Договор на продажу билетов

Реализация билетов на различные мероприятия (будь то форум, театральное представление, премьера кинофильма, встреча с писателем, спортивный матч и пр.) обычно входит в обязанности тех, кто занимается непосредственно организацией данного события. Однако, для того, чтобы привлечь к мероприятию больше народу, необходимо использовать различные источники продаж, помимо официальной кассы того учреждения, где будет проводиться мероприятие. Один из вариантов реализации входных талонов является заключение агентского договора на продажу билетов с любым субъектом — хоть с физ.лицом, хоть с организацией, хоть с ИП.

Суть подобного соглашения состоит в том, что принципал поручает агенту за определенное вознаграждение совершать комплекс необходимых действий для продажи товара, при этом стороны должны определить:

  • перечень и объем действий, которые должен выполнять агент при продаже билетов (например, расклейка афиш, размещение информационной стойки в торговых центрах, рассылка коммерческих предложений, обзвон организаций и т.д.);
  • стоимость билетов, подлежащих реализации;
  • от чьего имени будет выступать агент при продаже билетов;
  • территория, на которой необходимо осуществлять продажу (это особенно актуально, если есть ограничения по территории продаж);
  • порядок определения и выплаты агентского вознаграждения;
  • возможность агенту привлекать к исполнению договора третьих лиц (субагентов);
  • условия взаиморасчетов, т.к. продажи всегда связаны с денежными средствами;
  • срок действия соглашения.

В нашем сервисе вы можете ознакомиться с договором агентским на продажу билетов и скачать его, сформировав по своим конкретным условиям.

ДОГОВОР № ___

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.2. В концерт будут задействованы профессиональные артисты творческих коллективов Филармонии.

1.3. Заказчик обязуется приобрести билеты на концерт в количестве ________ шт. на сумму_________(______________________________________________________________) рублей, в том числе:

Партер:

_________ билетов по _____ рублей на общую сумму _________ рублей;

Амфитеатр:

_____ билетов по ________ рублей на общую сумму __________ рублей;

Ложи:

______ билетов по _______ рублей на общую сумму ___________ рублей;

Первый ярус:

_____ билетов по ________ рублей на общую сумму ___________ рублей;

Второй ярус:

______ билетов по _________ рублей на общую сумму _________ рублей;

оплатить соответствующую деятельность Исполнителя согласно условиям договора.

2.ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Исполнитель:

2.1.1. Предоставить до «___» _______________ 20__ г. билеты Заказчику.

2.1.2. Обеспечивать безопасность зрительного зала в течение прохождения концерта.

2.2. Заказчик:

2.2.1. Организовать прибытие зрителей к началу концерта.

2.2.2. Обеспечивать порядок приглашенной на мероприятие аудитории.

2.2.3. Приобрести у Исполнителя обусловленное количество билетов.

3. СТОИМОСТЬ И ПОРЯДОК РАСЧЕТА

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по настоящему договору ответственность стороны несут в соответствии с законодательством РФ.

4.2. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Договором, Исполнитель вправе потребовать уплату неустойки. Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по настоящему Договору. Размер такой неустойки устанавливается в размере 0,1% от общей стоимости услуг.

5. ФОРС-МАЖОР

5.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения договора в результате событий чрезвычайного характера, которые участник не мог ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами (форс-мажор).

6. СРОК ДЕЙСТВИЯ

6.1. Настоящий договор вступает в силу немедленно после подписания его сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему договору.

6.2. Выполнение условий настоящего договора оформляется актом выполненных услуг с приложением счета-фактуры.

7. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

7.1. Стороны будут стремиться разрешить все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего договора, путем переговоров и разногласий.

7.2. В случае, если споры и разногласия не будут урегулированы путем переговоров, они подлежат разрешению в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

8.1. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу.

9. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА СТОРОН

УДК 347.441.42

Степкин Станислав Павлович

кандидат юридических наук Российский государственный социальный университет, г. Москва

ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ ДОГОВОРА ПРИ АВИАПЕРЕВОЗКЕ БАГАЖОМ ЖИВОТНЫХ НА ПРИМЕРЕ ПАО «АЭРОФЛОТ»

В статье автором рассматривается нормативно-правовая база, регулирующая статус договора гражданских перевозок авиационным транспортом на примере ограничения права граждан на перевозку в качестве багажа домашних животных российской авиакомпанией «Аэрофлот». В конце 2016 года авиакомпания ввела запрет на перевозку собак определенных пород, при этом основанием для ограничений явился факт гибели одного животного, перевозимого в багажном отсеке. Каких-либо исследований, подтверждающих выводы, на основании которых авиакомпания ввела запрет, не представлено и не проводилось. В этой связи автором отмечается излишняя свобода договора, предоставленная авиаперевозчикам, которая позволяет ограничивать права граждан еще на стадии заключения договора авиаперевозки.

Ключевые слова: договор перевозки, свобода договора, «Аэрофлот», перевозка животных, багаж.

По причине развития рыночных отношений, внутреннего и внешнего туризма, мигрирования граждан за рубеж и работы в иностранных офисах международных компаний, а также с учетом территориальных особенностей и размеров нашей страны перевозки пассажиров авиационным транспортом сегодня составляют важное социально-экономическое значение. Для некоторых граждан авиационный транспорт фактически является единственно возможным. В этой связи количества пассажирских перевозок воздушным транспортом неумолимо растет из года в год, и, как следствие, возрастает число заключаемых договоров воздушной перевозки пассажиров, являющихся основанием возникновения гражданско-правовых отношений между гражданами и перевозчиками.

Не секрет, что с целью общения и получения положительных эмоций граждане заводят себе животных компаньонов, среди которых наиболее традиционными являются кошки и собаки. Одинокие люди таким образом социализируются, а для слепых и слабовидящих граждан собаки-поводыри являются необходимостью. Исходя из исследований, проведенных НАФИ, более 50 % россиян имеют домашних животных . Со временем животные-компаньоны становятся неотъемлемой частью жизни граждан, и, соответственно, встает вопрос с разлукой на время отпуска, командировок и переезда.

Актуальность данного исследования в первую очередь подтверждается возрастающим числом ограничения прав пассажиров при осуществлении авиаперевозок и заключении договора соответственно.

Договор перевозки авиационным транспортом рассматривался многими учеными нашей страны, среди которых можно отметить труды В.В. Витрян-ского, Е.А. Ефремова, В.В. Залесского, С.С. Юрьева. Однако особого изучения в части ограничения прав пассажиров на транспортировку животных договор перевозки пассажиров воздушным транспортом не получил. Особое внимание в настоящем

труде уделяется проблеме свободы договора при авиационных перевозках животных и противоречивости норм.

В юридической литературе приводятся различные классификации гражданско-правовых договоров, которые относят договор воздушной перевозки к категории двусторонних (взаимных) договоров, предусматривающих взаимные права и обязанности сторон и являющихся по своей природе реальными договорами .

Понятие договора перевозки пассажира приводится в ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации и 786 Гражданского кодекса Российской Федерации и определено как обязанность перевозчика перевести пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа — обязанность доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу .

1 декабря 2016 года авиакомпания «Аэрофлот» ввела запрет на перевозку в качестве багажа в салоне самолета и в багажном отсеке (отделении) собак, относящихся к брахицефальным породам: бульдог (английский, французский, американский), мопс, пекинес, ши-тцу, боксер, грифон (бельгийский, брюссельский), бостон-терьер, бордосский дог, японский хин.

К брацефальным породам принято относить собак с укороченной лицевой частью черепа — короткой и приплюснутой мордой, однако не все они испытывают проблемы со здоровьем, в том числе дыханием и сердцем.

Поводом к такому запрету послужил случай гибели собаки породы французский бульдог, произошедший 3 сентября 2016 года по маршруту из Дубая в Москву. В заявлении ПАО «Аэрофлот» особенно отмечается, что вины авиакомпании в этом нет, а собаки пород с приплюснутой мордой более чувствительны к перепадам температуры

© Степкин С.П., 2018

Вестник КГУ ^ № 2. 2018

и стрессу при перелетах, имеют повышенный риск асфиксии (удушья) по сравнению с собаками других пород . Никаких объективных данных, подтверждающих это, авиакомпанией не приводится.

Как отмечает Росавиация, деятельность по продаже и бронированию воздушных перевозок в соответствии с воздушным законодательством не подлежит государственному урегулированию .

Право свободы договора перевозки предоставляется авиаперевозчикам в соответствии с нормами ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации , а также п. 4 Федеральных авиационных правил (далее — ФАП), в соответствии с которыми авиаперевозчику предоставлено право самостоятельно устанавливать свои правила воздушных перевозок. Однако этим же пунктом ФАП отмечается, что правила авиакомпаний не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей. А в соответствии со ст. 102 Воздушного кодекса Российской Федерации авиакомпании при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Сами ФАП не содержат запретов на перевозку животных, а указывают лишь на необходимость согласовать перевозку с перевозчиком (пп. 21 п. 25 и п. 143).

Кроме того, перечисленные «Аэрофлотом» породы собак в силу пункта 140 ФАП не могут создавать угрозу безопасности других пассажиров и воздушному судну, официально зарегистрированы и разрешены всеми международными кинологическими организациями , участвуют в размножении и выставках. Здоровье животного не зависит от его породы. Например, мопсы в среднем живут 12-15 лет, что значительно больше, чем другие породы собак , первый клуб мопсов был создан в 1871 году, а упоминание о породе встречается с 1553 года.

При этом возможность замены меры запрета письменным отказом пассажира (владельца собаки) от ответственности при перевозке собак указанных пород ПАО «Аэрофлот» даже не рассматривается.

В силу пункта 143 ФАП владелец животного обязан предоставить на перевозимое животное документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Аналогичное требование содержится в пункте 5.4.4 Порядка перевозки животных в ПАО «Аэрофлот» РИ-ГД-372, утвержденном Приказом генерального директора ПАО «Аэрофлот» от 26.05.2017 № 216, который в открытом доступе по непонятной причине не приво-

дится, да и в принципе по своей природе является внутренним локальным актом авиакомпании. Перечень и формы таких документов, а также порядок их оформления утверждены Комиссией Таможенного союза и Минсельхозом России . В них, в частности, указывается порода животного.

Учитывая тот факт, что ветеринарные врачи не являются специалистами-кинологами и в их обязанности не входит проверка предоставляемых им данных, в ветеринарных документах порода животного записывается со слов владельца животного. А владельцы животных могут не предъявить врачу родословные документы и утаить истинную породу животного. Кроме того, собаки могут и не иметь родословных документов, так как многие граждане приобретают их в качестве домашних компаньонов и не участвуют в дальнейшем в разведении и экспонировании животных. В этой связи само по себе решение авиакомпании по ограничению списка пород собак, допускаемых к перевозке, выглядит малоэффективным, и фактически нивелируется.

Согласно мировой практике, не рекомендуется брать на борт воздушного судна собак брахице-фальных пород, если температура в аэропорту отправления, прибытия либо трансфера будет выше +27 градусов (80,6 °F).

Справедливым будет отметить, что ряд международных авиакомпаний ввело полный запрет на перевозку животных своими рейсами. К ним, в частности, относятся British Airways, Cathay Pacific, Emirates, Swiss, Thai Airways, Qatar и др. В «Аэрофлоте» полный запрет на перевозку животных отсутствует, авиакомпания не запретила перевозку пород кошек с аналогичным описанием, к которым относится, например, экзотическая короткошерстная. Кроме того, «Аэрофлот» открыто предлагает перевозку собак брахицефальных пород своими агентами по перевозке грузов . В этой связи такая выборочность является не чем иным, как ограничением прав владельцев собак конкретных пород, а не заботой о других пассажирах и самих животных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая принятое «Аэрофлотом» решение, существует реальное ограничение прав граждан (владельцев собак) по пользованию (обороту) их имущества, это также создает неудобства пассажирам «Аэрофлота» — владельцам собак, что ведет к невозможности транспортировки собак на выставки и потере дохода авиакомпании, способствует негуманному отношению — избавлению от животного (фактически члена семьи) при смене места жительства, длительных поездках граждан.

Особый урон наносится жителям отдаленных регионов страны, авиасообщение с которыми осуществляется преимущественно авиакомпанией «Аэрофлот»: они оказались заложниками такого решения авиакомпании, так как возможность добраться до европейской части России и далее по

Вестник КГУ Jb. № 2. 2018

всему миру у них теперь ограничена. Между тем сегодня около 35 % рынка авиасообщений охвачено именно этой авиакомпанией .

На популярном портале change.org даже размещена петиция владельцев собак брацефальных пород, за которую проголосовали 3 900 человек. В ней владельцы собак прямо указывают на отсутствие каких-либо статистических данных о смертности и уязвимости данных пород при перелетах. Неучастие собак от России в международных соревнованиях и племенном разведении наносит существенный урон авторитету страны, ведет к ослаблению ее позиции на международной арене в области кинологии .

Россельхознадзор данная ситуация не затрагивает, поскольку вопросы ограничения прав владельцев животных и ограничения их племенного разнообразия не входят в полномочия данного органа . Данный орган вправе лишь полностью ограничить ввоз и вывоз животных с территории Российской Федерации.

Среди российских авиакомпаний к перевозке животных, в том числе собак брацефальных пород, готовы Л^БаШс, 87, иТЛп, «Уральские авиалинии» и др., запрет на перевозку у них отсутствует.

В условиях такой правовой неопределенности, учитывая, что ситуация затрагивает права большого количества граждан, полагаю необходимым:

1) внесение изменений в ФАП ограничивающих права авиакомпаний на лимитирование пород животных, разрешенных к перевозке, без проведения соответствующих международных исследований;

2) внесение изменений в Положение о Россельхоз-надзоре с предоставлением права регулирования видов и пород животных, допускаемых к перевозке в виде багажа.

Также полагаю, что принимать решение о перелете животных должен дипломированный ветеринарный врач, осматривающий каждое животные перед вылетом в клинике, в аэропорту и выдающий справку (свидетельство), подтверждающую отсутствие болезней у животного, а также владелец животного, а не сама авиакомпания.

Это следует и из норм ст. 137 ГК РФ, согласно которым к животным применяются общие правила об имуществе и, соответственно, ограничение права пользования (оборота) возможно только по решению суда либо в иных определенных законом случаях. Закон таких прямых ограничений не содержит.

Библиографический список

2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1997, 24 марта. — № 12. — Ст. 1383.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Ч. 2 // Собрание законодательства РФ. — 1996, 29 янв. — № 5. — Ст. 410.

5. Change.org: Глобальная платформа . — Режим доступа: http://chn. ge/2GbUnJK (дата обращения: 25.03.2018).

6. Маковский Ю.Б. Транспортное право: учеб. пособие. — М., 2010.

9. Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарно-му надзору: Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 327 // Российская газета. — 2004, 15 июля. — № 150.

10. Письмо ПАО «Аэрофлот» от 20.06.2017 № 501-127 // личный архив автора.

11. Письмо Росавиации от 09.06.2017 № Исх-2649/09-ОГ // личный архив автора.

12. Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей: приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (зарегистрирован в Минюсте России 27.09.2007 № 10186) // Российская газета. -2007, 10 окт. — № 225.

13. Об утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях: приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 27.12. 2016 № 589 (зарегистрирован в Минюсте РФ 30.12.2016 № 45094) // Официальный интернет-портал правовой информации: Государственная система правовой информации. — http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 30.12.2016).

15. Стандарт породы мопс FCI . — URL: http://www.fci.be/nomenclature/

Вестник КГУ _J № 2. 2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Standards/253g09-de.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

2. Vozdushnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 19.03.1997 № 60-FZ // Sobranie zakonodatel’stva RF. — 1997, 24 marta. — № 12. — St. 1383.

4. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii ot 26.01.1996 № 14-FZ. CH. 2 // Sobranie zakonodatel’stva RF. — 1996, 29 yanv. — № 5. — St. 410.

6. Makovskij YU.B. Transportnoe pravo: ucheb. posobie. — M., 2010.

10. Pis’mo PAO «Aehroflot» ot 20.06.2017 № 501127 // lichnyj arhiv avtora.

11. Pis’mo Rosaviacii ot 09.06.2017 № Iskh-2649/09-0G // lichnyj arhiv avtora.

Все правила авиаперевозок в нашей стране регулируются Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1977 г., а также рядом международных соглашений, одним из которых можно назвать Варшавскую конвенцию 1929 г. «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок», с изменениями, принятыми в 1959 г. (Гамбургские правила). Договорные взаимоотношения с авиаперевозчиками строятся на основе Гражданского кодекса РФ (гл. 40 «Перевозка»).

Договора с авиакомпаниями могут быть трех видов: а) договор на квоту мест на регулярных авиарейсах; б) агентское соглашение; в) чартер (аренда самолета).

Договор на квоту мест на регулярных авиарейсах

Квота мест может быть жесткой или мягкой. Это влияет как на условия договора, так и на специальные льготы и скидки. При жесткой квоте мест вся ответственность за не реализацию мест ложится на туристскую фирму, независимо от причины не реализации. Финансовые потери несет турфирма. При мягкой квоте мест устанавливаются сроки возможного отказа туристской фирмы от квоты или части квоты мест по причине не реализации туристских путевок. Эти сроки предусматривают возможность дальнейшей реализации этих мест самой авиакомпанией или ее другими агентами. Договор с авиаком-панией на квоту мест на регулярных авиарейсах включает:

  • график функционирования туров в направлении «туда» и «обратно» с указанием мест назначения;

  • количество туристов в каждой группе (квота мест);

  • сроки подачи заявок и выкупа авиабилетов;

  • сроки снятия заказов на билеты без удержания штрафов (мягкий блок);

  • виды тарифов на приобретаемые билеты, льготные тарифы, условия предоставления льготных тарифов;

  • скидки и льготы на квоту мест;

  • порядок и сроки возврата выкупленных, но неиспользованных билетов, материальную ответственность, вытекающую из сроков возврата (мягкий блок).

Агентское соглашение с авиакомпанией

Некоторые авиакомпании считают своими агентами все туристские фирмы, имеющие с ними договор на квоту мест. Однако в чистом виде агентское соглашение — это работа по реализации авиабилетов, т. е. когда туристская фирма получает возможность самостоятельно выступать как агентство авиакомпании по продаже авиабилетов, что упрощает и ускоряет процедуру бронирования и оформления проездных документов. Туристская фирма сама выступает в качестве кассы по продаже билетов авиакомпании, т. е. сама выписывает билеты и имеет соответствующее компьютерное оборудование и право доступа к сети бронирования данной авиакомпании.

В этом случае авиакомпания в лице данной турфирмы имеет дополнительный пункт продажи (одним из условий агентского соглашения обычно является продажа под туры билетов именно этой авиакомпании). Агентское соглашение с авиакомпанией оговаривает и следующие моменты:

  • кто и на каких условиях обеспечивает наличие оборудования для оформления авиабилетов и их бланков;

  • вопросы о подготовке кадров для обслуживания этого оборудования;

  • объемы продаж (чаще всего устанавливаются индивидуально — по количеству билетов в месяц, например не менее10/200 билетов в месяц, или по выручке от продаж (от 10 до200 тыс. долл. США и более в разных авиакомпаниях);

  • пределы возможных продаж (регионально или по сегментам потребителей);

  • по чьей цене продаются авиабилеты — по цене авиакомпании или по цене турагентства (чаще всего по цене авиакомпании);

  • цены и тарифы продаж авиабилетов;

  • условия оплаты авиабилетов — предоплата или оплата по мере продажи (для сток-агентов в некоторых авиакомпаниях предоплата устанавливается за группы туристов);

  • размер комиссионного вознаграждения за продажу авиабилетов (до 9 % от проданного тарифа);

  • сроки и регулярность подачи отчетов авиакомпании, их форма и необходимая в приложении документация;

  • размер банковских гарантий в пользу авиакомпании или международной ассоциации воздушного транспорта (IАТА) (от20 тыс. долл.);

Чартер (аренда самолета). При организации чартерных авиаперевозок заказчик и авиакомпания определяют маршрут, оговаривают обязанности сторон, выясняют соответствие арендного договора международным правилам и определяют стоимость рейса, включающую аренду самолета, расход топлива, работу экипажа, обслуживание в аэропорту.

Затем заключается специальный чартерный договор, в котором оговариваются:

  • вид (марка) самолета;

  • число мест, подлежащих продаже;

  • стоимость аренды самолета;

  • маршрут с указанием аэропортов вылета и прибытия;

  • срок действия договора (сезон, год и т. д.);

  • регулярность совершения авиарейсов;

  • возможность и предельные сроки снятия (отмены) авиарейса и соответствующие санкции.

Особенность чартеров такова, что один полный рейс (второй и предпоследний полеты — первый обратный после первого завоза и последний туда перед последним вывозом) выполняется без туристов: на последнем рейсе самолет забирает последних туристов, но не привозя новых, так как он уже за ними не вернется (т. е. на 10 туристских заездов приходится 11 авиарейсов). Здесь действует формула N + 1. Таким образом, наибольшее число полетов за период действия авиачартерной программы снижает затраты на «выпадающий» рейс, а значит, снижает и перевозочный тариф.

Нормальные отношения с авиакомпаниями при аренде воздушного судна предусматривают его оплату с обязательным подведением баланса после каждого полета.

Чартерные рейсы не должны противоречить требованиям Варшавской международной конвенции об обязанностях перевозчика перед пассажиром. Практика чартерных программ показывает, что браться за их организацию имеет смысл только тогда, когда за 4—5 месяцев возможно проведение как минимум 15-17 сдвоенных рейсов (туда и обратно). Рейсы обычно выполняются 1-2 раза в неделю и совсем редко — с периодичностью в 10 дней или в 2 недели.

Заметна тенденция, когда туроператоры формируют и эксплуатируют собственные чартерные авиарейсы преимущественно для обеспечения собственных туристов.

Следует заметить, что в сезон реально можно организовать 20 заездов (при еженедельных полетах). Однако чартер можно пускать и с частотой 2 раза в неделю. Тогда количество полетов за сезон возрастает до 40. Это значительно снижает тариф, но недоступно по загрузке большинству туристских фирм. Этим и объясняется возникновение на рынке туристских перевозок «промежуточных» предпринимателей — фирм-оптовиков (wholesalers), сосредоточивающих в своих руках крупные чартеры и распределяющих их среди более мелких фирм в виде блок-чартеров (т. е. по 10-30 мест). Продажу блоков мест на свой чартер туроператор-оптовик, как правило, проводит по трем вариантам: жесткий блок мест, мягкий и комбинированный.

Мягкий блок, при котором заказчик не имеет никакой финансовой ответственности, но имеет право в заранее оговоренные сроки полностью или частично отказаться от своих мест, более удобен для турагента, однако если отказ произойдет позже установленного срока, то заказчику предстоит выплатить штраф. Обычно мягкие блоки применяются достаточно редко, поскольку они не всегда выгодны держателю чартера (будь это авиакомпания или туроператор-wholesaler).

Жесткий блок предусматривает строгие договорные обязательства по срокам продажи и оплате. Заказчик вносит предоплату, размер которой обычно включает сумму стоимости двух парных рейсов. Тарифы при реализации жесткого блока бывают примерно на 5-10% ниже, чем на мягком. К тому же при договоре на жесткий блок оператор и агент фиксируют цену на весь период действия чартера, что дает хорошую возможность реализаторам варьировать цены в пик сезона и в конце его.

Наиболее распространена продажа мест на чартерные рейсы комбинированным способом, сочетающим элементы двух вышеупомянутых вариантов. Общее число мест, входящих в реализуемый блок, делится в определенной пропорции на две части, одна из которых реализуется по жесткой системе, а другая — по мягкой.

Часто в роли инициатора чартерной программы выступает несколько туроператоров. При этом они заранее оговаривают между собой условия организации полетов. Главным вопросом для туроператора, впервые организующего собственный чартер, всегда остается вопрос выбора авиакомпании. В понятие «надежность авиакомпании», по мнению туроператоров, входят прежде всего репутация и имя на мировом рынке авиаперевозок, отработанность технологической цепочки полетов на конкретном направлении, величина и номенклатура летного парка, возможность наземной представительской поддержки.

Не последнюю роль при организации чартеров играет цена перевозки. Здесь лидером является «Аэрофлот». Это не означает, что в «Аэрофлоте» самые низкие цены, как раз наоборот, поскольку за надежность, гарантии и другие моменты, присущие именно «Аэрофлоту», приходится платить.

Подписывая договор об организации чартера, авиакомпания почти всегда ставит туроператора в жесткие условия. Прежде всего, от фирмы требуется предоплата. Каков бы ни был ее максимальный размер, авиакомпания всегда настаивает, чтобы заранее были оплачены первый и последний рейсы чартерного цикла: таким образом, она страхует себя и ранее завезенных туристов от возможных неплатежей. Оплата рейсов оговаривается заранее и производится, как правило, за 7-10 дней до начала полета. Согласно договору, в случае несвоевременной оплаты компания вправе выставить заказчику штрафные санкции или прервать с ним имеющиеся договорные отношения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *