Договор консорциума для участия в тендере

Участие консорциума в закупках (Саганов П.)

Как известно, любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и даже физическое лицо вправе претендовать на участие в закупках и заключение контракта с заказчиком. Но как быть, если выиграть на торгах и тем более исполнить контракт такое лицо в одиночку не может из-за того, что заказчик установил завышенные требования или собирается оценивать заявки по показателям, которые у потенциального участника далеко не лучшие (опыт работы, наличие в штате определенного количества специалистов и т.п.)? Тогда можно объединиться с другими такими же потенциальными участниками, чтобы вместе добиться победы в закупке, заключить контракт и его исполнить. Однако и это решение проблемы не всегда гарантирует успех.
Теоретические вопросы
В России обязательные закупки регулируются двумя федеральными законами:
— от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе);
— от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).
С возможностью подачи заявки несколькими лицами на стороне одного участника в рамках проведения закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд все относительно понятно: ее Закон о контрактной системе не предусматривает. Следовательно, в такой ситуации действует известный принцип административно-публичных отношений: все, что не разрешено, то запрещено.
И это условие применяется, несмотря на положения ст. 308 ГК РФ о допустимости множественности лиц в обязательстве на стороне кредитора или должника.
Так, согласно п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением такого лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Как следует из буквального толкования диспозиции приведенной статьи, на стороне участника закупки может выступать только юридическое или физическое лицо в единственном числе, множественность лиц в этом случае не предполагается, а значит — невозможна в рамках проведения закупок по правилам Закона.
Из общего правила есть исключение. Заключить контракт с несколькими участниками заказчик может, но только на поставку технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок. Право такого заключения контракта устанавливается заказчиком в документации о закупке (ч. 10 ст. 34 Закона о контрактной системе).
Но в данном случае речь все же идет не о консолидации нескольких лиц на стороне одного участника, а о заключении нескольких контрактов по одному предмету.
Закон о закупках, напротив, прямо предусматривает возможность одного участника подать одну заявку от имени нескольких лиц.
Участником такой закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе один или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника, которые отвечают требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).
Стоит обратить внимание, что объединиться для подачи заявки могут только лица, обладающие одинаковым правовым статусом: юридические лица — только с юридическими, физические — с физическими. Такое же правило действует и в отношении индивидуальных предпринимателей, что делает невозможной подачу одной заявки от нескольких юридических и физических лиц <1>.
———————————
<1> См.: письмо Минэкономразвития России от 30 октября 2015 г. N Д28и-3153.
Рассмотрим наиболее проблемные вопросы множественности лиц со стороны участника в рамках проведения так называемых корпоративных закупок для нужд субъектов естественных монополий, госкорпораций и т.д. на основании Закона о контрактной системе и в соответствии с его положениями и условиями.
Проблемы правоприменения
Законодатель, предоставив возможность нескольким лицам подать одну заявку, поставил и перед заказчиками и, самое главное, перед участниками закупок два очень сложных с правовой точки зрения вопроса: что же собой представляет совместная заявка и каким образом она должна формироваться?
Причина правовой неопределенности по вопросу о порядке участия множества лиц кроется исключительно в отсутствии его законодательного регулирования, что, в свою очередь, приводит к «возникновению значительных затруднений» <1>.
———————————
<1> См.: письмо Минэкономразвития России от 30 октября 2015 г. N Д28и-3153.
Необходимо обратить внимание на положения абзаца второго п. 4 ст. 447 ГК РФ, где победитель торгов персонализируется как «лицо», т.е. юридическое или физическое лицо в единственном числе. Однако им не является объединение лиц, представляющее собой множественность на стороне участника.
Закон о закупках как специальный нормативный правовой акт исправляет правовую неопределенность и прямо закрепляет как таковую возможность наличия множественности лиц.
Консорциум (от лат. consortium — соучастие, сообщество) — форма объединения организаций, которое имеет временный характер с целью достижения заранее известной цели, не являющейся противоправной с точки зрения действующего законодательства в отличие, например, от картеля.
При этом наиболее близкая правовая форма деятельности и функционирования консорциума — конструкция простого товарищества, установленная гл. 55 ГК РФ, хотя и обладающая определенными особенностями.
Двое или несколько лиц для осуществления предпринимательской деятельности могут заключить договор простого товарищества и объединить вклады и действовать совместно для извлечения прибыли, достижения иной не противоречащей закону цели, но без образования юридического лица (ст. 1041 ГК РФ).
Иными словами, правовая конструкция простого товарищества (о совместной деятельности) отвечает целям и задачам консорциума, участвующего в закупках. Кроме того, договор простого товарищества может быть представлен в составе совместной заявки для подтверждения заказчику того, что имеется реальная договоренность между участниками об исполнении контракта.
В дальнейшем, в том числе в случае победы в закупке, участники консорциума смогут регулировать свои отношения, руководствуясь положениями ранее заключенного ими договора простого товарищества.
Правоприменительная практика, как и законодательство, не раскрывает однозначных и понятных правил поведения организаций в процессе их объединения в консорциум, условий его участия в закупке и заключения им по итогам закупки контракта.
Какие же подводные камни участия консорциума в закупках существуют? И как они могут быть учтены?
Во-первых, заказчики должны учитывать, что они не вправе требовать, чтобы обязательным условиям закупочной документации в части исполнения контракта соответствовали абсолютно все участники консорциума. Достаточно, чтобы предъявляемым требованиям отвечали его члены в совокупности.
Когда несколько лиц объединяются для участия в закупке, это нередко означает, что ни одно из них не может в полной мере соответствовать установленным условиям или не сможет в последующем исполнить контракт, например из-за нехватки опыта или производственных мощностей.
Однако заказчик не может отказать в допуске к торгам консорциуму только на том основании, что какой-то из участников не соответствует предусмотренным критериям.
Из подобной позиции исходят Минэкономразвития России и ФАС России. Они разъясняют, что отвечать требованиям, указанным в документации о закупке, должна группа лиц в совокупности, а не отдельно взятые юридические лица в ее составе <1>. Так, если объединяются несколько компаний для участия в конкурсе на право заключения контракта на строительство, свидетельство саморегулируемой организации о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, может быть только у одного из членов консорциума, например у лидера <2>.
———————————
<1> См.: письмо Минэкономразвития России от 30 октября 2015 г. N Д28и-3153; решение ФАС России от 15 октября 2015 г. N 223ФЗ-302/15.
<2> См.: решение ФАС России от 17 июля 2015 г. N 223ФЗ-174/15.
Судебная же практика, наоборот, исходит из принципа: группа лиц — это множественность самостоятельных участников, каждый из которых должен отвечать требованиям закупочной документации, так как консорциум не является юридическим лицом в понимании ГК РФ. При этом суды исходят из наличия правовой неопределенности в понятии группы лиц на стороне участника и невозможности разграничить ответственность между ними <1>.
———————————
<1> См.: Постановление АС Московского округа от 17 марта 2015 г.; Определение судьи ВС РФ от 22 июня 2015 г. N 305-КГ15-6863 по делу N А40-67913/2014.
Эта позиция представляется спорной, поскольку при таком подходе стирается грань между объединением лицами ресурсов для участия в закупке и заявкой одного участника, привлекающего затем субподрядчиков для исполнения контракта.
Примечательны в данном случае разъяснения Минэкономразвития России, указывающего на необходимость заключения заказчиком контракта исключительно со всеми членами консорциума, если он победил в закупке <1>, с целью определения зоны ответственности каждого из участников и степени принимаемых каждым из них обязательств по контракту.
———————————
<1> См.: письмо Минэкономразвития России от 30 октября 2015 г. N Д28и-3153.
Во-вторых, заказчикам стоит обратить внимание на то, что они не вправе проводить оценку заявки консорциума лишь на основании данных, касающихся его лидера.
Лидером консорциума выступает один из его членов, которому остальные делегировали представление интересов объединения при взаимодействии с заказчиком (подача заявки, подписание контракта и т.д.).
Поэтому, если на стороне одного претендента выступает несколько физических или юридических лиц, заявка должна содержать их соглашение, причем не обязательно, чтобы общим требованиям закупочной документации соответствовали все эти лица.
В такой ситуации недопустимо, чтобы заказчик для целей оценки и сопоставления заявок использовал сведения, содержащиеся в заявке того участника, который подал ее от имени нескольких физических или юридических лиц, т.е. лидера консорциума.
ФАС России, рассматривая дела по таким основаниям, исходит из того, что лидером консорциума может быть не только тот, у кого лучшие показатели для оценки, — им может быть любое лицо, которому участники консорциума делегируют полномочия на представление их интересов перед заказчиком <1>.
———————————
<1> См.: решение Комиссии ФАС России от 12 августа 2015 г. N 223ФЗ-194/15.
В-третьих, заказчик может проводить оценку заявки консорциума по некоторым показателям конкретных его участников. По сути, в таком случае он выделяет у каждого отдельные значения показателей (например, размер уставного капитала, опыт работы, наличие финансовых ресурсов и т.д.), определяет наилучшие значения, а затем проставляет консорциуму совокупную оценку <1>.
———————————
<1> См.: решение Комиссии ФАС России от 23 декабря 2015 г. N 223ФЗ-415/15.
Подобная позиция антимонопольного органа представляется в целом неправильной. Ее можно рассматривать как противоречащую основным положениям о множественности лиц на стороне одного участника. Самая очевидная и ранее обозначенная причина для объединения и создания консорциума — это возможность не просто конкурировать с крупными потенциальными участниками закупки, а сделать заказчику предложение о наиболее выгодном исполнении контракта благодаря тому, что в консорциуме участвуют несколько организаций с соответствующими опытом, знаниями и практикой.
Несмотря на критику Закона о закупках, институт множественности лиц на стороне одного участника остается для средних и мелких игроков наиболее эффективным способом попасть на рынок корпоративных закупок, что позволяет надеяться на его сохранение и дальнейшее развитие.

Договор о создании консорциума

г. _______________
«____» ______________ 20__ г.

____________________ в лице __________________, действующего на основании _______________, именуемый в дальнейшем «Ведущий партнер», с одной стороны, и ________________ в лице ______________, действующего на основании ______________, именуемый в дальнейшем «Партнер», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ДОГОВОРА

В целях однозначного толкования условий Договора Партнеры применяют следующие термины:
Конкурс – проводимый государственными, муниципальными, коммерческими и некоммерческими организациями (далее – Организатор Конкурса) конкурс на право выполнения работ по строительству или проектированию какого-либо объекта.
Консорциум – объединение Партнеров, их усилий, трудовых, управленческих и финансовых ресурсов для совместного участия в Конкурсе и надлежащего исполнения Контракта.
Партнеры – стороны настоящего Договора, именуемые вместе или отдельно далее по тексту настоящего Договора.
Ведущий партнер – ________________________.
Объект – здание или сооружение, на строительство или проектирование которого объявляется Конкурс.
Работы – комплекс работ по строительству и/или проектированию Объекта в соответствии с Контрактом.
Наблюдательный Совет – рабочая группа, осуществляющая координацию действий Партнеров в рамках исполнения настоящего Договора и Контракта.
Контракт – договор строительного подряда/договор на проектирование, заключаемый между Заказчиком (или уполномоченной им организацией) и Ведущим партнером или членом Партнерства по итогам Конкурса.
Заказчик – организация, заключающая Контракт по итогам Конкурса, по указанию организатора конкурса.
Субподрядчики – Партнеры и/или иные организации, привлекаемые Наблюдательным советом для выполнения работ по Контракту.
Договор субподряда – гражданско-правовая сделка, заключаемая между Партнером и Субподрядчиками, устанавливающая взаимные права и обязанности.

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Настоящий Договор определяет условия совместного участия Партнеров в Конкурсе, и в случае победы в Конкурсе, в заключении и надлежащем исполнении Контракта.
1.2. Партнеры договорились создать Консорциум для осуществления взаимовыгодного сотрудничества в целях участия в Конкурсе, дальнейшего заключения и исполнения Контракта.
1.3. Партнеры согласовали, что во исполнение настоящего Договора будут заключены необходимые договоры, упомянутые в нем, а именно: Контракт, Договоры субподряда, а также совершены иные сделки и действия, необходимые для реализации настоящего Договора. Во всех совершаемых во исполнение настоящего Договора договорах, сделках, соглашениях, юридических, а также связанных с ними фактических действиях, Партнеры будут руководствоваться законодательством РФ и условиями настоящего Договора.

2. ОБЩИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПАРТНЕРОВ
2.1. Партнеры, заключая настоящий Договор, объединяют свои совместные усилия, в рамках созданного ими Консорциума, в целях участия в Конкурсе в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
2.2. Партнеры настоящим подтверждают намерение каждого из Партнеров исполнить свои обязательства в области их совместной работы по подготовке и реализации конкурсных предложений и выступить в качестве соисполнителей Контракта, заключенного по итогам Конкурса или в рамках Договоров субподряда.
2.3. Партнеры учитывают, что реализация условий настоящего Договора обусловлена фактом объявления победителем Конкурса Консорциума в лице одного из Партнеров.
2.4. Вкладом каждого из Партнеров для достижения целей, определенных п.п. 1.1.-1.3. настоящего Договора, являются их трудовые, управленческие, финансовые и иные материальные ресурсы, профессиональные знания и навыки, деловая репутация и связи. Кроме того, Партнеры обязуются предпринять все зависящие от них юридические и связанные с ними фактические действия, которые Ведущий партнер посчитает необходимыми и достаточными для реализации п.п. 1.1.-1.3. настоящего Договора. В каждом конкретном случае Ведущий партнер определяет, путем направления Партнеру письменного уведомления, от имени кого из Партнеров Консорциума подготавливается, направляется и регистрируется заявка на участие в Конкурсе. Партнер, выбранный для участия в Конкурсе обязан представить все документы, предусмотренные условиями проведения Конкурса, оплатить необходимые сборы для участия в Конкурсе, а также выполнить все иные мероприятия и действия, необходимые для достижения целей, указанных в п.п. 1.1.-1.3. настоящего Договора.
2.5. Для достижения целей, определенных п.п. 1.1.-1.3. настоящего Договора, Партнеры обязуются обеспечить Партнера, подающего заявку всеми документами, необходимыми последнему для оформления и подачи заявки на участие в Конкурсе, включая, но, не ограничиваясь, соответствующие доверенности на сотрудника Партнера, подающего заявку; а также, консультациями по всем вопросам, которые будут возникать у него при исполнении своих обязательств по п.п. 1.1.-1.3. настоящего Договора.
2.6. Партнеры настоящим согласились с тем, что в случае, если по каким-либо причинам цели и задачи, определенные п.п. 1.1.-1.3. настоящего Договора, не будут достигнуты, и Консорциум не будет объявлен победителем Конкурса, и, соответственно, не будет заключен Контракт с Партнером, подавшим заявку, – ни один из Партнеров не будет нести ответственность перед другими Партнерами за возможные убытки и издержки, понесенные Партнерами в связи с исполнением своих обязательств по настоящему Договору.
2.7. В течение всего срока действия настоящего Договора ни один из Партнеров, за исключением Ведущего партнера, не вправе заключать от имени других Партнеров сделки в отношении исполнения обязательств по Контракту, и навлекать на них иные юридические обязательства, иначе как на основе предварительного письменного согласия Ведущего партнера, за исключением случаев, установленных в настоящем Договоре.
2.8. Каждый Партнер за свой счет обязуется обеспечить предоставление квалифицированного персонала, необходимого для выполнения своих обязательств по настоящему Договору и реализации Контракта.
2.9. Перечень видов и объемов работ, выполняемых по каждому Контракту каждым из Партнеров, определяется в дополнительном соглашении к настоящему Договору, являющемся его неотъемлемой частью.
2.10. В целях координации выполнения своих обязательств по Договору и для разрешения всех вопросов, которые могут возникнуть во время выполнения настоящего Договора Партнеры создают Наблюдательный совет, состоящий из представителей, делегируемых по одному от каждого из Партнеров. Все полномочия представителей подтверждаются соответствующими доверенностями.
2.10.1. Председатель Наблюдательного Совета назначается Ведущим партнером.
2.10.2. К компетенции Наблюдательного совета относится принятие решений от имени Партнеров по следующим вопросам:

  • выработка взаимоприемлемых для всех Партнеров условий Контракта с Заказчиком;
  • координация действий Партнеров в рамках исполнения Контракта;
  • обеспечение и приобретение важнейших механизмов и оборудования, необходимых для исполнения Контракта;
  • выбор Субподрядчиков и поставщиков;
  • принятие в Консорциум новых Партнеров;
  • другие вопросы, относимые Партнерами по взаимному согласию на рассмотрение Наблюдательного Совета.

2.10.3. Периодичность заседаний Наблюдательного Совета устанавливается Ведущим партнером, также заседания могут проводиться по требованию любого из Партнеров.
2.10.4. Кворум для проведения заседаний и принятия решений на заседаниях Наблюдательного Совета составляет не менее двух третей представителей Партнеров. Решения принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов, решающим является голос Председателя Наблюдательного Совета.
2.10.5. Ведущий партнер несет ответственность за оформление протоколов заседаний. Протоколы заседаний подписываются всеми представителями Партнеров. В случае отказа от подписания протокола каким-либо из представителей, отказавшаяся сторона в письменном виде в ________-дневный срок извещает других Партнеров об этом, с изложением причин отказа. Протоколы хранятся у Председателя Наблюдательного совета.
2.11. Помимо выше оговоренных обязанностей, принимаемых на себя по настоящему Договору, Партнеры обязуются надлежащим образом оказывать содействие друг другу в выполнении соответствующих обязательств по настоящему Договору.
2.12. В течение всего срока действия настоящего Договора Партнеры не вправе передавать свои права и обязанности по настоящему Договору о создании консорциума третьим лицам без письменного предварительного согласия всех Партнеров, если иное не будет установлено по итогам Конкурса и/или не будет противоречить условиям Контракта.
2.13. Независимо от конкретных обязательств каждого из Партнеров, Партнеры предпримут все действия, которые можно от них ожидать с учетом обычной деловой практики подобных сделок по надлежащему выполнению условий настоящего Договора.

3. ВЕДЕНИЕ ОБЩИХ ДЕЛ
3.1. Ведение общих дел Партнеров осуществляет Ведущий партнер, который осуществляет координацию Партнеров по вопросам, связанным с созданием Консорциума, с участием в Конкурсе, а также с заключением и надлежащим исполнением Контракта, включая, но, не ограничиваясь следующими вопросами:
3.1.1. Разработка соглашений, договоров, и иных гражданско-правовых сделок, необходимых по условиям Конкурса.
3.1.2. Определение цены конкурсного предложения.
3.1.3. Координация деятельности Партнеров по разработке конкурсного предложения.
3.1.4. Обеспечение предоставления банковской гарантии, предусмотренной условиями проведения Конкурса и Контрактом.
3.1.5. Осуществление общей координации деятельности Партнеров, связанной с выполнением Работ по Контракту, а именно:

  • обеспечение своевременного заключения Ведущим партнером и/или Партнерами гражданско-правовых сделок, предусмотренных Контрактом;
  • контроль получения денежных средств от Заказчика и контроль организации финансирования Работ по Контракту;
  • при необходимости, решение вопросов по привлечению дополнительных кредитных средств, необходимых Партнерам для надлежащего исполнения своих обязательств по Контракту;
  • контроль за своевременным осуществлением расчетов между Партнерами и/или Субподрядчиками и Поставщиками, за выполненные работы, оказанные услуги, поставленные товары.

3.1.6. Решение вопросов материально-технического снабжения Работ, а именно:

  • согласование проекта документа определяющего обязанности, между Заказчиком и Партнером выигравшим Конкурс, по поставке материалов и оборудования, график поставки оборудования Заказчиком в соответствии с графиком производства Работ, согласованным в Контракте;
  • обеспечение строительства Объекта материалами и оборудованием;
  • контроль приемки материалов и оборудования, поставляемого Заказчиком в соответствии с Контрактом, и осуществление контроля его количества, комплектности, качества, наличия сертификатов и иных сопроводительных документов;
  • осуществление поиска поставщиков материалов, изделий, конструкций, комплектующих изделий, строительной техники, оборудования (далее – товары), обязательство по поставке которых возложено на Партнеров по условиям Контракта;
  • согласование условий и стоимости поставки, указанных выше товаров, заключение от имени и за счет Ведущего партнера и/или Партнеров соответствующих гражданско-правовых сделок, приемка товаров и осуществление контроля его количества, комплектности, качества, наличия сертификатов и иных сопроводительных документов;
  • контроль обеспечения погрузо-разгрузочных работ товаров, материалов и оборудования;
  • контроль обеспечения сохранности поставленных товаров, материалов и оборудования;
  • контроль решения вопросов с Заказчиком и поставщиками вопросов своевременной замены товаров, материалов и оборудования в случае нарушения условий по качеству, доукомплектования – в случае нарушение условий по комплектности, допоставки – в случае нарушения условий по количеству.

3.1.7. Оказание иных услуг и выполнение иных действий, установленных Партнерами в настоящем Договоре.
3.2. Ведущий партнер вправе совершать любые действия в рамках, отведенных ему условиями настоящего Договора и Контракта полномочий, без отдельного согласования с остальными, если ничего другого не предусматривается настоящим Договором, либо Партнеры дополнительно не согласуют иное в соответствующем порядке.
3.3. Ведущий партнер в качестве стороны, ведущей общие дела Консорциума, обязуется:
3.3.1. Выступать в качестве представителя Консорциума (каждого из Партнеров) во всех государственных органах и учреждениях и перед третьими лицами по вопросам реализации настоящего Договора и Контракта.
3.3.2. Осуществлять защиту интересов, возможностей, сопутствующих услуг всех Партнеров, предлагаемых к реализации по итогам Конкурса в случае заключения с Контракта.
3.4. Ведущий партнер в качестве стороны, ведущей общие дела Консорциума, вправе получать от участников Консорциума информацию, необходимую ему для выполнения условий настоящего Договора.
3.5. Ведущий партнер не вправе выдавать от имени участников Консорциума какие-либо гарантии потенциальным покупателям и клиентам и/или третьим лицам, заключать с ними от имени Партнеров какие-либо сделки, договоры или соглашения, иначе как по соответствующей доверенности, а также совершать иные юридические и связанные с ними фактические действия от имени участников Консорциума, выходящие за рамки полномочий, предусмотренных настоящим Договором.
3.6. Партнеры обязуются предоставить Ведущему партнеру доверенности на осуществление юридических и фактических действий, в рамках полномочий, установленных в настоящем Договоре. Невыдача или отзыв Партнерами указанных доверенностей является существенным нарушением договорных обязательств.
3.7. Ведущий партнер вправе передать часть своих полномочий по ведению общих дел одному или всем Партнерам и с их согласия.
3.8. Ведущий партнер, в целях развития Партнерства, вправе предоставлять третьим лицам информацию, в том числе путем указания ее на сайте, буклетах, средствах массовой информации иной печатной продукции, сети интернет, об имеющемся опыте реализованных проектов всеми Партнерами. Объем и вид изложения указанной информации определяется Ведущим партнером по своему усмотрению.

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ПО УЧАСТИЮ В КОНКУРСЕ И ИСПОЛНЕНИЮ КОНТРАКТА
4.1. Партнеры обязуются совместно подготовить конкурсные предложения, представляющие собой технико-экономическое обоснование Работ, являющихся предметом Контракта.Конкурсные предложения должны учитывать наличие финансовых, технических и организационных возможностей у Партнеров при реализации функций, предусмотренных Контрактом и другими нормативными документами, обеспеченность оборудованием, материалами и пр.
4.2. По итогам проведенного Конкурса и в случае заключения Заказчиком с Партнером, подавшим заявку, Контракта, и, следовательно, Партнеры обязуются выполнить в соответствии с указанными договорами соответствующий объем работ и передать результаты таких работ Заказчику.Партнеры гарантируют наличие у них необходимых разрешений и/или лицензий на выполнение Работ в рамках Контракта и/или Договоров субподряда.
4.3. Права и обязанности Ведущего партнера:
4.3.1. В соответствии с условиями Конкурса Ведущий партнер обязуется доводить до сведения Конкурсной комиссии и Заказчика и/или организатора Конкурса информацию о ценовых условиях Консорциума, возможности предоставления скидок и/или льготных условий оплаты Заказчиком выполняемых Работ по Контракту.
4.3.2. Ведущий партнер обязуется изучить и предоставить организатору Конкурса условия реализации каждым из Партнеров товаров, работ, услуг, предлагаемых к реализации по итогам Конкурса в случае заключения Контракта (далее – товары, работы, услуги), а также порядок проведения поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых при выполнении работ по Контракту.
4.3.3. Ведущий партнер обязуется строго придерживаться указаний Партнеров в отношении цен и условий реализации товаров, работ, услуг.
4.3.4. Партнер подавший заявку обязан исключительно по согласованию с Ведущим партнером использовать право на:

  • отзыв заявки до установленного срока окончания приема предложений;
  • представление альтернативных предложений;
  • отказ в письменном виде от участия в Конкурсе после окончательной даты представления предложений;
  • обращение с жалобой на действия или решения Конкурсной комиссии и/или организатора Конкурса и др.

4.3.5. Ведущий партнер обязуется уведомлять всех Партнеров о необходимости проведения заседаний Наблюдательного совета для решения текущих и организационных вопросов.
4.4. Права и обязанности Партнеров (за исключением Ведущего партнера):
4.4.1. Партнеры обязуются предоставить в распоряжение Ведущего партнера подробную инструкцию о технических характеристиках, предлагаемых к реализации по Контракту товаров, работ, услуг.
4.4.2. В целях надлежащего выполнения Партнером, подающим заявку, своих обязательств по участию в Конкурсе при подготовке конкурсных предложений и ведения соответствующих переговоров с организатором Конкурса, предоставить Ведущему партнеру типовые условия реализации товаров, работ, услуг.
4.4.3. Регулярно оказывать Ведущему партнеру необходимые консультации, в том числе и по телефону, об условиях работы участника Консорциума и порядке проведения поставок товаров, работ, услуг.
4.4.4. Партнеры обеспечивают выполнение надлежащим образом условий заключенных с Ведущим партнером Договоров субподряда. В случае привлечения Партнерами к исполнению своих обязательств по вышеуказанным договорам третьих лиц (субподрядчиков) ответственность перед Ведущим партнером за исполнение заключенных Договоров подряда несут Партнеры.
4.4.5. Партнеры не вправе менять технические и ценовые условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в течение всего срока действия настоящего Договора по своему единоличному усмотрению, как в целом, так и в части, в том числе менять цены на каждые из предлагаемых к реализации товары, работы, услуги. О вновь вводимых изменениях в технической и финансовой политике реализации товаров, работ, услуг Партнер обязан предварительно согласовать с Наблюдательным советом.
4.4.6. Партнеры вправе осуществлять контроль за работой Ведущего партнера, не вмешиваясь в его текущую хозяйственную деятельность.
4.5. В случае победы в Конкурсе и возникновения обязанности заключить Контракт Партнер, подавший заявку, уведомляет других Партнеров об условиях Контракта, заключаемого по итогам Конкурса. Другие участники настоящего Договора, в свою очередь, должны выразить готовность выполнить Работу на предложенных условиях. При этом предложения каждого из Партнеров должны исходить из того, что они будут иметь возможность выполнить свою часть обязательств, которые будут поручены ей в связи с заключением Контракта. Проект Контракта замечания и дополнения к нему должны быть согласованы с Ведущим партнером.
4.6. При осуществлении своей деятельности по настоящему Договору и при реализации Контракта Ведущий партнер и другие Партнеры обязаны обеспечивать соблюдение всех применимых к такой деятельности государственных стандартов, норм и правил и требований Технического задания на строительство Объекта, утвержденного Заказчиком.
4.7. Партнеры настоящим заявляют, что они несут солидарную ответственность перед Заказчиком за исполнение обязательств, вытекающих из Контракта.

5. СОВМЕСТНЫЕ ЗАВЕРЕНИЯ И РУЧАТЕЛЬСТВА
5.1. Заключение настоящего Договора и его выполнение не приводит к каким-либо нарушениям каких-либо условий и положений и не представляет собой невыполнение какого-либо договора или иной сделки, стороной которых являются, как совместно, так и по отдельности, Партнеры, которыми они связаны или которые они обязаны выполнять, и, насколько известно Партнерам, не существует каких-либо обстоятельств, которые бы сделали невозможным или затруднили заключение настоящего Договора и его выполнение.
5.2. Каждый из Партнеров гарантирует, что он имеет все необходимые права и полномочия для заключения настоящего Договора и выполнения своих обязательств по нему, и все действия и процедуры каждого из Партнеров, необходимые для санкционирования и исполнения настоящего Договора, выполнены к моменту подписания настоящего Договора.

6. КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА
6.1. В рамках настоящего Договора Коммерческой тайной считаются документы и материалы, передаваемые Партнерами друг другу с грифом «Коммерческая тайна».
6.2. На материальных носителях Коммерческой тайны Партнеры обязаны проставить гриф «Коммерческая тайна» с указанием полного наименования организации – ее обладателя, указать ее местонахождение. Собственником всех материальных носителей с грифом «Коммерческая тайна», а также собственником всей Коммерческой тайны, передаваемой в рамках настоящего Договора является Партнер, передавший информацию.
6.3. Партнеры обязуются:
6.3.1. Хранить Коммерческую тайну строго конфиденциально, не раскрывать ее всю или ее часть третьим лицам, не допускать и/или не осуществлять опубликование и/или иное распространение Коммерческой тайны.
6.3.2. Ограничить круг лиц, имеющих доступ к Коммерческой тайне, исключительно сотрудниками, выполняющими работы по настоящему Договору, и способствовать тому, чтобы все эти сотрудники хранили эту Коммерческую тайну в строгом секрете.
6.3.3. Применять к Коммерческой тайне не меньшие меры безопасности и предосторожности, чем те, которые он применяет к своей собственной Коммерческой тайне и конфиденциальной информации.
6.3.4. Принимать все необходимые меры для того, чтобы его сотрудники, агенты, правопреемники не информировали третьих лиц о содержании информации с грифом «Коммерческая тайна».
6.3.5. Использовать Коммерческую тайну только для исполнения настоящего Договора.
6.3.6. При утере или разглашении Коммерческой тайны Партнер, виновный в утере или разглашении Коммерческой тайны, незамедлительно, но не позднее ________ рабочих дней, информирует Партнера от которого он получил информацию, и Партнеры совместно проводят консультации и организовывают расследование.
6.3.7. Окончание и/или расторжение настоящего Договора не имеет влияния на обязательства Партнеров по охране Коммерческой тайны. Партнеры обязуется охранять Коммерческую тайну в течение пяти лет после истечения срока действия настоящего Договора или его расторжения.
6.3.8. Партнеры обязаны в полном объеме обеспечить меры по охране Коммерческой тайны, касающихся предмета настоящего Договора и хода его исполнения.
6.3.9. Коммерческая тайна может стать известной третьим лицам только с согласия Партнера передавшего Коммерческую тайну, либо в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6.4. Партнеры несут ответственность за соблюдение режима Коммерческой тайны своими сотрудниками, имеющими доступ к Коммерческой тайне, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также обязаны возместить потерпевшему Партнеру все убытки, включая реальный ущерб и упущенную выгоду, возникшие в результате не соблюдения режима Коммерческой тайны сотрудниками Партнера, нарушившего режим Коммерческой тайны в сроки, предусмотренные Партнерами. Партнеры несут ответственность за соблюдение режима Коммерческой тайны третьими лицами, имеющими доступ к Коммерческой тайне, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также обязаны возместить потерпевшему Партнеру все убытки, включая реальный ущерб и упущенную выгоду, возникшие в результате не соблюдения режима Коммерческой тайны третьими лицами в Сроки, предусмотренные Партнерами.
6.5. Передача Партнерами на основании официальных требований компетентных органов сведений, составляющих Коммерческую тайну, возможна только после получения предварительного письменного согласия Партнера, передавшего Коммерческую тайну, а также предварительного письменного согласования с таким Партнером объема передаваемых сведений, составляющих Коммерческую тайну.

7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
7.1. Настоящий Договор вступает в силу с даты подписания и действует до момента полного исполнения обязательств по Договору.
7.2. Изменения к настоящему Договору производятся по соглашению Партнеров и оформляются в письменном виде.
7.3. За ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Договору Партнеры несут ответственность в соответствии с законодательством РФ, включая возмещение понесенных убытков. Возмещение убытков не освобождает виновного Партнера от исполнения своих обязательств в натуре.
7.3.1. В случае отказа какого-либо из Партнеров от исполнения настоящего Договора и/или иного существенного нарушения договорных обязательств, такой Партнер обязуется возместить остальным Партнерам понесенные в связи с таким нарушением убытки, включая, но не ограничиваясь, расходы по оформлению и подаче заявки на участие в Конкурсе, иные расходы, штрафы и обязательные платежи, которые были уплачены Партнерами при исполнении настоящего Договора.
7.4. Все споры/разногласия, которые могут возникнуть между Партнерами из настоящего Договора, и/или в связи с ним и/или в связи с его прекращением, расторжением, недействительностью, и которые не могут быть разрешены путем переговоров, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде ________________________.
7.5. Решения об изменении (досрочном прекращении) настоящего Договора может быть принято всеми Партнерами единогласно и только в случае, если это не будет нарушать условий заключенного Контракта. При этом ни один из Партнеров не вправе отказаться от исполнения настоящего Договора до момента официального опубликования Конкурсной комиссией результатов Конкурса, а в случае объявления Консорциума победителем – до момента надлежащего исполнения всех принятых обязательств по соответствующим заключенным договорам подряда/субподряда. Такой отказ будет являться существенным нарушением договорных обязательств.
7.6. Партнеры освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение условий настоящего Договора, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы.
7.7. Если какие-либо положения настоящего Договора станут недействительными в силу изменений действующего законодательства РФ, то Партнеры заменят их такими положениями, которые будут отвечать действующему законодательству и соответствовать общему смыслу настоящего Договора.
7.8. Настоящий Договор о создании консорциума составлен в 3-х экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждого из Партнеров, один экземпляр – для предоставления Конкурсной комиссии.

8. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Ведущий партнер
Юр. адрес: ________________
Почтовый адрес: ________________
ИНН: ________________
КПП: ________________
Банк: ________________
Рас./счёт: ________________
Корр./счёт: ________________
БИК: ________________
Партнер
Юр. адрес: ________________
Почтовый адрес: ________________
ИНН: ________________
КПП: ________________
Банк: ________________
Рас./счёт: ________________
Корр./счёт: ________________
БИК: ________________

9. ПОДПИСИ СТОРОН

Ведущий партнер _______________

Партнер _______________

7.3. Консорциальное соглашение

  • •Учебник для вузов Издание 2-е, переработанное и дополненное
  • •Isbn 5-94545-024-3
  • •I. Общая часть
  • •Глава 1. Предмет и источники горного права 9
  • •Глава 2. История горного права в России 62
  • •Глава 3. Право собственности на недра 109
  • •Глава 4. Государственное регулирование отношений
  • •II. Особенная часть
  • •Глава 5. Организационно-правовое обеспечение геологической
  • •Глава 6. Предоставление недр в пользование 207
  • •Глава 7. Договоры при пользовании недрами 270
  • •Глава 8. Рациональное использование и охрана недр 388
  • •Глава 9. Охрана окружающей природной среды при
  • •Глава 10. Земельные правоотношения при пользовании
  • •Глава 11. Платность пользования недрами 452
  • •Глава 12. Контроль и ответственность за нарушение порядка
  • •I. Общая часть
  • •Глава 1. Предмет и источники горного права
  • •1.1. Горное право в системе права
  • •1.2. Недра как юридическое понятие
  • •1.3. Ресурсы недр как объект недропользования
  • •1.4. Предмет и метод горного права
  • •1 Сапропели — органические илистые отложения в водоемах суши, используют­ся в качестве удобрения.
  • •2 Рапа — насыщенный соляной раствор в водоемах, пустотах и порах донных отложений соленосных озер. Используется в промышленности и медицине.
  • •1.5. Источники горного права
  • •1.6. Федеральное законодательство о недрах
  • •Раздел I. Общие положения.
  • •Раздел III. Рациональное использование и охрана недр.
  • •Раздел IV. Государственное регулирование отношений недрополь­зования.
  • •Раздел V. Платежи при пользовании недрами.
  • •Раздел VI. Ответственность за нарушение закона.
  • •Раздел VII. Международные договоры.
  • •Глава 1. Общие положения.
  • •Глава 2. Заключение и исполнение соглашения.
  • •Глава 3. Заключительные положения.
  • •Глава 1. Общие положения.
  • •1.7. Законодательство о недрах субъектов рф
  • •Республика Саха (Якутия)
  • •Республика Коми
  • •Удмуртская республика
  • •Республика Башкортостан
  • •Республика Татарстан
  • •Тюменская область
  • •Ханты-Мансийский ао
  • •Ямало-Ненецкий ао
  • •Ненецкий ао
  • •Московская область
  • •Глава 2. История горного права в россии
  • •2.1. Периодизация истории горного права
  • •2.2. Горное право в Российской Империи
  • •2.2.1. Первые Указы о горном праве
  • •2.2.2. Устав Горный Российской Империи
  • •Раздел I «о правах и обязанностях» содержал нормы, регламенти­рующие порядок владения казенными заводами и горными промысла-
  • •Раздел II. «Учреждения Горного Уральского местного управления».
  • •Раздел III. «о порядке хозяйственного управления».
  • •Раздел IV. «Об особенных правилах управления на Уральском хребте».
  • •Раздел I. Учреждения управления горного (9 глав, 191 статья). Глава 1. Общие положения.
  • •2.2.3. Управление горным промыслом
  • •1 В дальнейшем в тексте во избежание путаницы, связанной с переименованиями, все они названы единым термином — Министерство.
  • •2.2.4. Налоговые льготы
  • •2.2.5. Охрана окружающей среды
  • •2.2.6. Планирование горных работ
  • •2.2.7. Добыча угля
  • •2.2.8. Добыча нефти
  • •Глава IV «о частном нефтяном промысле» состояла из шести от­делений:
  • •2.3. Горное право в ссср и рсфср
  • •Раздел II «Геологическое изучение недр» по сравнению с был дополнен положениями, регламентирующими порядок передачи раз­веданных месторождений полезных ископаемых для промышленного освоения.
  • •2.4. Современное горное право в России
  • •2.5. История преподавания горного права
  • •Глава 3. Право собственности на недра
  • •3.1. Право собственности в сфере недропользования
  • •3.2. Эволюция права собственности на недра
  • •3.3. Право собственности на недра в России
  • •3.4. Право собственности на ресурсы недр
  • •3.5. Право собственности на геологическую информацию
  • •3.6. Право собственности на имущество недропользователя
  • •Глава 4. Государственное регулирование отношений недропользования
  • •4.1. Принципы и направления государственного регулирования недропользования
  • •4.2. Система пользования недрами
  • •4.3. Государственный фонд недр
  • •4.4. Разграничение компетенции в сфере недропользования
  • •Компетенция Российской Федерации
  • •4. Создание и ведение единой системы федерального и террито- риальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств.
  • •5. Государственная экспертиза информации о разведанных запа- сах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность.
  • •9. Введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окру- жающей природной среды.
  • •10. Координация научно-исследовательских и опытно-конструктор- ских работ, связанных с пользованием недрами.
  • •11. Защита прав пользователей недр и интересов граждан России.
  • •12. Разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами Федерации.
  • •14. Утверждение срп.
  • •15. Государственный контроль за геологическим изучением, раци- ональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения.
  • •16. Заключение международных договоров рф по геологическому изучению, использованию и охране недр.
  • •Компетенция Федерации и ее субъектов
  • •3. Выделение участков недр федерального, регионального и мест- ного значения.
  • •4. Установление перечней участков недр, право пользования кото- рыми может быть предоставлено на условиях срп.
  • •5. Участие субъектов рф в пределах полномочий, установленных Конституцией рф и федеральными законами, в соглашениях о разде- ле продукции при пользовании участками недр.
  • •Компетенция субъектов Российской Федерации
  • •Компетенция органов местного самоуправления
  • •4.5. Организационно-правовое регулирование недропользования
  • •4.6. Регулирование отношений недропользования в экваториальных зонах
  • •4.6.1. Районирование морских зон
  • •4.6.2. Правовое регулирование деятельности на континентальном шельфе
  • •4.7. Регулирование деятельности
  • •II. Особенная часть
  • •Глава 5. Организационно-правовой режим геологической информации
  • •5.1. Геологическая информация как объект гражданских прав
  • •5.2. Нормирование количественной и качественной оценки запасов полезных ископаемых
  • •5.2.1. Ресурсы и запасы полезных ископаемых
  • •5.2.2. Твердые полезные ископаемые
  • •5.2.3. Углеводороды (нефть, газ, хонденсат)
  • •5.2.4. Подземные воды
  • •5.3. Правовая регламентация учета геологической информации
  • •5.3.1. Система учета и экспертизы геологической информации
  • •5.3.2. Государственная комиссия по запасам
  • •5.3.3. Формы учета геологической информации
  • •Глава 6. Предоставление недр в пользование
  • •6.1. Предоставление прав в сфере недропользования
  • •6.2. Государственная система лицензирования пользования недрами
  • •6.2.1. Задачи государственной системы лицензирования
  • •6.2.2. Подготовка участков недр к предоставлению в пользование
  • •6.2.3. Практика лицензирования
  • •6.3. Виды пользования недрами
  • •6.4. Лицензия на пользование недрами
  • •6.4.1. Содержание лицензии
  • •(Наименование населенного пункта, района, области, края, республики)
  • •Неотъемлемыми составными частями настоящей лицензии являются следующие документы:
  • •6.4.2. Условия лицензий на геологическое изучение недр
  • •6.4.3. Условия лицензий на разведку и добычу
  • •6.4.4. Условия совмещенных лицензий
  • •6.4.5. Условия лицензий на другие виды пользования недрами
  • •6.5. Участки недр, предоставляемые в пользование
  • •6.5.1. Виды участков недр
  • •6.5.2. Горный и геологический отвод
  • •6.5.3. Трансграничные участки недр
  • •6.7. Сроки пользования недрами
  • •6.8. Предоставление участков недр в пользование
  • •6.8.1. Схема предоставления участков недр в пользование
  • •6.8.2. Конкурсы и аукционы
  • •6.8.3. Бесконкурсная система
  • •6.9. Предоставление участков недр в пользование на условиях срп
  • •6.10. Переход и прекращение права пользования недрами
  • •6.10.1. Переход права пользования недрами
  • •6.10.2. Прекращение права пользования недрами
  • •Глава 7. Договоры при пользовании недрами
  • •7.1. Классификация договоров в недропользовании
  • •7.2. Соглашение о разделе продукции
  • •7.2.1. Механизм раздела продукции
  • •7.2.2. Предмет соглашения
  • •Компенсационная продукция
  • •Общий доход Компании
  • •Общий доход государства
  • •7.2.3. Варианты структуры соглашения
  • •7.2.4. Основные положения соглашения
  • •Преамбула
  • •Статья 6. Права и обязанности Сторон
  • •7.3. Консорциальное соглашение
  • •7.3.1. Консорциум — простое товарищество
  • •7.3.2. Консорциальное соглашение — особая форма договора простого товарищества в недропользовании
  • •7.3.3. Структура и основные положения консорциального соглашения
  • •Преамбула
  • •7.4. Заключение соглашения
  • •Глава 8. Рациональное использование и охрана недр
  • •8.1. Система рационального использования и охраны недр
  • •8.2. Требования по рациональному использованию и охране недр
  • •8.3. Права и обязанности пользователя недр
  • •8.4. Требования по безопасному ведению горных работ
  • •8.5. Аварийно-спасательная служба
  • •8.6. Консервация горного предприятия
  • •8.7. Ликвидация горного предприятия
  • •Глава 9. Охрана окружающей среды при пользовании недрами
  • •9.1. Недропользование в системе природопользования
  • •9.2. Эколого-правовой режим пользования недрами
  • •9.3. Система экологического регулирования недропользования
  • •Глава 10. Земельные правоотношения при пользовании недрами
  • •10.1. Правовой режим землепользования при пользовании недрами
  • •10.2. Предоставление земельных участков для пользования кедрами
  • •10.3. Использование, охрана и рекультивация земель при пользовании недрами
  • •10.4. Застройка площадей залегания полезных ископаемых
  • •10.5. Регулирование земельных отношений
  • •10.5.1. Общие положения
  • •10.5.2. Регулирование земельных отношений
  • •10.5.3. Регулирование земельных отношений
  • •Глава 11. Платность пользования недрами
  • •11.1. Режим налогообложения в недропользовании
  • •11.2. Налог на добычу полезных ископаемых
  • •11.2.1. Субъекты и объекты налога
  • •11.2.2. Ставки налога
  • •11.2.3. Распределение налога
  • •11.3. Акциз на минеральное сырье
  • •11.4. Таможенная пошлина
  • •11.5. Система платежей при пользовании недрами
  • •11.5.1. Разовые платежи при пользовании недрами
  • •11.5.2. Регулярные платежи
  • •11.5.3. Плата за геологическую информацию о недрах
  • •50 90 50
  • •2. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях разведки полезных ископаемых
  • •3. Ставки регулярных платежей за пользование недрами при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
  • •11.5.4. Сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий
  • •11.6. Налоговый режим раздела продукции
  • •Компенсационная продукция
  • •11.7. Потери при добыче полезных ископаемых
  • •9. Особенности таможенного налогообложения минеральных ресурсов. 10. Потери при добыче полезных ископаемых.
  • •Глава 12. Контроль и ответственность
  • •12.1. Система государственного контроля недропользования
  • •12.2. Государственный геологический контроль
  • •12.3. Федеральный горный надзор
  • •В области надзора в нефтегазодобывающей промышленности (включая магистральный трубопроводный транспорт) и геологоразведке:
  • •12.4. Ответственность за нарушение законодательства о недрах
  • •12.4.1. Общие положения
  • •12.4.2. Административная ответственность
  • •12.4.3. Уголовная ответственность
  • •2. Нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне (ст. 253 ук рф).
  • •3. Загрязнение морской среды (ст. 252 ук рф).
  • •4. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строи- тельных или иных работ (ст. 216 ук рф).
  • •5. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драго- ценных камней или жемчуга, а также нарушение правил сдачи их государству (ст.Ст. 191, 192 ук рф).
  • •12.4.4. Разрешение споров
  • •12.4.5. Возмещение причиненного вреда
  • •Перечень законодательных актов и литературных источников
  • •1. Об учреждении Берг-Коллегиума для ведения в оном дел о рудах и минералах. Именной Указ Петра I. 1719 // псз. T.V. 1713—1719, № 3464, с.-Пб., 1830.
  • •1919, № 4, Ст. 43.
  • •12. О недрах земли. Декрет снк рсфср от 30.04.1920 // су рсфср
  • •1920, № 36, Ст. 171.
  • •1995, № 34, Ст. 3426.
  • •1996, №№ 56, 60.
  • •64.0 Недрах и недропользовании. Закон Ямало-Ненецкого ао от 29.01.1997 // сз ян ао 1998, № 32, ст. 3301.
  • •70.0 Государственной регистрации прав граждан на недвижимое имуще­ство и сделок с ним. Фз от 21.07.1997, № 122-фз // сз рф 1997, № 30, ст. 3594.
  • •30.04.1999, № 82-Фз // сз рф 1999, № 18, ст. 2208.
  • •05.08.2000, № 116-Фз // сз рф 2000, № 32, ст. 3339.
  • •99. Налоговый кодекс рф. Ч. II. От 05.08.2000, № 117-фз // сз рф 2000, № 32, ст. 3340.
  • •Нормативно-правовые акты стран сиг о недропользовании
  • •Литературные источники
  • •123. Аксенёнок а. Право государственной собственности на недра в ссср. — м.: Госюриздат, 1950.
  • •Список сокращений
  • •Издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера». 163002, Архангельск, пр. Новгородский, 32

Кто может являться участником закупки?

Законодательно установлен достаточно широкий круг лиц, которые могут выступать в качестве участника закупки (ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ):

  • любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения таких лиц и места происхождения их капитала);
  • любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (в том числе один или несколько ИП).

Кроме того, участниками закупки могут быть аффилированные между собой лица. Такое мнение выразило Минэкономразвития в своем письме от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371.

Форма объединения лиц для участия в закупке российским законодательством прямо не определена. На практике же подавляющее большинство подобных объединений основывается на договоре простого товарищества (договоре о совместной деятельности).

Участником закупки не может выступать:

  • организатор закупки, заказчик,
  • работники организатора или заказчика (п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — Закон № 135-ФЗ)).

Кроме того, родственники заказчика так же не смогут принять участие в закупках по 223-ФЗ. Минфин подготовил поправки в Закон № 223 — ФЗ, устанавливающие запрет на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих родственные связи с заказчиком. Текст законопроекта опубликован на едином портале проектов нормативных актов. В Минфине предполагают, что поправки вступят в силу с 1 января 2018 года.

Заказчик должен точно определить, кто и в каких случаях признается участником закупки. Так как в Законе № 223-ФЗ такие указания отсутствуют, то термин «участник закупки», а также условия приобретения этого статуса, должны быть закреплены в положении о закупке.

Почему этот вопрос имеет существенное значение? Частью 9 и 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ участникам закупки предоставлено право обжалования действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, как в судебном, так и во внесудебном порядке (в соответствии со ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ), а положением о закупке предусматриваются и иные права. Например, может быть предусмотрено право обжалования действий организатора закупки в вышестоящий ведомственный орган (специализированную комиссию по рассмотрению споров).

Практика показала, что отсутствие четких критериев отнесения тех или иных лиц к числу участников закупки, включая регламентацию момента возникновения указанного статуса, иногда приводит к злоупотреблениям. Закупки массово обжалуются со стороны лиц, не только не имеющих реальной заинтересованности в участии в закупке, но зачастую и возможности поставок закупаемых товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Принципы отбора участников закупки

Из числа закрепленных в ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принципов закупки товаров, работ, услуг, ключевыми, имеющими отношение к отбору участников закупки, являются:

  1. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  2. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Первый принцип реализуется с помощью следующих положений Закона № 223-ФЗ:

  • во-первых, путем установления практически неограниченного круга субъектов, которые могут выступать участниками закупки (ч. 5 ст. 3);
  • во-вторых, путем запрета на предъявление требований к участникам закупки по критериям, которые не указаны в документации о закупке (ч. 6 ст. 3).
  • в-третьих, путем закрепления в Законе № 223-ФЗ положения, предусматривающего, что требования к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем без исключения участникам закупки (ч. 6 ст. 3).

Исключения из принципа равноправия могут быть установлены Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 3):

  1. приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. В законодательстве установлены ценовые преференции в торгах для участников, предложивших товары производства российского, белорусского и казахстанского происхождения, по ограниченному перечню товаров;
  2. участие в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства. Установлено требование об обязательном размещении заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 15% общего годового объема поставок товаров в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ.

Принцип измеряемости требований реализован следующим образом. В положении и документации о закупке устанавливаются только такие требования, которые позволяют участникам закупки на стадии подачи заявки самостоятельно оценить свое соответствие этим требованиям.

К примеру, требования, сформулированные как «наличие кадровых ресурсов для выполнения работ в необходимом количестве» или «наличие достаточного опыта выполнения работ аналогичного профиля» не будут соответствовать принципу «измеряемости» требований. Почему? Дело в том, что критериев «достаточности» и «необходимого количества» нет, и, к тому же, они носят весьма субъективный характер. При этом, организатор торгов (закупочной комиссии) легко может отклонить заявку на участие в закупке, если, на его взгляд, она не соответствует требованиям.

Поэтому при установлении подобных требований должны быть установлены и конкретные измеряемые параметры определения, а так же точные показатели соответствия участника установленным требованиям в соответствующих единицах измерения.

Например: «наличие в штате участника закупки не менее 20 физических лиц, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников 5 разряда и сдавших соответствующий квалификационный экзамен» или «оказание участником закупки за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, услуг по энергосбережению в объеме не менее пяти энергосервисных договоров (контрактов) с ценой каждого энергосервисного договора (контракта) не менее пяти миллионов рублей. Для определения соответствия данному требованию учитываются энергосервисные договоры (контракты), заключенные в течение последних пяти лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а также энергосервисные договоры (контракты), исполнение которых завершилось в указанный период. Для целей определения соответствия участника закупки установленному требованию не учитываются энергосервисные договоры (контракты), расторгнутые в связи с нарушением участником закупки условий такого договора (контракта)».

Требования к участникам закупки

В положении о закупке должны быть установлены все требования к закупкам, в том числе порядок проведения процедур закупки и иные положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Кроме того, этот документ должен содержать требования, которые могут быть предъявлены к участникам закупки. Например:

  • быть зарегистрированным в установленном законодательством порядке как юридическое лицо или как индивидуальный предприниматель;
  • иметь необходимые свидетельства, лицензии, необходимые для поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ;
  • не должна проводиться процедура ликвидации, не должно быть открыто конкурсное производство, признание несостоятельным (банкротом); деятельность не приостановлена в порядке, установленном КоАП;
  • должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам;
  • показатели финансово-хозяйственной деятельности участника закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости.
  • заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков (п. 7 ст. 3 Закона 223-ФЗ).

Конечно, при подготовке положения о закупке заказчику нереально предусмотреть все возможные требования. Поэтому рекомендуется устанавливать открытый перечень, который позволит организатору торгов конкретизировать требования к конкретной закупке. Например, в положении о закупке установлено требование к квалификации участников закупки.

Заказчик указывает, что в документации о закупке могут быть предусмотрены требования:

  • к наличию у участника закупки системы менеджмента качества, отвечающей определенном стандарту,
  • к деловой репутации участника закупки, подтвержденной конкретными документами, отвечающими определенным требованиям,
  • к наличию у него опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг,
  • к соответствию по иным показателям, имеющим значение для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Перечень конкретизируется применительно к конкретному предмету закупки уже при подготовке документации о закупке.

Законодательно не установлено насколько описание требований к участникам закупки должно быть конкретным. Поэтому в положении о закупках заказчик вправе указать, что документацией о закупках могут быть предусмотрены иные требования к участникам закупки, обусловленные спецификой товаров (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которых проводится процедура закупки, отметив, что такие требования должны соответствовать положениям ч. 1 и 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Кроме того, в документации о закупке должен быть указан еще и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. Любое требование заказчика должно сопровождаться указанием конкретного документа, который должен быть включен участником закупки в состав подаваемой заявки.

Отдельно стоит регламентировать в положении о закупках применение установленных требований к участнику закупки, на стороне которого выступает несколько юридических или физических лиц. По умолчанию требования применяются именно к участнику закупки в целом.

Особенности консорциумов

В современном российском законодательстве отсутствует понятие консорциума. Наиболее часто консорциум определяют как договорное объединение предприятий для достижения единого результата, в котором заинтересован каждый из участников. Целью такого объединения является консолидация финансовых, производственных, информационных, материально-технических ресурсов входящих в состав субъектов для совместного решения конкретных хозяйственных задач.

При этом консорциум не является юридическим лицом, следовательно, не требует государственной регистрации. Участники такого союза сохраняют полную юридическую самостоятельность (свободу действий) и могут одновременно входить в состав других добровольных объединений. Полезно узнать, кто относится к субъектам малого предпринимательства.

Отличительными особенностями консорциумов являются следующие признаки:

  • цели и задачи, для выполнения которых создаются такие союзы (это может быть участие в конкурсе, размещение займов и акций, борьба за крупный заказ и т. д.);
  • независимость и хозяйственная самостоятельность предприятий, являющихся участниками объединения;
  • существование третьего лица (или группы лиц), во взаимоотношения с которым вступает союз;
  • единая инвестиционная политика участников;
  • мобильность – войти в состав участников и выйти из него можно в любое время;
  • срок существования объединения определяется сроком реализации проекта (решения поставленных задач).

Участники консорциума на долевой основе объединяют капиталы, создают общие фонды, делятся знаниями и опытом, при этом для достижения общих результатов каждый из них обычно работает в том направлении, в котором он достиг максимального технического уровня при минимальных издержках.

Участники ведут совместную предпринимательскую деятельность, вместе принимают управленческие решения. Однако у такого союза может быть свой лидер (президент), если это предусмотрено соглашением о консорциуме.

Организационная структура консорциума чаще всего представлена одним небольшим аппаратом, например, советом директоров. Однако в отдельных случаях (в зависимости от специфики деятельности и поставленных целей) структура может включать конференцию участников, координационный совет, дирекцию, а также производственный, коммерческий, финансовый, научно-технический, административно-хозяйственный и другие отделы.

Предприятия, сотрудничающие на основе консорциальных соглашений, обычно несут солидарную ответственность по договорным обязательствам объединения в пределах своих долей. То есть заказчик или кредитор, с которым консорциум вступает во взаимоотношения, имеет право предъявить требование об исполнении обязательств как всем участникам сразу, так и каждому из них в отдельности и, не получив полного удовлетворения своих требований от одного члена, может требовать положенное ему от остальных солидарных участников.

Чаще всего участниками консорциумов становятся банки, промышленные предприятия, научные центры. Примером может послужить консорциум «Финтех», организованный Банком России в сотрудничестве с группой других крупных банков РФ для внедрения финансовых инноваций. Ещё один пример – «Российский тестовый консорциум», образованный ведущими ВУЗами страны для осуществления научно-методического и организационного обеспечения государственной системы тестирования иностранцев.

Характерной особенностью такой формы партнёрства является её высокая эффективность и способность привлекать крупные инвестиции для воплощения в жизнь дорогостоящих проектов.

Полезно прочитать, как найти партнёра по бизнесу, и каким способом лучше оформить с ним деловые отношения.

На заметку: как разделить бизнес между партнёрами.

Классификация консорциумов

В зависимости от системы управления выделяют следующие виды консорциума: закрытый и открытый. При закрытом типе сотрудничества субъекты, вступающее в деловые отношения с объединением, заключают договоры (контракты) отдельно с каждым его участником. Открытый тип предполагает наличие лидера, наделённого определёнными полномочиями. Лидер выполняет координирующие функции и представляет интересы объединения перед третьими лицами.

В зависимости от целей и сферы деятельности консорциум может быть одного из следующих типов:

  • банковский – это созданное одним крупным банком временное объединение нескольких кредитно-финансовых организаций для совместного выполнения тех или иных операций, направленных на повышение конкурентоспособности участников, внедрения на новые рынки и т. д.;
  • научно-исследовательский или инновационный – организованный крупными научными центрами для осуществления деятельности инновационного характера, как правило, в высокотехнологичных областях (см. инновационные идеи для малого бизнеса);
  • технологический – объединение производственных компаний с целью создания конкретного продукта (или технологии) и его последующей коммерциализации и т. д.

Консорциумы могут быть национальными и международными. Последние могут создаваться для участия в проектах международного уровня, создания зарубежных объектов, проведения внешнеторговых операций.

Способы создания консорциума

Для того чтобы образовать консорциум, участникам нужно оформить единый документ о его создании. Существует несколько вариантов того, как это можно сделать.

Ассоциация

Согласно ГК РФ, коммерческие и некоммерческие организации могут совместно образовывать ассоциации, если целью объединения не является получение прибыли. Ассоциации создаются для координации предпринимательской деятельности входящих в их состав участников, а также для защиты общих интересов.

Это некоммерческие организации, основанные на членстве. Члены ассоциации производят единовременные и регулярные взносы, за счёт которых и формируется её имущество.

Участники такого объединения остаются юридически самостоятельными субъектами, но несут субсидиарную ответственность по его договорным обязательствам в объёме, предусмотренном учредительными документами. У ассоциации должно быть таковых два: это устав, утверждённый всеми её членами, и учредительный договор, заключённый между ними.

Управленческие решения принимаются на Общем собрании членов, которое является высшим органом управления такого союза. По решению участников ассоциация может быть со временем преобразована в фонд, хозяйственное товарищество или общество.

Хозяйственное общество

В российской практике встречаются случаи, когда субъекты предпринимательской деятельности объединяются для решения тех или иных задач путём создания и регистрации общества с ограниченной ответственностью (ООО) или акционерного общества (АО). Однако такие объединения лишь условно можно назвать консорциумами, поскольку здесь уже вступают в силу нормы гражданского права, регулирующие отношения между акционерами и участниками общества. Полезно прочитать, как зарегистрировать юридическое лицо в форме ООО.

Основная цель деятельности хозяйственных обществ – это получение прибыли и распределение её между участниками (акционерами). Обязательным условием создания ООО (АО) является формирование уставного капитала, разделённого на доли (акции). Участники ООО не отвечают по его обязательствам, но несут риск убытков, вызванных его деятельностью, соразмерно своим долям. На акционеров АО в отдельных случаях может быть возложена субсидиарная ответственность. Полезно узнать, что должен содержать устав предприятия ООО.

Высшим органом управления хозяйственного общества является Общее собрание участников (акционеров).

Простое товарищество

Участники объединения (индивидуальные предприниматели и коммерческие организации) могут заключить договор простого товарищества, предусмотренный главой 55 ГК РФ. Этот вариант предполагает консолидацию вкладов и совместное осуществление предпринимательской и иной, не противоречащей закону, деятельности без образования юридического лица.

Важно! Количество участников не должно быть более пятидесяти. Вкладом участника (товарища) считается всё, что он вносит для достижения общих целей (деньги, имущество, знания и навыки и т. д.). По умолчанию вклады всех товарищей признаются равными по стоимости.

Всё внесённое имущество, а также все результаты осуществления совместной деятельности (произведённая продукция, полученная прибыль) является общим долевым имуществом товарищества. Ведение бухгалтерского учёта обычно поручается одному из участников объединения.

Если по решению товарищей ведение общих дел осуществляется отдельным участником, то это необходимо прописать в договоре или удостоверить его полномочия доверенностью. При совместном же ведении дел заключение любого договора и совершение любой сделки происходит только с общего согласия всех участников.

Если целью объединения не является ведение коммерческой деятельности, то каждый участник отвечает по общим обязательствам товарищества личным имуществом соразмерно своему вкладу. Если же предметом договора является ведение предпринимательской деятельности, то по всем обязательствам товарищи отвечают солидарно.

Прибыль, извлечённая в результате совместной деятельности, распределяется между всеми товарищами пропорционально их вкладам в общее дело.

Заключение смешанного договора

Ещё один распространённый вариант создания консорциума – это заключение смешанного договора или целого ряда отдельных соглашений о сотрудничестве, о совместных инвестициях, о проведении совместных работ в целях реализации того или иного проекта.

Примером такого взаимодействия может служить заключение договора консорциума для участия в тендере. Все участники, входящие в состав такого объединения, в рамках договора составляют свои предложения на долю поставок, из которых затем образуется общее предложение. Договором определяется ведущий партнёр, действующий в интересах всех участников.

Предметом договора является осуществление взаимовыгодного сотрудничества для участия в тендере, последующего заключения и исполнения контракта с заказчиком в случае победы.

В договоре прописываются права и обязанности сторон, порядок ведения общих дел. Отдельно указываются права и обязанности каждой стороны по участию в тендере и исполнению контракта, совместные заверения и ручательства, устанавливаются правила обращения с информацией и материалами, составляющими коммерческую тайну, а также обозначается порядок разрешения споров.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица могут заключать договоры, как предусмотренные, так и не предусмотренные законодательством, но не противоречащие ему. При этом условия сделки определяются сторонами самостоятельно, если они не предусмотрены диспозитивной нормой.

Полезно прочитать, каковы основные правила составления бизнес-плана. Подробная инструкция планирования деятельности для начинающих предпринимателей.

На заметку: от чего зависит эффективность антикризисного управления предприятием.

Подробно о том, как осуществляется анализ фирм-конкурентов. Объекты исследования и их основные характеристики, методы оценки показателей.

Заключение

Консорциум в современной экономике – это мощное средство достижения результата совместной деятельности предпринимателей. Его обязательными атрибутами для внедрения в России должны быть: организационное оформление (наличие соглашения, координатора и плана работы), существование единого проекта и наличие долгосрочной программы развития.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *