Дебиторская задолженность прошлых лет в бюджетном учреждении

Содержание

Особенности бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности государственными и муниципальными учреждениями

05 сентября

Позднякова Вера Сергеевна,

аттестованный преподаватель-консультант по бюджетному учету и отчетности государственных и муниципальных учреждений

При ведении бухгалтерского учета государственными и муниципальными учреждениями у бухгалтеров возникают трудности, связанные со списанием дебиторских и кредиторских задолженностей по сроку исковой давности.

В настоящее время бюджетный финансовый механизм невозможен без системы расчетных отношений, включающей следующую классификацию расчетов:

  • расчеты, осуществляемые внутри учреждения, – внутренние расчеты (расчеты между администрацией и персоналом, возникающие в процессе экономической, управленческой, научной, производственной и иной деятельности, с целью осуществления которой создавалось учреждение);
  • расчеты, осуществляемые между структурными подразделениями учреждения, – внутрихозяйственные расчеты;
  • расчеты, осуществляемые между учреждением и вышестоящим органом (ведомством, управлением и т. д.), – внутриведомственные расчеты;
  • расчеты, возникающие между учреждением и поставщиками (подрядчиками) за поставки материальных ценностей, оказание услуг, выполнение работ, – межхозяйственные расчеты.

Приведенная классификация расчетов положена в основу построения бухгалтерского учета расчетов в учреждениях.

Дебиторская задолженность – это задолженность других организаций, учреждений, работников и физических лиц данному учреждению (задолженность покупателей за купленную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги, задолженность подотчетных лиц за выданные денежные средства и др.). Организации, учреждения и лица называются дебиторами.

Кредиторская задолженность – это задолженность данного учреждения другим организациям, учреждениям, работникам и физическим лицам (задолженность перед поставщиками и подрядчиками за приобретенные материальные ценности (работы, услуги), задолженность перед работниками по заработной плате, задолженность перед бюджетом по сборам и налогам и др.). В этом случае организации, учреждения и лица называются кредиторами.

В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженности отражаются по их видам.

По истечении срока исковой давности дебиторская задолженность (счета учета 20521, 20531, 20571, 20574) и кредиторская задолженность (счета учета 30221–30226, 30231, 30234, 30291), а также депонентская задолженность (счет учета 30402) подлежат списанию. Общий срок исковой давности установлен Гражданским кодексом Российской Федерации в три года. Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности – сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Срок исковой давности начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств, если он определен, или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.

Дебиторские и кредиторские задолженности со сроком исковой давности (3 года) подлежат списанию с баланса в общеустановленном порядке на основании проведенной инвентаризации, письменного обоснования задолженностей и разрешения руководителя учреждения (вышестоящего органа).

Дебиторская задолженность, нереальная к взысканию по истечении срока исковой давности, списывается в порядке, установленном бюджетным законодательством, в следующем порядке:

Дебет 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы по операциям с активами»

Кредит 0 205 00 660 «Уменьшение дебиторской задолженности».

Списанная с баланса, но не аннулированная с бухгалтерского учета сумма дебиторской задолженности продолжает числиться на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» с момента признания ее в порядке, установленном законодательством, нереальной к взысканию в течение пяти лет с целью наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или при поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на лицевые счета учреждений указанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета (- 04).

В случае погашения просроченной дебиторской задолженности дебитором казенного учреждения полученные суммы списываются с забалансового учета (- 04) и подлежат восстановлению на балансовом учете казенного учреждения в следующем порядке:

Дебет 1 205 00 560 «Увеличение дебиторской задолженности»

Кредит 1 401 10 173 «Чрезвычайные доходы по операциям с активами».

Поступающие суммы дебиторской задолженности прошлых лет на единый счет соответствующего бюджета признаются доходом бюджета (код КОСГУ 130) и подлежат кассовому администрированию на бюджетном учете казенного учреждения в следующем порядке:

Дебет 1 210 02 130 «Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»

Кредит 1 205 00 660 «Уменьшение дебиторской задолженности».

В случае погашения просроченной дебиторской задолженности дебитором бюджетного или автономного учреждения полученные суммы списываются с забалансового учета (- 04) и подлежат восстановлению на балансовом учете бюджетного или автономного учреждения в следующем порядке:

Дебет 2 205 00 560 «Увеличение дебиторской задолженности»

Кредит 2 401 10 173 «Чрезвычайные доходы по операциям с активами».

Поступающие суммы дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет бюджетного или автономного учреждения, открытого в органе казначейства (кредитной организации) признаются собственным доходом учреждения (код КОСГУ 180) и отражаются в бухгалтерском учете в следующем порядке:

Дебет 2 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»,

2 201 21 510 «Поступления денежных средств учреждения на счета в кредитной организации»

Кредит 2 205 00 660 «Уменьшение дебиторской задолженности».

Одновременно данное поступление денежных средств отражается на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» по коду КОСГУ 180.

Кредиторская и депонентская задолженности по истечении срока исковой давности списываются на доходы учреждения в следующем порядке:

Дебет 0 302 00 830 «Уменьшение кредиторской задолженности»

0 304 02 830 «Расчеты по депонентам»

Кредит 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами».

Для учета сумм непредъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договора (контракта), в том числе суммы кредиторской задолженности, не подтвержденных по результатам инвентаризации, кредитором используется забалансовый счет 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами».

Задолженность учреждения, невостребованная кредитором, принимается к забалансовому учету (счет 20) для наблюдения в течение срока исковой давности в сумме задолженности, списанной с балансового учета.

Списание задолженности учреждения, невостребованной кредиторами, с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии (инвентаризационной комиссии) учреждения, в порядке, установленном: для казенных учреждений – главным распорядителем бюджетных средств, (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета); для бюджетных и автономных учреждений – актом учреждения в рамках формирования учетной политики.

В случае регистрации учреждением денежного обязательства по требованию, предъявленному кредитором в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, задолженность учреждения, невостребованная кредитором, подлежит списанию с забалансового учета и отражению на соответствующих аналитических балансовых счетах учета обязательств. При этом производится восстановление кредиторской задолженности на бухгалтерском учете учреждения с целью ее погашения. Данная хозяйственная операция отражается в учете учреждения в следующем порядке:

  • восстановление кредиторской задолженности:

Дебет 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»

Кредит 0 302 00 730 «Увеличение кредиторской задолженности»;

  • погашение кредиторской задолженности с лицевого счета учреждения:

Дебет 0 302 00 830 «Уменьшение кредиторской задолженности»

Кредит 0 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»,

0 201 21 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации».

Несмотря на то что срок исковой давности по кредиторской задолженности, возможно, уже наступил, это не означает, что учреждение не может выполнить свои обязательства перед контрагентом (кредитором). Гражданский кодекс Российской Федерации допускает исполнение обязанности должником и после истечения срока исковой давности (ст. 206, п. 1 ст. 408 ГК РФ). Для осуществления этой цели достаточно подписать с контрагентом (кредитором) соглашение и в результате появляется возможность в бухгалтерском учете учреждения произвести бухгалтерские записи по восстановлению кредиторской задолженности на основании оформленной Справки ф. 0504833. При этом необходимо учесть наличие источника покрытия восстановленной кредиторской задолженности.

Должностные лица, виновные в пропуске сроков исковой давности, привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Инвентаризация расчетов с персоналом, покупателями и подрядчиками, депонентами другими дебиторами и кредиторами заключается в выявлении остатков задолженностей и их обоснованности по соответствующим документам.

В соответствии с п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации (приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49), инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

При инвентаризации расчетов с персоналом выявляются не выплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам. При этом проверяются суммы, начисленные учреждением за отработанное и неотработанное время, стимулирующие выплаты в виде доплат и надбавок, компенсационные выплаты.

При инвентаризации расчетов с покупателями (заказчиками) и поставщиками (подрядчиками) для подтверждения обоснованности сумм числящейся дебиторской задолженности необходимы составленные акты сверки с юридическими лицами. По результатам инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности определяется размер задолженностей, подлежащий списанию с балансовых счетов на забалансовый учет (счета 04 и 20). Списание задолженности производится по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя учреждения. При этом необходимо учитывать, что решение о списании задолженности с баланса учреждения должно согласовываться в обязательном порядке с вышестоящим органом (ГРСБ).

Инструкция по бухгалтерскому учету (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) не устанавливает порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности (по ГК РФ – 3 года) и других нереальных долгов для взыскания (погашения). Проведение данной процедуры необходимо определить и согласовать с вышестоящим органом (ГРСБ) по следующим направлениям:

  • определить критерии отнесения дебиторской задолженности к безнадежной, т. е. нереальной к взысканию, а кредиторской задолженности к невостребованной кредиторами. В части определения безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской задолженности необходимо ориентироваться на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 196, 416, 417, 418, 419);
  • согласовать перечень документов, на основании которых задолженность подлежит списанию (акт инвентаризации задолженностей, письменное обоснование, приказ (распоряжение) вышестоящего органа (руководителя учреждения)).

Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности, включая задолженность с истекшим сроком исковой давности, отражают в Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089). Описи подписывают председатель и все члены инвентаризационной комиссии.

Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности, выявленные в процессе инвентаризации расчетов, являются базой формирования Пояснительной записки (ф. 0503769).

В целях принятия правильных управленческих решений, связанных с дебиторской и кредиторской задолженностью учреждения, необходимо проводить анализ движения дебиторской и кредиторской задолженности учреждения.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности учреждения проводится на основе данных баланса учреждения и предполагает оценку их объема, состава, структуры и динамики, а также построение баланса дебиторской и кредиторской задолженности.

Анализ начинается с изучения объема, состава, структуры и динамики дебиторской задолженности. Результаты анализа дебиторской задолженности учреждения оформляются в виде аналитических расчетов в следующей таблице:

По итогам аналитических расчетов делаются выводы о влиянии на отклонение общей величины дебиторской задолженности учреждения изменений сумм дебиторской задолженности в целом и отдельных их статей, а также дается оценка изменениям структуры дебиторской задолженности, произошедшим в отчетном году.

Рост величины и удельного веса любой дебиторской задолженности не может оцениваться положительно, так как все большее отвлечение финансовых активов из оборота учреждения, хотя и временное, не способствует повышению эффективности текущей деятельности учреждения и связано с некоторым риском.

В процессе анализа кредиторской задолженности рассматривается ее объем, состав, структура и динамика. Результаты анализа кредиторской задолженности учреждения оформляются в виде аналитических расчетов в следующей таблице:

По итогам аналитических расчетов делаются выводы о влиянии на отклонение общей величины кредиторской задолженности учреждения изменений сумм кредиторской задолженности в целом и отдельных их статей, а также дается оценка изменениям структуры кредиторской задолженности, произошедшим в отчетном году.

В процессе анализа особое внимание обращается на изменение суммы и удельного веса краткосрочной кредиторской задолженности (срок погашения до 1 года), так как ее увеличение может рассматриваться как негативное явление, связанное с большим риском раннего погашения.

На завершающем этапе анализа дебиторской и кредиторской задолженности составляется и анализируется баланс данных задолженностей, так как кредиторская задолженность считается источником финансирования дебиторской задолженности.

Баланс дебиторской и кредиторской задолженности оформляется в виде следующей таблицы:

Статьи дебиторской задолженности

На начало года

На конец года

Изменение

Статьи кредиторской задолженности

На начало года

На конец года

Изменение

Перечень статей

Перечень статей

ИТОГО

ИТОГО

Пассивное сальдо

Активное сальдо

БАЛАНС

БАЛАНС

В данной таблице размещаются все имеющиеся статьи дебиторской и кредиторской задолженности учреждения, определяются общие объемы дебиторской и кредиторской задолженности, затем производится их сопоставление и определяется пассивное или активное сальдо дебиторской и кредиторской задолженности.

Пассивное сальдо определяет превышение кредиторской задолженности над дебиторской задолженностью.

Активное сальдо определяет превышение дебиторской задолженности над кредиторской задолженностью.

После определения активного или пассивного сальдо обе части данной таблицы уравниваются путем сложения активного (пассивного) сальдо и итога кредиторской (дебиторской) задолженности. Полученное в результате такого сложения число размещается в строке «Баланс». С противоположной стороны, где отсутствует сальдо, результат из строки «Итого» переносится в строку «Баланс».

При данном анализе следует отметить, что наиболее оптимальной ситуацией считается равенство дебиторской и кредиторской задолженности, так как кредиторская задолженность является источником финансирования дебиторской задолженности. Менее оптимальная ситуация обусловлена наличием пассивного сальдо, которое рассматривается в качестве своеобразного дополнительного источника финансирования, хотя и не вполне надежного. Наименее оптимальная ситуация связана м существованием активного сальдо, которое может быть охарактеризовано как своеобразное дополнительное отвлечение средств их оборота учреждения.

В процессе анализа баланса дебиторской и кредиторской задолженности выявляются причины возникновения активного или пассивного сальдо и определяется влияние на его отклонение изменений по каждой статье дебиторской и кредиторской задолженности.

Нередко учреждениям в начале года поступают средства в результате возврата авансов, ранее уплаченных поставщикам, или возврата сумм по расчетам с бюджетами. Чтобы правильно распорядиться полученными деньгами и отразить операции в учете, важно принимать во внимание множество различных фактов. Рассмотрим все возможные варианты действий.

Вы — казенное учреждение

Пункт 2.5.6 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, предписывает следующее:

  • дебитор, имеющий задолженность прошлых лет перед получателем бюджетных средств, должен перечислить сумму задолженности непосредственно в доход соответствующего бюджета;
  • в случае если дебитор перечислил сумму задолженности прошлых лет не на счет учета доходов бюджета, а на лицевой счет самого получателя бюджетных средств, получатель бюджетных средств обязан в течение пяти рабочих дней после отражения соответствующего поступления на лицевом счете перечислить указанные средства в доход соответствующего бюджета.

Возможны четыре варианта отражения в учете казенного учреждения операции по возврату дебиторской задолженности прошлых лет в зависимости от двух условий:

  • на какой счет поступают денежные средства — на лицевой счет получателя бюджетных средств или непосредственно на счет учета доходов бюджета;
  • является ли учреждение само администратором соответствующего вида доходов бюджета.

Если учреждение не является администратором доходов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, то расчеты, связанные с возвратом средств в бюджет, следует отражать в учете с использованием счета 1 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Если учреждение является администратором соответствующих доходов бюджета, поступившие средства следует отражать по дебету счета 1 210 02 130 «Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг».

Рассмотрим все варианты отражения в бюджетном учете операции по возврату казенному учреждению дебиторской задолженности прошлых лет:

N
п/п
Бухгалтерская запись <*>
дебет счета кредит счета
1. Денежные средства поступили на лицевой счет получателя бюджетных
средств, учреждение не наделено полномочиями администратора доходов
бюджета
1.1 Зачисление на лицевой счет учреждения сумм
возврата дебиторской задолженности прошлых
лет
КРБ
1 304 05 000
КРБ
1 206 00 660
КРБ
1 303 00 730
1.2 Начисление задолженности перед бюджетом КДБ
1 401 10 130
КДБ
1 303 05 730
1.3 Перечисление учреждением в доход бюджета
сумм дебиторской задолженности прошлых лет
КДБ
1 303 05 830
КРБ
1 304 05 000
2. Денежные средства поступили на лицевой счет получателя бюджетных
средств, учреждение наделено полномочиями администратора доходов бюджета
2.1 Зачисление на лицевой счет учреждения сумм
возврата дебиторской задолженности прошлых
лет
КРБ
1 304 05 000
КРБ
1 206 00 660
КРБ
1 303 00 730
2.2 Перечисление учреждением в доход бюджета
сумм дебиторской задолженности прошлых лет
КДБ
1 210 02 130
КРБ
1 304 05 000
3. Денежные средства поступили на счет доходов бюджета, учреждение
наделено полномочиями администратора доходов бюджета
3.1 Зачисление в бюджет сумм дебиторской
задолженности, перечисленных
непосредственно дебитором
КДБ
1 210 02 130
КРБ
1 206 00 660
КРБ
1 303 00 730
4. Денежные средства поступили на счет доходов бюджета, учреждение не
наделено полномочиями администратора доходов бюджета
4.1 Отражение суммы средств, поступивших в
погашение дебиторской задолженности прошлых
лет, на основании Извещения (ф. 0504805)
КДБ
1 303 05 830
КРБ
1 206 00 660
КРБ
1 303 00 730
4.2 Отражение суммы расчетов с администратором
кассовых поступлений
КДБ
1 304 04 130
КДБ
1 303 05 730

<*> Здесь и далее используются следующие сокращения:

КРБ — код главного распорядителя бюджетных средств, код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расхода бюджета;

КДБ — код главного администратора доходов бюджета, код вида, подвида дохода бюджета. В разрядах 22, 23, 24 — 26 номера счета бюджетного учета вместо нулей указываются соответствующие коды группы, вида объекта учета, КОСГУ.

Поступление сумм возврата дебиторской задолженности на лицевой счет получателя бюджетных средств отражается в учете аналогично операции по восстановлению кассовых расходов. Затем при перечислении указанных средств в доход бюджета показывается кассовый расход по тем же кодам КРБ и КОСГУ.

В случае если учреждение не является администратором доходов бюджета от возвратов дебиторской задолженности прошлых лет и поступившие средства не проходят через лицевой счет самого учреждения, финансовый орган обязан направить учреждению Извещение (ф. 0504805). На его основании учреждение отразит в своем учете списание указанной дебиторской задолженности в дебет счета 1 304 04 130 в корреспонденции со счетом 1 303 05 000.

Вы — бюджетное учреждение

У бюджетных учреждений отсутствует обязанность возвращать суммы полученных возвратов дебиторской задолженности прошлых лет. Это становится ясно при анализе Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 29.10.2010 N 16н.

Единственное упоминание о возврате дебиторской задолженности содержится в п. 11 данного Порядка. В нем отмечается, что суммы возврата дебиторской задолженности, зачисленные на счет на основании расчетных документов, в которых не указан или указан ошибочный код КОСГУ, отражаются на лицевом счете клиента по коду «Прочие доходы» КОСГУ. Это указание соответствует общему порядку учета невыясненных поступлений.

Казенное учреждение превратилось в бюджетное

С 1 января 2012 г. многие учреждения окончательно перешли на тип «бюджетное», т.е. на финансовое обеспечение за счет субсидий на выполнение государственного задания. Но при этом у многих осталась по состоянию на 1 января 2012 г. дебиторская задолженность, сформированная за счет бюджетных средств, например по расчетам по страхованию на случай временной нетрудоспособности. Эту задолженность после получения денежных средств от дебиторов бюджетные учреждения должны перечислить в доход бюджета (Письмо Минфина России от 25.04.2011 N 02-06-07/1546).

В первую очередь обратим внимание, что в указанном Письме:

  • не упоминается дебиторская задолженность по авансам выданным, числившаяся в учете по состоянию на 31 декабря 2011 г. на счетах 1 206 00 000. Очевидно, что такая задолженность тоже должна быть возвращена в бюджет в случае возврата ее дебитором бюджетному учреждению;
  • упоминается как подлежащая возврату в доход бюджета дебиторская задолженность по доходам, учтенная на счетах 1 205 00 000 и 1 209 00 000.

Общий смысл указаний, приведенных в Письме, состоит в следующем:

  • бюджетному учреждению нужно дополнительно отразить в своем учете задолженность по перечислению в доход бюджета таких поступлений. Задолженность отражается в межотчетный период;
  • бюджетное учреждение обязано уведомить учредителя о суммах дебиторской задолженности по соответствующим счетам, ожидаемых к возврату 01.01.2012 и позднее;
  • учредителю необходимо на основании представленных сведений о дебиторской задолженности, подлежащей зачислению в доход бюджета, если учредитель наделен полномочиями администратора соответствующих доходов бюджета, отразить в своем учете дебиторскую задолженность по соответствующим счетам счета 1 205 00 000. Задолженность отражается в межотчетный период.

—-T——————————————-T————————-¬
¦ N ¦ Содержание операции ¦ Бухгалтерская запись ¦
¦п/п¦ +————T————+
¦ ¦ ¦ дебет счета¦кредит счета¦
+—+——————————————-+————+————+
¦ 1. В учете бюджетного учреждения — в межотчетный период ¦
+—T——————————————-T————T————+
¦1.1¦Перенос сальдо дебиторской задолженности на¦ ¦ ¦
¦ ¦источник финансового обеспечения «4»: ¦ ¦ ¦
¦ ¦- списание исходящих остатков ¦1 401 30 000¦1 206 00 000¦
¦ ¦ ¦ ¦1 303 00 000¦
¦ ¦- отражение входящих остатков ¦4 206 00 000¦4 401 30 000¦
¦ ¦ ¦4 303 00 000¦ ¦
+—+——————————————-+————+————+
¦1.2¦Начисление задолженности перед бюджетом ¦4 401 30 000¦4 303 05 000¦
+—+——————————————-+————+————+
¦ 2. В учете бюджетного учреждения — с 01.01.2012 ¦
+—T——————————————-T————T————+
¦2.1¦Зачисление на лицевой счет учреждения сумм ¦4 201 11 510¦4 206 00 660¦
¦ ¦возврата дебиторской задолженности прошлых ¦ ¦4 303 00 730¦
¦ ¦лет ¦ ¦ ¦
+—+——————————————-+————+————+
¦2.2¦Перечисление учреждением в доход бюджета ¦4 303 05 830¦4 201 11 610¦
¦ ¦сумм дебиторской задолженности прошлых лет ¦ ¦ ¦
+—+——————————————-+————+————+
¦ 3. В учете казенного учреждения — учредителя, наделенного полномочиями ¦
¦ администратора доходов бюджета, — в межотчетный период ¦
+—T——————————————-T————T————+
¦3.1¦Начисление задолженности бюджетного ¦ КДБ ¦ гКБК <*> ¦
¦ ¦учреждения по суммам, которые должны быть ¦1 205 31 560¦1 401 30 000¦
¦ ¦перечислены в доход бюджета ¦ ¦ ¦
+—+——————————————-+————+————+
¦ 4. В учете казенного учреждения — учредителя, наделенного полномочиями ¦
¦ администратора доходов бюджета, — с 01.01.2012 ¦
+—T——————————————-T————T————+
¦4.1¦Отражение суммы доходов, поступивших от ¦ КДБ ¦ КДБ ¦
¦ ¦бюджетных учреждений за счет средств ¦1 210 02 130¦1 205 31 660¦
¦ ¦погашения дебиторской задолженности прошлых¦ ¦ ¦
¦ ¦лет ¦ ¦ ¦
L—+——————————————-+————+————- <*> гКБК — код главы по БК, в 4 — 17 разрядах номера счета указываются нули.

Следует обратить внимание, что в указанном Письме ничего не сказано о просроченной дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, которая была ранее списана с баланса и отражается на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов». Такая задолженность тоже может быть возвращена уже после того, как учреждение станет бюджетным, следовательно, также должна быть отправлена в доход бюджета.

В учете не числится

На практике возможна ситуация, когда денежные средства, обозначенные плательщиком как возврат по операциям прошлых лет, поступили на счет учреждения, но при этом дебиторская задолженность в учете учреждения на балансовых счетах не числится.

Такая ситуация возникает по следующим причинам:

  • дебиторская задолженность была списана как просроченная и нереальная к взысканию. В этом случае задолженность должна быть отражена на забалансовом счете 04. При полном или частичном погашении дебитором данной задолженности следует произвести списание соответствующей суммы с забалансового счета 04. Восстановление просроченной дебиторской задолженности, списанной ранее как нереальной к взысканию, очевидно, следует производить записью, обратной той, которой ранее было произведено списание, т.е. по коду 273 КОСГУ;
  • в прошлые годы было ошибочно произведено начисление. Порядок исправления ошибок прошлых лет подробно описан в п. 18 Инструкции N 157н <*>.

<*> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.Внимание! В п. 18 Инструкции N 157н речь идет о выявленной ошибке в учетных регистрах прошлых лет. Такая ошибка может быть исправлена методом «красное сторно». Если же не удалось обнаружить именно тот учетный регистр и ту запись, которая привела к ошибочному начислению и отсутствию дебиторской задолженности в учете, восстановление задолженности следует отражать как начисление доходов. Сторнируется всегда только конкретная запись в конкретном журнале операций (другом учетном регистре). Недопустимо сторнирование без привязки к исправляемой записи.

Итак, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете могут быть сделаны следующие записи:

—-T——————————————-T————————-¬
¦ N ¦ Содержание операции ¦ Бухгалтерская запись ¦
¦п/п¦ +————T————+
¦ ¦ ¦ дебет счета¦кредит счета¦
+—+——————————————-+————+————+
¦ 1. Исправление ошибки методом «красное сторно» ¦
+—T——————————————-T————T————+
¦1.1¦Восстановление дебиторской задолженности ¦ ¦ ¦
¦ ¦прошлых лет путем сторнирования начисленных¦ ¦ ¦
¦ ¦расходов (кроме расчетов по увеличению ¦ ¦ ¦
¦ ¦стоимости нефинансовых активов): ¦ ¦ ¦
¦ ¦- сторно операций по расчетам по ¦0 401 20 200¦0 302 00 730¦
¦ ¦обязательствам (кроме приобретения ¦0 302 00 830¦0 206 00 660¦
¦ ¦нефинансовых активов); ¦ ¦ ¦
¦ ¦- сторно операций по начислению налогов ¦0 401 20 200¦0 303 00 730¦
+—+——————————————-+————+————+
¦1.2¦Восстановление дебиторской задолженности ¦ ¦ ¦
¦ ¦прошлых лет путем сторнирования ¦ ¦ ¦
¦ ¦приобретения материальных запасов: ¦ ¦ ¦
¦ ¦- сторно списания материальных запасов; ¦0 401 20 272¦0 105 00 440¦
¦ ¦- сторно приобретения материальных запасов;¦0 105 00 340¦0 302 34 730¦
¦ ¦- сторно зачета аванса по приобретению ¦0 302 34 830¦0 206 34 660¦
¦ ¦материальных запасов ¦ ¦ ¦
+—+——————————————-+————+————+
¦1.3¦Восстановление дебиторской задолженности ¦ ¦ ¦
¦ ¦прошлых лет путем сторнирования ¦ ¦ ¦
¦ ¦приобретения основных средств: ¦ ¦ ¦
¦ ¦- сторно начисления амортизации; ¦0 401 20 271¦0 104 00 410¦
¦ ¦- сторно списания основных средств ¦0 401 20 271¦0 101 00 410¦
¦ ¦стоимостью до 3000 руб. включительно при ¦ ¦ ¦
¦ ¦вводе в эксплуатацию; ¦ ¦ ¦
¦ ¦- сторно принятия к учету основных средств;¦0 101 00 310¦0 106 00 310¦
¦ ¦- сторно приобретения основных средств; ¦1 106 00 310¦0 302 31 730¦
¦ ¦- сторно зачета аванса по приобретению ¦0 302 31 830¦0 206 31 660¦
¦ ¦основных средств ¦ ¦ ¦
+—+——————————————-+————+————+
¦ 2. Восстановление дебиторской задолженности путем начисления доходов ¦
¦ (уменьшения расходов) ¦
+—T——————————————-T————T————+
¦2.1¦Восстановление дебиторской задолженности ¦0 206 00 560¦0 401 10 180¦
¦ ¦прошлых лет (кроме расчетов по увеличению ¦0 303 00 830¦ ¦
¦ ¦стоимости нефинансовых активов) путем ¦ ¦ ¦
¦ ¦начисления доходов ¦ ¦ ¦
+—+——————————————-+————+————+
¦2.2¦Восстановление дебиторской задолженности ¦0 206 30 560¦0 401 10 172¦
¦ ¦прошлых лет (в части расчетов по увеличению¦ ¦ ¦
¦ ¦стоимости нефинансовых активов) путем ¦ ¦ ¦
¦ ¦начисления доходов ¦ ¦ ¦
+—+——————————————-+————+————+
¦2.3¦Восстановление дебиторской задолженности, ¦ ¦ ¦
¦ ¦которая ранее была списана как нереальная к¦ ¦ ¦
¦ ¦взысканию и отражена на забалансовом ¦ ¦ ¦
¦ ¦счете 04: ¦ ¦ ¦
¦ ¦- восстановление задолженности на ¦0 206 00 560¦0 401 20 273¦
¦ ¦балансовых счетах; ¦0 303 00 830¦ ¦
¦ ¦- списание задолженности с забалансового ¦ ¦ 04 ¦
¦ ¦счета ¦ ¦ ¦
L—+——————————————-+————+————-

В случае если возвращенная дебиторская задолженность в учете учреждения не числилась, обязанности по ее перечислению в доход бюджета будут следующими:

  • казенное учреждение перечисляет полученные средства в доход бюджета;
  • бюджетное учреждение по операциям прошлых лет со средствами бюджета отражает данные суммы в учете по коду вида деятельности 4 и перечисляет в доход бюджета;
  • бюджетное учреждение по операциям прошлых лет со средствами от приносящей доход деятельности отражает данные суммы в учете по коду вида деятельности 2 и оставляет их в своем распоряжении.

Внимание! Такие средства могут быть расценены как доходы прошлых лет, выявленные в текущем периоде, квалифицированы как внереализационные доходы, подлежащие включению в налоговую базу по налогу на прибыль.

Д.В.Жуковский

Начальник

отдела автоматизации

бюджетного учета

группы компаний «Бизнес ИТ»

По состоянию на 01.01.2020 на балансе казенного учреждения числится кредиторская задолженность перед подрядчиком по расторгнутому контракту. Задолженность была начислена по первичным документам в 2017-2018 годах путем частичного их признания. Соответственно, по данным подрядчика, задолженность учреждения занижена.
В 2018-2019 годах к подрядчиком были предъявлены исковые требования в полной сумме (по данным подрядчика). Сумма исковых требований к учреждению превышает сумму кредиторской задолженности. В 2018-2019 годах резервы предстоящих расходов по этим искам не формировались в соответствии с учетной политикой учреждения.
Можно ли при первом применении ФСБУ «Резервы» по состоянию на 01.01.2020 в межотчетный период в бухгалтерском учете сформировать резерв на всю сумму иска проводкой Дебет 401.29 Кредит 401.60 с одновременным списанием с баланса кредиторской задолженности (Дебет 401.29 Кредит 302.25) на сумму кредиторской задолженности по расторгнутому контракту (методом красное сторно), с целью убрать просроченную кредиторскую задолженность, так как сумма требований превышает сумму кредиторской задолженности?

5 марта 2020

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для формирования казенным учреждением резерва по претензиям и искам на основании искового требования, предъявленного в прошлом году, следует:
— проанализировать сумму предъявленного искового требования с целью выявления оспоримой части;
— в межотчетный период сформировать резерв предстоящих расходов, отразив по дебету счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» в корреспонденции с кредитом счета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» сумму оспариваемого требования.
Если у учреждения нет оснований для корректировки неоспоримой части искового требования, отраженного в бюджетном учете в составе кредиторской задолженности, то такая задолженность не подлежит переносу в создаваемый резерв.

Обоснование вывода:
Начиная с 2020 года учреждения бюджетной сферы в обязательном порядке применяют Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утвержденный приказом Минфина России 30.05.2018 N 124н, (далее — федеральный стандарт «Резервы»). Методические рекомендаций по применению данного стандарта (далее — Методические рекомендации) доведены письмом Минфина России от 05.08.2019 N 02-07-07/58716.
Резерв по претензиям, искам (далее — Резерв) признается на основании предъявленных претензий, исков по оспоримым исковым требованиям, по которым субъектом учета (в рассматриваемом случае — казенное учреждение) предполагается или не предполагается досудебное урегулирование (п. 11 федерального стандарта «Резервы»). Создание такого Резерва является обязательным. В бюджетном учете Резерв признается в полной сумме претензионных требований и исков. Однако в рамках формирования учетной политики субъект учета вправе установить особенности признания суммы Резерва, например, с учетом экспертного мнения собственной юридической службы (п. 4.1 Методических рекомендаций). Так, при оценке выставленного иска или предъявленной претензии можно учитывать степень вероятности положительного исхода судебного разбирательства и формировать Резервы только по тем исковым требованиям, по которым такая вероятность мала.
Результаты начисления Резервов при первом применении федерального стандарта «Резервы…» раскрываются в бухгалтерской (финансовой) отчетности как корректировка входящих остатков в том периоде, в котором положения указанного стандарта были применены впервые. Корректировка входящих остатков осуществляется операциями в межотчетный период*(1) через счет 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833). Эта информация отражается в Сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) (п. 9 Методических рекомендаций).
В указанной ситуации учреждению предъявлены исковые требования на определенную сумму. Однако ранее (в прошлые года) часть этой суммы учреждением уже была признана расходом с отражением на соответствующих счетах учета. Поэтому принятую к учету сумму следует считать неоспоримой задолженностью казенного учреждения перед подрядчиком, что и подтверждается наличием кредиторской задолженности на 01.01.2020 на счете 302 25 «Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества».
По нашему мнению, создаваемый Резерв должен быть уменьшен на ранее признанную в бухгалтерском учете сумму выполненных работ, так как включение ее в резерв предстоящих расходов привело бы к повторному отнесению указанной суммы задолженности на финансовый результат, что не является корректным. Возможность принятия такого решения следует закрепить в Учетной политике учреждения, определив, кто и каким документом подтверждает суммы неоспоримых требований (например, комиссия, в обязанность которой входит подготовка Экспертного заключения по исполнению Государственного контракта или иного документа по оценке объемов и качества выполненных работ).
Таким образом, при первом применении федерального стандарта «Резервы…» учреждению необходимо проанализировать предъявленные исковые требования по состоянию на 31.01.2019, выявить ту сумму, которая фактически оспаривается в суде, и в порядке, предусмотренном п. 9 Методических рекомендаций, сформировать резерв предстоящих расходов по оспоримым исковым требованиям, который в бюджетном учете учреждения должен быть отражен следующей корреспонденцией:
Дебет гКБК 1 401 30 000 Кредит КРБ 1 401 60 225 (п. 124.1 Инструкции N 162н с учетом требований п. 9 Методических рекомендаций)*(2).

К сведению:
Если у учреждения есть основание считать учитываемую на счете 302 25 «Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества» кредиторскую задолженность необоснованной (например: отсутствие первичных документов, наличие документального подтверждения факта невыполнения подрядчиком ранее учтенных работ или иное), то в порядке признания и исправления ошибок прошлых лет задолженность может быть скорректирована, должным образом отражена в учете (смотрите требования федерального стандарта «Учетная политики, оценочные значения и ошибки», п. 1.7 письма Минфина России от 31.07.2018 N 02-06-07/55005). В этом случае суммы корректировки могут быть учтены при формировании резервов предстоящих расходов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

11 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Нередки случаи, когда учреждениям в начале года поступают средства в погашение прошлогодних долгов, возникших, например, при расчетах с поставщиками, подрядчиками, исполнителями работ и услуг, подотчетными лицами, а также в результате излишне перечисленных платежей в бюджет. В данной публикации рассмотрим порядок отражения в учете операций по возврату дебиторской задолженности прошлых лет для каждого типа учреждения.

В учете казенного учреждения

Поступившую казенному учреждению сумму в погашение дебиторской задолженности прошлых лет необходимо вернуть в бюджет.

Дебитор может перечислить сумму долга непосредственно в доход соответствующего бюджета либо на лицевой счет казенного учреждения (получателя бюджетных средств). В последнем случае учреждение должно будет в течение пяти рабочих дней после отражения соответствующего поступления на лицевом счете направить указанные средства в доход соответствующего бюджета бюджетной системы(п. 2.5.6 Порядка, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н).

Согласно п. 9.3.6 Порядка № 209н поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по расходам, сформированной получателем бюджетных средств, относятся на подстатью 136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет» КОСГУ.

Правила отражения в бюджетном учете операций по возврату прошлогодних долгов будут зависеть от того, на какой счет поступили средства (на счет получателя бюджетных средств или на счет учета доходов бюджета), а также от закрепленных за казенным учреждением полномочий.

На основании Инструкции № 162н в бюджетном учете отразятся следующие бухгалтерские записи:

Дебет

Кредит

Пункт Инструкции № 162н

В учете администратора кассовых поступлений в бюджет

Зачислены доходы в счет погашения дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет администратора дохода

1 210 02 136

1 206 хх 66х
1 208 хх 667
1 209 36 66х
1 303 05 731

80, 86, 91

Перечислена с лицевого счета получателя средств дебиторская задолженность прошлых лет на лицевой счет администратора дохода

1 210 02 136

1 304 05 ххх

В учете администратора по начислению и учету платежей в бюджет

Отражены расчеты с администратором кассовых поступлений в бюджет по начисленным учреждением доходам от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, оформленные на основании извещения (ф. 0504805)

1 304 04 ххх

1 303 05 731

Перечислены в доход бюджета суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет на основании полученного от администратора кассовых поступлений в бюджет извещения (ф. 0504805)

1 303 05 831

1 206 хх 66х
1 208 хх 667
1 209 36 66х
1 303 05 731

В учете бюджетного и автономного учреждений

У бюджетных (автономных) учреждений не возникает обязанности по перечислению в доход бюджета сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшихся:

Поступившие суммы зачисляются на лицевой счет учреждения и используются в зависимости от потребности учреждения в рамках выполнения государственного (муниципального) задания либо приносящей доход деятельности с обязательным уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности (ФХД).

Денежные средства, поступившие при погашении дебиторской задолженности прошлых лет по расходам, источником финансирования которых являются целевые субсидии или субсидии на капитальное строительство, подлежат возврату в соответствующий бюджет (п. 2 Общих требований к порядку взыскания в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 82н).

Однако если учреждение подтвердит свою потребность в указанных средствах и согласует ее с учредителем, то сумму поступившей дебиторской задолженности можно будет использовать в текущем году на аналогичные цели, в соответствии с измененным планом ФХД.

Согласно п. 62.4.1 Порядка № 85н поступления бюджетным (автономным) учреждениям от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по ранее произведенным им расходам относятся на статью аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510.

В соответствии с положениями инструкций № 174н, 183н в бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи:

Дебет

Кредит

Обоснование

Отражены поступления от возврата сумм дебиторской задолженности прошлых лет (восстановление ранее произведенных расходов (авансовых выплат) прошлых лет)

0 201 11 510
Забалансовый счет 17

1 206 хх 66х
1 208 хх 667
1 209 34 66х
1 303 05 731

Пункт 72 Инструкции № 174н, п. 72, 77
Инструкции № 183н

0 201 21 510*
Забалансовый счет 17

Отражена задолженность перед бюджетом в сумме восстановленной дебиторской задолженности за счет субсидий (потребность в которых не подтверждена учредителем):

Указанные корреспонденции счетов требуется согласовать с учредителем (финорганом) и закрепить в учетной политике

– на иные цели

5 401 10 152

5 303 05 731

– на цели осуществления капитальных вложений

6 401 10 162

6 303 05 731

Перечислена в доход бюджета сумма восстановленной дебиторской задолженности за счет субсидий:

Пункт 93 Инструкции № 174н, п. 73, 78
Инструкции № 183н

– на иные цели

5 303 05 731

5 201 11 610
Забалансовый счет 18

5 201 21 610*
Забалансовый счет 18

– на цели осуществления капитальных вложений

6 303 05 731

6 201 11 610*
Забалансовый счет 18

6 201 21 610
Забалансовый счет 18

* Данный счет применяется автономными учреждениями.

* * *

Доходы от возврата дебиторской задолженности прошлых лет казенные учреждения перечисляют в бюджет. Бюджетные и автономные учреждения вправе использовать полученные средства в соответствии с планом ФХД.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *