 19.4 установлена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению: в первом случае — сотрудника полиции, во втором — должностного лица органа, осуществляю -щего государственный надзор (контроль).

Уголовная ответственность предусмотрена Уголовным кодексом РФ за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспорта (ст. 264 УК). Следует учитывать, что ответственность наступает только в том случае, если нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспорта повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерти человека.

Представляется, что юридическая ответственность и применение наказания за нарушение норм, правил и стандартов в сфере дорожного движения должны применяться не только к непо -средственным участникам дорожного движения, но и к лицам (юридическим и физическим), допускающим противоправные действия на стадии подготовки и обеспечения (обслуживания) транспортного процесса. В Кодексе об административных правонарушениях РФ ряд статей предусматривают ответственность субъектов (как физических, так и юридических лиц), деятельность которых связана с подготовкой, обслуживанием транспортного процесса и управлением в сфере дорожного движения.

Так, например, следует выделить следующие составы:

— ст. 5.43. Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для спе -циальных автотранспортных средств инвалидов;

— ст. 8.22. Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах, либо нормативов уровня шума;

— ст. 11.21. Нарушение правил использования полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги;

— ст. 11.22. Нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— ст. 11.23. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного

средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха;

— ст. 11.24. Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов;

— ст. 11.32. Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров;

— ст. 14.4.1. Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств предусматривает ответственность должностных и юридических лиц в виде штрафа от трех тысяч до трехсот тысяч рублей;

— ст. 19.6.1. Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

Изложенное выше дает возможность сделать вывод о необходимости создания правового режима не только для процесса удовлетворения транспортной потребности, но и всей деятельности, обеспечивающей этот процесс. Таким образом, необходимо прежде всего нормативно определить понятие «сфера дорожного движения». Предпосылки к этому со стороны законодателя уже имеются. Краткое содержание Федерального закона от 31.12.2014 № 528-ФЗ изложено следующим образом: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения».

Представляется, что более логично и юридически грамотно было бы, если краткое содержание этого закона не содержало слово «безопасности». Для этого понятие сферы дорожного движения должно включать в себя общественные отношения не только по удовлетворению транспортной потребности, но и те отношения, которые возникают на стадии его подготовки и обеспечения безопасного и эффективного функционирования. Кроме того, необходимо установить в законода-

тельном порядке совокупность правил всех видов деятельности физических и юридических лиц в сфере дорожного движения, правил поведения

и реализации ими своих прав и выполнения обязанностей, а также ответственность за нарушения норм в сфере дорожного движения.

Список литературы

3. Большой экономический словарь / под. ред. А. Н. Азрилияна. — 7-е изд., доп. — М., 2008. — 1400 с.

6. Зайцева, Т. А. Проблемы соотношения контроля и надзора в сфере предпринимательства / Т. А. Зайцева // Вестн. Акад. — 2012. — № 1. — С. 77-79.

7. Истомин, С. В. Безопасность в сфере дорожного движения / С. В. Истомин, А. А. Слепов // Охрана и экономика труда. — 2011.- № 3. — С. 43 -44.

9. Лопатин, В. В. Русский толковый словарь / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. — М., 2004. — 956 с.

10. Майоров, В. И. К вопросу о безопасности в сфере дорожного движения / В. И. Майоров // Транспорт. право. — 2009. — № 4. — С. 38-48.

14. Осипов, Г. В. Социологический энциклопедический словарь / Г. В. Осипов. — М., 1998. — 450 с.

18. Энциклопедия эпистемологии и философия науки. — М., 2009. — 900 с.

Сведения об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Денисович Вероника Владимировна — кандидат юридических наук, адвокат, доцент кафедры гражданского права и процесса Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. vera.denisovich.84@mail.ru

Майоров Владимир Иванович — доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного и финансового права Тюменского государственного университета, Тюмень, Россия. 1955715@rambler.ru

Полякова Светлана Владимировна — преподаватель кафедры управления и права Южно-Уральского го -сударственного университета, Челябинск, Россия. vip.polyakovasv@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 17 (372). Law. Issue 43. Pp. 30-37.

ROAD TRAFFIC AS A SPHERE OF PUBLIC RELATIONS

V.V. Denisovich

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. vera.denisovich.84@mail.ru

V.I. Mayorov

Tyumen State University, Tyumen, Russia. 1955715@rambler.ru

S. V. Polyakova

South Ural State University, Chelyabinsk, Russia. vip.polyakovasv@mail.ru

The phrase «the scope of the Road» is almost always used in the discussion of the safety of road users. It

came into use at all levels of our society, from ordinary road users, and ending with the Prime Minister and

the President. It is not entirely clear, the content of the term, which, in our opinion, is one of the problems of

safety of road users.

Keywords: area road traffic, accident rate, danger, ensure the safety of road traffic safety in road traffic.

3. Azriliyan A.N. (ed.). Bol’shoj jekonomicheskij slovar’ . Moscow, 2008. 1400 p. (In Russ.).

9. Lopatin V.V., Lopatina L.E. Russkij tolkovyj slovar’ . Moscow, 2004. 956 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *