В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации утвердило Постановление от 5 декабря 2003 года №735 Положение о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (далее — Положение №735).
Положение №735 определяет порядок лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Лицензирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию осуществляется Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию включает:
а) деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
б) деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;
в) деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении негосударственными пенсионными фондами деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию являются:
а) наличие у фонда на день подачи документов для получения лицензии имущества, предназначенного для обеспечения его уставной деятельности, величина денежной оценки должна составлять не менее 3 млн. рублей. При этом совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда, внесенный денежными средствами, должен составлять не менее 3 млн. рублей, а с 1 января 2005 года — не менее 30 млн. рублей;
б) соблюдение правил фонда, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) ведение пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, а также обособленного учета средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений для учета обязательств фонда перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами;
г) размещение пенсионных резервов фонда в соответствии с порядком размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением, а также требованиями по формированию состава и структуры пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов;
д) наличие у руководителя исполнительного органа фонда опыта работы на руководящих должностях в фонде, страховой компании или иной финансовой организации не менее 3 лет, высшего юридического или финансово-экономического образования (при ином образовании — специальной профессиональной подготовки), отсутствие судимости за совершение преступлений в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие;
е) наличие у главного бухгалтера фонда опыта работы по специальности не менее 3 лет, высшего образования, отсутствие судимости за совершение преступлений в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган необходимые документы, указанные в пункте 5 Положения №735.
На основании пункта 8 Положения №735 лицензирующий орган имеет право проводить проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
Лицензия на осуществление негосударственным пенсионным фондом деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию является бессрочной.
Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в форме проверки, проводимой на основании предписания руководителя лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат, срок проведения проверки, период деятельности, который подлежит проверке, и состав комиссии, осуществляющей проверку.
Продолжительность проверки не должна превышать 15 дней. Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года.
Внеплановая проверка проводится для подтверждения устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий, выявленных при проведении плановой проверки, устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, а также в случае получения лицензирующим органом информации о наличии таких нарушений. Проверка устранения нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, должна начаться не позднее 10 дней с даты получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений.
Лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы, обеспечивать доступ проверяющих в служебные помещения и к программно-техническим средствам, используемым при осуществлении лицензируемой деятельности.
По результатам проверки оформляется акт с указанием конкретных нарушений, который подписывается всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с результатами проверки, и в акте должна быть сделана соответствующая запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. Если лицензиат отказывается от ознакомления с результатами проверки, члены комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своей подписью.
Лицензиат вправе представить в лицензирующий орган возражения по акту (в письменной форме) с приложением необходимых документов.
Лицензирующий орган выдает лицензиату предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий с указанием срока их устранения.
Лицензиат обязан представить в лицензирующий орган документы, подтверждающие их устранение.
Если выявленные при проведении проверки нарушения не устранены лицензиатом в установленный срок, лицензирующий орган может приостановить действие лицензии.
Действие лицензии возобновляется после представления лицензиатом документов, подтверждающих устранение нарушений.
Если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам и законным интересам вкладчиков, участников или застрахованных лиц, а также, если в установленный срок не устранены нарушения, повлекшие приостановление действия лицензии, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Лицензирующий орган обязан в 3-дневный срок после принятия решения о предоставлении, переоформлении, приостановлении и возобновлении действия лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд уведомить в письменной форме об этом лицензиата и Пенсионный фонд Российской Федерации, а в случае приостановления или возобновления действия лицензии либо принятия судом решения об аннулировании лицензии — также соответствующие органы налоговой службы.
Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а) наименование лицензирующего органа;
б) лицензируемая деятельность;
в) наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, номер документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика и код лицензиата по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
г) дата принятия решения о предоставлении лицензии;
д) номер лицензии;
е) срок действия лицензии;
ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
з) сведения о переоформлении лицензии;
и) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
к) основание и дата аннулирования лицензии.
Принятие решения о предоставлении, переоформлении, приостановлении и возобновлении действия и аннулировании лицензии, ведение реестра лицензий, а также взимание лицензионных сборов осуществляются лицензирующим органом в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Действие лицензий негосударственных пенсионных фондов выданных в установленном порядке до 1 января 2003 года, прекращается 1 июля 2009 года (статья 2 Федерального закона от 11 марта 2003 года №32-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Более подробно с вопросами, касающимися негосударственного пенсионного страхования, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Негосударственное пенсионное страхование».
14 января 2014 12:07
Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон об акционировании негосударственных пенсионных фондов (НПФ).
До 1 января 2016 года некоммерческие негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, должны преобразоваться в акционерные пенсионные фонды.
С 1 января 2016 года запрещается деятельность по обязательному пенсионному страхованию НПФ.
НПФ после акционирования смогут выпускать только обыкновенные акции и не должны осуществлять операции с векселями и выдавать займы. Фонд не вправе будет выплачивать дивиденды по акциям до истечения пяти лет со дня его государственной регистрации.
Оффшорным компаниям запрещается участие в акционировании НПФ. Минимальный размер собственных средств фонда должен составлять не менее 150 млн руб., а с 1 января 2020 г. — не менее 200 млн руб. Минимальный размер уставного капитала фонда должен составлять не менее 120 млн руб., а с 1 января 2020 г. — не менее 150 млн руб.
Контроль за акционерными обществами НПФ, выдачу и отзыв лицензий будет осуществлять Банк России. В частности, будет необходимо согласование с ЦБ при заключении сделок, в результате которых может быть установлен контроль над более чем 10 % акций фонда. Банк России сможет запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации лица, намеренного приобрести более 10 % акций фонда.
Закон устанавливает требования как к самим пенсионным фондам, так и к их руководителям. В частности, предусматривается, что руководитель НПФ должен иметь опыт работы на руководящих должностях в кредитных организациях или некредитных финансовых организациях не менее 2-х лет, высшее юридическое или финансово-экономическое образование или специальную профессиональную подготовку и соответствовать установленным Банком России квалификационным требованиям.
НПФ должны создать резерв по обязательному пенсионному страхованию. Это необходимо для обеспечения устойчивости и гарантий исполнения обязательств перед застрахованными гражданами.
Размер резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию после 1 января 2018 г. должен составлять не менее 1 % и не более 10 % от суммы всех пенсионных накоплений, сформированных фондом и переданных в доверительное управление.
Законом регламентируется и порядок банкротства и отзыва лицензии у фондов.
На территории Томской области работают в рамках обязательного пенсионного страхования более 20 НПФ. Все они привлекают средства пенсионных накоплений томичей для формирования их будущей пенсии. В 2013 году более 190 тыс. человек пожелали перевести свои накопления в НПФ. В сравнении с прошлым годом произошло увеличение количества принятых заявлений в 2 раза.
Особенности негосударственных пенсионных фондов
Если за рубежом такое явление, как Негосударственный пенсионный фонд давно стало привычным и распространённым, то наши соотечественники только начинают своё знакомство с подобными структурами. Более того, многие относятся к таким организациям с опаской. Но есть ли на это основания?
По определению негосударственный пенсионный фонд (НПФ) представляет собой юридическое лицо, которому присвоен статус неприбыльной организации, ведущей свою работу исключительно с целью формирования и накопления пенсионных взносов для своих участников. Такой фонд производит управление пенсионными активами и в дальнейшем проводит пенсионные выплаты.
Главным преимуществом НПФ для работников является то, что они получают возможность сформировать и в дальнейшем получать дополнительные пенсионные выплаты, которые по факту могут существенно превышать социальные государственные.
Сегодня на отечественном рынке представлено сравнительно небольшое количество подобных фондов. Примером, одного из них, успешно развивающегося может служить нпф согласие отзывы о котором свидетельствуют о порядочности сотрудников, заботе о клиентах и информационной прозрачности, которую обеспечивает администрация фонда. Например, каждому участнику ежегодно предоставляется выписка из его индивидуального счета с подробным отчетом о состоянии принадлежащих ему пенсионных активов.
Рассмотрим основные принципы, лежащие в основе функционирования НПФ:
- деятельность НПФ имеют строгое законодательное регулирование;
- создание НПФ носит добровольный характер, как со стороны юридических, так и со стороны физических лиц;
- участие граждан в системе НПФ осуществляется только на добровольной основе;
- учет и хранение активов его основателей и активов НПФ ведется раздельно, дабы сделать его банкротство невозможным;
- использование средств фонда имеет строгое целевое назначение;
- со стороны государства проводится регулирование деятельности НПФ.
В чем же заключается работа НПФ? Сформированные его участниками пенсионные активы управленческой компанией вкладываются в ценные бумаги с целью дальнейшего получения прибыли. Именно полученная инвестиционная прибыль и распределяется между участниками фонда. Распределение осуществляется пропорционально сумам, находящимся на индивидуальных счетах участников. Как правило, распределение проводится не реже, чем раз в месяц.