Добросовестность поставщика по 44 ФЗ

Содержание

Отсутствие в Реестре недобросовестных поставщиков

В реестр попадают те, кто отказался заключать выигранный контракт или грубо нарушил условия его исполнения. Мы писали подробно о Реестре недобросовестных поставщиков. В этой статье подчеркнем важные нюансы:

  • Раньше можно было самостоятельно декларировать отсутствие в РНП, и был был шанс, что заказчик не проверит эту информацию. Теперь ЭТП автоматически проверяют информацию и просто не пропустят заявку от участника из РНП.
  • В ЕИС отдельно ведется реестры по 44-ФЗ, по 223-ФЗ, по 615 постановлению правительства. Попав в один Реестр, еще можно участвовать в закупках по другому закону или в коммерческих торгах.
  • Если вы подали заявку не находясь в РНП, а во время исполнения контракта в него попали, это не повод расторгать контракт (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 г. № 09АП-11847/2015-ГК по делу № А40-178922/14).

Обеспечение контракта

Заказчик устанавливает обеспечение контракта практически во всех конкурентных закупках:

  • от 5 до 30 % от НМЦ, если закупка на 50 млн руб. или меньше,
  • от 10 до 30 % от НМЦ, если закупка дороже 50 млн руб,
  • не меньше суммы аванса, если он установлен в закупке (ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).

Из этой суммы удерживают штрафы за некачественное неисполнение контракта и пени за срыв сроков. После того как контракт успешно исполнен, обеспечение возвращают.

Антидемпинговые меры

44-ФЗ разрешает снижать цену сколько угодно, но если пересечь порог в 25% от начальной цены, то придется дополнительно подтвердить свою добросовестность (ст. 37 № 44-ФЗ). Это называется антидемпинговыми мерами. В любых закупках, кроме закупок жизненно необходимых товаров, подтвердить добросовестность можно двумя способами:

  1. В закупках на любую сумму можно предоставить увеличенное в 1,5 раза обеспечение.
  2. В закупках дешевле 15 млн есть еще один вариант — предоставить обычное обеспечение плюс успешно исполненные госконтракты. Что учесть:
  • Заказчик примет информацию строго из реестра контрактов по 44-ФЗ.
  • Таких контрактов должно быть не меньше трех, а заключены они должны быть не позже трех лет до заключения текущего контракта.
  • Все они должны быть исполнены без штрафов и пеней.
  • Сумма минимум одного из контрактов должна быть не меньше 20% от суммы закупки, в которой нужно подтвердить добросовестность (ч. 3 ст. 37 44-ФЗ).
  • Объект закупки не важен. Например, вы можете выиграть закупку на ремонт, а подтверждать добросовестность контрактами на грузоперевозки.
  • Не получится подтвердить добросовестность «малыми закупками» у единственного поставщика (закупки до 300 или 600 тыс. руб.), так как заказчики не обязаны включать их в реестр контрактов (ч. 1 ст. 103 44-ФЗ).

Как узнать, что исполненный госконтракт есть в Реестре? На сайте госзакупок во вкладке Контракты и договоры можно найти любой контракт по названию заказчика, идентификационному номеру контракта и другим фильтрам.

Если не нашли контракта нет в Реестре, в первую очередь обратитесь к заказчику. Он обязан выкладывать информацию в Реестр за 7 дней после подписания акта приемки. За срыв сроков его ждет штраф.

В закупках товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения (продукты, лекарства, топливо и пр.) действует другое правило. Если победитель закупки опустил цену закупки на 25 % ниже НМЦ, он предоставляет заказчику обоснование этой цены. Например, гарантийное письмо от производителя, приходные документы, подтверждающие наличие товара на склада и другие документы (ч. 9 ст. 37 44-ФЗ).

Качественные критерии при оценке заявки

Акцент на качество

В конкурсе и запросе предложений заказчик может использовать в выборе поставщика нестоимостным критерии оценки — наличие опыта, рекомендаций, квалифицированных сотрудников и т.д.

Вес цены и качествазависит от закупаемых товаров, работ, услуг. Например, в закупке товаров нестоимостные характеристики могут «весить” не больше 30%, которые может получить участник за заявку. В строительстве — 20%, в создании государственных инфосистем — 70%.

Если участник не прикрепил к заявке документы, подтверждающие опыт, его не будут отклонять. Просто в этом критерии он заработает ноль баллов.

При расчете баллов за качество заказчик может использовать только те формулы и шкалу, которые прописаны в постановлении № 1085:

  1. Формула, которая учитывает наибольшее или наименьшее количество документов в составе заявки. В этом больше баллов зарабатывает тот, кто предоставил максимум контрактов, и остальные получают пропорционально меньше.
  2. Предельно необходимое (минимальное или максимальное) число квалификационных характеристик. Например, участник должен предоставить не меньше пяти исполненных контрактов, чтобы получить баллы по этому критерию. А максимум можно предоставить 10. Все что выше 10, все равно будет считаться как 10.
  3. Шкала. Это самый простой способ оценки. В нем каждый показатель попадает в диапазон и получает определенное количество баллов. Например, ноль контрактов — 0 баллов, 1-3 контракта — 5 баллов, 5-10 контрактов — 10 баллов.

Чем подтвердить добросовестность?

Необязательно показывать успешно выполненные контракта только из Реестра по 44-ФЗ. Это могут быть документы по 44-ФЗ, 223-ФЗ и коммерческим сделкам:

  • Копии договоров, которые отражают предмет договора и время, когда он был исполнен.
  • Копии актов приемки и документов об оплате, которые отражают объем работ.
  • Другие документы, которые подтверждают успешность выполнения работ.

В законе это четко не сказано, но арбитражные суды решают, что заказчик может требовать:

  • Соответствие предмету закупки. Если закупка на строительство, то и исполненные контракты должны быть на строительство.
  • Успешность поставки или работ. Заказчик вправе требовать договоры без нарушений по вине подрядчика.

Также по решению арбитражей заказчик не может требовать:

  • Наличие договоров на территории определенного региона.
  • Более узкую квалификацию, чем предмет проводимой закупки.
  • Исполненных контрактов на сумму больше чем 20% от объем текущей закупки. Например, если закупка на строительство школы за 74 млн, достаточно иметь один исполненный контракт примерно на 20 млн.

Разный вес у «справедливой” и «демпинговой”цены

44-ФЗ дает заказчику возможность уменьшать «вес” цены, которая на 25 % ниже максимальной. Если поставщик снизится больше, чем на 25%, то значимость цены будет равна всего 10 % от суммы величин значимости других критериев оценки заявок. Правда, это правило применяют только в конкурсах на научно-исследовательские, опытно-конструкторские или технологические работы, а также оказание консультационных услуг (ч. 7-8 ст. 37 44-ФЗ).

Что хотят добавить?

В концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг сказано, что в госзакупки будут пускать только квалифицированных участников с опытом исполнения контрактов (распоряжение Правительства РФ от 31 января 2019 года № 117-р1).

  • Организацию детского досуга предлагают закупать только конкурсом с ограниченным участием. Сейчас закупки таких услуг проводят в виде аукционов, запросов котировок или запросов предложений, где главный критерий отбора победителя — цена путевки. В итоге страдает качество исполнения услуг.
  • Также хотят автоматизировать проверку поставщиков в реестре юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение.

Текст и иллюстрации запрещено копировать без активной ссылки на сайт Контур.Закупок.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Прошел электронный аукцион по Закону N 44-ФЗ, победитель снизил цену более чем на 25%. Вправе ли в приведенной ситуации победитель аукциона предоставить вместо обеспечения исполнения контракта три исполненных без неустойки контракта, часть из которых расторгнута по соглашению сторон?

15 апреля 2020

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Независимо от обязанности применения антидемпинговых мер, в данном случае победитель аукциона вправе вместо предоставления обеспечения исполнения контракта предоставить заказчику информацию о надлежаще исполненных контрактах в порядке, предусмотренном ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ. При этом сам по себе факт расторжения указанных контрактов по соглашению сторон не свидетельствует о несоответствии исполненных контрактов требованиям данной нормы.

Обоснование позиции:
С 1 июля 2019 года согласно ч. 6 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при заключении контракта по результатам закупки, которая проводилась в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ исключительно среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СМП и СОНО)*(1), предусмотренный ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемый с учетом положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ об антидемпинговых мерах при проведении конкурса и аукциона, устанавливается от цены, по которой заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса.
Применительно к ситуации сказанное означает, что если при проведении аукциона среди СМП и СОНО участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта (сумма цен единиц товара, работы, услуги), которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта (начальной суммы цен указанных единиц), предусмотренное в такой ситуации положениями ч. 1 или ч. 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ обеспечение исполнения контракта устанавливается от цены, по которой заключается контракт. При этом согласно ч. 13 ст. 37 Закона N 44-ФЗ выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 данной статьи, не допускается.
Также необходимо учитывать, что с 1 июля 2019 года ст. 96 Закона N 44-ФЗ дополнена ч. 8.1, позволяющей участникам закупки, проводимой исключительно среди СМП и СОНО, с которыми заключается контракт, вместо предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений ст. 37 этого Закона, предоставить информацию, содержащуюся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающую исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. Невключение в документацию о закупке, проводимой среди СМП и СОНО, информации о праве участника не предоставлять обеспечение исполнения контракта в порядке, предусмотренном ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, признается нарушением требований Закона N 44-ФЗ (смотрите решение УФАС по Новосибирской области от 20.08.2019 N 054/06/67-1576/2019, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 25.11.2019 N 44-5383/19, решение УФАС по Ярославской области от 13.01.2019 N 076/06/64-852/2019).
Как прямо следует из ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, установленные данной частью правила применяются и в случае предоставления обеспечения исполнения контракта с учетом применения антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона, поэтому в приведенной ситуации победитель аукциона может быть освобожден от обязанности предоставления обеспечения исполнения контракта при условии предоставления заказчику информации из реестра контрактов, подтверждающей исполнение им в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Отметим, что ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ не установлен запрет на предоставление участником закупки, в целях освобождения от обязанности предоставления обеспечения исполнения контракта, контрактов, расторгнутых по соглашению сторон. Поэтому, на наш взгляд, если по данным реестра контрактов в исполненной части сумма цен трех исполненных участником контрактов соответствует требованию, установленному ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, то факт расторжения этих контрактов не должен приниматься во внимание*(2). К сожалению, официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики по данному вопросу нам найти не удалось.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

25 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Подтвердить добросовестность поставщика потребуется, когда у заказчика есть объективные причины для сомнений в благонадежности контрагента. Подтверждается добросовестность путем предоставления информации о факте исполнения государственных контрактов за определенный период времени.

Для чего необходимо подтверждение добросовестности?

Широкое распространение в рыночной экономике, а в госзаказе с момента существования рынка государственных закупок, получила распространение практика чрезмерного снижения цены, для достижения неких иных целей, помимо очевидного получения прибыли. Этот метод конкурентной борьбы носит обобщенное название «демпинг», и является негативным элементом нормальных конкурентных отношений, поскольку в случае его применения иные участники рынка теряют возможность получить прибыль, а участник применивший демпинг чаще всего ее и не получит, сработав себе в убытки. Но поскольку на рынке государственных и муниципальных закупок самым распространенным критерием определения победителя торгов был и остается критерий самой низкой цены, то существование демпинга на этом рынке является необходимым атрибутом по нескольким причинам.

Во первых, это связано с несовершенством и необязательностью методики обоснования начальной цены государственными заказчиками. Это позволяет им устанавливать далеко не рыночные цены при публикации извещения. Как правило, заказчики намеренно завышают начальные цены, для того, чтобы торги с большей вероятностью состоялись, и у заказчика был минимален риск не освоения бюджетных средств. По этой же причине, начальная цена и ее обоснование зачастую намеренно формируются под выделенные лимиты бюджетных обязательств. Установить это в большинстве случаев достаточно легко, следует только внимательно изучить обоснование начальной цены, где весьма распространенным явлением является использование абсолютно одинаковых цен при использовании разных источников информации о них.

Во вторых, снижение начальной цены, является в большинстве случаев, единственной возможностью победить на торгах, что в условиях развитой конкуренции на отдельных рынках, приводит к неизбежному демпингу. В период до вступления в силу 44 ФЗ, государство никак не регулировало и не защищало заказчиков от демпинга. Но при подготовке проекта 44 ФЗ, обсуждение механизма борьбы с демпингом при осуществлении государственных закупок, было наиболее актуальным и острым вопросом, поскольку к тому моменту демпинг серьезно влиял на рынок госзаказа и нес в себе весьма существенные риски. В результате появилась статья 37 44 ФЗ, которая содержала в себе механизм определения демпинга и способы защиты от него.

Было установлено, что по общему правилу демпингом является снижение начальной цены на 25 и более процентов от НМЦК. Таким образом, зачастую может сложиться ситуация, когда вопрос даже одной копейки может определить был демпинг или нет. Учитывая распространенное завышение заказчиками начальной цены контракта, стоит отметить, что появление механизмов защиты от демпинга нисколько не снизило самое явление демпинга, он все так же распространён на рынке государственных закупок. Отчасти это связано с тем, что сами механизмы не выглядят отпугивающими для большинства участников. Рассмотрим их подробнее.

В зависимости от величины начальной цены, существуют разные варианты действий при демпинге. Разграничительной суммой являются пятнадцать миллионов рублей. Если НМЦК больше этой суммы, то в случае демпинга у победителя появляется обязанность увеличить начальный размер обеспечения исполнения контракта в полтора раза, в не зависимости от способа обеспечения, будь то банковская гарантия или сумма денежных средств, перечисленная на счет заказчика. Предоставление такого увеличенного размера обеспечения и будет подтверждать добросовестность поставщика.

Если же сумма начальной цены меньше 15 миллионов рублей, то тогда в случае демпинга законодатель предоставил победителю торгов выбор. Он может, как и в первом случае, увеличить в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, либо обеспечить подтверждение добросовестности поставщика в нематериальном виде. Для этого, победитель торгов должен предоставить заказчику информацию о ранее заключенных и успешно исполненных государственных или муниципальных контрактах (далее — ГК). В случае с конкурсом эта информация обязательно предоставляется в составе заявки на конкурс, а при проведении аукциона – при подписании проекта ГК со стороны поставщика.

Информация и документы подтверждающие добросовестность поставщика

Несмотря, на то, что 44 ФЗ добросовестность поставщика не раскрывает и не дает ему определения, косвенно из его норм можно определить, что эта характеристика поставщика, которая основывается на опыте предыдущего исполнения ГК. Соответственно такой контракт должен быть исполнен относительно недавно, до момента подачи заявки на участие в тендере, без нарушений со стороны поставщика. И здесь стоит обратить внимание на следующее.

Подтверждением добросовестности поставщика обязательно должен ГК, следовательно, не является подтверждением добросовестности обычные гражданско-правовые договоры, заключенные не с государственными заказчиками, а с другими представителями бизнеса или гражданами. Так же, информация по этому ГК обязательно должна быть опубликована заказчиком в реестре контрактов, который находится по следующему адресу: http://zakupki.gov.ru/epz/contract/quicksearch/search.html. При этом в соответствии с частью 1 статьи 103 44 ФЗ не подлежат включению в реестр контрактов контракты, заключенные на основании пунктов 4, 5, 23, 42, 44, 45, 46, 52 части 1 статьи 93 44 ФЗ. Таким образом, достаточно распространенные контракты по пунктам 4 и 5, которые на бытовом уровне называются повсеместно как «закупки, договоры до 100 тысяч», «малые закупки», не будут подтверждать добросовестность поставщика. Следовательно, наилучшим вариантом для подтверждения по 44 ФЗ добросовестности поставщика являются контракты, заключенные в результате торгов.

Так же информация подтверждения добросовестности поставщика должна соответствовать одному из следующих условий:

  1. три и более ГК выполненные в течение года до дня подачи заявки без нарушений;
  2. 4 и более ГК, выполненные в течение 2 лет до дня подачи заявки, 75% которых без нарушений;
  3. три и более ГК выполненные в течение трех лет до дня подачи заявки без нарушений.

И во всех случаях цена одного из контрактов должна быть не меньше двадцати процентов предложения победителя.

Если внимательно посмотреть на вышеуказанные случаи, то вы явно увидите недоработку законодателя при их формировании, поскольку случай 3 полностью поглощает случай 1, а случай 2 по сути соответствует случаю 3. Поэтому рекомендую ориентироваться только на случай 3.

Форма подтверждения информации о добросовестности поставщика не установлена. Но поскольку победитель торгов должен предоставить информацию из реестра контрактов, наиболее подходящим вариантом является предоставление реестровых номеров, с кратким перечислением в табличной форме основных условий, которым ГК должны соответствовать, чтобы подтвердить добросовестность поставщика. Не стоит направлять заказчику сканированные копии контрактов, с приложением платежных и приемочных документов, вся необходимая заказчику информация содержится в реестре контрактов.

Если заказчик из реестра контрактов, установит несоответствие информации вышеуказанным условиям, то участник будет признан уклонившимся от заключения ГК с дальнейшим включением в РНП при проведении аукциона. При проведении конкурса, его заявка будет отклонена.

Исключения

Выше мы рассмотрели общие правила антидемпинговых мер. Но существуют некоторые исключения из них, в частности, если заказчик закупает продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарственные средства, топливо, то победитель, в случае демпинга, должен обосновать свое предложение путем представления гарантийного письма от производителя или документов, которые подтверждают возможность исполнения контракта по предложенной цене.

В случае закупки лекарств, которые включены в перечень необходимых и важнейших лекарств, демпингом признается снижение цены на двадцать пять и более процентов относительно предельной отпускной цены, зарегистрированной в соответствии с законодательством. При этом снижение относительно начальной цены не берется в расчет.

Ну и конечно, антидемпинговые меры не применимы, если заказчиком не установлено обеспечение исполнения контракта.

Понятие обеспечения исполнения контракта
Способ обеспечения исполнения контракта
Требования к обеспечению исполнения контракта 44-ФЗ
Когда предоставление обязательно
Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
Расчет суммы обеспечения
Возврат обеспечения по контракту

Понятие обеспечения исполнения контракта

Понятие обеспечения исполнения контрОбеспечение исполнения контракта (ОИК) – это страховка заказчика от недобросовестного исполнения поставщиком договора. Если поставщик не исполнит контракт или исполнит его ненадлежащим образом, то госзаказчик сможет покрыть ущерб из суммы ОИК или с банка, который выдал гарантию для ОИК. Условия об удержании штрафов из суммы обеспечения заказчик должен прописать в проекте договора.акта

Например, в договоре в аукционе на монтаж приточно-вытяжной вентиляции сказано: если поставщик нарушит обязательства, госзаказчик забирает деньги в размере неустойки из суммы ОИК.

А в договоре к конкурсу на проект изменения границ природных заказников прописано, что заказчик вправе удержать ОИК за нарушение срока исполнения договора, чем он и воспользовался. Победитель конкурса МОО «Экологический Центр Стриж» нарушил сроки сдачи результатов работы. Заказчик выставил ему требование об уплате пеней за просрочку — в противном случае он удержит сумму из ОИК. Поставщик требование не исполнил и попал в РНП. Госзаказчик расторг с ним контракт по своей инициативе и удержал неустойку из обеспечения.

Способ обеспечения исполнения контракта

Участник тендера решает сам, каким из двух способов воспользоваться:

  • Перечислить деньги на счет заказчика, который он указал в документации о закупке.
  • Оформить банковскую гарантию. В этом случае банк-гарант отвечает по обязательствам поставщика перед госзаказчиком.

Список банков, которые могут выдавать гарантии, опубликован на сайте Минфина. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям документации и статьи 45 закона. Заказчик может «забраковать» гарантию даже из-за мелких формальностей.

Например, в такую ситуацию попал победитель закупки ООО «РусьЭкоПром». Он предоставил банковскую гарантию, которую заказчик признал не соответствующей требованиям закона. Гарант указал, что оплатит сумму по требованию заказчика, если получит его до окончания срока действия гарантии. А в законе сказано, что требование должно быть направлено до окончания срока действия гарантии, а не получено.
Из-за одного слова компания попала в реестр недобросовестных поставщиков.

Рекомендуем внимательно изучить закупочную документацию и проверить текст банковской гарантии, которую выдал банк, чтобы избежать таких ситуаций.

Узнать прогноз одобрения заявки на получение гарантии и получить ее без визита в банк можно с помощью сервиса Контур.Спектр.

Требования к обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ

Требования к ОИК установлены в ст. 96 44-ФЗ. В некоторых закупках заказчик обязан требовать обеспечение договора, в других – вправе требовать его по своему усмотрению.

Когда обеспечивать контракт обязательно?

В аукционах и конкурсах заказчик обязан требовать ОИК, а победитель обязан его предоставить до заключения договора. Если закупка проходит в электронной форме, то победитель прикладывает платежное поручение или банковскую гарантию при подписании договора на ЭТП.

Если поставщик не предоставит ОИК при подписании, то его признают уклонившимся от заключения договора и внесут в РНП на два года.

Например, победитель в тендере протянул с подачей документов в банк и не успевает вовремя оформить гарантию, свободных денег для перечисления у него нет. Итог: контракт не подписан, победитель попал в РНП.

В каких закупках может не быть обеспечения договора?

Госзаказчик может устанавливать это требование по своему усмотрению:

  • в запросах котировок;
  • в ряде случаев запросов предложений, например, при поставке спортинвентаря, лекарственных препаратов, закупок изделий народных художественных промыслов, закупок услуг по защите интересов России в судах;
  • в ряде случаев закупок у единственного поставщика, например, в закупках на оказание услуг по водоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, на поставку культурных ценностей, произведений литературы и искусства, печатных или электронных изданий, на оказание преподавательских услуг и других закупках из п.2 ст.96 44-ФЗ.

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер ОИК в тендерах устанавливается в процентах от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), а в закупках для СМП и СОНКО — от итоговой цены. Рассмотрим зависимость размера ОИК от условий в таблице:

Условие Обеспечение контракта
НМЦК ≤ 50 млн рублей 5 — 30 % от НМЦК
НМЦК > 50 млн рублей 10 — 30 % от НМЦК
Тендеры среди СМП и СОНКО рассчитывается от цены, по которой заключается контракт
Если предусмотрен аванс не менее аванса
Если цена контракта снижена на 25 % и более от начальной в конкурсах и аукционах (антидемпинговые меры) при НМЦК > 15 млн рублей в 1,5 раза выше установленного в документации обеспечения
при НМЦК ≤ 15 млн рублей

Вместо увеличения ОИК в 1,5 раза, можно предоставить справку о добросовестности – информацию о 3 контрактах из реестра контрактов, которые:

  • исполнены в течение 3 лет без штрафов, пеней;
  • цена одного из контрактов ≥ 25 % от НМЦК.
Если исполнение контракта состоит из этапов 8 ОИК можно уменьшать в ходе исполнения контракта на сумму выполненных обязательств

Есть случаи, когда обеспечение можно не платить:

  • если победитель — казенное учреждение;
  • если предмет закупки — предоставление кредита;
  • если предмет закупки — выдача банковской гарантии;
  • если закупка для СМП и СОНКО, то вместо ОИК победитель может предоставить справку о добросовестности.

Такую справку сможет предоставить только опытный участник госзакупок — справка содержит информацию о 3 контрактах, включенных в реестр контрактов, которые:

  • исполнены в течение 3 лет без штрафов, пеней;
  • сумма цен контрактов ≥ НМЦК.

Обратите внимание, справки о добросовестности при антидемпинге и для СМП и СОНКО различаются. Отличие в цене контрактов: при антидемпинге цена одного из трех контрактов должна быть не меньше 25 % от НМЦК, а для СМП и СОНКО сумма цен всех трех контрактов — равна или больше НМЦК.

Расчет суммы обеспечения

Правильно рассчитать ОИК помогут ответы на два вопроса:

  1. Есть ли в закупке ограничение для СМП и СОНКО?
  2. На сколько процентов было снижение цены?

Разберем расчет суммы обеспечения на примерах.

  1. Аукцион на поставку автозапчастей

Условия:
НМЦК 499 998,50 рублей.
Размер обеспечения исполнения контракта – 5 %.
Ограничения для СМП и СОНКО нет.
Победитель – СМП, снизился до 399 998,80 рублей (на 20 % от НМКЦ).

Расчет:
Обеспечение контракта составит 24 999,93 рублей – 5 % от НМЦК.
Победитель относится к СМП, но в закупка проводится «для всех”, поэтому обеспечение будет рассчитываться от НМЦК.

  1. Аукцион на поставку рентгеновского аппарата

Условия:
НМЦК 99 360 000,00 рублей.
Размер обеспечения исполнения контракта – 15 %.
Закупка для СМП и СОНКО.
Победитель – СМП, снизился до 81 475 200 рублей (на 18 % от НМКЦ).

Расчет:
Обеспечение контракта составит 12 221 280 рублей – 15 % от цены контракта.
Закупка проводится среди СМП и СОНКО, поэтому обеспечение контракта будет рассчитываться от цены, по которой заключается контракт.

  1. Аукцион на оказание услуг по очистке кровель зданий от снега.

Условия:
НМЦК 592 699,84 рублей.
Размер обеспечения исполнения контракта – 5 %.
Закупка для СМП и СОНКО.
Участник – СМП, снизился до 334 717,57 рублей (на 43,5 % от НМКЦ).

Расчет:
Обеспечение контракта составит 25 103,82 рублей – 5 % от цены договора и увеличено в 1,5 раза, так как снижение больше 25 %.

Будьте внимательны при расчете. Заказчик может не принять ОИК, если вы неправильно округлили сумму и заплатили на 1 копейку меньше. И не забывайте умножать ОИК на 1,5, если снизились на 25 % и больше. Предоставите обеспечение меньше чем надо – попадете в РНП.

Компания ООО «Балт Медикал-Урал» победила в аукционе №0306200011417000283 на поставку ксеноновой лампы в картридже с начальной ценой 180 966,67 рублей, снизив свою цену до 114 217,89 рублей, а это 36,88 % от начальной. Компания не учла антидемпинговые меры и предоставила банковскую гарантию на сумму 18 096, 67 рублей. Именно такой размер ОИК был установлен в тендере. Заказчик не принял гарантию, а компания попала в РНП.

Иногда госзаказчик сам рассчитывает размер обеспечения и включает информацию о нем в проект контракта перед тем, как отправить его на подписание победителю тендера, как например, в этой закупке. Но госзаказчик может и не указывать сумму обеспечения, как в этой закупке, тогда вам придется ее рассчитывать.

Возврат обеспечения по контракту

Заказчик полностью вернет ОИК:

  • Если договор полностью исполнен.
  • Если поставщик решил изменить способ обеспечения на банковскую гарантию. Он имеет право сделать это в любой момент исполнения договора.
  • Если договор расторгнут по соглашению сторон или по инициативе заказчика, и у заказчика нет претензий к поставщику. Если претензии есть, госпредприятие может компенсировать свои убытки из суммы ОИК.

Заказчик обязан прописать в контракте условие о сроках возврата ОИК если поставщик добросовестно исполнит договор:

  • Если победитель обеспечивал контракт деньгами, то заказчик должен вернуть их не позднее 30 дней с даты исполнения контракта.
  • В закупках для СМП и СОНКО — не позднее 15 дней. Эти требования регламентируются п.27 ст.34 44-ФЗ.

Госпредприятие не вернет ОИК в случае расторжения договора по своей инициативе, если поставщик не исполнил его или нарушил обязательства. Но об этом должно быть написано в контракте.

Обратите внимание:
Вам потребуется электронно-цифровая подпись и аккредитация на нужных электронных торговых площадках, банковская (тендерная) гарантия. При необходимости в этих услугах и услуге сопровождения Вас при проведении торгов — обращайтесь к нам!

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, являющийся, по замыслу законодателей, венцом многолетней деятельности по масштабному реформированию системы госзаказа и призванный решить традиционные проблемы, возникающие в сфере размещения государственных и муниципальных заказов.

Среди указанных проблем особо выделяли отсутствие должного контроля за расходованием государственных средств, игнорирование интересов малого и среднего бизнеса, высокую затратность деятельности по размещению заказов и, конечно, чрезмерную коррумпированность данной сферы.

Закон вступил в силу с 1 января 2014 года. Одновременно утрачивает силу ранее действующий федеральный закон 94-ФЗ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Мы будем рады помочь Вам, если это то, что Вам нужно.

Если Вас интересуют конкретные торги, Вы можете воспользоваться сервисом по поиску интересующих Вас аукционов, торгов, конкурсов (введите ключевое слов и нажмите «Найти», предусмотрен бесплатный доступ на 7 дней)

Мы можем оказать Вам услугу по полному сопровождению Вашего участия в торгах в качестве Заказчика или Поставщика. При необходимости оказания услуг — обращайтесь к нам!

Также мы оказываем другие услуги по участию в торгах, аукционах, тендерах, услуги по организации аукционов и запроса котировок, сопровождения в работе со всеми основными федеральными и региональными электронными торговыми площадками, услуги регистрации на ЭТП, настройки программного обеспечения для работы с электронной цифровой подписью (ЭЦП), получения самой ЭЦП и многое другое для удобной торговли на ЭТП. подробнее

Стоимость услуг по торговле на ЭТП для поставщиков.

Название оказываемой услуги Цена (руб)
Формирование и отправка документов на аккредитацию (для одной торговой площадки) 3 000*
Подготовка документов для получения ЭЦП и получение ЭЦП** 0**
Установка и настройка необходимого программного обеспечения для работы с ЭЦП (удаленная работа по настройке программного обеспечения для работы вашей подписи на электронных площадках (на одно рабочее место) от 2 500
Установка новой ЭЦП, подача заявки на добавление нового пользователя организации (требуется при изменении лица, участвующего в торгах либо по истечении срока действия цифровой подписи) 2 000
Пакет №1: Установка и настройка ПО, для работы с ЭЦП, формирование и отправка документации для аккредитации участника торгов на одной ЭТП 4 000

Пакет №2: Установка и настройка ПО, для работы с ЭЦП, формирование и отправка документации для аккредитации участника торгов на основных региональных торговых площадках (onlinecontract.ru, cps-rt.ru, tattis.ru, etp.zakazrf.ru)

Пакет №3: Установка и настройка ПО, для работы с ЭЦП, формирование и отправка документации для аккредитации участника торгов на основных федеральных торговых площадках (etp.zakazrf.ru, etp.roseltorg.ru, sberbank-ast.ru, rts-tender.ru, etp-micex.ru)

12 500

Формирование и отправка на рассмотрение заявки на участие в торговой процедуре (открытом конкурсе, электронном аукционе, запросе котировок и т.п.) на ЭТП от 2 500
Разовые услуги по участию в аукционах и торгах на ЭТП — поиск заказа, клиента, участие в аукционе и торгах договорная***
Абонентское обслуживание — регулярный мониторинг и поиск заказов, клиентов, участие в аукционах и торгах, сопровождение сделок договорная***

* При регистрации на двух и более площадках стоимость формирования и отправки документов для одной ЭТП снижается до 2 500 рублей.

**Стоимость услуг по получению ЭЦП, стоимость программного обеспечения (ПО), регистрационных сборов, пошлин, налогов и т.п. расходов — не включена в цену наших услуг и оплачивается Заказчиком отдельно (например, отдельно выставляется счет от Удостоверяющего Центра, включающий в себя стоимость ключа ЭЦП и программного обеспечения для установки)

*** При заключении абонентского договора по тарифному плану — соглашение по отслеживанию, поиску заказов — регулярному мониторингу — на конкретных площадках с набором интересующих позиций и поисковых правил — стоимость существенно ниже разовой почасовой оплаты услуг.

Мы предлагаем Вам воспользоваться услугами Компании:

Мы можем оказать Вам услугу по полному сопровождению Вашего участия в торгах в качестве Заказчика или Поставщика. При необходимости оказания услуг — обращайтесь к нам!

  • Регистрация Вашей компании или ИП на ЭТП в качестве поставщика или покупателя продукции, товаров, работ, услуг
  • Составление и отправка документов на аккредитацию, а также получение аккредитации
  • Оформление и получение электронной цифровой подписи (ЭЦП)
  • Установка и настройка необходимого программного обеспечения для работы с ЭЦП (выезд специалиста или удаленная работа по настройке программного обеспечения для работы вашей подписи на электронных площадках)
  • Установка новой ЭЦП, подача заявки на добавление нового пользователя организации (требуется при изменении лица, участвующего в торгах либо по истечении срока действия цифровой подписи)
  • Пакет услуг: Установка и настройка ПО для работы с ЭЦП, формирование и отправка документации для аккредитации участника торгов на одной ЭТП
  • Пакет услуг: Установка и настройка ПО для работы с ЭЦП, формирование и отправка документации для аккредитации участника торгов на основных региональных торговых площадках (onlinecontract.ru, cps-rt.ru, tattis.ru, etp.zakazrf.ru)
  • Пакет услуг: Установка и настройка ПО для работы с ЭЦП, формирование и отправка документации для аккредитации участника торгов на основных федеральных торговых площадках (etp.zakazrf.ru, 223.zakazrf.ru, etp.roseltorg.ru, sberbank-ast.ru, rts-tender.ru, etp-micex.ru)

В состав услуги «Регистрация на электронных торговых площадках, получение ЭЦП» входит:

  • Подготовка необходимого пакета документов для получения электронно-цифровой подписи (ЭЦП), которая необходима для участия юридического лица в торгах на электронных торговых площадках.
  • Организация мероприятий для получения электронно-цифровой подписи (ЭЦП) для возможности участия в торгах на электронно-торговых площадках.
  • Подготовка необходимого пакета документов и организация мероприятий по прохождению аккредитации юридического лица на электронных торговых площадках с получением лицевых счетов для проведения операций по обеспечению заявок на участие в торгах.

По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

Это можно сделать одним из способов:

Отправьте Ваши вопросы или информацию о Ваших интересах, проектах, заявку на обратный звонок:

  • с помощью формы «Задать вопрос сотруднику компании» в левой нижней части экрана;
  • при помощи он-лайн формы;
  • письмом на электронный адрес vr_cons@mail.ru

Позвоните нашим сотрудникам по телефонам:

  • в Казани: +7 (843) 278-19-00, 278-18-00, +7 9655-848-224
  • в Набережных Челнах: +7 (8552) 25-01-99, 53-49-39, +7 9631-249-303

Приходите к нам на консультацию (требуется предварительная запись):

  • офис в Казани: ул. Островского, 79, офис 212
  • офис в Набережных Челнах: ул. Хасана Туфана, 12 (2/18), офис 1915

Поделиться

Единая информационная система

Одной из важнейших новелл закона о федеральной контрактной системе являются нормы, регламентирующие функционирование единой информационной системы.

Эта система будет содержать планы закупок, реестр контрактов, реестр недобросовестных поставщиков, каталоги товаров и услуг, библиотеку типовых контрактов, реестр жалоб, а также результаты мониторинга и аудита в сфере закупок.

Вся информация единой информационной системы будет публиковаться на официальном сайте госзакупок.

Закон разрешает субъектам РФ и муниципальным образованиям создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, но только интегрированные с единой информационной системой, которая имеет приоритет по отношению ко всем прочим.

Единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок будет устанавливать Правительство РФ. Создание же информационных систем в сфере закупок, не интегрированных с единой информационной системой, не допускается.

По закону информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно, причем сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются. Подобная открытость системы обусловлена внедрением в сфере госзаказа такого ревизионного института, как общественный контроль, который смогут осуществлять граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц.

В случае выявленных нарушений, либо сомнений в добросовестности действий заказчиков они смогут обращаться в контролирующие и правоохранительные органы, а также непосредственно в суд.

Примечательно, что проверить и проконтролировать можно будет любой контракт. Согласно закону, в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик обязывается направлять информацию о контракте в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, для занесения в реестр контрактов. В частности, из реестра можно будет узнать наименование заказчика, источник финансирования, способ определения поставщика, дату заключения контракта, объект закупки, цену контракта и срок его исполнения, цену единицы товара, работы или услуги, наименование страны происхождения, информацию об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены.

При этом все контракты, информация о которых не была включена в реестр контрактов, считаются незаконными и оплате не подлежат. Наряду с реестром контрактов, в информационной системе заказчики станут формировать и вести специальные планы, содержащие информацию о целях закупок, наименованиях объектов закупок с точным описанием, а также объемах закупаемых товаров, сроках и санкциях, которые также можно будет проконтролировать.

Планы закупок станут формироваться государственным или муниципальным заказчиком в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов на срок действия закона о федеральном бюджете и законов о региональном бюджете. Планы-графики будут формироваться в соответствии с планами закупок. В них будет содержаться, например, следующая информация: наименование и описание объекта закупки с указанием его характеристик; количество поставляемого товара, планируемые сроки поставки товара, начальная цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком; способ определения поставщика.

По сути, в предварительном обязательном планировании закупок и проявляется кардинальное отличие новых законоположений от ныне действующего федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”. И если сейчас процесс закупок выглядит по большей части хаотично и непредсказуемо, то с нового года формула «кто во что горазд” уступит место госплану.

Планирование, обоснование и нормирование закупок В рамках планирования закупок госзаказчик обязывается осуществлять их обоснование в форме установления соответствия планируемой закупки законным целям осуществления закупок, в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента РФ, решениям, поручениям Правительства РФ и региональным законам.

В частности, обязательному обоснованию подлежит цель приобретения товара/услуги, начальная цена контракта, способ определения поставщика и дополнительные требования к участникам закупки. В дальнейшем конкретный порядок обоснования закупок и форма такого обоснования будут определены Правительством РФ.

Вслед за обоснованием закупки последует независимая оценка обоснованности осуществления закупки, которая будет проводиться в ходе мониторинга, аудита и контроля.

По результатам мониторинга и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной. В этом случае органы контроля выдадут предписание об устранении выявленных нарушений и привлекут к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований закона.

Поскольку новый закон исходит из необходимости повышения эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ и услуг, госзаказчики обязываются соблюдать специально разработанные требования к закупаемым товарам и их стоимости.

Эти требования в дальнейшем будут выработаны в ходе так называемого нормирования госзакупок. В свою очередь должностные лица госзаказчиков станут нести персональную ответственность за несоблюдение данных требований.

Вообще под нормированием закон понимает установление жестких требований к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши.

Иными словами из сферы госзакупок исключат все, что позднее будет отнесено к роскоши и предметам с избыточными потребительскими свойствами. Правовые акты о нормировании в сфере закупок будут приняты на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также на уровне отдельных ведомств и госкорпораций. Причем правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе предельные цены и нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов будут размещены в единой информационной системе.

Своеобразной гарантией от злоупотреблений со стороны заказчиков служат нормы закона, регламентирующие вопросы общественного обсуждения закупок. В ближайшем будущем Правительство РФ установит конкретные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок.

Такое обсуждение будет начинаться с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обсуждению, и заканчиваться не позднее срока, до истечения которого определение поставщика может быть отменено заказчиком.

Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не смогут быть осуществлены без проведения такого обсуждения. В противном случае они будут считаться противозаконными. По результатам обязательного общественного обсуждения закупок могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть попросту отменены.

Антидемпинговые меры

Не обходит новый закон своим вниманием и возможные нарушения со стороны участников госзаказов — поставщиков и подрядчиков. В качестве главных антидемпинговых мер закон предусматривает ужесточение требований к финансовому обеспечению контрактов и подтверждение участниками торгов своей добросовестности.

В соответствии с новыми правилами, если при проведении торгов начальная цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки была предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта.

Размер такого обеспечения должен будет в полтора раза превышать размер обеспечения исполнения контракта, указанный в конкурсной документации.

Обеспечение предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Если же при проведении торгов цена контракта составит пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки будет предложена цена, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной, то в таком случае контракт может быть заключен только после предоставления участником информации (вместо финансового обеспечения), подтверждающей его добросовестность.

По закону к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов и подтверждающая исполнение таким участником в течение не менее чем одного года трех контрактов. Все указанные контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек.

Дополнительные требования предъявляются к участникам торгов на право заключения контрактов, предметом которых являются продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства и топливо.

Так, участник закупки, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной, обязан будет представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта. Данное обоснование должно включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

Преференции в сфере закупок

В целях государственной поддержки предпринимателей и некоммерческих организаций закон предоставляет правовые гарантии ряду хозяйствующих субъектов. В их число вошли учреждения и предприятия уголовно-исправительной системы, организации инвалидов, субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

Предоставленные законом гарантии можно условно разделить на чисто экономические и административные. Так, например, в случаях, когда участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта.

Среди второй группы гарантий стоит выделить установление квот для малого бизнеса. В соответствии с законом заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком.

Исключение составляют случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупок работ в области использования атомной энергии – здесь закупки осуществляются по усмотрению самого заказчика. Начальная, то есть максимальная цена контракта для малого бизнеса не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Нелишним будет отметить, что, закрепляя квоту в 15 процентов для малого бизнеса, закон предоставляет заказчикам вполне реальную возможность обойти данное требование. Никакой адекватной ответственности заказчиков за его несоблюдение не устанавливается, и вся ответственность в этой части ограничивается лишь тем, что заказчик должен будет отчитаться о соблюдении, либо несоблюдении вышеуказанного требования.

Так, по итогам года заказчик обязан будет составлять отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и размещать такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков с участием субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО.

При этом чтобы не портить статистику по закупкам в законе содержится ряд «лазеек” для заказчиков. Например, в случае признания несостоявшимся определения поставщиков с участием субъектов малого бизнеса заказчик вправе отменить ограничение в виде квоты и осуществить закупки на общих основаниях. Все же количество товара, закупленного таким образом, будет учитываться в совокупном годовом объеме закупок, поставленных, как и положено – субъектами малого бизнеса. Другая схема здесь – это размещение заказов через третьих лиц.

По сути, таким же образом, как это происходит сегодня, то есть когда заказ отдают монополисту, а тот уже распределяет его между соисполнителями и субподрядчиками. Единственное отличие – теперь в роли таких подрядчиков должны будут выступать субъекты малого бизнеса. Для этого закон оговаривает, что заказчик при определении поставщика вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и НКО.

Опять же, все количество товаров, объем работ, объем услуг, соответственно к поставкам, выполнению, оказанию которых привлекались такие субподрядчики и соисполнители, станут учитываться в совокупном годовом объеме закупок, осуществленных у малого бизнеса. Таким образом, заказы попадут и в «нужные” руки и статистика по малому бизнесу окажется в полном порядке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *