20171 НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА
ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 116 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СПОСОБ ГУМАНИЗАЦИИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
УДК 343.2
В.Н. СОКОЛОВ
(УМВД России по г. Белгороду) (4722) 35-26-38
Д.С. СВИНУХОВ
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) (4722) 55-71-13
V.N SOKOLOV
(Ministry of internal Affairs of Russia,
Belgorod)
D.S. SVINUKHOV
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в статье анализируются внесенные Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 323-ФЗ и Федеральным законом от 7 февраля 2017 г. № 8-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) изменения в регламентацию ответственности за побои.
Ключевые слова: уголовная политика, криминализация и декриминализация, уголовная и административная ответственность за побои, изменение законодательства.
7 февраля 2017 года Президент РФ В.В. Путин подписал Закон «О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации» .
Согласно прилагаемым документам в диспозицию данной статьи внесена поправка, касающаяся исключения «побоев в отношении близких лиц», что, как следствие, способствует переводу таких видов противоправных действий из категории уголовно-наказуемых в подлежащие административной ответственности, за исключением тех случаев, когда близкими лицами указанные действия будут совершены неоднократно.
В пояснительной записке к документу внесение изменений в ст. 116 УК РФ объясняется необходимостью устранения возникающих неоднозначных толкований названной статьи после принятия Федерального закона от 03.07.2016 года № 323-ф3.
Напомним, что согласно Федеральному закону № 323-ФЗ от 03.07.2016 года произошла частичная декриминализация ряда статей УК РФ, в том числе и ч.1 ст. 116 УК РФ, уголовно-правовой состав которой был переведен в состав Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Вместе с этим ст. 116 УК РФ была дополнена положениями, устанавливающими
ответственность за совершение побоев в отношении близких лиц, также было добавлено примечание с определением понятия «близкие лица» .
Также УК РФ был дополнен новой ст. 116.1 УК РФ, которая установила ответственность за нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию, т.е. повторное совершение будет преследоваться согласно уголовному законодательству.
Следует отметить, что внесенные Федеральным законом № 323-ФЗ от 03.07.2016 года изменения в ст. 116 УК РФ вызвали в российском обществе бурное обсуждение. Причиной этого стало, по нашему мнению, неудовлетворительное качество и ряд правовых дефектов данных изменений.
Ст. 116 УК РФ в редакции от 03.07.2016, по мнению законодателей, направлена на гуманизацию уголовно-правовых норм и декриминализацию уголовно-правового состава ч.1. ст. 116 УК РФ. В действительности оказалось, что данные изменения не способствовали решению заявленных проблем в сфере защиты гражданских прав надлежащим образом (в первую очередь детей), а повлекли правовые коллизии и неопределенности, что способствовало злоупотреблениям в применении данной статьи.
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА
2017*1
Статья 116 УК РФ с изменениями от 03.07.2016 представлена следующим образом: Статья 116. Побои
Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, в отношении близких лиц, а равно из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы-
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
наказываются обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Примечание. Под близкими лицами в настоящей статье понимаются близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные) дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки), опекуны, попечители, а также лица, состоящие в свойстве с лицом, совершившим деяние, предусмотренное настоящей статьей, или лица, ведущие с ним общее хозяйство.
Рассматривая изменения от 03.07.2016 г., важно отметить следующие правовые неопределенности и дефекты, представляющие наибольшую проблематику:
1. Применение формулировки «совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль».
Закрепление редакцией от 03.07.2016 г. диспозиции ст. 116 УК РФ, содержащей формулировку «совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль» по своему содержанию является размытой и неопределенной, даже несмотря на наличие ограничения, выраженного как:
«но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса».
Неоднозначное понимание данной формулировки способствует возникновению ситуаций, когда родители в целях защиты жизни и здоровья ребенка вынуждены применить к нему физическую силу и принудить к некоторым действиям против его желания. Примером может стать ситуация, когда ребенок пытается залезть в розетку и отец либо мать, пытаясь уберечь ребенка от поражения током, резко одергивают его с силой, что в последствии приводит к причинению боли, появлению синяка, ушиба.
Подобные ситуации юридически могу попасть под признаки объективной стороны ст. 116 УК РФ или могут быть подведены (отрицая малозначительность — по смыслу ч. 2 ст. 14 УК РФ), так как совершены «иные насильственные действия, причинившие физическую боль».
В таких ситуациях доказать, что действия «близкого лица» совершались исключительно во благо, представляется затруднительным, так как диспозиция ст. 116 УК РФ в действующей редакции способствует произвольной оценке и не обеспечивает определенности и стабильности закона.
Указанный правовой дефект вступает в противоречие с основополагающим принципом уголовного права: наказуемыми могут быть лишь общественно опасные деяния (ч.1 ст. 14 УК РФ).
Важно отметить, что рассматриваемая диспозиция ч. 1 ст. 116 УК РФ до изменений, внесенных Федеральным законом № 323 от 03.07.2017, содержала сходную формулировку:
«Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса».
Однако прежний состав преступления не содержал ограниченной категории субъектов и соответственно потерпевших в отличие от действующей редакции:
«Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль» исключительно близкими лицами в отношении исключительно близких лиц.
Следовательно, побои, совершенные в отношении ребенка, инвалида, беременной женщины не близким лицом впервые, не подлежат уголовному наказанию, если не повлекли последствий, предусмотренных другими статьями УК РФ. Получается, что посторонние лица вправе и получили возможность совершать побои, не опасаясь привлечения к уголовной ответственности. К таким примерам также можно отнести побои малолетних детей, совершенные воспитателем в детском лагере, школьным учителем или просто посторонним лицом.
2. Редакция от 03.07.2016 г. установила более строгое наказание.
Наказание в соответствии с редакцией от 03.07.2016 г. ст. 116 УК РФ стало значительно строже, так как совершение указанных в диспозиции противоправных действий:
наказывается обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до ше-
НАУКА.ТЕОРИЯ.
сти месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Предыдущая редакция, а именно ч. 1 ст. 116 УК РФ устанавливала за совершения побоев максимальное наказание — исправительные работы на срок до шести месяцев либо арест на срок до трех месяцев.
В таком случае говорить о том, что декриминализация ч.1 ст. 116 УК РФ направлена главным образом на гуманизацию уголовно-правового законодательства и обеспечение защиты детей и других членов семьи, не приходится.
Кроме этого, наказание, предусмотренное ст. 116 УК РФ за деяния без умышленного причинения легкого вреда здоровью (включающее лишение свободы на срок до 2-х лет), превышает установленную тяжесть наказания за совершение умышленного причинения легкого вреда здоровью, которое вызвало кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности. Совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст. 115 УК РФ, «наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев».
Также в соответствии с новой ст. 116.1 УК РФ в редакции от 03.07.2016 г. постороннему лицу за нанесение побоев и иные насильственные действия, причинившие физическую боль ребёнку, при условии, что это лицо ранее подвергалось административному наказанию за аналогичное деяние, может быть назначено наказание в виде штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до
= ПРАКТИКА
трех месяцев либо обязательных работ на срок до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до шести месяцев, либо ареста на срок до трех месяцев.
Для сравнения ст. 116 УК РФ в редакции от 03.07.2016 г. устанавливает, что близкие лица могут быть подвергнуты уголовному наказанию сроком до 2-х лет лишения свободы, что с криминологической точки зрения необоснованно и абсурдно.
Таким образом, новая редакция ст. 116 УК РФ создаёт условия для правовой дискриминации лиц, совершивших предусмотренные этой статьей деяния в отношении близких им лиц (близких родственников, в т.ч. детей и родителей), ставя таким образом указанную категорию лиц в существенно различающиеся правовые условия с другими лицами, что неизбежно ведёт к нарушению конституционных прав граждан на равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), на равную правовую защиту прав и свобод (ч.1 ст. 45 и ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).
Подводя итоги, необходимо сказать, что внесение изменений в ст. 116 УК РФ, прошедшие в 2017 году, исключили указания на близких лиц, но это лишь частично исправило положение.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Для более полноценного разрешения вопроса необходимо значительно детализировать диспозицию данной нормы (в части объективной стороны состава преступления), отграничив действительно общественно опасные действия от иных действий, которые из-за текущей неопределённости рассматриваемой нормы могут быть субъективно и необоснованно отнесены к образующим признаки состава преступления, предусмотренного данной статьей.
Литература
1. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 323-03 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности».
2. Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. № 8-ФЗ «О внесении изменения в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Какие статьи УК РФ были «декриминализированы» и в каких случаях по новым правилам гражданин освобождается от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа. Кого освободят от уголовной ответственности?
Федеральными законами от 03 июля 2016 № 323-ФЗ и № 326-ФЗ в рамках «декриминализации» были внесены поправки в уголовное законодательство, которые предусматривают наступление уголовной ответственности по некоторым статьям только после применения административного наказания к гражданину. Введение так называемой «административной преюдиции» обсуждалось с 2009 года, когда президент РФ Медведев Д.А. в послании Федеральному Собранию предложил искать пути к совершенствованию уголовного закона, привлекая к ответственности за преступления небольшой и средней тяжести только в случае неоднократного совершения лицом административного правонарушения со схожим составом. С 15 июля 2016 года вступили в силу новые редакции статей 116, 157, 158 УК РФ, кроме того, добавлена новая глава 15.2, посвященная судебному штрафу, а также ст. ст. 116.1 и 158.1 УК РФ. Соответствующие изменения были внесены в КоАП РФ и УПК РФ.
В соответствии с указанными изменениями, была сохранена, с одной стороны, уголовная ответственность за нанесение побоев близким лицам, а также побоев из хулиганских побуждений, по мотивам ненависти или вражды (ст. 116), с другой, если побои или иные насильственные действия не имели последствий, указанных в ст. 115 УК РФ, а также признаков преступления, предусмотренного ст.116 УК РФ, лицо понесет уголовную ответственность по ст.116.1 УК РФ в случае, если ранее привлекалось к административной по ст. 6.1.1. КоАП РФ.
Неуплата алиментов также признается административным правонарушением (ст. 5.35.1 КоАП РФ), только неоднократное совершение которого может повлечь уголовную ответственность (ст.157 УК РФ). Размер значительного ущерба гражданину, причиненного кражей, теперь составляет свыше 5 000 руб (ст. 158 УК РФ), а мелким считается хищение имущества, стоимость которого не более 2500 рублей (ст.ст. 7.27 КоАП РФ, 158.1 УК РФ).
Лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о его назначении до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления (ст. 4.6 КоАП РФ).
Что грозит за неуплату алиментов, побои и мелкую кражу?
За совершение правонарушений, составы которых включены в КоАП РФ, установлены следующие наказания:
-обязательные работы на срок до 150 часов либо административный арест на срок от 10 до 15 суток или штраф в размере 20 000 рублей — за неуплату алиментов течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства (ст. 5.35.1 КоАП РФ);
-штраф от 5 000 до 30 000 рублей, либо административный арест на срок от 10 до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 60 до 120 часов — за нанесение побоев (ст. 6.1.1 КоАП РФ);
-штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее 1 000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов — за хищение до 1000 рублей, и штраф в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее 3 000 рублей, либо административный арест на срок от 10 до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 120 часов — за хищение от 1000 до 2500 тысяч рублей (ст. 7.27 КоАП РФ).
Объем уголовной ответственности, наступающей в случае повторного совершения аналогичных деяний лицом, подвергнутым административному наказанию, составляет:
-исправительные работы на срок до 1 года, либо принудительные работы на тот же срок, либо арест на срок до 3 месяцев, либо лишение свободы на срок до 1 года — за неоднократную неуплату алиментов (ст.157 УК РФ);
-штраф до 40 000 рублей или в размере зарплаты (иного дохода) за период до 3 месяцев, либо обязательные работы на срок до 240 часов, либо исправительные работы на срок до 6 месяцев, либо арест на срок до 3 месяцев.
-за нанесение побоев, квалифицируемых по ст.116.1 УК РФ штраф до 40 000 рублей или в размере зарплаты (иного дохода) за период до 3 месяцев, либо обязательные работы на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 6 месяцев, либо ограничением свободы на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 2 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года — за мелкое хищение (ст.158.1 УК РФ).
Что такое судебный штраф и когда он может заменять наказание?
Еще одним нововведением стал судебный штраф. Согласно ст. 104.4 УК РФ, это денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении лица от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных ст. 76.2 УК РФ. Такими случаями являются совершение преступления небольшой и средней тяжести в первый раз, если лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред. Прекращение уголовного дела или уголовного преследования допускается по инициативе суда, а также по ходатайству следователя или дознавателя (с согласия руководителя следственного органа или прокурора соответственно). Порядок прекращения уголовного дела или уголовного преследования определен гл. 51.1 УПК РФ.
Размер судебного штрафа не может превышать половину максимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей УК РФ. Если он не предусмотрен, размер судебного штрафа не может быть более 250 000 рублей. При назначении штрафа суд должен учитывать тяжесть преступления и имущественного положения лица и его семьи, а также возможность получения указанным лицом заработной платы или иного дохода. Штраф подлежит уплате в срок, назначенный судом. Иначе суд отменяет штраф, и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье УК РФ (ч. 2 ст. 104.4 УК РФ, ст. 446.5 УПК РФ).
Федеральным законом от 07.02.2017 г. № 8-ФЗ внесены изменения в статью 116 УК РФ.
Новой редакцией статьи 116 УК РФ устанавливается уголовная ответственность за побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса («Причинения легкого вреда здоровью»), совершенные из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Из статьи 116 УК РФ с 7 февраля 2017 года исключены положения об ответственности за побои в отношении близких лиц, а также исключено примечание, в котором было описано определение понятия «близкие лица».
Законодателем нанесение побоев в отношении близких лиц, совершенные впервые, отнесено к административному правонарушению, предусмотренному статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за которое лицо может быть привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере от 5 000 до 30 000 рублей, либо подвергнуто административному аресту на срок от 10 до 15 суток, либо обязательным работам на срок от 60 до 120 часов. При повторном совершении правонарушения действия виновного будут квалифицироваться по статье 116.1 УК РФ («Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию»), за которое лицо может быть привлечено к ответственности в виде штрафа в размере до 40 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 3 месяцев, либо обязательным работам на срок до 240 часов, либо исправительным работам на срок до 6 месяцев, либо аресту на срок до 3 месяцев.
ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
13-14 ноября 2015 г.
УДК 004.896
АКТУАЛЬНОСТЬ ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНЫХ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Д. А. Русинова
Актуальность выбранной темы обосновывается тем, что за последнее время произошли значительные изменения уголовного законодательства в сторону гуманизации. Одним из направлений «смягчения» уголовного законодательства является декриминализация.
В 2009 году Президент Российской Федерации в своем послание к Федеральному Собранию отметил, что уголовное наказание на всех стадиях своего применения должно соответствовать совершенному преступлению, а значит, как можно лучше защищать интересы общества.
Минюст Российской Федерации, осуществляя послание Президента Российской Федерации, подготовило законопроект, суть которого заключается в переводе преступлений небольшой и средней тяжести в разряд административных правонарушений. Речь идет о таких преступлениях, как мелкое хищение, противозаконное проникновение в жилище и т. д. В общем счёте было выделено 106 преступлений для декриминализации. Относительно остальных преступлений курс был взят на смягчение наказаний — то есть условное наказание, исправительные работы и т. д. Однако эти предложения не нашли поддержки во многих ведомствах и не были реализованы.
В 2010 году изменения затронули следующие преступления: лжепредпринимательство исключено из Уголовного Кодекса Российской Федерации1, переведены в разряд административных правонарушений следующие преступления: оскорбление и клевета2, нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина3, незаконный оборот драгоценных метал-лов4, контрабанда5 и т. д.
Важной особенностью административного законодательства на сегодняшний день являются многочисленные изменения и доработки, в том числе за счёт проводимой государственной политики по гуманизации наказаний, а соответственно декриминализации уголовных преступлений. Поскольку большинство данных норм носят бланкетный характер, их восприятие обычному человеку затруднено.
Декриминализация — это процесс исключения преступлений средней и небольшой тяжести из Уголовного кодекса Российской Федерации, определяемый исчезновением общественной опасности деяний и ликвидации их уголовной наказуемости. Данный процесс является полностью противоположным криминализации, то есть признанию преступными деяниями ранее непреступных.
Криминализация — это процесс обнаружения форм общественно опасного индивидуального поведения, признания возможности и рациональности уголовно-юридического сопротивления им и фиксации их в законе в качестве уголовно наказуемых.
Таким образом, криминализацию и декриминализацию можно рассматривать в двух подходах: в развитие (как процесс), и в состояние покоя в определенный момент (то есть, как результат этого процесса). Общественная (социальная) функция криминализации проявляется в том, что уголовный закон, признавая тот или иной поступок преступным, обрисовывает круг социальных ценностей, защищаемых государством.
1 Федеральный Закон от 7 апреля 2010г. №60-ФЗ»О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 173.
2 Ст. 129, 130 и 298 УК РФ, в ред. ФЗ от 07.12.2011 №420-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
3 Ст 136, часть 1 УК РФ, в ред. ФЗ от 07.02.2011 №420-ФЗ
4 Ст 191, часть 1 УК РФ, в ред. ФЗ от 07.02.2011 №420-ФЗ
5 Ст 188, часть 1 УК РФ, в ред. ФЗ от 07.02.2011 №420-ФЗ
Д. А. Русинова
Однако, при этом, закон определяет и антиценности, т. е. формулирует те виды деянии, которые данным ценностям оппозиционируют. В этом и содержатся «положительные» и «отрицательные» стороны криминализации. Актом декриминализации законодательство убирает запрет с тех или иных видов поведения, оценивая их не представляющими изрядной опасности для общественности, а значит — являющимися непреступными.
В качестве способа декриминализации некоторых составов преступлений может выступать административная преюдиция: она позволяет взаимосвязывать составы административных правонарушений и преступлений. Если административное правонарушение совершенно два или более раз — то происходит привлечение к уголовной ответственности.
То есть происходит перевод деяния из правонарушения в преступление: из деяния, нарушающего общественный порядок, однако несущего минимальную общественную опас-ность6 в деяние, несущее максимальную общественную опасность, наказание за которое предусмотрено в Уголовном Кодексе .
Однако, связи с тем, что в новом Уголовном Кодексе не зафиксирована административная преюдиция как условие уголовной ответственности при неоднократном совершении определенных действий, полностью декриминализированы такие деяния, как контрабанда, небрежное хранение оружия, разбой, уничтожение имущества и т. д.
В связи с изменениями уголовного законодательства в сторону гуманизации, все виды нововведений можно разделить на две группы: декриминализация и либерализация.
Либерализация — это расширение прав, сокращение ограничений, смягчение правовых норм.
Декриминализация — это, как было отмечено ранее, процесс исключения из Уголовного Кодекса определенных норм.
Развитие гуманистических пониманий о правах и свободах человека, о неприемлемости вмешательства в личную жизнь человека со стороны государства, как и развитие других видов ответственности, не считая уголовной, способствовали декриминализации многих преступлений, которые до этого относились к «общественно опасным».
Вывод противоправных деяний из группы уголовно наказуемых не означает и не «порождает» начало нарушения принципов справедливости и неотвратимости наказания.
За последние двадцать пять лет в законодательстве произошли большие изменения в сторону смягчения/изменения наказания, причинами данных видоизменении являются социально-экономические и политические реформации в стране. Однако, следует заметить, что декриминализация не считается обоснованной без социальных причин. Например, смягчения наказания для заведомо ложной рекламы — привело бы к нарушению прав и интересов граждан на информацию, значит, данное преступление не может быть декриминализировано.
Преступления, в отношении которых законодательство разрабатывает проекты для последующей декриминализации, можно разделить на виды, в каждом из которых нарушаются определенные интересы граждан и общества:
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
преступления небольшой и средней тяжести, приносящие вред личности: нанесение по-боев8, угроза убийства, угроза причинения тяжкого вреда здоровью9, преступления, которые преступник совершил впервые и полностью возместил нанесенный ущерб и т. д.;
преступления небольшой и средней тяжести в сфере экономики: злостная неуплата средств на содержание детей или же нетрудоспособных родителей10, использование заведомо подложного документа11и т. д.
Декриминализация является одним из основных направлений гуманизации уголовного законодательства, смягчения наказания на преступления, не относящиеся к тяжким и особо тяжким — позволит судам и органам следствия более тщательно заниматься преступлениями,
6 Правонарушение
7 Преступление
8 Ч. 1 ст. 116 УК РФ
9 Ч. 1 ст. 119 УК РФ
10 Ч. 1-2 ст. 157 УК РФ
11 Ч. 3 ст. 327 УК РФ
Актуальность декриминализации уголовных преступлений
обладаемыми большой общественной опасностью и минимизировать негативные последствия судимости (как для осужденного, так и для его семьи) несоответствующих опасности его деяния.
Виды декриминализации можно подразделить на несколько категорий, в зависимости от способов изменения уголовно-правовых норм:
Способы подразделяются по отношению к нормам Основной и Особенной части. По отношению к Основной части:
— исключения составов преступлений из УК РФ. Например, такие статьи, как обман потребителей, завуалированная ложная реклама и т. д. были исключены из УК РФ;
— сокращение рамок состава преступления: изменения круга потерпевших или же субъектов преступления. Например, изменения ст. 237 УК РФ «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей», где субъектом стало лицо обязанное обеспечить не только население информацией, но и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности.
По отношению к Особенной части:
— изменение характера последствий, предусмотренных определенными составами, сокращение способов осуществления преступлении, расширение обязательных признаков объективной стороны преступления и т. д. Например, клевета и оскорбления переведены в раздел административных правонарушений и последствия за их совершения, соответственно изменены.;
— исключение из Особенной части основного состава преступления, использования состава преступления с отягощающими обстоятельствами в качестве основного.;
— ликвидация альтернативных элементов состава преступления.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что институт декриминализации на данный момент развивается, не особо быстро, как необходимо. Декриминализация является одним из основных способов смягчения уголовного законодательства, который не пренебрегает принципом справедливости.
Наказание — не означает, что данное противоправное деяние не повторится. Обращаясь к сталинским законам: за незначительные правонарушения — наказывали как за особо тяжкие преступления. Каждому должно быть известно, что преступлений всё же меньше не стало.
Преступления небольшой и средней тяжести обычно обладают малой общественной опасностью, соответственно, раз наказание должно быть равным деянию — то было бы противоправным, например, за оскорбление подвергать человека лишению свободы или штрафу в «большом» размере.
Декриминализация способствует тому, что правонарушители должны начать осознавать последствия своих действии, понимать равенство между причинением вреда чужим интересам и наказанием за совершение данного правонарушения. Также, следует заметить, что розыск по преступлениям средней и небольшой тяжести давно ведется в усеченной форме, что является еще одним признаком того, что эти преступления наносят малый общественный вред.
Декриминализация некоторых преступлений в сфере предпринимательской деятельность
В Республике Узбекистан за годы независимости реализован комплекс организационно-правовых мер и проведена значительная по масштабам работа, направленная на демократизацию, гуманизацию и либерализацию уголовного законодательства, в результате чего обеспечивается верховенство закона, надежная защита прав и свобод человека. Вернуться к списку Версия для печати
В Республике Узбекистан за годы независимости реализован комплекс организационно-правовых мер и проведена значительная по масштабам работа, направленная на демократизацию, гуманизацию и либерализацию уголовного законодательства, в результате чего обеспечивается верховенство закона, надежная защита прав и свобод человека.
В соответствии с принципами, заложенными в Конституции страны, осуществляется поэтапная либерализация системы уголовных наказаний и судопроизводства, расширены возможности назначения видов наказания, не связанных с изоляцией от общества. Принципиальным шагом стало введение института «хабеас корпус» и отмена смертной казни.
Проводимые реформы по либерализации уголовного законодательства способствовали ускорению процессов демократизации и обновления общества, реформирования и модернизации страны.
Также необходимо отметить, что в Республике принимается широкий комплекс мер по кардинальному улучшению делового и инвестиционного климата, которым обеспечивается дальнейшее повышение международного рейтинга страны.
Существенно упрощены и удешевлены процедуры государственной регистрации субъектов предпринимательства, кредитования, рассмотрения хозяйственных споров, ликвидации бизнеса. Осуществляется активная работа по повсеместному внедрению принципа «одно окно» при регистрации собственности, выделении земельных участков, оформлении лицензий и выдаче иных видов разрешительных документов.
В стране в целях усиления защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства принимается ряд законодательных актов, которые удостаиваются высокой оценки со стороны мирового сообщества.
В этой связи необходимо отметить Указ Президента Республики Узбекистан 15 мая 2015 года № УП–4725 «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития», принятый в целях кардинального повышения роли и места частной собственности в экономике республики, ликвидации преград и ограничений на пути развития частной собственности и частного предпринимательства, сокращения государственного присутствия в экономике, последовательного роста доли частной собственности в валовом внутреннем продукте, в том числе с участием иностранного капитала. Указом утверждена Программа мер по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития, направленная, в том числе, на усиление гарантий защиты частной собственности, продолжение процесса либерализации административного и уголовного законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность. В частности, пунктом 10 Программы мер предусмотрена декриминализация уголовного законодательства путем перевода из уголовной в административную юрисдикцию правонарушений в сфере правил торговли, торговой и посреднической деятельности, за исключением правонарушений, совершенных в особо крупном размере. Мероприятия, предусмотренные в данном пункте, нашли свое отражение в Законе Республики Узбекистан от 20 августа 2015 года № ЗРУ–391 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития». Законом, в частности, внесены соответствующие изменения и дополнения в Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности, направленные на либерализацию преступлений в сфере предпринимательской деятельности.
В частности, статья 188 (Незаконная торговая или посредническая деятельность) Уголовного кодекса полностью приведена в новой редакции (Незаконная предпринимательская деятельность), предусматривая ответственность только за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации с получением неконтролируемого дохода в особо крупном размере.
Ранее в статье были предусмотрены такие квалифицирующие признаки как совершение соответствующих правонарушений после совершения административного правонарушения, совершения преступления опасным рецидивистом, в значительном и крупном размерах, по предварительному сговору группой лиц, а также организованной группой или в ее интересах.
Статья 176 Кодекса об административной ответственности также приведена в новой редакции, согласно которой осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации влечет наложение штрафа от пяти до семи минимальных размеров заработной платы с конфискацией предметов правонарушения.
Кроме того, статья предусматривает ответственность за совершение подобного правонарушения с получением неконтролируемого дохода в значительном и крупном размерах. При этом необходимо отметить, что в данной статье Кодекса об административной ответственности закреплено новое правило согласно которому лицо, впервые совершившее правонарушение, освобождается от ответственности без конфискации предметов правонарушения в случае добровольной уплаты государству дохода, полученного от незаконной предпринимательской деятельности, а также осуществления государственной регистрации субъекта предпринимательства в установленном порядке.
Как видно, гранью между административной и уголовной ответственностью за незаконную предпринимательскую деятельность является совершение соответствующего правонарушения в особо крупном размере.
Следует отметить, что под предпринимательской деятельностью согласно статье 3 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» понимается инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством, направленная на получение дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность. Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства регулируется, например, такими нормативно-правовыми актами, как Положение о порядке государственной регистрации, постановки на учет субъектов предпринимательства и оформления разрешительных документов,утвержденное постановлением Кабинета Министров от 20 августа 2003 года № 357, Положение об уведомительном порядке государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства, утвержденное постановлением Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2006 года № ПП–357.
В качестве значимых реформ уголовного законодательства также необходимо отметить внесенные изменения в статью 189 Уголовного кодекса и статью 164 Кодекса об административной ответственности (Нарушение правил торговли или оказания услуг).
В частности, статья 189 Уголовного кодекса почти полностью декриминализирована, предусматривая ответственность только за нарушение правил торговли товарами или оказания услуг стоимостью в особо крупном размере.
При этом статья 164 Кодекса об административной ответственности дополнена новой частью, предусматривающей ответственность за нарушение правил торговли или оказания услуг стоимостью в крупном размере. Ранее данная мера предусматривалась вышеуказанной статьей 189 Уголовного кодекса.
При этом следует также отметить, что в законодательстве Республики Узбекистан правила торговли или оказания услуг урегулированы несколькими законодательными актами, к которым, например, можно отнести Правила розничной торговли в Республике Узбекистан и Правила производства и реализации продукции (услуг) общественного питания в Республике Узбекистан, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 февраля 2003 года № 75, Правила реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечных учреждениях республики, утвержденные постановлением Кабинета Министров от 6 августа 1994 года № 404 и др.
В заключении можно сказать, что находящие свое отражение демократические нововведения, реформы, связанные со стимулированием и поддержкой предпринимательской деятельности, исполнение принимаемых законодательных актов в сфере их правовой защиты, полное применение предусмотренных в них льгот и преференций приводит к дальнейшему росту экономического потенциала Республики Узбекистан.