Договор купли лесных насаждений

Об утверждении Порядка заключения договора купли-продажи лесных насаждений гражданами для собственных нужд

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2008 года N 752-пП
Об утверждении Порядка заключения договора купли-продажи лесных насаждений гражданами для собственных нужд

(с изменениями на 30 октября 2019 года)

В соответствии с Законом Пензенской области от 22.02.2007 N 1226-ЗПО «О некоторых вопросах, связанных с реализацией в Пензенской области отдельных положений Лесного кодекса Российской Федерации» (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО «О Правительстве Пензенской области» (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок заключения договора купли-продажи лесных насаждений гражданами для собственных нужд.

2. Настоящее Постановление опубликовать в газете «Пензенские губернские ведомости».

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы государственной политики в области лесных отношений, охраны окружающей среды и природопользования.

(п. 3 в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 11.08.2014 N 554-пП)

Губернатор
Пензенской области
В.К.БОЧКАРЕВ

Порядок заключения договора купли-продажи лесных насаждений гражданами для собственных нужд

Утвержден
Постановлением
Правительства Пензенской области
от 13 ноября 2008 г. N 752-пП

1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру и порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений на территории Пензенской области в отношении лесных насаждений, расположенных:

на землях, находящихся в собственности Пензенской области;

на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Заготовка древесины для собственных нужд осуществляется гражданами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (далее — договор).

3. Гражданин, заинтересованный в заготовке древесины для собственных нужд (далее — заявитель), подает в исполнительный орган государственной власти Пензенской области, осуществляющий полномочия в области лесных отношений (далее — Уполномоченный орган), заявление о заключении договора, в котором указывается:

— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

— адрес места жительства (пребывания) заявителя;

(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 10.12.2015 N 688-пП)

— данные документа, удостоверяющего личность заявителя;

— цель использования древесины;

— наименование лесничества (лесопарка), в границах которого предполагается осуществить куплю-продажу лесных насаждений;

— требуемый объем древесины и ее качественные характеристики;

— подпись заявителя, дата заполнения.

4. Одновременно с заявлением представляются следующие документы:

— документ, удостоверяющий личность заявителя;

— документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (в случае если заявление подается представителем заявителя);

— документ, удостоверяющий личность уполномоченного представителя заявителя, действующего на основании доверенности (для уполномоченного представителя заявителя).

Документы, указанные в настоящем пункте, могут быть представлены заявителем в копиях, заверенных в установленном порядке, либо в копиях с одновременным предъявлением оригиналов.

5. Для подтверждения заявляемых целей использования древесины и объема древесины необходимы следующие документы:

5.1. Для строительства индивидуального жилого дома:

1) документы, удостоверяющие права на земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре недвижимости;

2) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (земельный участок);

3) разрешение на строительство индивидуального жилого дома или уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, полученное от уполномоченного на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 12.11.2018 N 609-пП)

5.2. Для строительства хозяйственных построек:

1) документы, удостоверяющие права на земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре недвижимости;

2) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (земельный участок);

3) градостроительный план земельного участка или выписка из похозяйственной книги, заверенная органом местного самоуправления.

5.3. Для ремонта жилого дома:

1) правоустанавливающие документы на жилой дом, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

2) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (жилой дом).

5.4. Для ремонта хозяйственных построек:

1) документы, удостоверяющие права на земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре недвижимости;

2) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (земельный участок);

3) выписка из похозяйственной книги заявителя, заверенная органом местного самоуправления.

5.5. Для ремонта жилого строения на садовом земельном участке:

1) документы, удостоверяющие права на садовый земельный участок, жилое строение на данном земельном участке, если право на данный земельный участок, жилое строение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре недвижимости;

2) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (садовый земельный участок, жилое строение на данном земельном участке).

(п. 5.5 в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 21.01.2019 N 10-пП)

5.5.1. для ремонта хозяйственных построек на садовом земельном участке, огородном земельном участке:

1) документы, удостоверяющие права на садовый или огородный земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре недвижимости;

2) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (садовый земельный участок или огородный земельный участок).

(п. 5.5.1 введен Постановлением Правительства Пензенской области от 28.06.2019 N 376-пП)

5.6. Если целью использования древесины является строительство (восстановление) жилого дома, хозяйственных построек, ремонт жилого строения или ремонт хозяйственных построек на садовом или огородном земельном участке в случае возникших чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, пожаров, в результате которых повреждены или уничтожены принадлежащие заявителю на праве собственности вышеуказанные объекты недвижимости:

(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 21.01.2019 N 10-пП)

1) документы, удостоверяющие права на земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре недвижимости;

2) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (земельный участок);

3) правоустанавливающие документы на жилой дом и (или) хозяйственные постройки, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

4) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (жилой дом и (или) хозяйственные постройки);

5) документы, подтверждающие факт повреждения или утраты жилого дома и (или) хозяйственных построек заявителя вследствие чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, пожара, с указанием даты, причин и обстоятельств чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, пожара.

5.7. При обращении граждан, имеющих совместно проживающих с ними трех и более несовершеннолетних детей, кроме документов, перечисленных в пунктах 4, 5.1. — 5.6. настоящего Порядка, к заявлению также прилагаются копии свидетельств о рождении детей.

5.7.1. При обращении граждан, имеющих совместно проживающих с ними трех и более несовершеннолетних детей, кроме документов, перечисленных в пунктах 4, 5.1. — 5.6. настоящего Порядка, к заявлению также прилагаются следующие документы:

1) копии свидетельств о рождении детей, выданных органами записи актов гражданского состояния Российской Федерации;

2) копии свидетельств о рождении детей, выданных компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык в случаях, когда государственная регистрация произведена компетентным органом иностранного государства;

3) копии свидетельств об усыновлении, выданных органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации.

5.8. При обращении граждан-инвалидов к заявлению прилагаются:

а) документы, перечисленные в пунктах 4, 5.1 — 5.6 Порядка;

б) документы, содержащие сведения об инвалидности.

(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 30.10.2019 N 666-пП)

В случае непредставления заявителем по личной инициативе документов, содержащих сведения об инвалидности, Министерство использует информацию, содержащуюся в федеральном реестре инвалидов.

(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 30.10.2019 N 666-пП)

Документы, указанные в пунктах 5.1. — 5.8. настоящего Порядка, могут быть представлены заявителем в копиях, заверенных в установленном порядке, либо в копиях с одновременным предъявлением оригиналов.

(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 28.06.2019 N 376-пП)

(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 28.06.2019 N 376-пП)

5.9. Для иных собственных нужд, не указанных в пункте 5 настоящего Порядка, представление документов, подтверждающих необходимый объем древесины, не требуется.

(п. 5 в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 21.03.2018 N 156-пП)

6. Заявление и документы могут быть представлены в Уполномоченный орган заявителем следующими способами:

— лично, через представителя;

— почтовым отправлением с описью прилагаемых документов;

— через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Тексты заявления и документов должны быть написаны разборчиво, не иметь подчисток либо приписок, зачеркнутых слов, исправлений карандашом. Документы не должны быть с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание. Фамилия, имя, отчество, адрес местожительства заявителя в заявлении должны быть написаны полностью.

(п. 6 в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 14.10.2016 N 509-пП)

7. В течение десяти рабочих дней со дня получения заявлений и документов Уполномоченный орган рассматривает заявление и представленные документы на предмет комплектности представленных заявителем документов, указанных в пунктах 4, 5 настоящего Порядка, и сведений, содержащихся в них, и направляет межведомственные запросы в случае необходимости.

(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 14.10.2016 N 509-пП)

По результатам рассмотрения выносится решение о заключении договора либо об отказе в заключении договора по одному из следующих оснований:

— в заявлении не указаны установленные сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящего Порядка;

— непредставление документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка;

— непредставление документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, за исключением документов, указанных в подпунктах 2, 3 пункта 5.1, подпунктах 2, 3 пункта 5.2, подпункте 2 пункта 5.3, подпунктах 2, 3 пункта 5.4, подпункте 2 пункта 5.5, подпункте 2 пункта 5.5.1, подпунктах 2, 4 пункта 5.6 настоящего Порядка;

(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 28.06.2019 N 376-пП)

— получение в рамках межведомственного взаимодействия данных об отсутствии сведений, указанных в подпунктах 2, 3 пункта 5.1, подпунктах 2, 3 пункта 5.2, подпункте 2 пункта 5.3, подпунктах 2, 3 пункта 5.4, подпункте 2 пункта 5.5, подпункте 2 пункта 5.5.1, подпунктах 2, 4 пункта 5.6 настоящего Порядка;

(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 28.06.2019 N 376-пП)

— повторное использование права на заключение договора в течение нормативного периода пользования древесиной для целей строительства и ремонта в соответствии с Законом Пензенской области от 22.02.2007 N 1226-ЗПО «О некоторых вопросах, связанных с реализацией в Пензенской области отдельных положений Лесного кодекса Российской Федерации» (с последующими изменениями), за исключением граждан, пострадавших от чрезвычайных ситуаций, стихийного бедствия, пожара;

(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 21.03.2018 N 156-пП)

— отсутствие в указанном заявителем лесничестве лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями.

7.1. В случае отсутствия древесины хвойных пород допускается заготовка для собственных нужд древесины лиственных пород вместо древесины хвойных пород в пределах установленных нормативов.

(п. 7.1 введен Постановлением Правительства Пензенской области от 21.03.2018 N 156-пП)

7.2. Право на заготовку древесины для собственных нужд в первоочередном порядке (в указанной последовательности) имеют следующие категории граждан:

1) граждане, пострадавшие от чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и пожаров, при наличии подтверждающих документов на утрату или повреждение жилого дома;

2) граждане, имеющие совместно проживающих с ними трех и более несовершеннолетних детей;

3) инвалиды I, II и III группы.

Очередность рассмотрения заявлений для каждой категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи в Уполномоченный орган.

(п. 7.2 введен Постановлением Правительства Пензенской области от 21.03.2018 N 156-пП)

8. Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о подготовке договора либо об отказе в заключении договора уведомляет заявителя в письменной форме о принятом решении, о месте и дате подписания договора.

(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 10.12.2015 N 688-пП)

9. На основании решения Уполномоченного органа не позднее 30 рабочих дней со дня получения заявления и документов заявителя подготавливается и подписывается сторонами договор в двух экземплярах по форме типового договора купли-продажи лесных насаждений, утвержденного Правительством Российской Федерации.

(п. 9 в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 03.09.2015 N 500-пП)

10. После подписания договора один экземпляр договора остается в Уполномоченном органе, второй — у заявителя.

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами, государственными гражданскими служащими Комитета в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможности обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • затребование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование от заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати), подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Прием жалоб осуществляется в Комитете. Время приема жалоб совпадает со временем предоставления государственных услуг. Жалоба в письменной форме может быть направлена по почте. В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством:

  • официального сайта Комитета в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • Единого портала государственных и муниципальных услуг;
  • Портала «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт‑Петербурге» (www.gu.spb.ru).

При подаче жалобы в электронном виде документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется. Жалоба рассматривается председателем Комитета, заместителем председателя Комитета, осуществляющим контроль и координацию деятельности отдела.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения обращения (жалобы). Комитет, его должностные лица, государственные гражданские служащие Комитета обязаны предоставить заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации. В случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — 5 рабочих дней со дня регистрации жалобы. В случае если решение по жалобе не входит в компетенцию Комитета, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации Комитет направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба может быть подана заявителем через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ). При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Комитет в порядке и сроках, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Комитетом (далее — соглашение о взаимодействии), но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете.

По результатам рассмотрения жалобы в соответствии с частью 7 статьи 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 №210‑ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Комитет принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Указанное решение принимается в форме акта Комитета. При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета. По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями Правил, в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае, если в обращении (жалобе) содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение (жалобу), о недопустимости злоупотребления правом. Комитет уведомляет о данном решении гражданина, направившего обращение (жалобу).

В случае, если текст письменного обращения (жалобы) не поддается прочтению, ответ на обращение (жалобу) не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения (жалобы) сообщается гражданину, направившему обращение (жалобу), если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Номер телефона, по которому можно сообщить о нарушении должностным лицом Комитета положений. (812) 576‑12‑04 — приемная председателя Комитета по благоустройству Санкт‑Петербурга. Адрес для направления письменных обращений: Караванная ул., д. 9, литера А, Санкт‑Петербург, 191023, или для направления обращений по электронной почте: e‑mail: kb@gov.spb.ru. Информацию о записи на личный прием можно получить по телефону (812) 576‑12‑04. Информационно‑консультационную помощь по порядку подачи жалобы можно получить по телефону (812) 576‑12‑80. Исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга и должностные лица, которым может быть адресована жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке: Комитет по благоустройству Санкт‑Петербурга: Караванная ул., д.9, литера А, Санкт‑Петербург, 191023, kb@gov.spb.ru, информация о записи на личный прием к председателю Комитета или заместителю председателя Комитета предоставляется по телефону (812) 576‑12‑04.

В случае если предметом жалобы заявителя являются действия должностных лиц Комитета — Губернатору Санкт‑Петербурга, в Правительство Санкт‑Петербурга (Управление по обращениям и жалобам Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга по адресу: Смольный, Санкт‑Петербург, 191060, ukog@gov.spb.ru; телефон (812) 576‑70‑42).

Заявитель вправе обратиться с жалобой в суд, если в удовлетворении жалобы отказано, или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи. Также заявители имеют право на обжалование решений, принятых в ходе предоставления государственной услуги, действий (бездействия) должностных лиц Комитета, участвующих в предоставлении государственной услуги, непосредственно в суд в порядке и в срок, установленный законодательством Российской Федерации.

/
Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

дело № А73-3625/2018
г. Хабаровск
22 мая 2018 года
Резолютивная часть решения оглашена 15 мая 2018 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.И. Воронцова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.А. Лавринович,
рассмотрел в заседании суда дело по иску индивидуального предпринимателя Сафонова Петра Юрьевича (ОГРНИП 304271721100014, ИНН 271700080980; 682732, Хабаровский край, Солнечный р-н, п.Горин)
к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053; 680020, г. Хабаровск, ул. Запарина, 5)
о взыскании 1 010 767 руб.
при участии:
от истца: Гусейнова А.Р., представитель, доверенность от 28.02.2018,
от ответчика: Пестова А.В., представитель, доверенность № 09/02 от 09.01.2018
Индивидуальный предприниматель Сафонов Петр Юрьевич (далее – ИП Сафонов П.Ю., истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (далее – Управление, ответчик) о взыскании 1 010 767 руб., уплаченных по договору купли-продажи лесных насаждений от 17.11.2016. в связи с передачей товара ненадлежащего качества.
Исковое заявление мотивировано тем, что ответчиком не исполнены принятые на себя обязательства, передан истцу товар ненадлежащего качества, что явилось основанием для направления настоящего иска в арбитражный суд.
Представитель истца, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласен, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:

17.11.2016 по результатам проведенного аукциона между ИП Сафоновым П.Ю. (покупатель) и Управлением (продавец) был заключен договор купли-продажи лесных насаждений, по условиям которого продавец обязуется передать лесные насаждения в собственность покупателю для заготовки древесины, а покупатель обязуется принять их и оплатить.
Месторасположение лесных насаждений, подлежащих передаче – Хабаровский край, Солнечный муниципальный район, Эворонское лесничество, Харпичанское участковое лесничество, квартал № 77, выдел № 43 (деляна № 1).
В Приложении № 1 к договору установлены характеристики и объем древесины лесных насаждений по породам и по категориям крупности.
Исходя из этих характеристик в Приложении № 3 произведен расчет платы по договору – 1 010 767 руб.
Акт приема-передачи лесных насаждений был подписан после внесения платы по договору, 18.11.2016.
После детального осмотра деляны перед рубкой выяснилось, что фактические характеристики древесины не соответствуют заявленным.
По заявлению предпринимателя была проведена проверка. Актом № -/1-2017 от 10.10.2017, составленным по результатам проверки должностными лицами КГКУ «Амгуньское лесничество», объективно подтверждено расхождение по объему древесины каждой категории. Так в договоре заявлено крупной древесины 375 м3, фактически – 207м3, средней – 1107м3, фактически – 805 м3.
Расхождение по самой дорогой категории крупной древесины составляет 81,1%, по средней 37,5%.
При этом мелкой древесины и дров присутствует больше, чем заявлено в договоре.
Актом подтверждено, что таксация лесосеки была произведена не качественно, что привело к завышению в договоре объема деловой древесины и занижению дровяной древесины.
Вместе с тем, в акте сделан вывод о расхождении общего объема в пределах допустимой погрешности в 10%.
Однако такое перераспределение объемов по категориям древесины означает разницу между стоимостью насаждений по договору и фактической (при расчете по Приложению № 3) в 242 693,9 руб.
С указанной разницей в стоимости разработка лесосеки становится для предпринимателя убыточным.
20.09.2017 индивидуальный предприниматель Сафонов П.Ю. обратился в Управление лесами Правительства Хабаровского края с просьбой согласовать расторжение договора, вернуть деньги либо предоставить другой участок для разработки.
Однако письмами от 14.11.2017, 17.01.2018 предпринимателю было отказано в расторжении договора, возврате средств, поскольку по мнению ответчика расхождение находится в пределах допустимой погрешности.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения предпринимателя с указанным иском.
Принимая во внимание условия договора № 71 от 17.11.2016, суд приходит к выводу о том, что сторонами был заключен договор купли-продажи, отношения по которому регламентированы нормами главы 7 Лесного кодекса Российской Федерации и главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В соответствии со статьей 75 Лесного кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1). К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 3). В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины (пункт 4).
По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (статья 454 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 456 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Судом установлено, что во исполнение обязательств по спорному договору истец передал ответчику лесные насаждения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 467 ГК РФ, если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.
В пункте 1 статьи 468 ГК РФ предусмотрено, что при передаче продавцом предусмотренных договором купли-продажи товаров в ассортименте, не соответствующем договору, покупатель вправе отказаться от их принятия и оплаты, а если они оплачены, потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Товары, не соответствующие условию договора купли-продажи об ассортименте, считаются принятыми, если покупатель в разумный срок после их получения не сообщит продавцу о своем отказе от товара (п. 4 ст. 468 ГК РФ).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 договора продавец передает покупателю лесные насаждения по акту приема-передачи лесных насаждений согласно приложению № 4 в течение 10 дней после внесения покупателем платы в полном объеме.
Лесные насаждения были переданы ответчику по акту от 18.11.2016, в котором были указаны характеристики и объем вырубаемой древесины. Акт передачи лесных насаждений был подписан ответчиком без протокола разногласий.
Таким образом, в момент подписания акта передачи лесных насаждений от 18.11.2016. Управление исполнило обязанность по передаче товара покупателю в соответствии с пунктом 13 договора и статьи 458 ГК РФ.
Кроме того сведения, которые характеризуют подлежащие заготовке ресурсы, содержатся в документации об аукционе, которая в соответствии с частью 7 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации размещается на официальном сайте, где эта документация должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам.
Таким образом, истец не был ограничен в возможности самостоятельно проверить количество и ассортимент лесных насаждений, выставленных на аукцион.
При этом, истец осуществляя предпринимательскую деятельность истец в соответствии с целями и видами деятельности на свой страх и риск, при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятого обязательства и условиям оборота, мог и должен был оценить риски, связанные с исполнением условий договора.
Однако истец обратился в лесничество для проверки таксации деляны только 20.09.2017, когда срок исполнения договора вступил в завершающую стадию.
Судом также принимается во внимание, что истцу о расхождениях в количественных и качественных характеристиках лесных насаждений было известно уже в июне 2017 года после получения документов от ООО «Звезда».
Вместе с тем предприниматель не предпринял никаких мер, в том числе путем обращения в Управление для заключения дополнительного соглашения и перечета стоимости договора.
В качестве доказательства того, что ответчик передал истцу товар не в том количестве и не того породного состава предприниматель ссылается на акт № -/1-2017 от 10.10.2017, составленный работниками КГКУ «Амгуньское лесничество» (момент проверки – 05.09.2017), которым установлено, что объемы древесины по категориям крупности, а также в части объемных показателей деловой и дровяной древесины не соответствуют заявленным показателям в договоре купли-продажи № 71 от 17.11.2016.
Отвод и таксация лесосек осуществляется в соответствии с Наставлениями по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утвержденными Приказом Рослесхоза от 15.06.1993 г. № 155 (далее — Наставления).
При выставлении лесного участка на аукцион по продаже права на заключение договора купли-продажи Управление производило лесотаксационные работы в строгом соответствии с требованиями Наставлений.
В соответствии с пунктом 87 Наставлений проверка работ по отводу и таксации лесосек производится лесхозами (другими предприятиями, ведущими лесное хозяйство) в присутствии представителя лесничества. Вышестоящие государственные органы управления лесным хозяйством осуществляют периодический контроль. По результатам проверки составляется акт.
Согласно пункту 88 Наставлений работа признается неудовлетворительной в случаях, в том числе:
— при расхождении данных сплошного, ленточного перечета и круговых площадок постоянного радиуса с данными проверки по общему запасу и запасу деловой древесины в делянке более чем 10%, а по отдельным породам 12%;
— при таксации лесосек круговыми реласкопическими площадками: при расхождении сумм площадей сечений в целом для делянки на 5%, а по отдельным породам — на 10% (закладка контрольных круговых площадок производится на тех же точках, что и при таксации лесосек);
— при отводе лесосек с использованием материалов лесоустройства в случаях, когда ошибки в определении таксационных показателей выходят за пределы, указанные в пункте 51 (Таксационная характеристика выдела по материалам лесоустройства считается правильной, если в процессе проверки не выявлено отклонений от данных лесоустройства: по возрасту — соответствие отнесения к спелым древостоям, по запасу — не более 10%, по составу — не более двух единиц, по товарности — ошибка не допускается);
— при неправильном отборе деревьев в рубку (неправильно назначенных и неправильно оставленных) более чем в 10% случаев к общему числу подлежащих рубке деревьев;
Также пунктом 26 Правил заготовок древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474, установлено, что погрешность измерения объема древесины при таксации признается удовлетворительной, если его отклонение от объема заготовленной на лесосеке древесины не превышает: 10 процентов по общему объему и 12 процентов по отдельным породам.
Актом КГКУ «Амгуньское лесничество» от 10.01.2017 установлено, что общий объем ликвидной древесины не превышает допустимую погрешность, установленную правилами заготовки древесины.
По сведениям проверки, объем всей ликвидной древесины составляет 1788 кубометров, по договору купли-продажи 1870 кубометров, что составляет разницу в 4,39%.
Согласно пункту 25 договора покупатель извещается о том, что количественные и качественные характеристики заготовленной древесины, полученные при ее учете, могут незначительно отличаться от количественных и качественных характеристик лесных насаждений, являющихся предметом договора.
Соответственно, при заключении договора предприниматель уже знал, что количественные и качественные характеристики проданных лесных насаждений могут отличаться от заявленных.
Вместе с тем не предпринял никаких мер для проверки ассортимента товара в разумные сроки. Доводы истца о том, что не имел возможности ознакомиться с ассортиментом товара в разумные сроки в связи с недоступностью лесного участка, судом отклоняются как документально неподтвержденные в порядке статьи 65 АПК РФ.
При этом неиспользование истцом своего права на заготовку древесины не может являться основанием для возврата денежных средств, уплаченных по договору купли-продажи лесных насаждений.
При таких обстоятельствах, суд полагает требование истца оставить без удовлетворения.
В порядке статьи 110 АПК РФ расходы истца по государственной пошлине возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В иске отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.И. Воронцов

Суд:

АС Хабаровского края

Истцы:

ИП Сафонов Петр Юрьевич (ИНН: 271700080980)
ИП Сафонов Петр Юрьевич, представ. Гусейнова Альбина Рашидовна

Ответчики:

Управление лесами Хабаровского края (ИНН: 2721153053)

Судьи дела:

Воронцов А.И. (судья)

Судебная практика по:

По договору купли продажи, договор купли продажи недвижимости
Судебная практика по применению нормы ст. 454 ГК РФ

Печорский районный суд (Псковская область) — Гражданское Суть спора: Прочие исковые дела Дело № 2-313/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации
05 октября 2015 года г.Печоры Псковской области
Печорский районный суд Псковской области в составе судьи Алексеевой Н.В.,
при секретаре Собот М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды к Тюмину С.В. о взыскании неустойки по договору купли-продажи лесных насаждений,
УСТАНОВИЛ:

Истец Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды обратился в суд с иском к ответчику Тюмину С.В. о взыскании неустойки по договору купли-продажи лесных насаждений.
Заявленные требования мотивированы тем, что что **.**.**** г. между ГКУ Псковской области «Печорское лесничество» и Тюминым С.В. заключен договор № *** купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
В соответствии с п.п.1,2 договора продавец, действующий в соответствии со ст.77 ЛК РФ, продает лесные насаждения занимающие площадь *** га., расположенные на территории Псковской области Печорского района в квартале ***, выдел ***, а покупатель покупает данные лесные насаждения для строительства жилого дома и хозпостроек.
Согласно п.6 договора покупатель должен использовать приобретенную древесину на цели, предусмотренные условиями ее получения, определенными в п.1 договора.
Согласно п.20 пп. «г» договора купли-продажи покупатель обязан не позднее 12 месяцев после окончания срока действия договора представить в лесничество отчет о целевом использовании заготовленной древесины.
Отчет об использовании древесины Тюмин С.В. предоставил **.**.**** г..
**.**.**** г. Тюмину С.В. было направлено извещение о дате проведения проверки целевого использования заготовленной по договору купли-продажи древесины, с просьбой обеспечить явку лично.
**.**.**** г. была проведена проверка, по результатам которой составлен акт, установлено следующее:
Тюмин С.В. показал комиссии пиломатериалы, находящиеся в производственном цехе ООО «ХХХ», документы на данную древесину не представил. Предоставлена справка из ООО «ХХХ» о находящейся у этой организации на хранении древесины (*** куб.м.), принадлежащей Тюминой М.И. и Тюмину С.В. Древесина показана комиссии в состоянии кругляка, пиломатериалов, отходов. Однако породный состав находящейся древесины не в полной мере соответствует породному составу древесины, отпущенной по договору.
На земельном участке в дер…. строительство жилого дома и хозпостроек не ведется, участок продан.
В соответствии с п.22 пп.»ж» договора, с покупателя, допустившего нецелевое использование древесины, взыскивается неустойка в размере 10-кратной ставки платы за единицу объема лесных ресурсов.
Таким образом, размер неустойки, подлежащий взысканию с Тюмина С.В., составил *** руб. *** коп.
**.**.**** г. в адрес Тюмина С.В. направлена претензия с предложением добровольно погасить неустойку в размере *** руб.*** коп.
До настоящего времени неустойка не погашена.
Истец просит взыскать с Тюмина С.В. неустойку в заявленном размере.
Представители истца Носов А.И., Хитрова О.Н., действующие на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования и доводы, приведенные в иске, поддержали, пояснив, что истцу предоставлялся лес по льготной цене на строительство жилого дома и хозяйственных построек по … г….. Ответчик отчитался, что использовал древесину по назначению. Однако в ходе проведенной проверки установлено, что земельный участок по … продан; жилой дом, хозяйственные постройки отсутствуют. Лес использован не по целевому назначению, что и является основанием для взыскания договорной неустойки.
Ответчик Тюмин С.В., его представитель Ефремов Ю.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали.
Ответчик Тюмин С.В. пояснил, что по ул…. г…. у него имелся земельный участок, где он хотел построить жилой дом, постройки, для чего обратился с заявлением в ГКУ «Печорское лесничество» с просьбой выделить древесину на строительство. Древесина ему была предоставлена, заготовлена им, вывезена из леса в начале *** года.
В ГКУ «Печорское лесничество» он предоставил отчет о целевом использовании древесины, где указал, что фактически использовал древесину по назначению, построил дом и хозяйственные постройки, что не соответствует действительностии.
На самом деле часть древесины была им затрачена на реконструкцию жилого дома по ул…., дом ***, где он проживает, часть (около *** куб.м.) хранится в ООО «ХХХ», часть древесины затрачена на строительство сарая на участке сына по ул…..
От представителя ответчика Ефремова Ю.А. в суд в письменном виде поступили возражения, поддержанные представителем в суде, из содержания которых следует, что в извещении с указанием даты проведения проверки целевого использования заготовленной по договору древесины еще до проведения проверки имеется указание о начислении неустойки за нецелевое использование древесины.
Члены комиссии, а именно У. Л.С., Г. И.М. и Д. А.В., отказались от подписания акта целевого использования древесины, составленного **.**.**** г.. При составлении акта у комиссии отсутствовал необходимый кворум для его оформления; не были проверены полномочия членов комиссии, компетентность, к участию не привлечены эксперты и специалисты.
Отказавшиеся от подписания акта члены комиссии не засвидетельствовали своими подписями наличие обстоятельств, на которые имеется указание в акте.
Акт составлен не на месте обследования, в отсутствии участвовавших лиц, вручен ответчику по истечении времени.
У членов комиссии отсутствовали приборы измерения, образцы проб древесины не отбирались, замеры объемов представленной к осмотру древесины не производились, опрос свидетелей или лиц, которые могут дать пояснения по данным событиям, не осуществлялся.
Акт проверки, по мнению представителя ответчика, является ненадлежащим доказательством.
Истец не представил доказательств, на которые ссылается в иске, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, носят предположительных характер, не подтверждены надлежащими доказательствами.
Ответчик использовал древесину по целевому назначению, что подтверждается заключением эксперта о том, что в объеме *** куб.м. можно изготовить *** куб.м. пиломатериалов (деловой древесины), договором подряда на строительство сруба бани, на что затрачено не менее *** куб.м. деловой древесины, разрешением на реконструкцию по адресу: г…., ул…., дом ***, где ответчиком на выполнение работ по реконструкции дома была затрачено около *** куб.м. древесины, и около *** куб.м. древесины на строительство хозяйственной пристройки.
Значительная часть заготовленной древесины около *** куб.м. ответчиком была затрачена на отопление.
Из неизрасходованного материала около *** куб.м. ответчик планирует возвести забор по периметру участка по ул…., дом *** г…..
Таким образом, представитель ответчика, считает, что Тюмин С.В. использовал заготовленную древесину в полном соответствии с условиями договора, Закона ПО № 653-оз, ЛК РФ, в удовлетворении требований просит отказать в полном объеме.
В ходе судебного заседания был допрошен ряд свидетелей.
Свидетель Д. А.В. (участковый уполномоченный МО МВД России «Печорский») в суде показал, что входил в состав комиссии по проверки целевого использования древесины. Помимо него в составе комиссии присутствовали представители ГКУ «Печорское лесничество», а также само лицо — Тюмин С.В.
Они ездили по нескольким адресам, которые им показывал Тюмин С.В.: на ул…. г…., в Тайлово на пилораму, на участок, где находился сарай.
По результатам проверки был составлен акт, где он и другие члены комиссии расписались.
Свидетель А. Л.В. (помощник лесничего ГКУ «Печорское лесничество») в суде показала, что к ним обратился ответчик с заявлением о выделении древесины на строительство жилого дома и хозяйственных построек на земельном участке по … г…., предоставив все необходимые документы.
Древесина была выделена, но не в одном месте, а по разным выделам, поэтому составлено два договора купли-продажи. Ответчик отчитался, что использовал древесину по назначению, построил жилой дом и хозяйственные постройки.
В ходе проверки было установлено нецелевое использование древесины, земельный участок, где ответчик собирался строить дом и постройки, на строительство которых и была выделена древесина, был продан, объекты не возведены.
Ответчик в ходе проверки показывал им различные места, где якобы находится его древесина, но каждый раз, когда члены комиссии говорили, что этого объема недостаточно или древесина не соответствует породе выделенной древесины, ответчик показывал им новое место нахождения древесины.
Они ездили на две пилорамы ООО «ХХХ», где было показано около *** куб.м. вагонки, ООО «ХХХ», где им была показана смешанная древесина (осина, ель, сосна, береза) как распиленная, так и в состоянии кругляка, а по договору ответчику была выделена только сосна и береза, никаких документов на древесину (договора хранения, переработки) предоставлено не было.
По древесине, отпущенной на отопление, установлен факт ее использования по назначению, при расчете неустойки данная древесина не учитывалась.
Свидетель Г.И.М. (лесничий «Печорское лесничество») в суде дал показания, аналогичные показаниям свидетеля А.Л.В.
Выслушав объяснения сторон, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.30 ч.1, 4, 4.1, 5 ЛК РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.
Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.
Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.75 ч.1, 3 ЛК РФ по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

Граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.77 ч.3 ЛК РФ).
Законом Псковской области № 653-оз установлен порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Псковской области.
Под собственными нуждами граждан понимается потребность в древесине для отопления, возведения (строительства) строений (жилых домов, жилых строений, хозяйственных построек) их реконструкции и ремонта (в том числе капитального ремонта) (ст.1 указанного Закона ПО).
Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в соответствии с правилами заготовки древесины, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд устанавливается органом исполнительной власти области в сфере природопользования. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать одного года. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд определяется по ставкам, устанавливаемым Администрацией области (ст.2 Закона ПО).
Норматив заготовки гражданами древесины для собственных нужд составляет: для отопления — *** куб.м. один раз в год; для строительства жилого дома до *** куб.м., хозяйственных построек до *** куб.м. один раз в двадцать пять лет.
Процедура заключения договоров купли-продажи лесных насаждений гражданами для собственных нужд определена Порядком заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденным Приказом № 161 Государственного комитетом Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды от 29 апреля 2011 года.
В соответствии с п.2 Порядка заключение гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд осуществляется без проведения аукциона в соответствии со ст.ст.30, 77 ЛК РФ.
Для заключения договора граждане подают в соответствующее лесничество или участковое лесничество заявление, к которому прилагают следующие документы, в том числе: копия разрешения на строительство с предъявлением подлинника, справка органа местного самоуправления о том, что древесина для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства ранее не выделялась, если выделялась, то указать в каком году и для каких целей (п.4 Порядка).
В соответствии с разделом V «Права и обязанности сторон» договора покупатель обязан не позднее 12 месяцев после окончания заготовки представить в лесничество (участковое лесничество) отчет о целевом использовании заготовленной древесины по форме приложения 3 к договору.
За нецелевое использование древесины взыскивается неустойка в размере 10-кратной ставки платы за единицу объема лесных ресурсов за объем древесины по соответствующему договору (п.15 Порядка в редакции, действовавшей на момент заключения договора).
Контроль за соблюдением условий договора осуществляет лесничество (п.17 Порядка).
Таким образом, из приведенных норм в их совокупности следует, что граждане вправе заготавливать древесину для собственных нужд, но лишь при наличии документов, подтверждающих нуждаемость граждан в древесине, на основании которых и заключается договор купли-продажи, с последующим использованием этой древесины только на испрашиваемые и подтвержденные цели.
В судебном заседании установлено, что **.**.**** г. Тюмин С.В. обратился в Печорское участковое лесничество с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений на строительство жилого дома, хозяйственных построек.
К заявлению Тюминым С.В. были приложены следующие документы: согласование Администрации Печорского района о выделении древесины для строительства жилого дома по адресу: район … г…., участок по ген.плану № *** в объеме до *** куб.м., на строительство хозяйственных построек до *** куб.м.; разрешение на строительство жилого дома в районе … г…., участок по ген.плану № ***; договор аренды № *** земельного участка в г…., район …, участок по ген.плану № ***.
На основании данных документов ГКУ Псковской области «Печорское лесничество» и Тюмин С.В. заключили **.**.**** г. договор № *** купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности.
Согласно условиям договора покупатель должен использовать приобретенную древесину на цели, предусмотренные условиями ее получения: для строительства дома, строительства хоз.построек, отопления (п.1,6 договора).
Вопреки доводу представителя ответчика рассматриваемый договор купли-продажи содержит все существенные условия, указано местоположение лесных насаждений, объем подлежащей заготовке древесины, цель использования древесины, что соответствует требованиям ст.75 ЛК РФ.
В силу ст.431 ГК Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Ответчиком истцу был предоставлен ряд документов, подтверждающих разрешение на строительство жилого дома в районе … г…., участок по ген.плану № ***. При отсутствии данных документов заключение договора купли-продажи лесных насаждений было бы невозможным.
Поэтому в данной ситуации очевидно, что древесина ответчику была предоставлена именно на строительство дома и хоз.построек на указанном участке, а не на какие-либо иные цели, в связи с чем доводы ответчика касательно отсутствия в договоре купли-продажи лесных насаждений адреса объекта недвижимости отвергаются судом как несостоятельные.
Согласно п.20 договора купли-продажи не позднее 12 месяцев после окончания срока действия договора покупатель обязан предоставить в лесничество отчет о целевом использовании заготовленной древесины.
**.**.**** г. Тюмин С.В. предоставил в ГКУ «Печорское лесничество» отчет о целевом использовании заготовленной древесины, где отчитался, что *** куб.м. древесины, предоставленный ему по договору купли-продажи, фактически использовал на строительство дома и строительство хозяйственных построек.
Древесина в объеме *** куб.м. по отчету использована Тюминым С.В. в целях отопления.
По результатам проведенной **.**.**** г. проверки установлено нецелевое использование древесины.
В частности, жилой дом и хозяйственные постройки на земельном участка в г…., район …, участок по ген.плану № ***, отсутствуют, сам земельный участок продан, что подтверждается договором купли-продажи от **.**.**** г..
Проверка и сам акт проверки, составленный по результатам ее проведения, признается судом как допустимое доказательство, проверка действительно имела место быть, проводилась с участием самого Тюмина С.В., отсутствие по объективным причинам одного из членов комиссии существенного значения не имеет, выводы комиссии не опровергает.
Факт продажи земельного участка и отсутствие на нем объектов недвижимости, на строительство которых выделялась древесина, установлен.
Наличие каких-либо измерительных приборов, фотофиксации, экспертов и т.д. для установления отсутствия объектов недвижимости не требуется, более того отсутствие таковых объектов ответчик признал.
Поэтому суд приходит к выводу, что в судебном заседании истцом предоставлен исчерпывающий объем доказательств, подтверждающий наличие нецелевого использования древесины.
Данные доказательства стороной ответчика не опровергнуты, обратное не доказано, и вопреки утверждению представителя ответчика именно на ответчике в рамках ст.56 ГПК РФ лежит обязанность доказать целевое использование древесины.
При этом не может служить основанием для отказа в иске доводы ответчика о затраченной древесине на ремонт дома по ул…., ***, строительство сарая на участке сына, древесине, находящейся в ООО «ХХХ», ООО «ХХХ», поскольку даже при наличии доказанности данных утверждений, таковой расход свидетельствует о нецелевом использовании древесины, поскольку, как уже было указано выше, древесина ответчику предоставлялась на строительство дома, хоз.построек по … г…., и ответчик отчитался, что затратил древесину именно на эти цели, что своего подтверждения не нашло.
Более того, следует отметить, что из представленной ООО «ХХХ» справки (без даты), древесину, как заготовленную ответчиком, идентифицировать невозможно, равно как и древесину, находящуюся на пилораме ООО «ХХХ», документы членам комиссии на древесину предоставлены не были, суду также не были представлены соответствующие документы (договоры хранения, переработки древесины, бухгалтерские документы, подтверждающие расчеты между сторонами по указанным договорам).
За нецелевое использование древесины покупатель уплачивает продавцу неустойку в размере 10-кратной ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (древесины) за объем, указанный в п.7 договора — *** куб.м. (22 пп. «ж» договора).
В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Размер неустойки рассчитан истцом исходя из 61 куб.м. древесины, то есть из того объема древесины, который был передан ответчику по акту передачи лесных насаждений на строительство, указанный объем согласуется и с данным, обозначенными ответчиком в отчете, по ставкам платы за единицу лесных ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310. Сторона ответчика расчет не оспаривала, у суда же отсутствуют оснований ставить его под сомнения.
Древесина в объеме *** куб.м. использована по назначению: для отопления, что сторонами не оспаривалось.
Предпринятые истцом действия по урегулированию вопроса в досудебном порядке к положительному результату не привели, претензия оставлена ответчиком без внимания.
Извещение, направленное ответчику, о необходимости принятия участия в проверки целевого использования древесины, по форме и по содержанию соответствует приказу Государственного комитета ПО по природопользованию и охране окружающей среды № 165 от 11 марта 2014 года.
Все остальные доводы ответчика, его представителя, приведенные в обоснование своей позиции, выводы комиссии о нецелевом использовании древесины не опровергают.
Согласно ст.330 ч.1 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую ответчик обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Вместе с тем в силу ст.333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.42 Постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» при решении вопроса об уменьшении неустойки (ст.333 ГК РФ) необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
При оценке таких последствий могут приниматься во внимание, в том числе обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства.
Учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, соразмерность заявленной неустойки последствиям нарушения обязательства, требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о необходимости уменьшения размера неустойки до *** руб.
В соответствии со ст.103 ч.1 ГК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2300 рублей.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды удовлетворить частично.
Взыскать с Тюмина С.В. в пользу Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды неустойку по договору купли-продажи лесных насаждений в размере *** рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований — отказать.
Взыскать с Тюмина С.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *** руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Печорский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательно форме.
Решение в окончательной форме изготовлено **.**.**** г..
Судья Алексеева Н.В.
Апелляционным определением от **.**.**** г. решение Печорского районного суда Псковской области от **.**.**** г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя Тюмина С.В. — Ефремова Ю.А. без удовлетворения.
Печорский районный суд (Псковская область)
Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды
Тюмин С.В.
Алексеева Наталья Викторовна (судья)
Уменьшение неустойки
Судебная практика по применению нормы ст. 333 ГК РФ

Бесплатная консультация юриста по телефону:

С давних времён древесина является одним из самых универсальных материалов, используемых при строительстве, производстве мебели, отоплении частных домов и даже в творчестве. Этот ценный материал закупается предприятиями в оптовом порядке. Наиболее популярными в производстве являются следующие средства древесины:

  • Ель;
  • Дуб;
  • Пихта;
  • Тис:
  • Бук;
  • Берёза;
  • Вишня;
  • Ясень.

При закупке древесины составляется соответствующий договор купли-продажи. Но каковы правила составления соглашения рассматриваемого типа? Кто является сторонами изучаемой договорённости? Что именно является предметом данного договора купли-продажи? Каковы обязанности сторон в соответствии с регламентом оформленного ими соглашения? Какие пункты содержат в себе соглашения рассматриваемого типа? Ответы на каждый из представленных выше вопросов — в данной статье.

Правила составления

Процедура оформления договора купли-продажи древесины, а также определение способа расчёта по текущему соглашению и само понятие соглашения рассматриваемого типа подробно описаны в статьях 75-77 Лесного кодекса Российской Федерации. В соответствии с регламентом статьи 75 ЛК РФ, допускается продажа лесных насаждений (древесины), выращенной на земельных участках, представляющих собой Федеральную или муниципальную собственность.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

В соответствии с положением статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор купли-продажи древесины представляет собой вид контракта, согласно которому одна из сторон осуществляет возмездную передачу товара или имущества партнёру по договорённости. В статьях 77 ЛК и 454 ГК России представлены следующие правила составления соглашения рассматриваемого типа:

  • Излагаемая в изучаемом соглашении информация должна быть предельно истинной. Не допускается указание недостоверных сведений. Стороны вправе проверять достоверность изложенных в тексте контракта фактов;
  • Заполнять бланк соглашения необходимо письменно, разборчивым почерком. Для оформления договора купли-продажи древесины используются листы стандартной офсетной бумаги и шариковые авторучки синего или чёрного цвета. В некоторых случаях допускается использование специализированных печатных средств;
  • В тексте договора купли-продажи древесины в обязательном порядке должны указываться тип продукта, его назначение и устойчивость к воздействию сырости и другим деформирующим факторам;
  • При заполнении бланка соглашения допускаются видимые исправления и грамматические ошибки;
  • В обязательном порядке указывается дата и место оформления настоящего документа;
  • Проставление юридических печатей предприятий, являющихся сторонами договора купли-продажи древесины, является обязательным условием для оформления данного контракта.

Соглашение изучаемого типа не обязательно заверять у нотариуса, так как в законодательстве подобного положения не прописано. Однако, в виду того, что заверенный документ обладает большей легитимностью, чем самостоятельно исполненный, пройти процедуру нотариального заверения, всё-таки, рекомендуется.

Образец договора

Содержание договора купли-продажи древесины включает в себя следующие информативные пункты:

  • Наименование — «Договор купли-продажи лесных насаждений (древесины)»;
  • Порядковый регистрационный номер настоящего документа;
  • Дата оформления соглашения и субъект Российской Федерации, на территории которого данный акт был составлен;
  • Личные и юридические идентификационные реквизиты партнёров по текущему договору купли-продажи древесины;
  • Предмет данного договора купли-продажи;
  • Определение объёма товара, подлежащего заготовке;
  • Определение условий, при которых будет совершена заготовка древесины;
  • Определение условий и объёма оплаты;
  • Ответственность, полномочия и обязанности партнёров по соглашению;
  • Алгоритм действий при возникновении необходимости в изменении или упразднении текущего договора купли-продажи;
  • Указание срока легитимности действительного соглашения;
  • Личные подписи сторон и печати предприятий.

Скачать образец изучаемого документа можно по следующей ссылке:

Предмет и стороны договора

В соответствии с регламентом статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации, сторонами контракта купли-продажи являются:

  • Продавец или реализатор — в случае продажи древесины, официальное предприятие, специализирующееся на поставке, обработке и продаже товара данного типа;
  • Покупатель — физическое или юридическое лицо, приобретающее товар любого типа для личных, корпоративных или производственных нужд;
  • Посредник (при наличии необходимости в таковом) — лицо, представляющее интересы одной из сторон в процессе сделки.

Фирма, продающая древесину, должна соответствовать следующим критериям:

  • Наличие лицензии на занятие предпринимательской деятельностью подобного рода;
  • Наличие разрешения на добычу древесины в определённой лесистой местности.

Сделка не может состояться, если покупатель:

  • Не достиг совершеннолетия;
  • Находится в болезненном состоянии и не способен отвечать за свои действия;
  • Психически или физически недееспособен;
  • Находится в состоянии алкогольного, наркотического или токсического отравления;
  • Находится под давлением партнёра по соглашению — шантаж, угроза, применение насилия.

Предмет договора обозначен в тексте текущего соглашения первым пунктом. Данный пункт включает в себя следующие информативные подпункты:

  • Ссылка на статью 77 Лесного кодекса России;
  • Подробное описание реализуемой древесины;
  • Площадь лесных посадок, подлежащая вырубке и обработке.

В качестве приложения к основной договорённости выступает акт приема-передачи. С момента оформления данного документа, ответственность за сохранность приобретённого товара возлагается на покупателя.

Обязанности сторон соглашения

Обязанности продавца и покупателя прописаны в 5 пункте типового договора купли-продажи. В соответствии с рассматриваемой частью изучаемого соглашения, продавец обязан:

  • Предоставлять партнёру по контракту древесину в объёме, указанном в договоре купли-продажи;
  • При помощи специализированных знаков, своевременно обозначить лесные насаждения, подлежащие вырубке, обработке и последовательной реализации;
  • Обеспечивать сохранность товара до оформления акта приема-передачи;
  • При осуществлении сделки, передать покупателю все права на использование приобретённого материала.

В обязанности покупателя входит:

  • Предоставлять в органы, специализирующиеся на охране лесных насаждений, отчёты об объёмах использованной древесины;
  • Согласовывать с партнёром по договору купли-продажи расположение сооружений, требуемых для заготовки древесного сырья;
  • Лично присутствовать при приемке товара, либо направить своего законного представителя, чьи полномочия подтверждаются соответствующей доверенностью.

Обе стороны обязаны соблюдать регламент подписанного ими контракта и лесохозяйственные положения по части защиты и охраны лесов и окружающей среды.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *