Договор экологического страхования

скохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. № 7. С. 41-45.

2. Базаря М.П. О создании системы сельскохозяйственного кредита // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. № 8. С. 38-40.

3. Кузменко В.В, Опыт скрытых форм сезонного кредитования сельскохозяйственных

товаропроизводителей // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002. № 2. С. 41-42.

4. Макин Г., Хицков А. Развивать сельскохозяйственный кредит // Экономика сельского хозяйства России. 2003. № 7. С. 5.

СТРАХОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ***’ С.Н. Зайков

• •:*•••••

Страхование экологических рисков -собственная часть страхования гражданской ответственности, позволяющая предприятию избежать дополнительных финансовых затрат, вызванных необходимостью в соответствии с нормами гражданского законодательства компенсировать вред, причиненный другим физическим и юридическим лицам. К страхованию экологических рисков относится, прежде всего, страхование гражданской ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты; ответственности за загрязнение окружающей среды; ответственности производителей за качество производимой продукции .

Состояние окружающей природной среды в современной России так же, как и в Содружестве независимых государств (СНГ) характеризуется как крайне неблагополучное, а в некоторых регионах приобрело характер экологического бедствия .

Российская Федерация обладает огромным народнохозяйственным комплексом, объем инфраструктуры и спектр опасных технологий которого соответствуют уровню ведущих стран мира. В настоящее время на территории России функционирует около 45 тыс. потенциально опасных производственных объектов, в том числе более 800 ядерных и 1500 химических и биологических высокоопасных объектов, в которых сосредоточено 11 трлн смертельных токсодоз. В состав ядерных объектов входят 28 действующих энергоблоков АЭС, 113 исследовательских ядерных реакторов, 12 промышленных предприятий ядерно-топливного цикла, 8 научно-

исследовательских организаций, выполняющих технологические разработки и ма-териаловедческие исследования с использованием ядерных материалов, 15 ядерных энергоустановок на 9 атомоходах (только гражданского назначения), 16 спецпред-приятий по переработке и захоронению радиоактивных отходов.

В целом топливно-энергетический комплекс включает в себя до 3 тыс. опасных объектов, из них более 1,5 тыс. взрыво- и пожароопасных и около 100 химически опасных.

Свыше 3,5 тыс. объектов располагают значительными запасами хлора и аммиака, более 500 тыс. т хлора ежегодно перевозится по железным дорогам.

Трубопроводная система России имеет 208 тыс. км магистральных трубопроводов высокого давления и большого диаметра (1220-1420 мм), 800 компрессорных и насосных станций, резервные парки объемом более 20 млн куб. м, подземные хранилища вместимостью 45,6 куб. м.

По системе газопроводов транспортируется до 250 млрд куб. м газа в год, на отдельных участках суммарная производительность достигает 340 млрд куб. м в год.

По данным МПР России, в настоящее время эксплуатируется более 28,5 тыс. водохранилищ и 1,5 тыс. накопителей промышленных стоков и отходов, в том числе 330 крупных водохранилищ емкостью более 10 млн куб. м .

В России насчитывается более 24 тыс. предприятий, загрязняющих окружающих среду. Причем значительная доля этих предприятий не укладывается в установленные им предельно-допустимые норма-

тивы выбросов вредных веществ. В результате роста загрязнения окружающей природной среды в России сегодня насчитывается свыше 55 крупных городов, где назрела критически сложная экологическая обстановка . Примерно шестая часть территории РФ является зоной экологического бедствия, где уже стоит проблема выживания населения. т

Еще хуже обстоят дела с очисткой сточных вод: отсутствие очистных сооружений или их неудовлетворительная работа, изношенность, маломощность приводят к тому, что 82% сбрасываемых вод не подвергается очистке. Поэтому качество воды основных рек России, которые служат не только транспортными магистралями, но и источниками питьевой воды оценивается как неудовлетворительное. Реки Волга. Дон, Обь, Енисей. Лена, Кубань, Печора загрязнены органическими веществами, соединениями азота, тяжелыми металлами, фенолом, нефтепродуктами .

Практически 70% населения РФ употребляет воду, не соответствующую ГОСТу «Вода питьевая», 70% поверхностных и 30% подземных вод потеряли свое питьевое значение и перешли в различные категории загрязненности («условно чистые», «грязные») .

Продолжается уменьшение площадей сельскохозяйственных угодий, особенно пашни. За 50 лет из сельскохозяйственного оборота выбыло свыше миллиона пахотных земель. Наряду с уменьшением количества сельскохозяйственных угодий ухудшается их качество. Более четверти из них подвержено эрозии.

Ухудшение экологической обстановки в РФ приводит к увеличению детской смертности и сокращению продолжительности жизни людей, росту раковых заболеваний 11]. Установлено, что до 95% всей патологии верхних дыхательных путей и от 20 до 30% общих заболеваний населения специалисты прямо или косвенно связывают с ухудшением качества атмосферного воздуха .

Огромный вклад в загрязнение окружающей среды, наряду с техногенным загрязнением окружающей среды, связанной с отсутствием или неиспользованием

имеющихся очистных сооружений и технологий, вносят техногенные аварии и катастрофы, сопровождающиеся выбросами радиоактивных, химически и биологически опасных веществ.

Так, в результате Чернобыльской катастрофы на АЭС (1986 г.) общая площадь радиоактивно загрязненных территорий с плотностью загрязнения выше 1 Ки/км2 по цезию 137 достигла почти 60 тыс. км2, на загрязненных территориях оказалось 7608 населенных пунктов, где проживало около 3 млн человек. Радиоактивному загрязнению подверглись территории в 16 областях и 3 республиках России, а также часть территорией Белоруссии, Украины, стран Балтии, Австрии, Англии, Болгарии, Венгрии, Германии, Турции, Италии, Норвегии, Польши, Румынии, Швеции, Финляндии, Югославии и др. По некоторым оценкам независимых экспертов, прямой ущерб от данной аварии оценивается примерно в 94,4 млрд руб. в ценах 1984 г.

За 1999 г. на радиационно-опытных объектах произошло 159 нарушений, на химически опытных объектах — 32 аварии. Количество чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами и взрывами на промышленных объектах, составило 79. На объектах агропромышленного комплекса зарегистрировано 14 пожаров, принесших значительный материальный ущерб. Основными причинами возникших чрезвычайных ситуаций явились: механические повреждения элементов оборудования за счет коррозионных дефектов сварных соединений, неисправности контрольноизмерительных приборов, электрической части оборудования, сокращение ремонтных и строительных мощностей, нарушение технологической дисциплины, грубых нарушений норм и правил техники безопасности, снижение качества технологического контроля .

Снижение объема инвестиций в природоохранную деятельность, моральный и физический износ основных фондов и связанное с ним возрастание аварийности экологически опасных объектов, в том числе в сфере водо-, земле- и лесоисполь-зования, обусловили необходимость разработки новых механизмов обеспечения

экологической безопасности. Одним из таких механизмов призвано стать экологическому страхованию, в которое составной частью входит и страхование ответственности предприятий — источников повышенной экологической опасности на случай аварийного загрязнения окружающей природной среды .

Основная задача экологического страхования как составной части экологических финансовых отношений — аккумулирование и перераспределение финансовых средств для их дальнейшего использования на реальное возмещение ущерба, причиненного окружающей среде, проведение предупредительных (превентивных) мероприятий, а также снижения расходов средств бюджетов всех уровней на ликвидацию последствий загрязнения окружающей среды вследствие аварийных или иных случаев .

Экологические риски относятся к неуправляемым или мало управляемым, так как это риски финансовых потерь вследствие происшедших стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, повлекших необратимые изменения окружающей среды, гибель растений и животных, угрозу для жизни людей.

Учитывая, что убытки от данных рисков могут быть существенными и, как правило, природопользователь самостоятельно не может справиться с ними, представляется целесообразным страховать от этих рисков в обязательном порядке и с участием бюджета. Доля субсидий на страхование будет определяться реальными возможностями бюджета на ближайшую перспективу .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможно, для оценки страховых рисков стоит подумать над созданием единой для всех страховых компаний СНГ и Балтии базы данных по природным и техногенным убыткам, скажем, превышающим 100 тыс. долл. Эти данные могли бы быть доступными для всех заинтересованных андеррайтеров любой компании.

Если страховая компания в нашей российской действительности желает удержаться на запланированном уровне убыточности, то она должна, во-первых, тщательно собирать статистические данные по

страховым событиям, во-вторых, принимать активное участие в предупредительных мероприятиях, которые могут проводиться в том числе в форме консультаций и семинаров для ответственных работников предприятий — источников повышенной опасности.

Таким образом, уже после заключения договора страхования может производиться своеобразный «инструктаж»: что нужно делать работникам организации-страхователя, чтобы не произошло страхового случая, а если он все же произойдет то, что нужно, чтобы организация-страхователь на законных основаниях получила страховое возмещение. Вероятность конфликтных ситуаций и судебных разбирательств между страхователем и страховщиком подобными мерами может быть сведена к нулю .

Опыт работы страховых компаний показал возможность взаимодействия страховщиков и государственных органов в следующих формах: реализация программ обязательного страхования в установленном законом порядке; формирование страховых пулов государственными органами, уполномоченными на проведение страхования; совместное исследование причин возникновения и профилактика чрезвычайных ситуаций; участие в реализации региональных программ страховой защиты населения и территорий.

В качестве примера можно привести организацию страхования гражданской ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, поднадзорные Г осгортехнадзору России, позволившую за 3 года обеспечить страховой защитой более 30% основных эксплуатационных рисков.

В России развитие механизмов страхования ответственности водопользователей за причиненный вред окружающей природной среде сдерживается отсутствием четкой нормативно-правовой базы, отсутствием заинтересованности й экономических стимулов водопользователей в осуществлении страхования, отсутствием у водопользователей (особенно в коммунальной сфере) средств на оплату страховых взносов и т. д.

Существующие механизмы экологического страхования не позволяют обеспечить полную и гарантированную защиту имущественных интересов третьих лиц и окружающей природной среды от потерь в случае аварии на системах водоотведения или лесопользования.

Вместе с тем в соответствии с «Водным кодексом РФ». Федеральными законами, постановлениями Правительства предприятия и организации, осуществляющие специальное водопользование, обязаны получить лицензию на право пользования поверхностным водным объектом. В ГК РФ (ч. 2) в ст. 1064 указано, что организация, причинившая вред личности или имуществу гражданина или юридического лица, обязана возместить этот вред в полном объеме. При отсутствии страхового обеспечения она должна предоставить иные финансовые гарантии.

Страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих системы водоотведения, затруднено из-за отсутствия реального механизма идентификации опасности данных объектов для окружающей природной среды на основании действующего законодательства РФ, что делает невозможным определение минимальных размеров страховой суммы.

На основании проекта «Методических рекомендаций по идентификации опасности производственных объектов…», разработанного с привлечением специалистов МПР России, в Тульской области в октябре 2000 г. в порядке эксперимента впервые были заключены первые договоры страхования ответственности организаций, эксплуатирующих системы водоотведения, которые дали положительные результаты.

Лесной кодекс РФ (ст. 19) провозглашает, что лесной фонд находится в федеральной собственности. Субъекты РФ участвуют в присвоении средств, поступающих от использования лесного фонда как объекта собственности в размере 60% средств от части лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, 40% средств поступает в Федеральный бюджет .

Страхование гражданской ответственности за причинение ущерба лесному хозяйству и добровольное страхование собственности лесопользователей до сих пор не имеет четкой законодательной базы. Организация страхования леса как объекта федеральной собственности затруднено вследствие отсутствия у страхователей устойчивых источников дохода для участия в страховании. В качестве инструмента внедрения и развития страхования в лесном хозяйстве можно предусмотреть создание федерального и территориальных фондов обязательного страхования леса, которые должны стать структурными элементами соответствующих фондов страхования в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды, создаваемых как самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, в целях выполнения закона об обязательном страховании и реализации политики в сфере природопользования.

Прогнозная оценка экономической эффективности результатов страхования на примере лесного хозяйства Ленинградской области при страховой сумме в диапазоне от 0,5 до 5% страховой стоимости лесного фонда и страховом тарифе в диапазоне 1-3% страховой суммы показал, что покрытые расходов из средств областного бюджета за счет страхования лесов составляет: на очистку участков леса и лесовосстановление — от 4 до 43%, на тушение лесных пожаров — от 2 до 100% .

Развитие страхования экологических рисков было затруднено в связи с несовершенством формулировки субъективной стороны экологических преступлений, предусмотренных УК РСФСР, и трудности при определении последствий преступных деяний, вызывающих проблемы при практическом применении данных норм, в результате чего допускаются ошибки при привлечении виновных к ответственности , и как следствие, трудно объективно оценить величину страхового риска. Кроме того, в прежнем УК отсутствовал ряд составов преступлений, что приводило к тому, что экологические правонарушения, являющиеся по своему характеру общественно

опасными деяниями, фактически оказывались за чертой уголовного закона .

Страхование экологических и других рисков в сельскохозяйственном производстве сдерживается высокими тарифами, отсутствием доверия к страховщикам, отсутствием налоговых льгот, стимулирующих страхование. Многие сельхозпроизводители не видят экономических преимуществ защиты финансовых интересов хозяйства через систему страхования . Кроме того, страхование экологических рисков для сельскохозяйственного производства не является актуальным, так как вклад сельского хозяйства в загрязнение окружающей среды, квалифицируемое УК как преступление, посягающее на общественные отношения в сфере охраны и рационального использования земли и недр, но сравнению с другими природопользова-телями является незначительным и потому не сопровождается финансовыми рисками.

Экологическое страхование сдерживается несоответствием количества лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за экологические преступления, количеству лиц, осужденных за них . Отсутствие ответственности, в том числе и финансовой за экологические правонарушения, порождают вседозволенность и не стимулируют экологическое страхование.

Поправить критическое положение в вопросах предупреждения, пресечения и расследования экологических правонарушений (а следовательно, ввести процесс страхования экологических рисков в более цивилизованное русло) может создание в составе МВД России экологической милиции (полиции) .

Рассматривая проблемы и перспективы экологического страхования в историческом аспекте, следует отметить, что ноо-сферный тип общественного развития и дальнейшее загрязнение окружающей ере-

ды выдвинут на первый план проблемы экологии и компенсации последствий экологических катастроф. Это связано в первую очередь с ускорением темпов развития общества, то есть увеличение народонаселения, исчерпаемостью природных ресурсов, повышением техногенности современного мира. Параллельно с ростом расходов на охрану окружающей среды будет формально и неформально увеличиваться спрос на соответствующие страховые услуги .

Практическая реализация страхования в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды позволит не только расширить рынок страховых услуг, но и решить задачи повышения уровня защиты имущественных интересов, юридических и физических лиц.

*- Библиографический список

2. Батадеев В.А. России нужна собственная модель сельскохозяйственного страхования // Финансы. 2003. № 2. С. 53-55.

3. Гульченко А.С. Контроль за убытками в перестраховании // Финансы, 2002. № 7. С. 49-51.

4. Грищенко Н.Б. Эволюция форм страховой защиты // Финансы. 2002. № 12. С. 51-55.

6. Злотницкий А.Б., Архипов А.П. О страховании в лесном хозяйстве // Финансы. 2001. № 7. С. 44-48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К:

Обязательное экологическое страхование осуществляется в соответствии с Законом РК «Об обязательном экологическом страховании».

Объектом обязательного экологического страхования является имущественный интерес лица, осуществляющего экологически опасные виды хозяйственной и иной деятельности, связанный с его обязанностью, установленной гражданским законодательством Республики Казахстан, возместить вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и (или) окружающей среде в результате ее аварийного загрязнения. Лицо, осуществляющее экологически опасные виды хозяйственной и иной деятельности не вправе осуществлять свою деятельность без заключения договора обязательного экологического страхования.

Страховые риски

Страховым случаем по договору обязательного экологического страхования признается факт наступления гражданско-правовой ответственности страхователя по возмещению вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и (или) окружающей среде в результате ее аварийного загрязнения.

Страховая сумма

Размер страховой суммы устанавливается по соглашению сторон в договоре обязательного экологического страхования, но при этом размер страховой суммы должен составлять не менее:

  1. 5000-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, на дату заключения договора обязательного экологического страхования с физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем;
  2. 65000-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, на дату заключения договора обязательного экологического страхования с юридическим лицом;
  3. 17000-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, на дату заключения договора обязательного экологического страхования, если договор обязательного экологического страхования заключен только в части страхования гражданско-правовой ответственности за причинение вреда окружающей среде.

Страховая премия

Размер страховой премии в соответствии с Законом РК «Об обязательном экологическом страховании» устанавливается по соглашению сторон, но при этом размер страховой премии в зависимости от страховой суммы:

№ пп Экологически опасный объект Минимальная страховая сумма (МРП) Страховой тариф (%)
1 Физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем 5 000 0,76 — 2,62
2 Юридическое лицо 65 000 0,76 — 2,62
3 При заключении договора обязательного экологического страхования только в части страхования гражданско-правовой ответственности за причинение вреда окружающей среде 17 000 0,59 — 2,05

Срок страхования — Договор страхования заключается на 12 месяцев и не прекращает своего действия по первому наступившему страховому случаю.

Страховые выплаты определяются Страховщиком исходя из суммы требования потерпевшего (Выгодоприобретателя) или вступившего в силу решения суда о возмещении причиненного вреда.

Страховая выплата производится Страховщиком в течение 30 дней со дня получения всех необходимых документов.

Финансовый ущерб окружающей среде, населению, хозяйству, связанный с авариями промышленных предприятий, чрезвычайно велик. Его доля в суммарном ущербе от загрязнения окружающей среды достигает 25—30%. Возмещение этого ущерба в странах с рыночной экономикой осуществляется в первую очередь за счет владельца предприятия через систему экологического страхования. Только в случаях катастрофических размеров ущерба к его возмещению может подключиться государство.

Система экологического страхования делает невыгодным аварийный случай на предприятии как для самого предприятия, так и для его страховщика и заставляет уделять большое внимание вопросам анализа экологического риска, контролю над производственным процессом и безопасности отходов хозяйственной деятельности.

Экологический риск — это допущение вероятности причинения вреда природной среде и граница вмешательства в нее.

Он определяется как произведение вероятности техногенного воздействия на окружающую среду (обусловленного несоответствием деятельности предприятия согласованным критериям), на ущерб (убытки), причиненный этим воздействием физическим и юридическим лицам.

Экологическое страхование — это страхование ответственности объектов — потенциальных виновников аварийного, непреднамеренного загрязнения среды и страхование собственных убытков, возникающих у источников такого загрязнения.

Цель экологического страхования — наиболее полная компенсация нанесенного экологического вреда.

Экономическая сущность страхования состоит в том, что оно выступает как совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками. Поводом является формирование за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного чрезвычайного и иного ущерба предприятиям или организациям или для оказания денежной помощи гражданам. Таким образом, практически предприятие не может самостоятельно справиться с финансовыми последствиями страховых случаев, связанных с наступлением ответственности по ущербам, вызванным техногенными авариями. Единственной формой защиты интересов и населения, и предприятий является страхование.

Согласно российским законам, причиненные убытки должны компенсироваться за счет собственных средств виновниками и лишь в исключительных случаях — за счет государственных резервов.

Выделяют следующие виды экологического страхования: личное, имущественное, экологической ответственности.

Личное и имущественное страхование имеет значение для граждан. В страховании экологической ответственности граждане не участвуют, но в итоге оно также затрагивает их интересы, поскольку создает дополнительные финансовые гарантии компенсации экологического вреда.

К страхованию ответственности перед третьими лицами относится:

  • • страхование общей гражданской ответственности перед третьими лицами, которое предусматривает покрытие ущерба за нанесение вреда имуществу юридических лиц и граждан, а также вреда жизни и здоровью населения в результате аварий и катастроф;
  • • страхование ответственности за нанесение вреда окружающей природной среде (собственно экологическое страхование), под которым понимается страхование владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения ущерба третьим лицам, обусловленного технологической аварией и катастрофой; это страхование предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения, прямого имущественного ущерба третьим лицам, пострадавшим от вредных воздействий.

По форме экологическое страхование подразделяется на добровольное и обязательное.

Добровольное экологическое страхование регулируется Гражданским кодексом РФ (гл. 48), Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Конкретные условия определяются в договоре страхования.

Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок его проведения определяются соответствующими нормативными актами. Обязательное страхование охватывает предприятия, внесенные в утверждаемый В законодательном порядке перечень экологически опасных объектов. Для этих целей создастся банк данных (экологический архивариус) об опасных для окружающей среды предприятиях и производствах, включающий сведения о размерах ставок, страховых премий и сумм страхового возмещения для каждого типа таких объектов или страховых событий.

В основе ранжирования предприятий по степени их экологической опасности лежат оценки вероятности страхового риска загрязнения окружающей среды и потенциального экономического ущерба, причиняемого загрязнением. Страховой риск — предполагаемое событие, в случае наступления которого проводится страхование, т.е. в данном случае это возможность предъявления к страхователю имущественных претензий за причиненный им экологический ущерб.

На основе величины экономического ущерба от аварийного загрязнения среды предприятия разделяют на три группы.

Группа «А» — особо опасные — предприятия с вероятностью аварий на уровне 0,09. Они должны подлежать обязательному страхованию.

Группа «Б» — опасные — с вероятностью аварий на уровне 0,085. Решение по их обязательному страхованию принимают региональные природоохранные органы.

Группа «В» — малоопасные — вероятность аварий 0,059. Предприятия страхуют риск экологических аварий на добровольной основе.

Страховое возмещение включает:

  • — компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества;
  • — сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды;
  • — расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым причинен вред и пр.

Отметим, что не возмещаются убытки, связанные с генетическими последствиями загрязнения природной среды.

Обеспечение выплат по экологическому страхованию реализуется через создание следующих фондов. Это могут быть:

  • • страховые фонды предприятий — источников повышенного экологического риска;
  • • фонды взаимного страхования, создаваемые отраслевыми или региональными объединениями таких предприятий;
  • • фонд страхования экологического риска, который обеспечивает страховую защиту интересов третьих лиц в случае причинения им ущерба аварийным загрязнением окружающей среды, а также компенсацию убытков самого страхователя.

Финансовые ресурсы этого фонда формируются за счет средств федерального экологического фонда и страховых компаний, стимулирующих природоохранную деятельность.

Страховые фонды предприятий и фонды взаимного страхования предназначены для компенсации экологического ущерба (как правило, небольшого). Размер взносов и величина возмещения убытков из этих фондов определяются совместным решением участников в каждом конкретном случае. Схема работы указанных страховых фондов заключается в том, что предприятия-загрязнители и граждане (реципиенты) вносят некоторую сумму в один или несколько фондов, которые в случае возникновения страхового случая компенсируют пострадавшим убытки. Объединение фондов в единую систему экологического страхования позволяет в случае необходимости перемещать средства из одного фонда в другой, размещать временно свободные финансовые ресурсы на депозитных банковских счетах. Фонды выполняют по отношению друг к другу роль перестраховщиков.

Предприятие практически никогда не может самостоятельно справиться с финансовыми последствиями страховых случаев, связанных с наступлением ответственности по ущербам, вызванным техногенными авариями. Единственной формой защиты интересов и населения, и предприятий является страхование.

Отметим некоторые проблемы и тенденции развития экологического страхования.

Одной из главных проблем является отсутствие необходимой статистической базы для объективного расчета тарифных ставок страховых премий. Кроме того, возникают сложности при создании больших резервных фондов либо поиске перестраховщика для выполнения обязательств.

Отсутствуют методики нормативных оценок убытка, причиненного как имуществу, так и здоровью граждан. В расчете величины убытков и ущерба самым трудным является вопрос определения ущерба здоровью (жизни) населения. В этой связи наметилась негативная тенденция в деятельности страховой защиты: страховые компании исключают из своих правил страхования страхование ответственности за вред, причиненный здоровью в результате экологического бедствия.

Заметим, что под убытками следует понимать вред, причиненный аварийным загрязнением окружающей среды самому источнику загрязнения, а под ущербом — вред, причиненный третьим лицам.

Одной из причин, сдерживающих развитие рынка экологическою страхования, является отсутствие методологии и методик страхования экологического риска. В механизме экологического страхования не предусмотрены временные рамки ответственности страховщика, а также способы определения характера загрязнения (является этот процесс текущим или единичным).

Страховое законодательство не учитывает особенности рисков экологического происхождения. В России необходимы особые нормы, регулирующие экологическое направление в страховании (Закон об экологическом страховании или изменения в Законе об охране окружающей среды).

Для широкого практического применения экологического страхования, усиления его влияния на реализацию принципа «загрязнитель платит» и повышения уровня экологической безопасности производства и потребления необходимо в частности:

  • • заполнить существующие правовые пробелы, включая четкое определение правил страхования экологической ответственности, а также границ страхового поля с установлением перечня предприятий — потенциальных страхователей;
  • • разработать нормативно-методическую документацию по определению страхового случая (аварийное загрязнение окружающей среды, повлекшее за собой причинение вреда здоровью и жизни физических лиц, а также имуществу юридических и физических лиц), оценке убытков от аварийного загрязнения и определению размера страховых премий;
  • • обеспечить информационную поддержку участников страхования в целях соблюдения финансовой устойчивости операций и гарантий страховых выплат при возмещении ущерба, причиненного крупными авариями;
  • • предоставить предприятиям более широкие возможности по выбору форм возможного финансового покрытия, среди которых страхование должно быть лишь одной из возможностей.

Понятие и сущность экологического страхования

В $XXI$ веке становится невозможным обеспечить устойчивое экономическое развитие, разрушая окружающую среду и, бесконтрольно забирая у природы её ресурсы. Социально-экономические последствия техногенных катастроф и аварий имеют огромные масштабы и остро ставят проблему обеспечения экологической безопасности человека, общества, государства.

Определение 1

Экологическая безопасность – это состояние защищенности от возможного вредного воздействия, техногенных и природных катастроф не только окружающей среды, но и человека, его жизни и здоровья.

Элементом экономического механизма окружающей среды является экологическое страхование.

Страхованию подлежат экологические риски:

  1. К рискам относятся экологические аварии, взрывы, наводнения, пожары, землетрясения и др.;
  2. Предприятия, деятельность которых относится к источникам повышенной опасности.

Экологическое страхование имеет свою специфику и является наиболее сложным видом страхования. В то же время это эффективный экономический механизм, в котором сочетается проведение специальных мер по недопущению экологических аварий и создание стабильных страховых фондов денежных средств.

Денежные фонды гарантируют покрытие ущерба в случае загрязнения окружающей среды и возмещение убытков физическим и юридическим лицам.

Созданные страховые фонды, аккумулирующие денежные средства, являются экономической сущностью экологического страхования. В правовом аспекте этот вид страхования обеспечивает реализацию экологической политики государства, в частности, защищаются имущественные интересы юридических и физических лиц от негативного воздействия окружающей среды и создаются дополнительные финансовые возможности. Эти возможности используются для проведения природоохранных мероприятий и сохранения благоприятной окружающей среды.

Юридические и физические лица выступают в качестве субъектов экологического страхования, а его объектами могут быть любые экологические риски загрязнения окружающей среды и потенциального экономического ущерба.

Замечание 1

Таким образом, согласно российскому законодательству обязательным экологическим страхованием является страхование гражданской ответственности тех предприятий, которые своей деятельностью создают повышенную экологическую опасность.

Ущерб может быть причинен загрязнением производственными, бытовыми отходами, транспортными средствами.

Большой ущерб может принести:

  1. Строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений;
  2. Применение минеральных удобрений, токсичных химических веществ для защиты растений;
  3. Создание предметов биотехнологии, новых биологически активных веществ;
  4. Действие вредных физических, электромагнитных, ионизирующих факторов;
  5. Размещение экологически опасных материалов;
  6. Радиоактивные выбросы;
  7. Экологическая опасность импортного оборудования, и др.

Замечание 2

Нормы экологического страхования в России закрепляются в Федеральном законе «Об охране окружающей среды».

Добровольное экологическое страхование

Как часть системы экологической безопасности, экологическое страхование может быть обязательным и добровольным.

Добровольное страхование можно сравнить с добровольной сертификацией продукции. Предприятие, имеющее такую экологическую активность, естественно, повышает свой престиж и конкурентоспособность. Государством этот вид страхования не нормируется. Правила страхования и программы страховые организации разрабатывают самостоятельно. В $1992$ г. Министерством природы России и российской государственной страховой компанией в области добровольного экологического страхования был утвержден основной документ – «Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации».

Осуществляя добровольное экологическое страхование, страховщики, в границах своей компетенции, определяют:

  1. Список тех объектов, которые подлежат страхованию;
  2. Нормы страхового обеспечения;
  3. Размеры страховой ответственности;
  4. Обязанности и права, участвующих в страховании сторон;
  5. Виды экологического страхования;
  6. Порядок тарифных ставок платежей.

Страхователь и страховщик при заключении договора страхования, который является основанием возникновения страховых отношений, в каждом конкретном случае оговаривают перечень загрязняющих веществ, причины страховых событий, возможные ущербы, подлежащие возмещению по добровольному экологическому страхованию. Страховщик при заключении договора страхования производит непосредственный осмотр предприятия.

В этом виде экологического страхования участие могут принимать:

  1. Нефте и энерго комплексы;
  2. Отрасли строительных материалов;
  3. Предприятия химической промышленности;
  4. Предприятия бумажной промышленности;
  5. Другие отрасли.

По условиям страхования предусматривается установление предельных сумм выплат страхового возмещения и собственного участия страхователя в оплате убытков (франшиза). Страхователь уплачивает страховые платежи по тарифным ставкам, которые зависят от размера годового оборота предприятия.

Договор экологического страхования вступает в силу после уплаты платежей и страхователю выдается страховое свидетельство сроком на один год с последующей пролонгацией. Лимиты ответственности для выплат устанавливаются из одного страхового случая как по одному иску, так и по серии исков. Страховое возмещение, размеры которого предусмотрены гражданским законодательством, рассматриваются в судебном порядке или другом предусмотренном.

Страховое возмещение включает:

  1. Повреждение или гибель имущества предусматривают компенсацию ущерба;
  2. Убытки, которые привели к ухудшению условий жизни и окружающей среды;
  3. Сумму расходов, необходимую для очистки загрязненной территории до нормативного состояния, если страховщик дал на них предварительное согласие;
  4. Сумму расходов, которая необходима для спасения жизни и имущества пострадавших;
  5. Расходы на проведение судебных процессов, улаживание исков, предъявляемых страхователю, если страховщик дал на них предварительное согласие.

Убытки, которые страховщик не возмещает:

  1. Генетические последствия загрязнения окружающей среды;
  2. Убытки, причиненные работникам страхователя в период нахождения на работе;
  3. Убытки, связанные с причинами, о которых страхователь знал до начала действия договора;
  4. Разного рода штрафы и неустойки;
  5. Размер ущерба, нанесенного тому имуществу, которое находится на территории охраняемой или контролируемой страхователем.

Обязательное экологическое страхование

Замечание 3

Механизм страхования ответственности владельцев опасных производственных объектов (ОПО) в результате вступления в силу Федерального закона № $225$-ФЗ, претерпел значительные изменения. Закон предлагает к страхованию со стороны государства более цивилизованный подход, фактически меняя модель страхования ответственности владельцев ОПО. На весь период эксплуатации опасного объекта его владелец должен заключать договор обязательного страхования. Если владелец не выполняет свои обязанности по страхованию, ввод опасного объекта в эксплуатацию не допускается.

На каждый опасный объект должен заключаться договор обязательного страхования не менее чем на один год. Подтверждающим фактом заключения договора является наличие страхового полиса. С момента внесения страхового взноса договор вступает в силу и является публичным. Договор об обязательном страховании и модель страхования ответственности владельцев ОПО имеют различия.

Различия сводятся к следующему:

  1. Страховые суммы увеличиваются;
  2. Существуют ограничения возмещения ущерба на одного потерпевшего;
  3. Вред, причиненный работникам страхователя, возмещается;
  4. Возмещается вред в результате нарушения условий жизнедеятельности;
  5. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, исключается;
  6. Расширено понятие термина «авария»;
  7. Вводятся компенсационные выплаты.

Замечание 4

Правительство РФ утверждает, страховые тарифы и правила страхования. Условия страхования, тарифы и страховые суммы являются едиными для всех страховых компаний и регламентируются текущим законодательством. Согласно Федеральному закону № $225$-ФЗ обязательное экологическое страхование является страхованием гражданско-правовой ответственности предприятий, организаций и учреждений, которые могут быть источником повышенной опасности. Страхователь и страховщик являются объектами обязательного экологического страхования, определение которых дано в законе. Страхователь – владелец опасного объекта, а страховщик – страховая организация, имеющая лицензию на осуществление страхования. Лицензия выдается в соответствии с законодательством РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *