Договоры с участием иностранных инвесторов

Елена Горемыкина
Юлия Цокол Адвокатское бюро «Горемыкина, Цокол и партнеры»
Журнал «The AngelInvestor»

Правовое регулирование иностранных инвестиций в России включает как нормативные акты, регулирующие непосредственно деятельность иностранных инвесторов, так и акты, регламентирующие общий правовой режим инвестиционной деятельности и ее конкретных правовых форм. В первую очередь здесь следует назвать Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который определил национальный режим деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Федеральный закон направлен на гарантирование стабильности условий и обеспечение прав инвесторов на инвестиции, получаемые от них доходы и прибыль, а также защиту прав и интересов иностранных инвесторов.

По общему правилу все иностранные юридические лица могут вести на территории РФ хозяйственную деятельность, заключать сделки, создавать новые компании с участием российских юридических и физических лиц либо юридических и физических лиц третьих государств или без таковых. Иностранные организации могут открывать представительства или учреждать филиалы, в том числе и для ведения внешнеторговой деятельности от имени иностранного юридического лица. Они могут расчеты, страховые, транспортные, кредитно-финансовые и другие операции. Представители иностранной организации вправе выдавать доверенности и действовать на их основании; выступать в суде в качестве истца, ответчика, третьего лица.

Участие иностранного инвестора в российской компании может осуществляться или в рамках вновь создаваемых юридических лиц, или путем привлечения иностранного капитала в уже существующие российские предприятия в установленных законодательством формах, т.е. в качестве предприятий с иностранным участием либо на основе только иностранного учредительства в форме обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и др. При этом, согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» вклад в уставный капитал российских юридических лиц иностранными юридическими лицами рассматривается как инвестиции, которыми являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли (дохода). Однако, участие иностранного капитала в ряде хозяйственных обществ закрыто либо ограничено специальным законом, действующим в РФ с 7 мая 2008г. — Федеральным законом от 29.04.2008 N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Этот закон применяется к отношениям, которые связаны с осуществлением иностранными инвесторами инвестиций в форме приобретения акций (долей) хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение (далее — общества стратегического значения), и с совершением иных сделок, влекущих установление контроля иностранного инвестора над такими хозяйственными обществами, и которые возникли после дня вступления в силу этого Закона.

Действие Закона N 57-ФЗ не распространяется на сделки, совершенные до дня его вступления в законную силу. При этом в течение 180 дней после дня вступления в силу Закона N 57-ФЗ иностранный инвестор обязан представить в уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством РФ (такой порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 27 октября 2008 г. N 795), информацию о владении иностранным инвестором 5% и более акций (долей), составляющих уставный капитал общества стратегического значения и приобретенных иностранным инвестором до дня вступления в силу этого Закона.

Закон N 57-ФЗ установил перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, который является закрытым и состоит из 42 наименований. При этом в данном перечне можно выделить отдельные группы видов деятельности, например:

  • деятельность по воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
  • деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
  • деятельность, связанная с ядерными установками, ядерными материалами и радиоактивными веществами;
  • подлежащая лицензированию деятельность по производству и распространению шифровальных (криптографических) средств и по предоставлению услуг в этой сфере;
  • деятельность по разработке, производству, ремонту, утилизации вооружения и военной техники и торговле ими;
  • деятельность по производству оружия, патронов и составных частей к ним, боеприпасов, взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • деятельность по обеспечению авиационной и космической безопасности;
  • деятельность по теле — и радиовещанию на территории, где население составляет половину и более численности субъекта Российской Федерации;
  • деятельность по оказанию услуг субъектом естественных монополий;
  • деятельность по обеспечению телефонной связи;
  • геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, добыча водных биологических ресурсов;
  • осуществление полиграфической деятельности, а также деятельности издателя периодического печатного издания, тираж которого не менее 1 млн экземпляров.

Определенные ограничения установлены и на стадии создания коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Одним из таких ограничений является введение квоты на участие иностранного капитала для обеспечения экономической стабильности и безопасности государства. Суть квотированияв — установлении максимального участия иностранного капитала в данной отрасли экономики. Квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах организаций с иностранными инвестициями, к совокупному уставному капиталу организаций данной отрасли, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Наиболее жесткие ограничения для иностранных инвесторов содержит страховое законодательство. В соответствии с Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. от 29 ноября 2007 г.) если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25%, орган страхового надзора прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%.

В банковской сфере Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395–1 (ред. от 28.04.2009 г.) «О банках и банковской деятельности» предусмотрен механизм установления размера (квоты) участия иностранного капитала в банковской системе РФ: квота устанавливается федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России. При достижении такой установленной квоты Банк России обязан прекратить выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями, филиалам иностранных банков. Кроме того, Банк России имеет право наложить запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов, если результатом указанного действия является превышение такой квоты.

Однако сведений об установлении квоты участия иностранного капитала в банковской системе РФ до настоящего времени не имеется. К ограничениям при создании коммерческой организации с иностранными инвестициями можно отнести и обязанность получить предварительное разрешение компетентного органа на создание коммерческой организации с иностранной инвестицией и увеличение уставного капитала за счет средств иностранного инвестора/приобретения долей иностранным инвестором. Таким государственным органом выступает Правительство Российской Федерации совместно с отраслевым контролирующим органом. Предварительное разрешение контролирующего органа необходимо получать страховым и кредитным организациям. Для первых контролирующим органом является Федеральная служба страхового надзора, для вторых — Банк России.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» контроль над экономической концентрацией осуществляет Федеральная антимонопольная служба.

Следует отметить, что для предприятий энергетического сектора экономики разрешительный порядок создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями с декабря 2005 года отменен. Так, например, для приобретения акций ОАО «Газпром» иностранными участниками-резидентами и нерезидентами не требуется разрешения Федеральной службы по финансовым рынкам, ранее выдававшемся в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.

Некоторые особенности имеются и при государственной регистрации организаций с иностранным участием.

Юридические лица с иностранным участием, так же как и другие российские коммерческие организации, создаются в явочно-нормативном порядке. По сравнению с российскими коммерческими организациями дополнительно они должны представить в регистрирующий орган только один документ в отношении юридического лица-учредителя, — выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса.

Отказ в регистрации возможен по общим основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Необоснованный отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

Однако, применительно к организациям, создаваемым в разрешительном порядке, законодательство по-прежнему предусматривает необходимость представить в регистрирующие органы дополнительные по отношению к требуемым в общем порядке документы.

Помимо ограничений, связанных с созданием организаций с иностранным участием, российским законодательством установлен и ряд ограничений в отношении учредителей иностранных инвесторов.

К примеру страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (основной организации), имеет право осуществлять в Российской Федерации страховую деятельность, если иностранный инвестор(основная организация)не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации.

Согласно Закону РФ «О средствах массовой информации» иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями теле- и видеопрограмм.

Иностранный гражданин, лицо без гражданства и гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более,не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации.

Отчуждение акций (долей) учредителем теле-, видеопрограммы, в том числе после ее регистрации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей (осуществляющим) телевещание, зона уверенного приема передач которой (которого) охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации, повлекшее появление в их уставном (складочном) капитале доли (вклада) иностранного участия, составляющей 50 процентов и более, — не допускается.

Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ (ред. от 30.10.2007 г.) «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» введены определенные ограничения при создании организации, учредителями которой являются иностранные граждане. Так, введен запрет на создание и деятельность на территории закрытого административно-территориального образования организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций,а также деятельность международных организаций (объединений). Создание и деятельность организаций с иностранными инвестициями на территории закрытого административнотерриториального образования допускаются в порядке, предусмотренном Правительством РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Имеются ограничения и по участию в некоммерческих организациях. Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ (ред. 23.07.2008 г.) «Об общественных объединениях» предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественного объединения, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Не могут быть учредителем, членом, участником общественного объединения иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Российским законодательством установлены также ограничения, направленные на предотвращение установления иностранным инвестором прямого контроля над коммерческой организацией с иностранными инвестициями. В этом случае ограничивается возможность иностранного инвестора оказывать решающее влияние на деятельность конкретной коммерческой организации.

Подобные ограничения установлены для таких отраслей как авиаперевозки и СМИ.

Для авиационных предприятий (авиакомпаний) доля участия иностранного капитала не может превышать 49% уставного капитала (ч.2 ст.61 Воздушного кодекса РФ).

В средствах массовой информации иностранный инвестор может владеть не более 50% долей общероссийских телевизионных каналов (ст.19.1 ФЗ «»О средствах массовой информации»).

Если говорить о процессе осуществления хозяйственной деятельности, то статус коммерческой организации с иностранными инвестициями максимально приближен к статусу национальных коммерческих организаций, однако определенные законодательные ограничения все же имеются.

К ним можно отнести:

  • ограничение на осуществление отдельных видов деятельности страховыми организациями, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, которые не могут осуществлять в Российской Федерации страхование объектов личного страхования, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций;
  • ограничение права на приобретение в собственность коммерческих организаций с иностранными инвестициями земельных участков для юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%. Они могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»)
  • ограничения по формированию руководящего органа авиационного предприятия: согласно Воздушному кодексу РФ руководителем авиационного предприятия может быть только гражданин РФ и количество иностранных граждан в руководящем органе авиационного предприятия не должно превышать одну треть состава руководящего органа.

Версия для печати

Почему «Транслом» выигрывал аукционы

Основанием для возбуждения антимонопольного дела стали жалобы нескольких ломозаготовительных предприятий на организацию и проведение открытых торгов по продаже высвобождаемого военного имущества. В частности, они указывали, что Минобороны включило в состав укрупненных лотов в семи аукционах лом черных и цветных металлов, находящийся в разных субъектах страны, но не у всех заготовителей есть мощности для вывоза сырья сразу из нескольких регионов. А также заявители обжаловали укрупнение лотов, которое приводило к увеличению их минимальной цены. Такие действия ведут к ограничению количества потенциальных участников аукциона и, соответственно, способствуют ограничению конкуренции, считают ломозаготовители.

Во всех семи аукционах, прошедших в 2018 году, победил «Транслом» Алексея Золотарева, бывшего партнера помощника президента и экс-министра транспорта Игоря Левитина. «Транслом» реализует лом Минобороны и РЖД. Источники РБК и «Коммерсанта» связывают компанию с бизнес-интересами Аркадия и Игоря Ротенбергов.

ФАС провела анализ и установила, что на аукционы выставлялось имущество, находившееся как минимум в 24 субъектах России. Начальная цена продажи на самом маленьком аукционе была 189 млн руб., а в общей сложности на семи аукционах имущество выставлялось по цене не менее 2 млрд руб. Конкурентная борьба была выявлена лишь на одном из конкурсов, в результате итоговая сумма оказалась почти вдвое выше изначальной — 377 млн руб., которые заплатил «Транслом», следует из материалов ФАС. На остальных торгах эта компания побеждала без особых потерь, согласившись выплатить начальную цену.

К ограничению конкуренции привели как необоснованный рост размера задатка из-за объединения имущества из разных субъектов, так и условия договоров, считает комиссия ФАС. По их условиям покупатель должен вывезти имущество в полном объеме в течение 30 дней (плюс день на каждые 30 т, превышающие 1 тыс. т). По мнению комиссии, с учетом того что имущество разбросано более чем по 24 субъектам России, установленный срок вывоза может затруднить исполнение договора, а укрупнение лотов исключает возможность участия в аукционах представителей малого и среднего бизнеса, не обладающих значительными финансовыми ресурсами. При этом география деятельности «Транслома» охватывает 12 субъектов, поэтому необоснованное укрупнение лотов на торгах создавало преимущество конкретному участнику рынка, владеющему наибольшим среди ломозаготовителей количеством площадок по переработке, указано в документе.

Кроме того, комиссия ФАС обратила внимание на наличие в некоторых аукционных лотах Минобороны драгоценных металлов — золота, серебра и платины. Участники таких аукционов обязаны иметь свидетельство Пробирного надзора, независимо от количества драгоценных металлов в лотах и экономической целесообразности их приобретения. Например, в «смешанном ломе черных и цветных металлов» от десантного корабля «Митрофан Москаленко» обнаружились «неизвлекаемое серебро» и платина. Таким образом, укрупнение лотов приводит также к установлению дополнительных повышенных требований к участникам торгов, отмечает комиссия.

ФАС уже проверяет сделку по покупке «Трансломом» металлоломной компании «ТМК Чермет», которая снабжает сырьем Трубную металлургическую компанию Дмитрия Пумпянского. Если сделка состоится, то компания Золотарева будет поставлять на рынок более 4 млн т лома (сейчас она заготавливает около 3 млн т в год), заняв около 20% рынка.

Какой ущерб мог быть нанесен Министерству обороны

Депутат Государственной думы от ЛДПР Андрей Луговой сказал РБК, что еще в мае направлял запрос в Минобороны с требованием представить материалы аукционов по реализации лома черных и цветных металлов, проведенных в 2017–2019 годах. На это ведомство ответило, что в течение последних пяти лет реализовало 725 тыс. т лома на сумму 6,3 млрд руб., из которых «Транслому» досталась лишь половина сырья. Победителями аукционов Минобороны также назвало компании «Дельтамет», «Интэк Групп», «Технолит» и «Стратум».

Луговой также просил Минобороны разъяснить экономическое основание разницы между ценой продажи лома «Транслому» (8 тыс. руб.) и его ценой на рынке (17 тыс. руб.). Поскольку ответ Минобороны не устроил депутата, он планирует добиваться от ведомства дальнейших разъяснений, сказал он РБК.

Источник в одном из ломозаготовителей, участвовавших в аукционах Минобороны, оценил финансовые потери министерства от подобных торгов в 12,6 млрд руб., исходя из того что в течение 2018–2019 годов оно продало металлолома «Транслому» на общую сумму 2,8 млрд руб. Объем реализации, по данным источника РБК, только за эти полтора года составил около 400 тыс. т лома черных металлов и 100 тыс. т лома цветных металлов. Разница между ценами, по которым «Транслом» покупает лом у Минобороны, и ценой его последующей перепродажи составляет для лома черных металлов в среднем 9 тыс. руб. за тонну, для лома цветных металлов — 90 тыс. руб. за тонну, утверждает собеседник РБК.

Due Diligence – представляет собой сложный и многофункциональный процесс сбора и анализа данных, необходимых для качественной оценки, в т.ч. юридической оценки, возможностей реализации того или иного инвестиционного проекта (в том числе анализ инвестиционных рисков, юридических рисков, оценка чистоты планируемых к заключению сделок и объекта инвестирования, поверка добросовестности потенциальных контрагентов и их финансового состояния).

Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории Российской Федерации, регулируются международными договорами Российской Федерации, ГК РФ, указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Общими нормами Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» установлено, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации (ст. 4).

Проведение процедуры due diligence по оценке юридических рисков имеет особо важное значение при вложении иностранных инвестиций и/или при участии в инвестиционном проекте иностранных хозяйствующих субъектов. Это обусловлено тем, что оценка возможных юридических рисков производится «на стыке» правовых систем разных государств с необходимостью взаимодействия с органами власти и организациями, деятельность которых регламентируется различными правовыми нормами, с обязательностью учета требований международных договоров, а также отраслевых требований и стандартов работы (при наличии).

Упущения, сделанные на стадии правового анализа рисков планируемой реализации инвестиционного проекта, всегда влекут существенные риски и негативные последствия для инвесторов в связи с тем, что проекты, осуществляемые с участием иностранных инвестиций, как правило, подразумевают весьма крупные вложения, а также требуют заблаговременной комплексной проработки ряда вопросов, которые могут возникнуть в долгосрочной перспективе.

Среди основных рисков, подлежащих оценке при проведении процедуры due diligence можно привести такие как:

  1. Искусственное завышение стоимости приобретаемых активов.
  2. Финансовая несостоятельность (наличие долговых обязательств) либо преднамеренное недобросовестное поведение одного из участников инвестиционного проекта.
  3. Наличие обязательств перед кредиторами у учредителей хозяйствующих субъектов, являющихся участниками инвестиционного проекта, если такие обязательства могут повлиять на обязательства участников инвестиционного проекта, а также на получение ими прибыли.
  4. Привлечение к административной/налоговой/уголовной ответственности участников инвестиционной деятельности (при активном введении санкций в отношении Российской Федерации данный вопрос приобрел особую актуальность).
  5. Риск нанесения урона деловой репутации.
  6. Риски оспаривания заключенных сделок (необходим анализ потенциальных рисков признания таких сделок недействительными).
  7. Риски несоблюдения установленных и обязательных к соблюдению корпоративных норм (кодексов этики, отраслевых соглашений, международных стандартов и др.).
  8. Иные риски.

Указанные перечень рисков не является ограниченным и подлежит уточнению при непосредственном проведении оценки привлекательности того или иного инвестиционного проекта в зависимости от поставленных целей и задач.

Юристы Юридической фирмы «BRACE» обладают необходимыми знаниями и навыками, позволяющими осуществлять проведение процедуры due diligence максимально качественно, используя комплексный подход к оценке краткосрочных и долгосрочных перспектив развития инвестиционного проекта и возможных правовых рисков.

Смежные услуги

  • Подготовка и юридическая экспертиза внешнеторговых контрактов
  • Юридическая поддержка по праву ЕАЭС
  • Юридическая проверка соответствия сделок и торговых операций международным требованиям и ограничениям
  • Ведение споров, связанных с внешнеэкономической деятельностью
  • Представление интересов в МКАС при ТПП РФ
  • Признание и приведение в исполнение решений международных коммерческих арбитражных судов и решений иностранных государственных судов
  • Подготовка и юридическая экспертиза документов для реализации инвестиционного проекта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *